Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектурно-пространственная организация и виртуальная реконструкция историко-архитектурных комплексов Гвинеи XVI-XIX вв. Берете Мори

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Берете Мори. Архитектурно-пространственная организация и виртуальная реконструкция историко-архитектурных комплексов Гвинеи XVI-XIX вв.: диссертация ... кандидата ы: 05.23.20 / Берете Мори;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»], 2018.- 232 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Предпосылки формирования историко-архитектурных комплексов Гвинеи XVI - XIX вв 8

1.1. Исторический обзор 8

1.2. Природно-географические и национальные особенности 16

1.3. Исследование особенностей традиционной жилой архитектуры Гвинеи 21

1.4. Архитектурно-пространственные особенности архитектурных комплексов XVI – XIX вв. западной Африки 25

Выводы по главе 1 40

2. Архитектурно-пространственные особенности и современное состояние историко-культурных комплексов в Бентли и Сананкоро 42

2.1. Фактологический анализ лагеря рабов в Бентли 42

2.2. Фактологический анализ Королевской деревни императора Самори Туре в Сананкоро 51

Выводы по главе 2 72

3. Формирование виртуальных моделей историко-архитектурных комплексов Гвинеи XVI – XIX вв 76

3.1 Виртуальная реконструкция лагеря рабства Бентли 76

3.2 Виртуальная реконструкция Королевской деревни Сананкоро 88

3.3 Компьютерная реализация виртуальной реконструкции комплексов 118

3.4. Освоение результатов виртуальной реконструкции 122

Выводы по главе 3 127

Заключение 130

Библиографический список 133

Введение к работе

Актуальность исследования. История мировой архитектуры является частью

истории человечества, поэтому исследование особенностей архитектурных

памятников различных стран и народов является дополнением знаний о мировой

культуре. Именно такое отношение к памятникам архитектуры послужило

отправной точкой для предлагаемого исследования архитектурно-пространственных

особенностей историко-архитектурных комплексов Гвинеи XVI –XIX вв.

Активное заселение современной территории Республики Гвинея датируется IX – XI вв. н.э., хотя сведения о проживании здесь людей относятся к V в. н.э. За прошедшие десять веков история страны, а значит и ее архитектура, прошли огромный путь, который принято делить на 3 периода: доколониальный до 1900 г., колониальный с 1900 г. по 1958 г., современный (с 1959 г. по настоящее время).

Наименее исследованным является первый период. Связано это, во-первых, с тем, что в то время здания в основном возводились из недолговечного строительного материала, т.н. «банко» (смесь глины и соломы); во-вторых, это было время постоянной вражды между различными племенами и, часто, завоеватели, а позже колонизаторы, разрушали имеющиеся строения; в-третьих, сохранилось очень мало сведений о зданиях этого периода, а в настоящее время у государства не хватает финансов для проведения исследований, раскопок и реставрации объектов.

Тем не менее, известно, что уже в то время насчитывалось около 50 различных типологических видов сооружений: традиционные жилища, дома городских жителей, лагеря рабства, мечети, оборонительные сооружения, цитадели, дворцы правителей, памятники, места поклонения и т.п.

Наиболее известными историческими комплексами этого периода,

скрывающими более 400 лет истории Гвинеи, являются Королевская деревня в Сананкоро и лагерь рабства Бенти.

В настоящее время оба эти объекта представляют собой руины, где в некоторых местах сохранились фундаменты зданий, культовые знаки (камни и места

поклонения). В архивах имеются также аудио записи с описанием некоторых особенностей объектов, часть документов находятся в руках потомков императора Самори Туре.

Учитывая то, что указанные объекты являются историко-архитектурными ценностями не только Гвинеи, но и Африканского континента, представляют собой мировое культурное наследие и служат местами, как поклонения, так и туризма, предлагаемое исследование является бесспорно актуальным.

Цель исследования. Целью настоящей работы является выявление архитектурно-пространственных особенностей и виртуальная реконструкция историко-архитектурных комплексов Гвинеи XVI –XIX вв. (Королевская деревня в Сананкоро и лагерь рабства Бенти).

В связи с поставленной целью, задачами исследования являются:

- обзор исторических, природно-географических, национальных особенностей
Республики Гвинея;

- поиск литературных данных и архивных сведений об объектах историко-
архитектурного наследия Западной Африки XVI –XIX вв.;

- выявление социально-экономических и исторических условий возникновения
архитектурных комплексов в Сананкоро и Бенти.

- сбор, анализ и обработка фактографических и аудио данных об
архитектурных комплексах Гвинеи XVI –XIX вв.;

- функциональный, градостроительный и типологический анализ
рассматриваемых комплексов;

- выявление специфики и закономерностей архитектурно-пространственной,
образной, планировочной организации архитектурных комплексов в Сананкоро и
Бенти;

осуществление обмеров, выявление потерь, проведение атрибуции;

виртуальная реконструкция комплексов.

Объект исследования – историко-архитектурные комплексы Западной Африки XVI –XIX вв.

Предмет исследования - архитектурно-пространственное, образное,

планировочное и конструктивное решения архитектурных комплексов XVI –XIX вв. в Сананкоро и Бенти.

Границы исследования: географические – территория современной Республики Гвинея (в процессе исследования также затрагиваются территории государств, граничащие с Гвинеей); временные – XVI - XIX вв. (в процессе историко-географического обзора рассматривается более широкий временной период).

Гипотеза исследования

Выявление особенностей архитектурно-пространственной и планировочной
организации исследуемых объектов историко-архитектурного наследия и

построенные на их основе виртуальные модели будут способствовать реконструкции комплексов, использованию их историко-культурного потенциала в качестве музеев под открытым небом и, в конечном счете, сохранению историко-архитектурного наследия Гвинеи и Африканского континента.

Методология исследования базируется на рассмотрении архитектуры
региона в историко-культурном единстве, как целостной системы, являющейся
следствием этногенезиса территории и развития мировоззрения населения.
Предлагаемый подход к исследованию основан на комплексном анализе объектов
историко-архитектурного наследия, включающем изучение и систематизацию
литературных, исторических, архивных, научно-исследовательских работ,

графических, видео- и аудио материалов по теме; натурное обследование и фото фиксацию исследуемых объектов и объектов аналогов, классификацию полученных данных, сравнительный анализ объектов и условий, повлиявших на их формирование, а также разработку виртуальных моделей реконструкции

исследуемых комплексов. Аудио материалы предоставлены архивом Министерства культуры Республики Гвинея и музеем Сандервалия Гвинеи.

Теоретическая база исследования базируется на «гуманитарных» аспектах архитектуры и пространственного градостроительства, которые разрабатываются в работах: И.А. Азизян, М.И. Астафьевой, И.А. Бондаренко, Г.В. Борисовского, А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской, А.К. Бурова, В.С. Горюнова, Г.В. Есаулова, А.В. Иконникова, Е.И. Кириченко, А.Л. Пунина, Т.Я. Ребайн, С.О. Хан-Магомедова и А.В. Рябушина, В.Л. Хайта, О.А. Швидковского и других, исследованиях историко-архитектурных особенностей объектов архитектурного наследия Е.И.Кириченко, С.М. Шумилкина, О.В. Орельской и др., исследованиях истории и архитектуры Африканского континента Л. Райнера , Ж.П. Бурди, ЖП. Коллина, Р. Сиебера и др.

Научная новизна диссертации состоит в том, что

впервые архитектурные комплексы Гвинеи XVI - XIX вв. рассматриваются с научной точки зрения, как самостоятельное архитектурное явление;

впервые собраны, изучены и систематизированы разрозненные материалы по
строительству архитектурных комплексов в малоисследованный период

доколониальной архитектуры Гвинеи;

выявлены особенности архитектурно-пространственной организации

рассматриваемых комплексов;

создана целостная картина архитектурно-пространственной и объемно-планировочной организации комплексов в Сананкоро и Бенти;

разработаны виртуальные модели исследуемых комплексов.

Настоящая работа является первым примером серьзного исследования историко-архитектурного наследия Гвинеи.

Практическая значимость исследования состоит: в возможности

использования научных разработок автора в процессе реконструкции и восстановления архитектурных комплексов XVI –XIX вв. на Западе Африки;

- в возможности использования результатов настоящего исследования (в виде анимированных виртуальных моделей комплексов) для сохранения сведений о историко-архитектурном наследии Африканского континента, а также как туристический ресурс Республики Гвинея.

Теоретическая и практическая ценность работы заключаются в том, что
диссертация носит постановочный характер - примененная тут методика
исследования может быть использована для комплексного изучения

архитектурного наследия и пространственной организации аналогичных объектов в других регионах африканского континента.

На защиту выносятся:

особенности формирования историко-архитектурных комплексов королевской деревни Сананкоро и лагеря невольников Бенти Гвинеи XVI – XIX вв.;

типология и функциональная организация, объемно-пространственные, конструктивные решения архитектурных объектов, их роль в архитектурных комплексах, а также планировочная структура деревни и лагерей рабства Западной Африки;

виртуальные модели реконструкции исследуемых объектов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях, 3 из которых – в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, а также апробированы и обсуждены в докладах на VI, VII и VIII конференциях студентов, аспирантов и магистрантов «Студенческое творчество в архитектурно-художественной культуре России» (ЮФУ , 2016, 2017 2018 гг.) и Международной научно-практической конференции «Архитектура и искусство: от теории к практике» (ЮФУ, 2018 г.)

Объем и структура исследования. Работа состоит из двух томов: первый том
представлен 138 страницами текста, включая введение, три главы, заключение,
библиографический список (94 наименования); второй том содержит три

Природно-географические и национальные особенности

Республика Гвинея находится в Западной Африке, на берегах Атлантического океана. Она граничит на северо-западе с Гвинеей Бисау, на севере – с Сенегалом и Мали, на юго-востоке – с Кот-д Ивуаром и на юге – с Сьерра Леоне и Либерией (рис. 5, прил. 1.).

Столица Гвинеи – город Конакри, расположен на океаническом полуострове, по статистике 2012 г. здесь живут два миллиона человек (рис. 6, прил. 1).

Королевская деревня Сананкоро императора Самори Туре сегодня является просто кварталом префектуры Керуанэ, на его основе возникла одна из самых больших империй в истории африканского континента. Этот квартал расположен в центре города и заметен по крепостной стене королевского квартала (рис. 7, прил. 1).

В истории Гвинеи Сананкоро была столицей королевской деревни императора Самори Туре c 1872 по 1878 гг. В период заката империи в 1898 г. она оставалась просто коммерческим и культурным центром империи Юасулу.

С одной стороны, Сананкоро являлся активным и развивающимся центром, где осуществлялось религиозное обучение, свершалось социальное правосудие, а с другой – местом спокойной и защищенной жизни. Поскольку он расположен между самыми большими рынками империи: Канкан, Сибирибаро в Вананкоро и Сенко в Бела, здесь поселялись люди со всей Гвинеи, и каждый из них строил своё жилище в соответствии со своими традициями и культурой.

Лагерь рабов Бенти.

Бенти входит в состав префектуры Морской Гвинеи, он расположен на западе префектуры Форекаре, его площадь – 574 кв. км и плотность населения – 40 человек на квадратный километр (рис. 8, прил. 1).

Подпрефектура Бенти граничит на западе с Атлантическим океаном; на востоке – с частью префектуры Форекаре; на севере– с подпрефектурой Секунну и на юге – со Сьера Леоне.

Сегодня в лагере нет никаких построек, кроме его ранних сооружений.

Климат Республики Гвинея тропический, делится на четыре климатических зоны: тропический влажный, тропический сухой, умеренный и субэкваториальный.

Погодные условия различных зон Гвинеи значительно отличаются друг от друга, это зависит от того, насколько близко друг к другу они расположены с юга на север, а длительность сухого сезона увеличивается в связи с обезлесиванием и потеплением.

Климатические осадки Гвинеи зависят от регионов, в которых они выпадают. В Гвинее преимущественно существуют два сезона: сухой и дождливый, с резкими перепадами температур. Их продолжительность зависит от географической широты. Климат нижней Гвинеи называется морским тропическим или субтропическим климатом. В этой области Гвинеи температура колеблется от 23 до 25, выпадает большое количество осадков, по причине близости к океану – от 2100 до 500 мм осадков в год. Максимум этого показателя наблюдается в августе на полуострове Конакри. Муссон является преобладающим ветром, он дует со стороны моря к континенту.

Климат средней Гвинеи – тропический, этот климат называется ещё футанежный климат (от региона Фута Диаллон). В этой области длительность сезонов приблизительно такая же, как и в районе Конакри. Количество осадков колеблется между 1600 и 2000 мм, а температура – самая низкая в стране, из-за своего положения относительно абсолютной высоты. Она иногда достигает 5.

Верхняя Гвинея – зона минимального количества осадков страны – от 1100 до 1500 мм в год. В этой области с субсуданским климатом температура достигает 35. Влияние оказывает сухой и прохладный ветер харматан, приходящий с юга.

На лесную Гвинею влияет субэкваториальный климат. В этой зоне длительность сезона дождей достигает 8 – 10 месяцев, и количество осадков колеблется от 1600 до 2000 мм, а температура – от 24 до 28 [25].

Материалы и конструкции традиционной архитектуры Гвинеи

Строительная технология сформировалась в Гвинее очень рано. Самыми общими строительными характеристиками традиционного гвинейского жилища являются материалы стен построек – «банко» и крыши– «дерево и солома» [26].

Глину добывали прямо рядом с постройками и в Верхней Гвинеи, и в Лесной Гвинее, поскольку она распространена повсеместно. Метод добычи глины рядом с постройкой существует по всей Гвинее и сегодня.

Добыча глины в этих карьерах производится на глубине от 2 до 3 м. Глиняная масса, полученная из карьера, смешивается с водой и дополнительными элементами [27]. Затем её оставляют под солнцем на неделю или более, период в котором каждый 2 или 3 дня добавляют воду и перемешивают с глиной. Затем из глиняной массы формируются кирпичи, на месте и без какой-либо искусственной обработки.

Кирпичи изготавливают в форме от 15 до 20 см толщиной, от 35 до 40 см в высоту и 60 см в длину посредством специальных опалубок. Во время строительства кирпичи размещают лицевой стороной для получения дополнительной толщины и связывают друг с другом посредством глинистого шва (рис. 9, прил. 1).

Затем стены из «банко» покрывают глинистой побелкой толщиной от 2 до 3 мм, иногда с добавлением песка или гравия. После чего на эту побелку наносят один слой жидкого коровьего навоза или глины, смешанной с маслом ши, чтобы предохранить стенки от дождей, солнечных лучей и термитов [28]. Этот прием способствует не только сохранности жилища от внешних воздействий, но и обеспечивает постоянный микроклимат в помещениях.

В лесной Гвинее строят здания из дерева, соединяя вертикальные и горизонтальные стойки посредством лиан. Пространство между двумя рядами вертикального каркаса, с шагом от 30 до 60 см, заполняют глиной до тех пор, пока весь каркас полностью покроется глиной.

Над всеми стенами во всех регионах существуют соломенные покрытия [29] (рис. 10, прил. 1).

Традиционные крыши в Гвинее имеют коническую форму и составлены из совокупности вертикальных и горизонтальных деревянных направляющих. Части деревянного каркаса связаны друг с другом лианами или металлическими остриями.

Вертикальные направляющие имеют большую толщину и опираются на стены хижины, имеющей круглую форму. Они пересекаются в одной точке вершины, называющейся шляпой крыши.

Горизонтальные деревянные части имеют толщину меньше толщины вертикальных элементов крыши. Горизонтальные элементы расположены параллельно стенам и на разных высотах, повторяют круговое движение стен. Толщина элементов варьируется в зависимости от высоты расположения в конусе крыши. Толщины кругов, формируемых горизонтальными элементами крыши, увеличиваются снизу вверх.

Затем весь каркас конуса покрывается соломой [30]. Солома формуется в виде матов тканой циновки и укладывается в несколько рядов. Для её прочности внешние деревянные элементы выставляют параллельно и связывают с горизонтальными элементами крыши. Таким образом, циновки соломы располагаются между деревянными элементами, связанными друг с другом с помощью лиан. И чем больше слой соломы и плотность крыши, тем выше уровень защиты от дождя, но в любом случае она пропускает свежий воздух внутрь помещения.

Скат традиционных крыш варьируется в зависимости от региона от 25 до 35% на круглых и прямоугольных хижинах – с двумя или четырьмя скатами. Иногда здания строятся на каменном фундаменте; стены имеют большее основание.

В большинстве случаев под крышей расположен подвесной потолок для предохранения от трухи соломы, падающей с крыши (рис. 11, прил. 1).

Подвесной потолок состоит из длинных стеблей бамбука, собранных в виде циновки и расположенных параллельно полу или параллельно внутренним плоскостям крыши.

Традиционная крыша изначально выполняется на земле перед тем, как поднять ее на стены хижины, иногда же её делают прямо на месте, на стене (рис. 12, прил. 1).

После завершения работ по устройству крыши традиционное жилище требует постоянного ухода (рис. 13, прил. 1). Так, каждую сторону стен дома и крышу восстанавливают через один – два года в связи с неблагоприятным воздействием погодных условий. Этот срок увеличивается, если стены покрыты масляной краской, маслом сального дерева, коровьим навозом или другими растворами, смесями, выполненными из коры разных пород деревьев (рис. 14, прил. 1).

Фактологический анализ Королевской деревни императора Самори Туре в Сананкоро

История императора Самори Туре и королевской деревни уходит своими корнями в период рабства и сопротивления колонизации. Она охватывает всю западную Африку XVIII – XIX вв. и начинается в Гвинее и префектуре Керуане, где Самори Туре родился в 1933 г [68].

В это время экономической основой зоны являлась торговля. Население сосредотачивалось вокруг больших рынков, местные торговцы, называющиеся «джула», торговали с европейскими, снабжавшими их огнестрельным оружием, что порождало постоянную вражду в этой области [69]. Среди этих торговцев был отец будущего императора Уасулу – Ланфиа Туре, один из самых известных торговцев.

Завоевание рынков и достижение коммерческих целей были главной задачей военного населения, поэтому эта зона была постоянным театром вражды между трибами и общественными группами.

К 1848 г. деревня, откуда родом Самори Туре, была завоевана кланом «Сиссэ» под командованием Сори Бурайма, самым влиятельным кланом этой области. Все жители этой деревни, среди которых была мать Самори – Согонна Камара, стали рабами [70].

В это время по закону существовали только два пути для освобождения рабов: 1) плата деньгами, материалами; 2) работа в течение определённого срока на мастера – собственника раба или на человека, группу людей.

Самори Туре был очень молодым, ему ещё не исполнилось 16 лет, у него не хватало денег для освобождения матери. Он решил служить клану Сиссэ, и был зачислен в первый ряд армии, предназначенный для братоубийственных войн. Продолжительность этой службы, в соответствии с законом, должна была быть сроком в семь лет, семь месяцев и семь дней. В течение этой службы Самори изучил оружие, воинскую организацию и стратегию.

Через семь лет он смог освободить мать. Чтобы расстаться по-хорошему с кланом Сиссэ, он решил служить еще два года в армии клана «Берете», являвшейся союзниками армии Сиссэ.

В 1861 г. этот клан соединился с кланом матери «Камара» и ненадолго стал главным. После многочисленных одержанных побед он получил статус «Кутиги», или верховного главнокомандующего, и приобрёл известность.

Смори Туре в это время решил создать свое личное и организованное царство, имеющее административную центральную и стабильную власть, расположенное в Керуанэ, стратегическом месте для управления всей империей Юассулу. Он попросил собственников клана Конатэ города Керуанэ выделить ему место, которое будет в его распоряжении. Они разрешили ему самому найти понравившееся место.

В течение трёх месяцев Смори Туре осматривал город, его окрестности и выбрал это место в Сананкоро. И когда нотабли Конатэ хотели его подарить ему, он отказался и настоял на его покупке. Место продали за 100 волов. Для него это место стало важным стратегическим объектом. Оно находилось в акрополе, на пологом склоне, покрытом гравием, и доминировало над всем городом. В целом город был окружён на протяжении нескольких километров горной цепью, покрытой саванной растительностью, представлявшей собой естественную крепость.

Помимо всего, это место расположено на берегу реки Мило, являющейся притоком реки Нигер, протекающей по многим странам западной Африки, вплоть до республики Мали. Королевская деревня Сананкоро расположена на пересечении трех важных дорог, обслуживающих города Канкан, Беула и Бананкоро и ведущих к самым большим и рынкам этой зоны, привлекавших внимание всего западного региона Африки.

Это место было необходимо Самори Туре для формирования и развития нового стабильного царства. Оно является стратегическим пунктом защиты жителей.

В 1863 г. Самори Туре придумал новую структуру городской организации.

Вокруг царской крепости, называвшейся имперским кварталом, должны были располагаться жилища самых сильных воинов (софа) империи; на каждом пересечении важных дорог и вокруг всей крепости находились семейные жилища софа. После жилищ софа должны были располагаться места для проживания остального населения деревни [71].

Королевская деревня Сананкоро, несмотря на её главную роль во власти империи, была очень спокойным и космополитическим местом со стабильной жизнью и экономическим развитием.

Она была для всей империи Юасулу центром обучения Корану, которым руководил Самори Туре, сам прекрасно знающий его. Он являлся первым преподавателем и первым имамом.

В королевской деревне проживали разные этносы со всех концов империи. Она была стабильна в течение всего царствования Альмами Самори Туре.

В силу местонахождения и организации королевская деревня Сананкоро служила тыловой базой для всей империи Юасулу, носила военный характер, её крепость была неприступна для колониальных завоевателей. В ней не только обучали Корану и воинскому делу, она стала сосредоточением науки, истории империи и континента, где торжествовала справедливость.

Все люди имели одинаковые права и обязанности. На должность каждый член общества назначался в зависимости от фамилии, например, имеющие фамилию Диабате и Куйате, были гриотами (сказитель, летописец) общества, Туре – имамами и т.д. Все члены общества были обязаны соблюдать и уважать национальные традиции и обычаи.

8 1878 г. Самори Туре решил переместить столицу империи в Биссандугу, чтобы остановить незаконную торговлю оружием в южной зоне, между республикой Сьерра-Леоне, где находилась мощная английская армия, и Кот-д Ивуаром, где находилась французская армия и рынок Канкан [72].

9 апреля 1891 г. Биссандугу был подожжён французами. Когда Самори исполнилось 63 года, он отказался воевать и распустил свою армию, потому что получил письмо от Мекки, запрещающее ему пролить ещё хоть одну каплю крови. Туре был арестован в 1898 г. в местности Гвинеи, называющейся «Н жё».

После ареста Самори Туре контроль над королевской деревней Сананкоро осуществляли французские колонизаторы. Они не трогали её управленческую структуру, но запретили все собрания между бывшими кавалерами и ношение ими оружия.

Соорудили три башни на каждом входе в город для постоянного надзора за королевским кварталом и запретили к нему доступ. Чтобы избежать народного возмущения, они не разрушили квартал, надеясь на его саморазрушение под воздействием неблагоприятных погодных явлений. Так символ войны за независимость и честь всего африканского народа интенсивно разрушался в течение почти 50 лет на глазах у народа, который не мог ничего предпринять для его спасения, поскольку был бесправен.

Для новых правителей такой процесс разрушения позволял продемонстрировать населению хрупкость этого сооружения, являвшегося для него символом стабильности, надежды и уверенности в защите на протяжении 40 лет жизни империи Юасулу.

Кроме того, колонизаторы постарались уничтожить все объекты и документы, представляющие для них опасность, с целью противодействовать возможности воспользоваться ими или взять их в качестве образца. Колонизаторы фальсифицировали историю и представили императора Самори Туре как самого жестокого правителя-тирана и работорговца.

Сегодня в стране в архивах остались аудиозаписи, несколько литературных описаний и некоторые личные вещи императора. Но самым важным является сохранение самой истории. Она передается из поколения в поколение, теми, кто имеет на это право, сохраняет её подлинность.

Основные сведения о Королевской деревне, приведенные в настоящем исследовании, получены на основания собеседования и фиксации воспоминаний прямых потомков императора, которые помимо того, что имели возможность видеть остатки сооружения и в детстве играть в его руинах после ухода колонизаторов, знали от своих дедов об особенностях этого комплекса. Вся история передается от старейшин более молодым членам семьи. В настоящее время все описания достоверно сохранены самым старшим ее членом, которым является Ельхадж Мамади Туре. Ему почти 80 лет, и он прямой свидетель истории всех сооружений Королевского квартала.

Виртуальная реконструкция Королевской деревни Сананкоро

На основании исследований, проведенных в главе 2, выявлено, что Королевская деревня состояла из Королевского квартала, охранной зоны вокруг него, рынка и жилищ нотаблей, богатых и простых «софа», различающихся по своей форме и планировки в зависимости от мест происхождения их хозяев.

Королевской квартал Сананкоро является центральной частью всего комплекса (рис. 58, прил. 2). Он окружён огромными, глинистыми, крепостными стенами. На его территории находятся религиозное и военно-административное сооружения, а также ряд жилых строений в соответствии с интересами империи Юасулу. Площадь Королевского квартала составляет 5,269 кв. м.

Рельеф Королевской деревни различен по своему характеру. Его территория имеет уклон, более заметный к западной и южной сторонам. Здесь находились основные жилые кварталы деревни.

Структура почвы Королевской деревни в основном каменистая. Верхний её слой покрыт гравием. Это служит хорошей опорой для массивных сооружений.

В Королевском квартале доминируют сооружения круглых форм. К ним относятся мечеть, жилые хижины императора, его семьи и остальных жителей. Интересна его пространственная организация. Постройки распределены по зонам и функциям и находятся в полной гармонии друг с другом. Они представляют собой комплекс, символизирующий могущество всей империи Юасулу [83].

Крепостная стена является элементом полигональной формы, возведенным из смеси глины и гравия. Она опоясывает весь квартал. Её периметр составляет 294,02 м, высота с акротериями высотой 80 см – 5,80 м, ширина – 3,5 м. На строительство стены израсходовано почти 5, 680 т глины.

Судя по размерам, она построена по тому же принципу, что и дворец правителя Самори Туре и отличается от всех остальных.

Глину добывали из карьера на берегу реки, находящейся в нескольких километрах к востоку. Её смешивали с водой и гравием. Каждые два дня на протяжении трёх или четырех недель добавляли воду из реки и перемешивали всё ногами. Затем её заливали в деревянные формы размером 20 40 60 см. Готовые кирпичи раскладывали под открытым небом, на сквозняке, в течение многих дней их поливали водой.

Кирпичи укладывали широкой (60 см) стороной в шахматном порядке и скрепляли между собой глиной без гравия. Ширина шва – от 5 до 10 см.

При строительстве на большой высоте каменщики использовали деревянные трапы (рис. 41, прил. 3).

Исходя из высоты и ширины стены крепости, устанавливали горизонтально и параллельно осям стены деревянные брусья (2), чтобы снизить нагрузки на стены в точке соприкосновения их с землей. Это позволяло предотвратить образование трещин в результате неблагоприятных климатических воздействий.

При строительстве крепости вырытый в земле для неё котлован глубиной 80 см (4) укрепляли изнутри глиной и кирпичами.

По верхнему краю крепости, на высоте 5 м были установлены 5 сторожевых прямоугольных башен (рис. 42, прил. 3).

Каждая сторожевая башня (1) имеет длину 4,80 м и ширину 4,12 м, расположена на высоте 3,00 м над поверхностью крепостной стены. Опирается на стену крепости, состоит из 4-х прямоугольных колонн, подпирающих глинистый потолок, называемый «билли».

Башня имеет вертикальный контрфорс с наклоном к стене крепости. Контрфорсы (4) являются массивными элементами, выполненными из глины, способствующими устойчивости и препятствующими проседанию крепости.

На каждой стороне сторожевой башни сделаны прямоугольные и вертикальные разрывы, позволяющие кавалерам передвигаться по верху крепостной стены верхом на лошадях, охраняя крепость.

Внутри Королевского квартала построены 4 спуска (пандуса), позволяющих достичь поверхности крепостной стены и играющих роль контрфорсов. Они поставлены параллельно оси крепостной стены, два первых – впереди по двум сторонам вестибюля входа по направлению к центральному вестибюлю. И два последних – позади мечети и дворца.

Они имели длину 15 м и наклон – 33,34 %.

Мечеть императора Альмами Самори Туре в Сананкоро – одно из самых значительных и важных в стратегическом отношении сооружений Королевского квартала Сананкоро (рис. 43, прил. 3).

Мечеть императора является необходимым объектом, важность которого определяется его размерами, структурой и красотой. Поэтому Самори Туре главной своей задачей считал её охрану и защиту.

Мечеть, в архитектурном плане является доминантой объемно пространственного и планировочного решения всего пространства Королевского квартала. В этой концепции она занимает место организационного ядра, вокруг которого расположены остальные постройки, каждая из них занимает своё место в зависимости от прямой архитектурной связи.

Архитектурно-пространственное решение мечети оказывает влияние на решение всего комплекса. От него зависит понимание пространственной организации, политической стратегии и общественно-социальной структуры не только Королевского квартала, деревни, но и всей империи.

В процессе виртуальной реконструкции в качестве аналогов архитектурно-пространственного решения мечети использованы культовые сооружения, анализ которых осуществлен в главе 1.

По своей композиции мечеть Самори Туре состоит из двух частей: одна – непокрытая, является опорной площадкой и террасой; вторая – покрытая – хижина для молитв. В архитектурно-концептуальном плане она представляет собой композицию эллиптической формы, являющейся площадкой, над которой находится вторая круглая форма молитвенного зала.

Её эллиптичная форма материализует метафору яйца – зарождения всей жизни. Это удивительное явление утверждает существование Бога и жизнь после смерти и важно как один из религиозных символов сооружения.

Эта концепция яйца существовала в мусульманской религиозной интерпретации Африки юга Сахары. Форма базовой части мечети также выбрана из этих соображений. В концепции мечети Сананкоро площадка являлась религиозной интерпретацией начала всей жизни, особенно после смерти, которая будет роскошной только, если первая прожита с верой.

На этой площадке поставлено несколько отдельных колонн и пилястр, встроенных в стену хижины для молитв. Своей структурой они символизируют стабильность и власть. Площадка представляет собой возвышение, отделяющее молитвенную хижину от земли, считающейся грязным местом, мешающим молитве.

Публичный характер этого места подчеркивают 5 ступеней высотой и шириной по 30 см по всему периметру платформы. Именно они и позволяют поднять платформу на необходимую высоту. В западной части платформы последняя ступень – широкая – 5,29 м. Во время молитвы её использовали для складирования обуви и других вещей, в которых нельзя было приходить. Кроме того, это место было предназначено для охранников императора и верующих; также там находились нищие, ожидающие окончания службы [84].

От края площадки и до главной двери входа в хижину молитвы поставлены три ряда колонн размером 1,50 1,50 м, два из которых состоят из трех колонн и поставлены по обеим сторонам центрального ряда, состоящего из двух колонн.

Продольные ряды колонн имеют расстояние в свету 4,60 м между первым и вторым и 4,56 м между вторым и третьим рядами. В поперечном направлении они имеют расстояние в свету, составляющее в среднем 2,50 м (рис. 43, прил. 3).

На этой площадке, вокруг колонн и молитвенной хижины до места молитвы имама находилось 245 внешних мест молитвы. Они имели прямоугольную форму размером 1,50 м 80 см и использовались, в основном, во время массовых молитв. Большой радиус площадки императорской мечети составлял 35,52 м и маленький – 21,75 м (рис. 44 (1), прил. 3).

Молитвенная хижина – главная часть мечети – имеет круглую форму, которая широко распространена не только в Гвинее, во многих регионах Африканского континента.

Касательно Королевской мечети Самори Туре, её формы и внешнего вида, эта хижина символизирует власть ислама над обществом.

Молитвенная хижина мечети Самори Туре имеет диаметр 18 м. Ширина её стены составляет 60 см и разделена пилястрами размером 1 1 м. по всему периметру на 10 пролётов. В 11-м пролёте находится «кибла» – место молитвы имама, ориентированное на восток и представляющее собой полуэллиптическую форму (рис. 45, прил. 3).

Освоение результатов виртуальной реконструкции

В целом ряде стран их экономическое благополучие зависит от развития туристического бизнеса, базирующегося на историческом наследии. Подробно рассмотренные и реконструированные в настоящем исследовании историко-архитектурные комплексы имеют огромное историческое значение не только для Гвинеи, но и для всего Африканского континента. С целью восстановления исторической памяти и сохранения этих историко-культурных ценностей предлагается эскиз-идея их будущего практического использования.

В связи с тем, что одним из самых серьезных вызовов государственного руководства Гвинеи в настоящее время, является восстановление связи между населением и его историей, с одной стороны, и развитие туристической экономики страны - с другой, Министерство Туризма и Исторического Наследия Гвинеи дало письменное соглашение и поддержку для реализации настоящей работы.

Музейный комплекс – Лагерь рабства в Бенти. Сегодня в связи с активным проникновением в страну европейской и американской культуры Гвинейское правительство поставило задачу восстановления историко-культурной связи между молодым поколением и прошлой жизнью их предков. Восстановление лагеря в Бенти, на основе проведенной виртуальной реконструкции, позволяет Гвинее получить реальный историко-архитектурный музей под открытым небом, позволяющий показать историко-архитектурные особенности и научную ценность исторических объектов, связанных с рабством. Кроме того, восстановление этого комплекса сможет послужить привлечению в страну туристов, интересующихся историей Африканского континента или историей своих предков, тысячи из которых прошли через лагеря рабства. В настоящее время, например, в Сенегале существуют аналогичные сохраняющиеся исторические объекты, вызывающие любопытство тысяч туристов каждый месяц.

Лагерь рабства в Бенти несомненно вызовет огромный интерес, поскольку он содержит объекты, позволяющие показать полный цикл всех этапов работорговли. (рис. 80, прил. 3). Кроме того, он имеет несколько других особенностей позволяющих ему стать значимым музейно-туристическим комплексом под открытым небом:

- близость расположения от столицы Гвинеи (на морском транспорте от 15 до 25 минут);

- красота прибрежных пляжей с чистым и мелким песком (рис. 80 (7), прил. 3);

- тихая и спокойная окружающая среда;

- плодоносные земли, на которых выращиваются самые вкусные фрукты страны.

В предлагаемом проекте дом бригадиров (рис. 80 (3), прил. 3) будет представлять собой музей с постоянной экспозицией, в различных помещениях которого будут представлены в витринах исторические объекты, связанные с рабством на этом месте. Большинство из этих объектов (около 300) в настоящее время находится на хранении в национальном музее Сандервалия. Среди хранящихся там экспонатов, имеются вывезенные из Бенти цепи и металлический шар, которыми сковывали ноги рабов во время их движения к кораблю, железные ошейники для рабов, старые сандалии рабов, сковородки, в которых приготовили пищу, оружие и форменная одежда и хлыст бригадиров и т.д.

По обеим сторонам дороги мастеров и рабов предлагается поставить застекленные стенды, на которых выставлять тематические картины гвинейских художников и другие вещи, связанные с традицией страны и рабством, а также сувениры для туристов.

В конце дороги мастеров предлагается восстановить причал, который может быть использован для подхода туристических кораблей, а также для транспортировки фруктов и других сельскохозяйственный продуктов, которые сейчас очень трудно доставить в столицу Гвинеи, Конакри. А слева от причала предлагается обустроить пляж для отдыха туристов.

Предлагается следующий экскурсионный маршрут и процесс посещения музейного комплекса рабства в Бенти.

В музейном комплексе рабства в Бенти экскурсия начинается с причала порта, куда туристы прибывают морскими средствами передвижения из столицы Гвинеи.

Причал находится в непосредственной близости от коммерческого двора (рис. 111 (1), прил. 3), где туристы в сопровождении экскурсоводов смогут познакомиться с домами работорговцев, особенностями их жилищ, складов и быта. После просмотра домов работорговцев маршрут проходит по «дороге мастеров» к дому мастеров (рис. 80 (2), прил. 3), где осуществлял свою деятельность и жил комендант лагеря. Затем они посещают дом-музей бригадиров. Дом бригадиров, в связи с тем, что находится на самой высокой точке по рельефу, очень выгодно расположен с точки зрения осмотра всего комплекса, кроме того, оттуда открывается красивый вид на океан.

В доме бригадиров 80 кв. метров отведено под экспозицию и 39 кв. метров -хранилище (рис. 112, прил. 3). В конторе начальника бригадиров, зале взвешивания и двух комнатах экспонируются объекты, связанны с процессом работорговли: взвешиванием, маркировкой рабов, наказанием, прикреплением и движением рабов (рис. 112 (А), прил. 3). Экспонаты располагаются в витринах и на столах, расположенных рядами. После осмотра экспонатов экскурсанты покидают дом бригадиров и направляются к надземной (рис. 111 (4), прил. 3), а затем, к подземной тюрьмам (рис. 111 (5), прил. 3), где они узнают назначение каждой камеры и могут увидеть условия, в которых содержались рабы. После посещения тюрем туристы направляются по «дороге рабов» в направлении порта (рис. 111 (6), прил. 3) – последнего пункта пребывания рабов в лагере и начало их путешествия без возврата.

Главная цель музейного комплекса рабства в Бенти – сохранение историко архитектурного наследия и предоставление возможности ознакомиться с темными сторонами истории африканского континента, а именно с процедурой и функционированием системы работорговли, находясь в восстановленных исторических объектах.

Мемориальный исторический комплекс «Королевская деревня Сананкоро».

Королевская деревня Сананкоро является общим историко-архитектурным наследием для наиболее 10 стран, именно: Гвинеи, Сьерра-Леон, Кот-д Ивуара, Мали, Буркина Фассо, Нигер, Гамби, Сенегала, Габон и других, которые были присоединены к империи Юасулу. В связи с этим, открываются большие перспективы использования этого комплекса как с научной, так и с туристической точки зрения.

Королевская деревня Сананкоро, после реконструкции станет большим мемориальным центром, интерес к которому будет вызван, как реконструированными архитектурными объектами , так и экспонатами – личными вещами императора.

Личные вещи императора, сегодня насчитывают около 200 экземпляров, в настоящее время находятся, в основном, у его потомков в Керуане, а также в других деревнях и городах, в которых он быал (Канкан, Минианбаладугу, Бисандугу, Беула и т.д.). В числе этих вещей есть те (его деревянный стул-трон, тюрбан, защитный бубу от пули и стрел, соломенная шляпа, щит, сабля, нож, пика, оружие, денежные таланта, деревянный костыль, Коран и т.д), которые находятся в хорошем состоянии и даже сейчас вызывают любопытство много туристов в городе Керуане.

В мемориальном историческом центре Сананкоро дворец правителя предлагается отвести под исторический музей, в котором будут экспонироваться реальные вещи, связанные с именем императора и историей империи Юасулу.

Музейный комплекс Королевской деревни Сананкоро должен представлять собой историко-архитектурный центр под открытым небом, целью которого является максимальное сохранение и выявление историко-культурной, научной ценности историко-архитектурных объектов старой Королевской деревни и их влияния на современную культуру африканского народа.

Для проведения экскурсий по мемориальному историческому комплексу разработана карта, содержащая маршрут, по которому предлагается осуществлять ознакомление с музейным центром (рис. 113, прил. 3). Экскурсия должна проводиться специально обученными экскурсоводами, глубоко изучившими историю империи, императора и всех архитектурных объектов, входящих в состав комплекса.

Согласно предлагаемому маршруту экскурсия должна начинаться на площади перед королевским кварталом (рис. 113 (1), прил. 3), в центре которого в настоящее время уже существует статуя императора Самори Туре. Экскурсия планируется как единое целое, позволяя осуществить осмотр разнообразных типов объектов, которые послужили основой формирования деревни Сананкоро.

Экскурсионный маршрут должен начинаться с осмотра улиц деревни с традиционными жилыми домами по направлению к кладбищу белых комендантов – символу побед императора над колонизаторами, расположенному на северо-востоке королевского квартала (рис. 113 (2), прил. 3). Отсюда экскурсоводы проводят туристов к сохраняющимся жилищам великих охранников деревни и императора: Келетиги (рис. 113 (3), прил. 3) - расположено справа от кладбища; Кеме Бурама (рис. 113 (4), прил. 3) - на севере площади перед королевским кварталом; Кеморифиндиана (рис. 113 (5), прил. 3), являющемуся представителем традиционного жилища этноса манинка, Бабара (рис. 113 (6), прил. 3) – примеру жилища этноса Соссо, и этноса герсэ (рис. 113 (7), прил. 3), которые расположены на северо-восточной окраине деревнию. Затем, возвращаясь к рынку, экскурсанты осматривают жилье Фулакали - жилище этноса фулани (рис. 113 (8), прил. 3). На этом заканчивается первая часть экскурсии позволяющая понять структуру деревни, важность мест нахождения жилищ охранников в этой структуре и особенности традиционных жилья Гвинеи.