Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммуникативная система лирики А. С. Пушкина Сысоев, Сергей Валерьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сысоев, Сергей Валерьевич. Коммуникативная система лирики А. С. Пушкина : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Москва, 1999.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/30-1

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В пушкинистике, как и вообще в исследованиях лирики, существует устойчивое внимание к проблеме реализации авторской субъективности в „оэти-

форм" (А. А. Смирнов). Статистические методы и широкая историческая перспектива позволяют видеть эволюцию в проявлениях "лирической субъективности" на материале национальной

рТГв=^^^

Приему" заставляет исследователей искать те "структуры" и

посЗол=^^

рам как формам выражения субъектно-объектных отношений между автором и миром (В. А. Грехнев, И. С. Кузнецов).

Следует отметить, что практически во всех исследованиях авторской субъективности текст анализируется как высказывание, взятое в диахроническом аспекте. Это значит, что, во-первых, произведение исследуется в его связях с другими произведениями, во-вторых, в тех отношениях, которые существуют между ним и реальными автором и читателем. В диахроническом аспекте лирическое стихотворение всегда предстает перед исследователем в своих интертекстуальных связях и как продукт определенной эстетической деятельности.

Внимание к приему подразумевает внимание к тому, кто и

Диахронический аспект рассмотрения должен быть дополнен синхроническим. Чтобы текст не был сведен к не-текстовым сущностям — эстетической деятельности, психологии, социальным отношениям, а соотнесен только с литературностью как таковой (Цв. Тодоров), его необходимо изъять из ряда высказываний. Относительно форм выражения авторского сознания в лирике это будет означать, что внимание исследования должно

тивности": смешение реальных и внутренне присущих тексту субъектов и адресатов. Синхрония позволит увидеть их только как функции коммуникативных инстанций текста, реализованных в плане содержания в соответствующих персонажах. В конце концов, подход к лирическому стихотворению как к высказы-

другими высказываниями (М. М. Бахтин). Это важно не только для изучения лирики Пушкина, но также и для изучения лирики как рода литературы.

Анализ лирического стихотворения как высказывания в синхронном аспекте опирается на коммуникативную модель высказывания, предложенную риторикой (Аристотель). Риторичс-

А. Б. Рогачевского).

Предметом исследования являются лирические произведения Пушкина лицейского и романтического периодов творчества.

Цель работы - исследование внутритекстовой коммуникации в лирике Пушкина, описание эволюции ее системы.

Задачи исследования - выявление коммуникативно значи-мых инстанций; исследование функционирования коммуника-

ГриГГ ^х„,., Грюкие :=^Lc^

ры.

Научная новизна диссертационной работы определяется, прежде всего, подходом к лирическому произведению как к вы-

r:=:=r*zs; ex»:

вать всю лирику Пушкина с точки зрения организации внутритекстовой коммуникации, но также рассматривать стихотворе-

zz^-^^^zr-в равной мере как худо-

Этот методологический подход позволяет ввести такие по-

Общая методология исследования заключается в использовании риторического инструментария для анализа лирического

Апробация работы. Положения, наблюдения и выводы дис-

Практическая значимость нсследоваи«я заключается в возможности использования его результатов в лекционных курсах и

таблицами и схемами и может быть использовано в качестве по-заключения и библиографии.