Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Дудар Татьяна Евгеньевна

Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход
<
Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дудар Татьяна Евгеньевна. Предпринимательство: культурфилософский и антропологический подход : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Санкт-Петербург, 2005.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 05-9/497

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Предпринимательство: историко-философский аспект 15

1.1 . Развитие представлений о предпринимательстве в истории общественной мысли до XVIII века 15

1.2. Развитие представлений о предпринимательстве в историко-философской и общественной мысли XVIII- начала XX веков 81

ГЛАВА II. Предпринимательство и культура 117

2.1. Культурные функции предпринимательства 117

2.2. Личность предпринимателя 148

Заключение 184

Список использованной литературы 187

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования.

Предпринимательство - сложный и важный элемент современного общества, а предприниматель - одна из его ключевых фигур. В современных условиях, когда глобализация становится одной из важнейших тенденций современной цивилизации, культуфилософский и антропологический анализ предпринимательства представляется очень важным как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Такая перспектива исследования позволяет вывести предпринимательство за пределы экономического дискурса на уровень философских обобщений, что, несомненно, делает его исследование более полным, более адекватным современной социокультурной ситуации, а также позволяет увидеть этот феномен под новым углом зрения, высветить его новые грани.

Актуальность темы исследования заключается в том, что те процессы, которые происходят с предпринимательством в современном мире, перестают получать адекватное объяснение в рамках традиционных подходов, не позволяющих анализировать «обратную связь» - имеются в виду те «вызовы» общества и культуры, все возрастающий прессинг которых испытывает предпринимательство в настоящее время. Этот пробел призвана восполнить попытка культурфилософского и антропологического анализа предпринимательства, предпринятая в настоящей диссертационной работе.

Однако предпринимательство - это не только объект академического интереса. Это то явление повседневной жизни, которое никого не оставляет равнодушным, находясь, так сказать, у всех на устах, и которое вызывает далеко неоднозначную реакцию со стороны представителей различных социальных групп, религиозных конфессий, культур. Сможет ли предпринимательство «услышать» «вызовы» культуры, среагировать на изменившиеся условия и своевременно дать необходимый «ответ» или

4 останется глухо к ним, чем обречет себя на отторжение и, в конечном счете, уничтожение - вот дилемма предпринимательства в современной культуре

В современных условиях глобализации, все увеличивающегося смешения
культур наметилась негативная тенденция унификации мира под единый -
«правильный» - стандарт западной демократии, западной культуры, западных
ценностей и морально-нравственных представлений, а по существу, западного
видения мира. В этих условиях предпринимательство стало заложником
политических манипуляций и конъюктурных веяний. В последние два
десятилетия можно наблюдать бездумное, политически и экономически
ангажированное насаждение западного опыта функционирования
предпринимательства на постсоветском пространстве, в странах, подвергшихся
экономической и политической экспансии Запада. Вместо ожидаемого
«экономического чуда» такие действия вызвали рост социально-

экономического напряжения, политическую неустойчивость и спровоцировали культурное отторжение предпринимательства как чуждого и враждебного элемента. Одна из причин такого положения вещей кроется в недооценке роли культурного контекста и неумении (или нежелании?) учитывать его при проведении социально-экономических (как и любых других) реформ.

Особую актуальность тема диссертации приобретает в нашей стране. В определенных политических кругах, начиная с эпохи постсоветских преобразований, усиленно муссируется мысль о предпринимательстве как панацее от всех российских бед. При этом происходит насаждение западного опыта функционирования предпринимательства, осуществляемого без учета специфики российского культурного контекста. Поэтому актуальность настоящего диссертационного исследования имеет и выраженную практическую направленность. Оно призвано продемонстрировать, что именно учет культурного контекста представляется одним из условий успешного проведения социально-экономических реформ в России, что будет способствовать становлению конструктивного диалога между обществом и российскими предпринимателями.

5 Так как предприниматель играет значительную роль в современном мире, то культурфилософский анализ предпринимательства будет неполным без исследования личности предпринимателя. Такой анализ всегда актуален, так как именно внутренний мир человека, а в данном случае мир человека-предпринимателя, является главным источником всех его поступков по отношению к другим людям, обществу и миру в целом. Такое видение проблемы представляет интерес и для самих предпринимателей, способных увидеть в его результатах, как в зеркале, собственный духовный портрет, что само по себе будет способствовать самопознанию, а, возможно, и личностному росту предпринимателей. Результаты диссертации, способствуя осмыслению места и роли предпринимателей в современной культуре, пониманию их социальной ответственности перед обществом, формированию социально значимых и культурно ориентированных целей предпринимательской деятельности, актуальны не только в плане соответствия общей направленности современных научных исследований, но и в контексте специфики практической востребованности ее результатов.

Степень научной разработанности проблемы. Существует достаточно большое количество литературы, посвященной исследованию экономического, политического, исторического, психологического, социологического аспектов предпринимательства. Это тот общенаучный «фон», который послужил теоретической базой для диссертанта в его работе над проблемой. Собственно культурфилософский и антропологический анализ предпринимательства редко, однако, становился специальным предметом научного изучения. В ходе работы над диссертацией автор опирался на результаты тех исследований, которые затрагивали отдельные аспекты темы диссертации. Это работы по ворпосам ценностных ориентации предпринимателей, религиозных и этических основ предпринимательской деятельности, черт личности предпринимателя и ее мотивации, общие работы по проблемам формирования деловой культуры, этике бизнеса, кросскультурных контактов (особенно в сфере предпринимательства). Отдельную группу составляют работы прикладного

6 характера, ориентированные, прежде всего, на самих предпринимателей и посвященные вопросам их деловой репутации, формированию положительного имиджа .

Анализ литературы по проблеме показал, что предпринимательство стало
объектом изучения современных российских исследователей сравнительно
недавно - с конца 1980-х годов. Тем не менее, за этот небольшой период в
указанных исследованиях были затронуты разнообразные темы. Такие ученые
как А.И.Агеев, Л.И.Абалкин, Н.Н.Зарубина, Т.И.Заславская, В.А.Кондаков,
А.Д.Кузмичев, Р.В. Рывкина, А.В Старцев, П.Н. Шихирев, и другие, исследуют
вопросы неэкономических функций предпринимательства как феномена
рыночной экономики; изучают социокультурные предпосылки
предпринимательского поведения, вопрос о правомерности применения
этических категорий к экономическим явлениям2. В указанной литературе
активно разрабатывается научно-теоретическое понимание

предпринимательства как социально-экономического явления, которое трактуется как экономическая категория, как фактор производства, как метод хозяйствования, как тип или модель экономического мышления и поведения, как образ жизни или профессия, призвание, как явление культуры, как инструмент социального преобразования, как система нравственно-этических ценностей.

Диссертант считает возможным выделить несколько магистральных направлений исследования предпринимательства в отечественной литературе. Достаточно полное освещение получила история развития предпринимательства и меценатства в России, показана его региональная

1 См.: Андерсон Р., Шихирев П.Н. "Акулы" и "дельфины": Психология и этика российско-американского
делового партнерства. М., 1994; Бенедиктова В. Деловая репутация. М, 1996; Геммерлинг Г. Практический
курс предпринимательства. Ваше дело. М, 1997; Как преуспеть в бизнесе? М., 1993; Маккей X. Как уцелеть
среди акул: Опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки. М,
1992; Мухетдинова Н.М. Как инвестировать за рубежом? М., 1993; Пусенкова Н.Н. "Золотое правило" бизнеса:
(Несколько советов тому, кто хочет преуспеть на рынке). М., 1993; Хизрич Р., Питер М. Предпринимательство,
или как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1992; Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993

2 Агеев А.И. Предпринимательство и культура. М., 1992; Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы
собственности и культуры. М., 1991; Заславская Т.Б. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура,
статус. // Общественные науки и современность. 1995.№1; Зарубина Н.Н.Социокультурныс основы
хозяйственной деятельности и предпринимательства. М., 1998.

7 специфика1. Большое внимание уделяется вопросам ценностных ориентации предпринимателей и поискам их духовных истоков2. Часть исследователей видят таковые в традициях старообрядчества, рассматривая его в качестве российского аналога протестантской этики, другие делают упор на православии как духовном истоке, противостоящим протестантизму. Существуют работы, посвященные теоретическим проблемам сущности деловой культуры, специфике российской деловой культуры3. Приходится констатировать, что некоторые работы несут на себе печать политической и экономической конъюнктуры, отражая российские реалии 1990-х годов.

Диссертантом был проведен количественный анализ статей о предпринимательстве и предпринимателе, появившихся в таких журналах как «Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Вопросы экономики», «Вопросы социологии», «Вопросы политологии» и ряде других изданий. Была выявлена интересная закономерность. Единичные статьи о предпринимательстве появляются в 1991-1992 в экономических журналах. Пик статей приходится на 1995-1998 годы, затем интерес к данной проблематике затихает и практически сходит на нет к 2001 году. Статей, которые рассматривали бы предпринимательство с философских и культурологических позиций, практически нет до конца 1990-х годов, затем, в 1999-2001 годах, появляется заметный интерес к проблеме. В настоящее время статьи о предпринимательстве в этих журналах единичны, их появление носит

Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: очерки истории. М, 1998; Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. /Под ред. Е.А.Бовыкина. М., 1998; Мартынов С.Д., Павлова O.K. История: Российское предпринимательство. СПб., 1996; 1000 лет русского предпринимательства. М., 1995; Сухова О.А. Предпринимательство и предприниматели в российской истории. Пенза, 2000; Орлов А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 г.) //Вопросы экономики. 1999. №12; Карнишин В.Ю. История российского предпринимательства и меценатства. Пенза, 1997; Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998.

2 Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации предпринимательства в России (на материалах западносибирского
предпринимательства второй половины XIX начала XX веков. СПб., 1999; Токаренко О.В. Теоретико-
методологические подходы к анализу ценностных ориентации и предпринимательского поведения // Мир
России. М., 1998. Т.7. № 3; Токаренко О.В. Ценностные ориентации русского предпринимательства:
экономико-социологический анализ: Автореф. Дисс. М., 1998; Брянцев М.В. Религиозно-этические основы
предпринимательства в России (XIX век). М., 2000;Леонова О.Г. Духовные основы предпринимательской
деятельности. М., 2000; Кондаков В.А. Духовные основы экономической жизни общества в русской философии
и современность. Тюмень, 1999.

3 Кузьминов Я. Переход к рынку и проблемы изменения экономической культуры. М., 1991; Культура
российского предпринимательства. М., 1997; Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб.,
2001; Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000.

8 спорадический характер. (Среди последних работ нужно отметить интересные статьи Н.Н.Зарубиной, опубликованные в журнале «Общественные науки и современность», в которых рассматривается специфика российского предпринимательства, выясняются породившие ее причины.) Эти факты, с точки зрения автора, можно объяснить тем, что предпринимательство все еще остается вне систематических научно-теоретических исследований и требует дальнейшего философского и методологического осмысления. Конъюнктурный всплеск интереса к предпринимательству, наблюдавшийся в середине 1990-х годах и порожденный эйфорией предвкушения экономического чуда, угас вместе с радужными надеждами, не сформировав целостного взгляда на предпринимательство как социокультурный феномен. В целом, исследования предпринимательства как социкультурного феномена продолжают носить спорадический характер.

Помимо результатов многочисленных работ российских ученых, в
диссертации были использованы достижения зарубежных исследователей по
проблемам этики бизнеса, в которых обосновывается необходимость социально
ориентированных и нравственно санкционированных целей

предпринимательства, лежащих за пределами материального интереса2. Автор опирался также на теоретические и практические разработки, в которых исследуется влияние культурных различий на ведение бизнеса3.

Несмотря на значительный объем исследований, в них отсутствует
комплексный подход к предпринимательству, рассмотрение

Зарубина Н.Н. Российский предприниматель в зеркале русской литературы // Общественные науки и современность. 2003. №3; Зарубина Н.П. Российский предприниматель в художественной литературе XIX -начала XX века // Общественные науки и современность. 2003. №4.

2De George, Richard Т. Business ethics. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 1999; Di Norcia, Vincent. Hard like water: ethics in business. Toronto: Oxford University Press Canada, 1998; Ethics in business and society: Chinese and Western perspectives /Gerhold K. Becker (ed.) Berlin: Springer, 1996; Anderson, E. Value in ethics and economics. -Cambridge (Mass.) - 1993.

3 Hofstede, Geert H. Cultures and organizations: software of the mind. London: McGraw-Hill, cop. 1991; Holm Nielsen L. A comparative study of Scottish and Danish business culture: cultural knowledge as a way of improving export management performance. Aalborg, 1996; Mole, J. Mind Your Manners: managing Business Cultures in Europe. - L., -1995; Richmond, Y. From Nyet to Da. Understandings the Russians. - 1992; Hampden-Turner, C, Trompenaars, F. The seven cultures of capitalism: values systems for creating wealth in the US, Britain, Japan, Germany, France, Sweden and the Netherlands. - L., 1994; Gesteland, R.R. Cross-cultural business behavior: Marketing, negotiating a. managing across cultures. Copenhagen, 1999; Sanstrom, Madlene. The Culture Influence on International Business Relationships. Reprint series 1992/15. Department of Business Studies Uppsala University.

9 предпринимательства как целостного явления культуры. Такое видение

проблемы диссертантом определяется общетеоретическими тенденциями

современной науки. Как справедливо утверждает М.С.Каган, «в теоретическом

осмыслении сложившейся в наше время уникальной ситуации и состоит

главная задача современной философии - ведь ни одна другая дисциплина

решить ее не способна». Другими словами, узкодисциплинарные исследования

«не могут заменить доступный лишь философской рефлексии анализ

начавшейся на рубеже веков грандиозной культурной революции».1

В ходе исследования выявлено, что и многие более конкретные проблемы предпринимательства не получили достаточно полного освещения в современной литературе. Диссертация не только актуализирует эти проблемы, но и стремится их решить. В частности, это касается анализа культурных функций предпринимательства, истории термина «предпринимательство», анализа личности предпринимателя. Именно этот пробел призвана восполнить данная диссертационная работа.

В поисках методологических оснований для своего исследования, диссертант обращался к общетеоретическим работам российских и зарубежных ученых. Методологической базой стали труды представителей немецкой исторической школы; отечественных ученых М.А.Барга, Л.М.Баткина, А.Я.Гуревича, М.С.Кагана, А.С.Панарина, М.Т.Петрова, Г.С. Померанца; зарубежных исследователей Л.Уайта, Ф.Броделя, М.Оссовской; Г.Хофстеда, Г.Гюллеструпа.

Таким образом, текстовыми источниками диссертационной работы выступает обширный комплекс трудов философов, мыслителей, экономистов, охватывающий значительный период с эпохи античности до настоящего времени.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования -показать, что предпринимательство - это специфический вид человеческой деятельности, особая форма освоения мира, особый социокультурный

1 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1-2. СПб., 2003. Кн.2. С.303.

феномен, который следует рассматривать в культурном контексте, а предприниматель - субъект, выполняющий определенные социокультурные функции.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Исследовать представления о предпринимательстве, сложившиеся в рамках европейской философской и общественной мысли в период с эпохи античности до настоящего времени.

  2. Выявить основные вехи в изменении оценок предпринимательства в европейской общественной мысли.

3. Выявить специфику рассмотрения предпринимательства в рамках
российской общественной мысли.

  1. Определить основные подходы к исследованию предпринимательства.

  2. Выявить и раскрыть культурные функции предпринимательства.

  1. Определить основные подходы к изучению личности предпринимателя.

  2. Провести анализ структуры личности предпринимателя как системы базовых черт.

  3. Раскрыть роль предпринимательства и предпринимателя в современной культуре.

  4. Выяснить основные аспекты взаимодействия между обществом и предпринимателем как носителем определенной системы ценностных ориентации.

10. Раскрыть перспективы дальнейшего сопряжения культурных и
экономических функций предпринимательства.

Научная новизна и результаты исследования. Научная новизна и результаты диссертационного исследования заключаются в следующих положениях:

1. Предпринимательство и предприниматель изучены как предмет философии культуры и философской антропологии.

2. Исследована эволюция представлений о предпринимательстве в
европейской общественной мысли.

  1. Исследованы культурные функции предпринимательства.

  2. Осуществлена классификация подходов к личности предпринимателя.

  3. Выявлены базовые черты личности предпринимателя. б.Проведено семантическое исследование терминов

«предпринимательство» и «предприниматель».

7. К исследованию предпринимательства и предпринимателя привлечен
широкий комплекс философской и антропологической литературы, что
позволило расширить границы и уровень рассмотрения проблемы.

8. В научный обиход введена новая литература на иностранных языках.
Теоретико-методологические основы исследования. Данное

диссертационное исследование в анализе и изложении материала основывается на общенаучных принципах историзма и объективности, а также на сочетании принципов целостности и конкретности. В работе применялся аналитический и герменевтический подходы, позволившие при работе с текстовыми источниками проводить обобщения и делать выводы. Методологическую базу диссертационного исследования составляют методы сравнительно-философского анализа текстов, метод исторической актуализации, способствующий определению роли предпринимательства в конкретной культуре на определенном этапе ее исторического развития. Использование традиционных видов анализа (исторического, философско-понятийного) дополнено культурологическим анализом, который предполагает рассмотрение предпринимательства в единстве трех аспектов: как носителя определенной системы ценностей, норм, обеспечивающих для всего общества достаточные перспективы поступательного развития; как субъекта специфического вида деятельности, представляющего для общества жизненно важный интерес; как культурного феномена, обеспечивающего возможность диалога в обществе, состоящем из различных групп и слоев.

12
В современной литературе существуют различные точки зрения
относительно определения предпринимательства. В данном исследовании
і* диссертант придерживается синтетического подхода как наиболее

согласующегося с целью и задачами работы. В диссертации под предпринимательством понимается особый вид деятельности, особая форма освоения мира, обладающая рядом специфических черт: во-первых, она характеризуется риском; во-вторых, непосредственно не связана с производственной деятельностью (в связи с чем возникает вопрос о значимости предпринимательства); в-третьих, выполняет посредническую функцию; в-четвертых, основывается на личной выгоде (именно такая исключительная ориентация на личный интерес придает предпринимательству оценочный характер).

Предпринимательство является объектом исследования различных
научных дисциплин. Экономическая наука исследует предпринимательскую
функцию, те виды и формы, в которых эта функция осуществляется. Теория
% управления занимается проблемами оптимизации предпринимательской

деятельности посредством совершенствования управленческих технологий. В
рамках юриспруденции исследуются правовые аспекты предпринимательской
деятельности, предприниматель рассматривается как субъект правовых
отношений. Теория менеджмента и маркетинга разрабатывает вопросы
поведения предпринимателя на рынке, роли маркетинговых исследований в
развитии малого и среднего предпринимательства, разрабатывает практические
рекомендации для предпринимателей по оптимизации их поведения на рынке.
Психологией затрагиваются вопросы предпринимательской психологии,
исследуется психологический портрет предпринимателя. История
рассматривает вопросы происхождения и развития предпринимательства в его
исторических и региональных формах. Ученые-социологи интересуются,
прежде всего, социальными параметрами предпринимательства и
;

конфессиональный состав, уровень образования, мотивация

13 предпринимательской деятельности). В диссертационной работе были учтены общие результаты исследований этих дисциплин как достижения, определяющие общенаучный уровень осмысления предпринимательства в современной науке. Учитывая данные всех этих специальных исследований, диссертант, тем не менее, стремился не изменять избранному подходу, анализируя предпринимательство как социокультурный феномен.

Научно-практическая значимость полученных результатов. Результаты диссертационной работы могут найти свое применение в учебных курсах по культурологии, философии культуры, этике бизнеса и т.д., при чтении спецкурсов по общетеоретическим и частным проблемам предпринимательства. Результаты исследования могут способствовать углублению проблематики предпринимательства в современной научной литературе. Возможно использование результатов диссертации при разработке программ развития предпринимательства в России. Автор надеется, что результаты диссертационной работы заинтересуют и самих предпринимателей, будут способствовать осознанию ими той ответственности, которую они несут перед обществом и культурой.

Апробация работы. Материал, представленный в диссертации, прошел свою апробацию на нескольких конференциях различного уровня: на российской научной конференции «Человек: социокультурные практики, модели и языки описания», на республиканской научно-практической конференции «Православие и русская культура о любви к Отечеству», на IV российской академической научно-практической конференции, на IV Международной Кондратьевской конференции «Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век», на Международной научной конференции «Россия: путь в XXI век», на III Российском Философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия», на I Международной научной конференции «Философия и этика бизнеса: образование, теория, практика», а также на ежегодных Февральских

#

14 чтениях (2000-2004 гг.), проводимых Сыктывкарским государственным университетом.

Выводы и результаты диссертации использовались автором в своей педагогической деятельности в Сыктывкарском государственном университете. Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы по два параграфа в каждой, заключение.

Развитие представлений о предпринимательстве в истории общественной мысли до XVIII века

Предпринимательство - это сложный и важный элемент современного общества, а предприниматель - одна из его ключевых фигур. Такое положение дел нашло отражение в том огромном количестве научной литературы, которая существует на настоящий момент. Неугасающий научный интерес к проблемам предпринимательства вызван не только значимостью, но и многоаспектностью этого явления. Поэтому представляется целесообразным обратиться к семантической истории понятий "предпринимательство" и "предприниматель".

Как считают исследователи, слово "предпринимательство" французского происхождения и означает "тот, который между" или "посредник"1. Толковые словари французского языка утверждают, что слово "entrepreneur" произошло от французского глагола "entreprendre", который означает "сделать, чтобы делалось", а также "заставить, пытаться, пробовать" . Возможно, что во французский язык это слово пришло из латыни. Согласно словарям, в латинском языке слову "предприниматель" соответствуют два слова - "negotiater" ("купец") и "mercator" ("торговец")3 Получается, что слова "купец", "торговец" - это синонимы слова "предприниматель". Однако если обратить внимание на слово "посредник", то вырисовывается иная картина. По-латински "посредник" переводится как "interpres".4 Это слово многозначно. Его можно перевести как посредник, вестник; как виновник, устроитель; как толкователь, объяснитель; наконец, как переводчик.5 Оба слова, латинское "interpres" и французское "entrepreneur", несли в себе похожую смысловую нагрузку: "посредник" можно сопоставить с "тот, который между".

Слово "entrepreneur" начинает встречаться во французском языке только с XIII века. В это время его употребляли в двух значениях: либо применительно к организаторам парадов и различных музыкальных представлений, либо к руководителям крупных производственных или строительных проектов (как правило, духовным лицам, которым поручалось возведение замков, фортификационных сооружений, общественных зданий, соборов и монастырей). В этой связи интересно, что в современном английском языке слово "entrepreneur" обозначает не только человека, управляющего предприятием, особенно если это связано с риском, но и организатора представлений для публики.3 В XV веке под предпринимателем понимали "того, кто принимает участие в действии"; а в XVII веке предприниматель - это любой человек, который "вовлекает себя или предпринимает строительство какого-либо объекта" или "индивид, который вовлекает себя в выполнение работ посредством соглашения о предприятии"4.

Несколько по-иному толкуются слова "предпринимательство", "предприниматель" в русском языке. Предприниматель - это человек, "предпринявший что-либо; затевать, решаться исполнить какое-либо дело"5 а также "капиталист - владелец промышленного, торгового и т.п. предприятия" или "делец, ловкий организатор выгодных предприятий"6. Предпринимательство же толкуется либо как "деятельность предпринимателя", либо как "склонность к устройству выгодных предприятий, к аферам" Очевидно, что в русском языке при толковании слов "предпринимательство" и "предприниматель" наряду с экономическим , смыслом присутствует нравственно-оценочный оттенок, чего не было замечено в латинском, французском и английском языках. С.И.Ожегов предлагал понимать под предпринимателем как "капиталиста, владеющего предприятием", так и "предприимчивого человека, дельца".1 Делец же - это "человек, который ловко ведет свои дела, не стесняясь в средствах для достижения своекорыстных целей .

Итак, если как явление, предпринимательство известно, по крайней мере, с XIII века, то, как научное понятие появляется только в XVIII веке. Несмотря на то, что признанным авторитетом в этот период пользовалась английская классическая школа, в научный оборот термин ввел французский мыслитель и экономист Р.Кантильон. (Именно французское слово "entrepreneur" приобрело статус научного термина. Это подтверждается тем фактом, что в английском языке есть два слова со значением "предпринимательство" - "undertaker" и "entrepreneur". Первое слово английского происхождения, тогда как второе имеет французские корни4. Во французском языке с подобным значение есть только одно слово - "entrepreneur", которое и переводится как "предприниматель". Вероятно, изначально для обозначения предпринимательства в английском языке использовалось слово "undertaker", но поскольку в английской экономической мысли XVII- начала XVIII веков предпринимательство не стало предметом научных изысканий, то оно и не трансформировалось в научный термин, а статус научного понятия получило именно французское слово "entrepreneur", заимствованное впоследствии английской общественной мыслью. 5 Примечателен и тот факт, что А.Смит, в работе которого "Исследования о причинах богатства нации" можно обнаружить одни из первых рассуждений о предпринимательстве, не проводил какого-либо различия между капиталистом как лицом, предоставляющим фонды, и предпринимателем, как лицом, принимающим окончательные решения. А.Смит использовал термины "projector" ("составитель проектов") и "undertaker" ("предприниматель") в качестве английского эквивалента французского слова "entrepreneur" ("предприниматель"), но только в качестве синонима понятия "business proprietor" ("собственник предприятия"). Другими словами это означает, что для А.Смита понятия "капиталист" и "предприниматель" равнозначны понятию "собственник предприятия"1.

Анализ определений предпринимательства, которые содержатся в различных современных справочных и энциклопедических изданиях, позволяет констатировать их однотипность, хотя акценты расставлены по-разному. Предприниматель, как правило, определяется либо как "деловой человек, который берет на себя риск сведения вместе средств производства, в том числе капитала, труда и сырья, и получает свое вознаграждение в виде прибыли, происходящей от рыночной стоимости своей продукции"2, либо как "индивид, ответственный за ведение дела, включая выбор товара, мобилизацию необходимого капитала, решения по ценам товаров и их количеству, найму рабочей силы, расширению или сокращению производственных мощностей"3,, либо как "лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск.

Развитие представлений о предпринимательстве в историко-философской и общественной мысли XVIII- начала XX веков

В научный оборот термины "предпринимательство" и "предприниматель" были введены во второй половине XVIII веке французским экономистом Ричардом Кантильоном, автором одной из первых теорий предпринимательства, которая была изложена в его единственном труде -"Очерки о природе торговли вообще" ("Essai sur la nature du commerce en general"). Этот труд, впервые опубликованный в 1755 году, исследователи считают "наиболее систематичным, ясным и в то же время наиболее оригинальное из всех изложений экономических законов". Р.Кантильон попытался решить одну из главных проблем, встающих перед исследователем предпринимательства, а именно: каково содержание этого понятия? что именно и почему следует понимать под "предпринимателем" и "предпринимательством"? Анализ взглядов французского экономиста показал, что для него характерна очень широкая трактовка этого понятия. Он писал, что "предприниматели - это те, у кого неопределенный доход" и которые "живут в неуверенности".2 В этой связи, под определение предпринимателей попали различные категории населения. К предпринимателям, как считал Кантильон, следует относить фермера, "который обещает платить владельцу за ферму или землю определенную сумму денег, при этом, не имея уверенности, что он что-либо получит от этого участка"; торговца, который закупает товары по определенной цене, не будучи уверенным, по какой цене он сможет их продать; промышленника, который не знает, какую прибыль он получит от продажи товаров своего производства; "предпринимателей, связанные с шахтами, строительством, спектаклями"; купцов, ремесленников; художников, врачей, являющихся "торговцами своей продукции в искусстве или науке"; а также нищих и воров, поскольку те "живут в неуверенности".3 Можно заметить, что в качестве главного отличительного признака предпринимателя для Р.Кантильона выступали риск и неопределенность. Этот критерий имел объективный характер, поскольку основывался на событиях, которые человек не может предусмотреть. "Кто может предвидеть число рождений и смертей жителей государства в течение года? Кто может предусмотреть увеличение или уменьшение расходов в семье?" - писал Кантильон. Очевидно, что для экономиста границы предпринимательства прозрачны, условны и подвижны. Поэтому любой человек может стать предпринимателем, в силу объективных причин, возможно, и не желая этого. Предпринимателей в государстве поддерживают потребители, которые "предпочитают чуть переплатить за товар, но найти его в тот момент, когда он им нужен, так как они не могут запастись им, при этом большая часть потребителей не может запастись этим товаром, покупая его из первых рук".1 Потребители могут стать предпринимателями, и наоборот, предприниматели могут стать потребителями ("торговец тканями становится потребителем торговца вином и наоборот"). Следовательно, вторым значимым отличительным признаком предпринимателя выступает его социальная подвижность, благодаря которой предпринимательство в целом осуществляет весь обмен и движение в государстве. Это - источник прочных социальных связей и проявление социальной функции предпринимательства.

Р.Кантильон отмечал, что предприниматели, неся бремя риска, будут стараться по возможности "получить большего в их положении", а также могут обмануть клиента. Кроме того, предприниматели и их продукция "гораздо больше имеют отношения к несчастным случаям и потерям", причем это не зависит от того, получены ли они честным или нечастным способом. Таким образом, предприниматель в трактовке Р.Кантильона, выступал как социальный и экономический агент общества, главная задача которого состояла в выполнении своей экономической и социальной функций. Рассматриваемый как обезличенная экономическая и социальная единица общества, кантильоновский предприниматель выведен за пределы нравственных и моральных норм, так как единственным критерием, стимулом и ограничением его деятельности являются риск и конкуренция.

Иной подход к разработке теории предпринимательства характерен для Жан-Батиста Сэя, другого выдающегося французского теоретика предпринимательства конца XVIII - начала XIX века, который при построении своей теории предпринимательства исходил из личностного аспекта предпринимательства и единства экономических и нравственных характеристик. В своей знаменитой работе "Трактат по политической экономии" (1803 г.) Ж.-Б.Сэй конструировал теорию предпринимательства в двух плоскостях - экономической и нравственной, которые для него составляли единое целое. Значимость этой работы для того времени была большой, что подтверждается тем, что эта работа стала "путеводителем, по которому составляли многочисленные лекционные курсы", а с именем его автора "связано распространение на континенте науки, получившей название "политическая экономия".1

Ж.-Б.Сэй сформулировал свое определение предпринимателя. Как и Р.Кантильон, он исходил из того, что предприниматель есть человека, который "берет на свою ответственность все шансы успеха или неуспеха производства", однако полагал, в отличие от последнего, что часть прибыли "поступает как бы в вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководства. Необходимо, чтобы предприниматель был человеком состоятельным, известным своим умом, благоразумием, любовью к порядку, честностью. Этот род труда требует таких нравственных качеств, которые нечасто соединяются в одном лице: тут требуется здравый ум, постоянство, знание людей и понимание окружающих обстоятельств.

Культурные функции предпринимательства

Культура - это всегда коллективный феномен, которому учат, поскольку культура не передается через гены. Культуру следует отличать как от человеческой природы, так и от личности индивида. Человеческая природа -это то, что является общим для всех человеческих существ: способность испытывать страх или гнев, любовь, радость, грусть, потребность в общении с другими, играть и тренировать себя, способность наблюдать окружающую среду и говорить об этом с другими человеческими существами. Ее определенные аспекты разделяются с частью животного мира. Однако то, что индивид делает со своими чувствами, как он выражает страх, радость, наблюдения - это видоизменяется культурой. Личность человека является уникальной сетью ментальных программ, которые не разделяются ни с каким другим индивидом. Ядро культуры формируют ценности, представляющие собой то, что позволяет предпочитать определенные положения вещей другим и характеризуются наличием положительной и отрицательной сторон (например, добро - зло, красивое - безобразное, природное - искусственное и т.п.) Именно благодаря ценностям, которые остаются невидимыми, проявляется культурный смысл тех или иных типов деятельности. Ценности культуры позволяют выявить культурный смысл предпринимательства, определяемого автором в качестве любой хозяйственной деятельности человека в любую историческую эпоху.

Предпринимательство имеет древние корни, уходящие, по-видимому, к истокам самой культуры. Истоки происхождения предпринимательства уходят к древнему человеку и связаны с его биологическим видом. Как замечают исследователи, "элементы предпринимательства в примитивной форме существовали в первобытнообщинном строе, нося спорадический характер и реализуясь главным образом через обменные отношения и набеги. В Египте в 6000-4000 гг. до н.э. можно найти проявления предприимчивости в сферах обмена, организации, управления, учета. Законы в Вавилоне (около 2000 г. до н.э.) регулировали правила торговли и ростовщичества, использования собственности, труда и трудовых отношений". В ряде работ2 по истории российского предпринимательства также отмечается его более чем 1000-лений возраст, а самая древняя предпринимательская деятельность на территории России представляла собой обмен добытыми у природы продуктами (4-3 тыс. до н.э.). Исследователи подчеркивают, к примеру, что корни российского предпринимательства уходят в жизнь древнейших народов, населявших территорию современной России. Это позволяет констатировать, что первые ростки простейших цивилизаций появляются именно тогда, когда усилия человека приносят ему не только то, что абсолютно необходимо для жизни, но и кое-что сверх этого. В этом смысле предпринимательство по праву можно отнести "к одной из древнейших, если не к самой древнейшей, профессии человека, выходящего из состояния дикости".3 Производство без предпринимательства не движет общество, а оставляет его на уровне простого воспроизводства. Другими словами, предпринимательство связано не с категорией "потребность", а с категорией "интерес", который пробуждает производство товаров на продажу и на заказ и который способствовал появлению первых древних предпринимателей - торговцев-скупщиков, чья деятельность была связана с выгодой, с риском. "Эта деятельность и раскручивает, и ускоряет маховик цивилизации".4 Другими словами, предпринимательство сопутствовало культуру на всем протяжении ее развития. "Представители такого рода предпринимательства - капиталистические авантюристы, которые существовали во всем мире. Эти типы капитализма -социокультурные типы капиталиста-предпринимателя".1

Диссертант полагает, что в категориальном отношении экономика может быть истолкована как "естественное" образование, как ограничение со стороны культуры. При этом в современных условиях влияние культуры на экономику (а значит, и на предпринимательство) не стало меньше, а имеет тенденцию к росту. В древнем мире на стоимость товара влияли такие культурные факторы как понимание вещей как неотчуждаемых от человека, отношение к обмену как в плане жертвы и завоевания. В современном мире "стоимость изделий все более определяется знаниями и ценностями." Другими словами, к факторам культуры, которые влияют на экономические процессы, можно отнести моду, рекламу, субъективные предпочтения и ожидания, их место в иерархии ценностей.

Экономика, общество и культура, как полагает диссертант, составляют взаимосвязанную систему, возникновение которой следует отнести к глубокой древности и неотъемлемой частью которой является предпринимательство. Сначала возникла культура, почти одновременно с ней начали развиваться различные формы экономической активности, которые вместе оказывали значительное влияние на общество, структура которого представляет собой социальную проекцию экономической организации данного общества. Экономические и социальные изменения тесно связаны друг с другом и определяются уровнем развития культуры.

Личность предпринимателя

Личность - это та категория человеческого духа, которая рождалась очень медленно и росла на протяжении веков, претерпевая множество превратностей, так что еще и сегодня она неустойчива, хрупка и драгоценна. М.Мосс, рассматривая становление понятия личности, или, как он писал, "я", пришел к выводу, что окончательно свое разрешение проблема личности нашла только в XVII-XVIII веках. Предшествующие этому периоду философы говорили о богатстве, собственности, их нравственных оценках, но им не хватало осознания сущности "я". Показав, как эволюционировало понятие личности в историческом процессе, какие формы оно принимало в различных правовых и религиозных системах, в обычаях, социальных стратегиях и умонастроениях, М.Мосс пришел к выводу, что "категория "я", "культ "я", "уважение к "я" сравнительно недавнего происхождения. Напрашивается интересная параллель. Дело в том, что, как считал ученый, "я" в современном понимании появляется в конце XVIII - начале XIX веков в рамках немецкой классической философии в работах И.Канта и И.Фихте. "Кант сделал из индивидуального сознания, из священного характера человеческой личности, условие практического разума. Фихте помимо этого сделал категорию "я" условием сознания и науки, Чистого Разума. С этого времени революция в менталитетах совершилась, каждый из нас обладает своим "я", эхом Декларации Прав, предшествовавших Канту и Фихте".2 Именно в это же время появились и первые теории предпринимательства (работы Р.Кантильона, Ж.-Б.Сэя), в которых огромное внимание уделялось как раз личности предпринимателя. Получается, что осознание специфики предпринимательства как вида человеческой деятельности неразрывно связано с признанием особенности личности предпринимателя. Конечно, рассуждения о специфике качеств человека, который занимается предпринимательской деятельностью, встречались в философской мысли ранее (например, можно указать на работы Ф.Бэкона). Однако ясное осознание первостепенной важности личности предпринимателя в предпринимательстве появляется именно в конце XVIII -начале XIX века. Ярким примером является работа Ж.-Б.Сэя, о чем уже писалось в первой главе. Напомним, что у Ж.-Б.Сэя предприниматель от непредпринимателя отличается не только экономическими характеристиками (например, наличие мануфактуры, размер промышленного капитала), но и такими признаками, которые в большей степени характеризуют свойства личности (для Ж.-Б.Сэя это талант, способности). Предприниматель - это всегда личность, а в предпринимательстве личностный аспект - центральный для выявления природы и специфики предпринимательства как социокультурного феномена.

"Культура, - писал Ф.Бродель, - это океан привычек, ограничений, одобрений, советов, утверждений, всех этих реальностей, которые кажутся нам личными и спонтанными, в то время как пришли они к нам зачастую из очень далекого прошлого. Капиталисты - это люди, и их поведение разнилось, как у других людей: одни были расчетливы, другие были азартными игроками, одни были скупы, другие расточительны, одни гениальны, а другие самое большее "счастливчики".1 Поэтому было бы не совсем точным отдавать преимущество и выводить все особенности предпринимательства или личности предпринимателя только из духа наживы, экономии, рассудка или вкуса к рассчитанному риску. Свое слово здесь сказали и экономика, и политика, и общество, и культура. Многие мыслители и исследователи указывали, что личность предпринимателя - это нечто особое, и эту особость необходимо выявить и проанализировать. И вопрос не только в том, чтобы установить, какие качества отличают предпринимателя от просто предприимчивого или любого другого человека, а в том, можно ли говорить о некоем особом типе личности - типе личности предпринимателя.

Личность предпринимателя - сложное и многогранное явление. Как отмечают исследователи, предпринимателя можно рассматривать как совокупность различных его сторон. Во-первых, как живого человека со всем комплексом проявлений его чувственно-эмоциональной и нравственно-психологической сторон жизнедеятельности. Во-вторых, как экономического человека, обладающего средствами производства и осуществляющего свою деятельность ради получения материальной выгоды. В-третьих, как участника общественных отношений, который воспроизводит характерную для общества культурную среду и руководствуется интересами других субъектов и социальных групп. В-четвертых, как подданного государства, приводящего свои действия в соответствие с существующими правовыми нормами. Кроме этого, на личность предпринимателя оказывают существенное влияние такие факторы, как природно-географический, экономический и культурно-исторический.1 Очевидно, что только рассмотрение личности предпринимателя в совокупности всех этих сторон позволяет наиболее полно и адекватно ее проанализировать. Противоречивость и неустойчивость личности предпринимателя заключается в этих ее составляющих. Она находится под перекрестным давлением требований экономики, общества, культуры, государства, личных желаний и привычек. Все они предъявляют свои требования к предпринимателю, поэтому она противоречива и изменчива.

Личность предпринимателя находится в неразрывной связи с его деятельностью. Именно возможность рассматривать личность предпринимателя как систему специфических социально-психологических свойств индивида, позволяет исследователям выделить предпринимателя как особый социально-психологический тип.