Введение к работе
Актуальность исследования определяется все возрастающим интересом лингвистов к когнитивным проблемам творческих процессов порождения и восприятия (интерпретации) поэтического образа с одной
стороны, и к специфике поэтического языка сюрреалистов с другой.
В диссертации ставятся следующие ЦЄЛИ: I
- исследовать категорию образа в рамках комплексного подхода с
учетом специфики его порождения, функционирования в тексте и
ВОСПРИЯТИЯ; I
- выявить принципиальные особенности сюрреалистического
поэтического образа.
I -
Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть семантику образа через выявление семантической принадлежности Семем ЄГО КОМПОНеНТОВ;
рассмотреть лингвистическую структуру сюрреалистического поэтического образа и проследить, как ее основные компоненты реализуются на поверхностном уровне;
выявить композиционно-лингвистические способы создания образов в сюрреалистическом тексте,-
проанализировать процесс восприятия поэтического образа реципиентом.
,. Поставленная цель - исследовать категорию образа в рамках комплексного подхода - обусловила применение комплексных методов исследования:
при рассмотрении семантики образа с генетических позиций использовался метод образных парадигм (семантических инвариантов);
имманентный анализ образа в тексте потребовал формально-структурных классификаций (в соответствии с реализацией компонентов образной структуры на поверхностном уровне);
феноменологический подход к процессу восприятия образа обусловил широкое использование понятийного и терминологического аппарата интерпретативной семантики.
Научная новизна заключается в комплексном анализе организации лексем французского языка, направленной на формирование сегментов текста, предъявляющих образное восприятие мира, характерное для сюрреалистов. Впервые в романистике предпринято исследование различных видов текстовых трансформаций (лексико-фонетических трансформаций, трансформаций фразеологизмов
и синтаксических структур), ориентированных на создание сюрреалистического поэтического образа.
Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении поэтического образа одновременно е трех аспектах - в процессе порождения, функционирования в тексте и восприятия, что вносит определенный вклад в теорию когнитивных наук. Теоретически значима также дифференциация способов вербального предъявления поэтического образа как заданных нормативной системой языка или системой текста.
В практическом плане результаты исследования могут быть использованы при создании учебников и в курсах лекций по французской литературе, по стилистике современного французского языка и интерпретации художественного текста, при составлении спецкурсов и факультативов по этим дисциплинам, а так-ке на занятиях по аналитическому чтению на факультетах иностранных яіьїков. кроне того, сюрреалистические поэтические образы и возникающая при их анализе проблемная ситуация могут использоваться на практических занятиях как стимул для развития неподготовленной устной речи.
Апробация работы. Тема диссертации соответствует плану научно-исследовательских работ МГЛУ Основные положения п выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры лексикологии и стилистики французского языка в 1989, 1Q90, 1992 годах и апробировались на всесоюзной научной конференции „Стилистика и поэтика" (Звенигород, ноябрь 1989). В 1992 г. на данную тему защищена дипломная работа в университете Лион-2 (DEA de Sciences du Langage).
Структура диссертационного исследования обусловлена изложенными выше целями и задачами. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Во введении обосновьиаются актуальность.
новизна, теоретическая значимость и практическая ценность работы. В первой главе рассматриваются основные подходы к сегменту текста, представляющему образ, обосновывается необходимость их разграничения, дается комплексное определение предмета исследования,формулируются структурно-семантические критерии его выделения в корпусе текстов, уточняются терминологические особенности используемого метаязыка. Вторая глава посвящена 9 возможным парадигмам сюрреалистических образов. Объединение лексем в каждом поэтическом образе (далее ПО) трактуется как реализация одной из парадигм. Рассматривается соотнесенность компонентов образа с основными семантическими измерениями поэтического универсума: Антропосом, Космосом и Цивилизацией. В. третьей главе дана классификация образов на основе критерия выраженности / невыраженности на поверхностном уровне компонентов образной структуры (референта, агента и основания). Определяются основные системно заданные способы создания образов: глаголы-связки, генитивные и атрибутивные конструкции, приложения, - устанавливающие отношения тождества между компонентами образа,- а также сравнительные форманты, т.е. операторы, смягчающие тождество и превращающие его в аналогию. Проведен анализ процесса семной индукции и анализ функционирования основания образа. В четвертой главе акцент переносится на способы создания образа, заданные сюрреалистическим текстом. Рассмотрен широко используемый сюрреалистами на всех уровнях прием трансформации текста, включающий лексико-фонетические трансформации, трансформации фразеологизмов и трансформации синтаксических структур. Большое внимание уделено различным приемам распространения образа в структуре текста, как отражающим основную тенденцию сюрреалистической поэтики, а именно, постепенное стирание ре-
ферента, его „дереализацию" и конечное вытеснение агентом. Проанализирована технология создания цепочки образов по синтагматической оси (конкатенация и коллаж). В пятой главе подробно рассматривается процесс интерпретации поэтического образа реципиентом, преодолевающим скольжение смысла, которое происходит в двух направлениях:
проспективном, по мере восприятия образа;
ретроспективном, когда читатель под влиянием последних воспринятых элементов вынужден пересмотреть предшествующие. Ретроспективная или „обратная" интерпретация может выходить за рамки образа и распространяться на предшествующий текст.
В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования.