Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Шакаров Муроджон Назирдамович

Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова
<
Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шакаров Муроджон Назирдамович. Авторская концептосфера в художественном и эпистолярном наследии К.Н. Батюшкова: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.01 / Шакаров Муроджон Назирдамович;[Место защиты: ФГАОУВО Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова], 2016

Введение к работе

Актуальность исследования

В настоящее время в литературоведческой науке к наследию Батюшкова
проявляется большой интерес. Это связано с тем, что в творчестве этого
автора не только воплотились традиции, связывающие русскую литературу
ХVIII–ХIХ веков, но и наметились черты, определившие открытия
последующих поколений русских писателей. «Батюшков был учителем
Пушкина в поэзии» /Белинский/. Серьезной проблемой батюшковедения
является воссоздание авторской ментальности посредством изучения его
произведений. Однако современное литературоведение столкнулось с
серьёзной проблемой интерпретации произведений Батюшкова, через
которые пытаются осветить личность автора. Её решение в разных сферах
творчества Батюшкова (письма, художественные произведения, статьи)
способствует постижению личностного и поэтического видения поэта. Всё
это выводит проблему на новый качественный уровень, позволяя говорить о
своеобразии концептосферы Батюшкова. Данный подход находит

объяснение через систему актуальных для него концептов. Концептосфера
эпистолярного наследия Батюшкова в контексте художественного творчества
автора и литературного процесса в целом раскрывается через концепт
творчество. Концептосфера окружающего мира как индикатор

художественного мироощущения поэта исследуется через концепты
растения, животные, геокультурные концепты. Это позволяет разобраться в
общих идейно-эстетических ориентирах автора, интерпретировать

произведения и письма в свете дефиниций, свойственных кругу интересов поэта и эпохи.

Цель диссертационной работы исследовать оригинальность

концептосферы художественного и эпистолярного наследия Батюшкова в русле творческих исканий автора.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

– собрать и осмыслить материал, характеризующий своеобразие авторской концептосферы;

4 – исследовать миромоделирующую парадигму творчества поэта;

– изучить грани авторского сознания в художественном и эпистолярном наследии Батюшкова;

– рассмотреть семантическое наполнение концепта творчество в эпистолярном локусе текстов и художественных произведениях Батюшкова;

– определить смысловую ценность цитат и реминисценций из произведений русских и зарубежных поэтов, представленных в письмах Батюшкова и выполняющих в них функцию средств выражения художественной позиции и личностного мироощущения адресанта писем;

– показать «знаки» национальной картины мира через опыт личных впечатлений Батюшкова;

– раскрыть окружающий мир в произведениях Батюшкова через авторскую интерпретацию концептов растения, животные, геокультурные концепты.

Материал исследования – письма, поэзия, проза, статьи Батюшкова.

Объект исследования – творческое наследие Батюшкова, помогающее понять индивидуальные креативные особенности автора в контексте литературного процесса эпохи.

Предмет исследования – функционирование концептов в эпистолярном и художественном творчестве Батюшкова.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята
попытка исследовать творчество Батюшкова через понятия концептосфера,
концепт
с целью раскрытия закономерностей их функционирования в
наследии выдающегося художника слова, что помогает вписать его
творчество в контекст национального своеобразия русской литературы. За
счёт комплексного изучения эпистолярного наследия, разных

художественных жанров восстанавливается картина творческих притяжений и отталкиваний данного автора, его личностная аксиоматика.

Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составляют научные исследования по теории и истории литературы: М.М. Бахтина, М.Н. Бойко, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна, Ю.Н. Тынянова, Т.В. Федосеевой, а также литературоведческие работы, рассматривающие проблемы бытования концепта и концептосферы в литературе: Н.С. Болотовой. Т.И. Васильевой, В.Г. Зусмана, Д.С. Лихачёва, Ю.С. Степанова. В основе анализа лежит фундаментальная точка зрения Д.С. Лихачёва о том, что «особое значение в создании концептосферы принадлежит писателям (особенно поэтам)» В центре нашего внимания

находятся труды по творчеству Батюшкова: ЯК. Грота, Н..Н. Зуева, В.Н. Касаткиной, В.И. Коровина, В.А. Кошелева, Л.Н. Майкова, А.Ю. Сергеевой-Клятис, Н.В. Фридмана и др.

Основные методы исследования. Специфика исследуемого материала, современный подход к его изучению определили сочетание биографического, сравнительно-типологического, историко-литературного, историко-культурного методов.

Теоретическая значимость диссертации связана с потенциальной
возможностью применять полученные результаты для дальнейшего изучения
русской литературы ХIХ века через обращение к

понятиям концепт и концептосфера.

Практическая значимость диссертации заключается в использовании её материалов при подготовке вузовских лекционных и практических занятий по истории русской литературы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

Эпистолярное наследие и художественное творчество Батюшкова отличаются внутренней цельностью, помогающей понять авторскую концептосферу. Концепт является не дополнительным термином в ряду других определений, усложняющих научное исследование, а необходимым средством изучения личностного и художественного мировоззрения поэта.

Реминисценции и цитаты из произведений русских и зарубежных авторов несут кодовую функцию, открывающую личностную и творческую индивидуальность Батюшкова;

Концепт творчество, понятийные границы которого обретают подвижность в русле проблемно-тематических доминант, помогает через эффект художественной полисемии уяснить позицию автора в отношении героев произведений, являвшихся одновременно адресатами его писем.

В созданной поэтом художественной реальности важное место занимают растительные концепты, помогающие уяснить отношение героя к окружающему миру. На основе данной системы координат произведения можно условно разделить на две группы. В первой группе произведений представлены флорообразы, содержательно-ассоциативное наполнение которых тесно связано с русской культурной традицией. Авторская версификация не входит в противоречие со сложившимся восприятием данных растительных концептов, но уточняет мироощущение, душевный настрой лирического субъекта. Лирическая исповедь от первого лица естественно соединяет героя с миром, имеющим национальную растительную символику. Ко второй группе относятся произведения, где

описываются изысканные или экзотические для России растения. В данном случае автор вербально не обозначает своего лирического «я», тем самым отдаляя лирического героя от представленной картины мира.

Концепты, связанные с фауной в поэзии Батюшкова, не теряя своей типологической узнаваемости, показывают оригинальный ход использования автором их потенциалов. Являясь органическим звеном художественной реальности, концепты полнее раскрывают свою семантику в соотнесённости с действительной картиной мира и мировоззрением поэта.

Геокультурные концепты в конкретно-исторической и индивидуально-авторской модификации органически входят в художественное пространство, являясь частью творческой концептосферы Батюшкова. Отличительные черты его поэтики колоритно проявляются в большей степени не в самих предметах описания, а в авторской точке зрения на них. Реальные очертания геокультурной образности и их внутренняя связь с действительностью приобретаются благодаря не только переработке книжного багажа знаний, поэтическим впечатлениям, но и отсылке к фактам биографии поэта.

Сложившаяся точка зрения на Батюшкова как автора, проектирующего модель мира через мечту и фантазию, отстранённого от реальности, преуменьшает его значение для русской литературы. Семиотически отмеченные константы в художественной парадигме поэта опираются на систему концептов, позволяющих увидеть сферу авторского присутствия через традиционную семантику национального мироощущения и поэтически освоенную действительность в контексте эпохи и собственной судьбы Батюшкова.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.