Содержание к диссертации
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ГЛАВА 1. Космология майя.
1.1. Представления древних майя о происхождении Вселенной 15
1.2. Представление майя о времени и мировых эпохах 27
1.3. Образ пещеры и пирамиды 34
1.4. Устройство Вселенной и планировка селения 43
1.5. Мировое дерево и правитель 48
3 ГЛАВА 2. Виды и функции жертвоприношений.
2.1. Значение жертвоприношений для древнемайского общества 60
2.2. Человеческие жертвоприношения 67
2.3. Ритуальные кровопускания 98
2.4. Приношения и ритуальные тайники 102
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
5. БИБЛИОГРАФИЯ 119
Введение к работе
В настоящее время наблюдается научный и общественный интерес к доколумбовым культурам Центральной Америки в целом, и к культуре древних майя в частности.
Актуальность исследования обуславливается интересом современного общества к мифологии и религии древних цивилизаций. Однако вокруг цивилизации древних майя всегда существовал ореол мистики, созданный недостатком сведений и непониманием движущих сил тех или иных процессов. Разнообразные поверхностные работы и обрывочные сведения создают определённые трудности для верного восприятия и осмысления целостного комплекса религиозных представлений майя. В таких работах майя неизменно называют самым загадочным народом в истории человечества, обладающим некими тайными магическими знаниями, а происхождение майя ведется от самых разных источников: начиная от древних египтян и атлантов, и заканчивая инопланетными цивилизаторами. Либо доказывается внеземное происхождение самих майя.1 Преодолению такого рода мнений, на наш взгляд, способно лучшее понимание базовой мифологической и религиозной структуры древнемайского общества.
Академический интерес к цивилизации древних майя не в последнюю очередь обусловлен тем, что эта цивилизация являлась наиболее развитой в Центральной Америке. Основные достижения этой культуры относятся к периоду ПЫХ вв. н.э., который принято называть классическим. Он является одним из самых исследуемых периодов истории майя. В результате интенсивных археологических раскопок в последние десятилетия наши представления о жизни и культуре майя существенно обогатились. Активно исследуется история городов майя, их политическое устройство, формы власти, военные конфликты между городами, экономическая основа жизни древнемайяского общества2. Вместе с тем из фокуса научного интереса практически выпадает такой основополагающий пласт цивилизации древних майя, как религия. Многие важнейшие проблемы, касающиеся социально-политических институтов древних майя, в особенности их религиозных и идеологических представлений, остаются нерешенными либо малоисследованными. Имеет место тенденция фрагментарного отрывочного рассмотрения отдельных частей за пределами общего контекста, что может привести к ошибочному пониманию и интерпретации.
Между тем, религия у древних майя, как и во всех архаичных обществах, являлась базисным фактором, вокруг которого строилась вся жизнедеятельность социума. Более того, доколумбовые религиозные традиции продолжают играть важную роль в жизни современных латиноамериканских обществ. В религиозных представлениях сегодняшних майя сохраняются сильные пережитки старых верований. Такие религиозные праздники как День поминовения усопших, праздник Святого Сантьяго в Гватемале, а также культ Гваделупской Девы тесно переплетаются с древними религиозными традициями индейцев. Праздник Святого Сантьяго тесно смыкается с темой жертвоприношений, т.к. для майя этот ритуал означает как жертвование части собственной души, так и материальные расходы, ложащиеся на членов общины, которые заботятся о святых, «кормят» их и оплачивают расходы по проведению ритуалов. Считается, что ритуальное жертвование и забота о святых должны служить обновлению мира. На отношения с католическими святыми переносятся отношения майя
со своими богами. Существующий у современных майя религиозный синкретизм, выстраивается на основе их традиционных верований и во многом продолжает традиции древних американских религии. Относительная лёгкость, с которой майя после испанского завоевания восприняли католицизм, обуславливалась трансляцией их традиционных религиозных представлений на христианские символы, приобретающие благодаря этому новое значение: католические распятия часто оформляются в виде мирового дерева, а Христа изображают как посланника к богам - в виде пленника, утыканного стрелами. Интерес к традиционной индейской культуре нашел свое выражение в индихенизме — течении, отмеченном стремлением воспроизвести в литературе, музыке и изобразительном искусстве особенности духовного мира коренных американских народов. Таким образом, по мнению автора данного исследования, изучение религии древних майя способствует лучшему пониманию современной культуры и религии Латинской Америке. При этом важно отметить, что изучение национальных культур приводит к более глубокому понимаю достижений и своеобразия собственной культуры.
Автору диссертации представляется актуальным перенести акцент на изучение именно религиозных воззрений майя. Через призму религии лучше понимаются политические, экономические, хозяйственные аспекты жизни древних майя, которая выстраивалась, следуя изначально предустановленной божественной модели. Благодаря данному исследованию преодолевается «фрагментарность» восприятия религии майя, отдельные идеи рассматриваются и интерпретируются в свете единства новых данных и методологических положений. Также мы полагаем, что данное исследование поможет лучше понять одну из главных особенностей религии древних майя - жертвоприношение.
По мнению автора диссертации, в субстрате религиозных представлений майя стержневой основой являлся такой феномен как жертвоприношения. Поэтому необходимо определить причины и
исторические корни жертвоприношений, их роль и значение в жизни древних майя, что, по нашему мнению, сыграло бы позитивную роль для современного отечественного религиоведения.
Степень научной разработанности проблемы и обзор источников: Научное изучение культуры майя началось лишь с конца XIX века. До этого времени информация о древних майя носила несистематический и часто противоречивый характер. В изучении цивилизации древних майя в первую очередь стоит упомянуть исследования американского дипломата и журналиста Д.Л.Стефенса, который по праву считается основоположником майяской археологии. Вместе с художником Ф.Катервудом он обнаружил несколько городов майя и в 1841 г. по результатам своих путешествий опубликовал книгу под названием «Incidents of Travel in Central America, Chiapas and Yucatan, Mexico» («Впечатления от путешествия по Центральной Америке, Чиапасу и Юкатану в Мексике»). Также необходимо отметить работы С.Морли, Ф.Блома, Эд.Томпсона, А.Руса Луилье, М.Д.Ко.4 Заметно продвинулось изучение письменности майя, во многом благодаря выдающимся открытиям русского ученого Ю.В.Кнорозова, сумевшего дешифровать майяскую иероглифику и сделать перевод сохранившихся рукописей.5 Стало возможным говорить о разработке философских категорий в древней Америке: здесь важно отметить роль мексиканского ученого М.Леон-Портильи. Большая роль в изучении представлений майя о загробном мире по изображениям на керамике принадлежит американскому учёному М.Д.Ко, издавшему четыре альбома древнемайяской керамики, тем самым введя в научный оборот совершенно новый вид источников. М.Д.Ко впервые осуществил общий анализ керамики майя классического периода и поставил вопрос о её назначении, тематике росписи и содержании текстов.
Еще в 50-е гг. XX в. многие западные ученые, такие как Э.Томпсон и С.Морли, считали культуру майя уникальным феноменом, радикально отличавшимся не только от всех известных цивилизаций Европы и Азии, но и от других культур Центральной Америки. Также отрицалось существование у майя человеческих жертвоприношений, войн между городами и т.д. Считалось, что кровавые жертвоприношения являлись атрибутов религиозных представлений ацтеков, в то время как майя Классического периода были исключительно миролюбивым народом астрономов и математиков. Однако открытия и находки второй половины XX века заставили ученых пересмотреть эту точку зрения. Сегодня нет никаких сомнений в том, что человеческие жертвоприношения не только имели место в жизни классических майя, но и являлись интегральной частью их религиозной и социо-политической традиции. Однако приходится констатировать, в отечественной науке еще не предпринималась попытка комплексного изучения этого феномена. До сих пор нет работ, в которых был бы проведен полный анализ практики и реального значения жертвоприношений индейцев майя. Между тем, религиозные жертвоприношения, в том числе и человеческие, считались у древних майя необходимыми, и являлись средством поддержания жизни богов, а, следовательно, залогом сохранения существующей Вселенной.
Ряд вопросов, связанных с практикой ритуальных человеческих жертвоприношений древних майя, рассматривался американскими учеными
о
Робичеком и Хэйлсом . Они исследовали особенно популярный в послеклассический период способ принесения в жертву путем вырывания
сердца, и основной упор делали на технической, даже хирургической, стороне процесса. Вопросы религиозно-политического обоснования власти правителей майя посредством человеческих жертвоприношений касалась в своих работах Л.Шили9. Изучением центральноамериканских пещер как мест для осуществления культовых практик, занималась Лоретт Сежурне10 в Мексике и Х.Л.Бонор Вильярехо11 в Испании.
В отечественной научной литературе до сих пор нет обобщающей работы, посвященной теме жертвоприношений в религии древних майя. Отдельных аспектов этой темы касалась известная русская майянистка Г.Г. Ершова, введя в научный оборот перевод текста с древнемайяского сосуда, посвященного обряду предсказания засухи и связанному с этим отправлению посланников к богам . Однако она не рассматривала связь жертвоприношений с мифами творения, не анализировала виды и способы жертвоприношений, и касалась данного предмета лишь в контексте изучения темы мифической прародины майя и погребальных обрядов.13 В основном отечественные исследователи касаются вопросов политической истории и культуры древних майя. Этим вопросам посвящена защищенная в 2001 г. кандидатская диссертация Д.Д. Беляева «Формирование и = развитие государственной организации у майя Петена в классический период (I тысячелетие н.э.)» и защищенная в 2003 г. диссертация Е.А. Красулина «Идеология и царская власть у древних майя (по материалам иероглифических текстов Паленке). Отечественные исследователи считают,
что, несмотря на всю специфику, культура майя являлась частью единой мезоамериканской культуры. По мнению Р.В.Кинжалова можно говорить о принципиальном единстве мифологических представлений майя и других народов Центральной Америки. Ю.В.Кнорозов достаточно подробно рассмотрел то общее в культурологическом плане, что объединяет мезоамериканские цивилизации, выявил идентичность систем письма региона. Следовательно, предоставляется возможность сравнительного анализа культур и привлечения параллельного материала из истории тех мезоамериканских обществ, где тот или иной вопрос освещен лучше.
В реконструкции религиозных представлений майя важное место занимают данные, полученные археологией: значительный объем информации дают археологические раскопки майяских городов, изображения обрядов и мифологических персонажей в храмовых росписях и скульптуре. Имеются и письменные источники. В первую очередь это четыре сохранившихся майских кодекса: Дрезденский, Мадридский, Парижский и кодекс Гролье. К письменным источникам также относятся тексты, вырезанные на монументальных скульптурных памятниках — стелах, алтарях, рельефах, притолоках и др.; надписи на фресках и керамических сосудах, сохранившиеся индейские рукописи. Самым распространенным видом письменных источников по истории классических майя являются эпиграфические надписи, которых в настоящее время насчитывается около 20 000, при этом их количество ежегодно увеличивается. Эпиграфические надписи размещали на стелах, на стенах дворцов и храмов, на рельефах, на ритуальных сосудах. Большое количество этих надписей посвящено прославлению и военным победам того или иного правителя или полководца майя. В большинстве случаем надписи сопровождались изображениями, иллюстрировавшими события, описанные в тексте. Это может быть изображение правителя, попирающего пленника, захват пленника, принесение его в жертву, сцены военных схваток.
Еще одну группу источников о майя составляет иконография. Сюда относятся настенные росписи (фрески)15, рельефы (настенные рельефы, рельефы на стелах), статуэтки, росписи на сосудах.
К другой группе источников можно отнести свидетельства непосредственных участников конкисты, официальные донесения испанских должностных лиц, работы католических монахов, а также сочинения, написанные самими индейцами уже после испанского завоевания. Среди этих источников особо стоит выделить эпическое произведение горных майя-киче «Пополь-Вух»16. Данное произведение излагает представления киче о возникновении и устройстве Вселенной, о рождении и подвигах божественных братьев-близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке, а также о происхождении людей и самих киче. Здесь рассказывается о странствиях киче, их отношениях и войнах с соседними племенами. Сюжет двух последних глав «Пополь-Вух» повторяет другое письменное произведение -«Родословная владык Тотоникапана», где также излагается история происхождения людей на земле и история правителей киче по поколениям, приводятся данные о социальной и военной структуре общества. При этом некоторые эпизоды здесь изложены иначе, чем в «Пополь-Вух»17.
Необходимо особо выделить сочинение епископа Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане»18. Ни один другой источник не может сравниться с работой Д. де Ланды по богатству и разносторонности материала. Она является своего рода энциклопедией по истории, религии, культуре и этнографии юкатанских майя XVI века. Большое значение в современной американистике придается сопоставлению данных по древней религии майя с религиозными воззрениями современных майя, включающих пережитки старых верований.19
Трудности в изучении религиозных представлений майя связаны как с недостаточным количеством письменных источников, так и с тем, что религия майя включает в себя как очень древние, архаичные черты, так и более поздние, связанные с влиянием тольтеков (X в. н.э.), из-за чего не всегда возможно определить, каких именно воззрений придерживались майя в классический период.
Практически не разработаны вопросы стадиально-хронологического развития майяской религии, поэтому трудно сказать, насколько данные по религии предыспанского времени могут помочь в изучении религии доклассического и классического периодов. Известный исследователь искусства доколумбовой Америки Д.Кублер отвечает на этот вопрос отрицательно. Похожей точки зрения придерживаются и отечественные ученые Ю.В.Кнорозов и Р.В.Кинжалов. К тому же, как правило, доколумбовым развитием мезоамериканских культур занимаются в основном археологи, историки же большей частью интересуются конкистой и её последствиями. При исследовании предыспанских цивилизаций (прежде всего майя и ацтеков) обычно указывают на их достижения в области математики, астрономии и медицины, не касаясь подробно их религиозных или философских представлений. До сих пор, несмотря на достаточно большой объем литературы о майя, практически нет работ, которые давали бы цельное представление об их религии.
Основной целью работы является рассмотрение феномена жертвоприношений, в том числе и человеческих, у древних майя, чтобы установить их реальную роль и значение в культуре данного региона в контексте космогонических и космологических представлений майя. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
осмыслить основные космологические представления майя и влияние этих представлений на ритуальную жизнь майя классического периода;
проанализировать отражение майяской космологии в архитектуре и планировке городов;
рассмотреть влияние представлений о пещере предков на религиозные представления майя;
изучить образ мирового дерева у древних майя и связь правителей с этим деревом;
выявить связи между представлениями древних майя о магических силах и их значении для практики ритуальных жертвоприношений, а также, опираясь на широкий круг отечественных и зарубежных исследований, выделить и рассмотреть основные типы жертвоприношений;
дать анализ представлений древних майя о душе, без чего описание картины религиозной жизни этого периода не будет полным.
Объект исследования: религия индейцев майя классического периода. Предмет исследования: жертвоприношения в религии индейцев майя. Методы исследования:
1. Базовым в диссертационном исследовании является сравнительно-религиоведческий метод. Его применение исходит из того, что в развитии новые элементы образуются из уже существующих. В отличие от типологического подхода, сравнительно-религиоведческий метод в первую очередь направлен на изучение конкретных элементов и лишь через них приходит к раскрытию исходной структуры и её эволюции. Сравниваются только элементы предположительно общего происхождения.
2. Типологический метод в исследовании направлен на выявление мифологических типов, составляющих мифологическое ядро, по принципу обладания данными типами наиболее значимых для древних социумов функциями. Типологический и сравнительно-религиоведческий методы
взаимно дополняют друг друга, позволяя идти одновременно от функциональных мифологических типов к конкретным мифологическим образам, и от конкретных элементов к исходному структурному ядру.
3. Анализ письменных источников и исторических документов, контент-анализ.
Научная новизна работы заключаются в следующем:
- Проведено комплексное исследование системы ритуалов в религии древних майя в контексте их космологических представлений, выявлен тот мифологический и ритуалистический контекст, в котором формируются основные идеи, связанные с практикой жертвоприношений.
- На большом фактическом материале выделен и охарактеризован центральный элемент религии майя - жертвоприношение, вокруг которого строилась вся ритуальная жизнь классического периода;
- Определены роль и значение жертвоприношений в обществе древних майя, обоснована их значимость для религиозной жизни майя. Благодаря данному исследованию преодолевается фрагментарность восприятия религии майя, отдельные идеи рассматриваются и интерпретируются в свете единства новых данных и методологических положений;
- Впервые в отечественном религиоведении сведены в единый комплекс и тем самым введены в научный оборот иностранные материалы, непереведенные на русский язык, освещающие отдельные стороны практики жертвоприношений и религии майя.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключаются в том, что данное диссертационное исследование позволяет по-новому взглянуть на смысл и роль практики ритуальных жертвоприношений у майя, тем самым переосмыслить их роль и значение в контексте всех мезоамериканских религий. Основные положения и выводы данной работы могут быть использованы при составлении программ лекционных курсов и спецкурсов по религиоведению, истории и культурологии. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Жертвоприношение являлось основополагающим элементом в мифологии и религии древних майя. Принимая самые разнообразные формы, жертвоприношение считалось центральным звеном, связывающим по вертикали весь космос - землю, небо и подземный мир.
2. Центральным событием миротворения в космогонии майя было жертвоприношение. Порядок нового мира обеспечивался посредством жертвоприношения, посредством которого проходило покорение хаоса. Ритуалы классического периода служили отражением и воплощением этого события.
3 Характер и способы жертвоприношений обуславливались представлениями о сверхъестественных магических силах, пронизывающих все уровни мира Наполненное такими силами человеческое тело считалось объединяющей космос сущностью. Именно эти силы приобретали все участники ритуального жертвоприношения, и они же отправлялись к богам.
4. Жертвоприношение - не просто попытка умилостивить богов, но процесс постоянного обмена магическими энергиями между богами и людьми, конечной целью которого было сохранить, а не уничтожить жизнь. В жертвоприношении заключена основа всякой жизни.
5. Практика человеческих жертвоприношений у майя классического периода фокусировалась на личной индивидуальной жертве, и являлась отправлением посланников к богам и обожествлённым предкам.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенные на параграфы, заключения и библиографии.