Введение к работе
І. Актуальность темы исследования. Исторические потрясения XX века -крах советского строя как апофеоза коллективистской культуры и кризис ценностей индивидуалистического «западного мира», проявившийся в падении нравственности (на это указывал, например, О.Шпенглер в работе «Закат Европы»1), экономических кризисах и т.п., - показали, что для успешного функционирования общества необходимо найти более или менее гармоничный баланс между личностью и социумом.
В настоящее время можно говорить о существовании двух полярных традиций при анализе проблемы человек-общество. Это - индивидуализм, где человек рассматривается, как пишет Бубер, соотнесенным лишь с самим собой, что, по его мнению, искажает лицо человека, и коллективизм, где человеческое лицо и вовсе отсутствует . Поэтому человек не может быть рассмотрен в рамках только одной из этих концепций, т.к. индивидуализм «видит человека только в его обращенности к самому себе, коллективизм же вообще не замечает человека: он видит лишь "общество"» .
В философии исторически сложились две традиции в понимании сущности человека. Первая рассматривает человека как существо, прежде всего, социальное и восходит к Аристотелю, провозгласившему человека «политическим животным», для которого жизнь вне социума или вне государства является отклонением от нормы. Такой человек рассматривается Аристотелем или как зверь, или как Бог, а его поведение сравнивается с существованием изолированной пешки на игральном поле4.
Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. Новосибирск, 1993. Бубер М. Проблема человека. Перспективы// Лабиринты одиночества. М, 1989. Бубер М. Проблема человека, Аристотель. Политика // Антология мировой философии. М, ACT, 2001. С. 419.
Этому подходу противостоит традиция, восходящая к И.Канту, который определил человека как животное одинокое и избегающее соседства5 В дальнейшем это направление получило широкое распространение: идеи Канта нашли отражение в работах С.Кьеркегора6 рассуждавшего об одиночестве человека перед Богом, и Ф.Ницше7, указывавшего на то, что люди отделены друг от друга бесконечной бездной. Своего апогея данная традиция достигла в учении экзистенциалистов (Хайдеггера, Сартра, Камю10), рассматривавших человека как существо, заброшенное в мир не по своей воле. Х.Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс»11 указывает еще на неслиянность человека с миром. Понятно, что одиночество данная традиция рассматривает как абсолютно естественное состояние человека, дающее, как следствие, человеку абсолютную свободу. На это указывают
также и А.Шопенгауэр («Кто не знает одиночества, тот не знает свободы»), и Ж.-П.Сартр13(«Человек обречен быть свободным»). При этом обреченность на свободу выступает как следствие заброшенности человека в мир, в котором его изначально ничего не держит. Современный русский философ Ф.И.Гиренок14 рассматривает одиночество как «адекватное состояние человека». Он отмечает, что коммуникация привязывает человека к Другому, нарушая полноту его бытия: «Только между одинокими может быть
5 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения// Сочинения в 6т., Т. 6 . М., 1966., С. 575
6 Кьеркегор, С. Несчастнейший / С. Кьеркегор. - М, 2005.
7 Ницше Ф. Соч. в 2-х томах Т. 1 М, 1990
8 Хайдеггер М. Бытие и время. М, 1997
9 Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М, 2004
10 Камю А. Миф о Сизифе или эссе об абсурде. // Сумерки богов. М, 1989
11 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Эстетика. Философия. Культура. М, 1991
12 Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. СПб., 1991
13 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм -это гуманизм //Сумерки богов. М, 1989
14 Гиренок Ф. И. Удовольствие мыслить иначе М, 2008. С. 31
настоящее общение, потому что у одинокого есть вся полнота бытия. <...> Чтобы быть самим собой, нужно быть одиноким. Свободно говорит только тот, кто говорит наедине с самим собой...» Т.е., состояние одиночества дополняется неким другим, противоположным ему состоянием -коммуникацией. Существование феномена коммуникации говорит о том, что людям не всегда комфортно находиться в одиночестве. Но если одиночество является естественным состоянием человека, то противоположное состояние - коммуникация - должно было бы рассматриваться как чуждое существу человека. Большинство же людей, однако, стремятся к тому, чтобы стать частью социума и находиться в состоянии коммуникации с другими, т.е. преодолеть состояние одиночества.
Таким образом, реальность подсказывает нам, что на самом деле, две представленные выше позиции не являются взаимоисключающими, как это декларировалась их приверженцами. Напротив, они представляют собой две стороны некоего единства. Их связанность обуславливается тем, что человек одновременно является и существом одиноким, так как он отделен от мира и осознает свою «выделенность», и, в то же время, стремится преодолеть свою отделенность, что и порождает его связь с социумом. На эту связь указывал еще Шопенгауэр: «Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет»15. Приведенная цитата ярко иллюстрирует колебания личности в жизненном цикле между двумя крайними состояниями: от полного одиночества до растворения в коллективном, где человек теряет
Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. СПб., 1991. С. 89
себя, и обратно... Для многих это движение превращается, образно говоря, в порочный круг, разрушающее личность.
Вот почему нам представляется остро актуальным рассмотрение человека в обеих его ипостасях - и как отдельную личность, и как существо, взаимодействующее с другими существами. Данное исследование ставит своей целью переосмысление феномена одиночества и рассмотрение его во взаимодействии с возможными способами его преодоления. Представленная работа посвящена связи двух важнейших феноменов человеческого бытия: одиночества, проявляющего внутренний мир человека, и игры, реализующей принципы взаимодействия человека с другими людьми. Автору близка мысль Ф.Шиллера, что «именно игра делает человека совершенным и сразу раскрывает его двойственную природу»16... Таким образом, актуальность данного исследования проявляется, прежде всего, в том, что оно рассматривает сосуществование понятий одиночество и игра и их взаимопроникновение, а также проявление их в бытии через новые характеристики.
Степень разработанности темы исследования.
Уже упомянутая выше двойственность предметной области породила необходимость анализа нескольких теоретических направлений исследований в качестве основы настоящего исследования.
Первую большую группу составляют работы, посвященные исследованию феномена одиночества.
Приступая к исследованию проблемы одиночества, мы столкнулись с неоднозначностью трактовки данного понятия, т.к. исследованием данного феномена занимались несколько дисциплин параллельно (социология, психология, философия). Нужно отметить также наличие различных подходов к исследованию одиночества, несвязанное с дисциплинарными
16 Шиллер Ф. Собрание сочинений в 6 томах М. 1957 С. 302
методологиями (так, например, Д.Перлман и Л.Э.Пепло выделяют восемь
подходов к проблеме одиночества: психодинамический,
феноменологический, экзистенциально-гуманистический, социологический, интерракционистский, когнитивный, интимный и теоретико-системный). Такая классификация оказалась весьма сложной для применения в конкретном исследовании из-за отсутствия четкости при дефиниции этих подходов. Примером этому может служить тесное переплетение психодинамического и феноменолого-гуманистического подходов, или когнитивного, интимного и феноменологического подходов.
Для целей данного исследования как наиболее продуктивные для анализа феномена одиночества в контексте темы были выделены следующие подходы:
Натуралистический подход был рассмотрен на основе работы Дж.Р.Оди . Нам представляется важной предпосылкой понимания феномена одиночества его тезис о том, что одной из основных причин одиночества человека является то, что человек сам отделил себя от своей среды обитания и постоянно пытается адаптировать ее для своих нужд.
Социологический подход в нашем исследовании был представлен работами К.Рубинстайна и Ф.Шейвера «Опыт одиночества»19, РВейса«Вопросы изучения одиночества»20, Ю.М.Черепухина «Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города»21, а также рядом диссертационных работ. Так, диссертация Ж.В.Пузановой
17 Перлман Д ., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству// Лабиринты одиночества М.,
1989. С. 152-168.
18 Оди Дж. Р. Человек-существо одинокое: биологические корни одиночества//Лабиринты
одиночества М, 1989.С. 129-151.
19 Рубинстайн К, Шейвер Ф. Опыт одиночества//Лабиринты одиночества М, 1989. С. 275-300.
20 Вейс Р. Вопросы изучения одиночества //Лабиринты одиночества М, 1989. С. 114-128.
21 Черепухин Ю. М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города.
Диссертация кандидата социологических наук 22 00 04 М., 1995.
«Социологические измерения одиночества» посвящена критическому анализу различных концепций и методологических подходов к изучению одиночества с целью построения собственной методологии на эмпирическом уровне; работа «Одиночество и аномия» Н.Е.Покровского -фундаментальному анализу различных подходов к пониманию одиночества. Благодаря работам социологов, мы можем оценить реальные цифры, данные о количестве одиноких людей в обществе или в том или ином его слое. На основе социологических исследований можно сделать выводы об остроте и объеме стоящей перед обществом проблемы, и, как следствие, о высокой значимости исследований феномена одиночества для современного общества. Психологический подход достаточно подробно представлен в работах
94 9S
М.Мид , Э.Фромма. Одиночество в данном подходе рассматривается в основном как следствие, а не как причина. То есть, одиночество рассматривают как следствие каких-либо глубоких переживаний детства или связывают с внутренними конфликтами самой личности или иногда даже как особенность той или иной культуры (напр., М. Мид рассматривает одиночество как особенность американской нации, причины которой коренятся в особенностях детского воспитания в Америке: малыша с детства приучают спать одного, не поют ему колыбельных песен и не берут на руки, что приучает его к мысли об одиночестве). Поэтому чувство одиночества, будь то временное, связанное с отсутствием конкретного человека, или постоянное, которое испытывается человеком независимо от того, где он
22 Пузанова Ж. В. Социологические измерения одиночества. Диссертация кандидата социологических
наук 22 00 01 . М, 2009.
23 Покровский Н. Е. Одиночество и аномия. Диссертация доктора социологических наук 22 00 01 М.,
1996.
24 Мид М. Одиночество, самостоятельность, взаимозависимость в контексте культуры// Лабиринты
одиночества М, 1989. С. 98 — 114.
Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий М., 2011. Бегство от свободы М, 2006. Человек для себя. Минск., 2006.
находится и чем занимается, рассматривается как следствие некой более серьезной проблемы. При такой трактовке преодолевать нужно не одиночество как таковое, а первопричину, следствием которой оно стало.
В философском подходе к трактовке феномена одиночества можно выделить четыре традиционных концепции:
1. Одиночеством бездомность» Одним из главных представителей данного подхода был М.Бубер26 Исследуя феномен одиночества, он выделил два временных периода в жизненном цикле человеческого общества, назвав их «эпохами обустроенности» (периоды, когда человек ощущает себя как часть гармоничного мира, его неотъемлемую составляющую), и эпохи «бездомности» (периоды, характеризующиеся неопределенностью роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянностью человека в бесконечности и отсутствием предустановленной гармонии человека с миром). Единственным способом преодолеть эту «бездомность», по Буберу, является проникновение в мир «Ты» через любовь и открытость миру: «Пока человек спасается в самом себе, он не может принести миру ни радости, ни горя, миру нет дела до него. Лишь тому, кто верит в этот мир, дано взаимодействовать с ним, если он отдается этому взаимодействию, он не может оставаться безбожным» . Сходных подходов придерживались Б.Паскаль, рассматривавший человека как «мыслящий тростник, колеблющийся между пустотой и бесконечностью» , Ф.Ницше, рассматривавший одиночество как бесконечную бездну, лежащую между
9Q "30
людьми и С. Кьеркегор , трактовавший человека как существо, оставленное
Бубер М. Проблема человека . БуберМ. Я и ТЫ. М, 1993. Паскаль Б. Мысли. СПб., 2005. Ницше Ф. Соч в 2-х томах Т. 1 М, 1990. Кьеркегор С. Несчастнейший. М, 2005.
богом и потому постоянно ощущающее свое одиночество перед ним и перед миром.
-
Одиночество-жслиянностъ - это невозможность человека соединиться с миром, его осознание собственной изолированности от мира. Именно этот подход и лег в основу представленного исследования. Данный подход был рассмотрен нами, прежде всего, на примере работы X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» , где он обосновывает тезис об отделенности человека от мира через невозможность прочувствовать чужую боль и т.п. О невозможности человека «вторгаться» в мир писал и Э.Фромм , настаивавший также на том, что осознающий свою неслиянность с миром человек находится на грани помешательства.
-
Одиночество-ответственность. Данный подход связан, прежде всего, с именами Ж.-П. Сартра и М.Хайдеггера. Одиночество здесь понимается как «обреченность» каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого или как абсолютная свобода выбора, где человек каждую минуту конструирует посредством этого выбора свою дальнейшую жизнь34
-
Одиночество-уединение - это добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе. Главным представителем данного подхода был Г.Д.Торо35 Именно он впервые дал четкое определение понятий одиночества
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Эстетика. Философия. Культура. М, 1991.
Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий М., 2011.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М, 1989.
Хайдегтер М. Бытие и время. М, 1997.
Торо, Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу М, 1962.
и уединения. Рассмотрение данного подхода позволило нам разграничить понятия одиночества и уединения и определить их основные различия.
Подробно рассмотрев феномен одиночества, мы обратились к рассмотрению основного способа его преодоления - к игре. Исследование феномена игры в философии имеет глубокие исторические корни. Интерес к данной проблеме наблюдается еще с античных времен. Напомним, к примеру, призыв Платона к наполнению своей жизни посредством игр: «Поэтому всякий мужчина и женщина пусть проводит свою жизнь, играя в наипрекраснейшие игры, хотя такой взгляд и противоречит тому, что теперь принято»36
Идея Платона проходит лейтмотивом через всю философию феномена игры и находит свое концентрированное выражение в работах Э.Берна ' и в статьях С.Кравченко39 и Л.Ретюнских40, где отмечена необходимость в социальной жизни общества игровых элементов, которые в обобщающем смысле являются неотъемлемой составляющей человеческой жизни.
На зарождение культуры из игры указывал еще Хейзинга: «Культура первоначально возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается»41. Данная работа показывает, что культура не только зарождается в форме игры, но и, в последствии, реализуется как игра.
Как самостоятельный философский, социальный и психологический феномен, игра привлекала внимание многих мыслителей в самые разные исторические периоды развития человеческого общества. Для построения
36 Платон. Законы //Сочинения в 4 томах М,. 1994. С. 256.
37 Берн Э. Люди, которые играют в игры. Минск., 2007.
38 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Минск., 2003.
39 Кравченко С. А. Играизация общества: блага и проблемы // Сб. науч.-поп. статей. Вып. 11. М., 2008.
С. 270-276
40 Ретюнских Л. Т. Философия игры М., 2005.
41 Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб., 2007. С. 196.
философской модели игры нами были проработаны концепции Финка , Хейзинги43, Сартра44, Камю45, Канта46 и Шиллера47. Были проанализированы и отрывочные упоминания об игре в упомянутых выше работах Платона и Аристотеля.
В рамках построения концепции симулятивной игры был рассмотрен ряд исследований, посвященных актерской игре. Актерская игра служит в нашем исследовании ярким модельным примером функционирования симулятивной игры. Углубленный анализ теорий Станиславского, Чехова,
Мейерхольда, Вахтангова, а также монографии А.Павленко послужил источником одной из направляющих идей, лежащей в основе данного исследования.
Для рассмотрения феномена игры изнутри, а также для построения модели игры, нами были рассмотрены феномены детской и актерской игры. Детская игра была рассмотрена, прежде всего, на примере работы Д. Эльконина «Психология игры»49 Именно его рассмотрение сюжетно-ролевой игры как подвида детской игры и легло в основу построения модели игры.
Углубляясь в суть феномена игры, нами были рассмотрены основные методы создания актерами своих сценических образов. Это необходимо было для того, чтобы наложить модель актерской игры на выстраиваемую нами модель игры общечеловеческой и обосновать тезис о том, что в основе игр
42 Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии .М,
1988.
43 Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб., 2007.
44 Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М, 2004.
45 Камю А. Миф о Сизифе или эссе об абсурде. // Сумерки богов. М, 1989.
46 Кант И. Критика способности суждения. // Сочинения в 6 томах Т. 5; М., 1966.
47 Шиллер. Собрание сочинений в 6 томах. М, 1957
48 Павленко А.Н. Теория и театр СПб., 2006.
49 Эльконин Д. Психология игры М, 1999.
общечеловеческих лежат те же методы, что и в основе актерской игры. С этой целью нами были рассмотрены методы Станиславского («Статьи, речи, беседы»50, «Работа актера над собой»51 и «Режиссерский план «Отелло»52), Чехова («О технике актера»53, «Путь актера»54), Вахтангова и Мейерхольда55.
Цели и задачи исследования
Целью данного исследования является обоснование тезиса о двойственности человеческой природы, заключающейся в том, что он, с одной стороны, является существом одиноким ввиду его изолированности от мира, а с другой стороны, - существом, стремящимся к восстановлению целостности с миром, частью которого он является и от которого он изолирован. Восстановление ощущения целостности, в свою очередь, происходит за счет различных игровых практик, которые и были рассмотрены в данной работе.
Данная работа в этой связи имела подцели: ^ Показать связь между состоянием одиночества и путями его преодоления
х Проанализировать процесс нахождения баланса между индивидуальным и коллективным началом человека
^ Выявить значение состояния одиночества как изначального состояния человека и игры как основного способа его преодоления
50 Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М, 1953.
51 Станиславский К.С. Работа актера над собой. М, 2008.
52 Станиславский К.С. Режиссерский план "Отелло". М, 1945.
53 Чехов М. О технике актера. М, 2006.
54 Чехов М. Путь актера М ., 2007.
55 Мейерхольд В.Э. «Учитель Бубус» или проблема спектакля на музыке. // Статьи, письма, речи,
беседы. М, 1968.
Объектом данного исследования является природа человека, характеризующаяся тем, что он одновременно является частью мира и отделен от него (материально и экзистенциально) и ему присуще игровое начало, которое предоставляет ему средство преодоления кризисного состояния, вызванного такой природой.
Вследствие этого, предметом данного исследования является взаимосвязь одиночества как неотъемлемого свойства человека, и игры как одного из возможных способов преодоления одиночества.
Сложность данного предмета исследования обуславливается не только его двойственностью, но также и тем, что оба понятия - одиночество и игра - прежде исследовались не как комплекс, а параллельно различными научными дисциплинами: психологией, социологией, философией и т.д.
В связи с этим, для достижения цели нашего исследования были поставлены и решены следующие задачи:
Развить аппарат исследования проблемы одиночества: для этого нам потребовалось рассмотреть существующие концепции одиночества и классифицировать их по исследующим их дисциплинам и по особенностям подхода к данной проблеме;
Разработать новую дефиницию понятия «одиночество»;
Показать, что одиночество - это фундаментальное состояние, с которого начинается любой человек, которое пугает его и которого он пытается избежать;
Показать возможные пути ухода от одиночества;
Развить и структурировать аппарат исследования понятия «игра»;
Рассмотреть различные подходы к пониманию понятия «игра» и дать собственную трактовку рассматриваемого понятия;
Построить модель играющего человека и показать, как работает эта модель;
Построить оригинальную классификацию игр;
На ее основании были выделены симулятивные и несимулятивные игры и показаны их связь, сходства и различия.
Показать, как эти игры функционируют в условиях современного социума, показать, что игрой является и сам социум.
На примерах показать, как работают модели играющего человека и играющего социума.
Научная новизна исследования
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
1. Разработана философско-антропологическая модель, которая
рассматривает человека одновременно через феномены игры и одиночества.
-
Проанализированы феномены одиночества и игры в контексте двойственности человеческой природы, состоящей в том, что человек одновременно является существом коллективным (социальным) и существом одиноким.
-
Рассмотрен феномен одиночества как базовая характеристика человеческой природы в рамках двух философских традиций. Разработано самостоятельное определение понятия «одиночество».
4. Предложено определение понятия «игра» как конструирование человеком
пространства вокруг себя посредством формирования границ (правил) и
основного инструмента (воображения).
5. Феномены игры и одиночества были описаны через призму таких
явлений, как гламур, детская игра, актерская игра.
Теоретическая и практическая значимость работы
Данная работа представляет собой многоаспектное исследование, посвященное основным проблемам философской антропологии.
В этой связи, теоретическая значимость данного диссертационного исследования заключается в том, что оно позволяет, во-первых, показать связь между основными феноменами человеческого бытия, во-вторых, в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении основных феноменов человеческого бытия.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут использоваться при чтении курса философской антропологии. На его основе могут быть также разработаны спецкурсы по основным феноменам человеческого бытия для философских факультетов различных ВУЗов.
Разработанный аппарат исследования феноменов одиночества и игры может послужить инструментом для работ других исследователей, ведущих работу по аналогичным направлениям.
Методологические основания исследования
В качестве основного метода исследования использовался философско-антропологический метод. При этом был выявлен смысл феноменов одиночества и игры и, для раскрытия их сущностных характеристик, также смыслы таких феноменов, как самоубийство, безумие, гламур, детская и актерская игра.
Нами предпринято поэтапное рассмотрение предшествующих исследований, сущностный анализ которых позволил нам построить на их основе новую, оригинальную теорию. Кроме того, некоторые феномены будут рассмотрены нами в утрированной форме для более подробного изучения их сущности и внутреннего функционирования. Так, например, для раскрытия сущности феномена игры, нами будут рассмотрены детская и
актерская игра. Это позволит нам рассмотреть данный феномен как бы изнутри.
Таким образом, данное исследование охватит несколько различных феноменов человеческого бытия и покажет связь между ними.
Положения, выносимые на защиту:
Человек находится в парадоксальной ситуации. Он изолирован от мира - материально и экзистенциально, но, в то же время, он остается частью этого мира. Одиночество - это внутреннее состояние, связанное с осознанием человеком его изоляции от мира, частью которого он является. Это состояние свойственно каждому человеку без исключения.
Существует несколько способов бегства от ощущения одиночества. Среди них - самоубийство, безумие и игра.
Из всех способов бегства от одиночества, игра является самым продуктивным и, в то же время, самым креативным способом преодоления одиночества. Игра - это моделирование и воссоздание новой реальности посредством воображения, правил как границ игрового пространства и хранителей этих правил как гарантов сохранения целостности игрового пространства.
Игры можно разделить на две большие группы: симулятивные и несимулятивные.
Симулятивные и несимулятивные игры различаются по цели (целью несимулятивной игры является жизнь по правилам, целью симулятивной -разрушение существующей системы, игра против правил), и по результату (результатом несимулятивной игры является создание новой реальности со своей системой правил и ролей, а результатом симулятивной игры является или смена одной системы правил на другую, или безумие, если не удается
создать из игры систему). Симулятивная игра лежит в основе любой несимулятивной игры. Она служит и основанием для начала игры, так как в ее основе лежит воображение, необходимое для конструирования новой реальности, и своего рода основанием для перехода от одной несимулятивной игры к другой, так как основной ее целью является дестабилизация существующей системы социальных правил, созданных несимулятивной игрой.
Апробация результатов исследования
Данное исследование проводилось начиная с 2007 года, за прошедшие 6 лет его результаты получили широкую апробацию. Результаты были представлены на конференциях в Москве (Конференция молодых ученых «Ломоносов» 2007, 2008, 2009 и 2010), в Коломне (Всероссийская научная конференция «Культура и цивилизация в глобализующемся мире», ноябрь 2008), в Нижнем Новгороде (V Всероссийская межвузовская конференция «Мировоззренческая парадигма в философии: Гуманизм - от апологетики до фальсификации», ноябрь 2007; VI Всероссийская межвузовская конференция «Мировоззренческая парадигма в философии: религия - ее сторонники и оппоненты»; IX Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Наука и молодежь», май 2008, ноябрь 2008, декабрь 2008, V Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей ВУЗов, ученых, специалистов, аспирантов и студентов «Социально-экономические проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования», декабрь 2008).
На основе материалов исследования опубликованы 7 печатных работ, среди которых одна статья в печатном издании из списка ВАК, журнале «Философия хозяйства».
Отдельные аспекты данного исследования обсуждались на семинарах в рамках учебного курса «Философская антропология» в 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философской антропологии и проблем комплексного изучения человека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 28 мая 2013 года. Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме диссертации, список которых приведен в конце автореферата.
Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов и два подпараграфа, заключения и библиографического списка, состоящего из 134 наименований. Общий объем работы составляет 148 страниц.