Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования состоит в том, что з работе углубленно изучаются истоки совершенно нового направления ] литературе и искусстве - постмодернизма, подробно рассматриваете, творческий путь Саши Соколова, одного из самых известных русски писателен этого направления.
Саша Соколов - писатель, интуитивно уловивший еще в середине 70-; основные тенденции постмодернизма, бурно развившего в России только з 90-м годам XX века. В то же время Соколов - представитель поколени писателей третьей волны эмиграции, уехавших из страны в 70-е годь Литература третьей эмиграции, хотя опубликована практически вся, ка: явление почти не изучена российскими исследователями. Подробно освещение художественного мира Саши Соколова также являете актуальным и в этом аспекте, так как в книгах писателя затронуты и общи для этого поколения темы родины, отъезда, эмиграции как репетициз смерти.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые на уровн монографии рассматриваются все романы Саши Соколова, привлекаютс его эссе, интервью, выступления. Творчество Саши Соколова включается : контекст постмодернизма, как русского, так и международной: Особенности художественного мира писателя выявляются при системно! рассмотрении тем, мотивов, образов, организации пространства и времена при выявлении пародийного уровня текста.
Цель диссертационного исследования - изучение особенностей художественного мира Саши Соколова. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
осмысление постмодернизма как явления в современной русско литературе, связанного с контекстом мирового постмодернизма;
изучение научной и критической литературы об особенностях развития современного литературного процесса и прозы Саши Соколова;
исследование основных мотивов и образов прозы Соколова;
анализ своеобразия художественного текста романа "Школа для дураков";
выявление многоуровневых принципов организации текста ("Между собакой и волком", "Палисандрия").
Материалом диссертации стали романы Саши Соколова "Школа для дураков", "Между собакой н волком", "Палисандрия", эссе 'Тревожная куколка", "На сокровенных скрижалях", "Знак озаренья", "Palissandr - c'est moi?" и интервью писателя в прессе.
Методологической основой диссертации послужили труды М.М.Бахтина, А.ФЛосева, Е.М.Мелетинского, Р.Барта, Ж.Бодрийара, УЗко, а также работы литературоведов МЛиповецкого, М.Эпштейна, ^.Жолковского, Б.Гаспарова, П.Вайля, А.Гсниса, Д.Бартона Джонсона, А.Богуславского, О.Мзтич, философов Л.Зыбайлова, В.Шапикского, В.Ивбулиса.
В работе использован историко-литературный метод, метод целостного анализа художественного произведения с элементами днтертекстуального подхода.
Практическое значение исследования состоит в том, что содержащийся в нем материал, выводы и обобщения могут быть іспользованьї в вузовских и школьных курсах по истории русской влтературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по постмодернизму, виературе третьей волны эмиграции и творчеству Саши Соколова.
Апробация материалов диссертации. Диссертация обсуждена на сафедре русской литературы XX века МПГУ имени В.И Ленина. Результаты «следования бьши положены в основу доклада на научной конференции уШГУ (1994 год). Основные положения работы изложены в 4 статьях.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех лав, заключения и библиографии. Основная часть диссертации изложена іа 170 страницах. Библиография включает 224 наименования.