Введение к работе
.1.:'. 'ГУ
защение к исследованию цеєтовоіі среды города в контекста це-nmtm^in культуры затрагивает один из аспектов многопланового соотношения архитектуры и культура. Особая специфика бытия цвета как феномена постоянно становящегося в культуре через процесс цветовой" деятельности-действия предопределяет культурно-деятельност-ный ракурс интерпретации колористики, предполагающий вскрытие внутренних смыслов, важных для существования цветового феномена и определения его места в культурном развитии. Поэтому культурно-деятельностная интерпретация выступает как теоретическая установка на уроЕнє мироЕпдения и мироощущения, а такне как методический подход для всесторонней работы с цветом.
СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. Основа.для формирования теоретической модели бытия цветового феномена заложена работами по изучению цвета в различных сферах научной деятельности. Так архигектуроведческие исследования позволяют выделить следующие трактовки назначения цвета в архитектуре и градостроительстве: как средство архитектурного формообразования или категорию формы , элемент градостро-ительнон композиции и условие социально-психологической ком$орт-
"5 4
ности среды , как характеристику образа и стиля . Значительное внимание уделяется анализу еоздєйстеия ессеозможных ^акторов на колористику среды". Представления о цвете как особом объекте профессиональной деятельности архитектора и градостроителя обобщены А.В.Ефимовым в концепции колористики города.
Азизян И., Виноградов Я., Ефимов А., Рпети Ф. и др.
Бркно Д., Датчук Ю., Ефимов А., Кравец В., Окиниєвич Е., Пономарева Е., Ріієги Ф., Хайек 0. и др.
3 Воробьев В., Сивпк Л., Фрилинг Г., Цойгнер Г. и др.
4 Алєксєєе С.Дадова Л. .Лущеко Э. .Кириченко Е. .Портер Т. и др.
5 Альбер-Ванель, Аскаров Ш., Глннкин В., і'лизаров В., Ефимов А.,
Ланкло Ж. и др.
В то же время в большинстве современных исследований по проблемам городской средаг, где складываются и теоретически оформляются новые подходы, трансформирующие представления об архитектурно-градостроительной деятельности, средообразующая роль цвета практически игнорируется.
В исследованиях места и значения цвета в других видах искусства и творческой деятельности цвет трактуется как категория художественной формы, средство выражения образного содержания и пр., т.е. как часть художественной культуры^. Принципиальным в корпусе искусствоведческих представлений является понятие о цветовой культуре, сформулированное И.А.Азизян на основе изучения различных видов искусства, их формообразующих и стилеобразующих процессов и влияний друг на друга. Ряд специальных исследований цвета еыходиг за рамки художественной культуры в ооласгь междисциплинарного знания: теоретико-методологические основы формирова ния цветовой среды интерьеров, предложенные Е.С.Пономаревой, опи сание эволюции цвета как научного знания в работах Л.Н.Мироновой а также - экологический подход Л.Обератера и психолингвистически анализ семантики цветообозначеним Р.М.Фрумкиной.
В серии работ культурологического и этнографического плана и б таком особом жанре литературы как утопии и антиутопии задает ся историко-культурный контекст бытия цвета.
Множественность возможных cg^ep существования цветового феномена, делая его предметом изучения разных областей науки, искус-
1 Добрицына И..Высоковский А,,Глазычев В..Гутнов А..Иконников А.
Каганов Г..Лебедева Г.,Лежава И.,Линч К..винервин Г..Раппа-
порг А. .Славина Т. .Страугканис З.Дайт В.Дєйдкєтс М. .Яницкий
Е Др.
2 Биррен Ф. .Бычков В. Данилова 1-і. Дерибере №. Дєшшьскєя М. ,Лємє
иєе С..Тернер В.:см.также Алексеева С..Антониадиса А..Волкова
Иттена К.,Кочик 0.
3 Адаскпна Н..Генисататекли О..Глазнчев В.,Вишневский А..Лиха
чев Д..Лосев А..Мириианов В..Рыбаков Б.,Секенцов В. и др.
;ва и культуры в целом, одновременно порождает междисциплинарные 1зрывы в его исследовании. Так остаётся недостаточно цроработан-ifl соотнесенность профессиональных представлений о феномене цва-I с его реальным бытием и со спецификой городской жизни. Актуали-ІЦИЯ активности обывателя-потребителя, несостоятельность професіональних идеализации и их рассогласование с реалиями городской ізни порождают новые представления о роли городского жителя и іращают к сфере непрофессионального существования цветового фе-імена. В то же Еремя признание неизбежности прогрессирующей экс-шсии искусственных сред и высокого статуса профессионала в их їздании обуславливает поиск компромисса между профессиональными непрофессиональными носителями цветовых представлений, между жусственным и естественным, регулируемым и спонтанным бытием зета, традиционными и современными тенденциями его развития. :о возможно лишь в рамках целостного представления о бытии фене— ша цвета, что требует онтологического описания цветового фено-:на и его теоретического моделирования как объемлющей сферы для элористики города. При этом специфика эмпирического существова-ія цветовой среды города, которая не является авторским произ-здением искусства, вынуждает отвлечься от чисто иснусствоведчес-и задач и рассмотреть цветовую проблематику в культуре в целом, зё это предопределяет АКТУАЛЬНОСТЬ обращения к исследованию ко-эристики города в широком контексте жизни цвета в культуре и зятельности человека через введение культурно-деятельностной нтерпретации.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в формировании модели прост-анства бытия цвета как енєшнєй и целеполагающей рамки для коло-пстики среды на основе более адекватного представления о цвете ак реальности жизни и культуры и сфере профессиональной деятель-
4 ности. Такая цель требует решения следующих ЗАДАЧ:
определения закономерностей традиционного бытия цвета, способов его воспроизводства к трансляции в культуре;
анализа трансформаций цветовых представлений в отечественной культуре XX века и предпосылок возникновения "колористики города";
определения специфики жизни цветового феномена в городской среде и городской культуре;
сведения полученных результатов в единое теоретическое представление.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Еключает изучение литературных источников и графических материалов; проведение натурных обследований цветовых сред (г.г. Иркутск, Москва, Таллинн и др.), в т.ч. выполнение зондажных исследований (ул.Урицкого, г.Иркутск); проведение опроса и фютотестирования; проектную апробацию.
для осмысления материала используется введенное е диссертации представление о культурно-дєятєльностнои интерпретации колористики городской среды, которая предусматривает раскрытие сущностных основ бытия цвета по двум основным линиям - культуры и деятельности. Такое двуединство обусловлено, с одной стороны, особенностями традиционных форм существования цвета и способов Боепитания цеєтоеой культуры через воспроизводство и трансляцию цвета как норм человеческой жизнедеятельности и норм ценности и качества в виде объектно-процессуального образца; с другой стороны, - современной ситуацией, которая обращает нас к онтологии цвета и специфике цветовой деятельности-действия в городе.
І'іульгурко-дєятєльносгная интерпретация выступает особым методическим подходом к исследованию к проектированию цветопростран-ства, близким по идеологии средовому, экологическому и другим
нетрадиционным подходам. Этот способ теоретико-практикеской работы с цветом как образцом и процессом деятельности-действия с ним ориентирован на партиципацию, на средовое поведение и на погружение в историко-культурный контекст, которые представляются обязательными детерминациям профессиональной деятельности. Избранный подход обращает нас к укорененности ментальных и материальных образцов в историко-культурных контекстах и жизнедеятельност.ных процессах и к исторической и социо-культурной погруженности деятельности по созданию и "обживаний" цветовой среды. В го же время, культурно-деятельностная интерпретация предполагает субкультурную дифференцированность норм и объектов деятельности и предопределяет рассмотрение процесса формирования цветовой среды как сложного профессионально-потребительского созидания цветопространства. В связи с этим понятие "колористика города" и цели колористической деятельности определяются через цветокультурный контекст, временной и пространственный, а само явление трактуется как объект и субъект деятельности-действия и их процесс.
ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ строится на разворачивании двух внешних по отношению к колористике города проблемных полей: историко-культурного пространства жизни цвета и пространства городской жизни. Пересечение полей задаёт внешнюю рамку существования цвета в городе и детерминирует внутренние структуры. Построение теоретической модели логически завершает исследование. Для определения точек пересечения указанных проблемных пространств целесообразно выделить общую единицу исследования, характерную для обоих полей, которой выступает "бытие цвета". Таким образом, ПРЕДМЕТИ ИССЛЕДОВАНИЯ является бытие цвета в жизнедеятельности человека и общества в целом и в городской культуре, прежде всего.
Объектом исследования служит феномен цвета, анализируемый на
достаточно широком материале: предметно-пространственная среда возможных типов и уровней (от градостроительных образований и архитектуры зданий до предметов быта и украшений), объекты утилитарного и художественного назначения, тексты (теоретические, художественные, сакральные), проектные предложения, субъекты среды. Этот материал задаёт ГРАНИЦЬ! ИССЛЕДОВАНИЯ.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА обусловлена предметом и методом исследования и состоит в обращении к бытию цвета как к феномену и теоретической модели, что позволяет определить место и значение цвета в традиционном и современном обществе, в профессиональных и внепро-фессиональшх слоях; описать специфику цветового феномена; обозначить пространство бытия цвета как объемлющее для формирования представлений о цветовой культуре и колористике среды и раскрыть их особенности. Колористика городской среды рассматривается в качестве одной из норм городской жизни и деятельности, как возможность искусственно-естественного формирования цветовой культуры города и представляется сложным материально-процессуальным син-кретом профессионально-потребительской деятельности.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ: представление о традиционном бытии цветового феномена; особенности культурно-деятельностного представления цветовой среды города; гипотетическая модель бытия феномена цвета.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения диссертации доложены на семинарах и научных конференциях, в том числе международной; результаты опубликованы в девяти статьях общим объёмом 3,8 п.л.; отдельные материалы использованы в проектной практике.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, выводов, библиографии, примечаний и иллюстра-
ций. Во введении задаётся понятие культурно-деятельностной интерпретации, обосновывается актуальность проблемы, даётся аналитический обзор современного состояния, выделяются цель, задачи^ предмет и методика исследования. Первая глава посвящена описанию градационного быгования цвета как определяющей и объемлющей сфары для изучения цветовой среды города. Следующим этапом построения рамок, обуславливающих современное состояние цветовой среды, является исследование трансформаций цветовых представлении в отечественной культуре К.І9ІО-Х - 1980-х гг. (вторая глава) через выявление особенностей ситуации в профессиональной и непрофессиональной цветовых сферах. Третья глава обращена к специфике городской жизни цвета в идеальном и материальном планах как части общего пространства бытия цвета и компонента городской системы. В заключении результаты сводятся в целостную'модель бытия феномена цвета.