Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция идеологии нитирэнизма Пуиг Порталь Баир Элоевич

Эволюция идеологии нитирэнизма
<
Эволюция идеологии нитирэнизма Эволюция идеологии нитирэнизма Эволюция идеологии нитирэнизма Эволюция идеологии нитирэнизма Эволюция идеологии нитирэнизма
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пуиг Порталь Баир Элоевич. Эволюция идеологии нитирэнизма : 09.00.13 Пуиг Порталь Баир Элоевич Эволюция идеологии нитирэнизма :от истоков до современного состояния : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 Улан-Удэ, 2007 200 с., Библиогр.: с. 140-154 РГБ ОД, 61:07-9/682

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена все возрастающим вниманием к буддизму, качественно усиливающему свои позиции и значимость в век научно-технической информации вопреки многим атеистическим прогнозам, и важностью разработки проблем, связанных с историей буддийской идеологии от средневековья до настоящего времени в свете современной научной парадигмы. В условиях глобализации развитие новейших религиозных течений, определяющих как основную цель борьбу за спасение отдельного индивида и всего человечества, требует специального рассмотрения в контексте решения острейших социально-философских проблем общества.

Несмотря на наличие в отечественной японистике посвященных буддологии научных трудов, актуальность рассмотрения нитирэнизма, имеющего множество аспектов и ответвлений, не вызывает сомнения, так как его идеология в настоящее время по сравнению с другими религиозными течениями претерпевает эпоху своего бурного развития. Его влиянию подвергаются умы представителей самых разных рас, национальностей, социальных классов. Анализ такой идеологии, способной адаптироваться к разнообразным условиям, органично вливаться в духовную жизнь общества иной цивилизации и таким образом сближать людей столь разных культурных традиций, безусловно, должен быть одной из насущнейших проблем изучения подобной современной научно-информационной культуры.

Активизация общественно-религиозной деятельности нитирэновского движения вызывает неподдельный интерес к сущностным характеристикам идеологических основ нитирэнизма, способствующих его чрезвычайно широкому распространению в сегодняшнем мире. Поиски выхода из состояния экологической, общественно-политической катастрофы и путей духовно-нравственного самосовершенствования личности, волновавшие японского буддийского монаха XIII в., остаются по сей день насущными проблемами человеческой цивилизации, решение которых может привести к гармонизации общемирового процесса развития.

Степень научной разработанности проблемы. Деятельность Нитирэна Дайсёнина неоднократно становилась объектом пристального внимания японских и зарубежных историков, философов, религиозных деятелей, проявлявших, прежде всего, глубокий интерес к принципам нитирэновского движения. Научные исследования по нитирэнизму, предпринятые в Японии, представляют собой три категории.

К первой категории относятся работы апологетического характера, подчеркивающие совершенство этого учения на фоне несовершенства учений остальных буддийских школ. Именно этот метод, как известно, использовал Нитирэн в конкурентной борьбе с представителями других школ. В ряду таких работ можно назвать в первую очередь труды трех первых президентов Общества Сока Гаккай Цунэсабуро Макигути, Дзёсэй Тода, Дайсаку Икэда, одного из основателей общества Риссё косэй кай Нивано Никкё, делавшего особый акцент на особенностях учений, запечатленных в Лотосовой Сутре. Произведения Масахару Анэсаки, содержащие более скрытую оценку превосходства учения Нитирэна, также из этого ряда литературы.

Ко второй категории относятся исследования с резко отрицательной оценкой данной идеологии. В таких работах острой критике подвергается, прежде всего, деятельность религиозно-политической организации Сока Гаккай, что четко прослеживается, например, в книге Фудзивара Хиротацу «Сока Гаккай – о киру» (Токио, 1969), в «Сока гаккай, Комэйто-но каймэй» (Токио, 1970), автор которой Фукусима Тайсё показывает конкурентную борьбу между приверженцами разных школ, пытающихся отрицать значимость Нитирэна как создателя священных текстов с целью подорвать идейные устои движения; из сборников критических статей особо выделяется «Сикумарэта Сока Гаккай хихан» (Токио, 1980).

Третью категорию составляют работы, ставящие своей целью объективно осветить идеологию и деятельность Нитирэна. Исследований, дающих полную, научно достоверную характеристику немного. С середины XX в. центр научного внимания фокусируется на истории религиозно-философских аспектов учения Нитирэна. Например, в работах Асаи Ёрин «Нитирэн-сёнин кёгаку-но кэнкю» (Токио, 1945), Сиге Кайсю «Нитирэн сюкёгаку си» (Токио, 1952), Токоро Сигэмото «Нитирэн-но сисо то Камакура буккё» (Токио, 1965), «Нитирэн кёгаку-но сисоситэки Кэнкю» (Токио, 1976), Мотидзуки Канко «Нитирэн сюгаку сэсси» (Токио, 1968). Деятельность Нитирэна и его учеников освещается в «Нитирэн то соно монтэй» Тагаки Ютака (Токио, 1965), «Нитирэн то соно дэси» Миядзаки Эйсю (Токио, 1971). В книге «Японские характеры» Кандзо Учимура, христианина по вероисповеданию, уделяется целая глава Нитирэну, единственному представителю старых времен, названному им «одним из самых загадочных японцев, который мог бы быть идеалом религиозного человека, не будь он таким спорщиком».

В европейской зарубежной научной литературе вопросами, связанными с учением Нитирэна, его личностью и жизнеописанием, занимались такие исследователи, как Ренондо Г., Колер В., Борзиг М. и другие. Французский исследователь Гастон Ренондо (1879г. – 1967г.), восхищенный необычайным реформаторским характером личности Нитирэна, первым в Европе перевел на родной язык его сочинения.

Профессор евангельской теологии в университете г. Майнц (ФРГ) Вернер Колер в своей книге «Учение Лотоса» (1962 г.) посвящает при исследовании современных религий Японии специальные главы Лотосовой Сутре и Нитирэну. Эти же проблемы стоят в центре научных изысканий профессора Генриха Думоулина.

В книге «Живой бог» Натан Зёдерблом называет Нитирэна самой могущественной религиозной личностью Японии и сравнивает его с пророком Elia / Илья. Маргарета Борзиг в своей монографии подробно раскрывает в учении Нитирэна то, что для менталитета представителей западных конфессий представляет особые параллели, имеющие какие-либо точки соприкосновения или им неведомую до сих пор «тэрру инкогниту».

В отечественной науке историко-философский аспект учения Нитирэна был подвергнут глубокому критическому анализу А.Н. Игнатовичем в кандидатской диссертации "Нитирэн. Его жизнь, деятельность и учение" (1980) и монографии "Школа Нитирэн" (2002), в его совместной работе со Г.Е. Светловым "Лотос и политика: необуддийские движения в общественной жизни Японии" (1989) и других трудах. И.К. Державин в книге "Сока-Гаккай – Комэйто" (1972) характеризует процесс религиозно-политического движения в послевоенной Японии. В монографии Б.В. Поспелова «Идеологические течения современной Японии» (1988) наряду с рассмотрением процессов общественного развития с классовых позиций того времени интерпретируются особенности религиозного модернизма, проповедуемого необуддийскими движениями.

Однако многовековой процесс развития идеологической концепции нитирэнизма не рассматривался в свете сегодняшней научной парадигмы, хотя он, как никакое другое религиозное движение, получил такое распространение в сегодняшнем мире, что, с одной стороны, его успехи могут только впечатлять, а с другой стороны, закономерно возникает интерес к выяснению истинных причин подобного духовного завоевания.

Несмотря на определенный уровень изученности нитирэнизма в российском востоковедении, предпринятое исследование призвано продолжить работу в данном направлении и раскрыть многие незатронутые стороны идеологии этого движения, позволившие учению средневекового японского монаха в течение семи веков сохранить свое рациональное зерно и получить новое развитие в сегодняшнем мире.

Объектом исследования настоящей работы является нитирэнизм как особое направление в буддизме.

Предметом исследования является эволюция идеологии нитирэнизма.

Цель диссертационного исследования – выявление эволюционных особенностей идеологических концептов нитирэнизма как особого направления в развитии буддизма. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

– систематизировать аспекты общебуддийской и тяньтайской догматики в качестве теоретических основ нитирэнизма;

– проследить по линии преемственности школ Тяньтай – Тэндай – Нитирэн дальнейшее развитие их идеологических концептов;

– выявить реформаторские преобразования сотериологической доктрины Нитирэна на основе анализа его письменного наследия;

– определить внешние и внутренние факторы развития учения Нитирэна на последующих этапах реализации целей его последователями;

– дать критический анализ новейшей концептуальной политики нитирэнизма на примере деятельности общественно-религиозных движений и школ нитирэновского толка и их роли в социально-политической жизни Японии;

– выделить позитивные и негативные стороны идеологической борьбы нитирэновского движения;

– охарактеризовать основные аспекты духовно-нравственной концепции нитирэнизма, лежащей в основе воспитания нового человеческого сообщества;

– определить место и значение нитирэнизма как особого буддийского движения в системе мировых религий современности.

Гипотеза исследования предполагает, что в процессе своей многовековой эволюции вероучение Нитирэна Дайсёнина, с философской точки зрения, доказывает свою жизнеспособность благодаря тому, что его базисные онтологические концепты при отражении основных аспектов фундаментальных законов структуры и развития бытия подчеркивают своеобразную сущностную основу феноменального мира, а их трактовка отвечает насущным нравственно-духовным потребностям индивида.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют идеи и выводы, изложенные в трудах классиков. Настоящее исследование построено в русле методологии и концепций, разработанных отечественными востоковедами, в частности, академиком Н.И. Конрадом. Что касается религиоведческого уровня, то исследование опиралось на достижения российской буддологической школы, представленной именами Ф.И. Щербатского, С.Ф. Ольденбурга, О.О. Розенберга, Ю.Н. Рериха, Б.Д. Дандарона, Г.М. Бонгарда-Левина, М.И. Воробьевой-Десятовской, В.И. Корнева, Т.П. Григорьевой, Л. Мялля, Н.Л. Жуковской, В.П. Андросова, Е.А. Торчинова, А.Н. Игнатовича, К.М. Герасимовой, С.Ю. Лепехова, Л.Е. Янгутова, С.П. Нестеркина, А.А. Накорчевского, В.Н. Пупышева, А.И. Железнова и др.

Автор диссертации использовал в работе следующие подходы: междисциплинарный подход, предполагающий комплексный характер исследования с интеграцией знаний в области религиоведения, философии, идеологии, истории, культуры и выявляющий универсальность исследуемой проблемы и ее методологической значимости; структурно-функциональный подход, обеспечивший раскрытие нитирэнизма как особого вероучения и его влияния в процессе эволюции на духовно-религиозную жизнь общества. Также были использованы общенаучные, аналитические, сравнительно-исторические, религиоведческие методы, историко-психологический и текстологический анализ, большое внимание уделялось принципу историчности, преемственности, целостности и системности. Комплексное применение перечисленных взаимодополняющих принципов и методов способствовал научному характеру процесса исследования.

В практической деятельности Нитирэн стремился воплотить принцип единства религии и политики (яп. сэйкё-итти), именно поэтому четкое представление об исторической обстановке того времени может способствовать объективному анализу принципов учения Нитирэна в свете его общественной и религиозной деятельности.

Научная новизна работы заключается в следующем:

– в результате предпринятого исследования выделена концептуальная система вероучения Нитирэна Дайсёнина, на основе которой зародилось новое направление в буддизме Японии XIII века – нитирэнизм, имеющий цель распространения своего учения как единственно истинного по всему миру;

– рассмотрен эволюционный процесс становления идеологии религиозного движения Нитирэна с присущими ему позитивными и негативными сторонами от истоков до современности;

– установлено по линии доктринальной преемственности школ Тяньтай – Тэндай – Нитирэн-(сю) появление новых идеологических концептов;

– определена суть реформаторских преобразований сотериологической теории Нитирэна;

– освещены основные аспекты деятельности общественно-религиозных организаций нитирэновского толка в современной Японии;

– впервые введены в научный оборот переведенные автором на русский язык пять сочинений из письменного наследия Нитирэна Дайсёнина, имеющие глубокое философское звучание.

Положения, выносимые на защиту:

1) нитирэнизм как особое самостоятельное направление в буддизме и на современном этапе его развития продолжает ставить перед собой цель распространения своего вероучения как единственно истинного учения по всему миру (яп. косэн-руфу);

2) в онтологических концептах, лежащих в основе учения Нитирэна, отражены основные сущностные характеристики феноменального мира, трактовка которых отвечает нравственно-духовным устремлениям индивида;

3) итай - досин (разные телами - единые душой) является основополагающим принципом единения практикующих нитирэнизм;

4) интерес и обращение к буддийским ценностям нитирэнизма свидетельствуют о наличии глубокого интереса в современном обществе к новым формам духовной жизни общества, доказывают жизнеспособность и состоятельность основных аспектов учения Нитирэна;

5) философско-этический универсализм нитирэнизма служит для его апологетов имплицитной формой распространения японской культуры в мире, поддерживающей идею многих из них о превосходстве японской нации и ее значимости в истории человеческой цивилизации.

Теоретическая значимость исследования обусловлена, во-первых, тем, что изучение идеологии нитирэнизма может способствовать решению общих вопросов, связанных с различными формами общественного сознания в период становления развитого феодализма в Японии. Несмотря на разработку отечественными исследователями определенных социально-экономических проблем, возникающих при изучении средневекового японского общества, обширный круг вопросов, связанных с идеологией этого периода, остается открытым. Поэтому исследование конкретных явлений данной эпохи создаст необходимую базу для дальнейшего обобщения и типологизации. С этой позиции изучение нитирэнизма как одного из таких явлений нам представляется вполне оправданным;

во-вторых, изучение эволюции идеологии нитирэнизма, несмотря на всю японскую специфику, дает возможность для понимания общих закономерностей развития мировых вероучений и для конкретизации сходств и различий в религиозных процессах, происходивших в эпоху средневековья и продолжающихся в наше время в странах Запада и Востока. Разработка предлагаемой темы позволяет расширить исследовательский материал для изучения буддизма как мировой религии в различных региональных проявлениях. Безусловно, изучение нитирэновской идеологии как одного из направлений в буддизме даст новый материал для раскрытия сути влияния буддизма на традиционную японскую культуру;

в-третьих, в теоретико-познавательном плане результаты исследования свидетельствуют о состоятельности буддийской концепции Нитирэна в свете современных религиозно-философских теорий.

Источниковую базу исследования составило Полное собрание сочинений Великого святого Нитирэна (Нитирэн Дайсенин Госё Дзэнсю). Источником исследования также послужил перевод Сутры о Бесчисленных Значениях; Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы; Сутры о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость, выполненный А.Н. Игнатовичем.

Все источники обеспечили необходимую базу для решения целей и задач, поставленных в исследовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут использоваться при разработке специальных курсов по истории философии, философии буддизма. Материалы диссертации могут иметь значение при изучении состояния религиозных движений в современной Японии.

Апробация работы: о результатах исследования докладывалось на заседании отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБТ СО РАН и на научных конференциях:

– БГУ (Ежегодная преподавательская конференция) «Философская, общественно-политическая мысль стран Центральной и Восточной Азии» (2006 г.): доклад «К вопросу о месте нирваны в идеологии школы Нитирэн»;

– ИМБТ (Международная конференция, посвященная 2550-летию Буддизма) «Буддизм в контексте диалога культур» (2005 г.): доклад «Идеологические концепты школы Нитирэн».

Основные положения и выводы диссертации изложены в 5 научных публикациях. Диссертация обсуждена на заседании отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБТ СО РАН.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав с выводами в конце каждой главы, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы включает 108 работ отечественных и 38 работ зарубежных авторов.