Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе Жукова, Галина Константиновна

Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе
<
Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жукова, Галина Константиновна. Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Жукова Галина Константиновна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/50

Введение к работе

Актуальность:

Одной из центральных проблем философской антропологии, рассматривающей человека в качестве субъекта познания и практики, является сосуществование разнородного. Осознание степени влияния этнокультурных особенностей на способы взаимодействия индивида с миром является необходимым условием жизнеспособности и развития любых полиэтнических политических, профессиональных, культурных, социальных и иных общностей. В частности, в условиях резкой интенсификации глобализационных процессов к настоящему моменту стала очевидной необходимость исследований, изучающих оппозицию «общее-особенное» в культуре через выявление национальной специфики в рамках различных художественных практик. В этой связи в предъявляемом диссертационном исследовании наряду с научным описанием универсальных закономерностей мышления, присущих homo sapiens как виду и формирующих структуры сознания независимо от этнической принадлежности их носителя, рассмотрены своеобразные признаки, характеризующие способы художественного мышления представителей конкретных этнокультурных общностей.

Необходимость подобной работы обусловлена этапом формирования общей теоретической базы исследований музыкального дискурса, его места и роли в различных культурах, поскольку музыкальное искусство тесно связано с коммуникацией, в том числе межкультурной. Созданные человеком вещи и институты впоследствии часто функционируют в качестве самостоятельной реальности - системы, развивающейся по своим законам. Для европейской культуры Нового времени одним из таких репрезентативных феноменов становится музыкальное мышление, историческое развитие которого привело к возникновению академической композиторской музыки, наиболее индивидуально-специфичной, и в то же время универсальной составляющей профессионального музыкального дискурса. Таким образом, привлечение инструментария философской антропологии и философии культуры к изучению музыкального мышления и его функционирования в культуре позволяет раскрыть взаимосвязи культурных явлений через анализ способов мышления и восприятия субъектов профессионального музыкального дискурса, рассматриваемых в диссертационной работе в качестве носителей различных культурных идентичностей. Упорядочение и систематизация теоретической базы музыкального языка принадлежит к сфере неоспоримых достижений европейской культуры. Это, разумеется, не исключает возможности развития самобытной, национально специфичной академической композиторской музыки различными этнокультурными общностями.

В связи со спецификой исследования, «национальное» в представленной работе понимается как комплекс поведенческих и ментальных особенностей конкретной этнокультурной общности, формирующий тезаурус субъектов (отправителя, коммуниката и реципиента) дискурса. Изучение нацио-

нальной специфики мышления предполагает построение системы координат, в рамках которой становится возможным провести сравнительный анализ различных проявлений «народного духа», понять, каким образом выражается национальное в различных сферах культуры. Важным этапом подобного рода исследования является разработка методологии изучения структуры и свойств музыкального мышления, что позволяет выявить степень влияния национального в создании и восприятии музыкальных произведений, музыкальных впечатлений и идей. А. Н. Серов в статье «Русская народная песня как предмет науки» отмечал: «Наука о "народном музыкальном творчестве" еще не существует, но ясно и теперь уже, что, как отрасль одной общей громадной науки "человекознания" ("антропологии" в обширнейшем смысле), наука о народном музыкальном творчестве, т.е. о народной песне, эта будущая "музыкальная эмбриология", состоит в теснейшей связи: 1) с физиологией <...>; 2) с этнографией <...>; 3) с историей культуры народов <...>; 4) с филологией, включая туда подробнейшие исследования языка и словесности каждого народа, преимущественно по памятникам неписанным, традиционным, - так как музыкальные зародыши в каждой нации далеко предшествуют ее письменности»1. Баланс между «общим» и «особенным» в европейской академической музыке исследуется в диссертационной работе через анализ способов репрезентации национального в музыкальном дискурсе на материале музыкальных, научных и публицистических текстов Арнольда Шенберга, Кароля Шимановского, Кшиштофа Пендерецкого как представителей различных этнокультурных сообществ. При этом все исследуемые персоналии объединяет принадлежность к европейской академической музыкальной традиции.

Материалом для изучения способов репрезентации национального в музыкальном дискурсе послужила европейская академическая композиторская музыка XIX-XXI вв. по ряду следующих причин:

  1. композиторская музыка, опираясь на устоявшуюся письменную традицию, позволяет изучать музыкальный текст как самостоятельный культурный феномен, обеспечивая активную включенность всех субъектов музыкального дискурса в процесс его порождения и восприятия;

  2. начиная со второй четверти XIX в. этногеографическая принадлежность европейского музыканта рассматривается в качестве возможного предмета изучения, а композиторская музыка легитимируется в качестве репрезентативного проявления национального в культуре.

Необходимо отметить, что как в композиторской, так и в некомпозиторской музыке вне зависимости от хронотопа ее бытования в культуре, всегда существуют иерархия, взаимосвязи, членение и соподчинение. Различия между способами выражения музыкальной мысли проявляются в способах структурирования музыкальной ткани, в том, какие именно элементы и уровни структуры признаются в данный период времени значимыми профессио-

1 Серов А. Н. Избранные статьи. М.-Л., 1950. Т. 1. С. 88

нальным сообществом. Эти особенности становятся обязательными к исполнению участниками музыкального дискурса, приобретая характер догмы.

Сегодня можно утверждать, что в XXI веке любые системы музыкального языка имеют право на существование, поскольку в профессиональном сообществе музыка все чаще определяется как «организация тишины и шума» (В. Мартынов). Но при этом далеко не каждая система музыкального языка имеет шанс быть адекватно воспринятой слушателем-реципиентом, стать предметом дешифровки, передавая смысл музыкального высказывания и эффективно выполняя функции коммуниката музыкального дискурса.

Даже в рамках академической европейской традиции музыкальные языки имеют различную степень перцептивной доступности, поскольку слушательское восприятие ориентируется прежде всего на так называемую ан-тропогенность, человекоразмерность музыкального процесса. Музыкальный текст воспринимается легко в том случае, когда его акустическое бытие соответствует внутренней ритмике тела: пульсу, дыханию, симметрии левого-правого, асимметрии верха-низа, напряжения-спада и других способов проекции телесного на окружающее пространство.

Таким образом, анализировать процессы исторического изменения способов выражения музыкальной мысли (равно как и место этих изменений в культуре) исключительно в рамках социального дискурса не всегда целесообразно. Бесспорно, появление определенного типа сознания, сформировавшегося в эпоху Нового времени благодаря развитию субъектно-объектной оппозиционной бинарии, не могло не повлиять на музыкальное мышление, однако законы функционирования музыкального языка и законы построения музыкальной формы не являются всецело искусственными образованиями, «надстройками» над естественным. Они во многом сформированы особенностями человеческой психики и отражают процессы, происходящие в области нейрофизиологии. Именно в музыкальном искусстве это заметно больше, чем в других видах художественного творчества - в силу абстрактности и невербальности музыкального языка во всех музыкальных системах, независимо от их временной и этнической принадлежности. Опора на подсознательное, эмоционально-рефлекторные реакции в музыке в целом выше, чем в других искусствах: это отмечалось на протяжении всей истории изучения взаимодействия музыки и человека. Именно поэтому стремление увязать «жизнеспособность» той или иной музыкальной системы с моделью линейного исторического прогресса представляется не только односторонним, но и непродуктивным.

Исходя из вышесказанного, в диссертационном исследовании доказывается необходимость подробного рассмотрения нейропсихологических аспектов восприятия музыки в их связи с этнокультурными особенностями восприятия и создания музыкальных текстов участниками музыкального дискурса. Выявление способов репрезентации национального на материале европейской композиторской музыки через описание и анализ соотношения национального и универсального как в игровом, так и в физиологическом аспектах музыкальной деятельности определяет актуальность данной работы.

Историография:

Обзор исторического изучения философии музыки как прояснения сущностных аспектов художественного мышления, его места и роли в фило-софско-антропологическом дискурсе осуществлен диссертантом с опорой на положения следующих авторов: Пифагор, Платон, Аристотель, Аристоксен, Боэций, Гвидо д'Ареццо, С. Эриугена, Августин Блаженный, Г. Гегель, И. Кант, Ф.Шлегель, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Т. Адорно, А. Лосев.

Зарубежные исследования, посвященные структурам и свойствам музыкального сознания, а также роли музыкального мышления в профессиональной музыкальной деятельности, принадлежат М. Мерсенну, И. Матте-зону, И. Гербарту, Г. Риману, Э. Курту, К. Дальхаузу, А. Эггебрехту, 3. Лис-се, М. Дюфренну. В отечественном музыковедении данную проблематику исследовали Б. Яворский, А. Асафьев, М. Мазель, А. Сохор, С. Скребков, Н. Назайкинский, Т. Чередниченко, М. Мальцев, А. Арановский, М. Бонфельд, А. Торопова, В. Суханцева.

В качестве основы предложенной в диссертационном исследовании схемы описания процессов музыкального мышления была взята интонационная теория Б. Асафьева («Музыкальная форма как процесс»// Приложение 2 «О русской музыкальной интонации»). Развитие и современное состояние интонационной теории отражены в работах Г. Орлова и В. Медушевского. Небесспорные выводы данных авторов, тем не менее, выявляют зависимость музыкального дискурса от мировоззренческих установок авторов текстов -как музыкальных, так и вербальных, в т.ч. научных.

Отправной точкой в исследованиях «национальной идеи» в европейской музыке принято считать монографию И. Форкеля о Бахе (1803 г.), в которой впервые подчеркивается роль и значение И.С. Баха как немецкого композитора. Примерно в тот же период (1790 г.) в русской музыкальной историографии можно найти попытки поиска объективной связи между национальными особенностями русской музыки и «народным характером» в целом (см.: Н.А. Львов «Предуведомление» к «Собранию русских народных песен с их голосами»).

В дальнейшем понятие о национальном в европейской музыке как эстетической идее, которая способна направлять ее историю, мы находим в текстах Роберта Шумана. В его критических работах мы можем проследить постепенное прояснение для самого Шумана оппозиции «национальное -общее», которая анализируется на примере польской музыки - творчества Шопена. Вычленение национального компонента, различные формулировки критериев его поиска можно найти в музыкально-критических работах Г. Берлиоза, Ф. Листа, Э. Грига, Б. Бартока. Место и роль «национального» в русской музыке подвергалось пристальному рассмотрению в эпистолярном и критическом наследии М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, А. Серова, В. Стасова. Из исследований последних лет, напрямую затрагивающих вопросы национального в академической композиторской музыке, музыкальном языке и музыкальном восприятии, следует отметить труды В. Мартынова, Г. Орло-

ва, И. Земцовского, Т. Чередниченко, а также исследования Т. Бершадской по теории лада.

Тем не менее, круг вопросов, рассматриваемый в диссертации, в целостном виде еще не попадал в поле зрения исследователей.

Целью работы является выявление национальной специфики музыкального мышления, а также анализ и систематизация способов ее репрезентации в европейском музыкальном дискурсе XIX-XXI вв.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить единство когнитивных и эмоционально-волевых компонентов, формирующих структуры сознания субъекта художественного мышления;

  2. Обнаружить и использовать эффективные формы дополнительности философско-антропологического, общегуманитарного и естественнонаучного дискурсов в изучении музыкального мышления в качестве репрезентативной области художественного мышления в европейской культуре;

  3. Сформулировать принципы анализа этнокультурной составляющей в музыкальном мышлении;

  4. Исследовать трансформацию понятия «национальное» в европейском музыкальном дискурсе XIX - XXI вв.;

  5. Выявить роль национального компонента как одного из факторов, формирующих музыкальное мышление субъектов профессиональной музыкальной деятельности;

  6. Выделить и охарактеризовать национальную составляющую музыкального дискурса;

  7. Продемонстрировать на конкретных примерах взаимосвязь способов репрезентации национального на различных уровнях музыкального дискурса.

Источники:

Теоретико-методологической базой данной диссертационной работы послужили философские исследования, освещающие проблемы соотношения языка и мышления: Р. Барт, Э. Бенвенист, Л. Ельмслев, П. Гадамер, Г. Фреге, У. Эко, Р. Якобсон.

Категориальный аппарат философской антропологии, примененный в работе, базируется на классических исследованиях М. Шелера, Э. Кассирера, Э. Дюркгейма, М. Мосса. В качестве источников использованы также работы Б. Маркова, отражающие современное состояние проблемного поля философской антропологии, в частности, посвященные культурной идентичности человека в ракурсе процессов глобализации.

Наряду с работами, перечисленными в историографии, в качестве источников в диссертации использованы труды, затрагивающие семиотический аспект музыкального искусства, а также работы, посвященные изучению зна-ково-символического в культуре. В частности, исследования У. Эко, посвященные семиотическому анализу искусственных языков в европейской куль-

туре, послужили теоретической базой гипотезы об общих этнокультурных предпосылках происхождения каббалистического метода работы с текстовым материалом и додекафонической техники композиции. В диссертации использовались работы С. Махлиной и Е. Соколова по общетеоретическим основам современной культурологии. Источниками реферируемой работы послужили исследования М. Уварова в области теории познания, философии музыки, европейской ментальности, а также работы Е. Суровой, посвященные проблеме персональности как современному типу самоидентификации в европейской культуре

Общие вопросы развития европейской культуры рассматривались с опорой на концептуальные установки следующих исследователей: М. Вебер, В.В. Иванов, Й. Хейзинга, Э. Хобсбаум, О. Шпенглер.

Работы Т. Адорно и Ф. Лаку-Лабарта были использованы при анализе социальной составляющей музыкального восприятия. Описание некоторых репрезентативных для целей исследования нейрофизиологических аспектов музыкального мышления и особенностей перцепции музыкального материала основывалось на теоретических и практических наработках Л. Выготского, Ст. Грофа, К. Закса, А. Леонтьева, К.Г. Юнга.

Обзор исторического изучения проблем музыкального мышления был сделан на базе трудов следующих отечественных и зарубежных музыковедов: А. Асафьева, М. Арановского, М. Бонфельда, Й. Бурьянека, К. Дальхау-за, Т. Зелиньского, Э. Курта, А. Мазеля, И. Маттезона, М. Мальцева, Д. Мирки, Г. Римана, Ю. Холопова, Г. Орлова, А. Сохора, М. Томашевского, А. Форкеля, А. Швейцера, Г. Эггебрехта. Также в качестве теоретической базы были привлечен ряд работ последних лет по музыкальной текстологии, музыкальной эстетике, этномузыкологии, в т.ч. Т. Апинян, Н. Дегтяревой, Е. Ручьевской, М. Мищенко, Д. Часовитина.

Источниками диссертационного исследования являются и собственно музыкальные тексты - образцы европейской академической композиторской музыки, среди которых наиболее репрезентативными для целей и задач работы являются тексты К. Шимановского, К. Пендерецкого, А. Шенберга, А. Шнитке.

Использованы теоретические, критические и художественные тексты композиторов - субъектов музыкального дискурса XIX - XXI вв.: Р. Шумана, Э. Грига, Р. Вагнера, А. Шенберга, А. Веберна, Л. Берио, А. Серова, Н. Римского-Корсакова, В. Мартынова, Э. Денисова, В. Гаврилина, эпистолярное наследие К. Шимановского и А. Шенберга, а также выступления в СМИ деятелей музыкального искусства: К. Пендерецкого, А. Шнитке, Г. Свиридова, В. Мартынова. Методология исследования:

В качестве основных методов исследования в работе применяются следующие:

- феноменологический метод, позволяющий рассматривать в качестве предмета исследования структуры сознания субъектов музыкального дискурса, существующие в субъективной, неэмпирической сфере через самореф-

лексию, интуицию, ощущение природы явления, когда его сущность ещё не может быть описана в чётких терминах. Также применялись методы сравнительно-сопоставительного, системного и структурного анализа, с помощью которых полученные в ходе феноменологической рефлексии данные о структуре музыкального мышления и музыкального дискурса были систематизированы в виде упорядоченной терминологической базы;

метод семиотического анализа применялся в работе с целью выявления знаковой природы исследуемых текстов, в т.ч. музыкальных, независимо от их специфичности. Метаязык семиотики позволил обобщить в диссертации результаты применения методов узкоспециализированных музыковедческих дисциплин, в т.ч. текстологического, гармонического, фактурного анализа музыкальной ткани. С помощью семиотического категориального аппарата выявлены и унифицированы специфические средства выражения и передачи информации, сложившиеся в профессиональной музыкальной среде, проведена классификация значимых элементов музыкальной речи;

метод исторической реконструкции применен с целью выявления типологически устойчивых признаков различных стилевых пластов, значимых с точки зрения исторического развития европейского музыкального искусства, что позволило проследить в работе закономерности формирования и процессы преемственности европейской академической музыкальной традиции в целом;

- когнитивный метод позволил зафиксировать и описать специфику когни
тивных структур (ментальных стереотипов), а также их реализации, т.е. оп
редмечивание, в музыкальном языке конкретного автора. Также использова
ны приемы культурно-фоновой интерпретации различных аспектов музы
кального дискурса;

- герменевтический метод применялся в диссертационной работе при сравнении и сопоставлении интерпретаций музыкальных текстов, подвергнутых анализу в качестве составляющих культурного поля, в контексте которого они порождаются и функционируют. Индивидуальные особенности музыкального языка конкретных авторов также рассматривались в контексте культурных норм, которые влияют на эти убеждения и формируют их. С помощью герменевтической интерпретации единичных фактов, отражающих этнокультурное своеобразие художественного мышления создателей композиторских музыкальных текстов, в работе были сделаны выводы о способах репрезентации национального в европейском музыкальном дискурсе в целом. -метод экспериментального исполнительства был применен в апробации результатов диссертации с целью практического освоения закономерностей музыкального языка исследуемых в работе субъектов музыкального дискурса. Данный метод позволил выявить значение музыкальной формы, а также функции отдельных ее элементов в практической музыкальной коммуникации - в процессе музыкального интонирования.

Результаты:

  1. Доказано существование этнокультурных констант в качестве основополагающих структурных элементов художественного мышления субъектов различных культурных практик;

  2. Доказана системообразующая роль оппозиции «национальное - универсальное» в европейских культурных практиках XIX - XXI вв. (на материале музыкального дискурса соответствующего периода);

  3. Осуществлена систематизация и эффективное использование терминологической базы, позволяющее сформировать категориальный аппарат исследований музыкального мышления и музыкального восприятия;

  4. Описана структура музыкального дискурса;

  5. Выявлены способы фиксации и репрезентации этнокультурной составляющей в структурах сознания представителей различных культурных иден-тичностей и его проявления в музыкальном дискурсе;

  6. Разработаны механизмы выявления этнокультурных различий в процессах музыкального мышления и музыкального восприятия субъектов европейского музыкального дискурса - носителей различных культурных идентично-стей;

  7. Доказана эвристическая значимость рефлективных форм фиксации и анализа репрезентации национального, а также влияние этнокультурной составляющей на формирование и функционирование музыкального мышления вне зависимости от времени создания музыкального текста и его музыкального языка;

  8. Продемонстрирована эффективность использования элементов семиотического анализа при исследовании структуры и свойств композиторского музыкального мышления в качестве материала для выявления национального компонента музыкального дискурса;

  9. Исследованы этнокультурные предпосылки возникновения новаторских музыкальных систем XX в. (на примере додекафонии и соноризма). Научная новизна:

Новизна данного исследования обусловлена привлечением методологической базы философской антропологии к решению задачи построения теории музыкального мышления на современном этапе развития европейского музыкального дискурса. В диссертационной работе предпринята попытка междисциплинарного изучения структур сознания, формирующих этнокультурное своеобразие художественного мышления и обусловливающих специфику его функционирования в рамках общеевропейской культуры. Исследование проведено в проблемном поле сразу нескольких дисциплин, в силу практической необходимости обобщающих философские, гуманитарные и естественнонаучные знания.

В диссертации строго разграничивается этнически окрашенное (например, фольклорный цитатный тематизм) происхождение музыкального материала, с которым работает композитор, и национальные особенности его репрезентации. Проблема соотношения национального и универсального в европейском музыкальном дискурсе раскрывается в работе через сравнитель-

ное исследование методов работы с музыкальным материалом, анализ способов его репрезентации и особенностей восприятия музыкального смысла представителями различных этнокультурных общностей.

На примере исследования музыкального мышления в работе обоснована необходимость локализации этнокультурных различий в структуре научного описания конкретных явлений, а также причин, обусловливающих данные различия. Выявлена несостоятельность применения в качестве исследовательской парадигмы теории линейного исторического прогресса в связи с невозможностью в ее рамках адекватно описать «цветущую сложность» субъектно-объектной структуры различных культурных практик европейской цивилизации, а также существующее многообразие способов креативной деятельности человека. Положения, выносимые на защиту:

  1. Этнокультурное своеобразие определяет специфику структуры мышления субъектов культурной деятельности, способствуя, таким образом, формированию как универсальных закономерностей художественного мышления в европейской культуре, так и онтогенезу индивидуального художественного языка конкретного автора.

  2. Несмотря на достигнутую к первой четверти XIX столетия конвенциональную унифицированность европейской профессиональной музыкальной культуры, процессы создания, освоения и восприятия музыкальных текстов подлежат рассмотрению в качестве репрезентативного производного этнокультурной идентичности субъектов музыкального дискурса.

  3. Для композитора европейской профессиональной академической традиции национально репрезентативными являются, прежде всего, принципы отбора и способы работы с материалом, тогда как в структуре музыкального мышления исполнителя и слушателя национальное выражает себя в специфических способах перцепции музыкального материала, а для исполнителей также и его воспроизводства - музыкального интонирования.

  4. Несмотря на то, что наиболее очевидной репрезентацией национального в европейской музыкальной культуре является жанр, в качестве национально репрезентативного следует рассматривать также использование определенных элементов музыкального языка общеевропейской академической традиции в соответствии с этнокультурной доминантой автора музыкального текста, либо конструирование нового музыкального языка, логика и принципы функционирования которого отражают этнокультурную идентичность композитора-новатора.

  5. Этнокультурная идентичность субъектно-объектной структуры музыкального дискурса обусловлена наличием активно функционирующего культурного поля, сконцентрированного в интонационном тезаурусе конкретной национальной общности.

Научно-практическая значимость исследования:

Практическая ценность диссертационного исследования обусловлена тем, что процессы глобализации музыкальной жизни, исполнительской деятельности, музыкального образования диктуют необходимость обновления

научной основы практического аспекта бытования академической композиторской музыки в культуре. Выводы и материалы исследования позволят получить адекватное представление о современных тенденциях в изучении музыкально-мыслительных процессов, научной основе поиска этнокультурных особенностей художественного мышления, а также описания способов его репрезентации в мультикультурной среде. Результаты диссертации могут быть также использованы при подготовке научно-исследовательских и культурно-просветительских проектов.

Теоретические и практические положения данного исследования также могут использоваться в качестве материала для практических и лекционных курсов, разрабатываемых с целью повышения качества профессиональной подготовки преподавателей, студентов и аспирантов творческих вузов. Представляется, что систематизация и расширение сферы практического применения подобных исследований внесет свой вклад в сохранение культурной экологии человечества. Апробация исследования:

Основные идеи и выводы диссертации были изложены на следующих научных конференциях: Международная научная конференция «Цивилиза-ционный процесс и взаимодействие национальных культур в Европе: место и роль славянства», 30 мая 2006 г. (Санкт-Петербург, РИИИ); XXXVII международная филологическая конференция, 11-15 марта 2008 г. (Санкт-Петербург, СПбГУ); Международная научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие», 13-16 мая 2008 г. (Москва, ГИР ЛИ им. А. С. Пушкина); Международная научно-практическая конференция «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие», 12-14 мая 2009 г. (Москва, ГИР ЛИ им. А.С. Пушкина).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии философского факультета СПбГУ.

Результаты исследования послужили теоретической и методологической основой для проведения автором диссертации серии лекций и практических занятий с участниками Международной музыкальной академии, организованной Бостонским Университетом (США) и Карловым Университетом (Прага, Чехословакия) в 2006-2007 гг., а также ежегодных семинаров («Музыкальное мышление и музыкальная интонация», «Музыкальный синтаксис в русской и польской фортепианной миниатюре», «В поисках музыкального смысла») и открытых мастер-классов на Международном фортепианном фестивале РАМ им. Гнесиных «Руза» (Москва, 2005-2009 гг.).

Интерпретации фортепианных произведений польских авторов (Шопена, Шимановского, Падеревского) были представлены диссертантом в многочисленных концертных программах, в том числе: в 2009 г. - Filharmonia Narodowa, Зелена Гура, Польша; в 2010 г. - Московская государственная академическая филармония; в 2010 - 2011 гг. - Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д. Шостаковича, СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова.

Результаты работы по изучению музыкальных систем XX в. (додекафония, соноризм) были отражены в работе над концепцией ежегодного фес-

тиваля новой академической музыки «Время музыки «Fin de siecle» (Санкт-Петербург, 2008-2011 гг.). Теоретико-методологические разработки, осуществленные на базе представленного исследования, являются основой авторской методической программы, внедренной диссертантом на факультете искусств СПбГУ по дисциплине «фортепиано» (бакалавриат, магистратура).

Выводы, изложенные в диссертации, стали основой для разработки автором диссертации перспективного планирования научно-исследовательской, просветительской и творческой деятельности Санкт-Петербургского Центра современной академической музыки .

Материалы и основные выводы исследования нашли отражение в научных публикациях общим объемом 1,95 п.л. Структура работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Библиография насчитывает 190 наименований, в том числе 33 на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 185 страниц.