Введение к работе
Актуальность исследования определяется как необходимостью объективной реконструкции историко-литературного процесса периода романтизма, для которого И.И. Козлов является одной из ключевых фигур, оригинальное творчество которого до сих пор недостаточно изучено, так и важностью постижения самого феномена поэтического творчества Козлова. Определяющими элементами диссертационного исследования представляются постановка в центр внимания ценностных ориентиров личности Козлова и осмысление роли его художественного наследия для поэтизации христианских религиозно-этических настроений в русской литературе. Подобное рассмотрение творчества Козлова способствует решению актуальных задач современного литературоведения, связанных с изучением своеобразия русского историко-литературного, и, шире, историко-культурного процесса, а также с изучением личности писателя в ее идеологическом, психологическом и этическом содержании, определяющем особенности его художественного мира, специфику художественных образов.
Своевременной представляется и методология исследования, в основе которой лежит ценностный подход, призванный способствовать актуализации роли русской литературной классики в возрождении духовно-нравственных идеалов российского сообщества. Актуальность аксиологической методологии обозначена современным литературоведением в трудах В.Н. Аношкиной (Касаткиной), Т.А. Алпатовой, Т.К. Батуровой, И.А. Есаулова, В.Н. Захарова, И.А. Киселевой, Т.А. Кошемчук, Вал. А.Луковым и Вл.А. Луковым, В.С. Непомнящего, А.В. Моторина, Е.В. Поповой, Т.И. Радомской, Ю.И. Сохрякова, А.Б. Тарасова, В.Ю. Троицкого, В.Е. Хализева, И.П. Щеблыкина и других исследователей.
Новизна исследования состоит:
- в расширении источниковой базы, введении в научный обиход новых архивных материалов, касающихся жизни и творчества Козлова, малоизвестных, в том числе анонимных публикаций о Козлове в периодике ХIХ века;
- в аксиологическом подходе к изучению феномена Козлова, что позволило реконструировать ценностную парадигму его художественного мира и определить основания духовно-нравственных доминант миросозерцания поэта;
- в раскрытии особенностей психологии творчества Козлова: специфики восприятия мира лишенной зрения творчески одаренной личностью, значения слухового чувства и чувства ритма для формирования образно выраженной эстетической концепции поэта;
- в выявлении патриотического звучания творчества Козлова, с раскрытием значения образов русских городов (Москвы, Киева) как особо значимых топосов, ценностно-культурное значение которых вскрывает поэзия Козлова.
Степень изученности проблемы
К личности и творчеству Ивана Козлова в XIX веке было привлечено достаточно большое внимание, но фундаментальных работ было немного, по большей части – это были критические статьи-отклики на его произведения в периодических изданиях того времени, например, статья П.А. Плетнева и Н.А. Полевого в «Московском телеграфе», Ф.В. Булгарина. в «Северной пчеле», А.А. Бестужева в «Полярной звезде» В научных исследованиях дореволюционной эпохи, посвященных творчеству Козлова, утверждается неразрывность этического и эстетического содержания художественного творчества, определяющая силу его воздействие на читателя.
В начале ХХ века Максим Леонов вспомнил о Козлова как об «одном из даровитых поэтов Пушкинской славной эпохи», в те же годы к творчеству Козлова в обратились Ю.И. Айхенвальд, В.И. Маслов, Б.В. Нейман, отметившие особое значение Козлова в русской культуре. И.Н. Розанов в книге «Пушкинская плеяда» (1923) назвал Козлова «самым крупным представителем школы Жуковского». В другой своей книге «Поэты 20-х годов 19 века»(1925) , И.Н. Розанов посвятил Козлову отдельный параграф, в котором дал оценку творчества поэта в сопоставлении с художественным наследием Жуковского, анализируя поэму «Чернец», он говорит о Козлове как о «переходном звене от Жуковского к Лермонтову». Значимые, хоть иногда и спорные статьи о Козлове, были опубликованы в энциклопедических и биографических словарях: в «Русском биографическом словаре» (В. Яковлев) в 1903 году, в Большой энциклопедии, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона.
Советский период изучения Козлова характеризовался наличием трех значительных групп: во-первых, научно-популярные работы о жизни и творчестве Козлова, во-вторых, научные труды, связанные с изучением романтизма Козлова и его творческой манеры, в-третьих, исследования переводческой деятельности поэта, анализирующие произведения Козлова в широком контексте международных литературных связей. Среди публикаций этих лет наиболее значительны исследования М.П. Алексеева, В.В. Афанасьева , Ю.Д. Левина, Э.А. Веденяпиной, И.Р. Эйгес, Ц.С. Вольпе, Н.К. Гудзия, Б.В. Неймана.
В 1937 году выходит в свет антология «Русские поэты современники Пушкина», в которой есть упоминания о Козлове как о поэте «отдельные достижения которого были далеко не безразличны для Пушкина в деле выработки им литературного стиля и языка». В «Истории русской литературы», вышедшей в 1953 году, Козлову посвящена статья, в которой Козлова называют самым преданным последователем Жуковского, но отмечают, что все творчество поэта характеризует «религиозность и вялый, расплывчатый гуманизм». Такое суждение является следствием неприятия гармоничного христианства Козлова, не отвечающего идеалам советского общества 1950-х гг.
Художественно-документальное осмысление творческого пути Ивана Козлова содержится в книге В.В. Афанасьева «Жизнь и лира», в которой автор на основе анализа поэтических произведений Козлова, его дневников, воспоминаний современников воссоздал целостный образ поэта. В основе книги лежит идея образа поэта, которого характеризует умение противостоять несчастию и воля к созиданию.
О связях русской и мировой литературы в творчестве и жизни Козлова писали академик М.П. Алексеев, Н.К. Гудзий, Ю.Д. Левин, канадский ученый Г. Баррат, польский ученый Й. Малишевский. В современном литературоведении Козлов изучался как переводчик и русский байронист, этому посвящены работы С.В. Бобылёвой, А.Н. Гиривенко, М.В. Дубенко, Д.Н. Жаткина, В.Г. Мойсевича, А.А. Рябовой. Используемый в работах сравнительно-исторический метод позволил исследователям вовлечь творчество Козлова в широкий историко-литературный контекст, обозначить пути взаимодействия русской и зарубежной культуры, установить ряд источников его поэтической образности. Исследователи отмечают особое значение Козлова для восприятия именно английской культуры. Зачастую английские авторы воспринимались русскими читателями через язык-посредник, англоязычные авторы читались на французском и немецком языках. Но изучая мотивы, реминисценции, словесные художественные приемы, роднящие творчество Козлова с английской литературой, исследователи недооценивали ценность национальной самобытности и оригинальности Козлова.
Последние 15 лет отмечены работами, напрямую связанные с изучением религиозной составляющей творчества Козлова и духовных основ русского романтизма. В 1996 году М.М. Дунаев включает Козлова в свой труд «Православие и русская литература», статья небольшая, без подробной биографии и анализа творчества поэта, акцент сделан на стихотворении «Молитва» и на том, что в его произведениях «ощущается именно православное мироощущение, ошибиться в котором невозможно». О христианских основах творчества Козлова пишет Н.П. Жилина. Среди научных работ, касающихся христианской тематики в поэзии Козлова и раскрывающих особенности творчества поэта особенно следует отметить труд А.В. Пятаевой «Художественное своеобразие поэзии Ивана Козлова» (2007). О значении Козлова в развитии литературного процессе и его роли в жизни современного ему общества пишет монах Лазарь (В.В. Афанасьева) в статье «Жизнь и лира. Иван Иванович Козлов (1739-1840) в среде литераторов эпохи Жуковского-Пушкина» . Монах Лазарь полагает, что при широкой «европейской» образованности Иван Козлов был «духовно зрелым, живущим церковной жизнью христианином», и это привлекало в его дом многих известных поэтов и художников, композиторов и музыкантов, представителей высшей аристократии, а также приезжих знаменитостей, что, по мнению автора, говорит о важном значении личности Козлова для формирования нравственного идеала его поколения.
Однако несмотря на ряд работ о Козлове, обращающихся к изучению духовно-нравственных идеалов поэта, системного исследования, посвященного изучению ценностных ориентиров художественного мира Козлова до сих не существует.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его материалы могут быть использованы в учебном процессе высшей школы при подготовке специалистов-филологов, при чтении курсов по истории русской литературы, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров, созвучных тематике диссертации. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке к печати поэтического и эпистолярного наследия поэта, имеющих несомненную научную и культурную ценность, способствующую формированию устойчивых духовно-нравственных идеалов. Основные положения диссертации могут использоваться и в школьной практике изучения русской литературы и мировой художественной культуры в целях формирования у учащихся объективного представления о своеобразии русского романтизма.
Целью исследования является реконструкция ценностной парадигмы художественного мира И.И. Козлова, а также определение значения его личности и творчества для формирования этико-эстетических устоев русской литературы.
Задачи исследования:
– охарактеризовать христианские истоки приятия жизни поэтом и уяснить значение категории веры в Высший Промысел в художественном наследии Козлова;
– изучить категории любви и дружбы и их место в тематическом и идейном строе наследия Козлова;
– выявить особенности восприятия тварного мира поэтом в его реальном и воображаемом измерении;
– охарактеризовать патриотизм поэта и образный строй его произведений, связанных с русской землей;
– определить значение мира звуков для формирования художественного мира поэта;
– раскрыть характер жизни Козлова-поэта в ее социально-этическом и социльно-эстетическом аспектах;
– обозначить роль личности и творчества Козлова для поэтизации христианских настроений в русской литературе.
Объектом изучения является многожанровое поэтическое наследие И.И. Козлова: стихотворения 1821-1840 годов, поэмы «Чернец» (1825), «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая», «Безумная», а также письма и дневники поэта. При создании диссертации использовались как опубликованное наследие Козлова, так и материалы архивов. В данной работе получают научную презентацию получают документы связанные с личностью Козлова и хранящихся в НИОР РГБ, ОР РНБ, ЦГАЛИ.
Предметом исследования являются ценностные приоритеты личности Козлова и их художественное выражение, явленное в многообразии тем, мотивов и образов его поэзии.
Методология исследования основана на научных трудах М.П. Алексеева, В.Н. Аношкиной, Т.А. Алпатовой, В.В. Афанасьева (монаха Лазаря), Т.К. Батуровой, Э.А.Веденяпиной, И.А. Есаулова, Д.Н. Жаткина, Ю.В. Лебедева, Б.В. Неймана, Ю.Д. Левина, И.А. Киселевой, М.С. Крутовой, А.В. Пятаевой, Т.И. Радомской, В.И. Сахарова, В.Ю. Троицкого и др. Используемый в работе методологический инструментарий подразумевает опору 1) на исследовательский поиск в архивах, периодике XIX века, редких книгах, эпистолярии; 2) на культурно-исторический подход к определению генезиса этико-социальных идей и настроений в поэзии Козлова; 3) на аксиологический подход, позволяющий рассмотреть художественный мир поэта как проекцию его идеалов и жизненных ценностей; 4) на эстетический подход, подразумевающий определение специфики понимания и выражения поэтом красоты в её образно видимом поэтическом проявлении; 5) на герменевтическое прочтение поэтических текстов, связанное с истолкованием их содержания; 6) на биографический и психологический методы, определяющие объективность понимания личности поэта и причины появления определенных мотивных рядов его поэзии и особенности их художественного воплощения.
Положения, выносимые на защиту:
эстетическая ценность и содержательность художественного мира Козлова определяется как силой эмоционального и интеллектуального воздействия личности Козлова на современников, так и возможностью через созданные поэтом художественные образы постигать онтологию бытия;
духовно-нравственные основания поэзии Козлова определяются христианской системой ценностей, среди которых особое место занимают категории веры, смирения, любви, реализуемые в многообразии тем и мотивов, связанных как с собственно христианскими (Христа, креста, молитвы), так и с общечеловеческими образами (семьи, друзей, родины);
феномен Козлова связан с постижением и утверждением ценности тварного мира; лишенный возможности полноценного физического присутствия в созданном Творцом мире, поэт начинает осмыслять и постигать жизнь «внутренним зрением», особенно чувствуя ценность жизни в ее богатстве и многообразии; тварный мир поэт воспринимает как дар Божий и, создавая мир воображаемый, передает многоцветье и разнообразие проявлений жизни;
поэзия Козлова обладает патриотическим звучанием, его переводы из западноевропейских поэтов адаптированы к русской культурной почве; патриотические чувства Козлова, выраженные в его оригинальных произведениях, не абстракты, но конкретны, они связаны с семьей, с домом, с природой, с Императорским Домом; патриотизм Козлова не политичен и его ценностными критериями выступают категории семьи, дома, любви, природы; в своем творчестве Козлов вскрывает ценностно-культурное значение образов русских городов, Киев и Москва в его художественном мире предстают прежде всего как опоры и основы русской культуры, духовные центры христианской жизни;
преимущественно звуковое восприятие мира слепым поэтом и его врожденное чувство ритма во многом определило образный строй и музыкальность поэзии Козлова; особый интонационный строй, красочная звукопись поэзии Козлова углубляла интеллектуальный и эмоциональный потенциал создаваемых им художественных образов.
Апробация результатов исследования. Результаты научных исследований представлялись в виде научных докладов на международных и всероссийских научных конференциях и научных семинарах: Международная научная конференция «Русское литературоведение на современном этапе» (2010, 2011, МГГУ им М.Н. Шолохова – МГОУ, Москва), научно-практическая конференция «Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО – потенциал новой школы Подмосковья» (2011, ГОУ Педагогическая академия, Москва), Всероссийский V Оптинский форум (2010, Москва – Калуга – Боровск), внутривузовский научный семинар «Православные основы русского романтизма» (2012, МГОУ, Москва), VII Международная научная конференция « Гуманитарные науки и современность» (Москва, 24 октября, 2012 г.). Международная научная конференция «Духовно-нравственный и эстетический потенциал русской классической литературы» (2013, МГОУ, Москва). Апробация проводилась также на постоянно действующем семинаре аспирантов кафедры русской классической литературы МГОУ (2009 – 2013) и на ежегодной научно-методической конференции преподавателей, аспирантов, студентов МГОУ (2010 – 2012, Москва). Проблема аксиологического изучения литературы была поддержана Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: Государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ № П2198 от 09 ноября 2009 г. (тема «Человек и общество: духовно-нравственные идеалы личности в русской романтической литературе», руководитель – аспирант Гузина С.В.).
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, объем диссертация 183 страницы.