Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-антропологический анализ старости Христенко Ольга Владимировна

Философско-антропологический анализ старости
<
Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости Философско-антропологический анализ старости
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Христенко Ольга Владимировна. Философско-антропологический анализ старости : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Христенко Ольга Владимировна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2008.- 122 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/52

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Этапы жизни человека как комплексная проблема исследования 14

1.1 Старость в контексте био -социальных наук о человеке и обществе 14

1.2 Философско-антропологическое осмысление старости 31

ГЛАВА 2 Базовые проблемы человеческого существования в старости 43

2.1 Индивидуализация жизненного мира человека в старости 43

2.2 Проблема телесности в старости 49

2.3 Старость как смертный порог бытия человека 61

ГЛАВА 3 Идеал долголетия и ценность старости в исторических типах культур 67

3.1 Старость и долголетие в духовном опыте традиционных культур 67

3.2 Долголетие без старости - идеал современной западной культуры 79

3.3 Старость как ценность человека в отечественной культуре или бремя

Российского социума 91

Заключение 105

Список использованных материалов 111

Введение к работе

Актуальность исследования. Старение населения является одной из наиболее актуальных проблем современности. Увеличение в общей численности населения относительной доли и в абсолютной численности людей пожилого возраста делает особо актуальными проблемы, связанные с тем, как старые люди вписываются в контекст современной действительности. В экономически развитых странах мира причиной старения населения является снижение смертности населения в старших возрастных группах, связанной с прогрессом медицины и здравоохранения, а также повышение жизненного уровня населения. В развивающихся странах по последним прогнозам в ближайшие десятилетия рождаемость будет существенно снижаться, так что к середине XXI столетия около 20% населения мира составят люди в возрасте 60 лет и старше1. Проблема существенного увеличения продолжительности жизни за счет применения новейших биомедицинских технологий требует своего осмысления, поскольку интенсивность биомедицинского вмешательства в природу человека постоянно возрастает. Уже сейчас средняя продолжительность жизни благодаря внедрению технологий пересадки органов в развитых странах увеличится примерно на 45%, а технологии генной инженерии позволят людям жить по 90-100 лет". Пролонгированное существование, которое все больше и больше будет зависеть от изменения самого человеческого биоса, неизбежно приведет и к изменению самого понятия жизни, традиционно являющейся одной из узловых проблем философских исследований.

В современной России, несмотря на то, что сдерживающим фактором старения населения является высокий уровень смертности, рост пожилых происходит в основном за счет снижения рождаемости. В России уровень

'Редакционное предисловие к статье С. С. Неретиной Смерть как условие бессмертия //Человек. 2002 г.

№ 4. - С. 48

2 Фукуяма Ф. Социальные последствия биотехнологических новаций // Человек. 2008. № 2. - С. 83

4 общей смертности ^поднялся за 1986 — 1994 гг. в 1,5 раза,<.оставаясь высоким и в настоящее время. Такой подъем именуется «сверхсмертностью» . Увеличение доли пожилых и старых людей в современной России происходит в условиях резкого изменения всех сторон жизни российского общества, начало которым послужила перестройка. В новых реалиях постперестроечной России этим возрастным когортам приходится не только с трудом адаптироваться к совершенно новым для них условиям существования, но и сохранить достоинство своей прожитой жизни в то время, когда в 90-е годы сколько-нибудь значимые события в истории нашей страны в прошедшем веке подверглись радикальному пересмотру, а в публицистике за человеком эпохи социализма закрепилось именование «homo soveticus».

Конфликт поколений в современной России грозит не только экономической дестабилизацией общества, социальной напряженностью. Духовное наследие всех народов РФ дает возможность обратиться к опыту понимания старости как духовного достояния человека, которое может и должно быть использовано как фактор духовной зрелости социокультурного организма, которым является современная Россия, требует анализа ' завершающего этапа жизненного пути человека.

Степень разработанности- проблемы. Старение - многомерный и многонаправленный процесс, изучаемый многими науками о человеке. Старость представляет собой один из этапов жизненного пути человека. Своеобразие жизненного мира человека в старости требует обращения к анализу концепции жизненного мира, разработанного Э. Гуссерлем и представленного М. Шелером, X. Ортегой-и-Гассетом, М. Хайдеггером, Ж.-П. Сартром. Проблемы жизненного пути рассматривают в современной психологии А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Г. Олпорт, Э. Шпрангер, в

3 Гундарев И. А. Влияние духовного состояния населения на динамику смертности в России // Философия и наука. 2008. №3.-С. 97

5 отечественной психологии К. А. Абульханова-Славская, Б. <К Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Рыбников.

Генетические основы старения изучают Л. Хейфлик, С. Бреннер, Дж. Сулстон и Р. Хорвиц, Катлер, Захер Ж., А. Медведев.

Биологические аспекты старения исследуют Ахаладзе Н. Г., Вайсерман А. М Б. Стрехлер, Ханжин Б. М. , Этинген Л. Е. Регуляторная модель старения разрабатывают Донцов В. И., Крутько В. Н., Подколезин А. А. Математическая модель старения создана в 1825 году Б. Гомперцом.

Психологические подходы к старости берут начало в трудах Фр. Галтона, который исследовал трансформацию интеллектуальной деятельности человека в пожилом возрасте. Старение как завершающий этап жизненного цикла исследовано 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом. Психологические аспекты старения исследованы в работе американского психолога С. Холла «Старение».

В рамках сог^иалъно-экологического направления Дж. Розен и Б. Ньюгартер, Е. Мамминг, В. Генри изучают психологические аспекты взаимоотношений старого человека с окружающей средой.

В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского заложено понимание возрастных изменений свойств человека как одновременно биологических и социальных, отногенетических и биографических.

Время как совокупность всех психологических изменений человека в «объективном биографическом времени» рассматривают в своих исследованиях П. Жане, Ш. Бюллер, Б. Г. Ананьев, Я. Пэрн. Время как субъективное переживание изучают Дж. Нюттен, Р. Кнапп, К. Левин, В. Ковалев, Н. Н. Толстых, А. Б. Орлов. Концепция «личностного времени» как совокупности объективного и субъективного времени рассматривается К. А. Абульхановой-Славской. С позиций символического интеракционизма изучается феномен старости в трудах И. С. Ионкувене, М. А. Ноботас, А. А. Ригиной, В. В. Болтенко.

Основы возрастной классификации разработаны в трудах ..Дж. Биррен В. Бромлей, В. И. Слободчиковой. Э. Эриксон создал модель, согласно которой человек должен пройти восемь этапов жизни. Э. Эриксон разработал теорию о восьми стадиях развития личности, целью каждой из которых является достижение определенного социально-ценностного качества. Для пожилого возраста необходима задача целостности развития собственного «Я», уверенности в смысле жизни, как отдельного индивида, так и всего Универсума. Осуществление этой задачи приводит человека к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некоей ценности, которая, даже в случае необходимости не должна быть подвергнута никаким изменениям». А. Адлер считал, что на протяжении своей жизни индивид стремится компенсировать первичное чувство неполноценности, которое в пожилом возрасте переживается особенно остро, поскольку человек переживает из-за болезней, недомоганий утраты собственной привлекательности, потери социальных связей и возможности интимных отношений. Отсюда возможное самозамыкание пожилого человека, «уход» в себя. Э. Берн разработал представление о вырабатываемых в раннем детстве и реализуемых жизненных сценариях. Швейцарский психолог Л. Зонди писал о включенности человека в контекст рода и родственных отношений.

В рамках социально-экологического направления, изучающего

психологические аспекты взаимоотношений старого человека с окружающей средой, теорию разобществления выдвинули Дж. Розен, Б. Ньюгартер, Е. Мамминг, В. Генри, К. Тиббитс.

Социальные проблемы старения включает рассмотрение таких проблем, как место пожилых в обществе, межпоколенные отношения. Поколение как объект социализации изучалось Т. Парсонсом, Ш. Айзенштадтом, М. Мид, как субъект социально-политического конфликта — Г. Маркузе и Л. Фойер. В учении о социальных конфликтах 3. Фрейда, Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа дана теоретическая основа концепций

jm--i конфликта поколений. Английский социолог Роуз рассматривает старость в

контексте своей теории субкультуры, Кр. Виктор изучает старость в рамках

западного общества. А. Шюц уясняет, как жизнь человека и общества

упорядочивается с помощью принимаемых на веру универсальных понятий.

Современные отечественные авторы. Г. М. Андреева, О. В. Краснова исследуют социальную активность людей позднего возраста. Социологический аспект старения рассматривается в работах Н. Г. Ковалевой.

Современное научное течение геронтология З.Г. Френкель и др. изучает процесс старения и старости человека, объединяя четыре основных аспекта исследований: биологический, медицинский, психологический и социальный.

Проблема старости в культурологическом аспекте изучается в контексте отдельных культур. Так, проблема жизненных этапов - ашрама в индийской культуре рассмотрена в работах Мишель Юлена, проблема долголетия и продления жизни как базовая для китайской культуры - в трудах Т. Харевен исследует культурно-историческую трансформацию процесса старения и восприятия старости в американском обществе XIX — XX вв.

Философский ракурс рассмотрения старости предусматривает соотнесение старости с такими базовыми понятиями, как жизнь, жизненный путь, смысл жизни. Философские аспекты геронтологии представлены в трудах Т. В. Карсаевской , К. С. Пигрова5, А. Т. Шаталова, Ю. М. Шора . Т. В. Карсаееская обращает внимание на необходимость при выработке стратегии выживания в современной неравновесной ситуации развития обратиться к изучению культурно - цивилизационного многообразия мира. Философское осмысление старости заложено в трудах Платона и Аристотеля,

4 Карсаевская T.B. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость: Социально-философский аспект//
Психология зрелости и старения.-1997. -№1.

5 Пигров K.C. Социально-философская антропология в кн. «Программа по специализации социальной
философии». -СПб.: Университет, 1995.

''Шор Ю.М. По следам творящего духа - СПб.: Чистый лист,2005.

«М. Т. Цицерона, Сенеки, Марка -Аврелия. В новейшей философии »А.

Шопенгауэром и Фр. Ницше. Проблему бытия человека у смертного порога

рассматривает в эссе «Смерть» французский философ и культуролог Вл.

Янкелевич, современный отечественный философ Н. Н. Трубников.

Вместе с тем проблема старости как завершающего этапа жизненного пути человека до сих пор не является приоритетной в рамках философско-антропологического анализа.

Объект исследования — старость как итоговый этап жизненного пути человека.

Предметом исследования являются базовые проблемы существования человека в старости в исторических «типах» культур.

Цель диссертационного исследования — обосновать изменения проблемного поля человеческого существования в старости в различных исторических «типах» культур.

Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

раскрыв значимость комплексного подхода к изучению старости, выявить специфику философско-антропологического рассмотрения старости;

провести анализ жизненного мира человека в старости, выделив в качестве базовой проблему изменения телесности и отношения к смерти;

раскрыть характер связи человеческой телесности с ландшафтным телом в мифопоэтической картине мира и зависимость человеческого долголетия от соотнесенности человеческой жизни с природно-космическими ритмами;

выявить роль аскетики как особой практики умаления телесной зависимости для развития и совершенствования духовных оснований жизни человека в духовных практиках мировых религий;

раскрыть значимость духовного опыта в постижении старости как завершающего этапа жизненного пути, накопленного в традиционных культурах;

9 ,. .т..- раскрыть инверсию духовности/телесности в современной культуре Запада, с ее установкой на долголетие без старости;

расширить знания о возможных последствиях биомедицинского вмешательства в природу человека, ведущие к продлению жизни;

выявить значимость духовных оснований отечественной культуры в отношении к старости для позитивного решения проблемы постарения российского социума.

Научная новизна исследования:

выявлено проблемное поле философского анализа старости как завершающего этапа жизненного пути человека;

раскрыты характеристики жизненного мира человека на поздних этапах онтогенеза;

выявлена культурно-историческая обусловленность понимания и отношения к старости и духовный опыт достижения долголетия старости в аскетических практиках мировых религий;

раскрыта суть целевой установки «долголетие без старости» в современной культуре Запада;

- исследован феномен «старчества» в отечественном типе культуры;
-проанализированы возможности превращения старости из

социального бремени в духовное достояние современной российской

культуры на базе использования опыта, накопленного многими этническими

и конфессиональными сообществами РФ. Тезисы, выносимые на защиту:

1. Старость, являясь мультифакториальным процессом, не может быть сведена к биопсихическим процессам. Важнейшей составляющей человеческого бытия является духовность. Духовное развитие человека в старости достигает целостности, поскольку человек уже состоялся (или нет), таким образом полнота его бытия у смертного порога становится максимальной. Духовное взросление человека представало процессом, противонаправленным физическому истощению

10 жизненных сил. Старость, озабоченной последними вопросами существования, беззаботна в экзистенциальном смысле. Философское осмысление старости как итогового пути развития человека включает прежде всего отношение человека к процессу старения, к собственной конечности, оценку старости в различных мировоззренческих системах.

В старости происходит индивидуализация жизненного мира человека. Время в старости «уплотняется» и становится квантированным, заполняясь самым важным и главным, интимно-личностным содержанием. Пространство коммуникативное становится прерывистым. Жизненное пространство необратимо сворачивается. Сужение пространства вокруг собственного уже не полностью подчиняющегося себе тела, сосредотачивает внимание стареющего человека на проблеме собственной телесности. Тело всегда является гендерно-специфическим (gendered bodies), неодинаковым у мужчин и женщин, поэтому процесс старения мужчин и женщин имеет свои обусловленные культурой различия. Отношение к собственной телесности задано культурными стереотипами и отлично в различные культурно-исторические эпохи.

Старость является тем периодом жизни человека, который естественно оканчивается смертью, что вызывает у человека определенное отношение к прожитому и пережитому. В процессе культурно-исторического развития происходит смена значимости старости как завершения жизненного пути — от значимости старости в передаче ценностей информации, необходимых для продления существования социального целого (рода, племени, клана, семьи) к пониманию старости как периода осмысления уникального жизненного опыта человека, высшей ступени его индивидуализации.

В рамках религиозного мировидения выработаны определенные аскетические учения, которые позволяли человеку гармонизировать

свой внутренний мир в соответствии с ритмами природы, в результате духовного перевоплощения достичь телесного долголетия. Специфика нововременной культуры Запада состоит в том, что человек, сведенный к своей телесности, освобожденный от пасторства духа над плотью, стремится к физическому долголетию, возможному бессмертию без духовного преображения.

В секуляризованной культуре Нового времени увеличение средней продолжительности жизни привело к возникновению новых этапов внутри жизненного цикла человека. Долголетие перестало быть привилегией высших слоев общества, долгая старость — редким, а долгожительство — уникальным явлением. Существенно продлилась и приобрела дополнительное членение пора зрелости человека. В условиях резкого увеличения продолжительности жизни происходит обесценивание старости как завершающего развития жизненного пути. На первый план выходит задача сохранения и «растягивания» во времени стадий жизни, предшествующих старению. Человеческая телесность с помощью пластической хирургии и новейшими медикаментозными средствами изменяется в направлении, обратном возрастным изменениям. Старики становятся изгоями в культуре массовых коммуникаций, которая замещает культуру человеческого общения. Старым людям навязываются стереотипы «культуры молодых» в поведении, образе жизни, моде, развлечениях. В православно-христианской традиции важную роль играет т. н. «старчество», суть которого состоит в аскетике, направленной на преодоление телесной зависимости и взращивании духовных оснований человеческого существования, обеспечивающих полноту жизни. Новым этапом в развитии русского старчества явилась деятельность оптинских старцев, существенно повлиявшая на духовный климат отечественной культуры XIX — начала XX века. Российская интеллигенция в своем духовном облике произвела

12 инверсию духовных ценностей, реализуемых старчеством. Любовь к будущему человечеству сочеталась в духовном облике российского интеллигента с разрывом всех связей с «живыми и мертвыми». 7. Советский период отечественной истории предстает периодом модернизации, в котором резко обрывались поколенческие связи, декларируемые ценности («старикам везде у нас почет») не отражали реального отношения к людям старших возрастов, влияние которых Советская власть пыталась ограничить. В перестроечный период еще раз пересмотру подвергся опыт жизни отцов и дедов, оказавшихся заложниками шоковой экономической терапии и обвала всех прежних идеологических ценностей. Старики стали аутсайдерами сегодняшней России. Выросло поколение молодежи, которое выстраивает свой жизненный путь, не принимая позитивно опыт старших. Разрыв поколений становится опасным для сохранения культурной целостности российского общества. Вместе с тем в отечественной культуре существует возможность опоры на духовное наследие народов России, в котором признается духовное достояние старости, уникальность личностного опыта человека как богатство и достояние всех поколений.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования. Базовыми понятия диссертационного исследования явились понятия «жизненный мир», «жизненный путь». Системный анализ позволил дать комплексный анализ старости. Компаративный метод применен для выявления общих и специфических черт старости как финального этапа развития человека в старости и в различных типах культур. Историко-генетический метод позволил выявить общую тенденцию изменения старости в период перехода от традиционной к современной инновационной культуре.

Практическая значимость работы связана с необходимостью организации социальной работы в нашей стране с учетом не только

13 поддержания физического состояния поздних возрастных слоев, но и возможностей создания условий для полноты их жизни в поздний период жизни. Диссертация может иметь значение для создания учебного пособия и специального курса по Геронтологии в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором на научно-теоретической конференции молодых ученых в СКНЦ ВШ. Материалы диссертации отражены в четырех публикациях и тезисах выступлений.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и списка использованных материалов, состоящего из 157 наименований.

Старость в контексте био -социальных наук о человеке и обществе

Старость представляет собой много факторный процесс, в изучении которого возможны различные ракурсы рассмотрения. Человек, как живое существо, включен в сложноорганизованную систему живой природы, что делает важным изучение процесса старения на организменном и видовом уровне. В живой природе, в отличие от неживой, время финитно и необратимо. Живой организм проходит ряд определенных стадий своего развития от рождения до смерти. Одной из проблем современной науки является изучение «встроенности» старения в эволюционный процесс. На современном уровне научного знания известно, что старость как фаза завершения жизненного цикла не универсальна. Так, у простейших одноклеточных не существует старения, поскольку каждая клетка через определенный период времени делится на две родственные, молодые клетки. Необходимость старения остается недоказанной даже у позвоночных. В 1925 году Бидлер предположил, что старение у млекопитающих является следствием положительной для вида адаптации - ограничения размеров тела животного, старение он определил как побочный эффект. Сторонник старения как запрограммированного процесса Август Вейсман утверждал, что естественный отбор способствует программированию старческих изменений, поскольку, как только индивидуум произведет на свет потомство, его смерть становится необходимой, чтобы не лишить потомство достаточного пропитания. Однако известно, что в естественно-природном состоянии лишь ничтожная доля особей доживает до старого состояния. Процессы старения наиболее выражены лишь у человека, домашних животных и животных, содержащихся в неволе. Общепризнанным является представление о генетически запрограммированной длительности жизни. «Продолжающаяся на всем онтогенеза, в том числе и в .;«; конечной стадии онтогенеза ——геронтогенеза, - репрессия генома .-является причиной старения организма»7. Среди генетических факторов, определяющих долголетие в современной науке называются8:

1. Продолжительность жизни каждого вида постоянна и видоспецифична;

2. У предков девяносто - столетних продолжительность жизни достоверно дольше, чем у лиц, не обладающих значительным долголетием,

3. Изменения в одном гене могут привести к сокращению продолжительности жизни людей. Полигенетические изменения, вероятно, влияют на интенсивность и проявления старческих изменений у нормальных людей.

4. Выявлено влияние мутагенов на продолжительность жизни. Существует прямая связь эффективности различных типов репарации ДНК и видовой продолжительности жизни.

5. Половина вариаций, связанных с продолжительностью жизни обусловлена генетическими факторами.

Культивируемые клетки человека и животных, а также клетки, серийно трансплантируемые in vivo, имеют ограниченную способность делиться.

J1. Хейфлик утверждал, что теория старения должна объяснить изменения, которые являются снижающими функцию, прогрессирующими, имманентными данному организму и универсальными9. В 1963 году Жакоб и Моно выдвинули гипотезу о существовании специальных генов, которые обеспечивают существование организмов и с возрастом выключатся в результате репрессии их транскрипции. Л. Хейфлик выяснил, что клеткам человеческого организма присущ определенный лимит — максимальное количество делений, равный - 48. В 2002 году С. Бреннер, Дж. Сулстон и Р. Хорвиц открыли, что жизнедеятельность клеток контролируется большим числом генов: одни стоят на страже полноценных клеток, другие дают команду на уничтожение исчерпавших свой ресурс клеток . В рамках генетической теории Катлер считает, что.«гены, детерминирующие долголетие, не определяют механизм старения. Захер полагает, что процесс отбора действует на механизмы, увеличивающие стабильность организма на всех уровнях - от молекулярного до системного. Ж. А. Медведев полагает, что потеря уникальных неповторяющихся последовательностей ДНК может вызвать старческие изменения11. Естественный отбор генетической программы, определяющей старческие изменения, не мог произойти в ходе эволюции человека, поскольку большинство людей погибало до 30-летнего возраста, когда начинают проявляться старческие изменения.

Старость как заключительная фаза онтогенеза индивида биологического вида Homo Sapiens изучается биологией, нейрофизиологией демографией, психологией, геронтологией.

Философско-антропологическое осмысление старости

В отличие от специальных наук - биологии, психологии, социологии, лингвистики - философская антропология стремится выявить сущностные характеристики человека, понять саму его природу или же его особое место в мироздании. Синтезируя в себе достижения естественных наук о человеке, философия разрабатывает такие аспекты, которые не поддаются строго научному анализу точных и естественных наук34.

Старость, как последний этап жизненного пути, является временем, когда человек подводит итог прожитой жизни, задаваясь вопросом о том, имеет ли она смысл. Его заботит это будущее, которое открыто ему во времени, которого уже почти не остается. Повседневные заботы отступают перед той последней заботой, которая снижает уровень тревожности перед мелочностью повседневности, делая человека поистине без-заботным. «Окончание важнее начала, - пишет Вл. Янкелевич, -поскольку последнее слово будет за ним» .

Жизнь у ее последнего порога, предельность человеческого существования - проблемы, которые для философии являются базовыми. Старость как завершающий жизнь период человеческой жизни не может быть рассмотрена без общего отношения к человеческой жизни, жизненному пути, который подвергался философской рефлексии в рамках исторически сложившейся картины мира, присущей различным культурным мирам. Место и путь человека в мире в известной степени зависит и от понимания того, каков тот мир, в котором человек может осмыслить свой жизненный путь.

В античной философии замкнутый сферический космос в его совершенстве и гармонии структурно организован так же, как и человек. М. Бубер предлагал различать в истории человеческого духа эпохи обустроенности и бездомности. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной как дома. Греками, по выражению Бубера, был выношена идея замкнутого в себе космоса, где «отведено и место человеку»36. Космос представляет такое же дышащее, организованное тело, как и человеческое тело — «soma». Цикличность жизни космоса, характерна и для человека: в период от 30 до 40 лет человек достигает максимума своего телесного расцвета, совпадающего с достижением умственной зрелости. Такой возраст они называли «акмэ». Старость не эстетична с точки зрения классического искусства Греции, она не воспроизводилась в скульптуре, которая была ведущим видом искусства Греции, ведь само понимание человека свидетельствовало по мнению А. Ф. Лосева о «скульптурности» греческого мировосприятия.

Включенный в космически-природные ритмы, человек, как и все и вся, подчинен ритмам рождения и умирания. Однако смертность человека была предметом напряженного вглядывания уже в греческой мифологии, которая отделила мир богов, вечно смеющихся, ибо они бессмертны, от мира смертных. Описанное в мифе о титане Прометее книги судеб защитило человека от последнего знания — знания о точной дате смерти, позволив им жить в-неведении самого главного — конца. Однако разум человека был неуспокоен и вопрошал о необходимости и благости окончания жизненного пути. Только разум, обуздавший страсти, волнения души, мог, по мнению греческих философов, человеку познать самого себя, поэтому Платон в «Государстве» писал о том, что старческий возраст является счастливым, так как человек окончательно освобождается от неотступно беспокоящего прежде полового влечения. Платон признавал необходимым аскетику, направленную на подчинение телесных страстей разумным велениям души. Духовное взросление человека представало процессом, противонаправленным физическому истощению жизненных сил. Платон проводил различие между умерщвлением плоти вакханками и мудрецами и смертью простых и необразованных людей. Цель умерщвления плоти является ослабление связи души и тела, чтобы в последний момент легко развязать их узел. Чтобы сделать более действенным естественное старение, аскетизм рекомендует нам направляемое ускоренное уважение, это философское старение, которое он именует умерщвлением плоти. Философское старение, - пишет Янкелевич, - повторяет великую операцию смерти, которая, когда придет ее момент, будет не более чем незначительной игрой. Истинная аскеза, умерщвляющая плоть состоит в постепенном истощении существования в ряде последовательных малых смертей, являющихся подготовительным этапом к большой кончине .

Проблема телесности в старости

Ортега-и-Гассет подчеркивал, что ценности жизненного мира являются для нас исключительно чувственными и более того, главным образом осязаемыми. Человек существует в жизненном мире прежде всего как тело. Строение жизненного мира определяется конституцией тела, образом жизни, которое присуще телу. В соприкосновении с телом формируется физиология нашей культуры. Результатом телесного контакта является размежевание «моего» и «чужого» Ибо только состояния моего тела, могут быть непосредственно проживаемыми в драматической схватке с действительностью .

50 Философия, как и культурно-историческая психология, со времен Канта, заменила натуралистически понимаемое сознание историческим. Видимо, вслед за сознанием, настала очередь так же понимать тело, -считает Зинченко73. Человеческое тело как природно и социо - культурный объект является относительно поздним продуктом культуры, что связано с развитием чувства конечности, смертности человеческого существа. Перкинс считает, что способ, каким тело воспринимается в отношении к страданию, порождается доминирующим культурным дискурсом эпохи.

Древнейшей формой репрезентации человеческого тела была эпическая, для которой, - как показал В. Подорога, - характерно то, что каждая часть тела имеет собственный магический знак, который остается неизменно активным как в теле, так и вне его, вмещая в себя сходную часть окружающего космоса . Для мифопредставлений, как известно, характерна невыделенность человека из всеобщих природных процессов, оборачиваемость путем потока метаморфоз человеческого тела в инородную телесность. Тело человека в культурах первобытности, сохраняющее свою значимость и в традиционных культурах, неразрывно связано с телесностью мира. Структурно с ним совпадает, имеет те же самые ритмы. О человеке, достигшем почти столетнего возраста абхазы говорят (сухое дерево), чеченцы говорят об умершем — дкяты, что означает погас . Отсюда разработанные практики, призваны включить человеческие ритмы в ритмы космоса, обеспечив тем самым долголетие и даже бессмертие. Дряхление человеческого тела приводит к возможности перемещения жизненной энергии в иную телесную оболочку, что зафиксировано в виде свойственного многим народам древности обряда убийства стареющего вождя. Ведь от состояния здоровья правителя зависело нормальное состояние природного и социального мира. Так, в Древнем Египте, историческое развитие которого сохраняло многие черты первобытности, сохранялся обряд, именуемый «хеб-сед», суть которого состояла в том, что через каждый двадцать лет своего правления фараон исполнял ритуал, суть которого состояла в продлении физического существования правителя Египта. Своеобразным двойником фараона выступала его хеб-седная статуя, которая после выполнения обряда захоранивалась. Для людей многих незападных обществ тело - открытая система, связывающая социальные отношения и "я", жизненный баланс между взаимосвязанными элементами целостного космоса. Согласно даосским представлениям, личность, как и мир, многообразна, и подобно личности мир не остается неизменен, - считает французский синолог Марсель Гране . Результатом даосских экстазов, к которому приходят адепты в результате долгих тренировок, является освобождение существа от всех искусственных наслоений, наложенных на его природу под воздействием других существ, также как и социальных условностей. Поэтому даже в самом пожилом возрасте даосский аскет сохраняет ребяческую свежесть. «Отбрасывая тело и члены, изгоняя и, изгоняя слух и зрение, отделяясь от любой плотской оболочки и исключая любое знание», даос сливался с тем, что проникает повсюду («жда тун») и дает вселенной непрерывность («Тянь цзюнь»)79. Эмоция и познание интегрированы в телесные процессы. Тело - "я" выступает при этом не как секуляризированная частная сфера индивидуальной личности, а органическая часть сакрального, социоцентрического мира, система коммуникации, включающая обмены с другими людьми..." .

Исследования, которые показывают необратимость психофизических изменений в стареющем теле человека, не могут раскрыть фундаментального для человеческого существования отношения к собственной телесности, переживания по поводу старческих изменений телесности. Такие переживания и изменения наряду с лично-индивидуальным планом имеют заданный культурными стереотипами, играющими роль своеобразного фундамента для перенесения к собственному телу тех характеристик, которые человек получает в той или иной картине мира. Отношение к собственному телу отлично в различные культурно-исторические эпохи.

Проблема телесности осмыслена уже на ранних этапах развития философской мысли. Платон понимал тело живого существа как замкнутую систему микрокосма, состоящую из земли, огня, воды и воздуха, нарушение связи между которыми являются причинами болезней. Пневма пронизывает тело человека, нарушение нисхождения пневмы является причиной болезней.

Для античной философии характерно особое отношение к гармонически развитому совершенному телу. Человек, находящийся в теле, не имеет над ним полной власти. Тело принадлежит более внешнему миру, чем тому, кто называет его своим. Платон создал глубоко символичный образ тела как темницы души. Человек в нем не тюремщик, а пленник. Заточение не есть его добровольный выбор, а условия содержания (телесные недостатки, изъяны телесной организации и т.п.) зависят не от самого заключенного. С другой стороны, тело есть наш дом, прибирать его или оставить в запустение, обустроить или разорить, вполне в нашей власти. В поздний возраст человек имеет тело, в которое «вмонтирован» весь его прежний жизненный опыт. Однако то, насколько близок данный индивидуальный опыт к нормативному для данной культуры, задается надиндивидуально и априорно.

Старость и долголетие в духовном опыте традиционных культур

Возраст является сложным социокультурным феноменом и может быть понят только в контексте его социокультурной вариативности119. Возрастной процесс нельзя исследовать вне социальных, культурных и исторических изменений, т.к. люди рождаются, развиваются и стареют не в вакууме. Все народы различают этапы детства, взрослости и старости, сохраняя общее свойство - неопределенность, условность хронологически выражаемых возрастных границ, не количественную.

Существенной особенностью традиционных культур является то, что возрастные когорты здесь имеют выраженные качественные характеристики. Переход из одной когорты в другую имеет характер инициации, не существует личностно-индивидуального вариатива при таком переходе. Еще одна особенность культур доиндустриальной эпохи заключалась в том, что в связи с крайне низкой продолжительностью жизни старость была существенно смещена по оси жизни к ее началу, а проблема старости осознавалась как редкий дар. Индивидуальный жизненный цикл человека традиционной культуры был короче современного в хронологическом отношении, носил более «сжатый» и гомогенный характер. Временность человеческого существования без которой немыслимо и выстраивание жизненного пути, с одно стороны зависело от присущей данному культурно-историческому типу понимании такой культурной универсалии, как время.. М. С. Каган писал о том, что различие между традиционным типом общества и персоналистским (личностно-креативным) состоит в том, что власть традиции как бы останавливает время, ибо жизнь общества остается практически неизменной на протяжении веков и тысячелетий; прошлое «увековечивается», событийно подчиняя себе настоящее и будущее. Тем самым роль времени в социальном бытии минимизируется, если вообще не теряет значение " . Цикличность времени характеризует природные процессы и переносится на понимание цикличности человеческой жизни, смены поколений.

Для традиционного общества характерна одновременность социального и физического созревания человека. Очевидно, что в мифопоэтической картине мира, в которой три модуса времени соприсутствуют, а жизнь человека вплетена в общую канву природно-космических циклов, осмысление собственного жизненного пути заблокировано, переживание неизбежного истечения времени должно быть существенно иным, чем в «осевых» культурах, в которых человек впервые остается один на один с самим собой и собственной жизнью, к событийной стороне которой относится не только внешний план действий, но и осуществленность внутреннего предназначения, достижение того этапа жизненного пути, который является итогом и результатом всей жизни.

Так, традиционная культура понимала возраст как последовательное изменение социального статуса в процессе жизненного пути, при этом имелся в виду не хронологический возраст человека (понятие о котором появилось на довольно поздних этапах социогенеза), а коллективный, означающий факт принадлежности к определенному возрастному слою. Человек в традиционных культурах всегда связан родовыми связями с тем положением в возрастных когортах, которые до и после него займут другие члены традиционного сообщества. Э.С. Львова зафиксировала среди этносов Эфиопского нагорья функционально-возрастную классификацию возрастных когорт мужского рода: "Маленькие мальчики пасли мелкий скот, мужчины от 15 до 40 лет становились воинами и пасли крупный рогатый скот или верблюдов (внутри этой- группы могло быть деление на "старших" и "младших" воинов), в возрасте от 40 до 55 лет они получали право руководства политическими и военными делами, в их руках была исполнительная власть; мужчины от 55 до 70 лет могли выполнять жреческие функции; от 70 до 85 - имели право решающего голоса во всех делах своего народа, позднее считались недееспособными и исключались из общественной жизни" . У этносов Тропической Африки и в настоящее время сохраняются три основные системы возрастных классов - линейный, ступенчатый и циклический, который является наиболее распространенным. В странах

Тропической Африки сохраняется преемственность наименования всей группы ровесников и отдельных индивидов, в нее входящих, одновременно в употреблении находится строго лимитированное число имен собственных, называемых "гнездом клана", обновление имен происходит чаще всего каждые 60 лет. Признается право пожилого старейшины просить сыновей помочь ему достойно и своевременно уйти из этой жизни, поскольку он не может больше принести зримой пользы, не хочет быть обузой окружающим, отравлять жалким зрелищем одряхления восторженное восприятие жизни молодыми. Он хочет, чтобы смерть его была "доброй", а не в нестерпимых муках болезней или отчаянии полного бессилия. Обычай предписывает принимать "добрую" смерть по возможности спокойно и даже радостно. Таким почитанием окружены могилы предков в современной Осетии (как и на всем Северном Кавказе, где элементы родового и племенного строения общества сохранились в большей целостности, чем в большинстве других регионов России).