Введение к работе
Актуальность проведенного исследования определяется необходимостью дальнейшей разработки вопросов исторической стилистики французского языка и многоаспектного изучения образных средств языка с точки зрения как передаваемого ими значения, так и особенностей их функционирования в тексте в качестве средств стилистического воздействия. Актуальным представляется взгляд на стиль как на развивающееся во времени понятие.
Языковым особенностям основных жанров французской литературы ХУІІ века посвящен ряд исследований, преимущественно французских лингвистов. В них рассматриваются образные средства в языке отдельных писателей1, проводится сопоставление образных средств языка в произведения разных жанров , В названных трудах, однако, преобладает констатация фактов, авторы не пытаются найти им объяснение. Среди указанных работ есть такие, в которых интересующее нас явление затрагивается лишь вскользь .(таковы монографии П.1аргома и М.Ле Герна). Число исследуемых жанров, как правило, ограничено, что не позволяет составить' хотя бы относительно полное представление о жанровом своеобразии реализации в этот период способов вторичной номинации.
1 См. напр.:Cretin Е. Les images dans l'oeuvre de. Corneille. -
- Paris, 1927; Sayce R.-A. La metonymie dans l'oeuvre de Racine/ Actea du I congres international racinien. - Uzes, 1962.
2 Bar B. Le genre burlesque en Prance au XVII s. - Paris,1960;
Larthomaa P. le langage dramatique. - Paris, 1972; Le Guern M.
Simantique de la metaphore et de la metonymie» - Paris, 1973»
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые объектом лингвистического наблюдения становятся наиболее распространенные литературные жанры Франции ХУЛ века в их совокупности, проводится сопоставление этих жанров с точки зрения особенностей использования в них различных способов вторичного наименования в связи с задачами поэтики и эстетики произведения1, предложено объяснение преимущественного выбора в рамках определенного жанра того, а не иного способа вторичной номинации. Материал и выводы диссертации позволяют конкретизировать ряд положений,разрабатываемых советскими языковедами в теории формирования и развития литературных языков в период их регламентации.
Цель диссертации состоит в исследовании на материале французского языка литературы ХУТІ века проблемы жанрового своеобразия использования языковых средств, в выявлении соотнесенности способов вторичной номинации с языком литературных произведений разных жанров и обусловливающих эту соотнесенность причин.
Материал исследования. Высокий стиль представлен в диссертации жанром трагедии - трагедиями П.Корнеля и Л.Расина; низкий стиль официального классицизма - комедиями Ыольера и баснями-Лафонтена; "<рондерствущий низкий стиль" - жанром бурлески (поэмой П.Скаррона "Травестированннй Вергилий"); "фрондерству-ющее" прециозное направление, тяготеющее к высокому стилю,-
1 Реферируемая диссертация относится к числу лингвистических
исследований; в вопросах, связанякхсо своеобразием художествен
ных произведений, мы опираемся на работы советских литературо
ведов, в частности: История французской литературы. - М.-Л.:
изд-во АН СССР, 1946. - Т.І; Облошевский Д.Д. Французский
классицизм. Очерки. -М.: Наука, 1968.
2 Заказ 969
- поэзией Вуагюра и Мальвиля. Отобранные для исследования жанры являются наиболее типичными для французской литературы ХУІІ века. Все они (за исключением некоторых комедий Мольера) представляют собой стихотворную форму, т.е. являются произведениями однопланового (в смысле форш) характера.
В работе решаются следующие задачи;
1) Изучить способы вторичной номинации (метонимию, антонома-
сию, метафору, перифразу) применительно к каждому из названных
жанров в целях выявления наличия/отсутствия предпочтительности
в выборе этих способов авторами произведений отдельных литературных жанров.
-
Определить степень стилистической выразительности каждого способа вторичной номинации в определенном жанре.
-
Вскрыть факторы, определяющие стилистический аспект, возникающий при использовании различных способов вторичной номинации в литературных произведениях разных жанров, и изучить действие этих факторов в условиях конкретного литературного текста.