Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Васильева Екатерина Александровна

Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872
<
Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева Екатерина Александровна. Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня : 1811-1872 : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Васильева Екатерина Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 137 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/294

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Жизненный и творческий путь Цзэн Гофаня 17

1.1. Биография Цзэн Гофаня 17

1.2. Письменное наследие Цзэн Гофаня 44

Глава 2. Истоки общественно-политических и философских взглядов Цзэн Гофаня 51

2.1. Влияние традиций на мировоззрение Цзэн Гофаня 53

2.2. Влияние идей современников на трансформацию общественно-политической мысли Цзэн Гофаня 68

Глава 3. Философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня 76

3.1. Принципы личного самосовершенствования 80

3.2. Семейные поучения 89

3.3. Принципы управления армией 92

3.4. Принципы управления государством и отношение к Западу 96

3.5. Специфика интерпретации категории «синь» (сердце) в философских взглядах Цзэн Гофаня 101

Заключение 116

Библиография 120

Введение к работе

Цзэн Гофань Ц/ЩЦ (1811-1872) является одной из наиболее ярких, значимых фигур в истории Китая середины XIX в. В русскоязычной исследовательской литературе он в основном знаменит как «палач тайпинского восстания и ревностный слуга маньчжурской династии» [История, 1991, с. 675]. Действительно, Цзэн Гофань сделал блестящую карьеру благодаря борьбе с тайпинами (1850-1864). Но на этом его общественно-политическая карьера не закончилась. Он становится идейным вдохновителем и основателем политики «самоусиления» (ірьі цян dl 5М) (1860-1895), устремленной на заимствование достижений и новшеств Запада при сохранении культурных традиций. В рамках проведения политики «самоусиления» Цзэн Гофань наряду со своими сподвижниками (Ли Хунчжан ФЙИ? (1823-1901), Чжан Чжидун rji 1L Ш (1837-1909), Цзо Цзунтан ~JE ж Ш (1812-1885)) организует закупки европейских военных кораблей и оружия; на основе собственной программы обучения и воспитания создает крупнейшую Хунаньскую армию, которая по своей мощности и дисциплине превосходила императорскую.

Более того, знаменитый стратег является обладателем высшей ученой степени цзиныии ІЕІ и членом Академии Ханьлинь. Он — автор множества литературных, философских и педагогических произведений [Чжан Минлинь, 2002]. Кроме того, будучи представителем Тунчэнской литературной школы, Цзэн Гофань признается новатором в разработке концепций изящной словесности [Голыгина К.И., 1971].

Актуальность темы исследования. XIX в. занимает особое место в политической истории и истории общественной и философской мысли Китая, став временем радикальных перемен в имперском обществе и переосмысления многих базовых для национальной культуры духовных ценностей и ориентиров. Все эти процессы были вызваны, с одной стороны.

4 необратимым внутренним кризисом, охватившим важнейшие сферы

жизнедеятельности последней китайской империи - Цин (1644-1911), а, с

другой стороны, возрастающей политической, экономической и культурной

экспансией западных держав во главе с Британской империей, Францией,

Японией и Германией. Для представителей политической и

интеллектуальной элиты китайского общества того времени небывалую

ранее остроту приобрели проблемы осознания объективного

геополитического положения страны, сохранения национальной

аутентичности в сочетании с использованием техногенных и гуманитарных

достижений западной цивилизации, необходимых для модернизации

общественного устройства, производственной базы и вооруженных сил

страны.

Одним из самых ярких государственных, общественных деятелей и мыслителей Китая этого времени, является Цзэн Гофань (1811-1872), внесший огромный практический и теоретический вклад в т.н. политику «самоусиления» (1860-1895), разработки которого заложили фундамент китайской общественно-политической мысли Китая XX в. и до сих пор частично используются руководящими кругами и идеологами КНР. Т.о. изучение жизненного пути, мировоззрения и теоретического наследия Цзэн Гофаня выступает насущно необходимым условием для понимания как «политики самоусиления» и общей историко-политической ситуации, сложившейся в Китае во второй половине XIX вв. и приведшей к революционным изменениям китайского общества в начале XX в. («Синьхайская революция», 1911 г.), так и текущих процессов в государственной идеологии, внутренней и внешней политики КНР, что определяет научную актуальность и культурно-политическую злободневность предлагаемого диссертационного исследования.

Актуализация внимания к идеям Цзэн Гофаня на современном этапе развития российского общества вызывается не только познавательным интересом к памятникам иной социокультурной среды, но и стремлением

5 учесть накопленный в истории философии опыт для осмысления

современных социальных реалий.

Сходство существенных социокультурных проблем, стоящих перед современным российским обществом, и Китаем рассматриваемой эпохи очевидно. Важнейшими из этих проблем являются: 1) проблема поиска пути дальнейшего развития общества; 2) проблема определения соотношения интеграционных (в рамках мирового сообщества) и изоляционных тенденций социального развития; 3) проблема возможностей и средств усиления политической роли данного государства.

Изучение опыта теоретического осмысления указанных проблем в литературном наследии Цзэн Гофаня позволяет глубже понять и сущность переживаемого современной Россией исторического периода ее развития. Это придает теме диссертационного исследования особую актуальность и значимость.

Степень разработанности проблемы.

При всей очевидной значимости личности и теоретического наследия Цзэн Гофаня, его жизненный путь и идеи остаются на периферии отечественной гуманитарной науки, включая исследования ученых-китаеведов.

О Цзэн Гофане упоминается в подавляющем большинстве российских и советских научных работ, посвященных истории, литературе и общественно-политической мысли Китая XIX в. Однако, во-первых, основное внимание в них уделяется его военно-политической деятельности, которой до 80-х г. прошлого века давалась резко критическая оценка: Цзэн Гофань характеризовался в качестве «ставленника» деградировавшего, правящего режима, жестокого карателя «тайпинского» восстания. Такие характеристики даются, в т.ч. в работах Г.В. Ефимова [Ефимов Г.В., 1960], В.П. Илюшечкина [Илюшечкин В.П., 1967], Г.С. Кара-Мурзы [Кара-Мурза Г.С, 1941], Н.А. Королевой [Королева Н.А., 1982], B.C. Кузнецова [Кузнецов B.C., 1980]. Только в работах, опубликованных в последние три десятилетия,

наметились изменения оценок личности Цзэн Гофаня и его роли в политической истории Китая с акцентированием объективно положительных сторон его деятельности и его вклада в политику «самоусиления», что мы видим, например, в исследованиях Г.П. Абзянова [Абзянов Г.П., 1987], Е.А. Белова [Белов Е.А., 1982], Н.А. Самойлова [Самойлов Н.А., 1994], С.Л. Тихвинского [Тихвинский С.Л., 1980]. Т.е. фактически основной пласт работ, написанных на русском языке в основном посвящен военной-политической сфере деятельности Цзэн Гофаня. Здесь можно выделить два наиболее ярких направления — участие в подавление тайпинского восстания (1850-1864) и организация основных мероприятий в период проведения политики «самоусиления» (1860-1895). Как исторический деятель, участник и руководитель военных действий Цзэн Гофань, конечно, упоминается в публикациях по истории Китая периода династии Цин (1644-1911) [Меликсетов А.В, 2004; Непомнин О.Е., 2005; Сидихменов В.Я., 2004].

Однако и в вышеперечисленных работах о жизни и личности Цзэн Гофаня, а также о его политических, религиозных и иных воззрениях говорится крайне бегло.

Несколько большее внимание в отечественных исследованиях уделялось литературному творчеству Цзэн Гофаня, которое в самом полном виде освещается в монографии К.И. Голыгиной [Голыгина К.И., 1971], посвященной так называемой Тунчэнскои литературной школе1. Главными недостатками этой монографии с точки зрения настоящего исследования являются общая оценка «Тунчэнскои школы» как консервативного направления в китайской литературной жизни эпохи Цин, что переносится и на литературное наследие ее представителей, в первую очередь, Цзэн Гофаня, бывшего одним из ее идейных лидеров. И, во-вторых, отсутствие

Тунчэнская школа - литературная школа, которая олицетворяла направление традиционной китайской эстетической мысли XVIII-XIX в. Представители Тунчэнскои школы задавали тон основным направлениям развития литературной мысли Китая (Фан Бао, Яо Най и др.) [Китайская философия, 1994, с.327-328].

7 комплексного, культурологического и идеологического анализа

произведений Цзэн Гофаня и выявления их содержания и идейных истоков.

Единственным монографическим исследованием на русском языке, посвященным непосредственно философским взглядам Цзэн Гофаня, до сих пор остается диссертация (на соискание степени кандидата философских наук) Т.Г. Шестаковой [Шестакова Т.Г., 1984]. Завершенное еще в 1984 г., это исследование по понятным причинам оказалось в русле общего отрицательного отношения к Цзэн Гофаню, господствовавшего, повторим, в отечественной науке, и, кроме того, в нем остались без должного внимания результаты изысканий китайских и европейских ученых заключительной трети прошлого века. Цзэн Гофань представлен автором как «идеолог китайского феодального консерватизма», что повлекло за собой фрагментарность и выборочность рассмотрения его идей. В качестве текстологической базы использован весьма узкий круг оригинальных источников, многие важнейшие в теоретическом плане произведения Цзэн Гофаня остались вне поля зрения автора. Показательно, что наиболее целостное впечатление производит глава диссертации, посвященная взглядам не Цзэн Гофаня, а еще одного современного ему известного государственного деятеля и мыслителя — Чжан Чжидуна (1837—1909), в которой на примере теоретических построений последнего разбирается один из важнейших для китайской общественно-политической мысли принципов — «ти-юн» (йнД) (принцип (основа)-применение (второстепенное))".

Отмеченная лакуна становится тем более очевидной на фоне все возрастающего интереса к жизни и теоретическому наследию Цзэн Гофаня в китайской и европейской науке.

Особый интерес для исследователей представляют многочисленные работы самого Цзэн Гофаня, которые являются наиболее достоверным

"Впервые указанное сочетание категорий встречается в «Сюнь-цзы» (4-3 в. до н.э.). Интерпретация данного принципа Чжан Чжидуном будет раскрыта в соответствующем параграфе.

8 источником информации о его мировоззрении, литературном и философском

творчестве, о его общественно-политических взглядах — его дневники,

литературные произведения, заметки, письма.

Есть все основания утверждать, что на протяжении последних десятилетий, жизнь и теоретическое наследие Цзэн Гофаня относятся к числу первостепенных объектов исследований, проводимых китайскими учеными, причем, в нескольких дисциплинарных направлениях. Прежде всего это подготовка изданий и переизданий сочинений Цзэн Гофаня, сопровождаемых их скрупулезным текстолого-филологическим анализом и развернутым комментарием, содержащим немало ценных эмпирических сведений и наблюдений теоретического характера. Подобными являются издания, подготовленные такими авторами как Ма Даоцзун [Ма Даоцзун, 2004], Цзян Шижун [Цзян Шижун, 1959], Чжоу Цуйлин [Чжоу Цуйлин, 2001], Чэнь Шукай [Чэнь Шукай, 2006], Шан Гуанцзюе [Шан Гуанцзюе, 2003], Ши Линьчжу [Ши Линьчжу, 1998]. При анализе литературной деятельности мыслителя основным источником, позволившим сделать общий обзор жанров, в которых писал Цзэн Гофань, является «Полное собрание сочинений Цзэн Гофаня», где полностью представлены его работы [Цзэн Гофань, 1995; Чжан Минлинь, 2002].

Из вышеперечисленных трудов, наиболее оригинальными являются работы под редакцией Ши Линьчжу [Ши Линьчжу, 1998, 1999]: он не только приводит примеры текстов Цзэн Гофаня с подробными комментариями, но и классифицирует их по тем основным категориям, которые характеризуются в источнике («сознание/разум» (синь j\j), «искренность» (чэн Щ), «укрепление силы воли» (ли чэ1си Ш;ё), «полнота-пустота» (ин сюй ШЖ), «безупречное поведение» (ду син Ш^Т), «случайность» (цзи юань ШШ)', «успех-поражение» (чэн бай ШМС), «чувство меры» (цзинь туй illifi)) и т.д.

Кроме того, к настоящему времени опубликовано также внушительное число работ, посвященных жизни Цзэн Гофаня, зачинателем этого

дисциплинарного направления стал видный историк первой половины XX в.

- Цзян Синдэ [Цзян Синдэ, 1948], а самым внушительным научным сочинением этого класса на сегодняшний день является фундаментальный труд Дун Цайши [Дун Цайши, 1998]3.

Литературоведческие исследования письменного наследия Цзэн Гофаня представлены работами таких авторов как Ли Сяньлинь [Ли Сяньлинь, 2001], Фэй Чжэньган [Фэй Чжэньган, 1981] и др. Однако необходимо отметить, что в китайской исследовательской традиции при анализе основных положений Тунчэнской школы долгое время (до 80-х гг. XX в.) не обращали внимание на деятельность Цзэн Гофаня [История китайской литературы, 1962]. Возможно, отсутствие упоминаний о нем как о литераторе связано с неоднозначной оценкой его политической деятельности.

Кроме конкретных работ, анализирующих взгляды Цзэн Гофаня, актуальны и общие исследования по истории философской мысли XIX в., в которых прослеживаются попытки вписать Цзэн Гофаня в русло историко-философской традиции [Жэнь Цзиюй, 2003; История конфуцианства, 1998]4.

В первой работе общественно-политические и философские взгляды Цзэн Гофаня рассматриваются наряду с идеями известных деятелей и мыслителей XIX в. таких как Вэй Юань ШШ (1794-1857), Чжан Чжидун 5^^. Ш (1837-1909), Кан Ювэй їШ'% (1858-1927), Тань Сытун ШШШ (1865-1898). Цзэн Гофань выступает в качестве сторонника конфуцианских взглядов, а его общественно-политическая позиция анализируется с точки зрения его деятельности, связанной с подавлением тайпинского восстания и организации политики «самоусиления». Во второй работе Цзэн Гофань также представлен как конфуцианец, по крайней мере, с такой позиции рассматриваются его взгляды, касающиеся установления взаимоотношений в семье, управление в государстве и т.д. [История конфуцианства, 1998].

О данной работе подробнее в разделе «Биография Цзэн Гофаня».

В данном исследовании философским взглядам Цзэн Гофаня посвящена отдельная глава.

10 Особенно внушителен на сегодняшний день корпус исследований,

посвященных общественно-политической деятельности Цзэн Гофаня, в

которых, так или иначе, затрагиваются его теоретические разработки, и

которые с относительной долей условности можно подразделить на две

основные группы.

В работах, относящихся к первой из них, преимущественное внимание уделяется военным планам, выработке стратегий и организации Хунаньской армии. Среди них отдельного упоминания заслуживают «Стратагемы Цзэн Гофаня» [Чжоу Цуйлин, 2001] и «Обзор китайских военных трактатов» [Сюй Баолинь, 2002].

Ко второй группе относятся исследования, направленные на выявление конкретных деталей деятельности Цзэн Гофаня по разработке и реализации планов политики «самоусиления». Это, в т.ч. труды Ван Бояна [Ван Боянь, 1957], Ван Чжунханя [Ван Чжунхань, 1957], Дай И [Дай И, 1958], Дэн Шуцзэ [Дэн Шуцзэ, 2005], Ли Вэньхая [Ли Вэньхай, 1995], Ли Гуанби [Ли Гуанби, 1957], Ли Сюня [Ли Сюнь, 1956]. В представленных выше работах достаточно высоко оценивается деятельность Цзэн Гофаня как политика, стратега и военного.

Анализ литературы по теме диссертации позволяет выявить две важные особенности, характерные для китайской историографии, посвященной деятельности Цзэн Гофаня:

1) сравнительно поздний 3 исследовательский интерес, проявившийся к изучению периода правления династии Цин и к анализу жизни и творчества выдающихся личностей этого периода, в том числе и Цзэн Гофаня;

Первые работы появляются только в середине XX в. С конца 70-х годов XX в. в Китае открываются институты, специализирующиеся на анализе различных вопросов периода династии Цин (1644-1911). Центром становится научно-исследовательский институт истории династии Цин (Дин ишяньцзю со).

2) насыщенность китайской литературной традиции первоисточниками, которые еще ждут своих интерпретаторов и аналитиков.

В западноевропейской науке личность Цзэн Гофаня привлекла к себе пристальное внимание ученых еще в 20-х гг. прошлого века, о чем свидетельствует появление монографии W.J. Hail [Hail W.J., 1927], в которой подробно рассказывается о его жизненном пути и служебной карьере с преимущественным вниманием к его деятельности в периоды подавления «тайпинского» восстания, и подготовке политики «самоусиления».

Наиболее плодотворным исследовательским периодом стали 60-70-е гг., когда появилась целая серия работ, касающихся деятельности Цзэн Гофаня — С. Chang [Chang С, 1967], Р.А. Cohen [Cohen Р.А., 1976], J.K. Fairbank [Fairbank J.K., 1969], Hao [Hao Yenping, 1970], J. Porter [Porter J., 1972]. Особенное внимание уделялось военной деятельности Цзэн Гофаня в работах D.A. Graff [Graff D.А., 2002], S. Spector [Spector S., 1964], M.C. Wright [Wright M.C., 1959].

Несмотря на то, что труд С. Спектора посвящен непосредственно деятельности Ли Хунчжана (1823-1901), значительное место в тексте уделяется и роли Цзэн Гофаня как основного организатора Хунаньской армии. Подробно рассматривается структура армии, алгоритм ее создания и т.д. Фактически это одна из наиболее полных работ, касающаяся не только организации армии, но и военной деятельности Цзэн Гофаня. В контексте анализа истории Китая XIX в. М. Райт также упоминает о деятельности Цзэн Гофаня в ходе подавления тайпинского восстания (1850-1864) и участие в политике «самоусиления», отмечает значимость его роли в создании и укреплении новой армии.

Кроме того, налицо тенденция к росту внимания европейских ученых к политике «самоусиления», что стимулирует дальнейшее развитие исследований о Цзэн Гофане, об этом свидетельствуют работы таких авторов как J.K. Fairbank [Fairbank J.K., 1979], J. Grasso [Grasso J., 1992], K.H.Kim

12 [Kim K.H., 1974], S.A. Leibo [Leibo S.A., 1985], E.H. Parker [Parker E.H., 2008],

V. Ranbir [Ranbir V., 1987], J.L. Rawllnson [Rawlinson J.L., 1967], J.D. Spence

[SpenceJ.D., 1999].

Итак, есть все основания говорить, что в современной мировой науке Цзэн Гофань признан выдающимся государственным деятелем и мыслителем Китая второй половины XIX в. Однако, несмотря на все неоспоримые достижения китайской и западной науки, в ней до сих пор не появился труд, в котором бы предпринималась попытка дать комплексную реконструкцию взглядов Цзэн Гофаня и характеристику объективного места его теоретических разработок в истории китайской идеологии. Предлагаемая работа представляет собой первый опыт в данном направлении, что обуславливает ее научную значимость.

Объектом исследования является письменное наследие Цзэн Гофаня, состоящее из разнообразных литературных произведений и документов — записки, дневники, доклады, письма, раскрывающие позицию автора в вопросах политики, истории, философии, литературы.

Предметом исследования выступают философские и общественно-политические взгляды Цзэн Гофаня.

Целью исследования является реконструкция учения Цзэн Гофаня и определение его объективного места в истории китайской идеологии. Заявленная цель предполагает решение следующих задач:

выявить основные личностные факторы формирования общественно-политических и философских взглядов Цзэн Гофаня, влияние на его мировоззрение конкретных эпизодов его жизни и политической деятельности

проанализировать письменное наследие Цзэн Гофаня для выявления наиболее релевантных для реконструкции и осмысления его теоретических построений источников.

— определить идейно-философские истоки учения Цзэн Гофаня в
аспекте влияния на него опорных для китайской культуры философско-
религиозных систем, а именно конфуцианства, даосизма, буддизма.

— проследить влияние на формирование взглядов Цзэн Гофаня

современных ему историко-политических реалий и теоретических разработок других государственных деятелей и мыслителей Китая XIX в.

выделить ключевые категории и понятия учения Цзэн Гофаня.

выявить способы и степень полноты реализации идей Цзэн Гофаня в его практической деятельности и его подлинный теоретический вклад в политику «самоусиления».

дать объективную характеристику учению Цзэн Гофаня и его месту в истории философской и общественно-политической мысли Китая.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют различные методы и подходы, принятые в культурологии и истории философии, которые позволяют прийти к достижению поставленной цели. Биографический метод позволяет выделить основные периоды жизни Цзэн Гофаня. Сравнительно-исторический метод помогает сопоставить взгляды Цзэн Гофаня с идеями его предшественников и современников. Однако основным является историко-филологический подход, позволяющий рассмотреть литературное наследие Цзэн Гофаня и обеспечить максимально адекватное истолкование содержания его трудов и разработанных им концепций. Рассмотрение полученных в результате подобного исследования выводов с точки зрения истории философии и культурологии позволит выявить место Цзэн Гофаня в общем ходе развития китайской мысли XIX-XX в. Аналитический метод позволяет рассмотреть различные аспекты философских и общественно-политический идей Цзэн Гофаня.

Научная новизна диссертационного исследования:

Предлагаемая диссертация является первым в отечественной гуманитарии монографическим исследованием, посвященным жизни и теоретическому наследию Цзэн Гофаня, чем определяется его принципиальная научная новизна. Кроме того в работе:

— детально прослежен жизненный путь Цзэн Гофаня, определены
основные вехи его биографии и области его деятельности, оказавшие

14 определяющее влияние на формирование его гражданской позиции и

мировоззренческих принципов.

- проведен комплексный историко-философский анализ письменного
наследия Цзэн Гофаня, выделен круг источников, наиболее релевантных для
изучения его взглядов, и введены в научный оборот ранее не известные
отечественной академической общественности тексты.

-установлены культурно-идеологические истоки взглядов Цзэн Гофаня, конкретные заимствования из традиционных китайских философско-религиозных систем, а также корреляции с теоретическими разработками его современников.

прослежена трансформация взглядов Цзэн Гофаня под влиянием современных ему историко-политических реалий.

определены и охарактеризованы ключевые понятия и категории учения Цзэн Гофана.

определена роль Цзэн Гофаня в общественно-политической мысли Китая.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту. В соответствии с целями, задачами и новизной диссертационного исследования, на защиту выносятся следующие положения.

Реконструкция и осмысление взглядов Цзэн Гофаня невозможны без учета его персональных жизненных реалий и общего историко-политического и культурно-идеологического контекста современной ему эпохи.

Цзэн Гофань являет собой определенный тип личности - человека с твердой гражданской позицией, поддерживавшего правящий режим в условиях острейшего внутриполитического кризиса во имя высших интересов страны, а его теоретические разработки проистекали не из его персональных духовных интересов, а диктовались потребностью решения актуальных на тот момент государственных проблем.

— Ключевыми источниками для реконструкции и осмысления взглядов

Цзэн Гофаня выступают его литературные, включая поэзию, произведения, имеющие, безотносительно их жанровой принадлежности, ярко выраженный гражданский пафос и теоретическое наполнение.

В центре размышлений Цзэн Гофаня находятся проблемы личности, т. е. способы самосовершенствования человека и его реализации как члена социума, что находит воплощение в наборе ключевых для его учения категорий, а именно: сердце/разум (синь), почтительность (ьрин), гуманность {жэнъ), мудрость (нэйшэн), искренность (чэн).

Теоретические разработки Цзэн Гофаня опираются на конфуцианское морально-этическое учение, дополненное в них творчески переработанными заимствованиями из даосской и буддийской философии.

— Эклектика, приоритетность морально-этической проблематики в
ущерб онтологической и гносеологической, а также откровенный
антропоцентризм учения Цзэн Гофаня отвечают типологическим
особенностям китайской теоретической мысли, но резко отдаляют его от
«философии» в европейском понимании. Более адекватной представляется
характеристика теоретических разработок Цзэн Гофаня как варианта, но тоже
обладающего определенной спецификой, общественно-политического
учения.

— Теоретические взгляды Цзэн Гофаня действительно были
реализованы им в политической деятельности, самым ярким примером чего
выступает предложенная им программа модернизации вооруженных сил
страны, нашедшая применение в организации Хунаньской армии.

Научно-практическая значимость исследования.

Материал диссертационной работы может быть использован в дальнейших философско-культурологических и историко-философских исследованиях. Теоретические положения диссертации могут найти применение в учебных курсах по философской и общественно-политической мысли Китая в XIX в., философии культуры, истории Китая. Результаты

исследования могут заинтересовать философов, культурологов, историков, востоковедов и др.

Апробация результатов исследования.

Отдельные вопросы исследуемой проблемы были освещены в процессе выступлений на научно-практических конференциях: «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2004, 2005, 2006); II межрегиональная научно-практическая конференция «Сибирь на перекрестье мировых религий» (Новосибирск, 2004); региональная научная конференция молодых ученых Сибири «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований» (Новосибирск, 2006); IV международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Томск, 2005); межвузовская конференция «Запад - Восток - Россия: философия в компаративистской перспективе» (Санкт-Петербург, 2004); молодежная конференция по проблемам философии, религии и культуры Востока «Путь Востока» (Санкт-Петербург, 2006, 2007, 2008); Торчиновские чтения (Санкт-Петербург, 2007, 2008); международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2007).

Биография Цзэн Гофаня

В исследовательской литературе отсутствует единое мнение о том, на какие основные периоды разделяется жизненный и творческий путь Цзэн Гофаня. Чаще всего авторы предлагают пересказ его биографии, без выделения определенных этапов [Цзян Синдэ, 1948; Дун Цайши, 1998]. Например, в работе китайского ученого Дун Цайши, на которую опирается автор, биография мыслителя представлена подробно по датам, но отсутствует выделение периодов и какие-либо обобщения [Дун Цайши, 1998].

Выделение этапов жизненного пути Цзэн Гофаня, безусловно, необходимо. Прежде всего это позволит проследить совпадение основных периодов его жизни с творчеством. Кроме того, даст возможность определить степень влияния на его мировоззрение конкретных эпизодов чиновничьей, политической, военной, литературной деятельности. Более того, точная реконструкция и адекватное осмысление взглядов Цзэн Гофаня невозможны без учета его персональных жизненных реалий (изменение социального положения, переживания личного характера и т.д.).

Если в качестве основного критерия структуризации биографического материала взять радикальные изменения в его статусном положении, можно предложить следующую периодизацию: 1. 1811-1833 гг. — этап взросления. Детство, отрочество, юность. 2. 1833-1850 гг. — служба в гражданской сфере. 3. 1850-1860-е гг. — период успехов на военном поприще, связанный с подавлением тайпинского восстания (1850-1864), военная карьера. 4. 1860-1872 гг. — период организации и проведения политики «самоусиления» (1860-1895гг.). Безусловно, личный опыт Цзэн Гофаня, его военная и чиновничья деятельность не могли не повлиять на формирование его мировоззрения, нашедшего отражение в определенной жизненной позиции, которая трансформировалась соответственно пропорционально изменениям его статуса. В данной периодизации учитывается также возможность совпадения основных вех службы с этапами его творческого развития. Однако предложенное разделение на этапы не является окончательным и единственно возможным вариантом. Главный акцент ставится на успехи и достижения в карьере. Необходимо отметить тот факт, что периодизация составлена с учетом карьерного роста Цзэн Гофаня в гражданской и военной областях, но она не отражает трансформацию литературных и философских взглядов Цзэн Гофаня. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, практически невозможно в одну периодизацию включить существенные изменения в карьере военной, гражданской, в литературном и философском творчестве, безусловно, некоторые моменты не будут совпадать. Во-вторых, в данном исследовании для представления фигуры Цзэн Гофаня в качестве разносторонней личности, оригинального мыслителя; человека, добившегося успеха в различных, порою не связанных между собой сферах, специально уделяется особое внимание анализу и интерпретации его литературных и философских взглядов, которым посвящены отдельные параграфы и главы. Рассмотрим специфику выделенных этапов периодизации жизненного и творческого пути Цзэн Гофаня, с целью выявления основных личностных факторов формирования его общественно-политических и философских взглядов. Цзэн Гофань родился 26 ноября 1811 г. в провинции Хунань, уезде Сянсян [Дун Цайши, 1998, с. 371]. Его второе имя - Бохань (ЇЙ Щ ), литературный псевдоним - Дишэн (Ш-їі). Для понимания специфики жизненного пути китайского мыслителя важно обозначить исторический контекст его социально-политических действий. Цзэн Гофаню было суждено родиться в один из нелегких периодов правления династии Цин (1644-1911). Этот был насыщенный событиями период — Китай из слабой, закрытой страны постепенно превращался в члена мирового сообщества. Однако это был длительный процесс, которому предшествовали - насильственное открытие Китая, раздел его на сферы влияния между сильными державами; неравноправные договоры, подписанные по итогам опиумных войн; череда бесконечных восстаний внутри страны (тайпинское восстание (1850-1864), восстание «факельщиков» Ш Щ (1853-1868)); формирование доктрины «движение за усвоение заморских дел» (янъу юнъдун # Щ Ш, Щ ), попытка реформ с целью заимствования новшеств Запада - в ходе проведения политики «самоусиления» (1860-1895). К большинству из этих событий Цзэн Гофань был так или иначе причастен. О его родителях фактически ничего не известно, есть только упоминания о том, что отец был ученым. Кроме того, в семье Цзэн Гофаня были еще и братья - Цзэн Гоянь (1820 г.), Цзэн Гохуа (1822 г.), Цзэн Гоцюань (1824 г.), Цзэн Гобао (1828 г.).

Влияние традиций на мировоззрение Цзэн Гофаня

Именно конфуцианство стало основой для развития философских взглядов мыслителя37 . Цзэн Гофань часто обращался к каноническим конфуцианским трактатам. В своих записках он ссылается на «Лунь юй», «Мэн-цзы» и другие классические произведения [Чжан Минлинь, 2002]. Его неподдельный интерес к канонам подтверждается наличием комментариев к классическим и историческим произведениям, которые содержатся в полном собрании сочинений Цзэн Гофаня в разделе «Произведения смешанных стилей» (цза чжу Щ Щ ). К их числу относится такое интересное произведение, как «Главное в "Мэн-цзы"» {Мэн-цзы яолюе "SrflcfiO в 5 свитках, также представлены комментарии к произведениям Оуян Сю (1007-1072), Су Ши (1037-1101), Ван Аньши (1021-1086) [Цзэн Гофань, 1995].

Цзэн Гофань даже в своих письмах, личных дневниках опирается на традиционные категории и понятия конфуцианства: благородный муж (цзюнъ-цзы Ш Т ), ничтожный человек (сяо жэнь Ь А), гуманность (жэнъ П), долг/справедливость (и Щ), верность (синь fjt), мудрость (чжи Щ), ритуал (ли Щ). Он интерпретирует и другие не менее значимые философские категории, которые использует при формировании новых практических идей — сознание/сердце (синь ;1 )38, воля (и чжиЖїШ), слава (мин ли$= Щ), сыновья почтительность (сяо Ф), и другие [Ши Линьчжу, 1999]. Кроме того, уже по долгу службы Цзэн Гофань учитывает и применяет на практике знание конфуцианских традиций и норм: проводил строгие экзамены на государственную должность39. Он считал, что «самовоспитание, управление семьей, управление государством, Поднебесной» - чрезвычайно важное кредо для установления взаимоотношений между людьми, для ведения дел, управления, основанного на законах [Чжан Минлинь, 2002, с. 117]. Необходимо акцентировать внимание еще раз на том факте, что его быстрый рост в научной карьере (в 1838 г. получает степень цзинъши) невозможен был бы без отличного знания канонической литературы («У 1{зин», «Сы шу») [Конфуцианское «четверокнижие», 2004]. Как истинный практик он применял конфуцианские принципы и при формировании основ хунаньской армии: «он заставлял их [солдат] учить «Четверокнижие» (сы шу) и «Пятиканоние» (у грин), искоренять привычки и упражняться в военном искусстве. Способ управления посредством ли (ритуал) был очень эффективным, он позволял постепенно из робких крестьян воспитать дисциплинированных воинов» [Ма Даоцзун, 2004, с. 190]. С 1838 г. как пишут биографы, Цзэн Гофань «каждый день усердно занимается», увлекается изучением сунского конфуцианства, постигает учение Чжу Си (1130-1200). В исследовательской традиции существует мнение о том, что у мыслителя не было своей философской системы, он продолжал и развивал идеи «учения о принципе» (ли сюэ ШФ) [Жэнь Цзиюй, 1994, с. 199-204; Кобзев А.И., 2002]. Однако нужно отметить, что наибольший интерес для него представляло течение, основанное Ван Янмином (1472-1529) - «учение о сердце» (синь сюэ jj fp)40 [Кобзев А.И., 1983; Кобзев А.И., 2002; Мартынов. А.С. Зограф. И.Т., 2002]. С одной стороны, это подтверждают бесчисленные ссылки в его творчестве на деятельность Ван Янмина, с другой стороны, различные 55 интерпретации одной из основополагающих для философских воззрений Цзэн Гофаня категории сердце/сознание (синь IV) [Жэнь Цзиюй, 1994]41. При анализе работ сунских и минских чиновников Цзэн Гофань акцентировал внимание на характере, а не на недостатках управления государством. Он пришел к выводу, что в Поднебесной не хватает уверенности («опоры в душе») для достижения целей. Исследуя причину подобного положения вещей, он полагал, что главной проблемой для людей является недостаток стремления к «самосовершенствованию» (ян синь iV): «тяжело воспитывать «тело» одновременно с управлением государством» [Ши Линьчжу, 1999, с. 10]. Поэтому Цзэн Гофань придерживался точки зрения, согласно которой сначала необходимо воспитывать «тело», самосовершенствоваться на практике, а уже потом постигать основы управления Поднебесной: «не только чтение книг, но еще общение с людьми; не битвы, а управление» [Ши Линьчжу, 1999]. Тем не менее, он считал, что главной проблемой является воспитание души, управление сердцем, то есть духовное развитие. Мыслитель предлагает систему правил упорядочивания различных сфер деятельности, следовать которым он рекомендует всем. К классическим конфуцианским элементам относятся следующие ее требования, определяющие высокую социальную толерантность и ответственность [Чжан Минлинь, 2002, с. 5-6]: «соблюдение внешней пристойности/ почтительности» (цзин Ш); «чтение исторических книг» (ду ши Щ jfc); «стремление к получению новых знаний» (жи чжи IJU со ван El&nX-j rt, буквально: «Каждый день узнавать неизвестное»); «читать упорядоченно» (не дочитав до конца одно произведение, нельзя браться за другое) (ду шу бу В предложенном им наборе принципов нет ничего сложного для реализации, главное — дисциплинированность, упорядоченность, постоянство, те качества, которые могут быть присущи истинному благородному мужу (цзюнъ-цзы M f) [Мартынов А.С., 1984, с. 14-17; Чабанов И. А., 1987].

Влияние идей современников на трансформацию общественно-политической мысли Цзэн Гофаня

Культурно-идеологические истоки взглядов мыслителя приобретают новые интерпретации на фоне корреляции с теоретическими разработками его современников. Влияние на общественно-политические идеи Цзэн Гофаня оказал и тот факт, что жил он в непростой исторический период. В соответствии со своим служебным положением (занимал важные посты) и благодаря личным качествам ему приходилось решать сложные и масштабные политические, социальные, психологические задачи. Он вынужден был искать и принимать нестандартные и рискованные решения (организация Хунаньской армии, создание первого арсенала, участие в организации политики «самоусиления» и т.д.). Безусловно, Цзэн Гофань испытывал сильные интеллектуальные и психологические нагрузки, как в общественной деятельности, так и в личной жизни. Он был решительным и мужественным, думающим человеком, который в силу сложившихся неблагоприятных обстоятельств искал технологии достижения победы в различных условиях.

Прежде чем проанализировать влияние идей современников на трансформацию общественно-политических взглядов Цзэн Гофаня необходимо вновь представить исторический контекст, который породил борьбу различных тенденций и направлений общественно-политической мысли Китая XIX в..

После неудачи Китая в опиумных войнах, начинается процесс зарождения «интеллектуальной прослойки общества», рассуждающей о путях его развития и модернизации, о необходимости преобразований и заимствовании опыта стран Запада, о важности сохранения культурных традиций53 [Fairbank J.K., 1979; Grasso J., Corrin J.P., Kort M., 1992; Millward J.A., Dunnell R.W., Elliot M.C., 2004].

Кроме того, еще одним не менее важным процессом является тот факт, что правящая династия Цин (1644-1911) теряет свой былой авторитет и ее влияние становится незначительным. Не в последнюю очередь это связано с заключением неравноправных договоров и результатами их соблюдения54. Фактически власть переходит в руки зарекомендовавших себя в ходе подавления восстаний35 военных лидеров [Mann S., 1987; Twitchett D.C., Liu К.С., Fairbank J.K., 1980]. В период хаоса и раздробленности, создание собственных армий становится залогом некоторой независимости от цинского правительства [Parker Е.Н., 1991; Spector S., 1964, p. 5]. Регионализм проявляется, прежде всего, в формировании ключевых центров (провинции Хунань, Цзянсу, Чжэцзян) сосредоточения политической, военной, экономической силы. Цзэн Гофань и1 ЩШ (1811-1872) и его сторонники Ли Хунчжан Щщ. (1823-1901), Чжан Чжидун MZM (1837-1909), Цзо Цзунтан &жШ (1812-1885) как раз и являются теми сильными личностями, которые адекватно оценили фактическую ситуацию в стране и сумели взять в свои руки контроль за основными рубежами [Дубровская Д.В., 1988, с. 189-195; Rawlinson J.L., 1967]. Цель организаторов политики «самоусиления» в первую очередь состояла в укреплении военного потенциала страны (реформация армий, закупка оружия, приглашение иностранных специалистов), что должно было способствовать успешному наведению порядка в стране, подавлению восстаний, с другой стороны, в создании мощной материально-технической базы, которое невозможно без установления контактов с европейскими державами (строительство фабрик и заводов, торговля, обучение за границей). Кроме того, они осознавали, что при взаимодействии с иностранными государствами, как никогда будет актуальна идея сохранения непоколебимости традиционных китайских устоев [Fairbank J.K., 1965, р. 313-407; RanbirV., 1987; Wright М.С., 1957]. Лидеры политики «самоусиления» не были новаторами в осмыслении данных идей, ведь основные тенденции общественно-политической мысли середины XIX в. берут свое начало еще в работах дальновидных сановников Линь Цзэсюя ШШ (1785-1850), Вэй Юаня ШШ (1794-1865) [Врадий С.Ю., 1993; История конфуцианства, 1998, с. 114-115]. Они одними из первых обратили внимание на актуальность и важность наличия полной информации о странах Запада, об их географии, истории, политике, праве, экономике, культуре. Первые полученные сведения о европейских государствах были опубликованы именно в работах Линь Цзэсюя, Вэй Юаня. Первый из них — знаменитый государственный деятель, чиновник, известный своей активной борьбой против ввоза губительного опиума, автор различных программ с предложениями эффективных мер по сокращению и запрету проникновения данного наркотического вещества в Китай. Линь Цзэсюй с 1838 г. занимал должность «императорского комиссара» и командовал военно-морскими силами провинции Гуандун. После первой опиумной войны (1840-1842) он как инициатор решительных и координальных мер был смещен с занимаемых им постов. Однако он не отчаялся и продолжал заниматься своим благородным делом: «необходимо всегда знать положение дел у варваров, знать их слабости и их силу, только тогда можно установить способы контроля над ними» [Врадий С.Ю., 1993, с. 100]. Анализируя особенности государственного устройства, экономики стран Запада, Линь Цзэсюй выявил, что Китай прежде всего отстает по военно-экономическим показателям. В связи с этим он предложил уделить особое внимание развитию таких направлений как артиллерия, морской флот, армия. Однако идеи, сформулированные и высказанные Линь Цзэсюем не исчерпывались только военной тематикой. Его также интересовали вопросы, касающиеся медицины, права, экономики, культуры и искусства стран Запада. Основная цель переводов европейских источников, осуществляемая под руководством Линь Цзэсюем, заключалась в том, чтобы лучше познакомиться с достижениями Запада и использовать их на благо развития своей страны. В целом взгляды Линь Цзэсюя повлияли на формирование доктрины «движение за усвоение заморских дел» (янъу юньдуи ffi $WWj), которая впоследствии послужила основой для организации политики «самоусиления» (цзы цяп = Щ), устремленной на сбалансированное сочетание достижений Китая и Запада, установление общепринятых в мире дипломатических отношений с иностранными государствами [Моу Аньши, 1961].

Принципы личного самосовершенствования

В своих философских рассуждениях Цзэн Гофань изначально опирается на конфуцианскую традицию, но позднее дополняет их выдержками из других философско-религиозных течений. По мнению, исследователей его творчества, в частности Чжан Минлиня, идеи Цззэн Гофаня оригинальны и в своей специфической интерпретацией не могут сравниться с традиционными представлениями ханьских и сунских философов и литераторов. Современники называли его «совершенномудрым» (шэн сян ШЩ) [Чжан Минлинь, 2002, с. 3]. Необходимо обратить особое внимание на структуру категориально-понятийного аппарата мыслителя. Он интерпретирует различные категории и понятия при формулировании своих идей. Цзэн Гофань неоднократно в своих размышлениях обращался к анализу такой философской категории как «мудрость» {нэй шэн Р Ш ). Мудрость - как часть природы человека, которая присуща людям и помогает находить выход из любой, даже самой безвыходной ситуации. У Цзэн Гофаня отсутствует конкретное определение данного понятия, но он акцентирует особое внимание на важности такого момента, как выделение времени для занятий самосовершенствованием, развитие внутренней мудрости. «Благородный муж должен быть сдержан и мудр, не должен хвалиться своими талантами. Такого человека и можно назвать примером «внутренней мудрости». Обыкновенный человек также наделен скрытой мудростью. Есть одно древнее высказывание: «Денежная монета снаружи — круглая, внутри — квадрат, это известно всем. Человек словно монета, снаружи - все должно быть неизменно, внутри - должна быть сосредоточена внутренняя мудрость» [ЦзэнГофань, 1995]. Данный процесс неразрывно связан с одной из характеристик сознания, категорией «искренность» (чэн Щ). Искренность становится одной из важных категорий благодаря Мэн-цзы, у которого она рассматривается в качестве «состояния внутреннего мира, которое дает возможность выйти за пределы своего существования» [Мартынов А.С., 2002, с. 28-57; Меньшиков Л.Н., 1999]. Считается, что в общеупотребительный оборот ее ввел один из основоположенников неоконфуцианства - Чжоу Дуньи (1017-1073). Искренность у него выступает как характеристика внутреннего покоя, присущего сознанию совершенномудрых [Мартынов А.С, 2002, с. 81]. У Чэн Хао искренность выступает как неэгоистичное сознание [Там же, с. 86]. Чжу Си фактически утверждал тот факт, что «искренность - это и есть принцип» [Там же, с. 89]. В связи с этим, «искренность» понимается как некий идеал, которого могут достичь все, кто встает на путь самосовершенствования.

По мнению Цзэн Гофаня, суть понятия «искренность» заключается в умении «сосредоточенно заниматься одним делом» (чжуанъ синь чунь и Ш Ш — ). Мыслитель считал, что Конфуций является ярким классическим примером человека, который целиком отдается одному делу. Цзэн Гофань вносит и другой смысл в интерпретацию сущности категории «искренности» - «искренность именно и есть честность (правдивость)» (чэн бянъ ши чжун синь ЩШ/к - к) [Чжан Минлинь, 2002, с. 3]: «Мы должны всегда относиться к людям с искренностью, жить с открытым сердцем. Когда сердце искренне, то стремления едины. Открытое сердце не может быть неестественным, не скрывает свои чувства. Можно говорить прямо, но в словах не должна быть скрыта корысть, более того нельзя за спиной обличать недостатки других людей. В искусстве управления также необходимо быть искренними друг с другом» [Цзэн Гофань, 1995, с. 56]. Более того, Цзэн Гофань отмечает, что применение внутренней мудрости в повседневных делах - это и есть великое дело. Он предложил четыре ежедневных правила (леи кэ сы тяо 0д ИШ), которые, по сути, являются результатом его размышлений по поводу развития в человеке внутренней мудрости [Цзэн Гофань, 1995; Чжан Минлинь, 2002, с. 18-22]. 1. Будь требователен к себе, тогда и сердце будет спокойно (шэнъ ду грэ синь ань ШШШ Ь ). В процессе самосовершенствования самое сложное — управление сердцем. По мнению, Цзэн Гофаня, сердце способно отличить зло от добра, ложь от истины; его нужно уметь слушать, оно не обманет. Существует не так много способов управления сердцем, самое главное, как отмечает мыслитель, быть честным с самим собой, быть требовательным к себе всегда (даже наедине с собой), тогда не придется стыдиться своих поступков и ваше сердце всегда будет спокойным. С другой стороны, для контроля сердца/сознания необходимо еще понимание сути категории пустотность (сюй JiM). Пустотность как еще одна из черт сознания дает возможность человеку регулировать сложный процесс взаимоотношений сознания и внешнего мира. Пустотность — это «некое состояние или пространство, которое способно, несмотря на различную степень влияния внешнего мира, контролировать реакцию человека на его проявления» [Мартынов А.С., 2002, с. 95]. Например, еще одна мысль Цзэн Гофаня о способе управления сердцем: «Обретешь удовлетворение, когда почувствуешь бескрайнюю глубину сердца, подобного небу и земле. Бедняк всегда мечтает стать богатым, богатые хотят умножить то, что имеют, уважаемые стремятся еще более укрепиться в обществе. Мало тех, которые бы получили и не требовали снова. Стремясь к богатству и славе, не обретешь спокойствия и удовлетворения, целыми днями душа будет тревожится. Как погода бывает холодной или теплой, дни длинными или короткими, так и люди могут идти по пути истины или лжи. Надо меньше просить, следовать естественному пути, высыпаться и уметь испытывать радость, слушать небо и дожить до старости, иначе никогда не будет покоя» [Цзэн Гофань, 1995, с. 147-148].