Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия Дзайкос Элени Николаевна

Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия
<
Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дзайкос Элени Николаевна. Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Дзайкос Элени Николаевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1138

Введение к работе

Сегодня многогранное творческое наследие выдающегося русского писателя Е.И. Замятина (1884-1937) представляет большой научный интерес с точки зрения того, что оно синтезирует в себе художественные достижения национального искусства первой трети ХХ века и отмечено фактами многоаспектного творческого сотрудничества с современниками.

Одним из наиболее ярких примеров такого сотрудничества является творческое взаимодействие Е.И. Замятина и художника, прозаика, критика, теоретика искусства, деятеля театра и кино Ю.П. Анненкова (1889-1974). На сегодняшний день принципы их уникального, взаимообогащающего творческого сближения - наименее известные стороны двух интереснейших художественных биографий. А между тем раскрытие принципов творческой коммуникации двух выдающихся современников в рамках определенного историко-культурного контекста необходимо для более глубокого постижения особенностей их художественной системы, основанной на принципах синтетического искусства и оказавшей значительное влияние не только на литературу, но и на философию, искусство первой трети ХХ века. Кроме того, период их сотрудничества представляет собой вершину творческих поисков как Е.И. Замятина, так и Ю.П. Анненкова.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, соответствием проблематики диссертации приоритетному направлению современного литературоведения, связанному с изучением национального своеобразия художественных явлений в аспекте межвидового и междисциплинарного подходов, во-вторых, необходимостью раскрытия глубокого теоретико-художественного содержания творческой коммуникации двух «синтетических» художнических индивидуальностей ХХ столетия: Е.И. Замятина, чье наследие еще содержит множество неизвестных лакун, и Ю.П. Анненкова, литературное творчество которого мало знакомо и читателям, и литературоведам.

Исследование проведено в рамках ведущих научных направлений кафедры русской литературы ТГУ им. Г.Р. Державина – изучения русской литературы ХХ века в национальном культурном аспекте и творческого наследия Е.И. Замятина.

Нельзя сказать, что прямые художественные параллели между творчеством Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова не были до сих пор замечены. Однако отдельных исследований на эту тему на сегодняшний день не существует. Проблема лишь пунктирно отмечались в некоторых работах А.В. Туфанова, А. Данилевского, А. Гилднер, Н.Ю. Желтовой. Ситуация усложнена тем, что Ю.П. Анненков как писатель в России стал известен совсем недавно. Только в 2001 году был впервые на родине опубликован его роман «Повесть о пустяках». До этого же времени отечественному литературоведению Ю.П. Анненков был знаком лишь в качестве автора знаменитой книги воспоминаний «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» (1966, впервые опубликована в России в 1991 году).

В самом конце ХХ века в Тарту (Эстония) А. Данилевским была написана первая диссертация, посвященная творчеству писателя Ю.П. Анненкова «Поэтика «Повести о пустяках» Б. Темирязева (Юрия Анненкова)» (Тарту, 2000). В ней впервые констатируется тот факт, что это произведение отмечено большим влиянием теоретической системы и художественной практики Е.И. Замятина.

В России первая диссертации о прозаическом творчестве Ю.П. Анненкова была защищена в Воронеже только в начале 2009 года. Однако в ней осталась совершенно незамеченной проблема творческого взаимодействия двух писателей. В других же работах, где все-таки констатируется наличие обоюдно стимулирующих творческих взаимоотношений Замятина и Анненкова, характер их рассмотрения сводится к поиску истоков оригинальной теории синтетизма Е.И. Замятина. Так, по наблюдениям А. Гилднер и Н.Ю. Желтовой, главные составляющие этой теории строятся как раз на анализе художественной практики художника Ю.П. Анненкова. По оценке А. Гилднер, это свидетельствует о том, что «Замятин был сторонником так называемой корреспонденции и взаимопроникновения разных видов искусства». Н.Ю. Желтова отмечает, что «художник Анненков в искусстве портрета был необыкновенно близок Замятину. Именно в его «синтетичных» портретах-шедеврах писатель увидел принцип развития этого жанра в литературе».

В свою очередь, по признанию самого Анненкова, Замятин был для него «самым большим другом» и наставником в литературе. В своём дневнике он записал: «Я всегда чувствовал как художник родство с творчеством Замятина». Многообразие тех сфер искусства, в которых он пытался применить свои силы, перекликается с кругом профессиональных интересов Е.И. Замятина.

Материалом исследования послужили романы «Мы», «Бич Божий», рассказы «Ловец человеков», «Пещера», «Дракон», «Встреча», «Часы», литературно-критическое, публицистическое, эпистолярное наследие Е.И. Замятина, а также фильм режиссера Ж. Ренуара «На дне», снятый по сценарию Е. Замятина; роман «Повесть о пустяках», мемуары «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» Ю.П. Анненкова, его портреты, иллюстрации и другие работы.

Идейно-художественная структура произведений Замятина и Анненкова и стала объектом исследования. Предмет изучения в диссертации – формы творческого взаимодействия Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова в национальном историко-литературном и культурном контекстах.

Цель работы - рассмотреть проблему творческого взаимодействия художнических индивидуальностей Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова в национальном культурно-историческом контексте. Цель конкретизируется в задачах:

- выявить способы творческого сотрудничества Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова через рассмотрение принципов синтетического искусства;

- осуществить анализ рассказа «Ловец человеков» и романа «Бич Божий» Е. Замятина с позиций эстетики кубизма и творческих поисков Анненкова-художника;

- определить особенности поэтики «Повести о пустяках» Ю.П. Анненкова в аспекте творческих параллелей и взаимосвязей с прозой Е.И. Замятина;

- раскрыть новаторские подходы Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова в создании «петербургского текста»;

- показать синтез разных видов искусств в творчестве Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова.

Целью и задачами обусловлен выбор метода исследования, в основе которого – синтез сравнительно-типологического, структурного, историко-функционального, текстологического, семантического, историко-культурного подходов.

Теоретико-методологическая база исследования создавалась с учетом научных концепций, отраженных в теоретических системах М.М. Бахтина (концепция «диалогических отношений»), Ю.Б.Борева (проблемы литературного процесса, художественных взаимодействий), В.М. Жирмунского (литературные связи, влияния и заимствования), В.Е.Хализева (литературные влияния), Д.С. Лихачева (учение об историческом контексте произведения), Л.К.Долгополова, Ю.М. Лотмана, В.Н.Топорова (исследования «петербургского текста»), Ю.Н. Тынянова (учение о функционально-динамической природе художественного слова), Б.А.Успенского (); в трудах российских и зарубежных замятиноведов, представителей разных литературоведческих школ: А.Ю. Галушкина, Л.М. Геллера, Р. Гольдта, Т.Т. Давыдовой, Н.Ю.Желтовой, В.А. Келдыша, Н.Н.Комлик, О.Н. Михайлова, Л.В. Поляковой, И.М.Поповой, Е.Б. Скороспеловой, В.А. Туниманова, И.О. Шайтанова и других, а также в работах критиков – современников писателя: А. Воронского, Р. Григорьева, В. Полонского, М.Слонима, А.Туфанова, В. Шкловского.

Учтен опыт работы кафедры истории русской литературы Тамбовского университета над замятинской проблематикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Творческое взаимодействие художнических индивидуальностей Е.И. Замятина и Ю.П.Анненкова происходило на основе близости их эстетического мировоззрения, культурной и литературной ориентации, системы средств художественной выразительности. Взаимодействие двух художников прослеживается на самых разных уровнях: внутривидовом (внутрилитературном), межвидовом (литературы, живописи, театра, кинематографа), художественных теорий и систем, отдельных произведений, а также на уровне целой историко-культурной эпохи. Творческие влияния Замятина и Анненкова носили двусторонний характер, обоюдно стимулировавшие и обогащавшие их эстетические открытия.

  2. Главным катализатором зарождения и развития литературно-художественного творчества Ю.П.Анненкова послужили теоретические поиски и художественная практика Е.И.Замятина. Обоснованная им теория синтетизма была органично воспринята Ю.П. Анненковым как инструмент для создания собственного словесного творчества. Оно отличается внутренним динамизмом, совмещением разнородных элементов, стремлением к новаторству в области художественного языка и художественной формы, совмещением принципов разных видов искусств. Посредством многочисленных аллюзий и реминисценций на замятинские эксперименты Анненков провоцирует своеобразный диалог двух художественных систем, заставляет читателя плодотворно синтезировать их мотивы и символы.

  3. Рассказ «Ловец человеков» и роман «Бич Божий» Е.И.Замятина созданы в эстетике «словесного кубизма» (Анненков) и представляют собой своеобразный синтез творческих впечатлений от знакомства с работами художника Ю.П. Анненкова и актуальных тенденций в искусстве и литературе первой трети ХХ века. Для Анненкова, как и для Замятина, «кубические» приемы становятся оригинальным способом акцентирования в произведениях живописи и литературы множества уникальных «говорящих» деталей, из которых составляется целостность эстетического впечатления.

  4. Новаторство Ю.П. Анненкова в области сценографии стимулировало Е.Замятина к оформлению звуковых и цветовых «декораций» романа «Бич Божий», что послужило средством создания «выпуклой» выразительности художественных партий произведения, их дополнительной смысловой нагруженности при точной языковой лаконичности романа. Образ Басса в романе «Бич Божий» представляет собой концентрацию художественных деталей, напрямую ассоциирующихся с личностью Анненкова, и является зашифрованным, трансформированным в художественном времени и пространстве романа представлением Е.И.Замятина о Ю.П.Анненкове.

  5. В романах «Бич Божий» и «Повесть о пустяках» Замятин и Анненков осмысливают, прежде всего, современность, неожиданно сближая и совмещая разные исторические эпохи. Они создают деформированную, мозаичную, субъективную картину мира, которая характерна для замятинского синтетизма.

  6. Мощной объединяющей силой словесного творчества Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова является «русское, национальное» начало, которое становится главным лейтмотивом романа Анненкова «Повесть о пустяках». Роман имеет многочисленные идейно-художественные переклички с творчеством Е.Замятина: сквозные мотивы “еретичества”, символа-печки, воробья, перелета на Марс, яблок, образ мальчика, который хочет стать извозчиком, прием каталогизации и др. Вслед за Замятиным Анненков в «Повести о пустяках» ставит перед собой цель создать своеобразный «синтетический образ диккенсовского мира», ярко отражающий национальную идентичность русского писателя.

  7. В творчестве Ю.П.Анненкова и Е.И.Замятина «французского» периода «петербургский текст» представляет собой идейно-тематическое, образное, мифологическое единство, включающее в себя как традиционные константные комплексы, так и новые детали, акцентирующие особенности осмысления российской истории первой трети ХХ века «с того берега». Две оригинальные художественные детали – пустяк и мост – образуют особую специфику «петербургского текста» в прозе Замятина и Анненкова. Пустяк символизирует попытку писателей творчески осмыслить прошлое через апокалипсическое настоящее, а мост - проявление воли авторов, перекидывающих «мост» из эмиграции в Россию. С помощью использования приемов иронии, игры, гротеска во «французской» прозе Замятина и Анненкова реализуется драматическая идейно-художественная формула эмигрантского «подсматривания» в замочную скважину за происходящим в России и осуществляется поиск ключа к возвращению домой.

  8. Творчеству Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова присуще органичное соединение разных видов искусств (литературы, живописи, театра, кинематографа) в одно целое, способствующее созданию качественно новых художественных явлений. «Синтетичные» портреты М.Горького и А.Блока демонстрируют безграничные ресурсы межвидовой диффузии в искусстве. Возможности кинематографа Замятиным и Анненковым были использованы в качестве экспериментальной лаборатории для рождения новых направлений творческой деятельности, новых художественных приемов и принципов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней целостно определяются грани масштабного творческого взаимодействия Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова в определенном культурно-историческом контексте и в русле философии художественного синтетизма, раскрываются направления их совместного сотрудничества на примере художественного, литературно-критического, публицистического, эпистолярного наследия Е.И.Замятина и разножанровых произведений Ю.П.Анненкова. В исследовании описаны элементы синтетического искусства в рамках творческих экспериментов писателя и художника (синтез живописи, литературы, кино).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно определяет конкретные механизмы реализации творческого взаимодействия Е.И. Замятина и Ю.П.Анненкова, особенности их оригинальной поэтики, использования новаторских приемов в искусстве, специфику создания жанров, сюжетостроения, принципов построения образов.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования её результатов и выводов в практике вузовского и школьного преподавания, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам творчества Е.И. Замятина и Ю.П. Анненкова, русской литературы и культуры ХХ века.

Материалы исследования были апробированы в 17 научных публикациях, на Международной студенческой конференции в Шклярской Порембе (Польша) (2004), на VII, VIII, IX Державинских чтениях (Тамбов, 2002, 2003, 2004, 2005), на Пятых юбилейных международных Замятинских чтениях в Тамбове (2005), на Международном Интернет-семинаре «Теория синтетизма Е.И. Замятина и художественная практика писателя: эстетический ресурс русской литературы XX-XXI веков» (Тамбов, 2006); на всероссийских XII и XIII Шешуковских чтениях (Москва, 2007, 2008); на II общероссийском Интернет-семинаре «Диккенс в России: актуальные проблемы исследования» (Тамбов, 2007); на Международной научной конференции «Аспекты исследования языковых единиц и категорий в русистике XXI века» (Мичуринск, 2007), а также на заседаниях научного семинара студентов и аспирантов «Русская литература ХХ века: взгляд из сегодня» при Международном научном центре изучения творческого наследия Е.И. Замятина в Тамбове, на заседаниях кафедры истории русской литературы.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы, состоящий из 153 наименований.

Похожие диссертации на Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия