Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фактор времени в архитектурном творчестве Журавлев Михаил Юрьевич

Фактор времени в архитектурном творчестве
<
Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве Фактор времени в архитектурном творчестве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Журавлев Михаил Юрьевич. Фактор времени в архитектурном творчестве: диссертация ... кандидата ы: 05.23.20 / Журавлев Михаил Юрьевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет], 2017.- 218 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Статус времени в архитектуре 11

1.1. Эволюция концепций времени 11

1.2. Место архитектуры в научной картине мира 26

Выводы по Главе 1 34

Глава 2. Историзм в архитектуре 37

2.1. Сохранение архитектурного наследия: актуализация прошлого 46

2.2. Восприятие архитектурной среды: актуализация настоящего 57

2.3. Архитектурное прогнозирование: актуализация будущего 61

Выводы по Главе 2 76

Глава 3. Фактор времени в архитектурных системах 79

3.1. Ментально-когнитивная система 78

3.2. Процессуально-методологическая система 92

3.3. Материально-пространственная система 113

Выводы по Главе 3 122

Заключение 127

Список использованных источников

Место архитектуры в научной картине мира

Очевидно, что движение является одним из основных предметов и факторов архитектурного творчества – будь это движение фотонов при инсолирова-нии помещения, распространение звуковых волн в акустических расчетах, движение человека при проектировании функциональных схем, потоки транспорта в градостроительстве. Данные виды движения представлены на всех уровнях системной организации материи, каждому из них соответствует область архитектурного творчества. Такие наблюдения дают основание считать архитектуру генетически связанной с феноменом движения, а, следовательно, и с фактором времени.

Время – одно из самых знакомых и, вместе с тем, загадочных свойств нашего мира. В обыденной жизни и в практической деятельности понятие времени образуется благодаря сопоставлению и сравнению различных процессов движения, которые используются также и для отсчёта времени. В этих случаях какой-либо процесс (или их цепочка) сравнивается с эталонным периодическим процессом (например, длительность года может быть измерена в сутках). В науке время – это необратимое односторонне направленное течение (из прошлого через настоящее в будущее), внутри которого протекают все процессы (факты). Говоря словами одного из первых архитекторов-теоретиков, заинтересовавшихся вопросом времени в архитектуре, Кевина Линча [44]:

«Есть два рода проявлений течений времени. Одни – это ритмичное повторение – пульс, дыхание, сон и пробуждение, голод, циклы Солнца и Луны, времена года, волны, приливы, часы. Другой – прогрессирующее и необратимое изменение – прорастание и увядание». Для описания категории времени используются две основные концепции. Одна из них, реляционная, самым ярким сторонником которой был Лейбниц, постулирует факт отсутствия времени как такового. Оно видится реляциони-стами лишь в качестве особых отношений между процессами, вследствие чего отрицается существование времени вне этих процессов. Другая, субстанциональная, предлагает рассматривать время в качестве «особой сущности, которая существует сама по себе, независимо от материальных объектов» [63], т.е. субстанция времени постоянна и неизменна. Среди приверженцев такого взгляда на феномен времени были Демокрит, Эпикур, И. Ньютон и др. В данной концепции время выступает в роли арены, на которой развёртываются процессы, а её существование не зависит от происходящих на ней действий. Детально развитие научных и философских взглядов на онтологический статус времени изложено ниже.

Время на уровне обыденного мышления представляется явлением знакомым, аксиоматически понятным, не требующим особых изысканий. В научно-философской среде оно остаётся недостаточно изученным, возбуждая постоянный интерес исследователей. Времени свойственна такая фундаментальная значимость в структуре мировоззрения, которая даёт возможность говорить о категориальном уровне данного понятия.

Цикличность и протяжённость

Первые приемлемо систематизированные описания времени3 в западном мире принадлежат античным философам Гераклиту Эфесскому и Пармениду Элейскому, которые писали трактаты о природе времени. В ветхозаветной библейской Книге Екклесиаста говорится: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать...». В наиболее ранних индийских текстах, Ведах, описана вселенная, переживающая повторяющиеся циклы создания, разрушения и возрождения, которые делятся на подциклы и сами, в свою очередь, является частью более крупных периодов. В культуре инков время совмещалось с пространством и обозначалось общим словом «pacha», что значит время и пространство одновременно (подобно пространственно-временному континууму Теории относительности), время здесь показывалось

Знаменит афоризм Аристотеля: «Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять». идущим по кругу, один и тот же термин использовался как для прошлого, так и для будущего[134].

Древние не мыслили никакого бытия вне движения4, для них было логически необходимым мыслить всякое движение кругообразным, оно воспринималось конечным в пространстве и бесконечным во времени. В современном понимании, изменения, происходящие в мире, делятся на регулярные и хаотические. Устойчивые изменения часто имеют циклический характер, когда система снова и снова переходит в такое состояние, подобно которому она была в начале процесса. Цикл (от др. греч. – «окружность») характеризуется периодом, амплитудой, т.е. размахом колебаний и порядком следования событий. Фаза цикла – это такой промежуток между последовательными событиями, содержанием которого является один из взаимосвязанных процессов цикла или одно из возможных состояний системы. Принцип цикличности применим к системам независимо от их физической, химической, биологической или социальной природы [3; 34; 39; 56; 110; 137].

Для историка циклические схемы являются способом членения исторического времени на фазы, однородные единицы или этапы развития общества. Эти схемы основываются как на периодичности событий (войн, революций, кризисов и т.д.), так и на смене фаз цикла; сами события рассматриваются как следствие процессов в предыдущих фазах. С.П. Капица разработал математическую модель, рассматривающую население мира как систему, как единый и целостный объект, характеризующийся числом людей в данный момент. В этой модели развитие человечества на протяжении сотен тысяч лет предстаёт как циклический процесс. Каждый следующий цикл короче предшествующего в е = 2,72 раза5, на протяжении каждого из них численность увеличивается во столько же раз. С.П. Капица показал [117], что по мере роста человечества изменяется масштаб исторического времени6.

Восприятие архитектурной среды: актуализация настоящего

Действительно, кроме пространственного контекста продукта АТ, ему свойственно и временное окружение, временная среда. Архитектор, как принято считать, работает с пространством. Но такой вид деятельности, как, например, реконструкция, предполагает осознанную работу со временем, «пространством» прошлого. Если архитектурный подход есть подход контекстуальный, то едва ли не каждый проект должен выполняться с учётом окружения как пространственного, так и временного. Сознательно, или нет, архитекторами проде-лывается такая работа. Рассмотрим некоторые её приёмы.

В части взаимодействия АО с контекстом, наиболее естественной и распространённой является ситуация, когда он вписан в окружение как элемент подобный большинству прочих элементов. Такой подход наблюдается повсеместно, где сооружение построено по тем же принципам формообразования, что и его окружение, или в темпорологическом плане представляет тот же исторический период. Нередки случаи, когда архитектор противопоставляет своё произведение его контексту. В пространственном отношении примером такому противопоставлению служит Штаб-квартира CCTV в Пекине (илл. 14). Здание построено в необычном стиле и представляет собой кольцеобразную структуру из пяти горизонтальных и наклонных секций, образующих неправильную решётку на фасаде здания с пустым центром. Застройка, расположенная вокруг, также принадлежит периоду конца ХХ – начала XXI века, но решена полностью ортогонально. На её фоне башня CCTV выглядит, если не инородным телом, то сильно отличным от остальных объектом.

Во временном отношении может быть использован тот же приём. Ресторан «Куб» (The Cube), разработанный итальянским архитектурным бюро Park Associati [204], создан для рекламы известной компании по производству бытовой техники. Это сводит стоящую перед авторами архитектурную задачу к присвоению объекту статуса сверхсовременной постройки, ярко выделенной на фоне остальных. Своей архитектурой здание ресторана отражает новейшие тенденции: это мобильная модульная постройка, выполненная из новейших материалов, по своей форме также полностью отвечающая своему времени. Всем своим видом сооружение «указывает» на свою принадлежность современности. Для обострения и подчёркивания этой принадлежности оно было помещено в инородную среду, исторический центр Милана, в непосредственной близости от средневекового Миланского кафедрального собора (илл. 15). Здания совершенно различны хотя бы в плане длительности их существования – пять месяцев функционирования ресторана против шести веков собора, не говоря о дате их создания. В результате авторы достигли искомого временного контраста (что, конечно, повлекло за собой и пространственную контрастность). На фоне исторически сложившейся площади, её классической архитектуры подчёркнуто новый ресторан кажется элементом из будущего. Этого эффекта сотрудникам бюро Park Associati удалось добиться вследствие сочетания в одном месте элементов из разных временных областей.

Часто временной контраст наблюдается не столько между зданием и его окружением, сколько во внутреннем решении постройки. Интересным примером такого подхода служит дом в португальском городе Лейрия (House In Leiria). Его авторы, архитекторы Мануэль и Франциско Айрес Матеус (Manuel & Francisco Aires Mateus) [75] попытались совместить традицию и инновации. Формой, силуэтом (илл. 16, а) дом явно напоминает традиционное европейское жилище: простой ортогональный план, двускатная крыша – узнаваемый эмблематический образ дома, образ который сложился столетия тому назад, но для современного формообразования является раритетом. В двускатной кровле уже нет конструктивной необходимости, а современные материалы и методы проектирования позволяют отойти от простоты образа исторического жилища. Но здесь этого не произошло. Эта отсылка в прошлое остаётся неприкосновенной. Хотя остальное: используемые материалы, конструкции, функционально-планировочная схема с широким применением атриумов и подземного пространства, минималистский язык формообразования с принципиальным отсутствием окон – всё указывает в будущее. В результате своим «историческим» силуэтом здание сблизилось во временном отношении с окружающей застройкой. В этом старом городке почти нет новых домов, он состоит из тех, что построены намного раньше рассматриваемого сооружения. Но далеко не всем постройкам свойствен этот узнаваемый простой двускатный объём. Значит, способ, выбранный архитекторами для привязки здания к контексту, имеет не столько пространственную характеристику, сколько временную. Но ещё более интересными здесь являются отношения внутри объекта. Пространственно, традиционный эмблематический образ не входит ни в какую конфронтацию с теми формами, которые являются результатом современных методов проектирования – те же лаконичные прямые линии. Но во временном плане этот образ явно противопоставлен всему остальному. Полученный темпоральный контраст оказывает мощное действие на восприятие сооружения.

Таких случаев достаточно много. Дом на Перепелином холме (Quail Hill House) в г. Амагансетт штата Нью Йорк (США) демонстрирует схожую ситуацию (илл. 16, б). Верхняя часть представляет собой всё тот же узнаваемый двускатный объём, он симметричен и прост. Архитектура нижней части здания указывает на XX век: ленточные окна, открытые пространства, свободный план [197]. Между тем, эти, казалось бы, разительные отличия по времени снюанси-рованы пространственными характеристиками. Гиперконтраст между уровнями дома в экстерьере смягчён применением натуральных материалов. Интерьер полностью решён в одном стиле с акцентом в сторону современной архитектуры. Восприятие сооружения основано на сочетании различных временных характеристик как между двумя уровнями дома, так и между интерьером и экстерьером. Голландская архитектурная студия SeARCH [74] в сотрудничестве со студией Christian Muller Architects разработала виллу Vals, которая объединяет в себе современный подход строительства дома с первобытным (илл. 16, в). Здесь темпоральный контраст ещё более смягчен пространственными методами. Этот жилой дом в Швейцарии хорошо вписывается в природный ландшафт местности, но имеет славу «местной знаменитости» именно благодаря временным соотношениям. Вилла почти полностью скрыта внутри холма, что делает её похожей на пещеру или землянку. Хотя застройка небольшого швейцарского городка тоже не относится к последним образцам архитектуры, это сооружение ссылается на много более ранний период. Использование пещер для жилья было характерно человеку десятки тысяч лет назад. Вместе с тем интерьер виллы, конечно, имеет в себе черты прошлого, но по большей части выполнен с учетом современных тенденций. Получилось соотношение трех времен: современность интерьера, традиционность окружения и древность экстерьера.

Архитектурное прогнозирование: актуализация будущего

Рассмотрим аспект архитектуры, который считается прикладным. То, как создаётся архитектурная среда, самым непосредственным образом влияет на то, какой она будет. Процесс создания архитектурной среды Как искусство создания среды архитектурное творчество подразумевает под собой соответствующую деятельность, процесс, то есть явление протяжённое во времени. В этом смысле, по определению, дело приходится иметь временной длительностью, совокупностью последовательных и параллельных подпроцессов. Разумно полагать, что участие временных характеристик в процессе архитектурного творчества априорно. Уже первое приближение к этой теме позволяет понять, что именно темпоральные качества имеют в данном виде деятельности одно из первостепенных, определяющих значений. «Скорее здесь [в архитектурном ремесле] ценится исключительно время – время собственного творчества» [10, c. 8], – пишет по этому поводу Р. Бофилль, он же продолжает: «Столь нужное архитектору умение управлять временем определяет пути его собственного развития и выработку собственного метода» [10, с. 21].76

Процесс создания АО характеризуется, прежде всего, временем, его пространственные качества почти не проявлены. На первый план здесь выходят длительность циклов и их фаз, последовательность событий. Продолжительность этого процесса вариативна: она может быть различной в зависимости от объёмов и сложности сооружения, а также сторонних факторов (например, экономических, таких, как объём и своевременность инвестиций). Последовательность же остаётся постоянной (в общем случае). Процесс создания среды условно можно разделить на три основных стадии: а) предпроектная деятельность – в основном её архитектурный аспект сводится к анализу пространственного, исторического, социологического и др. контекста, а также к синтезу первых проектных концепций; б) фаза проектирования – процесс создания модели будущего объекта, выраженной в проектной документации (также может делиться на стадии); в) стадия возведения – процесс создания объекта в физическом мире согласно ранее принятой модели. При этом работа архитектора (раздел АР) является частью общей работы коллектива различных специалистов. Но в контексте смежных отраслей (геологии, геодезии, строит. конструирования, материаловедения, технологии строит. производства, инженерии объекта и проч.) именно архитектура играет роль направляющую и определяющую общее проектное решение. Тот образ будущего здания, та модель, которую культивирует зодчий, с течением времени проходит свою эволюцию (илл. 46): от умозрительной фантазии, через эскиз, чертёж, объёмное изображение, к рабочей документации [73].

Часто длительностью и последовательностью этапов создания определяется итоговое пространственное решение. Достаточно привести историю создания собора Святого Петра в Риме (илл. 47, а), идея строительства которого принадлежала ещё папе Юлию II, приказавшему построить на месте разрушающейся базилики над могилой апостола новый собор, который должен был затмить все существующие на тот момент храмы, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма. Почти все значимые архитекторы Италии XV–XVI вв.: Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Младший, Перуцци, Микеланджело, Бернини – поочерёдно участвовали в проектировании и строительстве этого собора. Процесс создания храма длился около 170 лет. В 1506 г. был утверждён проект Донато Браманте, в соответствии с которым началось возведение центрического сооружения в форме греческого креста с равными сторонами. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. престарелый Микеланджело взял на себя руководство строительством и возобновил возведение купола. Но и этот архитектор не дожил до окончания строительства. Сооружённые уже после его смерти продольный неф, фасад и колонный зал, как считается, нарушили архитектурное единство собора. Лишь 18 ноября 1626 г. собор был освящён. «Первоначальный замысел претерпел значительные изменения, отразившие перемену художественных стилей: на смену идеям эпохи Возрождения пришли более свободные, а подчас эклектичные художественные формы маньеризма и барокко» [6].

Существуют примеры, когда создание архитектурного объекта настолько длительно, что ведётся параллельно с его эксплуатацией (Кёльнский собор, Собор Св. Семейства в Барселоне). Полноценное администрирование процесса в таком случае проблематично, объект одновременно достраивается, ремонтируется, реконструируется. Бывает, что в одном месте соседствуют работы по строительству и археологические раскопки. Определяющая роль истории формирования объекта в его пространственной конфигурации здесь особенно очевидна. Подобным образом обстоит дело с главной венецианской площадью Сан-Марко (илл. 47, б). Первоначально на её месте был небольшой остров, заросший деревьями. Между ним и Дворцом Дожей протекал канал, а лагуну защищал волнорез. Впоследствии за Дворцом Дожей был разбит сад, где кандидаты в сенаторы проводили митинги. Площадь образовалась в IX в. как небольшое пространство перед собором Святого Марка. Своё значение площадь начала приобретать уже тогда благодаря дворцу Дожей и строительству первой базилики, посвящённой Святому Марку. Пространство площади в те времена пересекалось каналом Баттарио. Дворец Дожей был окружён водой. В 1156 г. канал был засыпан, а на его месте возникла маленькая площадь Пьяццетта (Piazzetta). Таким образом, площадь Сан-Марко оказалась разделённой на две части: «пьяцца» (собственно площадь) и «пьяццетта» («вестибюль», ведущий к морю). В 1172 г. площадь Сан-Марко была ещё расширена. Со стороны моря были установлены две большие колонны, привезённые из Константинополя, на которых были помещены символы покровителей города: крылатый лев

Св. Марка и статуя Св. Феодора, первого покровителя Венеции. Между 1495 и 1517 гг. были возведены Старые прокурации и Часовая башня. Площадь продолжала расширяться за счёт сноса всё ещё находившихся там складов и огородов. Архитектор Якопо Сансовино преобразовал готическое пространство площади в образец римской классики. В 1536 – 1540 гг. по его проекту были возведены библиотека и лоджия у подножья колокольни, лоджетта Сансовино. Затем, в 1582 – 1640 гг. были построены Новые прокурации. В 1722 г. благоустроена часть площади, которая стала называться «Площадь львят» (Piazzetta dei Leoncini). В 1777 г. Сан Марко была расширена до своих нынешних размеров. Позже, в 1807 г., во времена французского владения, было возведено Наполеоновское крыло, называемое также Королевским дворцом или Новейшими прокурациями, а в 1884 г. в честь открытия водопровода на площади был установлен фонтан. В настоящее время она имеет трапециевидную форму и внушительные размеры: 175 м в длину, и 57–82 м в ширину. Теперь ансамбль площади Сан-Марко является визитной карточкой не только Венеции, но и всей Европы.

Процессуально-методологическая система

В архитектуре как процессуально-методологической системе фактор времени действует всесторонне. Темпоральные отношения проявляют себя на всех этапах и аспектах создания среды.

Процесс создания архитектурных объектов (проектирование, строительство) прямо влияет на формирование АС. Это сложно организованный процесс, темпоральные характеристики которого нередко составляют главный интерес исследователей и имеют большее значение, чем пространственные. От длительности и последовательности этапов проектирования и строительства во многом зависят пространственное решение и экономическая эффективность инвестиций. Временное планирование (программирование) есть мощный, но не вполне освоенный инструмент оптимизации затрат и повышения качества АС.

Временна я организация архитектурной среды (наряду с пространственной организацией) выступает в роли основного предмета архитектурного творчества. Архитектурный объект (АО) – объект хронотопологический. В функциональном плане он представляет собой вместилище (обладающее ограниченной ёмкостью) и регулятор (посредством проектирования или администрирования) протяжённых во времени и пространстве процессов. Интенсивность протекающих в АО процессов прямо пропорциональна количеству материальных и нематериальных благ, получаемых в результате осуществления объектом его функций. Учёт компоненты времени при создании функциональной структуры АС позволяет: а) представить время в качестве ресурса; б) получить не использованное прежде средство экстенсификации и интен сификации работы объекта, механизм значительного увеличения количества благ без дополнительных затрат на пространственное расширение; в) сформулировать математический аппарат для проектирования, оптимиза ции и оценки функционирования АО; г) реализовать дополнительную степень свободы в компоновке процессов: компоновать их параллельно (синхронно по времени и раздельно в про странстве) или последовательно (в одном пространстве в разное время); д) объяснить применение трансформируемых конфигураций как способ ре гулирования ёмкости под влиянием изменений нагрузки для оптимизации пространственных схем объекта; е) рассматривать АС и любой из её элементов на всех масштабных уровнях с единых позиций как 4-мерное пространственно-временное образование, яв ляющееся суммой вложенных субсистем и частью суперсистемы; ж) воспринимать время как активно действующий принцип, «побуждаю щий» функционирование;

Конструктивная составляющая АО как предмет проектирования также испытывает на себе действие фактора времени, которое сводится к установлению соответствия: между способностью конструкции сопротивляться воздействию времени, а также способностью конструкции к трансформации, с одной стороны, и требуемыми проектными характеристиками АО, с другой. Конструктивная компонента также выступает одним их рычагов регулирования внутренних процессов, как на объектном, так и на градостроительном уровнях;

В эстетической составляющей АО временная организация ориентирована на процесс восприятия объекта индивидом. Последовательность смены образов, транслируемых реципиенту, и продолжительность их воздействия предполагают сценарный подход к проектированию эстетической компоненты. Выделяются основные пути её регулирования: а) изменение во времени положения или ориентации реципиента относи тельно объекта; б) изменение во времени пространственных характеристик объекта. Сценарный подход не имеет широкого распространения в АП, однако, служит в числе прочего показателем качественного проектирования. Представляется необходимым овладение проектировщиком навыками работы со сценарием АО, которые позволят выйти на новый уровень воплощения архитектурного замысла.

В архитектуре как материально-пространственной системе, конечном продукте архитектурного творчества, темпоральные факторы также осуществляют сквозное воздействие. Будучи темпорально организованной, эта иерархия систем испытывает влияние данных факторов на всех масштабных уровнях. Время выполняет здесь дифференцирующую и формообразующую функции и проявляется в АС в виде определяющих характеристик среды: а) собственно время (длительность); б) скорость (движение); в) ускорение (подвижность).

Представление об АС, обогащённое временной составляющей позволяет соотнести определяющие характеристики процессов становления и развития различных систем (элементов АС) в «вертикальном» (синархия), «горизонтальном» (синхрония) и хрональном (диахрония) направлениях.

Конструктивная конфигурация АО во многом определена темпоральными показателями и особенностями: капитальность, конструктивная изменяемость (подвижность, трансформируемость) и др. Функциональный аспект АО темпорально определяется такими характеристиками, как изменяемость на различных уровнях функционального деления, быстровозводимость, повторяемость использования объекта. Эстетически каждому АО свойственно движение. Кинематика архитектурного образа определяется основными типами воспринимаемой подвижности: а) мнимая – вне зависимости от механического движения. АО связан с поня тием «композиция», которое предполагает наличие элементарных компози ционных элементов (точка, линия, поверхность, тело). Символизируя движе ние (покой) они представляют различные стадии проявления времени отно сительно безвременья и образуют темпо-ритмовую структуру объекта; б) физическая подвижность достигается: визуально звуковыми средствами без движения конструкции, механическим движением вследствие конструк тивных преобразований.