Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные ценности калмыков Бадмаева Цаган Аркадьевна

Этнокультурные ценности калмыков
<
Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков Этнокультурные ценности калмыков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бадмаева Цаган Аркадьевна. Этнокультурные ценности калмыков : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Элиста, 2007.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/560

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты формирования традиционных этнокультурных ценностей

1.1, Этнокультурные ценности: смысл и содержание понятия 14

1.2, Этнические константы в системе этнокультурных ценностей 28

1.3, Религиозно-антропологическое в системе этнокультурных 46 ценностей

Глава II. Философско-светские и религиозные этнокультурные ценности современных калмыков

2.1. Особенности калмыцкой культуры в контексте этнокультурного пространства 67

2.2. Важнейшие этнокультурные ценности калмыков 96

2.3. Реконструкция и оптимизация этнокультурных ценностей калмыков в условиях обновляющегося российского общества 120

Заключение 141

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется потребностью в разработке концептуального видения этнокультурных ценностей калмыцкого народа, анализе философских основ культурного наследия, направленного на сохранение и развитие этнокультурной самобытности. Исследование этнической культуры имеет большое значение в жизни современного человека, поскольку самоутверждение этнокультурных духовных ценностей становится той силой, которая способствует преодолению кризиса идентичности, порождённого глобализацией, и противоречивость социокультурной ситуации в России, в том числе, в Республике Калмыкия.

Российская Федерация представляет собой уникальное поликультурное пространство, сочетание цивилизационных, этнических и конфессиональных пластов. В стране формируется новая система ценностей. Культурная среда интенсивно насыщается заимствованиями, отличными от традиционных аксиологических форм. Многие культурные ценности прошлых поколений стали непонятны молодежи в результате неограниченных контактов с другими культурами, порою имеющими разрушительные последствия; реальными стали духовные противоречия между прошлым и настоящим. В связи с этим особую актуальность приобретает раскрытие особенностей формирования традиционных этнокультурных ценностей, их духовных и антропологических оснований.

В последние годы проблемы российских регионов привлекают все большее внимание не только политиков, общественных деятелей, но и философов. При этом чаще всего изучаются экономические, политические, управленческие аспекты регионального развития, в меньшей мере - этнокультурные аспекты. Эта проблема имеет особое значение для такого региона, как Калмыкия, которая 400 лет находится в Европе, в цивилизационном пространстве России. Духовная культура калмыков - результат многовековой истории своего существования, своеобразного переплетения этнокультур, языков, конфессий, она представляет собой уникальный пример толерантности и межкультурного диалога. Этнокультура калмыков - сложный, многомерный феномен, нуждающийся в

специальном культурфилософском исследовании. Таким образом, актуальность диссертации связана с усилением интереса учёных к этнокультурным ценностям и их оптимизации в условиях модернизации России.

Важным фактором исследования особенностей этнокультурных ценностей калмыков выступает религия - буддизм как явление философского порядка. Несмотря на то, что рамках буддистской религиозной доктрины есть немало внутренних различий, буддизм создал нечто общее, свойственное только культуре калмыцкого народа, которая развивалась под его воздействием и влиянием. В настоящее время заметно возрождение исторических, культурных и религиозных традиций, возрастание их роли в жизни республики. В связи с этим, весьма актуальна проблема этнокультурной целостности, рассматриваемая в динамике и контексте духовной культуры калмыков.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблем этнокультурных ценностей является объектом интереса различных наук в связи с её многоплановостью. Теоретический фундамент изучения этнокультурных ценностей был заложен в работах западных исследователей, которые рассматривают культуру как способ регуляции жизни человека и социума (М. Вебер , Э. Дюркгейм , Г. Зиммель), как предмет культурной антропологии (Б. Малиновский)4, как повод для критики современного западного общества (Н. Элианс), а также в сочинениях Н. Бердяева, В. Библера, В. Межуева, П. Флоренского9 и других, реализовавших социально-философский и социологический подходы к изучению роли культурного фактора в общественном

1 Вебер М. Избранные произведения. - М., 1991. - С. 89.

2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии. - М., 1990. - С. 91.

3 Зиммель Г. Избранное. Т. 1,2. М., 1996. - С. 65.

4 Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - M., 1996. - С.
279.

3 Элианс Н. Общество индивидов / Пер. с нем. - М., 2001. - С. 336.

6 Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии борьбы и национальности. - М., 1990. - С. 85.

7 Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. - M., 1991. - С. 289.

8 Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. - М., 1991. - С. 259.

9 Флоренский П.А. Итого // Соч. в 2 т. Т. 2 - М., 1990. С.341-350.

развитии. Проблема философской антропологии, в связи с этнофилософией,

1 9 "X

находит свое отражение в работах Л. Леви-Брюля , К. Леви-Стросса , А. Лосева , Е. Шилза4, М. Элиаде5 и др.

Публикации А. Арнольдова , Б. Ерасова , Э. Орловой , А. Флиера и других содержат концептуальные основы культурной политики, раскрывают понимание ее целей и задач в современных условиях.

Современные исследователи подчеркивают необходимость анализа трансформаций, происходящих в различных областях социокультурной жизни народов Российской Федерации, особенно Южного федерального округа, в котором возрастание роли этнического фактора изменяет общую направленность развития страны (В. Авксентьев10, Б. Бичеев11, Л. Волова12, А. Дегтярев13, Г. Денисова14).

Философской базой исследования мифолого-религиозных основ этнического сознания калмыков служат работы известных теоретиков философии религии Г. Гегеля15, М. Мюллера16, Э. Ренана17, К. Тиле18 и др.; становлению религиозного комплекса посвящены работы Л. Васильева19, М. Кагана20, А.

91 99 9"? Т

Романовой , М. Степанянц , Е. Торчинова , И. Яблокова и др. Взаимодействие

1 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1999. -С. 80.

2 Леви-Стросс А.Н. Человек и культура. - М., 1961. - С. 30.

3 Лосев А.Ф. Очерк античного символизма и мифологии. - М, 1993. - С. 4.

4 Shils Е. Centre and Periphery II Polanyi M. (ed.). The Logic of Personal Knowledge: Essays. - London, 1961. - P. 41.

5 Элиаде M. Священное и мирское. - M.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 144.
Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. - М., 1997. - С. 31.

7 Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших уч. заведений. - М. 1996. - С. 480.

8 Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания
культурной политики. - М., 1993.-С. 19-42.

9 Флиер А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994,- № 5. - С 14-25.

10 Авксентьев В.А. Демократия: конфликтность и толерантность. - Воронеж, 2002. - С. 402.

11 Бичеев Б.А. Дети Неба - Синие Волки. Мифолого-религиозные основы этнического сознания калмыков. -
Элиста, 2005.-С. 200.

12 Волова Л.А. Коммуникативные процессы в полиэтническом социокультурном пространстве. Автореферат
дисс... докт. филос. наук. - Ставрополь, 2000. - С. 37.

13 Дегтярев А.И. Идеология национализма: социокультурный подход. Автореферат дисс... докт. филос. наук. -
Ростов-на-Дону, 1998. - С. 42.

14 Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 237.

15 Гегель. Философия религии. В 2-х т. - М., 1977. - С. 573.

16 Мюллер. М. Введение в науку о религии. - М., 2002. - С. 279.

17 Ренан Э. Очерки по истории религии // Классики мирового религиоведения. - М., 1996. - С. 34.

18 Тиле К. Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. - М., 1996.
-С. 144-196.

19 Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1994. - С. 432.

20 Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 414.

21 Романова А.П. Проблема религиозного в современном религиоведении. - Астрахань, 2000. - С. 54.

22 Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. 2-е изд., испр. и доп. - М, 2001. - С. 511.

23 Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб., 1998.
-С. 384.

буддизма с региональными формами религии нашло свое отражение в работах В. Андросова2, Э. Бакаевой3, Н. Жуковской4, К. Наднеевой5 и др.

Классическая доктрина буддизма исследована Ф. Щербатским6 и др. Из зарубежных авторов, обращающих внимание на формирование специального мировоззрения под влиянием буддизма, можно назвать К. Юнга, осветившего вопросы буддийской морали.

В XX в. роль буддизма, как философского мировоззрения, в развитии культуры калмыков исследовалась слабо и недостаточно. В числе исследований советского периода, в которых представлены различные точки зрения на отдельные периоды и события этнической истории калмыков, следует назвать работы Л. Гумилева8, И. Златкина9, Н. Пальмова10, У. Эрдниева11 и др. Среди трудов современных авторов наибольший интерес для исследуемой проблемы представляют работы Г. Авляева12, М. Батмаева13, В. Дарбаковой14, В. Колесника15, А. Митирова16, В. Санчирова17 и др., раскрывающие генезис формирования этноса, его верований, материальной культуры, обусловленных особенностями образа жизни калмыков. Заслуживают внимания публикации, раскрывающие искусство буддизма (С. Батырева)18, архитектуру (Д. Пюрвеев)19.

1 Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994. - С. 224.

2 Андросов В.П. Буддизм: религия и философия // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. - М.,
1985.-С. 130-152.

3 Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. - Элиста, 1994. - С. 128.

4 Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. - M., 1977.-С. 200.

5 Наднеева К.А. Буддизм махаяны в Республике Калмыкия (философско-культурологический анализ). Автореф.
дисс... докт. филос. наук. - СПБ, 2001. - С. 36.

6 Щербатская Ф.И. Философское учение буддизма. - М., 1919. - С. 295.

7 Юнг К.Г. Психологический комментарий//Тибетская книга мертвых. - М., 1992.-С. 76-94.

8 Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. - М., 2002. - С. 384.

9 Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. 1635-1758.2-е изд. - М., 1993. - С. 332.

10 Пальмов Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. - Астрахань,
1922.-С. 137.

11 Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. - Элиста. 1985. - С. 284.

12 Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. - Элиста, 2002. - С. 325.

13 Батмаев М.М. Калмыки в XYII-XYIII веках. События, люди, быт: В 2 кн. - Элиста, 1993. - С. 384.

14 Дарбакова В.П. Ламаизм в социокультурном пространстве этноса. Автореф.... доктора культурологии. -
Краснодар. 2002.-С. 17.

15 Колесник В.И. Последнее великое кочевье. Переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и
обратно в XVII и XVIII веках. - М., 2003. - С. 70.

16 Митиров А.Г. Ойраты - калмыки: века и поколения. - Элиста, 1998. С. 384.

17 Санчиров В.П. "Илэтхэл шастир" как источник по истории ойратов. - М., 1990. - С. 40.

18 Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII - XX века. Опыт историко-культурной реконструкции. - М.,
2005.-С. 155.

19 Пюрвеев Д.Б. Культовое зодчество калмыков в ХУП-Х1Х вв. // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. -
Элиста. 1987.-С. 53.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы этнокультурных ценностей показывает, что создана определённая теоретическая, методологическая и практическая база исследования. Вместе с тем, необходимо отметить отсутствие культурфилософского анализа этнокультурных ценностей в современных условиях, остается настоятельная потребность раскрытия их функций, роли и места в развитии и становлении калмыцкого этноса на новом историческом этапе.

Объектом диссертационного исследования являются этнокультурные ценности калмыков.

Предметом исследования выступает сущностная характеристика современных этнокультурных ценностей калмыков в эволюции.

Цель диссертационного исследования состоит в культурфилософском анализе этнокультурных ценностей калмыков, в уточнении их современного статуса.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Проанализировать смысл и содержание понятий «этнокультура», «этнокультурные ценности» как особые системы «культуры жизнеобеспечения» этноса.

  2. Выявить сущностные характеристики этнических констант в системе этнокультурных ценностей.

  3. Обосновать роль антропологических воззрений, добуддийских верований и буддизма в формировании калмыцких этнокультурных ценностей.

  4. Охарактеризовать основные черты и особенности калмыцкой культуры.

  5. Раскрыть важнейшие этнокультурные ценности современных калмыков.

  6. Рассмотреть процесс конструирования современных этнокультурных ценностей калмыков.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили произведения классиков мировой и отечественной философской мысли, а также труды современных учёных, занимающихся изучением традиционных этнокультурных ценностей. Это позволило осуществить исследование избранной

темы с учётом имеющихся в различных областях научного философского знания теорий и концепций.

Теоретико-методологической основой исследования явился

аксиологический подход как один из основных для теоретического анализа этнокультурных явлений, обладающих ценностной природой. Использование данного подхода позволяет рассмотреть взаимосвязь человека и общества через культуру, определить ориентацию личности на общечеловеческие и этнические ценности и показать приоритет этнокультурного концептуального видения проблемы.

На основе общефилософского подхода анализируется динамика и особенности развития этнокультуры калмыков, описываются процессы формирования этноса, формулируются основные исследовательские категории. Важное место в исследовании занимает культурфилософский подход, позволяющий выявить объективную природу и сущностный характер формирования традиционной культуры, культурных ценностей калмыков, обусловливающих устойчивость, преемственность и самоидентификацию.

Исследование осуществлено на основе принципов историзма, этнологизма, диалектического соотношения общего, особенного и единичного, единства логического и исторического, системности, целостности и взаимодополняемости.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

- на основе анализа учений об этнокультуре уточнено содержание понятия
«этнокультурные ценности», определена их многоплановость и подчёркнута
особая роль в формировании «культуры жизнеобеспечения» этноса;

выявлено, что «этнические константы» выступают парадигмальной формой традиционного сознания и формируются посредством трансфера ценностей этнической культуры, образуют центральную культурную тему, которая детерминируется стратегией «культуры жизнеобеспечения» этноса;

показано, что религиозно-антропологическое в калмыцкой культуре, складывается из сочетания традиционных ценностей добуддийского

миропонимания, буддийских воззрений, включающих в себя как философско-религиозное мировоззрение, культ, обычаи и традиции;

- установлено, что основные черты и особенности этнокультуры калмыков
выражаются в гармоничном единстве и взаимосвязи ценностей
древнемонгольской (добуддийской), ойратской (буддийской) и российской
культур;

- исходя из монголо-ойратских культурных моделей, российских
культурных традиций выявлены важнейшие этнокультурные ценности
современных калмыков, составившие основу этнобуддийской культуры;

- показано, что процесс конструирования современных этнокультурных
ценностей калмыков происходит через оптимизацию и реконструкцию
традиционных ценностей, освоение мировых и российских культурных
ценностей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультура представляет собой систему «культуры жизнеобеспечения»
этноса включающая в себя следующие элементы: ритуалы и обряды, легенды,
специфические элементы идеологии, символы, способы коллективного
проживания и деятельности, а также этнокультурные ценности, включающие в
себя религиозное мировоззрение и культ, этические взгляды и этикет, традиции и
обычаи, специфические жанры искусства, архитектуру, систему охраны здоровья,
жилищного уклада, формы межличностного общения. Благодаря
преемственности, обеспечивается передача и усвоение основных культурных
ценностей, их развитие и видоизменение с учётом социально-политических и
социальноОэкономичеких условий. Сущностное ядро отражающее смысл
этнической культуры составляют традиционные, исторически сложившиеся идеи,
которые на протяжении исторического развития народа являлись доминантными
и развивающими.

2. Этнокультура обеспечивает овладение этнокультурными ценностями
посредством присвоения опыта, фиксированного в системе этнических констант
как парадигмальной формы этнокультурного сознания. Этнические константы

детерминируются стратегией «культуры жизнеобеспечения» этноса и включают в себя религиозные верования и практику, язык, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину. Центральная культурная тема калмыцкого этноса, состоит из следующих, наиболее значимых этнических констант: калмыцкий язык и традиционная письменность, буддизм, эпос «Джангар», фольклор, традиционная преемственность в знании своей родословной и осознание принадлежности к монгольскому миру. Древнейшей константой этнокультуры калмыков, определяющей стимул человеческого поведения, является сосуществование с природой и поиск упорядоченности окружающего мира.

3. Религиозно-антропологическая сущность этнокультурных ценностей
калмыков заключается в синтезе добуддийского миропонимания, сложившегося
из верований (в силы космоса и природы, в души умерших предков), обыденно-
житейского сознания, мифов, ритуалов, культов и буддизма, привнесшего
философское учение о карме, идею о преобразовании сознания силами самого
индивида, комплекс верований и ценностей, повлиявших на самосознание этноса.
Буддизм в данном случае представляет собой феномен более широкий, чем
просто система верований. Он выступает своего рода регулятором, нормативно
регламентируя духовную и этическую сферу деятельности общества. В
результате сложного и противоречивого взаимодействия этнического и
буддийского миропонимания ойраты приобрели общие черты этнобуддийской
культуры.

4. Своеобразие калмыцкой культуры заключается в том, что она включает в
себя три культурные доминанты - древнемонгольскую, ойратскую и российскую.
Синтез древнемонгольской и ойратской картин мира обусловил основное
содержание этнокультурных ценностей калмыков. Истоки калмыцкой культуры
уходят в глубину веков общей монгольской истории и культурного бытия.
Основу добуддийской культуры (период мифотворчества) составляет миф, суть
которого состоит в том, чтобы сделать культуру эзотеричной, непроницаемой для
представителей других культур. В период развития ойратской культуры

(эпический период) формируются основные черты калмыцкого этноса: честолюбие, стремление к власти и жажда свободы, толерантность, родовое сознание. Важным достижением ойратской культуры является создание эпического произведения «Джангар», в котором отражена не только эпическая героика, но и национальное самосознание и национальных характер.

В результате сложного и противоречивого взаимодействия добуддийского, буддийского и российского миропонимания, калмыцкая культура приобрела современные черты и особенности.

  1. Основу современных этнокультурных ценностей калмыков составляют монголо-ойратские культурные модели, в рамках которых калмыцкой этнос приобрёл особенности этнобуддийской культуры, а также общероссийские культурные традиции. Высшие современные этнокультурные ценности калмыков фиксируются попарно: сила и справедливость, доблесть и честь, разум и долг. К ним также относятся: отвага, решительность, воинственность, самостоятельность, ответственность, верность, свободолюбие, терпимость, память о прошлом, оптимизм и др. Современная культура калмыков способствует формированию у личности уверенности в ценности собственной культуры, толерантности по отношению к другим культурам, стремлению к сотрудничеству и культурной интеграции.

  1. Процесс конструирования этнокультурных ценностей осуществляется путём сохранения памятников традиционной культуры, возрождения религиозных духовных ценностей, реконструкции традиционной национальной письменности, национальной истории и философии, народной медицины, устного народного творчества и усвоения общемировых и общероссийских культурных ценностей. Оптимизации этнокультуры калмыков в условиях обновляющегося общества способствует память о прошлом, возвращение в жизнь традиций и обычаев, имеющих позитивные начала, ведущие человека к совершенству, а общество - к стабильности и гармонии. Важнейшей ценностью становится сам человек, способный к усвоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблемы места и роли этнокультуры в обновляющемся обществе, в разработке проблемы регионального развития и этнокультурной целостности в условиях современной России. Знания о современном состоянии этнокультуры, принципах её развития и функционирования в процессе оптимизации и реконструкции жизненных смыслов могут быть использованы в разработке теоретико-методологических основ философии культуры, философской антропологии, религиоведения, этнологии, а также применимы для дальнейшего развития философского, культурологического и антропологического исследования кочевых народах.

Теоретические обобщения и практические выводы могут быть использованы в учебных целях в системе вузовского и поствузовского образования для разработки в высшей школе специальных и вариативных курсов по специальностям «Философия культуры», «Религиоведения», «Теория и история культуры», «Культурология», «Регионоведение», в системе дополнительного образования.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социологии Калмыцкого государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 -Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения и выводы диссертации представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах: Международная научная конференция «Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов: Каспийский регион на рубеже III тысячелетия» (г. Астрахань, 2001 г.); Международная научная конференция «Монголоведение в новом тысячелетии» (г. Элиста, 2003 г.); Международная научно-практическая конференция «Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры» (г. Нальчик, 2004 г.); XIII годичное собрание Южного отделения РАО и XXV региональные психолого-педагогические чтения Юга России (г. Нальчик, 2006 г.) и др.

Основные положения и выводы диссертации отражены в 7 публикациях общим объёмом 12 п.л., в том числе одна статья опубликована в журнале, включенном в утвержденный ВАК Министерства науки и образования Российской Федерации перечень ведущих научных журналах и изданий.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 232 источников. Общий объем диссертации 159 страниц машинописного текста.

Этнокультурные ценности: смысл и содержание понятия

Одна из главных задач философии культуры - разработка теоретического мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и интеллектуальным требованиям человека в рамках этнокультурной ценности. Культурологический подход, опираясь на приоритет общечеловеческих характеристик, открывает путь для глубокого рассмотрения феномена этнокультуры в социально-исторической ретроспективе, помогает выявлять связи изучаемых явлений с настоящим и будущим и, таким образом, осуществить прогностическую функцию исследования.

Философско-культурологический анализ позволяющий проследить органические взаимосвязи культуры с социальными явлениями и фактами в контексте этнокультурной традиции, требует анализа и точного понимания таких базовых и общих категорий, как «культура», «традиция», «этнос». Категория «культура» - сложное и многозначное методологическое понятие. В настоящее время всё ещё не существует исчерпывающего определения феномена культуры. Л.Е. Кертман1 насчитывает свыше пятисот дефиниций культуры. Т.Г. Стефаненко уточняет, что «культура» - то, что не есть «природа». Э. Сепир считает, что культура может быть определена «как цивилизация, взятая в той мере, в какой она воплощает в себе национальных дух».

Исследователи Б.Г. Ананьев4, А.Н. Леонтьев5 и др., категорию «культура» рассматривают как явление общественной жизни. По Л.С. Выготскому культура является неотъемлемой частью индивида, однако при этом существует вне его, она особым образом определяет саму сознательную активность людей, задавая и регулируя её целевую направленность и характер организации. Культурными орудиями являются язык, письменность, традиции, модели поведения, зафиксированные в произведениях искусства, системы научных понятий, способы развития памяти и мышления, средства усиления двигательной способности или восприятия у человека1.

Представители другого направления - B.C. Давидович и Ю.А. Жданов в качестве специфического способа деятельности, включающего процесс творческой саморегуляции личности - субъекта индивидуальности и неповторимости. М.С. Каган рассматривает культуру как внутреннюю сущность человеческих идей, сделанных человеком вещей, проявления привычек, навыков, как феномен человеческого духа, сформированный в результате практической деятельности людей, символически закреплённую деятельность людей, освящённую гуманными и нравственными целями, в соответствии с типом хозяйственно-бытовой деятельности3.

Третий подход при рассмотрении культуры учитывает среду обитания. B.C. Библер4, В.Е. Межуев5 рассматривают культуру как условие и процесс развития человека, из человека «разумного» в «этнопланетарного», подразумевая и этнические и общие элементы образа мира. Его мотивация определяется не только рефлексами, но и средой обитания. По определению Библера, «культура -это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; то есть культура - это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании её исторической и всеобщей ответственности»6.

С.Н. Артановский, Г.П. Выжлецов, В.Н. Сагатовский изучают культуру как знание, в трёх аспектах: философско-антропологическом, феноменологическом, этносоциологическом. По мнению С.Н. Артановского, «культура - это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек»7. По определению Г.П. Выжлецова, «культура в сущностном смысле - это высшая степень облагороженности, одухотворённости и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям»1. В.Н. Сагатовский считает, что «культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определённых ценностей или жизненных смыслов культуры» .

А. Швейцер в сущностной характеристике данной категории отдаёт приоритет духовной составляющей: «Культура - совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида. Для культуры имеют значение три вида прогресса: прогресс познания и практики, прогресс приобщения человека к обществу, прогресс духа. Четыре идеала образуют культуру: идеал человека, идеал социального и политического единения, идеал религиозно-духовного единения, идеал человечества. Мы решаемся смотреть правде в глаза и утверждать, что с прогрессом познания и практики достигнуть культуры стало не легче, а тяжелее»3.

Н.А. Бердяев4, Н.О. Лосский5 обратили внимание на то, что культура облагораживает бытие человека, он обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя её. Любое духовное образование, любой факт коллективного сознания, сколь угодно отвлечённым по содержанию и сколь угодно «непрактичным» он ни казался бы, в действительности представляет собой компонент социальной технологии общества и, следовательно, участвует в поддержании и воспроизводстве структуры данного общественного механизма. Культура рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, как знание, характеризующее различные исторические эпохи, этносы, сферы жизнедеятельности, информирующее об уровне развития общества.

В своём анализе мы исходим из точки зрения М.С. Кагана и третьего направления, ибо среда обитания для этноса - это существенный момент в становлении культуры начального периода. На основе анализа вышеприведённых высказываний можно констатировать, что культура - явление синкретичное, фон для гармоничных отношений человека с природой, обществом и самим собой, синтез материальных и духовных ценностей, необходимое условие гармоничной взаимосвязи с окружающим миром и обеспечения цивилизованного будущего. Культура, пронизывая всю жизнедеятельность общества, является одной из составляющих обобщенного критерия конкретного исторического бытия. Это специфический способ жизнедеятельности в единстве и многообразии исторически выработанных форм. Культура понимается как внутренняя сущность человеческих идей, сделанных человеком вещей, проявление привычек, навыков, как феномен человеческого духа, сформированный в результате практической деятельности людей, и символически закреплённая деятельность людей, освящённая гуманными и нравственными целями, в соответствии с типом хозяйственно-бытовой деятельности.

В то же время существуют и иные подходы к определению культуры. К примеру Г. Хофстеде различает культуру в узком смысле, или «культуру один», и культуру в широком смысле этого слова, или «культуру два». В «культуру один» входят результаты «усовершенствования ума» - образование, искусство и литература. Модели семейной организации, ухода за младенцами, воспитания детей, представляющие собой «первичные общественные институции», различны для разных этнокультур и относительно единообразны в рамках одной этнической культуры, а потому способствуют выработке определённых черт характера, психологических особенностей у всех представителей одного этноса.

Этнические константы в системе этнокультурных ценностей

Философские исследования определяют подходы к специфике и содержанию ценностей, рассматривают ценность с позиций биопсихологической природы человека. Некоторые направления современной философии противопоставляют ценностный подход к предметам и явлениям объективно-научному их рассмотрению. Однако разделить теоретико-познавательный и ценностный подходы к предметам действительности можно только в абстракции. При первом подходе фиксируется постижение предмета, таким как он существует вне человека и человечества, т.е. выделяется в чистом виде собственно знание -объективная истина. При втором - внимание сосредотачивается на отношении самого человека к объекту, его воплощение в материальной и духовной культуре, способной служить человеку и его целям.

Аксиология как особая ветвь философии сложилась в конце XIX - начале XX вв. в трудах неокантианцев (В. Виндельбанд)1. При всей своей открытости феноменология остается самобытной, благодаря ярко выраженной ценностной ориентации. Теория ценности, являвшаяся поначалу чисто философской теорией, осваивалась и развивалась другими науками. Человек не выбирает ценности, но признаёт их в качестве установок для своего поведения. Не имея влияния на сами ценности, человек пытается следовать им, реализуя их.

Обращение к аксиологии требует предварительного понимания тех парадигм, в которых могут рассматриваться такие ее проблемы, как природа ценности, место человека в ценностном отношении с миром, эвристические и мировоззренческие возможности аксиологии.

Существенная особенность культуры состоит в наличии в ней традиционных, исторически выработанных народом и отобранных идей -ценностей. Каждая культура отличается от другой эксклюзивным набором ценностей, обуславливающим специфику поведения её представителей. Для каждой модели этнического развития важно быть определённой и соответствующей культурным ценностям своего народа. Понятие «ценность» охватывает широкий круг материальных и духовных явлений, представляющих собой «знаменатель личности» и служащих условием её формирования. Человек не выбирает ценности, но признаёт их в качестве установок для своего поведения. Не имея влияния на сами ценности, человек пытается следовать им, реализуя их.

По определению К. Клакхона, ценности - это осознанные и неосознанные, характерные для индивида или для группы индивидов представления о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных средств и способов действия . Большинство учёных понятие «ценность» (В.Ф. Сержантов , В.П. Тугаринов3, В. А. Ядов4) характеризуют через выделение признаков, свойственных всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Подчёркивается, что ценность -это форма проявления определённого рода отношения между субъектом и объектом. Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему - ценностное отношение.

В исследованиях Г.П. Выжлецова5 отражены идеи о том, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе, прежде всего, определяются межсубъектными отношениями - это форма проявления отношений между субъектом и объектом. М. Рокич6 рассматривает ценности как абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определённым объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Ценности - часть мировоззрения этнических общностей, способ реакции группы на различные ситуации. Так как ценности являются продуктом социализации в конкретной культуре, они различаются в разных обществах. М. Рокич выделяет их существенные характеристики: а) ценности, которые представляют собой устойчивые факты сознания; б) ценности, которые представляют собой индивидуальные или групповые убеждения. С этнопсихологической точки зрения (Л.И. Дробижева , С. Лурье2), ценности являются основным средством сознания и самосознания для поддержания чувства самоуважения и собственного достоинства.

Л.С. Выготским установлено, что процесс формирования личности проходит через присвоение ею ценностей культурно-исторического опыта в активной деятельности, но при этом она не терпит изначальной заданности. Эти нормы зафиксированы в этнокультурных традициях, религиозной культуре и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие качества личности, нравственные эталоны, принятые в данном обществе3. М.С. Каган в своей теории аксиосферы рассматривает культуру как мир ценностей и считает, что художественная информация содержит мощный эмоционально-интеллектуальный заряд, в котором адекватно выражено ценностное отношение художника к миру, а художественное творчество можно рассматривать как непосредственный «язык ценностей»4. С точки зрения М.С. Кагана, приоритет истины внутри теории ценностей, научное осмысление всего пройденного человечеством пути и, в частности, тех ситуаций, которые складывались в культуре во взаимоотношениях между научным (гносеологическим) и ценностным осмыслением мира, делает возможным возрождение гармоничных отношений, основанных на принципе дополнительности5. Ценность не является целью или средством, а представляет собой внутреннюю потребность, исходность.

Особенности калмыцкой культуры в контексте этнокультурного пространства

Решение задач этнокультурно-ценностного развития современного общества невозможно без опоры на философско-исторический фундамент, уяснения специфики развития отдельных этнокультурных явлений. Во все времена люди являлись носителями исторических ценностей. Особенность состоит в том, что шансы на успех определяются в известной степени предшествующим опытом, антропосоциогенезом. Этнос функционирует благодаря тому, что вырабатывает определённую систему сохранения и передачи этнокультурного опыта новым поколениям. Культурное наследие, отражающее этнокультурные ценности, представляет собой компонент и обязательное условие социально-экономического и духовного развития общества. Культура является одной из составляющих обобщенного критерия конкретного исторического бытия, синтез материальных и духовных ценностей, гармоничная взаимосвязь человека с природой, обществом и самим собой.

Установление строго определенного порядка бытия оказывает, в свою очередь, влияние на институциональные и поведенческие модели, принятые в данном обществе, т.е. происходит кристаллизация традиций вокруг «центральной зоны» этнической культуры. Э. Шилз ее характеризует «как бы в свернутом виде ценности и верования» общества. По его мнению, именно «центральная зона» упорядочивает символы, ценности и верования, именно она определяет природу сакрального в каждом обществе. И в этом смысле каждое общество имеет свою «официальную религию»1. «Центральная зона» этнической культуры на протяжении всего этапа исторического развития этноса выступает ядром сохранения идентичности.

Что касается калмыцкой культуры, то, по нашему мнению, она состоит из двух доминант - ойратской и древнемонгольской. Смешение ойратской и древнемонгольской картин мира обусловило составной характер их этнического сознания, что послужило отправной точкой для исследования этапов ее эволюции. Истоки же традиционной культуры уходят в глубину веков общей монгольской истории и разделяются на шесть эпох: алтайская (с незапамят. времён по III. в. до н.э.); хунно-сяньбийская (с III в. до н.э. до V в. н.э.); тюркюто-киданьская или древнемонгольская (с V в. по XII в.); среднемонгольская (с XII в. по XVII в.); новомонгольская (с XVII в. по XX в.); новейшая (с октября 1917 года по настоящее время). Каждая эпоха имела свой взгляд на мир и на положение человека в нём и являлась порождением определённого этнокультурного этапа развития. Каждая этнокультурная система есть порождение своей эпохи, определённого культурно-исторического этапа развития общества и помогает нам полнее осмысливать процессы современного развития культуры.

В VII веке до н.э. формируется культура ранних кочевников, «культура жизнеобеспечения» кочевой цивилизации. Переход к кочевому скотоводству привёл к эволюционным этническим процессам, к формированию своеобразных и самобытных культур, являющихся совершеннейшим приспособлением к почвенно-географическим условиям степи. К примеру, Э. Хара-Даван1 при изучении особенностей жизнеобеспечения кочевых народов выделяет их физическую (материальную) и психическую стороны. К первой он относит биологическую адаптацию людей к природной среде и социокультурную адаптацию, которая связана с их хозяйственной деятельностью и отражена в особенностях материальной культуры. Ко второй относится психологическая адаптация представителей этноса на личностном и групповом уровнях к окружающей природной среде и этносоциокультурному окружению. Взаимоприспособление культуры и среды - это результат взаимодействия между этносом и окружающей средой, позволяющий этносу выжить. Культурное развитие происходит посредством возрастающей эффективности использования природных ресурсов, подъёму производительности труда и экономической специализации. От этого зависят все прочие аспекты культуры, вторичные по отношению к ним. Люди привыкли смотреть на жизнь как на борьбу с природой и друг с другом, причём в этой борьбе выживают только самые приспособленные индивиды, народы, виды. Сегодня в мире насчитывается 63 страны-носителя кочевой цивилизации. Налицо их устойчивость и зависимость от природных условий. «Любой этнос, живущий в привычном для него ландшафте, находится почти в состоянии равновесия» считает Л.Н. Гумилёв1. С середины XII в. в результате «пассионарного толчка», по мнению Л.Н. Гумилева, формируется единая монгольская общность, государственность, возникает самобытный очаг протомонгольской культуры и языка, получивший фиксацию на уйгурской письменности. Традиция культуры - сумма знаний и представлений, передаваемая по ходу времени от этноса к этносу.

Все известные монгольские, китайские, персидские, европейские источники содержат ценную информацию об этническом сознании монголов, выражающемся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, религиозных и других взглядов и убеждений. В этом смысле среди собственно монгольских рукописей наибольший интерес представляет главное по значимости произведение исторического содержания, известное под названием «Сокровенное сказание» (1240 г.), памятник письменной литературы, который сразу возводит их письменность до степени литературы. «Сокровенное сказание монголов» - это не единственное сочинение, появившееся в XIII веке. В 1269 году по воле монгольского императора Хубилая в каждой провинции были открыты школы для изучения монгольского квадратного письма, созданного буддийским монахом Пагба-ламой, на основе тибетского алфавита. К 1311 году лама Чойджи-одсер вместо монгольского квадратного письма создаёт монгольскую письменность на основе уйгурской письменности. Исследователи отмечают, что «монголы в своем движении из Центральной Азии на восток и запад тянули за собой целый конгломерат племен и народностей. В таких великих передвижениях одни племена и народности исчезали, другие, наоборот, крепли: происходило смешение племен, приводившее либо к некоторому изменению этнического облика более устойчивого компонента, либо к образованию нового этнического типа»1. Важно и то, что в этом процессе, или, по выражению Н.Я. Бичурина, «в сие время всеобщего изменения в Азии» претерпевал определенные изменения и сам монгольский этнос.

В «Сокровенном сказании монголов» как самостоятельная этническая общность неоднократно упоминаются ойраты - предки калмыков. История ойратов до XVI века неразрывно связана с историей всех монголов, при этом, даже во времена наивысшей централизации власти в Монголии, ойраты имели и сохраняли свою самобытность и самостоятельность. Помимо скотоводства, ойраты, жившие на севере и северо-западе вплоть до владений енисейских киргизов, на востоке - до реки Селенги, на юге - до отрогов Алтая, подходя к верховьям Иртыша и его притоков, занимались земледелием, ремеслами, добывали руду и выплавляли железо, создавали постоянные поселения городского типа. Все это подтверждается во время раскопок " находками предметов материальной культуры (орудий труда, в частности).

Однако на рубеже XVI - XVII вв. разгорается междоусобная борьба ойратов с монголами. Один из эпизодов столетней цепи войн между ними лег в основу письменного памятника «История монгольского Убаши хунтайджия и его войны с ойратами». Появление подобного произведения отражает такой уровень этнического сознания, когда этнос «вырос уже до такого глубокого и ясного сознания своего единства, что поэт его с особой настойчивостью подчеркивает это ойратское единство» . В середине XVII в. западные монголы (ойраты) создают Джунгарское ханство, укрепившее их внутрирегиональное и международное положение.

Важнейшие этнокультурные ценности калмыков

Вопрос о параметрах и особенностях этнокультурных ценностей занимает одно из центральных мест в религиоведении и философии религии. Калмыцкий народ был объединён общностью исторических судеб, территорией, культурой жизнеобеспечения. Религия стала неотъемлемой частью этнокультуры, но её становление сопровождалось специфическими особенностями. Буддизм интегрировался в традиционные параметры этнической картины мира. Этническая картина мира - это неотъемлемое право каждого народа на свой, не похожий на другие, культурный взгляд на окружающую действительность. Формирование представления о себе является актом сознания, который невозможен без религиозной культуры. На сопоставлении «своего» и «чужого», через утверждение своей целостности закрепляется этническое самосознание. Однако народные массы в своем отношении к религии интересуются только ритуалом, внешними признаками веры. По меткому выражению Ж. Бодриияра, «массы растворили религию в переживании чудес и представлений - это единственный их религиозный опыт»1.

Методологически важно отметить и то, что буддизм сумел ассимилировать и органически включить в свою структуру эстетические традиции народов, принявших его учение, приспособиться и умело использовать богатство фольклорного художественного сознания этих народов. Из культа почитания предков и освященных временем сакральных действий родилась культура, сопричастная к древней религии. Отражению и закреплению в этническом сознании подвергается не весь мир, а лишь те его составляющие, которые наиболее полно характеризуют окружающий мир.

Новый этап в культурном развитии ойратского общества связан с распространением и утверждением буддизма, привнесшего такой комплекс идей и верований, который повлиял на сознание и самосознание этноса. Однако навыки сознания, особое видение мира, смысл, вкладываемый людьми того времени в свои поступки, не могут объясняться только содержанием догматических произведений буддизма. Проблема народной религиозности включает в себя не только конфессиональную и этнокультурную идентификацию, но и те религиозные представления, которые были адаптированы буддизмом и отражали мировосприятие, где царила вера в магию и ритуал. Анализ трансформаций этнокультурных традиций ойратского этноса позволяет не только вычленить структурообразующие парадигмы его культуры, но и продемонстрировать, как происходит процесс кристаллизации новой культурной традиции в конкретных обстоятельствах смены культурных форм в результате изменения условий существования этноса.

На основе общемонгольской культуры, в условиях собственной государственности, с принятием буддизма, имевшего глубокую философскую базу, многовековую, традиционную систему просвещения, систему работы с книгой, стало возможным становление оригинальной калмыцкой культуры, самоидентификация калмыков как самостоятельного этноса. Появляется необходимость в оригинальной письменности, развивается и совершенствуется литературный калмыцкий язык, создаются исторические и художественные произведения, развиваются и совершенствуются морально-нравственные качества молодого калмыцкого этноса.

Адаптационная (культурная) модель ойратского этноса, служила целям его выживания, адаптации к специфическому окружению - результат установления такого способа взаимодействия между этносом и окружающей средой, который позволил ему выживать в ней и заботиться о том, чтобы численность народа росла или, по крайней мере, оставалась бы стабильной. Среди множества регулятивных систем, таких как ценности, нравы, культура, язык следует учитывать и отношение общества к определенному географическому пространству. Следовательно, этническую культуру образуют такие способы взаимодействия с реальной ситуацией, которые помогают этносу не только выжить, но и сохранить свою этнокультурную особенность.

Этнические константы ойратской культуры, несущие функцию психологической защиты этноса от окружающего враждебного мира и обеспечивающие ему возможность действовать в нем, не субстанциональны, а операциональны, так как относятся к определенным действиям людей по отношению к объектам внешнего мира. Анализируя проблему мифологического состава религии и выделяя общую сущностную характеристику мифа, Е.А. Торчинов указывает, что теснее связь мифологии с теми религиями, доктринальные основы которых порождены тем же самым типом мышления, на основе которого порождались и мифы. Картина мира древних монголов формировалась исходя из первоначальных представлений и сложившихся религиозных воззрений. Эта картина мира была строгой и определенной целостностью, поскольку в любом другом случае она лишается своей главной функции - адаптивной - и не может служить основой для приспособления к миру, для принятия жизненно важных решений этническим обществом. Буддизм, пришедший в ойратский мир, не мог противостоять психологическим пристрастиям народа, не мог не учитывать сложившегося регламента жизни, выработанного долгой эпохой существования добуддийских верований.

В монгольской картине мира, являвшейся органичной частью центральноазиатской культурной сферы, превалировали традиционные представления, которые складывались при кристаллизации «центральной зоны» культуры в конкретных условиях существования этноса. Разные условия существования привели к различным формам адаптации, что и определило известную самобытность ойратской этнической общности. Каждый индивид до определенной степени нерефлексивно сращивается с совокупностью смысловых установок своей культуры, которые выступают как высшее знание, содержащее в себе знак принадлежности к своей культуре. «Потребность в рефлексии» приводит к тому, что ойратское общество начинает представлять собой единую буддийскую общину, в которых дисциплинарные требования, органично дополняя друг друга, препятствовали различным проявлениям безнравственности. Наднациональные компоненты буддизма встраивались в универсально-национальную картину мира. В обществе формировались нормы и образцы жизни, национальные, с одной стороны, и универсально-национальные нормы буддийской общины, с другой, а связанные с этим правила поведения вливались в правила буддистской веры. В конечном итоге, трансформированное под влиянием буддизма народное верование органично было воспринято народом и обогащало макро- и микрокосм культуры ойратского общества. В сознании этноса, параллельно с освоением буддийского миропонимания, продолжали функционировать традиционные представления. Из институционально закрепленного в буддизме триединства (Будда, Дхарма, Сангха) последняя являлась одновременно распространительницей буддийского учения и хранительницей традиционной культуры народа, т.е. ядром коллективной идентичности в его переосмысленном виде.

Как показывает проделанный анализ можно выделить следующие параметры и особенности. В сознании ойратского этноса, параллельно с освоением буддийского миропонимания, продолжали функционировать традиционные представления, законы общества, характерные для кочевого образа жизни. Следовательно, кочевая цивилизация, традиционное общество, реорганизуясь, приспосабливается к изменяющимся условиям, а этническая культура в некоторых случаях даже обеспечивает источники легитимации для достижения новых целей. Тем самым механизм самосохранения этнического мировидения включает в себя процесс стереотипизации буддийского учения в социально-исторический опыт, и буддизм становится этнокультурной константой.

Формами проявления и существования социальной значимости в калмыцком обществе выступают святость (приверженность буддийскому учению), власть (наследование от отца к сыну), слава (соответствие имени великих предков), мастерство (искусство управления подданными и профессионализм в военном деле), знание (традиционное знание, передаваемое из поколения в поколение), культура жизнеобеспечения (хозяйствование, четыре вида скота).