Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия культуры в концепции Гюстава Глотца Косиченко, Ирина Филипповна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Косиченко, Ирина Филипповна. Философия культуры в концепции Гюстава Глотца : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Ростов-на-Дону, 2000.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-9/370-7

Введение к работе

Актуальность данной проблемы обусловлена целым рядом причин. Как ы в предвосхищении близящихся социально - исторических потрясений в мир ходит разочарование в прогрессе, кризисное сознание, которое восстаёт роти» гармонизирующего философского слстемоеозидания и его движущей илы —рацио. Ненужным оказывается все - и средство познания, и сама теория ознания. В центр, на место познания становится существование. Внимание все ольше перемещается в сферу истории и культуры, т.е. туда, где решается удьба человеческого бытия.

Проблема цивилизаций ставит перед исследователями новые актуальные адачи, решение которых предполагает научный подход и философскую роработанносгь. История в глазах современных людей - уже не чередование эбытий, определяющих судьбы отдельных народов, их возникновение, расцвет исчезновение. Мы воспринимаем теперь наше прошлое как чередование рупных целостных образований, моделью которых может служить античная

культура. Цивилизация становится, таким образом, основной категорией современной культурологической науки.

Актуальность темы исследования состоит также в том, что французская культурологическая школа начала XX века рассматривала проблем)' истока европейской цивилизации, используя два новых подхода: цивилизационный и полидисциплинарный. Тем самым она заняла имманентное ей особое место среди других европейских культурологических школ, рассматривая человека с усилением субъективно-иррационального в поведении.

Степень научной разработанности проблемы

Тема исследования незначительно разработана в российской историографии. Монографии, написанные Гюставом Глотцем не переведены на русский язык, поэтому автор использует оригинальную литературу. Данное исследование позволит заполнить тот вакуум, который имеет отношение к некоторым представителям французской культурологической школы конца 19 - начала 20 вв.

Работы зарубежных мыслителей заложили фундамент концептуального анализа. Поскольку культура является важной проблемой формирования культурно - теоретического мировоззрения, то и анализ работ по ее сознанию быт несомненно полезен для диссертанта. Следует указать таких зарубежных авторов, как: К. Маркс, Г. В. Ф. Гегель, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс.

Особо следует отметить имена отечественных авторов по методологии французской культурологической школы таких исследователей, как: О. Л. Вайнштейн - раскрыл сущность методологии европейской философии в 19-20 вв.; Ю.Н. Афанасьев - рассмотрел основных представителей школы «Анналы» и ее этапы развития; А.Я.Гуревич - исследовал путь преобразования исторической науки в школе «Анналов» в традиционном ее понимании в культурно-антропологически ориентированную историю, в науку о человеке в ментальном облике; Л.В.Таран, И.С.Кон - критически показали философскую «теорию исторического синтеза» Анри Берра; Н.Н.Чернова - исследовала

работы Фюсгеля де Куланжа как историка античности; И.И.Розовская -раскрыла сущность методологических проблем социально-исторической психологии на материале французской школы «Анналов».

Проблема культуры, как специфический способ деятельности,
представлена в трудах отечественных философов Ю.А.Жданова,

В.Е.Давидовича. Г.В.Драч в работе «Античная культура» прослеживает метаморфозы античной культуры, культурные связи человека и общества. В. А. Шкуратов - дал введение в историческую психологию.

Отдельно следует рассмотреть работы В.М.Далина, И.В.Кузищина, которые определили, что общество, по Глотцу, имеет органическое развитие. МН.Соколова, Ю.Л.Бессмертный, В.В. Иванова - исследовали отдельные этапы французской историко-культурологической мысли.

Комментарии к работам Г.Глогца таких зарубежных авторов как А.Берр и Э.Дгоркгейм стали необходимой основой для понимания его идей.

Цель и задачи диссертационного исследования

Основной целью диссертационного исследования является изучение культурологической концепции Гюстава Глотца в контексте идей французской историко-культурологической школы «Анналов». Значение концепции Г. Глотца для современной философии культуры.

Эта цель предполагает решение ряда конкретных задач:

  1. Реконструировать идеи французской культурологической школы, показать преемственность теорий и идей, где без концепции Г. Глотца она является не целостной;

  2. Влияние згейской религии, ее содержательной и структурной сторон на становление греческой цивилизации. Проанализировать идею Г.Глотца о религиозной преемственности эгейской, греческой цивилизации;

  3. Исследовать развитие и влияние теории греческого права как основы для выработки социальных и моральных норм греческого общества;

  1. Покачать значение концепции «греческого чуда» Г.Глотца для понимания основ европейской цивилизации;

  2. Высветить значение работ Г. Глотца для современной философии культуры.

Теоретнко- методологические основы работы

Диссертационная работа базируется на использовании ряда философских категорий и принципов (восхождение от абстрактного к конкретному, принцип историзма и др.) с применением общенаучной методологии, в частности, системного подхода.

Основные методы диссертации характеризуются сочетанием сравнительного, исторического и текстологического анализа, направленных на решение поставленной проблемы с учетом их применения к конкрегным этапам исследования.

При написании работы автор опирается на труды классиков мировой философии, представителей культурологии, а также отечественной философско-культу'рологической традиции. Впервые представлены и проанализированы частично переведенные лично автором монографии Г. Глотца.

Научная новизна диссертации

  1. Реконструирована идея французской культурологической школы конца XIX- начала XX вв. в целостной концепции европейской культуры.

  2. Впервые проанализирована іеория Г. Глотца о генезисе греческой цивилизации в контексте религаогенной концепции.

  3. Показан «механизм» ордалии как единство религии, права, магии и

морали, которое послужило практической основой греческого права,

б

потребовавшей практического объяснения с новых рациональных позиций. 4. Показана иррациональность эгейской цивилизации, явившейся основой будущей греческой цивилизации, влияние иррационального способа мышления эгейцев, ставшего толчком для нового классического рационально-европейского типа.

Тезисы, выносимые на защиту

1. Французская культурологическая школа занимает особое место среди других европейских школ. Ее значение в том, что она использует полидисциплинарный подход к изучению проблем культуры, соединив философию, психологию и историю. Этот подход рассматривает культуру изнутри - через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования. Культура как модус общественно-исторического бытия.

  1. Эгейская цивилизация имеет преемственность от Малой Азии в религиозных концепциях, по утверждению Г. Глотца. Эволюция религии эгейской цивилизации от фетишизма через 'зооморфизм к антропоморфизму при сохранении мистической сопричастности показывает человека и его трансцендентные опоры. Религия, эстетика, ордалия эгейцев- это внутреннее, прошлое и начало содержания будущей греческой цивилизации.

  2. Г.Глотц утверждает, что греческое право вышло из греческой религии. Он исследовал мифы, легенды, фольклор, в которых определил наличие обычая ордалии, как «суда Бога», и первоначальное сходство права с религией, но религией более близкой к магии, чем к морали.

  3. Греческую цивилизацию Г. Глотц характеризует, как дочь и наследницу иррациональной эгейской цивилизации. Человек в греческой цивилизации - это совмещение конечного и бесконечного, это точка

пересечения двух миров: божественного и земного. Греки приняли от эгейцев их иррациональную основу, которая усилила греческую рациональность.

Практическая значимость работы

Результаты исследования, а также использованые в нем фактический и переводной материал, позволяют углубить теоретические представления о человеческой духовности, культурологии, философской антропологии. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, философии истории и т.д. Работа может служить одним из моментов дальнейшего рассмотрения данной проблемы.

Апробация работы

Основные положения работы были апробированы автором в докладах на семинарских занятиях аспирантского семинара, а также на заседании сектора философии культуры и философской антропологии Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Материалы диссертации отражены в трех публикациях и тезисах выступлений на научных конференциях.

Структура диссертации