Введение к работе
Интерес к художественному наследию о, Л. Пильняка постоянно возрастает. Процесс осмысления его творчества идет по трем основным направлениям: изучение творчества писателя в контексте литературной традиции и определение его литературной родословной (А.Воронский, Вяч.Полонский; А.Ауэр, С.Горинова, И.Карпенко, В.Новиков); анализ генетической природы творчества художника - с.чяіь с импрессионизмом и орнаментальной прозой, взаимодействие с гилей (А.Воронский, Вяч.Полонский; А.Ауэр, М.Голубков, И.Карпенко, И.Шайтанов); исследование жанрового своеобразии и поэтики (А.Воронский, Д.Горбов, Вяч.Полонский, В.Шкловский; Ю.Андреев, А.Ауэр, Г.Вахматова, М.Голубков, С.Горинова, И.Карпенко, Д.Касеек, Н.Тамарченко, И.Шайтанов и др.).
В реферируемой диссертации сделана попытка раскрыть художественный феномен ішльняковской прозы 1920-х гг. в аспекте взаимодействия двух стилеобразующих тенденций - мифопоэтической и условно-бытовой. Выбранный аспект исследования и определил актуальность представленной работы.
Научная новизна диссертации объясняется, прежде всего, стремлением исследовать художественный мир писателя в его уникальной целостности, рождающейся из, казалось бы, взаимоисключающих содержательных и стилевых пластов. Анализ итоговых произведений Б.Пильняка 20-х гг. ("Иван Москва" и "Красное дерево") позволяет прояснить а конкретизировать характерные особенности художественного мира писателя: стремление к созданию универсальной картины человеческого бытия, к мифотворчеству, к выделению сущностных, категориальных начал в постижении мира; синтез модернистской и реалист ической поэтики.
Целью исследования является обозначение нового подхода к понимаїшіо своеобразия поэтического наследия художника через взаимодействие мифопоэтической и условно-бытоной стилевых тенденций.
Для этого было необходимо решить следующие задачи:
осмыслить понятийный аппарат мифопоэтики и "теории быта" применительно к творчеству писателя;
выявить наиболее активно "работающие" в художественных текстах Пильняка мифоноэгнческие и бытовые категории для исследования проблемно-тематической, сюжет но-комнозиниошюн, пространственно-временной организации произведения как завершенного целого;
не стремясь представить полный обзор творчества художника 10-20-х гг., проследить эволюцию мифопоэтической и условно-бытовой тенденций в произведениях этих лет;
рассмотреть повести "Иван Москва" (1927) и "Красное дерево" (1929) как итоговые явления стилевой двойственности Б.Пильняка;
- выйти на обобщение художественных поисков писателя в контексте общелитературного процесса взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма.
Предмет исследования - рассказы и повести 1915-1929 гг., объект пристального анализа - "Иван Москва" и "Красное дерево".
Методологической основой исследования являются труды по теории литературы (МБахтин, В.Виноградов, В.Жирмунский, Ю.Тынянов, В.Шкловский, Б.Эйхенбаум; МХиршман, Д.Лихачев, КХЛотман, Б.Успенский; М.Голубков и др.); по мифопоэтике - как общетеоретические, так и направленные на осмысление славянской мифологии - (А.Афанасьев, А.Лосев, Е.Мелетинский, АЛотебня, В.Топоров, М.Элиаде и др.), по изображению быта в литературе (В.Белинский, В.Кулешов, А.Чудаков и др.).
Исследование выполнено в рамках сравнит ельно-сопоставигельного
метода, литературоведческий анализ дополнен элементами
лингвостилистического характера.
Положения, выносимые на защиту :
-
Особый аспект исследования творческого наследия Б.Пильняка, связанный со взаимодействием мифопоэтической и условно-бытовой стилевых тенденций.
-
Проза Пильняка периода 20-х гг. как художественно целостный организм, рождающийся из антиномичности стилевых пластов.
-
Повести "Иван Москва" и "Красное дерево" - закономерный итог творческой эволюции писателя, обнаруживший логику развития ведущих тенденций творчества и типологическую сущность происходящих в нем процессов.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее теоретические выводы и исследовательский материал можно использовать в гфеподавашш курса русской литературы XX века, спецсеминарах по творчеству Б.Пильняка и спецкурсах по мифопоэтике, по теории орнаментальной прозы и взаимодействшо эстетических систем реализма и модернизма на филологическом факультете вузов, в гуманитарных классах общеобразовательных школ, в лицеях и гимназиях.
Апробация работы: основные положения исследования были сообщены автором на аспирантском теоретическом семинаре, на итоговых научных конференциях Ульяновского педагогического университета (Ульяновск - 1997, 1998, 1999), на Вторых и Третьих Веселовских чтениях (Ульяновск - 1997, 1999), на Пятых Пильняковских чтениях (Коломна - 1999).
Структура работы : в соответствии с целями и задачами исследования диссертация состоит из Введения, 3 глав, Заключения и Примечаний. Ее объем -321 страшща. Указатель литературы включает 264 наименования.