Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Никитин Юрий Анатольевич

Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века
<
Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитин Юрий Анатольевич. Архитектура выставочных комплексов России XIX - начала XXI века: диссертация ... доктора архитектурых наук: 05.23.20 / Никитин Юрий Анатольевич;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет].- Санкт-Петербург, 2015.- 313 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История выставочного дела на Западе и в России . -13

1.1. Зарождение выставочного дела в Европе

1.2. История и значение промышленных, сельскохозяйственных и отраслевых выставок дореволюционной России . -28

1.3. Выставочная деятельность в СССР и современной России. -67

Глава 2. Формирование основных типов выставочных павильонов на всероссийских и местных выставках XIX – начала ХХ века

2.1. Архитектура главных и отраслевых экспозиционных зданий на всероссийских и местных выставках -82

2.2. Архитектурные особенности частных выставочных сооружений -130

2.3. Нереализованные проекты постоянных выставочных комплексов -152

Глава 3. Выставочные комплексы — новый вид архитектурного ансамбля

3.1. Градостроительные решения при устройстве выставок -158

3.2. Особенности формирования архитектурно-художественной среды выставочных комплексов -176

Глава 4. Архитектура выставочных комплексов СССР

4.1. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная

выставка 1923 года в Москве. -188

4.2. Всесоюзная строительная выставка – первый постоянный выставочный комплекс СССР. -198

4.3. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 года в Москве (ВСХВ 1939 - ВСХВ 1954 – ВДНХ). -205

4.4. Постоянные выставочные центры 1960 – начала 1990-х годов . -215

Глава 5. Архитектура современных выставочных комплексов Москвы и Санкт-Петербурга

5.1. Проблемы реконструкции и развития выставочных комплексов -223

5.2. Реконструкция исторических зданий под выставочные центры -229

5.3. Особенности формирования современных Экспоцентров -238 Заключение -245 Библиография -254

История и значение промышленных, сельскохозяйственных и отраслевых выставок дореволюционной России

Выставочное здание, получившее название «Хрустального дворца» (Crystal Palace), стало первым сооружением, архитектура которого была решена с учетом особой природы выставочных зданий. Оно было не только необычным по своим формам, но и оказалось первым сооружением, где были применены индустриальные методы строительства. Здесь использовался принцип модульности, типизации и унификации планировочных и конструктивных элементов. Все металлические части сборного каркаса были изготовлены на заводах в Бирмингеме и собраны в Лондоне. Проект в целом был привязан к единому модулю – максимальному размеру листа стекла. В то время самая большая длина листового стекла была 1,25 м. Для облицовки сборного каркаса павильона потребовалось 300 тыс. листов стекла общей площадью 81 тыс. кв. м. Оно было изготовлено на фабрике братьев Чанс в Бирмингеме. Строительство уникального здания общей площадью более 74 тыс. кв. м осуществила известная фирма «Фокс, Ген-дерсон и Ко». Благодаря новой технологии это громадное здание было возведено за рекордные сроки – полгода. Каменное здание таких размеров строилось бы десятилетия.

Выставочный павильон произвел на современников потрясающее впечатление. Вместо обычных массивных каменных стен помещение окружала ажурная каркасная конструкция их металла и стекла, сквозь которую виднелось небо и плывущие по нему облака. Здесь слились воедино архитектурно-художественное и конструктивное решение. Внутренних перегородок дворец не имел. Его интерьер представлял один огромный зал, где размещалась экспозиция всех стран-участниц, Здесь было представлено более 17 тыс. экспонатов из 32 стран, в том числе и России. Общее количество участников достигало 14 тысяч. Все экспонаты были распределены по четырем большим тематическим отделам, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие классы.

«Хрустальный дворец» стал не только «гвоздем» всемирной выставки, но и символом промышленного и технического прогресса, оказавшим огромное влияние на последующее развитие архитектуры и строительного дела во всем мире. Разнообразнейшие отклики на необычное здание, суждения о его эстетических качествах, предсказания о дальнейших путях «стеклянной» и «железной» архитектуры, сомнения и надежды, насмешки и восторженные отзывы – все это было в изобилии в прессе того времени. Известные художники и мыслители, писатели и критики, политики и экономисты, которым довелось увидеть это сооружение, не смогли остаться к нему равнодушным. Упоминание о «Хрустальном дворце» мы находим у Ф.Энгельса. Известный русский художественный критик В.В. Стасов увидел в этом сооружении предвестие полной смены архитектурных форм и зарождения нового стиля, основанного на новой индустриальной технике. «Вместе с первой всемирной выставкой создалась вдруг новая архитектура, небывалая, невиданная»,- писал В.В. Стасов. 14 Немецкий архитектор и теоретик Г. Земпер, в отличие от Стасова, видел в индустриальном прогрессе предвестие неминуемого упадка искусства. В письмах Ф.М. Достоевского мы находим упоминание о дворце, как о символе промышленного и технического прогресса. Это здание послужило прообразом Н.Г. Чернышевскому, когда он в романе «Что делать?» в четвертом сне Веры Павловны описывал огромное здание, в котором живет коммуна.

Многие русские посетили выставку в Лондоне и делились дома своим впечатлениями. Хрустальный дворец оказал влияние на русских зодчих и инженеров. Проект павильона Русского общества садоводства в Петербурге (арх. Г.А. Боссе, 1860 г.) и Морской павильон на Политехнической выставке 1872 года в Москве (арх. И.А. Монигетти, инженер Н.И. Путилов) создавались под впечатлением Хрустального дворца в Лондоне.

Начиная с первой всемирной выставки в Лондоне в 1851 г. демонстрация архитектурно-строительных достижений становится правилом. Огромные павильоны из металла и стекла превращаются в главные выставочные экспонаты. Они становятся своеобразным символом времени и технического прогресса. 15

История всемирных выставок связана с широким применением при возведении экспозиционных зданий новых, не встречавшихся ранее конструкции. Эти выставки становились экспериментальной строительной лабораторией, где опробовались не только новые строительные конструкции и материалы, но и новые методы строительства. Применение металлических конструкций обеспечивало легкий и быстрый монтаж и демонтаж выставочных павильонов. После удачного завершения эксперимента на выставках, они становились частью повседневной практики. Архитектурно-строительные достижения всемирных выставок оказали огромное влияние на развитие мировой архитектуры второй половины XIX века, и в первую очередь на выставочное строительство. Это отмечали многие исследователи. З. Гидион писал по этому поводу: «История выставок демонстрирует не только прогресс в области металлоконструкций, но и существенное изменение эстетических воззрений. Новое конструктивное решение несущих элементов и новые принципы распределения нагрузок требовали от архитектора нового эстетического подхода». 16

В сооружениях следующих всемирных выставках 1855 года в Париже и 1862 года в Лондоне сказалась непреодолимая сила архитектурных традиций. Эти крупные здания были украшены эклектическими фасадами, хотя большепролетные металлические конструкции сводов внутренних галерей и купола были прогрессивными для своего времени.

Для проведения всемирной выставки 1867 года в Париже на Марсовом поле по проекту инженеров Ж.Б.С. Кранца и Г. Эйфеля было воздвигнуто гигантское металлическое здание. Оно имело форму овала в плане с размерами в осях 490 м и 386 м (площадь 146 000 кв. м) и состояло из семи концентрических галерей и садом в центре. Здание было выполнено в сборном металлическом каркасе. Для покрытия внутренних галерей применены фермы Полонсо. Наружная и самая большая по своим размерам галерея машин была перекрыта стальными сегментными арками пролетом 35 м с остекленным заполнением. Все несущие конструкции выставочного дворца выполнены из сборных стандартных элементов заводского изготовления.

Архитектурные особенности частных выставочных сооружений

В 1833 г. в здании разместилась экспозиция III Всероссийской мануфактурной выставки. При подготовке ее возникла необходимость расширения площади, так как количество экспонатов возросло настолько, что они уже не могли разместиться на прежнем месте. В донесении директора департамента внешней торговли от 30 марта 1832 г. сообщалось о необходимости приступить «к сделанию в соединяющей ту Залу и пакгауз стене пролома и двух дверей». 162 Такое объединение выставочного здания с Южным пакгаузом, вызванное необходимостью увеличения экспозиционной площади, вероятно, и послужило в дальнейшем причиной возникновения ошибочного мнения об утилитарном единстве этих различных по назначению зданий.

Дальнейшая эксплуатация «залы» лишний раз подтверждает вывод о том, что здание проектировалось и строилось как выставочное. Здесь же и в примыкавшем здании Южного пакгауза размещались Всероссийские мануфактурные выставки 1839, 1849 и 1861 гг. Причем во время проведения последней была осуществлена пристройка временных деревянных павильонов со стороны Биржевой площади. В 1850 году здесь экспонировались предметы, предназначенные к отправке в Лондон на Всемирную выставку 1851 г. «Залу» предполагалось использовать для постоянных выставок «с целью ознакомления русского купечества, производящего заграничную торговлю, с качествами как русских, так и иностранных товаров, а равно ознакомления таможенных чиновников с различными сортами привозимых и вывозимых из России товаров, что важно в видах правильного применения к ним статей таможенного тарифа». Выставочное здание на стрелке Васильевского острова, где тогда находился главный торговый порт России, представлялось современникам в виде своеобразного международного торгово-промышленного музея, выполнявшего помимо экспозиционной функции еще и роль научно-информационного центра, снабжающего торговый мир всеми необходимыми сведениями. Однако из-за трудностей, связанных с систематическим обновлением коллекций, эта идея не осуществилась. Надо заметить, что таможенное ведомство использовало Экспозиционную залу для аукционных выставок конфискованных товаров. 164

Естественно, содержание столь обширного помещения без дела на протяжении длительного времени между выставками было весьма накладно для казны. Поэтому были предприняты усилия для использования первоклассных сооружений. Так, в ноябре 1839 г. при Санкт-Петербургском техническом институте была организована Рисовальная школа для воль-ноприходящих, занявшая в марте 1840 г. помещение бывшего «дома таможенных чиновников» и «Экспозиционную залу». 165 Из других источников мы узнаем, что рисовальная школа, бывшая в ведении Министерства финансов и переданная в 1857 г. под покровительство Общества поощрения художеств, находилась здесь до 1878 г. Великий русский художник И.Е. Репин учился здесь в 1863-1864 гг. 166

Зала также арендовалась различными организациями и учреждениями. В 70-х годах в Южном пакгаузе была устроена сельскохозяйственная выставка. 167 В 1894-1895 гг. помещения были реконструированы по проекту архитектора Р.Р. Марфельда. 168 После реконструкции их передали Горному департаменту, а в начале ХХ века здесь разместилась коллекция

Мы привели здесь историю Экспозиционной залы для того, чтобы подчеркнуть именно выставочный характер этого здания. В существующей литературе по истории русской архитектуры первым примером строительства специального сооружения для экспонирования промышленных изделий и товаров называется павильоны XIV Всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. в Соляном городке в Петербурге. На самом деле история отечественного выставочного строительства началась на 40 лет раньше. По нашим данным, это был и первый опыт строительства постоянного выставочного здания в практике мирового зодчества.

До сих пор остается открытым вопрос об авторстве пакгаузов и здания Таможни. Теперь сюда добавляется еще и вопрос об авторстве Экспозиционной залы. Точка зрения, изложенная М. С. Буниным в книге «Стрелка Васильевского острова», о неправомерности бытующего мнения относительно авторства И. Ф. Лукини и причастности К.И. Росси к проектированию комплекса зданий вокруг Биржи кажется вполне убедительной. В 1915 г. в Петроградском обществе архитекторов заслушивался доклад П. Н. Столпянского «Старый Петербург—Стрелка Васильевского острова». Во время обсуждения тогда выступил И. А. Фомин, подчеркнувший, что Лукини был только исполнителем идеи Росси. 169

К сожалению, до сих пор не удалось обнаружить подлинных чертежей, которые были переданы в свое время департаментом внешней торговли в «Комиссию для окончания строений на Биржевой площади». Этот фактический материал смог бы окончательно решить вопрос об авторстве проектов зданий Таможни, пакгаузов и первого монументального выставочного здания России.

Выставочная деятельность в Санкт-Петербурге, Москве и в провинции в эти годы связана с использованием существующих зданий для экспозиционных целей. Всероссийские мануфактурные выставки 1831, 1835, 1843, 1853 и 1865 гг., организованные правительством в Москве, размещались в Доме Благородного собрания (ныне - Дом союзов) на Большой Дмитровке, построенного в 1780-1790 гг. по проекту архитектора М.Ф. Казакова. 170

Всероссийские мануфактурные выставки 1841, 1845, и 1857 гг. в Варшаве размещались в здании магистрата, ротонде польского банка и здании Главного Управления Царства Польского (бывший дворец Конец-польских и Радзивиллов). 171 Постепенно для проведения выставок стали временно приспосабливать манежи и экзерциргаузаы. В Москве стал временно приспосабливаться городской манеж, построенный в 1817 г. для учебных занятий и смотра войск московского гарнизона (арх. О.И. Бове, инж. А.А. Бетанкур, площадь 7450 кв.м ), Это громадное прямоугольное здание без внутренних опор длиной 166.50 м, шириной 44,80 м и высотой от пола до потолка 11,36 м (площадь 7450 кв. м), по праву считается образцом строительного искусства. В 1831 г. здесь была организована впервые выставка, на которой демонстрировалась модель чугунного Москворецкого моста «особой, еще не виданной конструкции».

Императорское Московское Общество сельского хозяйства, возглавляемое князем С.И. Гагариным, устраивает в Манеже свои первые экспозиции в 1846 и 1852 гг. В 1864 и 1895 гг. МОСХ организует в манеже уже всероссийские смотры. 172

Московское Общество любителей садоводства проводило в Манеже почти все свои выставки. Здесь проходили многие всероссийские смотры сельского хозяйства, скотоводства, коневодства и т.д.

Особенности формирования архитектурно-художественной среды выставочных комплексов

К началу 1860-х годов в петербургских общественных кругах заговорили о необходимости строительства специального выставочного здания в столице. Эта идея стала активно обсуждаться во время проведения третьей публичной выставки садоводства, устроенной РОС в 1860 г. в дворцовом экзерциргаузе на Миллионной улице. В том же году по заказу Общества известный петербургский архитектор Г.А. Боссе выполнил несколько вариантов проекта здания для постоянной выставки садоводства в сквере перед Александринским театром. Выставочное здание было задумано в легких конструкциях из металла и стекла и напоминало огромную оранжерею.295 Цельное внутреннее пространство без промежуточных опор включало в себя свободно распланированный сад с причудливым рисунком дорожек. Этот проект, получивший тогда достаточно широкую известность, был, вероятно, навеян Хрустальным дворцом Джозефа Пэкстона на первой Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне. Эти проекты были выполнены на высочайшем профессиональном уровне и заняли особое место в творчестве Г.А. Боссе. Они стали знаменательным явлением во всей архитектуре середины XIX века, что неоднократно отмечалось исследователями. 296 К сожалению, проект Г.А. Боссе остался нереализованным. Однако сам факт свидетельствует о стремлении петербургской общественности в лице Российского Общества садоводства иметь специализированный выставочный павильон в центре города и отказаться от широко распространенной практики приспособления зданий для экспозиционных целей.

В 1860 г. английский предприниматель Генри Гриссель предложил царскому правительству построить в Санкт-Петербурге выставочный дворец для международной выставки по примеру Хрустального дворца на Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне. Грис-сель представил эскизы выставочного здания объемом более 12 000 куб. сажен (около 117 000 куб.м). Он обязался закончить все работы за три года. Стоимость постройки вместе с гонораром составляла 118 000 фунтов стерлингов или 700 000 рублей серебром. Предлагалось два места для возведения здания – в Михайловском саду или в Александровском парке на Петроградской стороне. В подробном докладе Гриссель предсказывал большой успех предстоящей международной выставке, которая будет способствовать развитию торговли и соревнованию между русскими промышленниками. Расходы по сооружению здания должны были окупиться входной платой. После выставки дворец из стекла и металла предполагалось использовать для различных экспозиций или же, как зимний сад. 297

Предложение англичанина долго изучали в правительственных кругах. Главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий, которому была поручена экспертиза проекта, признал недостаточным представленную проектную документацию из-за от-296 Андреева В.И. Гаральд сутствия сметы. Он высказал сомнение, что входная плата покроет строительные расходы, и предупредил о сложности и дороговизне эксплуатации подобного здания в условиях нашего климата. Министр финансов категорически отказался организовывать выставку за счет казны и признал негодными предложенные места строительства. В итоге Совет Министров, не отвергая «полезности самой идеи», вежливо отклонил предложение Грисселя, посоветовав ему обратиться непосредственно к московским промышленникам. Чертежи были возвращены их подателю, и мы, к сожалению, не можем судить о художественных достоинствах здания. И все-таки жаль, что ни один из проектов не осуществили. Возможно, Петербург прославился бы своим «Хрустальным дворцом», как постоянным выставочным залом столицы.

Стремительное увеличение количества всевозможных выставок все острее требовало возведения постоянных павильонов универсального назначения. Михайловский манеж и выставочные залы ИРТО в Соляном городке не справлялся с выставочной нагрузкой столицы. Сооружение временных павильонов и пристроек к вместительным капитальным зданиям, приспосабливаемым для выставок, являлось лишь полумерой. Эта строительная практика сыграла свою позитивную роль в формировании типа временного выставочного здания и снимала остроту нехватки экспозиционных площадей. "Бутафорский" способ их строительства оказывался экономически нецелесообразным.

Начавшийся на рубеже веков своеобразный выставочный бум в буквальном смысле накатывался на Петербург, где с 1829 по 1914 г. было проведено более 200 различных выставок, из них более 40 – всероссийских около 50 – международных. Постоянный рост количества выставок и их участников приводил к тому, что уже и такие большие здания как манежи не справлялись с экспозиционной нагрузкой.

Постоянные выставочные центры 1960 – начала 1990-х годов

Подавляющее большинство выставочных центров современной России возникли еще в советское время. Вопросы развития этих комплексов, строительство новых павильонов решало государство исходя из конкретных потребностей или конъюнктурных интересов отраслевых министерств. После развала СССР большинство выставочных центров было приватизировано и превращено в акционерные общества. Получение хозяйственной независимости способствовало разработке каждым комплексов самостоятельных планов модернизации и реконструкции.

Москва является уникальным примером в мировой выставочной практике по количеству действующих выставочных центров. Активно функционируют и развиваются такие выставочные комплексы, как Всероссийский выставочный центр (бывшая ВДНХ), МВЦ «Экспоцентр», КВЦ «Сокольники», «Росстройэкспо». В последние годы появились новые выставочные площадки – Гостиный Двор, МВЦ «Крокус Экспо» и др.

В декабре 1994 г. Строительная выставка преобразована в Российский научно-информационный выставочный центр по архитектуре и строительству ОАО «РОССТРОЙЭКСПО». Сегодня это единственный в России постоянно действующий выставочный комплекс, где под руководством Госстроя проводятся тематические строительные выставки. Ежегод но здесь проводится 10-12 выставок-ярмарок различной тематической направленности. Наиболее популярны выставки «Стройматериалы», «Ремонтно-строительные работы», «Коттедж», «Строймаркет».

Последние годы на территории ОАО «РОССТРОЙЭКСПО» велась реконструкция. На месте утраченных корпусов правого крыла (№№ 5-8) в 2001 г. завершилось строительство нового павильона общей площадью около 7500 кв. м. Проектировщики архитектурной мастерской Б.И. Тхора «Моспроекта-2» воссоздали масштаб и стилистику конструктивистских фасадов начала 30-х годов. За восстановленной фронтальной частью бывших трех павильонов с переходными двухэтажными галереями находится современный каркасный павильон с большепролетными легкими пространственными конструкциями покрытия. Павильон многофункционален по своему назначению. Здесь могут проходить выставки, организована торговля, работают предприятия общественного питания. Уникальный пример воссоздания конструктивистского наследия следовало бы продолжить. Давно пора поставить вопрос о восстановлении Строительной выставки в своем прежнем виде. ПВСВ – это не только прекрасный образец архитектуры конструктивизма, но и первый пример строительства постоянного выставочного комплекса в нашей стране, которым могла бы гордиться современная Россия. На сегодняшний день общая площадь выставочных павильонов составляет около 14 тыс. кв. м.

Конгрессно-выставочный комплекс «Сокольники» сохранился и выжил в трудные для страны 90-е годы. Сегодня это 9 павильонов с закрытой экспозиционной площадью 24 тыс. кв. м с удобными подъездными путями. Все павильоны имеют развитую инженерную инфраструктуру, отвечающую международным требованиям по проведению различных выставок. В планах реконструкции комплекса стоит восстановление знаменитого купола Фуллера. Однако расположение выставочного центра на территории парка Сокольники затруднят его дальнейшее расширение. Послед ние годы МВК все большее количество выставок проводит на других площадках.

Центральный выставочный комплекс «Экспоцентр» в Москве многие годы являлся ведущим комплексом в СССР и новой России. Он занимает площадь 18 га в центре столицы. ЦВК «Экспоцентр» – уникальный выставочный комплекс, не имеющий аналогов в России. В сравнении с другими выставочными комплексами, расположенными в Москве и Московской области, «Экспоцентр» обладает целым рядом преимуществ для организаторов выставок и конгрессов, экспонентов и посетителей. Прежде всего, это удобное расположение в центре Москвы, в непосредственной близости от уже функционирующей части делового центра «Москва-Сити» и Центра международной торговли, зданий Правительства России, большинства министерств и ведомств. Рядом проходят основные автомагистрали города, находятся несколько станций метро и гостиниц.

Все павильоны «Экспоцентра» прошли реконструкцию и в настоящее время соответствуют самым современным требованиям, предъявляемым к выставочным и конгрессным помещениям. Все павильоны оснащены въездами для большегрузного транспорта, имеются возможности использования в павильонах современных погрузочно-разгрузочных машин и механизмов для крупногабаритных грузов. За последние годы усовершенствована система коммуникаций, ее мощности позволяют обеспечить подключение сложного современного оборудования, благодаря чему все экспонаты демонстрируются в действии, как на крупном промышленном предприятии.

В 2007 г. введен в эксплуатацию выставочный павильон №8 общей площадью 21 тыс. кв. м, из которых 12 тыс. кв. м – выставочная. В павильоне располагается конференц-зал на 300 посадочных мест, переговорные комнаты. Павильон является самым технологически совершенным; его залы удовлетворяют самым высоким требованиям по акустике, что позволяет проводить здесь даже концерты симфонических оркестров. Благодаря системе крытых переходов павильон стал частью единого комплекса ранее построенных павильонов №2, 3, 7 и «Форум». Таким образом, создано единое пространство, сочетающее в себе выставочные, конгрессные, рекреационные зоны на первом уровне этих павильонов. Оборудованы новые гардеробы, кафе. Все это значительно повысило комфортность работы на выставках персонала и удобства посетителей. Сегодня ЦВК «Экспоцентр» – это: 105 тыс. кв. м закрытой экспозиционной площади и 60 тыс. кв. м открытой площади; 11 выставочных павильонов с высокоразвитой инфраструктурой. Помимо выставочных павильонов, «Экспоцентр» обладает целым арсеналом помещений, в который входят конференц-зал на 350 мест, 32 многофункциональных залов для проведения мероприятий любого уровня и количества участников от небольших по составу брифингов и деловых встреч до международных конгрессов.

ЦВК «Экспоцентр» продолжает развиваться. Выставочные площади комплекса в ближайшие годы будут увеличены со 150 до 160 тыс. кв. м. Участок имеет очень плотную застройку. Комплекс не имеет возможности для территориального развития, т.к. со всех сторон он окружен уже задействованной территорией. Теоретически есть возможность развиваться в «вверх» и «вниз». Однако реализация этих проектов связана с закрытием, пусть временным, части экспозиционных площадей.