Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Предпосылки исследования творчества архитектора И.Г. Гайнутдинова 13
1.1 Характеристика источников исследования 13
1.2 Теоретические аспекты творческого метода в архитектуре 18
1.3 Основные черты национально-региональных традиций в архитектуре Татарстана 23
1.4 Творческая биография архитектора И.Г. Гайнутдинова в контексте советской эпохи 32
Выводы по 1 главе 46
Глава 2. Архитектурно-проектная и научная деятельность И.Г. Гайнутдинова (1932 –1977 гг.) 49
2.1 Общественные здания 49
2.2 Жилые здания 83
2.3 Архитектурные монументальные памятники 98
2.4 Научная деятельность 110
2.5 Художественное творчество 119
Выводы по 2 главе 121
Глава 3. Творческое наследие И.Г. Гайнутдинова и его значение в общем процессе развития архитектуры СССР в 30–60-е годы ХХ века 125
3.1 Периодизация проектной и научной деятельности И.Г. Гайнутдинова .125
3.2 Вклад И.Г. Гайнутдинова в многонациональную советскую архитектуру 136
3.3 Модель творческого метода архитектора И.Г. Гайнутдинова 140
Выводы по 3 главе 148
Общие выводы по диссертации и результаты исследования 150
Библиографический список 157
- Теоретические аспекты творческого метода в архитектуре
- Жилые здания
- Периодизация проектной и научной деятельности И.Г. Гайнутдинова
- Модель творческого метода архитектора И.Г. Гайнутдинова
Введение к работе
Актуальность исследования
Имя архитектора Исмагила Галеевича Гайнутдинова (1908–1977) известно
как выдающегося архитектора Татарстана, Заслуженного деятеля искусств
Татарской АССР (1945), заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской
АССР (1955), заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР (1967),
профессора Московского архитектурного института (1965). Изучение
закономерностей архитектурного мышления на примере деятельности
выдающихся региональных архитекторов позволяет получить новые знания
творческого процесса с учетом роли личности в развитии региональной школы.
Для объективной картины многонациональной российской архитектуры
советского периода необходимо глубокое изучение не только творчества
крупнейших московских и ленинградских архитекторов, но и видных зодчих,
работавших в региональных центрах страны. Исследования, посвященные
творчеству отдельных архитекторов, выявляют широкий диапазон авторских
концепций мастеров, раскрывают направление поисков современной им
архитектуры, позволяют установить основные принципы и методы их мастерства,
определить вклад в развитие региональной и отечественной архитектуры. Анализ
научной, архитектурно-проектной, художественной и педагогической
деятельности И.Г. Гайнутдинова дает возможность проследить архитектурные, исторические и идеологические процессы, протекающие в середине ХХ века в архитектуре Среднего Поволжья и установить региональные особенности казанской архитектурной школы.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной
изученностью творческих персоналий региональной советской архитектуры. В
настоящее время идет процесс осознания значимости произведений архитектуры
советского периода 1930–60-х годов, поскольку в современной архитектурной
практике все чаще проявляются тенденции глобализации и проблемы
национально-региональной идентичности. Систематизация и каталогизация
архитектурных объектов И.Г. Гайнутдинова, выявление их стилевых
характеристик и особенностей необходимы для достоверной реставрации архитектурного наследия зодчего.
В последнее время, в условиях интенсивного развития Казани
непреходящую актуальность имеют вопросы, связанные с проблемой отношения к
наследию, разработкой принципов сохранения памятников архитектуры и
необходимостью создания научной базы для формирования современной
архитектуры Республики Татарстан, обладающей чертами культурной
идентичности.
Состояние знаний по теме исследования:
Основу исследований по теории, истории и методологии советской архитектуры составили труды: И.А. Азизян, А.С. Абраменкова, М.Г. Бархина, И.А. Бондаренко, А.В. Бунина, В.Л. Глазычева, А.В. Иконникова, Н.Ф. Калинина, Ю.Л. Косенковой, Г.М. Мартынова, А.И. Некрасова, В.П. Остроумова, Г.М. Орловой, А.Г. Раппорт, С.П. Саначина, Т.Ф. Саваренской, В.И. Ступиной, В.Н. Семенова, И.В. Жолтовского, А.В. Щусева, С.О. Хан-Магомедова и др.; в том числе научные труды по проблематике национально-регионального своеобразия отечественного зодчества, предпринятые: Л.М. Бабаяном, А.С. Косинским, Л.Н. Киселевич, Ш.С. Утеновой, В.Л. Хайтом, С.О. Хан-Магомедовым, Ю.С. Яраловым и др.
О «творческом методе архитектора» писали учителя и наставники И.Г. Гайнутдинова, мастера советской архитектуры: И.В. Жолтовский, В.Н. Семенов, А.В. Щусев. Теорией метода занимались: Б.Г. Бархин, В.Л. Глазычев, Ю.И. Кармазин. О творческом методе архитектора в контексте адаптации архитектурно-художественного стиля в условиях провинции писали И.В. Смекалов, С.Г. Шлеюк. В основу теоретическо-методической части работы вошли исследования Ю.И. Кармазина, где сформирована совокупность знаний об архитектурном творчестве и творческом методе архитектора, как о целостной системе сущностных понятий, определений, предпосылок, закономерностей.
Исследованием творчества выдающихся архитекторов занимались: Л.М. Бабаян, Д. Кейпен-Вардиц, Н.А. Коновалова, А.Б. Корчагина, М.В. Нащокина,С.В. Новиков, О.В. Орельская, Е.И. Печенкин, Р.И. Платонова, А.А. Попова,Т.М. Розанова, А.С. Смирнов, В.Л. Хайт, Ю.С. Яралов и др.
Теоретическая база исследования включает в себя научные труды по
проблематике национально-регионального своеобразия Татарстана,
предпринятые: Э.Н. Агишевой, С.С. Айдаровым, Г.Н. Айдаровой, А.Г.
Бикчентаевым, Ф.Х. Валеевым, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, Н.И. Воробьевым,
И.Г. Гайнутдиновым, М.П. Дульским, В.В. Егеревым, Т.Р. Закировой, Х.Г.
Надыровой, А.Х. Халиковым, Н.Х. Халитовым, М. Худяковым и др. Научно-
исследовательские работы по изучению наследия Татарстана начинаются с
середины 20-х годов XX века. С 1925 года начинаются исследования особенностей
жилища и поселений казанских татар. В этом направлении можно отметить
работы архитекторов: П.М. Дульского «Искусство казанских татар» (1925); В.П.
Егерева «Самобытное расселение народностей Казанского края» (1928); этнографа
Н.И. Воробьева «Жилища и поселения казанских татар» Арского района ТАССР»
(1926), «Казанские татары» (1953). Большая исследовательская работа по
изучению и охране архитектурных памятников Древних Болгар была проделана В.В. Егеревым «Булгары – Черная палата» (1951); «Архитектура города Болгары» (1953-1956). Изучением орнаментального искусства и декоративной системы Среднего Поволжья занимался Ф.Х. Валеев «Орнамент казанских татар» (1969).
Среди работ отечественных исследователей, в которых фрагментарно рассматривается творчество архитектора, интерес представляют: исторический очерк «Казань» Н.Ф. Калинина, «Очерки по истории города и его архитектуры» В.П. Остроумова, «архитектор И.Г. Гайнутдинов» С.С. Айдарова, «Татарский народный орнамент» Ф.Х. Валеева. В монографии С.П. Саначина «Экскурс в
архитектурную жизнь Советской Казани», посвященной казанским архитекторам,
творчеству Исмагила Галеевича отводится несколько страниц. Достижения И.Г.
Гайнутдинова были освещены в советской печати: газета «Красная Татария»,
газета «Советская культура», газета «Советское искусство», «Архитектурная
газета», газета «Ударная стройка», газета «Всесоюзная Сельскохозяйственная
выставка». В послевоенное время архитектурную деятельность И.Г.
Гайнутдинова освещает издательство Академии Архитектуры СССР; Г.М. Мартынов «Планировка и благоустройство села», «Колхозные жилые дома»; Л.Н. Киселевич «Обрамление оконных проемов деревянных зданий».
С целью изучения историко-архитектурного контекста эпохи был
использован проектный материал ведущих архитекторов-современников И.Г.
Гайнутдинова, представителей московской архитектурной школы,
опубликованный разными авторами: И.В. Жолтовского, А.В. Щусева, Б.М. Иофана, Л.В. Руднева, В.Н. Семенова и др., ленинградской архитектурной школы: А.И. Гегелло, Н.А. Троцкого, казанской архитектурной школы: А.Г. Бикчентаева, И.А. Валеева, М.Х. Агишева, Р.М. Муртазина, С.С. Копец, П.А. Саначина, Г.И. Солдатова, С.К. Игламова и др., народных архитекторов СССР: Р. Исраэлян, Г. Лежава, зарубежных региональных архитекторов: А. Аалто, О. Немейера.
Основой данного исследования явились архивные изыскания: архив «Редких
книг и рукописей» научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского
государственного Университета (архивный фонд № 20, 36 арх. ед.); архив союза
архитекторов РТ, архив музея истории Казанского государственного
архитектурно-строительного университета (фонд И.Г. Гайнутдинова),
Национальный архив Республики Татарстан; научная библиотека Московского архитектурного института (каталог авторефератов). На основании архивных данных были выявлены осуществленные постройки и проекты И.Г. Гайнутдинова, собран проектный и информативный материал.
Источниками исследования послужили прижизненные научно-
теоретические труды, печатные работы и альбомы проектов архитектора И.Г. Гайнутдинова (40 позиций, представленные в рамках библиографического списка). Наиболее значимыми из них явились: «Деревянное зодчество казанских татар» (1960), «Национальные черты жилища казанских татар» (1975), «Народные традиции в планировке селений казанских татар» (1978), «Сельская усадьба казанских татар середины XIX века» (1983), «Интерьер сельской избы казанских татар XIX века» (1980), где архитектором изучаются принципы построения татарских домов и усадеб, особенности исторического декора, которые позже органично вносятся в спроектированные им жилые и общественные сооружения, формируя основу его творческого метода.
В ходе предварительных архивных изысканий по творческой деятельности И.Г. Гайнутдинова были найдены редкие фотоматериалы, публикации в средствах массовой информации, чертежи, эскизы, выполненные рукой мастера, грамоты, личные письма, протоколы градостроительных советов, биографические документы (представлены в приложениях, том 2).Таким образом, к настоящему времени по теме диссертации накоплен большой фактический материал, освещающий различные стороны творческой деятельности И.Г. Гайнутдинова – проектной, научной, художественной, педагогической.
Диссертационным исследованием выявлено 66 объектов и проектов
архитектора И.Г. Гайнутдинова. Из них 38 осуществленных объектов (включая
архитектурные памятники): 9 – крупные общественные здания (в т.ч. реставрация
своего объекта); 15 – жилых домов; 12 – монументальных памятников и
скульптурных композиций; 2 – градостроительных проекта, и 28
неосуществленных проектов архитектора: 13 – проекты крупных общественных зданий; 7 – проекты жилых домов; 7 – проекты монументальных памятников.
Исследованием выявлено 40 научных трудов и печатных работ И.Г. Гайнутдинова. Из них: 19 – печатные труды, освещенные различными издательствами (1932-1983 гг., некоторые были опубликованы после смерти архитектора); 8 – научные работы-рукописи; 13 – статьи, написанные архитектором в различных журналах и газетах (1936-1964 гг.).
Объект исследования:
Архитектурно-проектная и научная деятельность выдающегося
архитектора Татарстана Исмагила Галеевича Гайнутдинова.
Предмет исследования:
Творческий метод архитектора И.Г. Гайнутдинова.
Цель исследования:
Особенности творчества И.Г. Гайнутдинова в контексте национально-региональных традиций и его роль в развитии самобытного творчества Татарстана.
Задачи исследования:
– выявить архивные и натурные источники исследования;
– выявить и систематизировать проекты, объекты и научные труды И.Г.
Гайнутдинова;
– выявить и проанализировать основные этапы творческого пути архитектора
И.Г. Гайнутдинова в контексте тенденций своего времени; составить творческую
биографию, изучить сферы его профессиональной деятельности;
– определить роль архитектора И.Г. Гайнутдинова в общем процессе развития
архитектуры Татарстана и СССР в 30–60-е годы ХХ века;
– разработать модель творческого метода И.Г. Гайнутдинова.
Границы исследования:
Работа ограничивается изучением вопросов профессионального
творчестваархитектора И.Г. Гайнутдинова и ее связи с практической деятельностью зодчего.
Временные границы – годы творческой жизни архитектора (1931–1977 гг.). Территориальные границы исследования определены географией построек и проектов архитектора, включающих преимущественно Республику Татарстан, г. Москву и некоторые регионы СССР.
Методика исследования строится на комплексном анализе, включающем в себя историко-архитектурный, литературный и архивный анализ, методику натурного обследования и сравнительного архитектурно-проектного анализа. Методика исследования включает в себя поиск, систематизацию и архитектурный анализ редких архивных материалов, в результате которых были исследованы:
– данные биографического характера (включая письма, грамоты, удостоверения,
характеристики, выписки из протоколов архитектурных советов и заданий на
проектирование);
– проектный материал (66 наименований);
– научные и печатные работы (40 наименований).
Творческий метод архитектора исследован в развитии соответственно
основным творческим периодам. Исследованием предложена методика анализа
реализованных и нереализованных объектов архитектора в контексте с
архитектурными процессами своего времени.Выполнена фотофиксация
сохранившихся объектов и произведен сопоставительный анализ построенных объектов с их современным состоянием.
Источниками исследованияявляются архивные материалы(проектные
чертежи, эскизы, рисунки, архивные фотографии), библиографические изыскания и натурная фотофиксация объектов.
Научная новизна исследования:
Богатое архитектурное наследие И.Г. Гайнутдинова до сих пор не получило научной оценки. В данном исследовании эта задача ставится впервые, поскольку в настоящее время нет ни одного специального исследования творческой деятельности мастера, а, следовательно, не определена ее значимость для региональной и российской архитектуры.
Впервые: – в научный оборот вводятся новые архивные, аналитические и графические материалы;
– выполнен анализ архитектурных объектов,выявлены особенности творчества Исмагила Галеевича Гайнутдинова, обогащающие картину развития архитектуры России советского периода;
– составлена периодизация профессиональной деятельности архитектора и
полная творческая биография;
– составлен полный перечень архитектурных объектов и проектов, выполненных И.Г. Гайнутдиновым лично или в соавторстве с другими архитекторами, полный перечень научных трудов и печатных работ зодчего; – разработана модель творческого метода архитектора И.Г. Гайнутдинова.
Гипотеза исследования:
И.Г. Гайнутдинов является основоположником профессионального
изучения архитектурного наследия Татарстана и внедрения его прогрессивных
традиций в архитектурную практику, видным советским архитектором, ученым
и педагогом, внесшим вклад в развитие многонациональной советской
архитектуры, заложившим основы казанской архитектурной школы по
подготовке педагогов-исследователей и архитекторов-практиков. Творчество
И.Г. Гайнутдинова в контексте архитектурных явлений и персоналий своего
времени расширяет и углубляет представление о творческих процессах
архитектуры советского периода.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что оно существенно дополняет представление о творческой деятельности ведущих мастеров советской архитектуры 30–60-х годов ХХ века.
Материалы исследования могут быть использованы в осуществлении
дальнейшего изучения творческого наследия мастеров отечественной
архитектуры.
Материалы исследования важны для формирования современной архитектуры Татарстана в контексте региональных традиций и могут быть использованы в реставрации объектов архитектурного наследия региона.
Материалы исследования могут быть использованы в учебных пособиях, курсах лекций по истории советской архитектуры, курсах регионального блока дисциплин, курсовом и дипломном архитектурном проектировании.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования опубликованы в 7-ми статьях в следующих
научных изданиях: «Известия КазГАСУ», информационный научно-
практический журнал «Дизайн-Ревю», сборник научных статей «Казанская наука», сборник докладов Международной научно-практической конференции «Духовная жизнь региональных сообществ: история, традиции, современность» и 8-ми тезисах к представленным докладам на Всероссийской конференции по проблемам архитектуры и строительства КазГАСУ (2011-2018 гг.). Материалы исследований внедрены в программу учебного процесса КГАСУ: – в рамках лекций и практических занятий по курсу «Эстетика архитектуры и дизайна»;
– в форме проектной практики студентов архитектурного факультета КГАСУ в рамках республиканской программы «Ямьле Ил»;
– в форме заданий на курсовое и дипломное проектирование студентов архитектурного факультета;
Материалы исследования были внедрены в дипломные проекты (2015-2018
гг.) по регионально-национальной проблематике г. Казани и г. Баку
(«Архитектурный колледж имени И.Г. Гайнутдинова», «Многофункциональный
жилой комплекс Мирас», «Коттеджный поселок в г. Казань», «Жилой комплекс
«Бахаус» в г. Баку»), выполненные под личным руководством автора; в реальные
проекты по программе «Ямьле Ил», связанные с разработкой проектов
реконструкции муниципальных центров и малых городов (г. Заинск, г. Тетюши, г. Зеленодольск).
Объем и структура диссертации:
Теоретические аспекты творческого метода в архитектуре
В профессиональном становлении архитектора методика проектирования играет фундаментальную роль. Поиск предпосылок, закономерностей, регламентирующего материала, взаимосвязи различных факторов и явлений «методологического багажа» может быть интегрировано в содержание понятия «творческий метод архитектора» и применимо к изучению творческого метода конкретного мастера архитектуры.
Творческий метод является фундаментальной характеристикой творческой деятельности, определяющей осмысленность, эффективность, уникальность в профессиональной практике. В архитектуре от творческого метода зависит не только проектный процесс, но и социальная и культурная позиция профессии. Академик Б.Г. Бархин писал: «Творческий метод работы архитектора отражает его теоретическую позицию... Основной смысл творческой деятельности архитектора состоит в преобразовании материальной среды и организации пространства в интересах человека и общества... Творческий метод архитектора представляет собой своеобразный синтез творческих методов художника, ученого и инженера» [21].
В теоретических исследованиях последнего времени по ключевым этапам эволюции зодчества нередко осуществляется синтез разных сторон творчества архитекторов в целостное представление об их методе такими учеными, как: А.В. Иконников [38], Б.Г. Бархин [20], Ю.И. Кармазин [46], В.Л. Глазычев [32], О.В. Орельская [72], И.Е. Печенкин [75], Д. Кейпен Вардиц [47] и др. и также молодыми исследователями: А.С. Смирновым [90], А.А. Поповой [77], А.Б. Корчагиной [55], С.В. Новиковым [70]).
Исследование Ю.И. Кармазина «Творческий метод архитектора. Введение в теоретические и методические основы» направлено на решение проблемы, заключающейся в отсутствии современного целостного подхода к архитектурному творчеству, важнейшим средством которого является универсальный инструментарий познания и преобразования реальной действительности – творческий метод архитектора. Он представляет собой «непрерывно функционирующий и видоизменяющийся организм, включающий в себя вертикаль связей от предпосылок, продиктованной проблематикой реальной действительности до разработок проектного предложения», является «точкой опоры» для системного развертывания целостной картины процесса познания и формирования среды и может быть представлен моделью системы творческого метода архитектора, выявляющую большое количество факторов, событий, явлений, связей и компонентов. Основными метакомпонентами являются 13 позиций: среда (природные и антропогенные компоненты; содержание архитектуры с ее качествами, свойствами, значениями); социально-экономические условия (как фактор формирования среды и направленности творческого процесса); идеология и мировоззрение общности (духовная основа); личностная характеристика архитектора (разум, интеллект, эрудиция, интуиция, эмоциональность, морально-деловые и организационные качества, гибкость мышления, рефлексия, коммуникабельность, психология личности); метод (элементы, механизмы и связи проектного моделирования; этапы методики архитектурного проектирования; синтез методов ученого, художника, инженера); культура проектного мышления (философское осмысление действительности); проектная модель (собирательная характеристика объектов разных типологий, несущая в себе определенный регламентирующий потенциал); профессионализм (навыки ремесленника, мастерство, творческая одаренность); аксиология культуры (организованный опыт человечества); «архив» (накопленная информация человеческого опыта той или иной общности, региона и уровень персональных знаний архитектора); практика; теория; рефлексия (работа мышления архитектора на всех уровнях: аналитическом, обобщающем, синтезирующем, творящем).
По мнению Ю.И. Кармазина, метод архитектора – концептуальная категория, предлагаемая для ответа на наиболее жгучие вопросы актуальной практики, образования, теории и истории архитектуры и конкретикой эта категория наполняется всякий раз, когда мы говорим об определенных явлениях, эпохах, мастерах, задачах и перспективах архитектурной профессии [46]. В своих исследованиях он ранжирует 7 основных исторически сложившихся этапов формирования творческого метода архитектора (ТМА):
1. Зодческий период в античном мире (характеризуется высоким уровнем гражданского сознания, культурой мышления, гуманистическими идеалами; синтезом этики, эстетики, мировоззрения и науки (трактат «Десять книг об архитектуре» М. П. Витрувия)).
2. Средневековье: мифологизация творчества (характеризуется символическим мышлением, где деятельность архитектора превращается в воспроизводство акта творения мира).
3. Ренессанс: осознание творчества (характеризуется становлением новой идеи профессионализма, как алгоритмизированно прописанного метода (трактат « Десять книг о зодчестве» Л. Б. Альберти)).
4. Эпоха Просвещения: возникновение научного рационализма и его метода (характеризуется проникновением научного мышления в архитектуру, снижением уровня духовности, утратой социально-коммуникативных связей в архитектуре, формированием классицизма, академизма (теоретические труды М. Вебера, К. Маркса)).
5. Обновление профессии и проблема метода на рубеже XIX-XX вв. (характеризуется перестройкой структуры метода и смещением к прагматичной, утилитарной стороне (теоретические труды Ле Корбюзье [61], В. Гропиуса [33]; проекты И. Леонидова, К. Мельникова, Ле Корбюзье и др.)).
6. Методология середины ХХ века (характеризуется возникновением методологии проектирования, конструированием творческого метода архитектора; выступлением проектной культуры формой развития профессионализма в контексте гуманитарных, социальных, идейных, экологических ценностей (теоретические работы В. Глазычева [32], А. Раппорта [82]; проекты А. Щусева, Б. Иофана, З. Розенфельда, В. Семенова и др.))
7. Методология конца ХХ – начала ХХI века (характеризуется иррационалистическим тенденциями, свободой формообразования, расширением спектра персональных приемов и метафор, наличием таких формообразующих факторов, как образ места, поэтика, артистические иллюзии (теоретические работы А. Иконникова [43], А. Раппорта [79]; проекты Ф. Гери, Д. Либескинда, З. Хадид, Э. Ван Эгераата и др.))
Интерес к творческому методу архитектора, как к специальной теме исследования в архитектуре, всегда появлялся на переломах исторических событий, когда происходили изменения либо в характере и структуре деятельности, либо в ее отношениях с обществом и, как следствие, требовалась смена традиционного метода или его новая интерпретация. Так, проблема творческого метода возникла в эпоху Ренессанса, когда новые профессиональные возможности уже не могли опираться на средневековые прототипы (трактаты Альберти, Палладио). Проблема творческого метода была поставлена в европейских академиях, школах нового типа – Баухауз (работы Гропиуса). Проблема творческого метода дважды поднималась и в эпоху российского социализма: в 1930-е годы – как следствие наполнения идейным содержанием целых государственных городов, и в 1960-е годы – когда архитекторы вынуждены были опираться на методы стандартизации и типового проектирования из набора одинаковых для всей страны унифицированных изделий и конструкций. Как следствие, возникала опасность подмены метода архитектора методами инженерии.
Творческий метод архитектора в рамках того или иного художественного стиля имеет прямую и обратную связь со средой, адаптируясь в местных условиях провинции. Стиль, господствующий в провинции начинает постепенно замещаться другим, синтезируясь с ним, дополняясь народным творчеством, местными национальными мотивами формируя собственные творческие методы и каноны. В научной статье «Стилизация и интерпретация стиля в провинции» [89] И.В. Смекаловым, С.Г. Шлеюк выявлены общие факторы, влияющие на формирование стиля в провинции и корректирующие его: климатические условия; социальный состав населения; национальный состав населения; локальные традиции; территориальное расположение внутри отдельной местности.
Таким образом, развитие регионального стиля, проецирующего на себя конкретную социально-историческую среду и время, происходит путем слияния общих принципов стилистического образования с местными региональными характеристиками, особенностями, которые раскрываются в творческом методе регионального архитектора.
Жилые здания
Реализованные жилые здания
Основную и весомую часть реализованных жилых построек архитектора И.Г. Гайнутдинова представляют жилые дома для строительства в восстанавливаемых колхозах после победы в Великой Отечественной войне в различных регионах СССР по заданиям Академии Архитектуры СССР. До восстановительного строительства И.Г. Гайнутдиновым спроектирован и реализован в Казани многоквартирный жилой дом для специалистов (1932– 1933) в авторском коллективе архитекторов Казгорисполкома.
Многоквартирный 5-этажный жилой дом для специалистов (приложения, таблица 2.13)
Год проектирования: 1932–1933гг.
Месторасположение: Казань, ул. К. Маркса, 57 Соавт оры: А.В. Крестин, А.А. Заварзин Степень авторского участия архитектора И.Г. Гайнутдинова: архитектурное проектирование Описание (стилистические, архитектурно-планировочные особенности):
Найден эскиз фасадного решения, по которому видно, что здание имеет развитый общественный этаж высотой около 6 метров с чередующимися высокими арочными и дверными проемами. Национальный орнамент вводится фрагментарно, в композиционно ответственных частях фасада (арки, обрамления проемов). Входы декорированы рельефными изображениями килевидных арок с использованием татарского растительного орнамента. Жилая часть здания решена просто и лаконично. Балконные проемы декорированы рельефными изображениями циркульных арок с использованием татарского растительного орнамента. Кровля скатная. Планировочное решение данного дома, к сожалению, не удалось найти, но изучение проектов многоквартирных домов для специалистов, выполненных казанскими архитекторами в рамках Казгорисполкома в это время, позволило выявить следующие планировочные особенности: наличие компактных секций и,как правило, две квартиры на лестничной площадке; двусторонняя ориентация квартир; наличие круговых маршрутов и вспомогательных помещений в квартирах.
Источники исследования:
Архивные источники:
Материалы архива «Редких книг и рукописей» в научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского государственного Университета (архивный фонд № 20, арх. ед. 6)
Материалы архива музея истории КГАСУ (приложения, таблица 2.13)
Современное состояние: не сохранился
Жилые дома для строительства в восстанавливаемых колхозах после победы в Великой Отечественной войне (приложения, таблица 2.14)
Год постройки: начиная с 1941 года
Месторасположение: различные районы СССР (Средняя полоса СССР, Татарская АССР, Киргизия, южные районы СССР) Соавт оры: Г.Н. Мартынов, под руководством академика В.Н. Семенова. Степень авторского участия архитектора И.Г. Гайнутдинова: архитектурное проектирование, генплан придомовой территории (по заданию Академии Архитектуры СССР)
Описание (стилистические, архитектурно-планировочные особенности):
По приказу Комитета по делам архитектуры при СНК СССР в целях получения высококачественных проектов сельских жилых домов для освобожденных от оккупации районов неоднократно проводились закрытые конкурсы, для участия в которых привлекались известные архитекторы: академик В.Н. Семенов, академик А.А. Веснин, архитекторы: И.Г. Гайнутдинов, П.А. Рощин, В.В. Васильев и др. (приложения, таблица 2.14).
В январе 1939 года на совещании, созванном кабинетом современной архитектуры, обсуждались проекты колхозного жилого дома. Были представлены проекты восьми авторов: профессора Н. Марковникова, Г. Мартынова, И. Леонидова, В. Монастырева, А. Бурова, С. Киберева, В. Дмитриева, И. Гайнутдинова. Колхозные дома проектировались для средней полосы РСФСР, Татарии, Донецкой области, Северного Кавказа, Крыма, Узбекской республики («Архитектурная газета» № 8, 1939 г.). Основным требованием к проектам являлось целесообразное и полное разрешение вопросов, обусловленных национально-бытовыми особенностями жизни колхозников и рабочих сельскохозяйственных предприятий и отражения в проектах сложившихся традиций и организации жилища. «...Внешний облик жилых домов должен быть архитектурно-выразительным в своем образе сельского жилища и отражать лучшие художественные стороны народного зодчества и строительных навыков своего края. В качестве средств архитектурной обработки жилья в целом и его деталей рекомендуется введение в композиционное решение цвета (применение земляных красок, цветных глин и штукатурок), росписи, резьбы по дереву. В качестве очага проектировать русскую печь (102х165; 130х180), уборную проектировать вне отапливаемой части дома. Внутренняя высота жилых помещений составляет 2.5-2.7 метров, при проектировании оконных переплетов и дверей учитывать возможность их стандартизации и централизованной заготовки на районных деревообрабатывающих предприятиях. «Проектирование жилых домов должно быть ориентировано на осуществление их в простейших конструкциях из местных материалов: фундаменты (естественный камень, песчаная подушка); стены (гипс, грунто-блоки, саман, рубленое дерево); кровля (гипс, черепица, глиносолома)...» (из проектного задания на разработку проектов жилых домов в колхозах Отдела планировки и застройки сельских мест Комитета по Делам Архитектуры при СНК СССР).
Проектирование жилья архитектором И.Г. Гайнутдиновым преимущественно пришлось на период 1941-1948 гг., когда страна переживала нелегкие времена восстановительного строительства вовремя и после Великой Отечественной войны. В этот период времени архитектор трудился в Академии Архитектуры СССР под руководством академика В.Н. Семенова. В трудовой книжке архитектора И.Г. Гайнутдинова имеется запись о работе в НИИ сельского и колхозного строительства (1949) (приложения, таблица 1.6). В этот период появляются архитектурные издания, целью которых было осветить основные вопросы планировки, застройки и благоустройства восстанавливаемых колхозных селений и оказание практической помощи восстановительному строительству. В числе таких изданий – книга «Благоустройство и планировка села», которая рассчитана на районный и колхозный актив, а также на специалистов архитекторов и строителей, которые будут вовлечены в осуществление планировочных и строительных в колхозах. При составлении книги использована научно-исследовательская работа Института Градостроительства и планировки населенных мест Академии Архитектуры СССР на тему: «Основные положения по планировке колхозных селений», выполненная под руководством академика В.Н. Семенова, руководителя сектора планировки и строительства в колхозах Г.М. Мартынова, старшего научного сотрудника К.Ф. Князева, при участии архитектора И.Г. Гайнутдинова. Распространение типовых сельских домов облегчило бы каждой семье постройку собственного дома. Архитектура жилого дома должна была быть простой, конструктивно несложной, но выразительной. Вполне уместно устройство архитектурных деталей в виде карнизов, наличников, резьбы и росписи. При создании архитектурного образа должны быть учтены многовековые народные традиции и запросы колхозных семей [62].
Основополагающая роль при выборе фасадного и планировочного решений принадлежит традиционным стилистическим и формообразующим принципам в каждом отдельно взятом регионе. В период 1941–1949 гг. архитектором было разработано более 20 проектов для разных национальных республик, адаптированных под различные климатические условия.
Типовой жилой дом (двухкомнатный) для районов Средней полосы СССР и ТАССР (приложения, таблица 2.14)
В основе планировочной структуры жилого дома лежит четырехстенный сруб, внутреннее пространство которого делится дощатой перегородкой. Жилой дом отстоит от границы улицы на расстоянии 3 метра (способ постановки жилого дома на участке в соответствии с татарскими народными традициями). Хозяйственные и животноводческие помещения расположены сзади дома на расстоянии 14 метров. Они запроектированы в одной постройке, но разделены между собой внутренней капитальной стеной. С правой стороны от животноводческой постройки предусмотрена площадка для выгула скота, левая сторона приусадебного участка запроектирована под фруктовый сад, задняя часть участка – под огороды. Общая площадь приусадебного участка составляет 2590 кв. м. Планировка простая и четкая. Размеры жилого дома 6,46х7,5 метров.
Периодизация проектной и научной деятельности И.Г. Гайнутдинова
Творческое наследие И.Г. Гайнутдинова включает в себя научное наследие архитектора (полный перечень представлен в рамках библиографического списка [116-155]) и проектное наследие архитектора И.Г. Гайнутдинова (38 натурных объектов; 28 нереализованных проектов). Автором исследования составлен перечень осуществленных построек и проектов архитектора И.Г. Гайнутдинова (с обозначением времени возникновения и месторасположения для осуществленных построек и с обозначением времени и задания на проектирование для проектов):
Согласно перечню, составлена диаграмма осуществленных построек и неосуществленных проектов архитектора (приложения, таблица 3.1), которая показывает их соотношение. Графический материал об осуществленных и неосуществленных проектах архитектора И.Г. Гайнутдинова (чертежи, эскизы, историческая и современная фотофиксация, премирование, статьи в советской печати) представлен в приложениях (том 2, таблицы 2.1–2.23).
Анализ реализованных и нереализованных проектов архитектора И.Г. Гайнутдинова позволил хронологически выделить основные периоды в его творчестве (приложения, таблица 3.2):
1932-1940 гг. – период освоения и переработки классического наследия;
1941-1948 гг. – период восстановительного строительства после ВОВ (обеспечение недорогим и рациональным жильем и объектами обслуживания населения, увековечивание победы русского народа);
1948-1956 гг. – период проектирования Государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани;
1956-1966 гг. – период, ориентированный на индустриальные методы строительства.
Первый творческий период архитектора (1932-1940) определялся проектированием в рамках архитектурно-проектной деятельности в мастерской Казгорисполкома и обучением в аспирантуре Академии Архитектуры СССР и происходил под профессиональным влиянием известных неоклассицистов: А.В. Щусева, И.В. Жолтовского. В этот период зодчим были сформированы две принципиально разные системы декора:
– на основе введения классицистических форм, адаптированных к конструктивизму с ограниченным использованием декора (клуб меховой промышленности в Казани (1934-1935), Казанский химико-технологический институт (1935-1937)).
– на основе соединения классики с идейной концепцией социализма, адаптированной к архитектурным традициям декоративной системы Среднего Поволжья (жилые дома для специалистов в Казани (1932), проект Дворца Культуры в Казани (1934), проект КИИКС (1935); шедевром явился павильон ТАССР на ВСХВ в Москве (1939), где уже определились основные творческие предпочтения архитектора: обилие национального декора, обращение к композиционно-пространственному построению традиционной татарской усадьбы, богатое решение фронтона и фасадов, выходящих во двор, художественно проработанные просматриваемые фасады, применение принципа симметрии как выразительного приема народной традиции);
Научно-исследовательская работа архитектора в данный период времени характеризуется двумя основными направлениями: изучением древних региональных памятников (К вопросу об архитектуре памятников Древнего Болгара) и изучением керамики в архитектуре (защита диссертации «Керамические материалы в архитектуре»).
Второй творческий период архитектора (1941-1948) – период проектирования для восстановительного строительства во время и после Великой Отечественной войны (обеспечение недорогим, рациональным жильем и объектами обслуживания населения, увековечивание победы русского народа). Он определялся проектной деятельностью И.Г. Гайнутдинова в качестве старшего научного сотрудника института Градостроительства Академии Архитектуры СССР, а также работой в творческих экспериментальных мастерских Академии Архитектуры СССР наряду с известными российскими архитекторами: академиком В.Н. Семеновым, академиком А.А. Весниным. Особенности проектирования определялись экономическими потребностями страны, и, как следствие, трудоемкой работой в рамках программ и конкурсов по приказу Комитета по делам архитектуры при СНК СССР в целях получения высококачественных проектов сельских жилых домов для освобожденных от оккупации районов СССР.
Творческий метод архитектора в данный период строился на принципах рационализма и традиционализма. Основным требованием к проектам являлось целесообразное и полное разрешение вопросов, обусловленных национально-бытовыми особенностями жизни колхозников и рабочих сельскохозяйственных предприятий и отражения в проектах сложившихся традиций и организации жилища. Согласно разработанным программам «внешний облик жилых домов должен быть архитектурно-выразительным в своем образе сельского жилища и отражать лучшие художественные стороны народного зодчества и строительных навыков своего края».
При выборе фасадного и планировочного решений, архитектор опирался на традиционные и формообразующие принципы каждого отдельно взятого региона (в южных регионах – наличие террас, плоских крыш, саманных стен; в средней полосе РСФСР – наличие сеней, скатных крыш, декор фронтона и наличников, рубленых стен и др.). Используя свои научные исследования в области народной архитектуры Среднего Поволжья и других регионов СССР, в период 1941–1948 гг. архитектором было разработано более 20 проектов сельских жилых домов, отделений связи и клубов для разных национальных республик, адаптированных под их традиции и климатические условия (приложения, таблица 2.14). Печатные работы архитектора в это время соответствуют тематике проектирования – «материалы о проектировании жилых домов», альбомы проектов с подробным обоснованием строительства, составление программ-заданий на проектирование для восстановительного строительства.
Второе направление в данный творческий период – проектирование памятников в честь победы в Великой Отечественной войне (приложения, таблица 2.23) определялось политикой и идеологией страны и характеризовалось работой в рамках открытых и закрытых конкурсов по приказам Комитета по делам архитектуры при СНК СССР.
Третий творческий период архитектора (1948-1956) – период проектирования Государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Проектирование этого значимого для республики объекта определило уровень профессионализма И.Г. Гайнутдинова и возвело его ранг ведущего татарского архитектора своего времени. По богатству и разнообразию примененных комплексов булгаро-татарского орнамента объект является единственным примером такого рода в республике. Коллекция разнообразных, тонко прорисованных орнаментов, выполненных в гипсе, бронзе и других материалах потребовала большой кропотливой многолетней работы по всестороннему изучению татарского народного творчества. В архиве имеется справка, подписанная И.В. Сталиным, о значительном увеличении суммы, выделяемой на строительство театра после рассмотрения чертежей и эскизов И.Г. Гайнутдинова. Печатная работа в этот период характеризуется подробной рукописью с описанием архитектурно-художественного оформления и технических характеристик сооружения: «К проекту и строительству здания Государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани».
Творческий метод, которым руководствовался архитектор, можно охарактеризовать, как уникальный синтез классического архитектурного наследия и национальных приемов формообразования. Введение орнаментального комплекса булгаро-татарского происхождения в виде авторского лепного декора на фасады и в интерьеры театра осуществлялось согласно историческому становлению декоративной системы Среднего Поволжья (фрагментное использование преимущественно растительного орнамента служило акцентом в композиционно ответственных частях, придавая новое качество классицистическим образцам, и возвело его в ранг главного выразительного средства). Декор разработан в соответствии с пропорциональными пространственными характеристиками внутренних помещений и выполнен по авторским шаблонам И.Г. Гайнутдинова.
Модель творческого метода архитектора И.Г. Гайнутдинова
Основу модели творческого метода архитектора И.Г. Гайнутдинова легла универсальная модель, предложенная в исследовании Ю.И. Кармазина «Творческий метод архитектора. Введение в теоретические и методические основы», которая представляет собой «сетку метода» на основе 13 основных метакомпонентов: среда, социально-экономические условия, идеология и мировоззрение общности, личностная характеристика архитектора, метод, культура проектного мышления, проектная модель, профессионализм, аксиология культуры, «архив», практика, теория, рефлексия. Анализируя их через призму творческой деятельности зодчего, автором исследования предложена модель творческого метода архитектора И.Г. Гайнутдинова (приложения, таблица 3.6).
Творческий метод архитектора И.Г. Гайнутдинова формировался в рамках социально-исторических этапов развития страны: период расцвета советского монументализма; период восстановительного строительства после ВОВ; период индустриального строительства СССР.
Под их влиянием сформировались основные творческие периоды архитектора И.Г. Гайнутдинова:
1932–1941 гг. – освоение и переработка классического наследия;
1941–1948 гг. – период проектирования для восстановительного строительства (обеспечение недорогим и рациональным жильем и объектами обслуживания населения, увековечивание победы русского народа);
1948–1956 гг. – период проектирования Государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани;
1956–1966 гг. – период, ориентированный на индустриальные методы строительства.
Анализ проектов и научных трудов И.Г. Гайнутдинова показал, что архитектор в течение профессиональной жизни выработал уникальные творческие методики в данные периоды (приложения, таблица 3.5):
– в период расцвета советского монументализма (1932–1941 гг. и 1948– 1956гг.) – это освоение и переработка классического наследия в уникальный синтез традиционных и национальных приемов формообразования (клуб работников меховой промышленности (1934–1935гг.), школа при СК-4 (1933–1934гг.), проект дворца культуры для г. Казани (1934г.), павильон Татарской АССР на ВСХВ в Москве (1937–1939гг.), Государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля в Казани (1948–1956гг.)). Введение орнаментального комплекса булгаро-татарского происхождения в виде измельченного лепного декора на фасады и в интерьеры сооружений осуществлялось согласно историческому становлению декоративной системы Среднего Поволжья (фрагментарное использование преимущественно растительного орнамента служило акцентом в композиционно ответственных частях фасада, придавая новое качество исходным образцам и возводя его в ранг главного выразительного средства).
– в период восстановительного строительства (1941–1948 гг.) – обращение к композиционно-пространственному построению традиционной татарской усадьбы (жилые дома для районов Средней полосы СССР, жилые дома для колхозов Татарской АССР) и обращение к традиционным планировочным и формообразующие принципам застройки в каждом отдельно взятом регионе (жилые дома для колхозов Киргизии, Среднеазиатских республик и др.). Работа с региональными строительными материалами, как со средством выражения традиций в каждом конкретном случае (дерево, кирпич, природный камень, саман, глина);
– в период индустриального строительства (1956–1966гг.) – введение майоликовых и керамических крупномасштабных стилизованных элементов в региональной тематике на фасады и в интерьеры зданий (речной вокзал в Казани (1957–1962гг.), жилые дома с керамикой на фасадах)
В каждом периоде выявлены методологические приемы, используемые архитектором И.Г. Гайнутдиновым как средство выражения своеобразия в фасадных и интерьерных решениях объектов и, как следствие, работа с определенными материалами:
– в период расцвета советского монументализма – гипсовая лепнина по авторским чертежам, резьба по камню;
– в период восстановительного строительства – резьба по дереву, региональные строительные материалы (дерево, природный камень, саман, глина);
– в период индустриального строительства – керамика, майолика, архитектурно-художественные металлические решетки.
Творческий метод архитектора И.Г. Гайнутдинова формировался в рамках направления соцреализма. Идеология и мировоззрение общества в данный исторический период предъявляли к архитекторам особые требования. Город в представлении архитекторов 30-х годов – образ, насыщенный идеологическим содержанием, когда стремление создать однородную социальную целостность требовало формирования в массовом сознании упрощенного и одновременно целостного восприятия мира, оперирования наглядно-чувственными ассоциациями, устойчивыми стереотипами. Архитектор в данной системе смысловых координат становился воплотителем этой высшей воли, возводился в ранг «государственного деятеля». И.Г. Гайнутдинов был учеником известных неоклассицистов: А.В. Щусева, И.В. Жолтовского, В.Н. Семенова и впитал идеалы своего времени, где «Эпоха социализма создает свою классику, столь же правдивую, реалистичную, народную, но стоящую на высшей ступени...», где «Социалистическое зодчество будет строиться на основе нового синтеза архитектуры, скульптуры и живописи...».
Поскольку философско-мировоззренческие основы и основы художественного мышления архитектора формировались в рамках проектного мышления «социалистического зодчества», стремление к формированию своего кредо и своего индивидуального почерка сочетается у И.Г. Гайнутдинова с проявлением чувства такта и уважения к окружению.
Проектируемый объект должен быть частью пространственного градостроительного дизайна (театр оперы и балета им. М. Джалиля, арх. памятник С. Юлаеву, арх. памятник К. Хетагурову). Архитектурное произведение строится наподобие визуальных знаков, отсылающих к тому, что лежит за пределами самой материальной формы: к идеям, к анализу механизма восприятия.
На творческую жизнь И.Г. Гайнутдинова пришлось два крупномасштабных идеологических перелома в архитектурной деятельности страны, которые сформировали особенности его творческого метода.
Первый (1932–1956 гг.) – когда в условиях расцвета соцреализма, постепенного кризиса конструктивизма, а затем и классического формообразования, в стране возникла потребность в новой архитектуре – национальной по форме и социалистической по содержанию. Второй – после 1956 года. Шедеврами первого периода стали павильон ТАССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1939); экстерьеры и интерьеры театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани (1956). Отправной точкой для второго периода стал 1956 год (выход постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»). Показательными проектами этого периода стали проект речного вокзала в Казани и жилые дома новой конструкции в Москве.
Творческий метод И.Г. Гайнутдинова на протяжении его профессиональной жизни в рамках определенного архитектурно художественного стиля (от неоклассики до функционализма) имел прямую и обратную связь со средой, адаптируясь в местных условиях провинции. Стиль, господствующий в провинции, начинал постепенно замещаться другим, синтезируясь с ним, дополняясь народным творчеством, местными национальными мотивами, формируя уникальный творческий почерк зодчего. Архитектор И.Г. Гайнутдинов опирался на следующие факторы, влияющие на формирование стиля в провинции и, как следствие, корректирующие его:
– климатические условия;
– национальный состав населения;
– региональные планировочные принципы и формообразование;
– традиционные строительные материалы.