Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Социокультурная ценность спорта в процессах инкультурации 17
1.1. Социокультурная и антропокультурная значимость спорта в дискурсе современной гуманитаристики 17
1.2. Ценностная составляющая спорта в процессах инкультурации 23
1.3. Амбивалентность образов спортсмена и спорта как фактор формирования культуры — личности и общества 35
Глава II. Массовая культура и спорт: антропологический и социокультурный аспекты взаимодействия 55
2.1. «Антропологический сдвиг» и динамика «игрового» и «агонального» начал в спорте и культуре 55
2.2. Спорт как элемент массовой культуры: механизм Инкультурации 77
2.3. Роль индустрии спортивной моды в кодировании и символизации процессов инкультурации 90
Заключение 111
Литература 1
- Ценностная составляющая спорта в процессах инкультурации
- Амбивалентность образов спортсмена и спорта как фактор формирования культуры — личности и общества
- Спорт как элемент массовой культуры: механизм Инкультурации
- Роль индустрии спортивной моды в кодировании и символизации процессов инкультурации
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется произошедшими в современном мире культурными и социально-экономическими преобразованиями и связанными с ними изменениями в культурно-антропологической сфере.
Постиндустриальные технологические изменения породили в развитых странах множество социокультурных новаций в сфере производства, занятости, коммуникации, спорта и досуга. Одним из революционных сдвигов стал «антропологический сдвиг»: явление «человека отдыхающего», сменяющего, по постмодернистской версии, «человека труда». Возрастание самоценности человеческой жизни, увеличение свободного времени, изменение его характера, структуры и содержания существенно изменили отношение людей к отдыху, физической культуре, спорту и - в более широком смысле - к ценностям культуры. Неизмеримо повысилась социокультурная ценность спорта, и теперь можно говорить о появлении целой индустрии спорта, транслирующей в массовое сознание стиль поведения и образ жизни, определенные ценности, идеалы и нормы.
Интересно, что не только высокоразвитые, но и модернизирующиеся страны выдвигают спорт в число важнейших человеческих ценностей.
Тема нашего исследования особенно актуальна для России, которая в процессе «догоняющей модернизации» одновременно оказывается вовлечена в глобальные постиндустриальные тенденции современного социокультурного развития, включающие в себя не только аспекты «после», но и «анти»: дисциплине, напряжению и самоотдаче в труде противостоят ценности расслабления, отдыха, эгоцентризма. Это связано с изменением культурных моделей социальной включенности современного человека, более либеральных, мультифакторных, индивидуалистичных.
Кроме того, повышение активности населения в спортивной сфере означает определенные изменения в культуре людей, а, следовательно, и в самом обществе. Так, спортивная активность не может не приводить к появлению новых форм бытия людей. Нетрудно предположить, что на каком-то этапе развития общества подобные инновации в сфере досуга станут причиной глобальных изменений в современной цивилизации.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы заключается в диагностической и эвристической ценности исследования динамики и характера значимости спорта в контексте социокультурной и антропологической проблематики, его роли для адаптации, инкультурации и социализации человека к реалиям современной жизни.
Степень разработанности проблемы. Борьба, состязание, соревнование, конкуренция – все это слова одного ряда, демонстрирующие экзистенциальную неизбывность соревновательности в любом виде человеческой деятельности. Ее онтологическая основа кроется в природе живой материи – недаром Ч.Дарвин в своей знаменитой эволюционной теории в качестве основного механизма эволюционного развития обозначил межвидовую и внутривидовую борьбу. Еще Плутарх писал: «Кони, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке – не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, но потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом». Томас Гоббс считал, что соперничество лежит в основе природы человека. С работы Й.Хейзинги «Homo ludens» в современной культурологии утвердилась мысль об игровом и соревновательном элементе культуры, определяющем специфику отношения человека к обществу, природе и самому себе. Однако данное общее соображение, как и все абстрактные истины подобного рода, нуждается в конкретно-исторической спецификации, ибо поиск культурных универсалий, как показали Боас и его школа, часто ведет к идеологическому мистифицированию и абсолютизации ценностей, выбранных в качестве эволюционного «образца» культуры. Данный подход, абсолютизирующий момент «борьбы», заложенной в «природе» человека, до сих пор превалирует во многих трудах философов и историков спорта либерального и неолиберального толка.
Р.Мэй на примере западной культуры показывает, что значимость определенных ценностей побуждает индивидов к соперничеству: «Значение, которое придается ценности успеха, так велико в нашей культуре, и тревога, связанная с возможностью неудачи в достижении этой цели, настолько часто встречается, что существуют основания предполагать: стремление индивида достичь успеха в ходе соперничества – это одновременно и доминирующая цель в нашей культуре, и всеобщая причина тревоги». Кстати, известный российский культуролог М.К.Петров отмечал, что агональная селекция и статуирование этого типа поведения возникали в рамках древней гонки вооружений и пиратства в бассейне Эгейского моря, колыбели европейской цивилизации.
С философско-культурологических позиций агональные истоки европейской культуры и спорта исследованы в фундаментальных работах зарубежных и отечественных ученых – Я.Буркхардта, Ж.П.Вернана, Ф.Х.Кессиди, А.С.Богомолова, Г.В.Драча и др. Данные разработки дают возможность определить наиболее перспективные направления в изучении агональности и соперничества как культур-антропологического феномена.
Й.Хейзинга считал, что в своем предельном выражении агональное и игровое начала в человеке совпадают. Именно в спорте игровая сущность человеческой природы получает наиболее адекватное свое выражение, ибо в соревновательности отсутствует утилитаризм и победитель оказывается обладателем не материальных, а символических благ. Ортега-и-Гассет обращал внимание на то, что спортивные состязания обладают релаксационным эффектом.
В данном контексте спорт представлен в постмодернистской философии в качестве важнейшего элемента дальнейшей "иградизации" социума. Сторонники диалогичной модели культуры видят в спорте проявление диалога как всеобщего свойства бытия общественного человека, ибо соревнование, будучи всеобще-универсальным свойством человека, частью его антропологической природы, всегда есть диалог или полилог.По Н.Н.Визитею общекультурный потенциал спорта заключается, прежде всего, в том, что он соревнователен, соревнование есть всеобщее, «сквозное» качество человеческой культуры, понимаемой как диалог. Для Г.Люшена социокультурная значимость спорта определяется его социально-интегративной функцией, которая наиболее ярко проявляется в сфере зрелищного спорта, когда большие группы населения, а иногда и целые нации идентифицируют себя с одной из соревнующихся сторон, "болея" за нее.
Социокультурная значимость спорта определяется в современной гуманитаристике с различных позиций. Ряд психологов и философов, в особенности гуманистически ориентированные представители экзистенциализма, персонализма и феноменологии, в духе классической европейской традиции утверждали, что спорт представляет огромные возможности для самовоспитания, самосовершенствования, самодостраивания личности, причем акцент делался не только на ее телесную составляющую, но и , прежде всего, на ее морально-нравственную, духовную сторону. Так, Л. Сьюэне считал, что именно спорт помогает человеку «овладеть самим собой», что, собственно, и является основой любой подлинной цивилизации. Само существо спортивных состязаний основано на длительном, методическом, напряженном труде, самоограничении, возможности сравнить свои качества со способностями других людей, преодолеть себя, добиться новых результатов.
В ряде работ рассматриваются визуальные и технические составляющие спортивных состязаний, их различная социальная адресация и функциональная значимость.
Историки и историки культуры все чаще пытаются объемным образом рассмотреть проблемы исторического развития, когда самые разные аспекты обыденной и официальной социальной действительности исследуются как взаимосвязанные и коррелирующие друг друга. Сравнительно-исторический социокультурный подход дает возможность, как это сделано, например, у Вольфранга Шивельбуша, устанавливать параллели между распространением в Европе железных дорог, организацией досуга и спорта и все более широким употреблением тонизирующих напитков и экзотических специй.
Существенную часть в работах, посвященных спортивной культуре, составляют статьи и монографии, в которых анализируется роль символики спорта и занятий спортом, статуса спортивных «звезд» как олицетворения идеалов нашего времени - cм. работы Е.Морина, посвященные проблеме «звезд» и Д.Маршалла с его исследованием современной культуры и роли известных людей в ней .
Спортивные коллективные страсти как аффективное переживание, система ритуальной солидарности, способ «выброса» эмоций рассмотрены в работах П.Сансота
Однако спорт далеко не всегда получал позитивную оценку в культуре. Представитель Франкфуртской школы Т.Адорно, опираясь на мнение Й.Хейзинги, исключившего современный спорт из сферы игры, утверждал, что машина спорта подавляет человека. Символический конфликт на поле игр, состязания может вылиться во вполне реальную борьбу, агонистику, сметающую все правила и законы цивилизованного общества. Интересно, что столь частые драки спортсменов на хоккейных площадках вообще выводятся из правового поля и наказываются не в уголовном или административном порядке, а по "особым" законам – удаление и дисквалификация. Многие авторы (Сараф, Столяров, Ленк и др.) отмечают, что в кризисные периоды развития общества негативное воздействие спорта отодвигает на задний план его гуманистически-ориентированную сущность (достаточно вспомнить Олимпиаду 1936 г. в нацистской Германии, задумывающуюся ее организаторами как "триумф белой расы").
Уже в ХХ в. появились многочисленные работы (например, Т.Веблена), где спорт критиковался не только за его политизацию, использование спортивных достижений для разжигания националистических настроений, но и за его «антигуманную» сущность. Спорт объявлялся неким пережитком варварских времен, занятием для деклассированных маргинальных слоев общества и вырождающейся аристократии, которые свои фрейдистские комплексы пытаются реализовать в данном виде деятельности. Эти эмоционально окрашенные инвективы сменяются затем более взвешенным, объективным анализом, что во многом было связано с возникновением социологии спорта.
Становление же систематической социологии спорта как дисциплины приходится на рубеж 1950–1960-х годов и собственно 60-е годы, когда — в рамках нарождающихся исследований «массового общества» — появляются культурологические и эмпирико-социологические разработки Р. Каюа, Г. Плеснера (спорт и игра), А. Гелена, Ж. Дюмазедье (спорт и досуг), Э. Морена, Ж. Фридмана (спорт и массовая культура, массмедиа), Н. Элиаса (соревновательность в обществе).
Социокультурная значимость спорта проявляется и в его роли в процессах инкультурации. Ученые-гуманитарии с различных точек зрения пытаются разделить процессы социализации и инкультурации. Например, М.Мид под первой понимает социальное обучение в целом, вообще; а под вторым – специфический процесс «научения», реализуемый в рамках определенной культуры. Для Д.Матсумото инкультурация есть продукт самого процесса социализации, которая, в свою очередь, является процессом познания и освоения социальных и культурных норм. Сами авторы концепции инкультурации, в частности, Херсковец подчеркивали, что данный процесс не происходит вне социализации: вхождение человека в культуру и в социум происходят одновременно. Для Херсковица важно единство различных этапов инкультурации, которые обеспечивают развитие культуры нормальным образом.
Трудность определения термина «инкультурация» во многом связана с тем, что она изучается и социальной психологией, и этнографией, и культурной и социальной антропологией, этнопедагогикой и т.д. Собственно говоря, такова судьба всех базовых терминов философии культуры как науки, возникающей на стыке целого комплекса гуманитарных дисциплин. Необходимость определения собственного понятийного аппарата и методологии связана здесь во многом с новым статусом культуры в современном мире, которая становится важнейшим фактором развития общества.
Отсюда и возникает необходимость вычленения из общего процесса спортивной социализации инкультурационной динамики, обладающей своей спецификой и закономерностями развития, фиксации важнейших элементов спорта и физической культуры, влияющих на данные процессы.
Объектом исследования выступает спорт как социокультурный и антропокультурный феномен.
Предметом диссертационной работы является социокультурная и культур-антропологическая значимость спорта в контексте процессов инкультурации.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в определении значимости концепта «спорт» в его амбивалентной динамике для процессов инкультурации в условиях современных масштабных социокультурных и антропологических изменений.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
- выявить социокультурную значимость спорта в дискурсе современной гуманитаристики;
- определить ценностнцю составляющую спорта в процессах инкультурации;
- показать амбивалентность образов спортсмена и спорта как фактора формирования культуры личности и общества;
- зафиксировать «антропологический сдвиг» и проследить динамику «игрового» и «агонального» начал в спорте и культуре;
- проанализировать спорт как элемент массовой культуры и его роль в процессе инкультурации;
- выявить значение индустрии спортивной моды в кодировании и символизации процессов инкультурации.
Методологические и теоретические основы исследования. Данная работа исходит из принципов социокультурного подхода, классическими разработчиками которого были М.Вебер, П.Сорокин, Г.Зиммель. Феномен агональности, возникший в эпоху античности и проявившийся в самых различных областях европейской культуры, рассматривается с культур-философских и культур-антропологических позиций, дающих возможность определить функциональную значимость, историческую динамику, внутреннюю противоречивость спорта и физической культуры. В этом мы опираемся на работы ростовской философско-культурологической школы: Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, Е.Я.Режабека, Г.В.Драча, Е.Е.Несмеянова, О.М.Штомпеля и др.
В данной работе мы исходим также из традиций культурантропологической школы, где культурная антропология трактуется как наука о человеке, где осуществляется целостный подход в изучении человека как био-культурного существа при одновременном выделении культуры в качестве центрального объекта исследования, базового феномена исторического развития (Боас, А.Л.Кребер, Л.Уайт и др.).
Для выдающегося культурантрополога М.Херсковица, который, собственно, и ввел термин «инкультурация» в научный оборот, вхождение индивида в конкретную форму культуры есть особый процесс, отличный от социализации. Важнейшим моментом здесь является то, что так называемая инкультурация второго уровня предполагает для индивида возможность принимать или не принимать те или иные культурные феномены. Отсюда появляется возможность изменения и обновления культуры.
Научная новизна диссертационной работы определяется следующими положениями:
- инкультурация определена как особый модус поведения индивида, связанный с его активностью и созданием им новых культурных форм;
- современный спорт представлен в качестве социокультурного механизма, восполняющего те «культурные пустоты», которые образовались в ходе десакрализации общества, и оказывающего интегрирующее воздействие на сознание людей;
- показано, что особая социокультурная значимость спорта в процессах инкультурации связана с «естественным» моделированием жизненных ситуаций в концентрированной, интенсифицированной форме;
- концепты «спорт» и «спортсмен» зафиксированы как сложные и антиномичные, когнитивно бытийствующие духовные образования, благодаря которым индивид «входит» в культуру;
- определена социокультурная динамика спорта как константного явления в связи со структурацией взаимосвязи «агонального» и «игрового» начал в человеке;
- исходя из зафиксированного «антропологического сдвига», появления «человека отдыхающего», зафиксировано возникновение феномена индустрии спорта и спортивной моды.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Процесс социализации традиционно рассматривается как институционально-заданный и определяется, исходя из социальной структуры общества.
Понятие же «инкультурация» дает возможность перевернуть ситуацию: мы становимся на позицию индивида и, исходя из его внутренних потребностей, мотивов, индивидуальной картины мира, определяем направленность и закономерности вхождения человека в мир общей культуры. Субъективная окрашенность концептов культуры, к которым относится спорт, их когнитивная нагруженность, включающая как эмоциональное, так и понятийное и оценочное отношение к миру, дают возможность определить инкультурацию как процесс формирования прежде всего личности, а не социального актора, обладающего в первую очередь общесоциальными характеристиками и признаками. В результате мы отходим от однонаправленного процесса интернализации, на котором в той или иной степени основываются теории социализации, и базируемся на идее примата личности, ее активности, интенций к самодостраиванию.
Говоря о процессах инкультурации, следует отметить, что в спортивных соревнованиях моделируются жизненные ситуации, в которых оказывается человек, причем в концентрированной, интенсифицированной форме. Спортивное состязание, «прожитое» индивидом, всегда эмоционально насыщено, что ускоряет действие психологических механизмов, связанных с адаптацией человека к окружающим условиям, с активной позицией, направленной на повышение конкурентоспособности и достижение победы.
2. Индивид в процессе спортивного обучения, приобщения к спорту, к его символам и образам «создает» образ самого себя, причем жизнь его во многом строится под воздействием данного отражения. Конечно, самоидентификация может носить ложный, иллюзорный характер. Это состояние несоответствия мучительно для индивида и окружающих, ибо пребывание в мире иллюзий рано или поздно закончится тем, что специалисты называют «кризисом идентичности». Спорт создает среду для выработки человеком адекватных деловых и морально-психологических качеств, необходимых для самоопределения в ближайшем окружении и в обществе в целом, дает возможность ответить на вопрос о своем бытии «сегодня и завтра», наметить перспективы для своего совершенствования, движения к оптимальному для себя результату.
В системе спорта и физической культуры самоидентификация личности, удовлетворяя определенные витальные потребности людей, носит перманентный характер, представляет собой периодически или постоянно возобновляемые попытки индивидов отыскать в социокультурном пространстве себе подобных и причислить себя к ним.
3. В индустриальном обществе возникают новые ценностные установки, неизвестные древним грекам, которые стимулируют развитие спортивной культуры, массовизацию различных видов спорта, становление связей между спортом, политической, экономической и культурной жизнью общества.
Спорт превращается в новый социокультурный механизм, в значительной мере восполняющий те культурные «пустоты», которые образовались в ходе десакрализации общества, уменьшения роли религии и традиционных религиозных ценностей в сознании людей. Именно спорт оказывал интегрирующее воздействие на модернизирующееся общество, транслируя новые ценности, моральные установки, представления о добре и зле, справедливости, честности и нечестности.
4. Современный спорт в значительной степени многофункционален и разнообразен, что не дает возможность определить его формально однозначным образом. Однако всеобъемлемость спорта как социального явления означает, что современная культура, используя данный социальный механизм, проникает во все поры общественного организма, транслируя новые социальные ценности и смыслы.
Отметим, что в спорте происходит репрезентация ценностных установок различных социальных слоев общества. Далеко не случайно то, что в культуре постиндустриального общества одной из главных ценностей является здоровье, а здоровый образ жизни оказывается престижным и необходимым для утверждения индивидом собственного социокультурного статуса.
5. Концепт и образ спортсмена сложен по своей структуре и представленности в человеческом сознании. С этой точки зрения спорт явлен не только в своих зримых, вещественных формах (например, спортзала и спортивных соревнований в родной школе), но и в слове, литературных текстах, системе живых образов, продуцируемых культурой. Еще Ю.М.Лотман говорил о том, что мы используем в своей мыслительной практике готовые идеи как формообразующие элементы для реальной жизни. Отсюда возникает опасность применения индивидом ограниченной модели, имиджа спорта для определения вполне конкретных спортивных систем, например, в России. Поэтому можно говорить о смысловой наполненности образа спортсмена как идеи, идеального образования, которое существует в виде определенной культурной «рамки», предшествующей и сопутствующей развитию и становлению реальности спортивной системы. С этой точки зрения образ спортсмена является важнейшим элементом культурного пространства, где, собственно, и разворачиваются процессы инкультурации.
6. Следует иметь в виду, что «совмещение» бытийствующего в общественном сознании имиджа спортсмена и спорта в целом носит амбивалентный характер, ибо с необходимостью накладывается на реальный опыт общения ученика в школе прежде всего с ключевой фигурой системы физической культуры – учителем физкультуры и тренером. Эмоциональное, когнитивное отношение к спорту, к физической культуре отличается динамичностью не только у детей и подростков, но и у взрослых. Эта динамика детерминирована личным опытом каждого человека – ребенка и подростка (когда он учится), взрослого (как болельщика, родителя, вступающего в отношения с учителями физкультуры своих детей, посетителя фитнессклуба и т.д.). Конечно, в разные возрастные периоды восприятие спортсменов обладает своей спецификой, ценностной и эмоциональной нагруженностью.
7. Новая культур-антропологическая модель человека - «человека отдыхающего», - сменившая «человека труда» в его капиталистическом и социалистическом вариантах, во многом реализуется именно в спортивном образе человека - активного, энергичного, готового к поиску новых эмоциональных и эстетических впечатлений. При этом различные виды спорта оказываются своеобразным культурным индикатором, фиксирующим принадлежность индивида к той или иной социальной или культурной группе. Так, для людей, которые находятся наверху социальной лестницы, людей с престижными дипломами, характерно занятия теми видами спорта, которые требуют специального дорогого снаряжения и особой тренировки (например, горные лыжи, сёрфинг, дайвинг и т.п.). Здесь оказывается важным не демонстрация физической мощи, не грубое насилие над соперником, а овладение индивидуальной техникой, включение тела в особую спортивную среду, предполагающую продуцирование собственных эмоций в результате действий собственного тела. Спорт разнообразных приключений и авантюр начинает довлеть над коллективными, строго регламентированными видами спорта. Таким образом, различные виды спорта образуют символическую систему, соответствующую, согласно П.Бурдье, «пространству социальных позиций».
8. Превращение спорта в «свое другое», в антикультурное явление периодически повторяется в истории общества в связи с его кризисом, когда дисфункции и деструкции приобретают всеобщий, социетальный характер. Примеров спортивной аномии, разъедающей культуру современного общества, предостаточно. В результате спорт может образовывать собственную субкультуру, содержащую ценности, отличающиеся от общепринятых, от базовых ценностей социально-культурной системы. В рамках этой субкультуры могут возникать аномийные, девиантные формы поведения, продуцирующие и транслирующие в обществе внеправовое отношение к декларируемым и официально признанным правилам.
9. Развитие индустриального общества существенно изменило функционирование спорта: из в определенной степени стихийного феномена он превращается в планомерно организованный процесс. В рамках индустрии спорта происходит, в том числе, производство, принятие и распространение определенных образцов поведения и образов современного человека. Этот индустриальный процесс производства и распространения образцов и образов сложился не сразу: его становление представляет собой один из сопутствующих моментов становления общества массового потребления.
Производство, или индустрия спортивной моды - это система целенаправленных процессов по созданию, распространению и приобщению больших масс людей к регулярно меняющимся стандартам поведения и внешним формам проявления своей причастности к достижительным идеалам спортивной культуры. В отличие от феномена спорта, индустрия спорта возникла сравнительно недавно – в конце XIX-начале ХХ века и превратилась в мощный фактор развития современного общества, глобальный механизм приобщения индивида к культуре.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области философии культуры и философской антропологии, связанные с проблемами инкультурации в условиях современного общества. Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, философии и социологии. Они имеют значение для преподавателей физической культуры, тренеров, спортивных журналистов и политиков.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в 6-ти публикациях (в том числе в двух статьях из списка ВАК) общим объемом 2,68 п.л. и докладывались на 2-х конференциях, в том числе на одной международной.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Ценностная составляющая спорта в процессах инкультурации
На протяжении всего пути своего исторического развития спорт являлся важнейшим механизмом инкультурации и социализации индивида. Спорту отводится, наряду с сохранением и укреплением здоровья, физическим совершенствованием, важная роль в производстве, трансляции и распространении ценностей культуры. Для европейских философов и культурологов спорт есть институализированная форма поведения индивида, "снимающая" в ходе цивилизационного развития насилие (см. работы Элиаса), а также элемент культуры, обладающий специфическими функциями и ценностями. Достаточно вспомнить об отношении к спорту в эпоху античности, в эпоху зарождения современного олимпийского движения и возникновения идеала гармонично развитого человека, способного реализовать себя в различных сферах общественной жизни. Спортсмены, особенно олимпионики (победители олимпиад), являли собой идеальные образцы для подражания, некоторым из них воздавались даже божественные почести. В эпоху расцвета античной демократии гражданское воспитание включало в себя два взаимосвязанных момента - телесное, воинское, направленное на формирование способности защищать свой город-государство, и политическое - умение участвовать в народных собраниях, процедурах выборов, утверждениях законов и т.д. Конечно, отношение общества к спорту, особенно в кризисные периоды развития, в значительной степени менялось, однако всегда признавалась его социокультурная ценность и значимость.
Американский профессор Р.Форс в спорте увидел саму жизнь «в миниатюре» и называл его лабораторией, в которой может создаваться положительная система ценностей. Так, спорт объявляется "школой fair play". Это выражение переводится как "честная или справедливая, игра" и обозначает набор этических, духовно-нравственных принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики, т.е.все люди, вовлеченные в спорт. Точная характеристика данных принципов связана с существенными трудностями, которые проанализировал английский специалистом в области спорта П.Макинтошем. Как правило, исследователи определяют принципы честной игры как решительный и полный отказ от достижения победы любой ценой, создание равных условий для всех участников соревнований. Этот принцип включает и внутреннюю убежденность в невозможности победы путем обмана или за счет ошибки судьи: победа, достигнутая в результате несправедливо сложившихся условий - вовсе не победа. Честная игра основана на уважении к партнеру, к сопернику, к самому себе, к судьям и зрителям, она предполагает способность остаться скромным после победы, спокойно принимать неудачу7.
Вслед за Й.Хейзингой, выдающимся историком культуры, в спорте часто видят проявление сущностного свойства человека - его игровой природы. Именно «человек спортивный» есть наиболее адекватное воплощение «человека играющего». Соревновательность, лишена непосредственного утилитаризма и является свободной творческой игрой, позволяющей победителю стать обладателем символических благ. Известный специалист в области взаимоотношения спорта и культуры Н.Н.Визитей писал: "То, что соревновательность является универсальным общественным отношением, уже само по себе проясняет вопрос о высокой способности спорта (самой, напомним, соревновательной деятельности из всех официально организуемых соревнований) преодолевать межкультурные о барьеры" . Для Ортеги-и-Гассета культурный потенциал спортивной деятельности заключается в том, что он "спасает" современного человека, обладает социокультурной способностью релаксации, ибо пробуждает в нем "мальчишеский дух в одряхлевшем мире" и уводит от "серьезности" жизни, сближая с праздничностью спортивных игр и развлечений": "За короткое время мы увидели, насколько поднялась на страницах газет волна спортивных игрищ, потопив почти все корабли серьезности. Передовицы вот-вот утонут в глубокомыслии заголовков, а на поверхности победоносно скользят яхты регаты. Культ тела - это всегда признак юности, потому что тело прекрасно и гибко лишь в молодости, тогда как культ духа свидетельствует о воле к старению, ибо дух достигает вершины своего развития лишь тогда, когда тело вступает в период упадка. Торжество спорта означает победу юношеских ценностей над ценностями старости"9. Спорт, с его точки зрения, противостоит труду, поскольку возникает не по обязанности, а в качестве свободного порыва жизненной энергии. Недаром модель "человека отдыхающего" в современной постмодернистски социологии и экономике (см., например, работы Инглхарта), сменившая модель "человека труда", акцентирует внимание на релаксации, здоровом образе жизни, культе спорта и других игровых видов деятельности.
Амбивалентность образов спортсмена и спорта как фактор формирования культуры — личности и общества
Однако уже для древних римлян профессия атлета считалась «низкой» и недостойной свободного гражданина. Впрочем, сами римляне с удовольствием посещали гладиаторские и кулачные бои, различного рода соревнования. При этом наиболее удачливые гладиаторы обладали славой, пожалуй, не меньшей, чем современные звезды эстрады или кино. Важно отметить, что «...культурный переворот не был, так сказать, сублимацией физической активности в активность умственно-эстетическую: повсеместные спортивные игры в 7-6 в.в.до н.э. проходят параллельно с расцветом греческой лирики, а в 8-м в.до н.э. произошла целая музыкальная революция. Возникновение общегреческих игр в послегомеровскую эпоху явилось непосредственной причиной того, что для подавляющего большинства греков победа в спортивных состязаниях сделалась наиболее предпочтительной целью в жизни. Соревновались повсюду, где были греческие полисы. Тем не менее, спорт оставался привилегией аристократии. Достаточно вспомнить о колоссальных материальных средствах, которые требовали хотя бы растраты на массовые угощения после победы. Не в меньшей степени возможность участвовать в общегреческих играх зависела и от количества свободного времени. То, что атлеты собирались в Олимпии за месяц до начала игр, а готовиться к ним были обязаны в течение года, выглядит скорее формальностью - в действительности, победителем становился лишь тот, кто отдавал тренировкам всю свою жизнь»41.
Колоссальные нагрузки у профессиональных спортсменов известны еще с античных времен. Аристотель в «Политике» отмечал, что если судить по спискам олимпиоников (победителей Олимпиад), то одно и то же имя встречается крайне редко среди победивших и «взрослыми мужами», и «детьми» (т.е. людьми юношеского возраста). Правда, олимшюникам почести воздавались четь ли не божественные: их статуи устанавливались в храмах, в оборонительных стенах, опоясывающих город, делали проемы для торжественных процессий с участием победителя Олимпиады - зачем оборонительная стена городу, в котором живет такой могучий муж? Спортивные олимпийские победы ценились древними греками так же, как римляне оценивали воинские подвиги.
Нужно иметь в виду очень важное обстоятельство. В эпоху античности, агональной по своей природе, даже в Древней Греции, где социокультурный статус спортсмена был весьма высок, спорта как особого, выделившегося из целостного общественного организма феномена, не существовало. Спортивные состязания были «вписаны» в общее социокультурное пространство, где ведущим структурирующим элементом была мифология. Несмотря на всеобщую распространенность спортивных игр (кроме четырех главных общегреческих состязаний Пиндар упоминает еще около тридцати местных соревнований), все они носили явно религиозный характер. «...общегреческие игры находились под покровительством Зевса, Посейдона и Аполлона и проводились неподалеку от храмов этих богов. Это показательно даже при том, что в Древней Греции все социальные институты - от страны и полиса до семьи — находились под покровительством того или иного из 12-ти главных богов - Зевсом, Герой, Посейдоном, Деметрой, Аполлоном, Артемидой, Аресом, Афродитой, Гермесом, Афиной, Гефестом или Гестией. Свой бог - покровитель был и у каждого человека, причем самым счастливым считался тот, кому помогает Зевс. Своеобразие организации игр при храмах станет понятнее, если представить соревнования в Вифлееме или Ватикане. У Гомера спортивные состязания составляют необходимую часть погребального ритуала, из которого, возможно, они и выделились как общественное установление. Примечательно странным образом совпадают кульминации распространения культа Диониса и атональных институтов в 8-7 в.в. до н.э. Греческие атлеты, олимпийские чемпионы в особенности воспринимались прежде всего как любимцы богов. Благоволение бога победителю распространялось на его родину. Считалось, что войско, в котором находился олимпионик, защищает сам Зевс Олимпийский. Греческие спортсмены шли на соревнования, как к оракулу. Не случайно период высшего авторитета Дельфийского оракула и Олимпийских игр совпадают. По мнению М. Л. Гаспарова, греческие соревнования по своему духу гораздо ближе к выбору по жребию в греческих демократических государствах, суду божьему в средние века и дуэли, чем к современным спортивным состязаниям. Греческие игры должны были выявить не того, кто лучше всех в данном спортивном искусстве, а того, кто лучше всех вообще. Спортивная победа была лишь одним из проявлений божественной милости, а состязание - лишь испытанием на обладание этой милостью.
Таким образом, мы можем зафиксировать некоторые предварительные выводы. В 8-м веке до н.э. в Древней Греции появляется спорт как исключительно соревновательный аспект физической культуры. В отличие от состязаний галлов или германцев, он представлял собой Игру как соревнование ради соревнования. В период общегреческих игр он, в качестве одного из проявлений религиозно-мифологического чувства эллина, был составляющей греческого религиозного ритуала. Его единственным полноценным носителем была греческая аристократия. С 5-4 в.в. до н.э. спорт лишается внутреннего содержания. За казалось бы не изменившейся целью состязаний - обрести славу в превосходстве над соперниками -оказываются пустое тщеславие, потребность в риске, реализации излишков двигательной активности и желание заработать представителей средних классов»42.
Вся жизнь греков, вся эллинская культура проникнута соревновательным, атональным началом. Страна, подарившая миру олимпийские игры, почитала Агон как божество. Его изображение было выставлено в Олимпии в V веке до нашей эры.
Спорт как элемент массовой культуры: механизм Инкультурации
Известный швейцарский производитель часов Swatch сотрудничает с Олимпиадой еще с 1932 года - тогда, в Лос-Анджелесе, они впервые поставили официальные секундомеры для соревнований. Сейчас Swatch уже получил титул Официального хранителя времени Международного Олимпийского Комитета. Новая коллекция Swatch, уже появившаяся в продаже в фирменных магазинах по всему миру, воссоздает фрагменты греческой истории, культуры и первых современных Олимпийских игр, которые состоялись в Афинах в 1896 году. Цвета у часов самые разные: синие и зеленые морские оттенки, яркие и солнечные желтые, оранжевые и красные, и белый, представляющий маленькие островные деревушки под луной. Коричневые и серые оттенки земли и песка, которые воздвигали древние храмы, тоже присутствуют на некоторых моделях. Многие часы украшены греческими буквами и словами, а некоторые ремешки сделаны из цепи символических олимпийских колец. Конкурент Swatch, модный часовой бренд Longines тоже выпустил непосредственно к Олимпиаде две модели классических хронографов с вставленными в них олимпийскими кольцами. Спортивная марка Adidas стала в этом году официальным спонсором сборной США - американские спортсмены получили комплекты спортивной, вечерней и повседневной одежды. Помимо этого Adidas одел атлетов из 20 других стран мира. Некоторые модели из официальной олимпийской формы можно купить и в фирменных магазинах Adidas - компания позаботилась и о болельщиках. Reebok создал форму для баскетбольной команды США, гимнастов из Кореи, России и Польши, американского теннисиста Энди Роддика и легкоатлетических команд из Испании, Хорватии, Швеции и Польши. В магазины тоже попали некоторые олимпийские экземпляры: коллекция «золотых» кроссовок пользуется огромным спросом у покупателей. Популярная испанская марка обуви Camper предлагает своим поклонникам эксклюзивные пляжные шлепанцы, на подошве которых выбиты символы Олимпиады в стиле винтаж. Простые кожаные штрипки напоминают об обуви, которую носили много лет назад древние греки.
Греческая парфюмерная марка Apivita тоже достойно подготовилась к приему олимпийских гостей: на полках магазинов появились ее эксклюзивные линии косметики, созданные на базе греческих растений. К примеру, линия кремов и зубной пасты приготовлена из целебного мастикового дерева, которое растет исключительно в южной части острова Хиос.
Наконец, модный бренд Escada выпустил специально к Олимпийским играм свою новую коллекцию аксессуаров Mykonos. Основные цвета, использованные в ней, - белый и бирюзовый -символизируют традиционные белые известковые домики на греческих островах и искрящееся от солнца лазурное море. В коллекции можно найти как босоножки с драгоценными камнями, так и сумочки с перьями и ручкой из янтаря .
Промышленная революция конца XVIII века, повлекшая за собой бурный технический прогресс и рационализацию труда, и демократизация общества, явившаяся результатом Великой французской буржуазной революции, дали толчок возникновению массового производства, массового потребления, привели в движение социальную структуру. Массовое производство может успешно развиваться лишь при наличии спроса на произведенные товары, то есть при наличии массового потребления.
Существенным моментом функционирования развитого индустриального общества является коммерциализация общественных отношений. В свое время В.Зомбарт указал на коммерциализацию хозяйственной жизни, под которой он понимал «превращение всех хозяйственных процессов в государственные сделки или же ... подчинение этих процессов торговым сделкам»70. В XX в. коммерциализация, т.е. подчинение общественных отношений торговым сделкам, превращение их в торговые сделки приняло повсеместные масштабы. В этих условиях спортивная мода стала инструментом создания определенного количества рынков сбыта самой разнообразной продукции при условии отнесения ее к модному сегменту.
В отличие от сословного общества, где принадлежность к высшим кругам являлась наследственной, в буржуазном обществе первостепенное значение приобретают имущественные различия, границы между разными социальными группами размываются властью денег. При этом общим правилом для всех членов буржуазного общества становится "благопристойное потребление". "В современном цивилизованном обществе, - пишет Т.Веблен, - пограничная линия между его слоями становится размытой и подвижной, и в любом обществе, где имеет место такая картина, норма почтенности, устанавливаемая высшими классами, распространяет свое влияние сверху вниз на всю структуру общества, до самых низких слоев. В результате в качестве идеала благопристойности представители каждого слоя принимают образ жизни, вошедший в моду в следующем соседнем, вышестоящем слое, и устремляют свои усилия на то, чтобы не отстать от этого идеала" .
Роль индустрии спортивной моды в кодировании и символизации процессов инкультурации
Антропокультурный поворот в развитии человечества, наметившийся на рубеже XX-XXI вв., свидетельствует о появлении новой модели человека — «человека отдыхающего», сменившего «человека работающего».
Статистические и социологические данные свидетельствуют о колоссальном росте индустрии развлечений, отдыха, туризма и спорта, о смене жизненных приоритетов и ориентиров, о придании особой ценности тому, что К.Маркс называл истинным мерилом общественного богатства — свободному времени. В связи с этим зародившаяся еще в эпоху античности дихотомия «спорт соревновательный» - «спорт приключенческий» приобретает специфический характер: если первый все более и более профессионализируется и коммерциализируется, то второй «захватывает» позиции среди все более широких масс населения (особенно среди молодежи), ориентируя людей на продуцирование собственных эмоций и новых впечатлений в результате «помещения» собственного тела в особую, экзотическую или экстремальную среду. В результате спорт приключений и авантюр потенциально начинает превалировать над традиционными, регламентированными, коллективными видами спорта. Огромную роль здесь играет индустрия спорта, включающая в себя индустрию спортивной моды, целенаправленно распространяющей определенные образцы поведения, символику социокультурной статусности, причастности к достижительным идеалам спортивной культуры. Индустрия спорта, возникшая сравнительно недавно, на рубеже XIX-XX вв., оказывается мощным механизмом инкультурации и социализации индивида, «означивания» коммуникативной среды современного общества, реализации атонального начала в человеке.
Повседневная культура состоит из вещей, образов и действий индивидов, воспроизводящих свой жизненный контекст. Индустрия спорта и связанная с ней индустрия моды переструктурирует жизненный мир современного человека, «втягивая» его как в «большой спорт» (при помощи механизмов масс-медиатизации), так и изменяя жизненное пространство индивида при помощи потребительских товаров (одежды, питания, спортивных тренажеров, биодобавок), пропаганды и внедрения спортивного стиля жизни, продуктов, продлевающих молодость и т.д. При этом надо иметь в виду, что повседневная вещь на всем протяжении культурной истории человечества являла собой гораздо больше, чем просто материализованную функцию того или иного действия.
Особую роль играет спорт в двух основных модусах своего существования в процессах инкультурации. Если в социализации определяющим и ключевым является момент усвоения моделей поведения, социальных значений различного рода, то инкультурация предполагает прежде всего активность поведения индивида и создание им новых форм культуры, новационных идей, предметов и артефактов. При этом, что важно отметить, в качестве «нового» выступает и сам индивид, «превращающийся» в той или иной степени завершенности в личность, то есть в неповторимую индивидуальность, обладающую уникальной системой специфических черт, характеристик и свойств. Собственного говоря, эта личностная траектория инкультуративного процесса является главенствующей и господствующей, отражающей саму суть культуры как культуротворчества. В этих процессах спорт представлен в человеческом сознании не в виде некоей абстракции, а существует в качестве коллективного феномена.
Концепт «спортсмен» бытийствует определенным образом для людей данной культуры, по-разному преломляясь в различных слоях культуры. Так, слово «спортсмен» и связанные с ним термины («атлет», «тренер», «соревнование») составляют одну из важнейших групп слов в любом современном языке, поскольку позволяют людям общаться и понимать друг друга. Концепт в данном случае является средством общения и включает в себя не только духовно-культурное содержание, но и структуры общения, возможности классификации, категоризации и т.д. Например, концепт «спортсмен» предполагает основу для такой практической классификации, как тренер, наставник/ученик, студент; спортивный/неспортивный; тренированный/нетренированный и т.д.
Важнейшую роль в процессах инкультурации играет концепт «спортсмен», поскольку через его индивидуальное освоение мир повседневного общения «наполняется смыслом» и ценностями. Эта индивидуализация культурной картины мира в ходе живого движения концептуального мира личности дает возможность индивиду не только «входить» в культуру, но и творить ее во всей полноте ее когнитивной представленности. «Тело» как самого спортсмена, так и человека, приобщенного к определенной спортивной культуре, является способом социального представления символов индивидуальной и коллективной идентичности.