Введение к работе
Актуальность настоящего исследования определяется, во-первых, тем, что, несмотря на признание экспрессивной функции интонации практически всеми отечественными и зарубежными интонологами, именно эта функция, по-прежнему, остается на данный момент наименее изученной. Во-вторых, тем значением, которое приобретает устная коммуникация с учетом ее постоянно возрастающей роли в коммуникативно направленном обучении иностранным языкам и общая культура речи. Исходя из того, что человеческая мысль практически всегда имеет эмоциональную окраску, можно утверждать, что составной частью обшей культуры речи является культура выражения эмоций и чувств. Любой коммуникант должен не только уметь управлять своими эмоциями и чувствами в процессе общения, но и владеть искусством понимания чувств других людей, поскольку успешным можно назвать, пожалуй, только тот коммуникативный акт, в процессе которого возникает
явление «эмоционального резонанса», то есть информация, сообщаемая одним из коммуникантов, находит адекватный эмоциональный отклик у другого. С этой точки зрения обучение экспрессивно-эмоциональной интонации приобретает все большую актуальность, поскольку интонация, наряду с кипссикой, является одним из наиболее важных и генетически наиболее древним средством передачи эмоций и чувств человека. В последние годы интонация все чаще становится объектом социолингвистических и психолингвистических исследований. Однако половая дифференциация и се влияние на речь остаются практически не изученными, несмотря на то, что фактор пола является неотъемлемой константой любого речевого акта. Особый интерес представляет изучение данной проблематики на материале одной группы эмоций, различающихся лишь по степени эмоциональной насыщенности и часто смешивающихся при восприятии.
Выделение экспрессивной функции интонации в качестве самостоятельного объекта исследования продиктовано также отсутствием комплексного экспериментального исследования интонационной организации экспрессивно-эмоциональной речи на материале французского языка.
Предметом настоящего исследования являются интонационные характеристики экспрессивно-эмоциональной речи, обусловленные половой дифференциацией говорящих. Под интонацией в данной работе понимается система, состоящая из следующих компонентов: речевой мелодии, фразового ударения, временных характеристик, ритма, тембра и пауз.
Основной целью исследования является изучение закономерностей в восприятии и выражении экспрессивной интонации, передающей эмоции группы "радости", обусловленные половой принадлежностью говорящего и слушающего, а также выявление дифференциальных интонационных признаков эмоций данной группы.
Основная цель и предмет исследования определили необходимость решения следующих задач:
выявление набора факторов, существенных для реализации экспрессивной функции интонации;
выявление экспрессивных дифферепторов интонации мужчин и женщин;
определение набора дифференциальных признаков эмоций группы "радость" с точки зрения восприятия и акустики;
рассмотрение возможности определения в ряде случаев половой принадлежности личности по се интонационным признакам;
выявление связи интонации и кннесики при актуализации речевой экспрессии.
11а защиту выносятся следующие положения:
эмоции группы "радость" имеют определенный набор дифференциальных признаков, который позволяет разграничивать в восприятии отдельные эмоции этой группы;
- интонационные характеристики речи при выражении экспрессивной информации позволяют установить принадлежность говорящего к тому или иному полу;
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в результате косилекспого (лингвистического, аудиторского и электронно-акустического) анализа рассмотрена реализация экспрессивной функции интонации при выражении эмоций одной группы в зависимости от половой дифференциации коммуникантов. На основе анализа полученных данных выявлен характерный набор экспрессивных интонационных дифферепторов для каждой эмоции исследуемой группы. Проведен анализ выраженности этих дифферепторов в речи мужчин и женщин. Путем психолипгвистического эксперимента выявлено отношение носителей языка к экспрессивной интонации профессиональных актеров - носителей яіьїка и установлена ее соотнесенность со стандартным вариантом экспрессивной интонации. Подобное исследование на материале французского языка проводится впервые.
Теоретическая значимое и. настоящей диссертации заключается в изучении вопросов, связанных с функционированием интонационных средств современного французского языка при передачи экспрессивно-эмоциональной информации во взаимодействии с индивидуальными характеристиками как говорящего, так и слушающего.
Практическая ценность настоящего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в преподавании таких дисциплин, как теоретическая и практическая фонетика, социолингвистика, социофопстика, психолингвистика, дифференциальная психология, психология эмоций. Результаты исследования также могут быть использованы в практике преподавания французского языка для обучения распознавания как произносительных, так и интонационных особенностей экспрессивной речи, для идентификации половой принадлежности носителя языка. Кроме того, на основе полученных данных могут быть сформулированы рекомендации начинающим актерам и ораторам по развитию экспрессивно-эмоциональной речи.
Цель и предмет исследования обусловили выбор материала и методов исследования.
Основным материалом исследования послужили образцы речи профессиональных актеров - носителей языка в реализации 30 мужчин и 20 женщин, а также образцы речи 6 носителей языка, не являющихся актерами (3 мужчин и 3 женщин), при проведении контрольного эксперимента. Запись экспериментального материала имеет общую длительность звучания 180 минут. В студийных условиях была осуществлена как видеозапись, так и аудиозапись исследуемого материала.
В работе использовался комплексный метод исследования, включающий аудиторский, электронно-акустический (компьютерный), а также матсматико-статистичсский анализ с использованием некоторых приемов вариационной статистики.
Лпроолшш работы. Основные положения и результаты исследования оосужлались на заседаниях кафедры фонетики французского языка МГЛУ (1497-199 гг.), а также на итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов Благовещенского государственного педагогического университета (1998 г.) и на XII сессии Российской Ассоциации преподавателей французского языка (1999 г.). Цели и задачи исследования обусловили структуру диссертации, которая сое ют из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе излагаются исходные теоретические положения об определении интонации, соотношении интонации и просодии, о понимании функции, рассматриваются различные классификации функций интонации, определяется значимость экспрессивной функции, рассматривается соотношение обшей экспрессии с эмоциональностью, эмоциогенностыо, модальностью, уточняется понятие эмоции, эмоциональной информации, рассматриваются используемые в лингвистических исследованиях классификации эмоций, обосновывается выбор исследуемой группы эмоций. Во второй главе описываются закономерности модификации шпонационнмх характеристик под влиянием отдельных эмоций с точки зрения социально-демографической дифференциации общества, проводится попытка выявить причины, обуславливающие эту дифференциацию, обосновывается возможность выявления и описания дифференторов экспрессивной интонации.
Третья глава содержит описание материала и методики проведения экспериментальной части исследования.
В четвертой и пятой главах представлено описание и лингвистическая интерпретация результатов экспериментальною исследования.
В заключении обобщаются данные проведенного экспериментального исследования.
В библиографии перечислены труды отечественных и зарубежных авторов, цитируемые или упоминаемые в настоящей работе.
В приложении представлен список исследуемых высказывании, фразы, начитанные информантами для контрольного эксперимента, а также интомограммы, полученные в ходе электронпо-акустистического анализа.