Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

И. А. Бунин и Л. Н. Толстой Пономарев Евгений Рудольфович

И. А. Бунин и Л. Н. Толстой
<
И. А. Бунин и Л. Н. Толстой И. А. Бунин и Л. Н. Толстой И. А. Бунин и Л. Н. Толстой И. А. Бунин и Л. Н. Толстой И. А. Бунин и Л. Н. Толстой И. А. Бунин и Л. Н. Толстой И. А. Бунин и Л. Н. Толстой И. А. Бунин и Л. Н. Толстой И. А. Бунин и Л. Н. Толстой
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пономарев Евгений Рудольфович. И. А. Бунин и Л. Н. Толстой : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 СПб., 2000 376 с. РГБ ОД, 61:00-10/488-9

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. БУНИН И ТОЛСТОЙ, 1880-1890-е ГОДЫ 23

  1. Детство и отрочество 25

  2. Толстовство и русское общество конца XIX века 33

  3. Бунин и учение Толстого 57

  4. Бунин-толстовец 70

  5. Толстовские рассказы Бунина 100

ГЛАВА ВТОРАЯ. БУНИН И ТОЛСТОЙ. 1900-1910-е ГОДЫ 116

  1. Рядом с Толстым 131

  2. Смерть Толстого 151

  3. Полемика с Толстым 155

  4. Наследник Толстого 177

  5. Приближаясь к толстовской теме 186

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, БУНИН О ТОЛСТОМ В ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ 211

1. Тема Толстого в культуре русской эмиграции 1920-1930-х годов

2. О смерти и преодолении ее 244

3. «Освобождение Толстого» 300

  1. К вопросу об архитектонике 305

  2. Развитие тем 310

  3. «Иллюстративные» главы 320

  4. К вопросу о жанре 326

  5. Полемика и традиция 328

4. Текст и жизнь 335
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 343
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ РАБОТЕ
НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ " ^

Введение к работе

Тема «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой» представляет огромный интерес как (в меньшей степени) для понимания творчества Толстого, так и (в большей степени) для понимания творчества Бунина. С одной стороны, восприятие Буниным Толстого (которое постепенно изменялось на протяжении бунинской жизни) выделяет нечто такое в личности и творчестве Толстого, системе его мировоззрения, что до Бунина оставалось в тени и, может быть, вообще не было замечено. С другой стороны, во многом необычное обращение к Толстому позволяет намного глубже понять творчество Бунина. Толстой был кумиром Бунина на протяжении всей его жизни, мерой духовности и писательского таланта. Апологетическое отношение писателя к своему великому предшественнику проливает свет на литературное самосознание Бунина, его понимание собственного места в русской литературе. Это, в свою очередь, помогает во многом по-новому взглянуть на его творчество - как на своего рода проекцию творчества Толстого на литературный процесс XX столетия, продолжение и переосмысление его наследия. В то же время изучение темы позволит хотя бы частично ответить на ряд вопросов, представляющих первостепенный интерес для истории русской культуры: о восприятии Толстого на рубеже веков и в эмиграции» о влиянии реализма на

литературу модерна, о преемственности литературного процесса XIX-XX веков и т.д.

Естественно, что тема «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой» не могла не привлечь внимания исследователей. Однако в полном объеме она практически не изучалась: обычно ограничивались тем или иным ее аспектом. В сравнении с популярными в науке темами "Чехов и Толстой", «Бунин и Горький», «Бунин и Чехов» данная тема выглядит малоизученной.

Рассмотрение темы в литературе разделено на два направления, которые можно условно назвать "биографическим^личные связи писателей, их мнения друг о друге, отзывы о творчестве, отношение Бунина к памяти Толстого), и "творческим'Хсопоставление художественных систем).

Биографическое направление, по сути, сводится к сбору соответствующих документов и материалов. Этапным событием на этом пути стал выход в 1967 году книги А.К.Бабореко «И.А.Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917», являющейся наиболее полным собранием документов. В 1983 году книга была переиздана с исправлениями и дополнениями'. Отдельные документы» касающиеся взаимоотношений Бунина и Толстого, были опубликованы в ряде статей2, Этот этап исследования далек от завершения, ибо постоянно появляются новые источники, проливающие

1 Бабореко А.К. И.А.Бунии: Материалы для биографии с 1870 по 1917, М„ 1967 (2 изд. - М.,

1983).

1 Подробнее см. главу 1.

новый свет на творчество Бунина - например, до сих пор не существует даже полного собрания его сочинений, а многие письма писателя просто не опубликованы. В связи с этим проблема источников чрезвычайно актуальна для данного исследования и поднимается в начале каждой главы. Большое количество биографического материала по теме «Бунин и Толстой» по сей день существует разрозненно. Нет и летописи взаимоотношений Бунина и Толстого. Поэтому одной из предварительных задач диссертационной работы является обобщение и увеличение (введено в научный оборот несколько новых источников) существующих биографических данных. Однако поскольку, во-первых, основная задача диссертации далека от компилятивной, а также, во-вторых, в связи с неполнотой существующих материалов о Бунине, автор посчитал возможным не преследовать максимальной полноты приведенного списка высказываний Бунина о Толстом, Толстого о Бунине и других биографических материалов.

Сопоставление творчества писателей представлено, в основном, работами на конкретные узкие темы. Это прежде всего близкое биографическим исследованиям изучение влияния Толстого на Бунина.

В 1959 году О.Н.Михайлов опубликовал статью «Бунин и Толстой». Бунин, считает Михайлов, переболел идеями нравственного самоусовершенствования, подобно многим своим современникам (например, Чехову и Горькому). Однако его проза 1890-х - 1900-х годов мало напоминает

о Толстом. С элементами приближения к Толстому связано новое качество бунинского реализма 1910-х годов. Михайлов находит «толстовские» эпизоды в «Деревне», влияние толстовской манеры в «Господине из Сан-Франциско» и «Старухе». Но, делает вывод Михайлов, Бунин никогда не заимствует у великого писателя. «И то, что выглядит у него «толстовским», на деле рождается как результат глубоко внутреннего художественного процесса [выделено автором. - ЕЛ.]»3

В 1966 году вышла статья Н.М.Кучеровского «"Мундир" толстовства (Молодой И.А.Бунин и толстовство)». В ней прослежены личные отношения двух писателей (письма и встречи), отмечены толстовские идеи в ранних рассказах Бунина (1892-1895 гг.). Отвечая на вопрос, что привлекало Бунина в толстовстве, Кучеровский, со слов Бунина, говорит о желании быть ближе к Толстому-писателю, а также - о том, что толстовство после разорения родителей было для Бунина одним из вариантов самоустройства4. Позднее текст статьи практически без изменений вошел в книгу Кучеровского о дооктябрьской прозе Бунина5.

Об увлечении Бунина толстовством в семидесятые годы писал В.А.ГеЙдеко в статье «Толстовство в творчестве Бунина». Автор рассказывает о толстовстве в биографии Бунина, акцентируя внимание на отражении

' Михайлов О.Н. Бунин и Толстой // Лев Николаевич Толстой. Сб. 2, М.» 1959. С. 2U.

* Кучеровский Н. «Мундир» толстовства (Молодой И.А.Бунин и толстовство) // Из истории

русской литературы XIX века. Калуга, 1966. С. 110-131.

толстовских идей в его творчестве. Не рассматривая тексты первой половины 1890-х годов, как это делал Кучеровский, Гейдеко начинает с рассказа «На даче» (1895). Наибольшее влияние толстовства автор видит в рассказах 1910-х годов (особенно «Старухе»), опровергая тем самым тезис о том, что толстовство прошло без следа в творческой биографии писателя. В то же время Бунин никогда не принимал доктрину толстовства полностью. Некоторое влияние толстовской философии автор находит и в эмигрантском творчестве Бунина. В цикле рассказов «Темные аллеи» писатель, по мнению Гейдеко, полемизирует с «Крейцеровой сонатой», «Дьяволом», «Отцом Сергием», «Воскресением»". В книге «Чехов и Бунин», вышедшей в 1976 году, Гейдеко прослеживает влияние толстовства на каждого из этих двух писателей и приходит к выводу: ни Бунин, ни Чехов не принимали толстовства безоговорочно. Но оба относились к нему уважительно, «без пренебрежительного высокомерия и поверхностной иронии»7.

Р.С.Спивак, опубликовавшая во второй половине 1960-х годов несколько работ по теме «Бунин и Толстой», предложила свои принципы изучения проблемы. В статье «"Живая жизнь" И.Бунина и Л.Толстого (Некоторые

Кучеровский Н. Бунин к его проза (1887-1917). Тула, 1980,

Гейдеко В.А. Толстовство в творчестве Бунина // БунинскиЙ сборник. Орел, 1974, С.240-250.

7 Гейдеко В.А. Чехов и Бунин. Изд. 2. М„ 1987. С. 53.

стороны эстетики Бунина в свете традиций Л.Толстого)»8, а также кандидатской диссертации «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой {Наблюдения над соотношением художественных стилей)»11 она сопоставила эстетические идеалы Толстого (этический критерий первенствует над эстетическим) и Бунина (гармония критериев), учитывая общую для них пантеистичность. Исходя из этого, автор сопоставляет принципы типизации характеров, описания деталей, соотношение позиций повествователя, особенности языка. Общая проблема делится в ее работах на несколько частных, каждая из частных проблем изучается отдельно. Общие выводы производят впечатление механической комбинации выводов, полученных на более низких «уровнях исследования». Дробление проблематики, как кажется, не приводит исследовательницу к ожидаемым результатам. Необходим некий комплексный путь изучения проблемы. В дальнейшем Спивак пыталась выделить лингвистический аспект темы10, а также определенный объект изображения11 в творчестве обоих писателей. Однако, несмотря на ряд важных наблюдений, сделанных в этих работах, комплексного изучения проблемы так и не получилось. Напротив, продолжилось методическое расчленение материала,

s Спивак Р.С. «"Живая жизнь" И.Бунина и Л.Толстого (Некоторые стороны эстетики Бунина

а свете традиций Л.Толстого)» // Ученые записки Пермского гос. Университета. 1966, № 155.

С.87-128.

"Спивак Р.С. «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой (Наблюдения над соотношением художественных

стилей)». Автореферат кандидатской диссертации. М., 1967,

10 Спивак Р.С. Язык прозы ИА.Бунина и традиции Л.Н.Толстого // Филологические науки.

1968. ЯвЗ. С. 23-33.

приводящее к дробности выводов. Разделение изучения ЯЗЫКОВЫХ особенностей на уровни языка предопределило отсутствие обобщения как такового. Рассмотрение изображения деревни вне контекста творчества писателей также уводило от обобщений. Тем не менее, методология Р.С.Спивак имела определенные плюсы. Так, именно эта исследовательница одной из первых обратила внимание на важность бунинской детали12.

Иное и, как кажется, наиболее продуктивное направление изучения темы может быть названо сравнением художественных систем писателей.

В работе И.А.Ильина1'1, вышедшей в 1959 году в Мюнхене и долгое время остававшейся недоступной советскому читателю, указывается на необходимость сопоставления Бунина с Толстым для верного понимания Бунина. Ильин оперирует понятием «художественный акт» и сближает двух писателей по сходному строению их «художественных актов», Настаивая на сходстве* а не ученическом отношении одного к другому. Восторженное отношение Бунина к Толстому, по его мнению, есть не столько общелитературное впечатление, сколько «творчески- интимный отклик на проявление зрелого художественно-сродного мастерства»14. Творчество обоих

11 Спивак Р.С. Русская деревня в изображении И.А.Бунина и Л.Толстого // Вестник МГУ.

1969. №3. С. 41-48.

11 Спивак Р.С. Принципы художественной конкретизации в творчестве Л.Толстого и

И.Бунина: деталь // Ученые записки Пермского гос. университета. 1968. № 193. С. 247-277.

'* Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин, Ремизов,

Шмелев. М., 1991.

14 Там же. С. 30.

писателей, по Ильину, построено на анализе человеческого инстинкта. Но если Толстой знает инстинкт, умеет пребывать в этой стихии и иногда «вещать из нее», то Бунин уходит в стихию целиком. Если Толстой - поэт инстинкта, то Бунин - его анатом.

Толстой показывает положительную сторону инстинкта (и нравственные «провалы» - во «Власти тьмы»), развертывая национальную панораму («Война и мир»). Бунин сосредоточен на донравственных струях инстинкта, его творчество «додуховно», Ильин подробно описывает строение бунинского «художественного акта»: это чувственное восприятие и чувственное изображение воспринятого. Необходимые требования к произведению -точность, красота и сила. «Райская чувственность мироощущения» -обязательное условие бунинского творчества15. Это акт естественного, природного человека. Бунин уводит в глубь темного, родового и всемирного опыта. Толстовский выход из царства инстинкта - в сентиментальную мораль -был невозможен для Бунина,

Переходя к творчеству Бунина, Ильин замечает, что речь о «подражании» Толстому может идти только применительно к рассказу «Старуха». В других же случаях кажущегося сходства происходит приближение к художественному акту Толстого - как, например, в «Митиной любви».

и Там же. С. 35.

В России сравнение художественных систем представлено книгой В.Я.Линкова «Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина»Иі. Автор рассматривает взаимоотношения писателей как полемику Бунина с предшествующей реалистической традицией. Он исходит тезиса, отчасти напоминающего утверждение Р.С.Спивак, отчасти - И.А.Ильина: «Если Л.Толстой самый этический русский писатель, то Бунин самый неэтический /.../»17. Основной аргумент Бунина в споре с классиками - отсутствие у среднего человека нравственного сознания. Любовь у Бунина не подвластна этическим требованиям, как у Толстого, - для него важно чувство в его субъективности. Бунин привносит в литературу новое понимание истории, кардинально отличное от толстовского: в прошлом обретается связь с людьми. Важнейшее же мировоззренческое различие писателей в том, что Бунин, в отличие от Толстого, не помышлял о возможности обретения истины. Различное понимание исторического процесса писателями, по мысли Линкова, отражается и в строении их произведений: над героями Толстого доминирует развитие (в развитии изображаются внутренняя жизнь человека и взаимоотношения между людьми), в творчестве Бунина господствует тенденция к неподвижности (герои цельны и не меняются, сюжет почти отсутствует - не приводит к новому положению, обычный финал - смерть, катастрофа).

10 Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989.

Иначе подходит к проблеме О.В.Сливицкая в ряде статей последних лет. От конкретных бунинских произведений она идет к обобщениям, прослеживая связь с Толстым на сюжетном и даже метасюжетном уровнях. Исследовательница пишет о «художественной антропологии» Бунина, путь к которой во многом был проложен Толстым. Это, во-первых, тема могучих внеличностных сил, управляющих частной судьбой. Во-вторых, мысль о «единой душе» в мире; но если у Толстого единство реализуется в бесконечном многообразии личностей, то у Бунина личность редуцируется - у героя часто вовсе не имени. И, в третьих, движение к «художественному полицентризму» -избыточности на всех уровнях текста18. Герои Толстого чувствуют, что служат чему-то в жизни. Это чувство выливается у Бунина в космическое мироощущение, неслучайно в его произведениях преобладает изображение человека извне («диалектика души» - пройденный этап), В бунинском мире отсутствует иерархия, ибо в многообразии жизни проявляет себя единое.

«Создание интегрального образа повышенной жизни - доминанта всего творчества Бунина, его сверхзадача, его высший и сокровенный смысл. Этому у Бунина служит все [выделено автором. - Е.П.]»'1\ Мотив «переизбытка

"Там же. С. 105,

1* Сливицкая О.В. Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина) // Царственная

свобода: О творчестве Бунина, Воронеж, 1995. С. 6-7.

14 Сливицкая О.В. Человек Бунина как космос и личность // Slavic Almanach. 1997. Vol. 4. №

5-6. P. 76.

жизни» есть и у Толстого. Но там это один из многих определителей человека, у Бунина - единственный, доминанта человека и жизни.

Эта идея с разными модификациями повторяется у многих - как отечественных, так и зарубежных исследователей. А.К.Жолковский говорит о роли композиции, которая «/.../ сдвигает акцент с одной стороны жизненного материала - фабульной, на другую - фактурную, которую всячески активизирует, сливая природные, физические, культурные и словесные мотивы в единый сильный аромат»20. Д.Дж.Ричардс пишет о чувстве «супра-персонального» значения жизни, присущего писателю21.

В числе прочего, считает О.В.Сливицкая, созданию «образа повышенной жизни» служит деталь. «Каждая деталь у Бунина - драгоценная в своей конкретности и единственности - не только присутствует, но и свидетельствует. Свидетельствует о безграничной, мучительной, сладостной и непостижимой жизни»22. В этом близость Бунина мироощущению Востока11.

В статье «Сюжетное и описательное в новеллистике Бунина» О.В.Сливицкая, отталкиваясь от анализа рассказа «Пароход "Саратов"», выходит на уровень бунинской философии творчества. «Случайное заглавие»

Жолковский А.К. «Легкое дыхание» Букина - Выготского семьдесят лет спустя //

Жолковский АХ. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 119,

-' Richards DJ. Bunin's Conception of the Meaning of Life li The Slavonic and East European

Review. 1972. April. No.l 19. P. 160-161.

*" Сливицкая O.B. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература.

1994. № 1.С. 75.

" Сливицкая О.В. Бунин и Восток (к постановке вопроса) // Известия Воронежского ГПИ.

Т. 114. Воронеж, 1971. С. 87-96.

рассказа свидетельствует о том, что писатель воспринимает рассказ как фрагмент безграничного бытия. Жизнь же шире любого события. И здесь тоже Бунин наследует Толстому: «Если Толстой расширил единичную ситуацию до «срезов общей жизни», то Бунин вывел ее за пределы сугубо человеческих проблем - на просторы Универсума»24.

В статье «Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина)» О.В.Сливицкая подытожила свои многочисленные наблюдения. Мир Бунина, по ее мнению, может показаться более универсальным в сравнении с миром Толстого. Но это на первый взгляд. На самом деле, мир Толстого шире. В мире Бунина, во-первых, отсутствует женщина. Во-вторых, деля людей на «делателей» и «вышедших из Цепи», Бунин, в основном, пишет о последних. В мире Толстого с доминирующей нравственной проблематикой находится место всем - например, Каренину, никогда не заинтересовавшему бы Бунина25.

Однако «комплексное» изучение темы - редкость в современной науке. Наибольшее количество материала так называемой истории вопроса представляют собой отдельные суждения в статьях и монографиях о Бунине. В монографиях Т.М.Бонами2*, В.Н.Афанасьева27, А.А.Волкова28, А.А.Нинова24,

J4 Ошвицкая О.В. Сюжетное и описательное в новеллистике И.А.Бунина // Русская

литература. 1999. № 1. С. 97.

:s Сливицкая О.В. Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина) // Царственная

свобода: О творчестве Бунина. Воронеж. 1995. С, 8-9,

3ft Бонами Т.М. Художественная проза Бунина. 1887-1904. [Владимир], 1962,

"Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. М., 1966.

'* Волков А. Проза Ивана Бунина, М, 1969.

двух книгах О.Н.Михайлова упоминается о преклонении Бунина перед Толстым, толстовских традициях в творчестве Бунина. Особенно важна монография Ю. В. Мальцева31, на страницах которой Бунин постоянно противопоставляется Толстому как образцу писателя-реалиста, что помогает автору делать акцент на новаторстве Бунина. В книгах о Бунине, изданных за рубежом, как правило, подробно рассказывается о том чувстве, которое питал писатель к Толстому на протяжении всей жизни, а также о толстовском эпизоде его биографии32. Иногда к этому добавляется несколько слов об «Освобождении Толстого». На этом фоне выделяется монография Джеймса Вудварда, в которой предприняты попытки сравнения творчества Бунина с творчеством Толстого. Вудвард считает, что Бунин на протяжении всей жизни был «очарован» как Толстым-писателем, так и Толстым-религиозным мыслителем. Общность мироощущений двух писателей он определяет как «чувство плоти», проблему которой «Толстой решает в рационалистическом и моралистическом духе, Бунин - в эстетическом и метафизическом»'1*.

Особое внимание также следует уделить статьям о Бунине, появлявшимся в разные годы в эмигрантской периодической печати. Во

-" Нинов А. М.Горький и Бунин. История отношений. Проблемы творчества. Л., 1973 (2 изд.

-Л.Л984).

"'Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. М., 1976;

Михайлов О.И. Бунин. Жизнь и творчество. Тула, 1987.

" Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953. [М.]. 1994.

м См., напр: Conolly J, Wan Bunin. Boston, 1982. P. 5-15.

" Woodward J. Ivan Bunin: A Study of His Fiction. Chapel Hill, [1980]. P. 33, Здесь и далее

перевод с английского мой, - К.И.

многих из них речь идет о теме смерти в творчестве писателя, иногда в сравнении с Толстым. Так, Ф.А.Степун пишет в юбилейной статье, посвященной присуждению Бунину Нобелевской премии: «Казалось бы, что после Толстого ничего нового о смерти сказать нельзя. Однако Бунин нашел слова и образы, не сказанные и не найденные Толстым. С одной стороны, смерть ощущается и изображается Буниным еще физиологичнее, еще тлетворнее, чем Толстым, но с другой - в его словах о ней /,../ слышатся такая таинственность, мистичность и даже, отраженная от церковного обряда, литургичность, которой нет у Толстого»-14. Существенны также, с этой точки зрения, работы ЮЛ.Иваска15, А.Звеерса-\ Ж.Гуккера".

Нельзя не выделить и несколько работ, специально посвященных книге "Освобождение Толстого", Это статьи О.А.БердниковойЛЙ и А.Романович34. Бердникова ставит «Освобождение Толстого» в ряд произведений о художнике-творце, рассматривая -этот текст в составе выделенной ею дилогии, вместе с «Жизнью Арсеньева». «Жизнь Арсеньева» - книга о вхождении в мир, «Освобождение Толстого» - об уходе из него. Толстой для Бунина, пишет

14 Степун Ф. Ив.Нунин И Современные записки. 1934. Ки. 54, С. 205.

ls Иваск IO, Бунин // Новый журнал. № 99. С. 106-122.

lhZweers A. The Function of the Theme of Death in the Works of I.Bunin // Russian Literature.

1980. No. VIII.

" Изложение его выступления на VII Международном съезде славистов в Варшаве см. в

статье: Андросова Т.С. Тема смерти у Бунина и Толстого // Лев Толстой и русская

литература. Горький, 1976. С. 88-89.

Бердникова О.А. Личность творца в книге И.А.Бунина «Освобождение Толстого» //

Царственная свобода, О творчестве Бунина. Воронеж, 1995. С, 77-95

Бердникова, образец творца, ибо Толстой в самой полной мере выполнил назначение художника на земле, заключенное в наибольшем расширении границ личностного бытия. А. Романович пишет о житийности «Освобождения Толстого», в чем-то совпадая с Бердниковой, в чем-то расходясь с ней.

В целом, изучение темы «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой» разбито на ряд проблем и направлений исследования, сумма которых не создает целостной картины. Наиболее приближается к целостному взгляду на проблему метод «комплексного» исследования, рассмотренный выше.

Задача настоящей работы заключается в том, чтобы попытаться понять в целом роль Толстого в жизни Бунина. В работе над диссертацией "биографическое" и "творческое1'' направления были объединены. Было также особо выделено-третье направление исследования - Толстой как важная тема творчества Бунина. Зарождаясь в дореволюционном творчестве (с Толстым и его произведениями соглашаются или спорят некоторые бунинские персонажи), она становится одной из самых важных в эмигрантский период. Именно это направление стало доминантным в третьей главе диссертации. Отношение Бунина к Толстому на каждом этапе творчества отражает его мысли об основных проблемах бытия, а также помогает глубже уяснить особенности его восприятия искусства и художественного творчества.

J4 Романович А, Проблема жизни и смерти в «Освобождении Толстого» Бунина // Русская

Биографические данные, приведенные в диссертации, тесно связаны с анализом текстов Бунина, которому уделено наибольшее внимание. Основным методом был избран мотивный анализ, ибо, как кажется, именно на уровне мотива наиболее заметно как толстовское влияние на Бунина, так и его оригинальность и самостоятельность: мотивы, отсылающие к Толстому, как правило, интерпретируются неожиданно - иногда близко к дискурсу толстовского творчества, иногда же уводят далеко от него. В первом случае можно говорить о толстовских традициях в творчестве Бунина; во втором - о широком, творческом восприятии Толстого одним из крупнейших авторов «века модерна». Мотивы, переосмысляющие Толстого, более многочисленны и, как кажется, значительно более интересны, поскольку позволяют показать бытование «толстовской струи» в контексте всего бунинского творчества, а также делать широкие обобщения мировоззренческого плана, касающиеся психологии творчества. Естественно, что даже столь широкое рассмотрение толстовского наследия у Бунина предполагает лишь анализ определенного «среза» творчества первого российского лауреата Нобелевской премии по литературе. При этом многие важнейшие моменты, касающиеся творчества Бунина в целом, останутся за пределами исследования.

Структурным принципом диссертации стал принцип хронологический. Изменения в отношении Бунина к Толстому на протяжении всей жизни

литература. 1996. Л« 4. С. 93-100.

очевидны. Деление работы на главы, с одной стороны, соответствует этим изменениям, с другой - учитывает смену литературных эпох и изменения в восприятии личности и творчества Толстого, происходившие в литературной среде.

Первая глава охватывает период от детства Бунина до встречи с Толстым. В ней прослежены первые впечатления Бунина от знакомства с творчеством Толстого, а также подробно рассмотрен эпохальный контекст восприятия личности и творчества великого писателя. Учтено отношение к Толстому в обществе (проанализирована популярная тогда в России критическая литература о Толстом), отношение к Толстому в семье Бунина, увлечение молодого Бунина сочинениями Толстого, специфика бунинского мироощущения. Во многом по-новому рассмотрено увлечение Бунина толстовством. Традиционное мнение, что Бунин стал толстовцем только для того, чтобы быть ближе к Толстому-писателю, на наш взгляд, упрощает проблему. Духовное тяготение к некоторым сторонам толстовства Бунин сохраняет всю жизнь. Раннее творчество писателя рассмотрено в этом контексте не как отражение его толстовских взглядов, а как оригинальное преломление в литературе тех идейных концепций, которые он мог почерпнуть во время жизни в Орле, Харькове и Полтаве.

Во второй главе рассматривается период с момента вхождения Бунина в профессиональную литературную среду (1896 год) до революционных событий

1917 года. Этот период с очевидностью должен быть разделен на две части. Вехой будет смерть Толстого в 1910 году. Это событие всколыхнуло русское общество, заставило во многом по-новому взглянуть на роль Толстого в истории русской культуры. Эти процессы не обошли стороной и Бунина. Его отношение к имени Толстого во многом меняется в десятилетие, следующее за смертью великого писателя.

С другой стороны, в 1910 годы происходит заметный перелом и в творчестве самого Бунина. В 1900-е годы в его творчестве появляется и все более крепнет едва намеченная в раннем периоде тема смерти, которая воспринимается и Буниным и его читателями как толстовская. Специфику бунинской трактовки темы современники замечают мало. Однако Бунин, многое заимствуя у Толстого, подходит к ней совершенно по-своему. Возможно, что и смерть Толстого была воспринята писателем именно в свете разрабатываемой тогда тематики. В 1910-е годы писатель возвращается к традиционной крестьянской теме, трактуя ее «культурологически» - как повествование о судьбе России. С этой точки зрения, он вступает в полемику с предшествующей традицией изображения мужика, одним из столпов которой является Толстой, Начиная с «Деревни», писатель ведет прямой спор с Толстым, при этом часто используя толстовские приемы в нетолстовских контекстах и функциях.

Третья глава охватывает эмигрантский период творчества - до 1937 года, завершения "Освобождения Толстого", центрального произведения с толстовской тематикой. Тема смерти в этот период становится основной в творчестве писателя, чему способствует как логика изменений мировоззрения Бунина, так и общий настрой его эмигрантского окружения. Революция и Гражданская война заставили пересмотреть свой взгляд на Толстого все русское общество. "Освобождение Толстого'1, которое мыслилось автором, по-видимому, одним из возможных обобщений в развитии темы смерти, последней, исповедальной книгой, подводит существенный итог как теме смерти, так и теме Толстого в творчестве Бунина.

В заключении рассматриваются некоторые изменения в осмыслении Толстого, произошедшие в последние десятилетия жизни писателя, и подводятся итоги

Цель настоящей работы - по возможности свести воедино громадный материал по теме «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой» и попытаться по-новому осмыслить его. Традиционному синхроническому взгляду на проблему противопоставлен диахронический. Пересмотрено несколько сложившихся в литературоведении мифологем - прежде всего, трактовка бунинского увлечения толстовством. Тексты Бунина рассмотрены в широком историческом контексте.