Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса Колесник Валерия Николаевна

Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса
<
Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Колесник Валерия Николаевна. Русская икона как духовная модель Православного культурного космоса : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Белгород, 2002 146 с. РГБ ОД, 61:03-9/315-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Категориальное осмысление универсума древнерусской классической иконы 14

1. Духовно-онтологические и культурно-антропологические аспекты православной иконы 14

2. Воплощение культурных универсалий в древнерусской иконе 35

3. Духовно-религиозные смыслы русской иконы 54

Глава II. Знаково-символические формы древнерусской иконы 73

1. Семантика цвета и ее роль в понимании условного языка иконы 73

2, Семиотика древнерусской иконы как средство выражения духовного мира русского человека 89

3. Икона и сакрализация русского дома 119

Заключение 124

Список используемой литературы и источников 130

Введение к работе

Актуальность исследования. Осмысление духовной ситуации в современном российском обществе, выявление проблемы человека в ее глобальном, космическом масштабе, затрагивает множество модальностей бытия. В результате разрушения духовно-нравственных ценностей Россия переживает многоуровневый кризис, выход из которого нам представляется невозможным без изучения и осмысления духовного опыта наших предков, который сконцентрирован в памятниках культового искусства.

Русская классическая икона дает нам высочайшие образцы отношения человека не только к Богу, но и к истории, к культуре, к обществу, к миру внутри себя самого и вокруг нас. Трагична судьба древнерусской иконописи. На ней, как и на многих памятниках зодчества, прикладного искусства религиозно-обрядового значения, печально сказались события 1917 г, и последующих десятилетий. Ранее серьезное влияние на русскую икону оказали реформы Петра I и процесс европеизации русской жизни и русского искусства.

Актуальность предлагаемой работы определяется и насущной необходимостью постижения мира и условного языка древнерусской иконописи, которая завещана нам крупнейшими мастерами, такими, как Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Дионисий Ферапонтовский, и многими безымянными шедеврами, аккумулирующими духовно-нравственный опыт предшествующих поколений. Не случайно ученые Н.А. Дмитриева, Ю.К. Краснов, Т.С. Георгиева и др. считают, что икона такая же классическая форма средневековой культуры Руси, как для Египта - рельеф, для Древней Греции - статуя, для Византии - мозаика.

Людям конца XIX в.- начала XX вв. не все было доступно в художественно-символическом мире русской иконы. Но они хорошо знали Священное Писание, то есть Слово, которое лежало в основе иконы. Нам, родив- шимся в прошлом веке, воспитанным на европейской живописи XVIII-XIX вв., сегодняшней молодежи постижение метаязыка, выразительных форм религиозного опыта, философских и культурологических аспектов русской иконописи представляется весьма сложным делом. Многие поколения современного российского общества были сориентированы на достаточно односторонний подход к иконе как феномену мировой культуры и, прежде всего, как произведению искусства. Рассматривание иконы как исключительно дидактических притчей в картинках обедняет и умаляет такое явление как «русская классическая икона».

Этим определяется потребность во всестороннем исследовании доставшегося нам духовного наследия. Подойти к этому явлению всесторонне может помочь философско-культурологический анализ, который раскрывает социально-этическое содержание русской иконы, рассматривает ее как проявление философских и богословских теорий в культуре русского средневековья и как высочайшее явление в мировом искусстве. Он рассматривает икону как семиотическую модель Православного культурного космоса. Актуальность исследования заключается в попытке смоделировать и категориально осмыслить Универсум древнерусской классической иконы.

Актуальность избранной темы обусловлена целым рядом причин, в их числе: важность переосмысления подходов в изучении русской классической иконы в условиях оживления интереса к православному наследию вообще, а к иконе в частности; потребность выявления философско-антропологических, культурологических и эстетических аспектов иконы как универсального онтологического явления; - малоисследованное^ философско-религиозных и этических аспектов русской классической иконы, а также ее интегрированности в жизнь своей эпохи.

Степень научной разработанности проблемы. Предпосылки к изучению художественного значения и подлинного духовного смысла русской иконописи начали создаваться с середины XIX века. В конце XIX века в России были сформированы известные коллекции А.В. Морозова, И.С. Остроухова, П.М. Третьякова. В них икона рассматривалась как произведение искусства. Постепенно начало формироваться мнение об особом духовном содержании мира русской иконы.

В конце XIX - начале XX веков появились труды Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, B.C. Арсеньева, К.С. Аксакова, И.В. Кириевского, А.С. Хомякова, А.Ф. Самарина, Анатолий Мартыновского, А.Ф. Лосева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, В.О. Ключевского и других исследователей православной и традиционной русской культуры.

Ф.И. Буслаев, ученый, филолог, искусствовед, в своей работе «Общие понятия о русской иконописи» (1866) отмечает «неразвитость иконописи» в художественном отношении, но при этом подчеркивает превосходство русской иконописи «перед искусством западным в отношении религиозном». Ф.И. Буслаев признает за древнерусской иконописью стремление «к выражению великих целей», но его интерес к иконе направлен прежде всего на сюжетную сторону.

Е.Н. Трубецкой - русский философ и общественный деятель, последователь философии всеединства Вл. Соловьева - в работах «Два мира в древнерусской иконописи» (1916), «Умозрение в красках» (1916) утверждал, что древнерусские мастера «не в словах, а в красках и образах» воплощали свое представление о смысле жизни, пытались найти ответы на извечные вопросы бытия. Эти вопросы волновали не одно поколение людей, и они будут возникать, пока жив человек.

П.А. Флоренский - русский философ, общественный деятель, священник - в своих работах: «Обратная перспектива» (1919-1922), «Иконостас» (1922) и лекции «Анализ пространственное и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1921-1924) дал всеобъемлющую характеристику художественным средствам древнерусской иконы: композиционному построению, цветосочетанию, пространственному решению. П.А. Флоренский рассматривает икону как важнейший элемент литургического действия, как «символ», в котором встречаются и соединяются два мира: небесный и земной.

С.Н, Булгаков - русский философ и публицист. В статье «Икона, ее содержание и границы» (1931) и в монографии «Икона и иконопочитание» (1931) дает свою интересную концепцию иконе. С.Н. Булгаков считает, что иконопись как «церковное искусство соединяет в себе все творческие задания искусства с церковным опытом». По мнению авторов в иконе «совершается теургический акт соединения земного и небесного». С.Н. Булгаков считал, что надписание (имен) и освящение делают изображение иконой, устанавливают мистическую связь с первообразом.

А.Ф. Лосев, русский философ, филолог, считал икону символом, который дан идеально-личностно. Огромное значение в процессе постижения русской иконописи сыграли работы (изданные по-немецки, по-английски и по-французски) известного богослова и философа Л.А. Успенского, который знал иконное дело изнутри, как прекрасный иконописец-практик. Он стремился не пускать в свое искусство эклектики и следовал канону ико-нописания. Его творчество отличали вкус, строгость стиля и верность традициям. В таких теоретических работах, как «Икона в современном мире» и «Смысл икон», написанных в соавторстве с православным мыслителем В.Н. Лосским в 1953 году, Л.А. Успенский дает определение иконе в ху- дожественном и духовном планах и утверждает, что православная икона «несет откровение непреходящего смысла жизни». О смысле являемого иконой говорится в книге Л.А. Успенского «Богословие иконы Православной церкви», которая в 1989 г. вышла в Париже.

Б.В. Раушенбах, выдающийся ученый-естествоиспытатель, один из создателей отечественной ракетно-космической техники, философ, мыслитель, автор работ, посвященных богословским вопросам, обратившись к истории иконописи, привнес в свои исследования методику точных наук. Фундаментальные исследования «Пространственные построения в древнерусской живописи» (1975, 1980), «Система перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы» (1986), «Геометрия картины и зрительное восприятие» (1994, 2001) - это профессиональный вклад математика в теорию художественного творчества.

Представители русской православной церкви архимандрит Зинон (Теодор), священник Александр Салтыков, о. Вячеслав (В.М. Савиных), Г. Иващенко, И.К. Языкова и другие продолжают традиции религиозно-философского осмысления русской иконописи.

Большое значение для создания целостной концепции иконы как православного культурного космоса имеют труды крупных отечественных и западных ученых, специалистов в различных сферах гуманитарного знания: С.С. Аверинцева, Р. Барта, М.М. Бахтина, Ф. Броделя, В.В. Бычкова, А.Я. Гуревича, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, М.К. Петрова, М. Элиаде, А.Л. Юрганова -их работы позволяют проследить культурно-исторические предпосылки и феноменологию иконы в контексте таких формообразований, как миф, религия и искусство, естественные и искусственные знаково-символические системы, коллективная психология.

Анализ интегрированности иконы в жизнь русского народа невозможно осуществить без учета тех изысканий, которые сделаны современ- ной отечественной культурологией и социальной философией и представлены следующими именами: А.И. Арнольдов, B.C. Библер, В.Н. Воско-бойников, Г.Д. Гачев, Т.С. Георгиева, П.С. Гуревич, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, А.Н. Ерыгин, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Ю.К. Краснов, Э.С. Маркарян, А.Н. Маркова, Т.П. Матяш, В.М. Межуев, А.В. Потемкин, B.C. Степин, В.П. Яковлев.

Духовной основой при написании диссертации служили труды митрополита Илариона, протопопа Аввакума, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, Сергия Радонежского, Иоанна Мейендорфа, Александра Меня, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, протоиерея Олега Кобеца, священников Павла Вейнгольда и Леонида Константинова.

Позитивное постижение фактов, социальных форм и религиозных структур в их взаимоотношениях и связях со светскими организациями содержится в трудах современных ученых-религиоведов Ю.А. Бабинова, А.В. Вертинского, Г. Гараджи, СП. Детьяненко, КС. Капустина, B.C. Колесниковой, А.В. Миронова, А.И. Осипова, В.П. Римского, М.Ю. ШирмановоЙ, И.Н. Яблокова, И.К. Языковой.

Размышления о современном состоянии духовности и исследования как общесистемных проблем культуры, так и специфики православной культуры в историческом и современном контексте содержатся в трудах современных белгородских ученых Е.А. Антонова, В.П. Бабинцева, Ю.Ю. Вейнгольда, И.А. Ильяевой, И.М. Невлевой, Н.А. Некрасовой, Н.В. Поддубного, В.П. Римского, Н.И. Шевченко.

В последнее десятилетие появились диссертационные исследования о проблемах духовно-нравственного объединения верующих и неверующих (Л.В. Субботина), о философско-религиозных основах русской культуры (А.С. Фролов), о памятниках культового искусства как духовной ценности секулярного общества (Н.В. Володина), о византийской святоотеческой традиции и судьбах русской духовности (М.А. Елдин), о философии храма (A.A. Петрусевич), о роли философии исихазма в формировании типов древнерусского искусства (А.Н. Чернышева).

Эстетическая, художественная и мировоззренческая ценность русской классической иконы рассматривалась крупнейшими российскими учеными, такими как М.В. Алпатов, Н.А. Барская, И.Н. Бусеева-Давыдова, В.В. Бычков, Г.К. Вагнер, И.Э. Грабарь, Н.К. Гаврюшин, Л.Ф. Жегин, В.Н. Лазарев, Д.С. Лихачев, Л.Д. Любимов, Г.С. Островский, Б.В. Раушен-бах, Д.М. Угринович, Б.А. Успенский, Л.А. Успенский и другими. Однако, при наличии искусствоведческих фундаментальных исследований иконы, отдельных религиоведческих и культурологических изысканий, обобщающего исследования русской классической иконы как духовной модели Православного культурного космоса нет.

Целью диссертационной работы является создание обобщающей философско-культурологической модели русской иконы как духовного и семиотического прообраза Православного культурного космоса.

Цель конкретизируется через решение следующих задач исследования: рассмотреть парадигму русской православно-традиционной культуры через завет Византии о «воспитании внутреннего человека» и проанализировать творение иконы видимым миром; выявить и осмыслить культурные универсалии, воплотившиеся в русской классической иконе, представить систему функций иконы; обосновать взаимосвязь духовно-религиозных смыслов, сюжетов и образов русской иконы и их интегрированность в социальную жизнь; исследовать семантику цвета в иконописи и определить ее роль в понимании условного языка иконы; охарактеризовать семиотику древнерусской иконы как средство выражения духовного мира русского человека; - определить культурное значение теургии иконы в доме и повседнев ности русского человека.

Теоретико-методологической основой диссертации стали принципы и подходы, позволившие обосновать концепцию понимания иконы как духовной модели Православного культурного космоса: историко-философский подход, послуживший выявлению универсальных логических моделей познания предмета данного исследования; философско-культурологический подход, определяющий осмысление содержательных аспектов различных иконографических типов; культурно-семиотические методы, обусловившие возможность осмысления сюжетов и образов русской иконописи, которые имеют знаково-символический характер; культурно-антропологическая методология, дающая возможность концептуально интерпретировать различные сюжеты и образы древнерусской иконы, раскрыть особенности существования их в жизни человека в конкретных историко-культурных условиях; философско-религиоведческие идеи и принципы, направленные на выявление содержания и сущности нравственных исканий, позволяющие проследить динамику религиозно-нравственных, духовных ценностей и традиций; богословские подходы, объясняющие основы бытия природы, общества и человека сквозь призму религиозного ритуала и культового искусства; искусствоведческие методы, раскрывающие эстетические ценности иконы как феномена в искусстве.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: выявлены философско-антропологические, культурологические и эстетические аспекты иконы как универсального онтологического явления; определены и осмыслены культурные универсалии, воплотившиеся в русской классической иконе, выстроена система социальных функций иконы в целостной организации жизни людей; обоснована взаимосвязь духовно-религиозных смыслов сюжетов и образов русской иконы и их интегрированность в жизнь своей эпохи; дан систематический анализ смысловой стороне цвета и знаковой системе русской иконы как средствам выражения духовного мира русского человека; определена культурная роль иконы в сакрализации русского дома и повседневности русского человека.

Положения, выносимые на защиту:

Место иконы в русском культурном средневековье определяется своеобразным «перекрестьем» между вертикальной линией метафизической магистрали «человек - Бог» и «Бог - человек» и горизонтальными путями религиозно-философских контактов Византии и России. Эти контакты определяли системы незыблемых правил в постижении духовных заветов. Канон был для русского человека умопостигаемой моделью Красоты, единства Земного и Небесного, Истины и Добра. Он помогал творить икону видимым миром, касаясь не только правил построения того или иного сюжета, но и сохраняя глубокую структуру творения, «нового духовного поля», формируя в сознании людей новое восприятие мира через «воспитание внутреннего человека», через «собирание» его.

В иконе нашли отражение наиболее распространенные в социокультурной практике культурные универсалии («истина», «смысл жизни», «добро», «зло», «красота», «мудрость», «любомудрие», «долг», «спасе- ние», «личность», «человек»), которые отражали картину мира русского средневековья и были зримым воплощением ценностных ориентиров. Представляется целесообразным выделить четыре группы функций иконы, связанных с культурными универсалиями и помогающих постижению смысловой наполненности иконы (универсальные, сакрально-культовые, эстетико-аксиологические и социальные функции).

Завещанные Византией идеи исихазма, соборности, софийности органично воспринялись русским Православием и религиозной философией. Уже в эпоху православного традиционализма они были инкорпорированы в духовную модель древнерусской иконы, определили ее духовно-религиозные смыслы. Сюжеты и образы русской иконы демонстрируют ее органическую интегрированность в сакральные и повседневные практики той или иной культурно-исторической эпохи.

Цвет в иконе - это не декоративное насыщение плоскости, а система передачи информации с четкими и хорошо продуманными правилами. Семантика цвета древнерусской иконописи занимает важное место в понимании условного языка иконы и служит средством выражения духовного мира русского человека. Смысловая сторона цвета в иконе подтверждает духовно-философский подход в выборе выразительных средств иконописцем.

Дешифровка семиотики русской иконы свидетельствует о том, что в основе символов лежат переосмысли, которые отражали мировоззренческие ориентиры, сущность человеческой жизни различных народов мира. Знаковые образования русской иконы обеспечивали закрепление и трансляцию социального и духовного опыта.

Ни одно важное событие в повседневной жизни русского человека не могло обойтись без организации сакрального действа с помощью иконы. В русском доме икона была окном в большой мир, в природный и культурный Космос. Передаваясь из поколения в поколение, икона в семье становилась святыней, ориентировавшей на духовные заветы своих предков, помогала сохранять традиции и нравственные ценности, гармонизировала всю жизнь человека. Тем самым создавалось культурное поле теургии иконы в доме и повседневности русского человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что материалы и выводы диссертации, культурологический, философско-религиоведческий и искусствоведческий анализ иконописи как духовной модели Православного культурного космоса углубляет и расширяет существующие представления об иконе и могут послужить основой для дальнейшего изучения древнерусской живописи.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в духовно-нравственном воспитании современной молодежи, в формировании новых ценностных ориентиров российского общества. Представленный диссертационный материал может найти применение в просветительской деятельности различных социокультурных учреждений, занимающихся гуманизацией и гуманитаризацией образовательных и воспитательных процессов современного секулярного общества. Диссертация несет в себе теоретико-содержательный и методологический потенциал, который целесообразно использовать в преподавании школьного курса «Основы православной культуры», в вузовских курсах философии, культурологии, истории религии и религиоведения, истории мировой художественной культуры и в различных спецкурсах.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Народно-художественная культура Белгородчины на рубеже веков: состояние и перспективы» (Белгород, декабрь 2000 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций» (Белгород, май 2001 г.), на всероссийской науч- но-практической конференции «Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования» (Курск, декабрь 2001 г.), на международной научной конференции «Современная социально-философская культура: проблема рационального и внерационального» (Белгород, май 2002 г.), на вузовской конференции «Народно-художественная культура Белгородчины как основополагающий фактор образовательного процесса в БелГИК» (Белгород, март 2002 г.), рассматривались научно-методическим советом БелГИК в качестве передового опыта инновационных приемов и технологий преподавания по дисциплинам «История искусств», «История отечественной культуры».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры декоративно-прикладного творчества и дизайна БелГИК и кафедры культурологии и теологии БелГУ. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и списка использованной литературы, включающего 222 источников.

Духовно-онтологические и культурно-антропологические аспекты православной иконы

В данном параграфе мы рассмотрим парадигму русской православно-традиционной культуры через завет Византии «о воспитании внутреннего человека», проследим космизм русской иконы в самой технике ее создания, проанализируем требования, которые предъявлялись к иконописцу, определим роль и место канона как умопостигаемой модели красоты в процессе творения иконы, осмыслим сам процесс иконописания с точки зрения философских учений средневековья «соборности» и «молчальниче-ства».

Слово икона, переделанное на русский лад греческое слово «эйкон», что означает изображение, образ. Икона — живописное реже рельефное изображение божества и святых, которое является объектом религиозного почитания и поклонения. Разумеется, христианская иконопись вобрала традиции культуры и искусства предшествующих эпох, прежде всего — античности и эллинизма. На формирование техники написания дошедших до нас древних коптских и византийских икон сильное влияние оказали фа-юмские портреты. Эти портреты назывались по месту бытования — оазису Фаюм (в Нижнем Египте) - фаюмскими портретами. В технике фаюмских портретов и первых икон много общего: они выполнены энкаустикой (восковыми красками), сохраняли погрудность и фасность изображения, написаны были на доске (иногда на холсте), имели золотой фон. На фаюмском портрете в отличии от иконы изображали конкретного человека. Изображенный пребывал в потустороннем мире. Портрет носил ритуальный характер. И все это тоже роднило с иконой. Икона - это зримый образ незримого мира. Это, по образному выражению И.К. Языковой (искусствоведа, преподавателя Общедоступного Православного Университета), «прежде всего вероучительный текст, призванный помочь постижению истины» (213, с. 15). Фаюмские портреты вставлялись затем в бинты мумии на месте лица. По мнению создателей, портрет сохранял связь живущих с умершим человеком.

Воплощение культурных универсалий в древнерусской иконе

Цель данного параграфа: 1) рассмотреть процесс создания русской классической иконы как явление аккультурации; 2) выявить различные культурные универсалии, которые нашли отражение в иконе; 3) доказать, что через икону можно понять души тех людей, которые к ней обращаются.

Русская икона сложилась в эпоху русского средневековья. Средневековая философия на Руси еще не оформилась до конца. Она развивалась в рамках византийского православного культа и различных сфер культуры (произведений литературы, архитектуры, живописи), в которых избирался художественный способ философствования. Достаточно вспомнить «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Моление Даниила Заточника», а также Жития святых и т.д. Мы уже отмечали, что из Византии наш народ получил духовные ценности, которые накопила эта цивилизация за длительный период своего существования. Восприняв из Византии Христианство с его духовным Абсолютом, древний русич получил возможность не просто следовать традиции, но и преломить ее к своим условиям. Точного «слепка» с византийской культуры у нас не получилось, о чем свидетельствует тысячелетний опыт христианства на Руси. Все это дает нам основание предполагать, что процесс создания иконы (как и других видов православного искусства) и процесс ее постижения стоит рассматривать как явление аккультурации.

Обратимся к энциклопедии «Культурология. XX век»: «Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем» (95, т.1, с. 16). Варианты аккультурации: 1) подавление; 2) синтез; 3) органическая трансформация. Вернемся к теме нашего исследования. Русская классическая икона писалась с целью явления человеку Горнего Иерусалима, она была духовно-нравственным ориентиром, она помогала человеку обрести свет прежде всего внутри себя самого, она своими зримыми образами учила: каким он должен стать и каким не должен быть. Она помогала обрести свет красоты. «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Русская классическая икона помогала усваивать духовный опыт Византии (все три варианта аккультурации имели место в русской духовной жизни) и, тем не менее, не давала точного, зеркального повторения ее. Она отражала свое миропонимание: идеи, в которых освещалась эпоха «первообразования русской народности», подъем нравственного начала и духовного сплочения народа, объединения земель вокруг Москвы, возрождение государственности и т.д., а также особенности русской ментальности. Русскую классическую икону отличает интегрированность в жизнь своей эпохи.

Семантика цвета и ее роль в понимании условного языка иконы

В этом параграфе мы постараемся раскрыть сакральную и смысловую сторону цвета в иконе, проследить философский подход в выборе его иконописцем, эстетическую значимость и художественную выразительность.

Следует отметить, что основы христианской символики цвета были заложены Дионисием Ареопагитом (церковным писателем VI в.). Этот писатель считал, что икона является своеобразным «средством возведения души к первообразу». Мудрость наших предков заключалась и в разработке значения цветов, и в определении их духовных смыслов. Как один из видов живописи, икона имеет дело с цветом. Но это не декоративное насыщение плоскости, а система передачи информации с четкими и хорошо продуманными правилами, В том, что икона (в основном) писалась на доске, мы считаем, есть глубинный смысл. Твердая и неподвижная поверхность доски напоминала и создателю икон, и людям, которые к ней обращались, о незыблемых духовно-нравственных твердынях. Четкую иерархию имеет и цвет в русской классической иконе. Икона - это прообраз идеального человечества, поэтому она дает лишь символическое его изображение. Этим объясняется и ее особый язык, где каждый знак - символ, который обозначает нечто большее, чем он сам. «Богословием в красках» в XX веке называли иконопись Андрея Рублева.

Цвет в живописи, по словам Иоанна Дамаскина, влечет к созерцанию, потому что он, как луг, услаждает зрение, незаметно вливая в душу божественную славу.

Цвет в иконе неразрывно связан со светом. На иконе нет теней, ибо она изображает иную реальность, нежели физически реальное и противоположное свету изображение, представленное на картинах, написанных во времена эпохи Возрождения и последующих веках. Использование свето-моделировки в живописи на религиозные темы невольно демонстрирует борьбу со светом в стремлении выявить предметность, реальность, осязаемость и материальность окружающего мира.

Иконописец, по нашему мнению, не просто не знал, но и долгое время не хотел знать и использовать такие приемы, ибо икона являла вещи, творимые и производимые светом, а не освещенные им. Икона писалась светом. Сама технология иконописания предполагала такую последовательность наложения цветов, где цвета наносились от темного к светлому. При написании лика иконописец сначала наносил санкирь (краска темно оливкового цвета), затем накладывал последовательно несколько слоев охры (от темной к светлой), потом осуществлял подрумянку и в последний момент писал пробела, наносил белые движки.