Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Попова Анна Андреевна

Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева
<
Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова Анна Андреевна. Творчество академика архитектуры А.Н. Померанцева: диссертация ... кандидата ы: 05.23.20 / Попова Анна Андреевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"].- Нижний, 2015.- 244 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Творческая биография А.Н.Померанцева 15

1.1. Начало творческого пути. Обучение 15

1.2. Основные вехи творчества, административная и педагогическая деятельность 22

1.3. Периодизация творческой деятельности А.Н.Померанцева 32

Выводы по 1 главе 37

Глава 2. Архитектурно - строительная деятельность и основные проекты и постройки в области гражданской архитектуры 41

2.1. Фукциональность, всефасадность и парадность при формировании нового центра г. Ростова-на-Дону 41

2.2. Диалог формы и конструкции в павильонах Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде 51

2.3. Интернационализация русского стиля в архитектуре Верхних торговых рядов в Москве 63

2.4. Модерн национально-романтического и классицизирующего направления в ансамбле построек Московской окружной железной дороги 69

2.5. Стилевое многообразие в работах по частным заказам и нереализованных проектах А.Н.Померанцева 80

Выводы по 2 главе 88

Глава 3. Творческий метод А.Н.Померанцева как отражение национального стиля в храмостроении эклектики 91

3.1. Русский стиль в храмостроении в России как сочетание традиционных объемно-конструктивных решений и фасадного стилизаторства 91

3.2. Формирование национального стиля в архитектуре Болгарии 102

3.3. Творческий почерк архитектора в храмостроении: мотивы необарокко в русском стиле и византийский стиль 109

3.4. Место православного зодчества А.Н.Померанцева в архитектуре эклектики 115

Выводы по 3 главе 128

Заключение 132

Основные выводы по диссертации 133

Список литературы

Основные вехи творчества, административная и педагогическая деятельность

Пенсионерская поездка дала мощный толчок развитию карьеры и повлияла на творческую деятельность А.Н. Померанцева. По возвращении из пенсионерской поездки 2 ноября 1887 года Совет Императорской Академии художеств присваивает звание Академика классному художнику I степени А. Померанцеву. В апреле 1887 года умирает профессор Ф.И.Чагин, и место адъюнкт- профессора становится вакантным. 4 августа 1887 года в Совет Академии художеств поступает прошение от Александра Никаноровича об определении его на эту вакансию. 1-го марта 1888 года Померанцева назначают сверхштатным адъюнкт-профессором при архитектурных классах Академии на один год, с содержанием 50 рублей в месяц, а уже 1 мая 1888 года согласно постановлению Совета, утвержденному Его Императорском Высочеством Президентом, назначен штатным адъюнкт-профессором по архитектуре с жалованием 1200 рублей в год [218. С. 208].

В 1890 г. А.Н. Померанцев становится членом Московского Археологического общества. Императорское Московское Археологическое общество было образовано в 1864 году. Основной целью общества являлось «... исследование археологии вообще и преимущественно русской» [249. С. 733]. В частности, среди памятников, обследованных архитектором, был Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцево, выстроенный в 1744 году (рис.1.2.1.). Комиссия в составе А. Н. Померанцева, Е. А. Сабанеева и В. А. Косякова указала, « ... что церковь сильно перестроена и вообще не представляет интереса. Иконостас также не возбудил к себе внимания. Постановлено: предположенное переустройство разрешить.» [99]. В 1913 году церковь была переустроена по проекту академика архитектуры СИ. Соловьева.

В 1910 году был составлен акт осмотра Троицкого собора в Костромском Ипатьевском монастыре профессором архитектуры А.Н. Померанцевым, профессором архитектуры П.П. Покрышкиным и иконописцем-реставратором М.О. Чириковым (рис. 1.2.2.). Комиссией выявлены: трещина на северном и южном фасаде, трещина на южном подпружном своде, трещина в своде над галереей, в сводах под крыльцом, множество незначительных трещин, также комиссией были исследованы фундаменты. Кроме самого здания, были изучены, подробно описаны и занесены в акт повреждения интерьеров храма. Комиссия обследовала и иные постройки на территории монастыря, сделала зарисовки повреждений и вынесла рекомендации, необходимые для устранения дефектов, как то: исправление повреждения фундаментов, выравнивание территории внутреннего двора, выполнение починки и позолоты иконостасов. Кроме того, было рекомендовано приобретение новой церковной утвари взамен ветхой. Акт осмотра составлен и подписан профессором Померанцевым [99. С. 87].

3 декабря 1890 года указом Сената по Департаменту Герольдии за № 222 Александр Никанорович Померанцев был утвержден в чине титулярного советника со старшинством, а в 1891 году переведен в коллежские асессоры со старшинством [218. С. 443].

В этот период Померанцев не только преподает в Академии, но и активно проектирует, важным этапом в его творчестве становится проектирование и строительство Верхних торговых рядов в Москве в период с 1889 по 1903 год. Именно за этот проект Померанцев был удостоен звания профессора Академии 26/27 октября 1892 г., а 28 марта следующего, 1893 г., после торжественного открытия и освещения Верхних торговых рядов, архитектор был награжден орденом Св. Станислава III степени. Проект был высоко оценен и Императором, и 29 января 1894 г. Померанцеву был пожалован золотой портсигар с драгоценными камнями из кабинета Его Величества [218. С. 445].

В 1894 году А.Н. Померанцев получает повышение и в Академии художеств — 19 ноября он назначен на должность профессора-руководителя по архитектурному отделению. 14 февраля 1896 года Александр Никанорович за выслугу лет был переведен в надворные советники. 13 апреля 1897 г. Померанцев пожалован кавалером ордена Св. Анны Ш-й степени [218. С. 445].

6 марта 1898 года Александр Никанорович назначен членом-архитектором V класса Техническо-строительного комитета Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде. 2 мая 1998 года происходит еще одно важное событие в карьере А.Н. Померанцева, он назначен членом Техническо-строительного комитета Министерства Внутренних Дел. Техническо-строительный комитет МВД был учрежден параллельно с Московским Археологическим Обществом в 1865 году. Устав ТСК, который запрещал снос и перестройку зданий и сооружений, возведённых до XVIII в., был утвержден в 1867 г. «Строжайше воспрещается, - говорилось в Уставе, -разрушать остатки древних замков, крепостей, памятников и других зданий древности, под ответственностью, за нарушение сего, начальников губерний и местных полиций» [228]. В 1875 г. Техническо-строительным комитетом принимается Устав строительный - первый кодификационный акт в сфере строительства, который включает в себя систему норм, регламентирующих порядок проектирования, строительства и благоустройства, определяет перечень технических требований к производству строительных работ, устанавливает систему органов управления строительством, возглавляемую техническо-строительным комитетом. В число функций Комитета, в частности, входило строительство подведомственных МВД сооружений особой сложности, утверждение планы городов, проведение ревизий проектов, разрешение спорных вопросов проектирования и строительства. А.Н.Померанцев многократно принимал в деятельности комиссий, созданных ТСК для решения таких вопросов [228, 229 ].

Периодизация творческой деятельности А.Н.Померанцева

Постройка в Москве Окружной железной дороги к началу XX в. стала насущной потребностью (рис. 2.4.1.). Еще в 1869 г. свой проект постройки дороги внес в Московскую Городскую думу купец Сушкин, в 1870 г. новый проект представили инженеры А.А.Пороховщиков и А.Н.Горчаков. Авторы предполагали, что новая дорога не только облегчит перевозки, но и будет способствовать росту на периферии города фабрик и заводов, оттоку из центра Москвы малоимущего населения, снижению цен на жилье и улучшение санитарного состояния города, сокращению количества гужевого транспорта. В 1897 г. свой проект предложил инженер А.И.Антонович, выпустивший две брошюры - «Соображения о том, как строить Московско-Окружную дорогу с точки зрения государства и Москвы» и «Как строить Московскую окружную дорогу, с широким рельсовым кольцом или кольцом, приближенным к городу». Антонович, в частности, обосновывал строительство необходимостью решения следующих задач: «а) правильная организация грузового обмена между сходящимися в Москву железными дорогами, при которой проход грузов мимо столицы совершался бы возможно быстрее и передача груженых и порожних вагонов с одной дороги на другую не затрудняла бы ни движения поездов на каждой дороге в отдельности, ни станционных передвижений (маневров) внутри них, вызванных этими движениями; б) упрощение на существующих московских товарных станциях технических и коммерческих движений, ввиду чрезвычайной загруженности этих станций, с целью дать им возможность функционировать правильно относительно собственных грузов, прибывающих к ним и отправляемых от них, и с целью развития в пределах станций складочных операций, имеющих устранить совершающуюся ныне перевозку сырья и предметов оптовой московской торговли со станций в склады и обратно; в) умножение в пределах столицы пунктов приема и выдачи грузов, при расположении таковых в местах наиболее близких к промышленным и торговым районам Москвы, с целью сокращения гужевого подвоза грузов и возможности устройства оптовых складов сырья на рельсах станций или вблизи их» [3, С.3-5].

Наконец, 7 ноября 1897 года на Особом правительственном совещании строительство Окружной дороги «высочайше признал желательным» Николай П. В течение следующих четырех лет было представлено 13 проектных решений, лучшим из которых был признан вариант инженера П.И.Рашевского. На титульном листе проекта Николай II написал: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид» [147, С.54]. Рашевский предлагал прокладку четырех главных путей - двух грузовых и двух пассажирских, реализованы были всего два пути, стоимость при этом сократилась с 55 до 38,7 миллионов рублей. Строительство дороги началось 16 марта 1902 и завершилось 19 июля 1907 года. Ее длина составила 178,2 км.

К реализации проекта были привлечены лучшие инженеры и архитекторы, в том числе мостостроители Н.А.Белелюбский и Л.Д.Проскуряков, инженер И.И.Рашевский, архитектор А.Вигдорчик. Архитектурную концепцию ансамбля дороги разрабатывал А.Н.Померанцев. При участии архитекторов Николая Владимировича Марковников (1869-1942) и Ивана Михайловича Рыбина (1873-после 1918), им было запроектировано 13 вариантов «пассажирских зданий» (т.е. зданий вокзалов), 10 типов жилых домов, разработаны проекты зданий телеграфных постов, сторожевого дома, дома коменданта при продовольственном пункте, будки центрального управления стрелками и сигналами, паровозного депо, мастерских, пакгаузов, водоподъемных и водоемных зданий, а также проекты казармы и полуказармы для путевых рабочих, домов для паровозных и кондукторских бригад, «приемного покоя» (медпункта), здания столовой, хлебопекарни, кухни, кузницы, ледника, бани, туалетов. Некоторые из них (кладовые, водоподъемное здание ан станции Серебряный бор) были деревянными, остальные - кирпичными, крытыми по деревянным конструкциям черепицей или металлом. Помещения отапливались голландскими и русскими печами, оснащались электричеством, водопроводом и канализацией.

Всего было построено 17 станций, 2 остановочных пункта, 3 телеграфных поста, 72 моста, в том числе 4 через Москва-реку, 30 путепроводов, 185 водопропускных сооружений, 19 пассажирских зданий, 11 путевых казарм и 21 полуказарма для рабочих, 87 сторожевых домов, 30 жилых домов, оборудованных водопроводом и канализацией, 2 дома для дежурных паровозных и кондукторских бригад, 2 приемных покоя, 2 бани, 14 пакгаузов [2, С. 138-256].

Окружная железная дорога рассматривалась как неотъемлемая часть городского облика Москвы, поэтому художественному уровню всех без исключения зданий и ансамблевому единству всего комплекса придавалось первостепенное значение. Все вокзалы были размещены внутри кольца, а вспомогательные здания и сооружения - с внешней стороны.

По часовой стрелке, начиная от пересечения с Николаевской (ныне Октябрьской) железной дорогой, станции размещаются в следующем порядке: Лихоборы, Владыкино, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово, Канатчиково, Воробьевы Горы, Потыхиха, Кутузово, Пресня, Военное Поле, Серебряный Бор, Братцево.

Многие из построек Окружной дороги утрачены, все сохранившиеся (88 наименований, не считая мостов) ныне включены в реестр объектов культурного наследия. Так как к ведению А.Н.Померанцева относилась архитектурно-художественная часть, в данном исследовании не рассматриваются вопросы, касающиеся инженерного обеспечения дороги. Наиболее полно сохранился ансамбль станции Лихоборы, от которой традиционно отсчитывались версты Окружной дороги (рис. 2.4.2.). На сегодняшний день на этой станции можно видеть пассажирское здание, жилые дома типов 1, 2, 3, 6, 8 (рис.2.4.12.) и 10, дом начальника участка, дом коменданта при продовольственном пункте, приемный покой (один из двух на дороге, второй расположен на станции Угрешской), будку центрального управления стрелками и сигналами, паровозное депо, мастерские, водоемное и водоподъемное здания, нефтекачку (рис. 2.4.6.), здания бани и туалета.

Второй по полноте сохранности первоначальной застройки является станция Пресня, где находятся пассажирское здание, здание багажного отделения, жилые дома, казарма, продовольственные склады, столовая, кухня, ледник, будки центрального управления стрелками и сигналами, «отхожее место на 52 очка» [2, С.213] (рис. 2.4.17.).

Вокзалы сохранились на всех станциях, за исключением Братцева и Военного Поля.

Комплекс зданий Окружной железной дороги представлял собой весьма значительный ансамбль, который необходимо было выдержать в едином ключе, что представляло нелегкую задачу, учитывая количество построек, при котором, строго придерживаясь единого стиля, легко было впасть в однообразие, а внося разнообразие - утратить цельность. Усложнялась эта задача и тем, что многие здания в силу своей сугубой утилитарности не допускали декоративного изобилия в фасадных решениях. С другой стороны, на цельность единовременного восприятия важно было ориентировать застройку отдельной станции, ансамбль же в целом зритель-пассажир воспринимал в динамике, с временными разрывами, следовательно, важно было наделить его запоминающимися «акцентами», обладающими общностью и допускающими вариативность.

Интернационализация русского стиля в архитектуре Верхних торговых рядов в Москве

На территории этой страны под руководством А.Н. Померанцева был воздвигнут храм-памятник Рождества Христова в Шипкинском монастыре (1885-1902 гг.), запроектированный А.И. Томишко (рис. 3.2.1.). Этот храм является первым по времени постройки памятником болгаро-русской дружбе на земле Болгарии. Находится на южной стороне Шипкинского перевала, у города Шипка. Храм построен в стиле московских церквей XVII века. Для него характерны типично русские формы. Крестово-купольный пятиглавый храм дополнен шатровой колокольней. Четыре боковых луковичных купола подняты на 33 метра, центральный - на 42 метра. Северный и южный фасады украшены галереями, а белокаменные фризы и карнизы, керамические детали с изображениями птиц и растений контрастируют с красными стенами здания. Колокольня церкви достигает высоты 53 м., а её колокола, самый тяжелый из которых весит 12 тонн, были отлиты из патронов, собранных после сражений.

Наиболее значительным вкладом А.Н.Померанцева в православное храмостроение следует признать собор св. Александра Невского в Софии (рис. 3.2.8.). Решение о строительстве храма Александра Невского в Софии было принято 13 апреля 1879 г. 26 февраля 1881 г. была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, а первый камень был торжественно заложен 19 февр. 1882 г. на самом высоком месте в центре Софии.

Первоначальный проект храма принадлежал русскому архитектору И.С. Богомолову и был создан им в 1884-1885 гг. на основании переработки проекта храма на месте убийства Александра II в Петербурге. Это был триконх с примыкающей с запада шатровой колокольней. По мнению Е.И. Кириченко, в его проектировании вместе с Богомоловым принимал участие Л.О. Васильев. Однако Богомолов в 1886 г. скончался, политические причины долгое время тормозили продолжение работ, и лишь в 1898 г. был завершен новый проект, составленный А.Н. Померанцевым. От проекта Богомолова он отличался не только размерами, но и гораздо большим вниманием к специфике болгарской архитектурной традиции. Ю. Р. Савельев утверждает, что «Померанцев взял за основу проекта для Софии конкурсный проект А.О.Томишко, разработанный им в 1882 г. для храма Спаса на Крови в Петербурге» [242, С. 99]. Однако вряд ли здесь правомерно говорить о прямом заимствовании. Идея тетраконха, впервые в византийской стиле примененная Р.И.Кузьминым для церкви Димитрия Солунского при Греческом посольстве в Петербурге в 1861 году, затем многократно варьировалась разными архитекторами, в числе и Томишко, и Померанцевым. Появление византийского стиля в Болгарии объясняется как общеевропейскими процессами в архитектуре, так и особенностями болгарского культурно-исторического контекста. Византийское влияние в архитектуре Болгарии наблюдается с раннехристианского доболгарского периода и сохраняется на протяжении всего Средневековья, дополняясь самобытными чертами. В период борьбы за независимость византийский стиль воспринимался как наглядное доказательство культурной и религиозной близости и политического единства славянских народов. Большую роль в его становлении сыграло влияние русской архитектуры. После обретения Болгарией государственной независимости византийский стиль рассматривался как выражение национальной идеи и единства светской и духовной власти.

Подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 г. 5 августа этого же года были начаты земляные работы, общее строительство собора было закончено в 1912 г., уже во время Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева - русские архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов. С болгарской стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и др.

Александро-Невский собор занимает центр большой площади, носящей его имя, имеет площадь 70,52 кв. м.. Высота главного купола составляет 45 м, колокольни - 50 м, накупольных крестов - около 5 м, главный барабан имеет 16 м в диаметре. Храм вмещает более 5 тыс. человек.

Собор представляет собой укороченную купольную базилику с выраженным трансептом, узнаваемо ориентированную на Софию Констанинопольскую. Только вместо ее двух полукуполов по продольной оси Померанцев использовал композицию триконха, таким образом, дополнительно подчеркнув центрическое начало и нарастание масс к главному куполу, а также обогатив восприятие внутреннего пространства.

В храме присутствуют как узнаваемые черты византийского стиля, каким он стал в России рубежа XIX и XX веков - прежде всего пологий купол на низком широком барабане, напоминающий Софию Константинопольскую - так и четко обозначенные болгарские элементы. Померанцев, изучивший ряд болгарских средневековых памятников (в т.ч. Боянскую церковь, церкви Успения Богородицы в Асеновой крепости и Пантократора в Несебре), несомненно, хорошо знавший Софийскую церковь в Софии, не случайно выбрал базиликальную композицию, сравнительно редкую для России, но весьма характерную для болгарского средневековья. Три конхи, низкий и широкий барабан и пологий купол храма весьма близки объемно-пространственному решению Красной церкви в Перуштице, VI в. Планировочное решение с тремя конхами находит также поддержку в более поздней болгарской архитектуре (такова единственная крупная церковь «афонского типа» XVII в., построенная в Бачковском монастыре). Типично болгарским мотивом являются также открытые легкие аркады храма, охватывающие его фасады (пример - церковь Рильского монастыря). Характерно и то, что радикально изменился силуэт колокольни, утратив русские черты.

Творческий почерк архитектора в храмостроении: мотивы необарокко в русском стиле и византийский стиль

Большая часть творчества А.Н.Померанцева связана с поздним этапом эклектики. В ее рамках А.Н.Померанцев отдавал предпочтение русскому стилю (в основном его почвенническому варианту, частично охранительному и фольклорному, работал в «эклектической» и «органической» версиях стиля), византийскому стилю (в археологизированном варианте), а также необарокко, неоманьеризму, в меньшей степени неоренессансу и неогреку. Непродолжительный период А.Н.Померанцев работал в русле национально-романтического и классицизирующего направлений модерна, использовал отдельные приемы рационального модерна. В ретро спективизме архитектор обращался к неорусскому стилю и неоклассицизму. Работая в исторических стилях, А.Н.Померанцев использовал в рамках эклектики и ретроспективизма метод стилизаторства и прием репликации, в рамках модерна - метод стилизации и прием аллюзии, учитывал при выборе неостиля назначение здания и архитектурный контекст. Работы Померанцева с историческими стилями всегда сохраняют стилевую определенность. Основной стиль, всегда четко прослеживаемый в произведениях А.Н.Померанцева, можно обозначить как «стилевую доминанту». Стилевая доминанта в архитектуре эклектики может быть определена как основная, наиболее общая стилевая характеристика объемно 131 пространственного и декоративного решения здания, сочетающего заимствования из разных стилей.

Значение творчества А.Н.Померанцева в контексте русской архитектуры связано, во-первых, с удачным завершением им ансамбля Красной площади Москвы, являющегося одним из важнейших и неотъемлемым звеном отечественного архитектурного наследия. За пределами столиц творчество архитектора наиболее значительное влияние оказало на формирование архитектурного облика исторического центра Ростова-на-Дону, надолго определив масштаб, стилевые ориентиры и задав высокую планку в застройке главной улицы города. Получили отклик работы Померанцева и в архитектуре таких городов, как Нижний Новгород, Кисловодск, Железноводск.

За пределами России творчество А.Н.Померанцева получило широкий отклик в архитектуре Болгарии. Крупный масштаб, тактичное соединение византийских и болгарских элементов и декоративная сдержанность произведения Померанцева предопределили дальнейшие поиски А.Торньова, П.Койчева, К.Николова и других болгарских архитекторов в рамках византийского стиля в период модерна и далее до конца 1930-х годов.

Обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Санкт-Петербургской академии художеств заложило прочный фундамент профессиональной подготовки архитектора и предопределило формирование двух аспектов его творчества: К.М.Быковский, в теоретических взглядах которого сочетались пропаганда древнерусского наследия и критика «архитектурного маскарада» эклектики, привил А.Н.Померанцеву интерес к рационализму, а академическая система образования - уважение к наследию. В ходе обучения определились некоторые из направлений дальнейшей творческой деятельности архитектора - проектирование учебных заведений и вокзалов. Длительная пенсионерская поездка, продолжавшаяся с перерывами восемь лет, в особенности пребывание в Италии, оказала существенное влияние на становление творческого метода архитектора, позволив ему подробно ознакомиться с западноевропейской художественной традицией, увидеть в подлиннике памятники архитектуры тех исторических стилей, которые в дальнейшем станут основой его исторических репликаций. Выполнение обмеров и изготовление на их основе архитектурных чертежей и прорисей декоративного убранства Палатинской капеллы предопределили интерес Померанцева к византийской архитектуре и стремление гармонизировать разнородные стили, приводя их к художественной целостности. Архитектурное творчество А.Н.Померанцев совмещал с работой в Техническо-строительном комитете МВД, и в Техническо-строительном комитете св.Синода, а также с участием в деятельности Императорской археологической комиссии, обследуя сохранность памятников древнерусского зодчества. В своей педагогической деятельности в Академии художеств и в училище А.О.Гунста А.Н.Померанцев стремился достичь сочетания традиций академического образования с учетом современных потребностей архитектуры. Творческую деятельность А.Н.Померанцева отличают разнообразие жанров, масштабов, материала построек, а также широта географических границ. Основные вехи его творчества обозначены следующими крупными объектами: здание Верхних торговых рядов, комплекс Окружной железной дороги и собор св.Александра Невского в Москве, собор Александра Невского в Софии, павильоны Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, здания Училищного совета св. Синода в Санкт-Петербурге, Городской думы и дома С.Генч-Оглуева в Ростове-на-Дону.