Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интуиция как философско-антропологическая проблема Камалова Ольга Николаевна

Интуиция как философско-антропологическая проблема
<
Интуиция как философско-антропологическая проблема Интуиция как философско-антропологическая проблема Интуиция как философско-антропологическая проблема Интуиция как философско-антропологическая проблема Интуиция как философско-антропологическая проблема Интуиция как философско-антропологическая проблема Интуиция как философско-антропологическая проблема Интуиция как философско-антропологическая проблема Интуиция как философско-антропологическая проблема
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камалова Ольга Николаевна. Интуиция как философско-антропологическая проблема : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Ростов н/Д, 2005 142 с. РГБ ОД, 61:06-9/108

Содержание к диссертации

Введение.

Глава 1. Человек, его сущность и интуиция в идеях классического рационализма.

§1. Сущность человека и феномен «интеллектуальной интуиции» в философии XVII в.

§2. Феномен интуиции в контексте антропологических идей немецкой классической философии.

§3. Иррациональный «ответ» в понимании сущности человека, ценность интуиции в философии А. Шопенгауэра.

Глава 2. Феномен интуиции в гносеологических и антропологических концепциях XX века.

§ 1. Проблема человека и интуиция в философии А.Бергсона.

§2. Интуиция человека. От феноменологии к экзистенциализму.

§3. «Живое знание» в контексте антропологических идей С.Л. Франка.

Глава 3. Ценность эмоционального сознания и проблема интуиции в индивидуальном бытии личности.

§1. Проблема эмоций в свете современной антропологии и психологии.

§2. Интуиция как экзистенциально-личностное знание.

Заключение.

Литература. 

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Интуиция или непосредственное знание является объектом теоретико-познавательного осмысления уже в некоторых древнейших философских учениях и исследования ее проходят через всю историю философии. Парадоксальность этой проблемы заключается в том, что, несмотря на обилие метафор, прямых и косвенных аналогий, конкретных определений, даваемых интуиции неоднократно, единого общепринятого объяснения феномена нет. И это понятно, поскольку интуиция, с точки зрения современной науки, не поддается экспериментальной проверке, она трудноуловима. Однако, несмотря на отсутствие общих консолидирующих ориентиров, проблема интуиции продолжает привлекать внимание представителей самых разных областей знания. Число авторов и мнений относительно природы этого феномена стремительно возрастает.

Каждое философское обращение к феномену интуиции имеет свои исторические особенности. Не является исключением и 20 век. В современных философских дискурсах отмечается отход от классического рационализма, ориентированного в основном на научное знание. Внимание обращается к антропологическим основам познания. Существенно трансформируются традиционное представление о субъекте познания, о специфике субъект-объектных отношений, о процессе познания в целом. Открытие новых горизонтов и измерений человека способствовало переосмыслению -и расширению границ знания, актуализации исследований не фиксируемых ранее компонентов и уровней познавательной активности; неявных, дорефлективных мыслительных структур. В современных условиях пересматриваются многие философские проблемы, к числу которых относится и интуиция. При этом, очевидно, что традиционно гносеологическая проблематизация данного феномена не отменяет значимость и антропологического его анализа со стороны выявления оснований, уходящих вглубь человеческой природы. Нам представляется, что указанный исследовательский подход, включающий в себя и конкретно-научные данные о человеке, будет способствовать выявлению не исследованных ранее аспектов понимания интуиции, как в истории философии, так и в современных научных дискурсах.

Степень разработанности проблемы.

В европейской философской традиции представления об интуиции восходят к учениям Платона и Аристотеля, присутствуют в христианской патристике и теологии, в неоплатонизме эпохи Ренессанса, учениях Декарта, Спинозы, Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля, а в нашем столетии - Бергсона, Гуссерля, Шелера, Хайдегтера и других. Большое внимание феномену интуиции отведено в наследии русской философской школы, в работах Киреевского И.В., Франка С.Л., Лосского И.О., Ильина И.А., Бердяева Н.А.

В последние десятилетия в отечественной печати было опубликовано много новых материалов по данной теме (Асмус В.Ф., Дубровин В.Н., Егоров А.В., Кармин B.C., Ирина В.Р., Новиков А.А., Родионова И.К.,Грановская P.M. и др.) Широкое распространение в современной отечественной философии получило представление об интуиции как специфической форме познавательного процесса, характеризующейся непосредственностью, внезапностью, новизной. В большинстве работ интуитивистская проблематика разрабатывается на материале научного творчества. Интуицию определяют как способность формирования наглядных представлений объектов непосредственным наблюдением (В.П.Бронский), трактуют ее как способ внезапного достижения нового знания путем своеобразного «перескакивания» этапов строгого логического рассуждения при неосознаваемости самого механизма вывода (И.К. Родионова, И.К.Михайлова, В.Д.Бирюков), форму познания, выражающуюся в специфическом сочетании чувственного (образного) и логического (П.В. Копнин, В.Р.Ирина, А.А. Новиков, А.С.Кармин). Некоторые работы посвящены исследованию феномена интуиции в художественном творчестве (Левчук Л.Т., Никифоров В.И., Ермохин А.А. и др.). Для проведения диссертационного исследования большое значение имеют труды Ростовской философской школы: Дубровина В.Н., Матяш Т.П., Режабека Е.Я., работы по философии науки Кохановского В.П., Несмеянова Е.Е., Минасян Л.А., Лешкевич Т.Г. и др.

Существенный вклад в разработку проблемы интуиции на современном этапе внесли отечественные психологи и физиологи: Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Теплов Б.М., Леонтьев А.Н., Тихомиров O.K., Симонов П.В., Басейн Ф.В., Лук А.Н. и др. В современной когнитивной психологии, ориентированной на изучение индивидуального процесса мышления, исследуются механизмы возникновения интуитивного знания. Признанным аспектом осмысления феномена выступает взаимосвязь интуиции и бессознательного. «Отражение побочного продукта действия - и есть то зерно, из которого вырастает интуиция» (Пономарев А.Я.) Некоторые психологи обращают внимание на роль эмоций в формировании интуитивного знания (Симонов П.В., Налчаджян А.А., Морозов И.М.).

Настоящее исследование, предпринятое автором, проводится с учетом существующих конкретных подходов и обобщений по проблеме интуиции.

Цели и задачи исследования

Основной целью исследования является рассмотрение феномена интуиции, выявление ее многомерности в контексте антропологических идей о сущности человека.

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач: 1. Выявить предпосылки актуализации интуитивной проблематики в 17

веке. Показать влияние антропологических представлений о сущности

человека на постановку и решение проблемы интуиции в философии Нового времени (на примере концепции Декарта).

2. Выявить антропологические основания трансформации интуитивной проблематики в иррациональной новоевропейской философии (на примере концепций Шопенгауэра и Бергсона);

3. Рассмотреть учения об интуиции А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М. Шелера, М.Хайдеггера, С.Л. Франка. Выделить инвариантное в осмыслении проблемы.

4. Типологизировать основные исторические варианты решения проблемы интуиции.

5. Проанализировать эмоциональный аспект интуиции (на материале современной антропологии и психологии).

Объектом диссертационного исследования являются теории интуиции," сложившиеся в классической и неклассической философских традициях. Определение такого объекта исследования дает возможность выявить общую динамику трансформации интуитивистской проблематики в истории философии и обозначить статус проблемы в современном философском дискурсе.

Предметом исследования выступает интуиция в аспекте ее субъективно-личностных характеристик.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования являются диалектические принципы объективности и всесторонности рассмотрения. Одним из основных методов, используемых в диссертации, является сравнительно-исторический метод, предполагающий возможность реконструирования проблемы интуиции и представлений о человеке, сложившиеся в различные исторические периоды. В работе используются возможности междисциплинарного синтеза, то есть результатов исследования феномена в конкретных науках о человеке, широко применяется метод сравнительного анализа, метод структурного анализа, а так же общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, аналогии, моделирования. Для решения поставленных задач сочетание вышеуказанных методов представляется необходимым.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные положения и выводы диссертации могут служить теоретическим материалом для дальнейших исследований по проблеме интуиции. Практическая значимость диссертации определяется возможностью включить полученные результаты в материалы лекционных и семинарских занятий философской антропологии, истории философии, психологии. Полученные выводы могут быть также использованы при разработке учебных и научно-методических пособий.

Основная гипотеза исследования.

Теоретико-познавательной гипотезой является то, что, несмотря на ярко выраженную гносеологическую составляющую проблемы интуиции, рассмотрение этого феномена как экзистенциально-личностного знания предполагает обращение к эмоциональной сфере сознания, к проблеме бытия в целом. Тем самым открывается возможность комплексного понимания интуиции в структуре философского знания. Научная новизна исследования. Выявлены социокультурные и антропологические основания актуализации интуитивной проблематики в 17 в. Показано, что понимание природы и специфики интеллектуальной интуиции в философии Нового времени тесно связано с классическим определением человека как мыслящего существа.

- Установлено влияние антропологических идей о сущности человека, оформленных в «философии жизни», на трансформацию интуитивной проблематики в современной философии.

Проанализированы интуитивные и антропологические идеи А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М.Шелера, М.Хайдеггера, С.Л. Франка. Выявлены общие черты, характеризующие интуитивную проблематику 20 в. в целом.

- Обозначены основные исторические варианты интуитивного знания. Наряду с общепризнанными: чувственной и интеллектуальной интуицией, в философии вычленяется интуиция-переживание как особый, не сводимый к предметным формам познания, интегративный вид знания.

Проанализированы антропологические основания неоднозначного понимания эмоций в истории философии, установлено значение эмоционального фактора в реальном мыслительном процессе (психологический аспект). Выдвинута гипотеза, согласно которой эмоциональная активация является важной составляющей интуитивного познания.

Основные положения, выносимые на защиту.

В результате стремительного развития наук в 16-17 в.в., меняется не только представление о мире, но и самом человеке. Ориентированная на • «очищенную» от всякого субъективизма и чувственности, математическую „ «модель» познания, философия Нового времени утвердила разумность и логичность собственно человеческими качествами, определяющими сущность человека. В философии Декарта интуиция понимается как высшая форма разумности. Признаки интуитивного знания - очевидность, ясность, простота. Предельную самоочевидность Декарт находит в положении «Я мыслю». Тем самым открывается путь к рациональному истолкованию человека, к закреплению антропологической проблематики, включая интуицию, в гносеологической плоскости.

В противовес сциентистской направленности классической философии, «философия жизни» обращается к внутреннему опыту, переживанию. В рассмотрение вводятся более широкие и глубокие уровни сознания. Дорефлективное сознание не является ясным и отчетливым, но оно непосредственно связано с жизнью, волей, влечениями, поэтому определяет сознание в его разумно-логической форме. В «философии жизни» в корне меняются антропологические представления о родовой сущности человека, осуществляется постановка проблемы интуиции в нетрадиционном ключе.

В новоевропейской философии пересматриваются представления о специфике и природе интуитивного знания. -В философии А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М.Шелера, М.Хайдеггера, С.Л.Франка интуиция выступает как широкий и динамический тип обобщения, особая форма целостного, глубинного знания, превосходящего по своей значимости возможности логического,-дискурсивного мышления. Не будучи обусловленной лишь особенностями субъекта, на уровне индивидуального сознания интуитивное знание осознается как глубоко личностное.

Основными, гносеологически признанными вариантами интуиции являются интеллектуальная и чувственная интуиция. В настоящем исследовании, проведенном в контексте антропологических идей, выявлено, что наряду с указанными формами существует вид опыта, в гносеологическом аспекте раскрывающийся как мыслящее переживание. Незаслуженное «забвение» этого типа интуиции или сведение его лишь к осознанному перцептивному опыту, объясняется доминированием рационально-сциентистской линии в истории европейской философии.

То, что проблема эмоций не получила должного освещения вплоть до 20 века, является результатом определенного (в целом негативного) отношения к этой проблеме в истории философии. По мнению современных авторов, эмоции являются онтологической и гносеологической основой человека, выступают внутренней стороной, гранью мышления. Особенно велико значение эмоций на стадии формирования невербализованных смыслов. Включение эмоционального фактора в реальный мыслительный процесс меняет и отношение к проблеме интуиции в современной антропологии и психологии. Как субъективно-личностное явление, интуиция имеет свои генетические корни в эмоциональной сфере.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора и выступлениях на научной конференции аспирантов и соискателей СКНЦВШ (г. Ростов н/Д, 2002-2003г.г.) и итоговой научной конференции молодых ученых РостГМУ (г. Ростов н/Д, 2005 г.). Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры философии и культурологии Ростовского государственного педагогического университета и на заседании отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского Научного Центра Высшей Школы (г. Ростов н/Д, 2005 г.).