Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорная традиция в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Манаенкова, Елена Федоровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манаенкова, Елена Федоровна. Фольклорная традиция в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Манаенкова Елена Федоровна; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т].- Волгоград, 1994.- 16 с.: ил.

Введение к работе

До последнего времени в пушкиноведении преобладало "моноло-гичное" прочтение "Медного Всадника", сводившееся, при всем мне— -гооЗразш оттенков, к рассмотрению прямого конфликта меаду Петром н Евгением. Принято выделять три "групіш" толкователей повести »

В йервую "rpyrniy" воалн представители "государственно!" кон-цепша, основателей которой считается В.Г,Белинский» полагавший, что в nog» Пушкин безоговорочно поддерживает Петра и обосновывает такш образом право государственно! мощи распоряжаться казною человека, Среда последователей этой точки зрения - Д.С.Мережковский, Г»А,Гуковсккй я др.

Представители второй "группы" ~ В.Я.Брюсов, Г.П.Макогоненко, М.П.Еремин, Ю.Б.Борев * отстаивают правоту бедного Евгения. Концепция ета получила название "гуманистической".

С начала 196CVx годов в работах С.М.Бонди, Е.А.Майдака, затем М,Я.Эпштейна заровдается третья концепция - "трагической неразрешимости конфликта". Суть концепций состоит в том, что конфликт между Детром и Евгением остается неразрешимым, поскольку сама sjroxa не допускала его разрешения.

Между тем нам видится, что делать "смысловую ставкук следует не на кого-либо из героев, как это предлагают сторонники изложенных точек зрення, а на повесть как целое, причем рассмотрение "Медного Всадника" необходимо включать в контекст'устного народного творчества, помня, что Пушкин не ограничивается отражением противоречий исторического процесса, а делает объектом художественного изображения историческое самосознание народа.

Поэаж Пушкина не монологична и да?се не диалогична - она поли-фэннчна, так как включает в себя даожество точек зрения, ра;по-яокенвш а на синхронной, « ка зиахронной осях. ?тот факт не мог оставаться незамеченным, отсюда - работа,, веследувдие в поа^е, например, "отзвуки" то городок. ч> анезетота Ш.В.Измайлов, 1978; ГЛеиобль, 1977; АЛ.Осповат, Р.Д.Тименчяк, 1987; Н.А,Рябикяна,

*См.; Архангельский А.Н, Стихотворная иовесть А.С.Пушшт "Меявнй Веадшзс". - М., 1990, - С.5. «

1977), то мифа (Н.П. Анциферов, 1924j Є. Евдокимова, 1990s А.Ф.Лосев, 1957^ и т.д.

Наше исследование посвящено анализу фольклорной традиции в последней пушкинской поэм<з; в фольклорную традицию включены ми-фолого-фольклорные мотивы, укоренившиеся в народном сознании библейские сюжеты и петербургский эсхатологический фольклор. Все эти аспекты сливаются в сложную, противоречивую картину народного видения эпохи и понимания ее глубинного смысла.

В поэме Пушкина Петр^- не только такой, каким он был, но и такой, каким он остался в исторической памяти потомков, запечатленной в документах, преданиях, легендах. Пушкинский Петр - это и Петр исторический, и Петр, переосмысленный в свете фольклорных представлений. В работе рассматриваются как фольклорные источники произведения,* бесспорные и вероятные, так и принципы и приемы их переосмысления в пушкинской поэме.

Включая мифотворчество в фольклорную традицию, мы исходили из признания мифа",,, древнейшей частью словесного культурного наследия" . Под мифом мы понимаем сюжетное повествование, выражающее основные аксиологические идеи мифологического сознания (понятие "мифологическое сознание" определяют Ю.М.Лотман, Б.А.Уопенекий, понятие "аксиологика" - В.М.Пивоев}. Авторы исследований констатировали перекличку "Медного Всадника" с мифом, как правило, ограничиваясь замечанием, что мифология здесь ::е буквальная, но художественным образом обработанная. В работах последнего времени предпринимались попытки определить функциональную роль мифа в поэме (С.Евдокимова, 1990; Д.Крыстева, 1992J, причины же мифо-поэтического осмысления Пушкиным образов и событий в "петербургской повести", приемы художественного мифологизма, а также возможность прочтения истории Евгения в мифологическом плане остались без должного внимания.

Тема *"Медный Всадник" и Библия»- вызывает в литературоведении оживленные споры. В исследовательской литературе по этому вопросу наметились три основные позиции: 1. "Медный Всадник" не зависит от библейских текстов (Р.Г.Назиров, 1975,). 2. Библейские

Мелетинский Е.М, Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор: Поэтическая система. - И., 1977. - С.25.

книги - конкретные источники по&мы (А.Е.Тархов, 1977). 3. Библия - творческая модель "петербургской- повести" (Н.П.Анциферов, 1924, И.В.Немировский, 1990). Отсутствие ясности в этом вопросе предполагает необходимость дополнительного изучения возможного влияния библейских текстов и сюжетов на пушкинскую поэму.

Влияние петербургского предания на поэму "Медный Всадник" усматривали многие исследователи, отмечая, что Пушкин создал синтетический образ Петербурга, где традиция литературная оказалась дополненной традицией фольклорной. Накопленный современным пушкиноведением материал делает возможным переход от анализа фольклорных источников отдельных сцен к целостному рассмотрению места городского фольклора в структуре поэмы. Говоря об участии петербургского фольклора в "Медном Всаднике", мы употребляем понятие "петербургский миф". Под "петербургским мифом" мы понимаем не исходный миф, отражающий мифологическое мышление на том этапе, когда миф складывался, а миф городской, представляющий собой явление синтетическое, впитавший в себя различные мотивы, подчас противоречивые, дополненный новыми культурными образованиями, сочетающий всевозможные словесные жанры и соответственно воялощакхшй мифологическое мышление, каким оно сложилось к началу XIX века. Отсюда, говоря о "петербургском мифе", мы не разграничиваем разнородные понятия - миф, легенда, предание -и употребляем их в едином значении: народный рассказ о Петербурге.

Актуальность данной диссертационной работы определяется необходимостью от рассмотрения отдельна фольклорных источников поамы перейти к изучению их многообразия и полифонического единства.

Целью работы является определение фолыслорно-мифологическнх источников в их полноте и взаимосвязи, установление их роли в поэтической структуре "Медно~а Всадника". Решение этой проблемы позволило бы внести некоторые дополнения в трактовку тематики и проблематики поэмы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

1. Определить причины обращения Пушкина к фольклорно-мифоло-гической поэтике, проанализировать и охарактеризовать приемы і художественного мифологизма в "Медном Всаднике", уточнить существующие положения о фольклорно-мифологическом подтексте ПОЭМЬ

и рассмотреть ее яеучтеннне фолькяорнне источники.

  1. Конкретизировать положения по вопросу «"Медный Веадаик" и Библия», установить роль народно-религиозных представлений в ПО-ЗМв.

  2. Выяснить место "петербургского мифа* в структуре "Медного Всадннкам.

При исследовании учитывается тот факт, что данные источники гозмы вступают при их переосмыслении во взаимодействие, взаимопроникают и взаимодополняют fa подчас оспаривают) друг друга.

Объектом исследования является канонический текст "Медного ' Всадника" в контексте произведений Пушкина» а также вероятные источники поэмы (мифы народов мира, тексты Библии, документы петровской эпоха, исторические предания и легенды, духовные стихи, русские народные песни, в частности, записанные Пушкиным, петер-бургекий фольклор, нашедший отражение на страницах печатных изданий пушкинской поры).

Предмет исследования - мифолого-фльклорный аспект прочтения отдельных сцен "Медного Всадника" и на этой основе внесение не- , которых коррективов в прочтение пушкинской поэмы в целом.

методы исследования. В работе использовались современные принципы изучения проблемы "литература и фольклор", сформулированные в осуществленном ИРЛИ Ан СССР многотомном труде "Русская литература и фольклор", а также в исследованиях философов, литературоведов и фольклористов: М.К.Азадовского, П.Г.Богатырева, Л.И.Емельянова, К.Г.Исупова, Н.А.Криничной, А.Ф.Лосева, Ю.М.Дот-мана, Д.Н.Медриша, Е.М.Мелетияского, В.Я.Проппа, Р.О.Якобсона и др. При этом мы исходим из понимания литературы и фольклора как некой метасистемы, обе части которой, существенно различаясь между собой, находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Научная новизна исследования определяется анализом сложного единства и взаимодействия в "Медном Всаднике" мифо-религиозно-фольклорных традиций, а также выявлением незафиксированных фольклорных источников произведения, что открывает новые возможности современного прочтения поэмы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она не только в новом свете представляет поступки персонажей, разделяющие их,конфликты, вызванные историческими противоречиями, но и раскрывает отраженное поэтом самосознание народа, по-своему интерпретирующего эти поступки, события и противоречия.

Материалы и результаты нашей работы могут быть использованы в вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы XIX века и устному народному творчеству, что составляет практическое значение исследования.

Наиболее существенные результаты исследования позволяют сформулировать основные положения, которые выносятся на защиту:

  1. Мифолого-фольклорная символика в "Медном Всаднике" как характеристика необратимости петровских преобразований и как один из приемов создания противоречивого образа Петра, Раскрытие авторского замысла через прочтение поэмы в контексте космогонического мифа.

  2. Отражение в поэме народного восприятия Петра и Петербурга сквозь призму библейской эсхатологии.

  3. "Осуществление" "петербургского мифа" в масштабе "частной истории".

  4. Поэма "Медный Всадник" как своеобразное народное предание, отразившее народный "образ мира".

Апробация материала. Концепция, основные положения и выводы исследования были изложены в докладах и сообщениях на научных конференциях профессорско-преподавательского состава ВГПУ (Волгоград, 1990-1993), на ГУ Международной научной конференции МЛПРЯЛ (Волгоград, май 1993), иа Всероссийской научной конференции "Литература й фольклорная традиция" (Волгоград, сентябрь 1993). Диссертация обсуждалась на кафедре литературы ВГПУ. По теме диссертации опубликовано 4 работы.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации - 147 страниц.