Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная работа как социокультурный институт Пономарев Петр Андреевич

Социальная работа как социокультурный институт
<
Социальная работа как социокультурный институт Социальная работа как социокультурный институт Социальная работа как социокультурный институт Социальная работа как социокультурный институт Социальная работа как социокультурный институт Социальная работа как социокультурный институт Социальная работа как социокультурный институт Социальная работа как социокультурный институт Социальная работа как социокультурный институт
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономарев Петр Андреевич. Социальная работа как социокультурный институт : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.13 Ростов н/Д, 2005 261 с. РГБ ОД, 71:07-9/60

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социокультурный подход к социальной работе 15

1.1. Современные теоретико-методологические подходы к социальной работе 15

1.2. Социокультурный взгляд на социальную работу 29

1.3. Социальная работа и философия образования 46

Глава II. Социокультурное содержание социальной работы 62

2.1. Философско-методологические основы социальной работы 62

2.2. Духовно-нравственная культура как мировоззренческая основа социальной работы 99

2.3. Религиозно-духовный аспект социальной работы 136

Глава III. Историко-культурный опыт социальной работы 151

3.1. Зарубежный опыт подготовки социальных работников 151

3.2. Нравственно-религиозные и организационные основы развития социальной работы в России 178

3.3. Историко-культурные традиции подготовки социальных работников в России 200

Заключение 231

Литература 237

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Коренные идеологические и социально-политические преобразования в российском обществе в начале 90-х годов повлекли существенные изменения социальной политики государства и системы социальной защиты людей. В новых социально-экономических условиях объективно возникла необходимость перехода от государственно-административной к профессиональной социальной работе, соединяющей в себе государственную и общественную поддержку. Остро встал вопрос о соответствующей подготовке квалифицированных кадров.

Социальная работа относится к тем видам деятельности, которая распространяется на все слои общества, независимо от возраста, пола, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных убеждений, образования и имеет целью оказание разносторонней помощи людям, оказавшимся в трудном положении, столкнувшимся с проблемами, которые они не могут (или думают, что не могут) решить самостоятельно. Социальная работа сводится к социальной помощи и защите и может осуществляться в рамках административно-должностных процедур. Но в современных условиях многократно усложняющейся общественной жизни резко возрастает уровень психологической и организационной беспомощности людей, привыкших к стшщартным способам деятельности. Для большого числа людей любое нарушение этих стандартов, любой конфликт означают стресс, невроз, ощущение собственной беспомощности и невозможности преодоления проблемы. Просто помогать таким людям -значит делать за них то, что они вполне могли бы сделать и сами, если бы имели уверенность в себе и простейшие коммуникативные и организационные навыки, которые они, по каким-то причинам, не имеют. Поэтому центр социальной работы уверенно смешается от простой материальной и правовой помощи и защиты к психолого-педагогической подготовке.

Таким образом, современный социальный работник решает не только конкретные социальные проблемы своих клиентов, но и помогает людям

осваивать новые моральные ценности и нормы, находить жизненные смыслы и духовно-нравственные ориентации. Его деятельность направлена на гармонизацию межличностных отношений, отношения между личностью и социумом и, в конечном итоге, на гуманизацию и стабилизацию социума. Это значит, что требования к подготовке социальных работников увеличиваются, ведь они смогут эффективно решать свои профессиональные задачи только тогда, когда будут представлять собой цельные, высоконравственные личности, ориентированные на высокие идеалы высокой духовности.

В настоящее время еще не сложились адекватные новым социально-экономическим условиям педагогические системы. Имеющиеся образовательные практики, нацеленные на передачу максимального объема знаний и недооценивающие духовно-нравственную основу человеческого становления и развития, ограничивают формирование человеческой индивидуальности и объективно приводят к кризису социокультурной и личностной идентичности. Это в полной мере относится к процессу профессиональной подготовки будущих социальных работников. В условиях, когда российское общество в связи с девальвацией культурно-нравственных ценностей советского периода охвачено духовным кризисом, особенно актуальны вопросы формирования духовно-нравственной культуры будущих социальных работников, разработка концептуальных оснований системы всесторонней подготовки будущих социальных работников.

Степень научной разработанности темы. Большой вклад в разработку теории социальной работы внесли В.Г. Бочарова, Т.И. Великолуг, СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, И.Г. Зайнышев, И.А. Зимняя, 1Ш. Клушина, Г.Д. Кузнецова, ШО. Клименко, P.M. Куличенко, А.И. Лященко, В.А. Никитин, П.Д. Павленок, A.M. Панов, В.А. Сластенин, Л.В. Топчий, В.В. Трухачева, М.В. Фирсов, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова и другие (более 20 определений социальной работы). Из западных исследователей надо отметить Г. Бернер, Л. Юнссон, М. Саппс и К. Уеллс, Ш. Рамон и Р. Сарри.

Анализ социальной работы в историко-культурном и этнокультурном контексте был проведен в диссертации Е.П. Агапова.

6 Теоретические разработки по данной теме отличаются разнообразием, но, вместе с тем, и некоторой односторонностью, поскольку они, как правило, проводятся прежде всего с профессиональной точки зрения, в рамках имеющегося опыта. Но в наше время, в связи с новыми условиями общественной жизни и новыми проблемами, требуются более общие подходы к социальной работе, определяемые требованиями к ее практике и педагогике в их взаимодействии. Такие подходы могут быть реализованы в рамках философии культуры, философской антропологии и философии образования, при опоре на традиционные национальные культурные и духовные ценности.

В настоящее время социально-функциональный (клиентоцентрированный) подход к социальной работе все активнее вытесняется системно-социальным подходом, в фокусе которого находится задача гармонизации отношений в обществе и в рамках которого работают Р.И. Ерусланова, В.А. Луков, В.А. Иванников, В.Г. Попов, Л.П. Якушев, В.В. Колков, Т.Ф. Яркина и другие. Представляется оправданным расширение этого подхода до социокультурного, включающего в понятие социальной работы национально-исторические ценности, объединенные формами культурной целостности. Предельные формы такой целостности, рассматривали создатели русского космизма Н.Ф. Федоров, Н.К. и Е.И. Рерих, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов и другие, а из современных - В.В. Налимов, В.П. Казначеев, Л.В. Лесков,

Российская национально-историческая и культурная тысячелетняя традиция опирается на духовные, христианские ценности. Богатейший фонд исследований по вопросам духовности, духовной культуры, морали и нравственности в рамках истории философии и культуры оставили русские религиозные философы: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, СП. Шевырев, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Г.Г. Шпет, Н.О.Лосский, В.В.Зеньковский, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. Белый, В.В. Розанов, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А,Ф. Лосев и другие.

Существенный вклад в разработку теории культуры внесли современные ученые: С.С. Аверинцев, Л.Г. Ионин, Л.Е. Кертман, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, М.М. Бахтин, B.C. Библер и другие. Исследованием духовной культуры как религиозной, занимались Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев, А.И. Ильин, С.Л Франк и другие, а из совеременных - архиепископ Кирилл, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, А.А. Какурин, П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский, В.И. Митрохин.

В последнее время особенно многочисленны работы, в которых нравственность рассматривают в неразрывной связи с духовностью', это В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев А.Ф.Никитин, С.Б.Крымский, В.В.Картава, И.В. Силуянова, Г. Шаталова, Н.Н. Моисеев, Л.П. Буева, В.А. Ремизов, В.А. Кутырев, В.И. Мурашов, В.Д. Шадриков, В.А. Пономаренко, В.Г. Рындак, Е.В. Бондаревская, А. Новиков, И.А. Карпюк, Т.И. Власова, А. Косичев, Г. Платонов, С.Д. Лаптенок, Н.В. Басова и другие.

В русской религиозной философии и религиозной мысли идею духовного воспитания через православие разрабатывали И. Ильин, В. Зеньковский, а из отцов Церкви - Иоанн Златоуст, Авва Дорофей, Максим Исповедник, Георгий Гелист Плифон, Феофан Затворник, св. Тихон Задонский, преп. Симеон Новый Богослов, митрополит Илларион, Кирилл Туровский, Нил Сорский, митрополит Владимир, Серафим Саровский, священник Сильвестр («Домострой»), протопоп Аввакум, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и другие. На основе сборника духовных текстов «Добротолюбие» современный греческий архимандрит Иерофей Влахос написал книгу под названием «Православная психотерапия». Задачу воспитания социальных работников в духе толерантности и религиозной терпимости ставит В. Таланов. Таким образом, налицо тенденция к усиленному освоению разнообразного опыта отечественной духовной культуры.

Объектом исследования является социальная работа, рассматриваемая как социокультурный институт, в процессе ее исторического возникновения и развития.

Предметом исследования являются условия, средства и механизмы (педагогические и организационные) выстраивания социальной работы в соответствии с современными требованиями.

Цель диссертационного исследования ~ сделать комплексный анализ социальной работы, объединяющий социальный, культурный и нравственно-духовный аспекты.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

провести анализ существующих представлений о социальной работе для выяснения степени их адекватности современным требованиям;

рассмотреть историко-культурные условия возникновения и развития социальной работы (помощи) для выявления ее инвариантных институциональных структур;

на этой основе выявить адекватные требования к социальной работе и подготовке социальных работников, т.е. условия, определяющие их эффективность;

- рассмотреть философские, нравственные и религиозно-духовные
основания социальной работы и сознания социальных работников;

- проанализировать историко-культурный (западный и отечественный)
опыт социальной работы и педагогики.

Теоретико-методологическая основа исследования. Главным в данном исследовании является системный метод, применяемый как в историческом, так и в функциональном аспектах бытия культуры. Тема предполагает рассмотрение в педагогическом, социологическом, культурологическом, социокультурном и философском аспектах. Поэтому главной методологической задачей диссертанта был поиск адекватных форм соотнесения всех этих аспектов друг с другом и их взаимное обогащение. Теоретический смысл исследования - в расширении представления о социальной работе от узкоутилитарного (административного и/или

теоретического) до социокультурного (социально-практического). Гипотеза исследования выражается в следующем тезисе: необходимой составляющей как социальной работы, так и подготовки социальных работников является духовно-нравственная культура.

Научная новизна исследования выражается в следующих пунктах:

предложен социокультурный подход к анализу социальной работы, объединяющий в себе теоретико-аналитический, прогностико-проективный, коммуникативно-деятельностный, психотерапевтический, морально-нравственный и духовный аспекты;

социальная работа рассмотрена на всех уровнях мировоззренческой культуры, от обыденно-практического до универсально-космического;

выдвинуты подлинные общественные приоритеты в социальной работе и вытекающие из них антропологические (психологические, моральные и интеллектуальные) требования к подготовке социальных работников, определяемые идеалами социальной гармонии и целями социальной стабильности;

показано, что настоящий социальный работник должен быть воспитан в плане духовного самоопределения, т.е. его личность должна определяться не просто его социальной ролью (должностью), и не просто его моральным или профессиональным долгом, но и его пониманием своего места и роли в обществе и в мире целом, т.е. миссией;

в качестве материала для духовного воспитания социальных работников предложен философско-методологический, культурологический, духовно-нравственный и религиозно-духовный опыт российской культурной традиции;

- проанализирован зарубежный и отечественный опыт развития
социальной работы и подготовки социальных работников в плане выявления
его культурных, духовно-нравственных и организационных оснований.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Традиционные подходы к социальной работе рассматривают ее чаще всего, как расширенную форму социальной (как правило, материальной) помощи, оказываемой нуждающимся обществом и/или государством, и

имеющей целью смягчение социальной напряженности. При этом возможно смещение этих форм в сторону государственных учреждений, что вступает в противоречие с культурными традициями. Трактовка социальной работы при советском строе, вытекающая из идеи классового равноправия, привела к ее обезличиванию и бюрократизации, к утрате ее подлинного назначения, заключающегося в создании для нуждающихся условий (не только объективных, но и субъективных) самостоятельного решения своих проблем. Это значит, что социальную помощь и связанную с ней работу нельзя сводить к реабилитации, т.е. к восстановлению чего-то утраченного. Такое расширение задач социальной работы ведет к изменению понимания ее сущности, в основе которой, как представляется, в действительности лежат ценности общечеловеческого гуманизма. Поэтому подлинным фокусом социальной работы является социальный работник, способный на подлинно гуманное отношение к клиенту, и на обеспечение воспитания такового должны работать теоретический, практический, правовой, политический, педагогический и другие моменты его подготовки.

  1. Главная особенность социальной работы заключается в необходимости постоянно выходить за пределы традиционных норм (особенно в случаях законодательных и бюрократических препон) ради оказания реальной и своевременной помощи людям. Умение делать это эффективно и не создавая новых проблем, требует особых качеств сознания, мировоззрения и личности социального работника.

  2. Социальный работник должен уметь анализировать ситуацию клиента не только в обыденно-практическом плане, но и в морально-мировоззренческом, а последнее невозможно без прочного духовного основания. Речь идет о так называемых экзистенциальпьис проблемах человека, игнорировать которые в социальной работе в наше время невозможно (и на которых паразитируют разные мошенники типа целителей, предсказателей, знахарей и т.п.). Анализом и решением таких проблем занимается психотерапия, и ее подход заключается в попытках вывода человека на более высокий уровень осознания своих проблем с помощью

философских, псевдофилософских и мифологических представлений (типа космического сознания, эзотерических учений и т.п.). Однако, ее недостатком является игнорирование этнокультурных и историко-культурных особенностей человека, что снижает эффективность социальной работы.

4. Современные требования к социальному работнику выходят далеко за
пределы должностных обязанностей и даже за пределы традиционно
понимаемого профессионального и морального долга. Он должен обладать
такими интеллектуальными и коммуникативными качествами, как проектно-
деятельностное
отношение к любой ситуации, системное видение ситуации,
видение уровней содержания ситуации, опирающимися на такие умения, как
способность понимания - интеллектуальный фундамент коммуникации, и
способность управления коммуникацией.

5. Из этого вытекает, что антропологический облик социального
работника складывается из следующих черт: тип личности - рефлексивный,
саморазвивающийся;
тип морального сознания - направленный на
общественное служение; тип духовности - общечеловеческий. Эти черты
существуют и могут быть сформированы только в единстве, в силу их
взаимозависимости, и для этого необходима опора в виде соответствующей
философии. Наиболее подходящей для этого, во всех отношениях,
представляется русская религиозная культурная традиция и философия.

6. Такие идеи русских религиозных философов* как идея соборности и
идея всеединства как нельзя лучше отражают суть современной идеологии и
педагогики социальной работы. Суть первой - в опоре на исторические
особенности национального единства русского народа: религиозность,
общипность, самопожертвование.
Суть второй - в осознании всеобщей
зависимости событий, деяний, судеб,
как индивидуальных, так и
общественных, и выведение из этого осознания требований к личности,
исключающих отделение ее от общества, обуславливающих ее гармоничное
саморазвитие в рамках не только общества и всего мира, но и бытия вообще,
опираясь на идею Божественного абсолюта. Только на таком уровне может
быть преодолена теоретическая и практическая разобщенность таких

важнейших моментов человеческого сознания, как мораль, нравственность и духовность, лежащая в основе всех социальных, в том числе и религиозных, конфликтов.

7. Несмотря на то, что философские и общекультурные основания
идеологии социальной работы за рубежом существенно не совпадают с
нашими, богатый исторический теоретический и организационный опыт как
социальной работы, так и социальной педагогики стран Запада, безусловно,
полезен и заслуживает осмысления (и, отчасти, освоения). Исторически
социальная работа на Западе складывалась из деятельности общественных и
государственных структур, что и задавало основу профессионализма в этой
сфере. Именно установка на интересы общества всегда определяла смысл и
содержание социальной работы (в отличие от установки только на интересы
государства\ и ее развитие всегда понималось, как обусловленное развитием
общества на всех его уровнях (а не только на классовом, как в советском
обществе). Именно поэтому на Западе возникли такие (научные и учебные)
дисциплины, как конфликтология, социальное управление и социальное
планирование,
крайне полезные для нас в условиях демократизации.

8. Национальные историко-культурные особенности социальной работы
(помощи) в России всегда понимались в ее отнесенности к христианским
добродетелям (благотворительности), следуя которым любой человек, даже
князь, мог повышать свой авторитет, проявляя свою духовность. Именно
поэтому возникновение социальной работы, как социального института, на
Руси связывается с инициативой князей, а его развитие - с деятельностью
Православной церкви. Отстранение общественной инициативы от социальной
работы в советском обществе и монопольное присвоение ее государством
привели к ее вырождению, что вылилось в начале перестройки в ее кризис.
Сейчас проводится работа (прежде всего законодательная), чтобы оживить
общественную инициативу в социальной работе, сделать ее выгодной для всех
слоев населения, всячески повышать ее эффективность и авторитет. Но для
этого необходимо развертывание массовой подготовки специалистов,

обеспеченных соответствующими теоретическими и практическими знаниями и умениями.

9. В настоящее время многими исследователями предлагаются образовательные модели для подготовки социальных работников, но им, как правило, не хватает культурологической, историко-культурной и философской содержательности. Восполнение этого крайне необходимо для развития теоретических оснований социальной работы. Для этого полезно обратиться к истории подготовки социальных работников в России, которая до революции велась в рамках общественных организаций и только при советском строе приобрела профессиональный статус, хотя, по сути дела, свелась к должностным обязанностям соответствующих чиновников. В наше время требуется не только воссоздание общественной инициативы в социальной работе, но и определение культуросообразного соотношения таковой с государственной практикой социальной работы.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Предлагаемое исследование расширяет теоретические основания социальной работы, как социального и государственного института, вводя ее в контекст отечественной философской и религиозной культуры. Соответствующий учебный курс напрямую связан с гуманитарными дисциплинами вообще и позволяет существенно углубить подготовку социальных работников за счет выведения их профессионального мировоззрения на уровень философско-личностной убежденности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и межвузовских конференциях и конгрессах, таких как: Южно-Российская научно-практическая конференция педагогических работников высших и средних учебных заведений «Витагенные педагогические технологии как условие развития личности» (Новочеркасск, 1999); ежегодные межрегиональные научно-теоретические конференции, посвященные

актуальным проблемам социальной истории и социальной работы (Новочеркасск, 2000-2005); ежегодные годичные собрания Южного отделения РАО и региональные психолого-педагогические чтения (2001-2005); международная конференция «Language and Communication» (Ростов-на-Дону, 2001); Третий Российский философский конгресс: рациональность и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); Вторая международная научно-практическая конференция «Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности» (Ростов-на-Дону, 2002); I Международный конгресс «Славянский педагогический собор» (Тирасполь, 2002); Третья международная конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития совре-менной России» (Ростов-на-Дону, 2004); ежегодные научно-теоретические конференции по проблемам гуманитарного образования (Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Шахты, 2000-2005).

Результаты исследования докладывались на заседаниях отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы и кафедры философии и культурологии Ростовского-на-Дону педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 356 наименований. Общий объем диссертации-261 страница.

Современные теоретико-методологические подходы к социальной работе

Социальная работа как практическая деятельность возникла на самых ранних ступенях жизни человечества в форме социальной помощи. Ее возникновение и развитие были обусловлены потребностями человеческого общества в сохранении преемственности своего существования и в постоянном совершенствовании на каждом этапе своего развития. По данным истории, впервые о социальной помощи как таковой упоминалось в 1750 г. до н. э. в Вавилоне. В Древней Греции она обозначалась словом «филантропия» (по гречески: «проявление любви в отношении человечества»), а в Риме -словосочетанием «народная традиция». Оказание помощи у древних инков называлось «минка», а у языческих славянских племен - «слепня» [291, с. 17-18].

Таким образом, следует отметить, что основанная на общечеловеческих ценностях милосердия и благотворительности, социальная помощь прошла длительный исторический путь своего развития и постепенно из стихийно складывающегося социального института стала приобретать черты государственного института. В связи с этим возникли различия, а затем и противоречия, между традиционно понимаемой в обществе помощью - в духе милосердия и благотворительности, морали и духовности - и «социальной помощью», оказываемой государственными чиновниками по обязанности, т.е. собственно «социальной работой». Постепенно так понимаемая «социальная работа» стала приобретать черты профессии с присущими ей качествами: деятельностными, социальными, моральными и духовными нормативами. Важно отметить, что главным свойством процесса развития социальной работы является постепенное снятие указанного противоречия за счет сближения государственных и социокультурных ее нормативов. Однако, этот процесс идет неравномерно, иногда вспять (как в советский период, когда были упразднены все накопленные до революции традиции социальной работы), так что приходится предпринимать специальные усилия для его ускорения. Поэтому потребность в дальнейшем совершенствовании усложнившейся в настоящее время теории и практики социальной работы вызывает необходимость глубокого и разностороннего осмысления этого социального явления.

Термин «социальная работа» («social work»), появившись впервые в США в начале XX в., стал широко употребляться в отечественной научной теории и практике лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. этого же столетия. В этом словосочетании базовым является слово «работа», которое указывает на организованную социальную деятельность, инициируемую субъектом, а определяющим - «социальная», подчеркивающее, что работа осуществляется с учетом социальных факторов, оказывающих существенное влияние на социализацию и ресоциализацию людей.

Вместе с тем, по мнению некоторых ученых, подобная дефиниция, с точки зрения лингвистики, является недостаточно корректной и дает основания рассматривать социальную работу лишь как сугубо практическую деятельность. Так, В.А. Никитин, анализируя понятие «социальная работа», отмечает, что оно идентифицирует многофакторный процесс взаимодействия и складывающаяся традиция его трактовки как науки «...не соответствует ни ее лингвистическому, ни тем более ее сложному социально-гуманитарному содержанию» (цит. по: [321, 18]), Поэтому в ряде стран предпринималась попытка изменить название профессии. С этой целью для обозначения социальной работы предлагался термин «социономия», однако он не получил широкого распространения и употребляется в настоящее время лишь в Швеции и некоторых других северных странах [123, с. 9].

Анализ научной литературы показывает, что теоретическая традиция в истории научного осмысления социальной работы складывалась по мере изучения ее роли в обществе и смысла такого явления, как благотворительность, а также в связи с попытками сопоставить научное изучение социальной помощи нуждающимся с различными психологическими, социологическими, психотерапевтическими теориями. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на многолетнюю мировую практику активного использования понятия «социальная работа», ее сложный, многосубъектный, многофакторный характер, динамичность параметров социальной деятельности мешают прийти к единому мнению в ее трактовке.

Рассмотрим наиболее типичные подходы к определению социальной работы. Вначале изложим точки зрения зарубежных авторов по этому вопросу. Так, в середине 70-х гг. XX в. в Швеции социальную работу рассматривали как единство структурной и психосоциальной деятельности, в которой общественная организация и совершенствование форм общения признаются одинаково важными для обеспечения решения личных проблем клиента. В то же время Г. Бернер и Л. Юнссон [26, с. 38, 46] отмечают, что такое понимание социальной работы не является достаточно четким и определенным и что часто под ней понимают лишь подход к организации психосоциальной работы. Они рассматривают социальную работу как одну из форм деятельности, направленную на достижение индивидуальных или общественных изменений.

Социокультурный взгляд на социальную работу

Как показано выше, в настоящее время имеет место большое разнообразие определений социальной работы. Разные авторы рассматривают социальную работу с разных позиций - теоретических, политических, профессиональных, философских, моральных и т.д. - и с разными целями, направленными, например, на сохранение (воссоздание) научной школы, сохранение социального или государственного статуса профессии, создание политического имиджа и т.д. и т.п. Именно поэтому чиновники приравнивают социальную работу к социальной помощи, политики - к социальной защите, медики - к социальной профилактике, педагоги - к социальной педагогике (см. [204]). Уже давно идут споры за приоритет в этой сфере: между педагогикой и философией образования (в результате которого последняя была исключена из списка обязательных дисциплин высшей школы); между социальной педагогикой и социальным образованием, как направлениями государственной социальной политики и научными и учебными дисциплинами; между сторонниками воссоздания советской системы социальной помощи (вместе с строем) и реформаторами, ориентирующимися (в той или иной степени) на западные образцы и современные представления, обусловленные процессом глобализации, и т.п. Все это говорит о явной недостаточности критериев анализа и оценки представлений о социальной работе, о ее смысле и сущности. В наше время социальная работа слишком часто становится средством выживания для социальных работников, а не их клиентов. И в этом свете возникает вопрос, чему и как учить новые поколения социальных работников, чтобы этого не происходило, каким должен быть адекватный критерий видения, понимания и решения такой проблемы? Очевидно, что такой критерий не может быть только теоретическим, или только административным, или только профессиональным, или только политическим, или только моральным, -здесь требуется системно-синтетический взгляд, позволяющий соотнести все эти позиции (и еще многие), а именно, - социокультурный взгляд, исходящий из двух взаимосвязанных вопросов, - философского: «Каким должно быть сейчас оптимальное соотношение моментов общественного воспроизводства (сохранение национальных, политических, ментальных и др. традиций) и общественного развития (введение тем или иным способом политических, экономических, социальных и др, инноваций)!» и социокультурного: «Зачем (кому) нужна социальная работа?» Представляется, что только после ответа на эти вопросы можно давать какие бы то ни было определения «социальной работы», адекватные требованиям времени.

Простейшим видом социальной работы является материальная социальная помощь. Ее генезис, очевидно, начался с развитием родоплеменного строя, когда разложение первобытной общины поставило роды, живущие в относительно разных природных условиях, в неравное отношение друг к другу, - из-за капризов природы одни могли преуспевать в жизнеобеспечении, а другие - страдать, вплоть до вымирания, так что безвозмездная помощь первых вторым была естественной необходимостью и культурной ценностью. В дальнейшем менялись только условия социального расслоения и формы борьбы с его крайними последствиями - голодом и т.п. Так, еще в Библии упоминаются стратегические запасы зерна, принадлежащего фараону, на случай засухи и голода (история Иосифа), а в истории Китая - работы по осушению огромных территорий от затопления, проведенные полководцем Юем по поручению императора. Но в условиях нехватки ресурсов и классового разделения общества формы социальной помощи (особенно в Европе) стали вырождаться: выживание за чужой счет стало обычным в феодальном и особенно капиталистическом обществе, что приводило к бунтам и революциям. Именно идея равного социального обеспечения стала основой учения о социализме, - когда государство берет на себя всю заботу о социальном обеспечении народа. Такая система работала, пока хватало ресурсов, но только лишь обнаружился дефицит (любого рода), - и вновь появилось неравенство между бюрократией и народом и вытекающая из этого коррупция. Такое неравенство является обычным для любой страны с государственным строем; его смысл в том, что государство, прежде всего, должно заботиться о своем обеспечении и сохранении, в силу своей исключительной ценности для общества. Поэтому во всех странах проблемой является установление и удержание приемлемого соотношения форм государственной социальной помощи и форм социальной взаимопомощи. Для нашего общества эта проблема является новой, и идет борьба между безусловным приоритетом государства в осуществлении социальной помощи и социально оправданной деятельностью негосударственных (общественных) организаций (см. [204, с. 25], [277, с. 123], [331, с. 70]). Эта борьба проходит в сфере права (вернее, бесправия), и пока не в пользу последних из-за бюрократических препон, правовой малограмотности и недоверия населения к государству и судебной системе, с одной стороны, и отсутствия организационной культурной традиции в этой сфере (учитывая разгул мошенничества), с другой.

Имеются два направления в политической трактовке социальной работы - ориентирующееся на интересы государства, и ориентирующееся на общественные интересы (см. [167, с. 130-131], [303, с. 155]). Идеология первого исходит из безусловной ценности общественного спокойствия, порядка и стабильности, ради чего и действует социальная работа, борясь с отклонениями. Однако, в разных исторических условиях представления о том, кому и как надо помогать, настолько разнились, что, например, еще в XIX нищета считалась естественным социальным состоянием (что и породило известный лозунг «Пролетариат может помочь себе только сам» и все вытекающие из него революционные последствия).

Философско-методологические основы социальной работы

Россия синтезировала в свою культуру западноевропейские и восточные духовные традиции, в результате чего на русскую философию оказывала влияние как восточная, так и особенно западноевропейская мысль. Отличаясь своеобразием, русская философия являлась органической частью мировой философии и повторяла в основных моментах этапы ее развития.

Русская философия, несмотря на большое влияние на нее западной философской мысли, развивалась самобытным путем. Воплотив в себе противоречивость культурно-исторического развития России, отечественная философская мысль творчески переработала идейное богатство западной философии, и переосмыслила его применительно к задачам и проблемам русской действительности. Русские мыслители создали систему ценностей, обосновали цели и идеалы альтернативные тем, что имелись в западной философской мысли.

По мнению большинства исследователей, после длительного подготовительного этапа становления период развития самостоятельной национальной философии начинается с конца 30-х годов XIX в. [1, с. 134]

Рассмотрение в нашем исследовании философского наследия русских религиозных мыслителей объясняется тем, что, во-первых, русская религиозная философия является наиболее идейно плодотворной, в которой наиболее глубоко были разработаны проблемы духовности и духовно-нравственного совершенствования человека, которые в настоящее время приобрели особую актуальность, во-вторых, актуальность изучения идейного наследия русских религиозных философов объясняется тем обстоятельством, что социально-экономические ситуации, в которых оказалась Россия в начале XX и ХХЇ веков во многом являются идентичными (наличие кризисного состояния России, обострение социальных противоречий, инфляция нравственных ценностей, идеологический вакуум и другое). В тогдашней ситуации целью и задачей русских религиозных философов было выявление и утверждение в современной им культуре важнейших ценностей русского народа на всех уровнях общественного бытия, начиная с идеи общины -социальной основы русского народа, кончая идеями соборности, как национальной основы, и всеединства, как духовной основы (см. [207, с. 94]). Поэтому в современных условиях идейные ориентиры русских религиозных философов могут, по-нашему мнению, служить мировоззренческой основой в деле воспитания духовно-нравственной культуры будущих социальных работников8.

Характерной особенностью русской религиозной философии являлось то, что в центре философской рефлексии были проблемы человеческого бытия, жизни во всех ее проявлениях, причем самое пристальное внимание уделялось ее духовным аспектам. Самобытность русской философии заключалась в стремлении русских мыслителей, исходя из своей интерпретации бытия, глубоко понять внутренний мир человека и его духовно-нравственные устремления. В центре философских размышлений русских философов были проблемы цели и смысла человеческого существования, которые рассматривались в тесной связи с идеей необходимости развития духовности человека. Весьма характерным для русских религиозных философов было единодушное признание в качестве смысла и цели жизни человека его духовно-нравственное совершенствование. Исследователи истории отечественной философии (Н.А. Бердяев, Г.Г. Шпет, Н.О.Лосский, А.Ф.Лосев) подчеркивали, что русскому философствованию не был присущ западный рационализм, оно основывалось на православном учении. Русской философии была характерна органическая взаимосвязь философских учений с особенностями религиозной жизни, а также нравственных установок с православием. Русские мыслители обогатили феноменолого-герменевтическую интерпретацию христианства, признав его в качестве фундамента гуманистического мировоззрения.

Уделяя меньше внимания, чем в западной философии, проблемам гносеологии, русские философы на первый план выдвинули социально-антропологическую и нравственно-религиозную проблематику. Русские религиозные философы стремились решить проблемы социальной несправедливости, задачи искоренения зла и других общественных пороков идейными средствами, среди которых доминирующую роль играла нравственность. Они осуждали эгоистический индивидуализм и призывали к соборной сплоченности, взаимопомощи. Изначально идея соборности общественного сознания являлась ведущей при объяснении общественных явлений и процессов. Они утверждали, что только внутри единого (органичного) целого может быть реализовано «Я» индивида и вообще достигнута духовно-нравственная и социальная гармония. Ими отвергались насильственные методы решения задачи общественного переустройства. Моральный фактор признавался ими главенствующим в индивидуальном и общественном бытии. Особенно большое внимание русские мыслители уделяли этическим проблемам. Так, В.В.Зеньковский писал: «Русская философия... больше всего занята темой о человека, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории. Прежде всего, это сказывается в том, насколько всюду доминирует... моральная установка: здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования. Тот панморализм, который в своих философских сочинениях выразил с исключительной силой Лев Толстой, с известным правом, с известными ограничениями может быть найден почти у всех русских мыслителей. ...С этим связано и напряженное внимание к социальной проблеме...» [87, т. 2, с. 18-19]

Зарубежный опыт подготовки социальных работников

Несмотря на то, что философские и общекультурные основания идеологии социальной работы за рубежом существенно не соответствуют нашим (см. конец параграфа 2.I.), богатый исторический организационный и практический опыт как социальной работы, так и социальной педагогики стран Запада, безусловно, полезен и заслуживает осмысления (и, отчасти, освоения). Так, уже в XVIII веке в Европе под влиянием идей Просвещения в законодательстве разных стран появляются указания на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении (особенно вдов, старцев, больных и физически неполноценных людей), но также за трудоспособных безработных. Но в это время в оказании помощи не было системы, помощь оказывалась лишь в отдельных случаях. В конце XIX веке во многих странах Европы возникают: - специальные государственные формы помощи осужденным и освободившимся из мест заключения; - специальные системы ухода за больными; - специальная помощь слепым и глухим; - обязательное государственно-муниципальное обучение населения; - частное и муниципальное посредничество по обеспечению работой; - профсоюзная касса помощи для больных, безработных и т.д. В этот же период происходит формирование системы благотворительных учреждений. Так, в 1866 году в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» - «Общественный Союз покровительства». В 1869 году в Лондоне основывается Благотворительное общество для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать). Подобные организации создаются и в других странах мира. Таким образом, к концу XIX века во многих странах работают общественные организации для помощи бедным, развиваются различные формы благотворительности частных лиц и организаций, а также благотворительная деятельность церкви [69, с. 17, 18]. В этот период формируются социальные техники и технологии оказания помощи в решении различных проблем человека. Помимо техник складываются также основные принципы взимодействия социального работника и клиента, возникают первые учебные заведения по подготовке социальных работников и социальных педагогов, которые организовывались по инициативе благотворительных организаций. Так, в Европе началом обучения социальных работников можно считать 1893 год, когда в Германии по инициативе Ж. Шверин были открыты курсы по обучению девушек и женщин для социальной помощи и заботы. В Англии в 1896 году при содействии Общества организации благотворительности были организованы в Лондоне курсы по подготовке социальных работников [269, с. 112]. Инициаторами подготовки специалистов для социальной сферы во Франции стали женские общества и церковь, целью которых было оказание физической и моральной помощи женщинам и детям, в результате чего в 1907 году Марией Тохари была создана первая профессиональная школа социального обеспечения, а в 1911 году - открыта социальная школа римской католической церковью [140, с. 153-154]. У истоков становления социальной работы как профессиональной деятельности стояли в США Д. Адаме (1860-1935) и М. Ричмонд (1861-1928), в Германии А. Саломон (1872-1948), во Франции М. Тохари, в Англии Е. Фрай. Они внесли большой вклад в разработку теории и практики социальной работы, организации системы подготовки профессиональных социальных работников. Ими были обоснованы и введены в практику конкретные модели помощи, такие как «кейсорук» (работать со случаем), методы групповой работы, предложены общие принципы межличностного взаимодействия социального работника и клиента. В своих книгах «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899), «Социальные диагнозы» (1917), «Что такое социальная индивидуальная работа» (1922) М. Ричмонд научно обосновала основы социальной работы, изложила ее методы, где в качестве ведущего был выделен индивидуальный метод социальной работы. Она считала, что социальная помощь представляет собой совокупность действий, которые влекут изменения как самого индивида, так и социальной среды. Процесс помощи включал следующие этапы: - получение информации, - диагноз (исследование состояния социального отклонения), - прогноз (предположения перспективы улучшения), - лечение (оказание помощи клиенту) [307, с. 47]. В 20-е годы под влиянием идей фрейдизма, нашедших широкое применение в социальной практике, М. Ричмонд формулирует новые принципы социальной работы. Ими становятся метод косвенного и непосредственного лечения. Косвенный метод предполагал оказание позитивного влияния на окружение клиента, оздоровление среды, в которой он находится. В непосредственном методе работы широко использовались такие формы взаимодействия с клиентом как: советы, уговоры, рациональные дискуссии. Главная цель заключалась в том, чтобы активизировать клиента, привлечь его к выработке необходимого решения совместно с социальным работником.

Похожие диссертации на Социальная работа как социокультурный институт