Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Книжные плачи в древнерусской литературе Савельева, Ольга Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савельева, Ольга Александровна. Книжные плачи в древнерусской литературе : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Томск, 1994.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность нашей работы обусловлена отсутствием комплексного исследования различных видов книжных плачей, объединенных единой темой /Плач Адама и Плач Богоматери/. Этим определяется

предмет изучения, а также пели и задачи исследования. Предметом изучения в настоящей работе являются книжные плачи, проблемы их текстологии, генезиса, художественных особенностей. Поскольку эти плачи представлены разными жанрами книжной лирики, то мы ставили целью прежде всего установить соотношение между различными типами плачей - на примере Плача Адама и Плача Богоматери. Основными задачами при изучении Плача Адама можно считать выявление редакций духовного и покаянного стиха, известного под этим названием, его текстологический анализ, установление источников и близкого по идейно-тематическим особенноетягл круга литературы. При исследовании Плача Богоматери, известного прежде всего как плач из Канона Страстной пятницы Симеона Логофета, который рассматривался исследователями как возможный источник других плачей Богматери, мы полагали необходимым проследить жизнь плача из Канона в древнерусской литературе в диахронном аспекте и рассмотреть процесс его изменения с течением времени.

Для достижения поставленных целей использовались методы текстологического, сравнительно-исторического и историко-функционального анализа.

Материалом исследования послужили богослужебные песнопения Сырного воскресенья /Плач Адама/ и Страстной пятницы /Плач Богоматери/, а также покаянные и духовные стихи, представляющие собой плачи указанных библейских персонажей. Кроме того, нами были рассмотрены плачи Адама в составе таких известных литературных памятников как "Слово о Лазаревом воскресении", "Моление Даниила Заточника", "Исповедание Евгино", "Послание архиепископа Новгородского Василия... о видимом рае", "Беседа отца с сыном о;женской злобе". Плач Богоматери рассматривался в связи с такими сочинениями как "Слово в неделю жен-мироносиц" /"Слово во святый Великий пяток"/ Кирилла Туровского и апокрифическая повесть "Страсти Христовы".

Источниковедческой базой работы являются рукописи Ж - XX вв., включающие богослужебные певческие сборники, сборники духовных стихов, сборники слов и поучений, а также четьи сборники.

Привлекались и старопечатные издания /преимущественно "Страсти Христовы"/ ХУШ - XX вв. Работа с источниками производилась в собраниях: Российской национальной библиотеки /ранее ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина/. Библиотеки Российской Академии наук, Древлехранилшца Института Русской литературы /Пушкинского Дома/ Российской Академии наук, Российской государственной библиотеки /ранее ГБЛ/, Государственного Исторического музея, Центральной научной библиотеки Академии наук Украины, г.Киев, Института литературы им. Т.Шевченко, г.Киев, Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН и Института истории СО РАН /ранее ИЙФиФ СО АН СССР/, г.Новосибирск.

Научная новизна работы:на основании широкого круга опубликованных и неопубликованных материалов впервые была сделана попытка решить вопрос об особой форме древнерусской лирики - книжных плачах. Применен комплексный подход, позволяющий рассмотреть и проанализировать лирические плачи в древнерусских памятниках, принадлежащих к различным жанрам. Впервые подробно изучены различные Плачи Адама, в том числе и известнейший духовный стих, выяснено их соотношение друг с другом. Впервые в отечественном литературоведении рассмотрена история жизни Плача Богоматери в древнерусской литературе и исследовано соотношение различных Плачей Богоматери друг с другом. Некоторые материалы /плачи из апокрифической повести "Страсти Христовы"/ впервые введены в научный оборот.

Практическая значимость работы: основные выводы и наблюдения исследования могут быть полезны для исследователей, занимающихся изучением литературных памятников, принадлежащих к разным жанрам, но объединенных общностью тематики. Введенные в научный оборот тексты могут быть использованы в учебных пособиях по истории духовной культуры или истории литературы Древней Руси, а также в научных исследованиях и публикациях филологов,. историков, искусствоведов.

Апробация работы: основные материалы и выводы диссертации были представлены в качестве докладов на ХУЛ, ХУШ и XIX Всесо-

юзных студенческих научных конференциях Новосибирского государственного университета /апрель 1979, 1980, 1981 гг./, на Всесоюзной студенческой конференции Ленинградского государственного университета /1981 г./, на Всесоюзных конференциях молодых ученых в Институте истории, филологии и философии СО Ail СССР /Новосибирск, 1982, 1983, 1986, 1989 гг./, на Всесоюзной конференции молодых специалистов в /Інституте русской литературы /Пушкинском Доме/ АН СССР /Ленинград, 1987 г./, на международной конференции "Евангельский текст в русской литературе" /Петрозаводск, 1993 г./. Материалы данной работы используются нами .также в курсе "История мировой литературы", читаемом на историческом факультете Новосибирского государственного педагогического университета, и в спецкурсе "Апокрифы и духовные стихи: от ранних христиан до наших дней", предназначенном для студентов негуманитарных факультетов Новосибирского государственного университета.

По материалам диссертации опубликовано 7 работ.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и пяти приложений.