Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Процессы пространственной дифференциации и интеграции французского языка Загрязкина, Татьяна Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Загрязкина, Татьяна Юрьевна. Процессы пространственной дифференциации и интеграции французского языка : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.02.05.- Москва, 1996.- 47 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность изучения категории модальности в условиях реализации в языке драматургии определяется ее заметной ролью в организации речемыслительных процессов. На современном этапе развития языкознания при выдвижении антропологического подхода к языку в качестве приоритетного появилась необходимость в поиске новых

аспектов исследования данной категории. Признание ант-ропоцентричности языка и речи привело к более широкой трактовке природы этой категории, к квалификации оценочных, образных, экспрессивных,эмотивных средств языка как модальных.

В русском языкознании категория модальности исследовалась многими учеными(Белошапкова В.А,Валимова Г.В., Ваулина С.С., Визгина A.M., Виноградов В.В., Дешерие-ва Т.И.,Диброва Е.И. , Кобозева И.М., Кожевников A.D., Ломтев Т.П. , Ляпон М.В. , Милосердова Е. В. , Небыкова СИ., Немец Г.П.,Панфилов В.3.,Степанов Ю.С.,Филипповекая И.А. и др.). Но внимание лингвистов было сконцентрировано преимущественно на языковых средствах ее выражения. Однако уровень драматического текста предполагает существование и других специфических речевых средств реализации модальности ( интонация, логическое ударение, паузы, модуляции голоса, мимика, жесты и иные паралингвис-гические и экстралингвистические возможности выражения модального отношения). В этом аспекте категория модальности в русистике изучена недостаточно.

Объектом исследования является функциональная сущность модальности языка драматургии, семантическая идентификация модальных значений в драматическом диало-

Г> .

Предметом лингвистического анализа в диссертационной работе стали процессы речевых реализаций модальности в русских драматургических текстах.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики реализации модальности в языке драматургии, определении и комплексном лингвистическом исс-

ледовании языковых и речевых средств выражения модальности в художественном диалоге драматургического произведения .

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Исследование прагматики языка драмы в плане его модальности ( в широком понимании этого термина ).

  2. Определение уровней модальных отношений в структуре драматического языка.

  3. Выработка моделей семантико-синтаксических средств реализации модальных отношений в диалогических конструкциях.

  4. Выявление путей и средств решения вопроса о модальности метаязыковой субстанциональности языка драмы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в"ней впервые предпринята попытка исследовать художественный диалог в драматическом произведении в плане его модальности,а также проанализировать функциональные и семантические свойства средств выражения модальности в драматическом языке, не служивших еще предметом специального изучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обоснована модальная аспектность языка драматургии и определен набор языковых и речевых средств модальности в драматургическом диалоге, а также установлены особенности их семантической реализации.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что положения, сформулированные в ходе анализа, а также его основные итоги дают дополни-

тельный материал для характеристики средств выражения модальности в языке драмы, семантика и функции которых остаются еще недостаточно изученными. Это делает диссертацию практически значимой для курса общего языкознания, для проведения занятий по лингвистическому анализу текста. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в процессе чтения курсов современного русского языка, стилистики, спецкурсов и спецсеминаров в вузе, применяться в школьной практике преподавания русского языка и литературы. Методика выделения средств выражения модальности на уровне текста может быть также использована при изучении специфики актуализации других текстовых категорий.

Таким образом, выводы и обобщения, полученные в результате нашего исследования могут быть использованы в обучении и подготовке специалистов в плане большой лингвистики, в области теории и практики языковых исследований .

Положения, выносимые на защиту.

1. Сценическая речь рассматривается нами как факт реализации знаков языка, нашедших свое воплощение на сцене в том плане, в каком это определяется автором драматического произведения, а также режиссером при постановке пьесы.

2.драматический диалог - самостоятельная функционально-стилевая разновидность художественной речи, отличающаяся от разговорной речи наличием заботы о форме выражения мысли, иными интенциями в сходных с разговорной речью явлениях (повторы, верификативные предложения , незавершенные конструкции) , текстовой организацией

речи. Сходство художественного и естественного спонтанного диалогов проявляется в употреблении определенных сигналов разговорности: использовании частиц, неполных словосочетаний, непредложенческих структур, конструкций добавления и т.д. Однако даже при количественном сходстве существуют принципиальные качественные различия между ними.

3.Широкий подход к категориальной сущности средств модальности дает возможность выявить несколько уровней выражения модальных отношений в языке драмы и модально-семантическую направленность на каждом из этих уровней.

4.Общие закономерности функционирования модальных средств и средств выражения модальности присущи одной жанровой принадлежности.Эти закономерности обусловливают как особенности состава этих средств в тексте драматургического произведения ,так и специфику их функциональных и семантических свойств и связей.

5.Язык драмы имеет метаязыковые основы .Сущность же метаязыка с его неординарной прагматикой характеризуется определенным притяжением с сетью модальных отношений в процессе реализации.

Методологические основы исследования. Исследуемый материал рассматривается нами с позиций системного подхода , что предполагает изучение языка в общем и языка драмы в частности как сложного образования , в котором могут быть выделены составные части и отношения между ними. Системный подход , с одной стороны , позволяет представить объект исследования ( язык драматургии ) в

его метаязыковой целостности, а с другой, - выделить отдельные элементы, составляющие субстанциональный план объекта, и определить их взаимосвязи.

В диссертационной работе используется в определенной мера новый классифицирующий метод описания лексики - метод группировки наблюдаемых фактов метаязыка по мо-тивируюш?»* признакам. Мы полагаем также целесообразным построение семантико-синтаксических мотивационных мода-лей средств выражения модальных отношений в языке драмы, так как семантико-синтаксическое моделирование позволяет увидеть и сравнить разноаепектные семантические возможности исследуемых средств модальности, тех или иных способов их употребления.

Методы исследования. В работе использовался описательный метод, метод лингвистического анализа, семантической подстановки.Кроме того, статистический анализ данных, включающий в себя составление карточек с последующими рекомендациями их практического использования.

Апробация работы. Результаты исследования по теме диссертации докладывались на международном теоретико-методологическом семинаре-совещании "Динамическая лингвинистика - 95" .Филология.Методика преподавания. (Краснодар - Абрау-Дюрсо,1995),а также федеральной научно-методической конференции "Инновационная деятельность в высшей школе ".(Краснодар,1995).

Основные положения диссертационной работы обсуждались на межвузовских и университетских научных конфе-

ренциях. По работе имеется 4 публикации

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения , изложенных на 268 страницах машинописного текста, библиографического списка ,включаюш,его 203 наименования, а также списка использованной художественной литературы.