Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблема самоактуализации в науке
1.1 Понятие самоактуализация: основные теоретические подходы .20
1.2 Процесс самоактуализации студентов в период обучения в вузе 31
1.3 Особенности художественного образования в педагогических вузах .40
1.4 Художественно-творческая самоактуализация студентов в процессе высшего профессионального художественного образования 46
Выводы по I главе .60
Глава II. Художественно-творческая самоактуализация в форме предпочтения изобразительного пространства картины и ее связь с психологическими особенностями личности студентов
2.1 Изобразительное пространство картины и его классификация 63
2.2 Предпочтение изобразительного пространства картины как форма художественно-творческой самоактуализации студентов 67
2.3 Психологические особенности личности студента- педагога-художника и их связь с предпочтениями изобразительного пространства картин 78
Выводы по II главе 94
Глава III. Экспериментальное исследование взаимосвязи художественно-творческой самоактуализации в форме предпочтений типов изобразительного пространства картины и психологических особенностей личности студентов
3.1 Обоснование методов и процедуры исследования 96
3.2 Исследование психологических особенностей студентов и предпочтений типов изобразительного пространства картины на разных курсах обучения в вузе 99
3.3 Анализ корреляционных связей художественно-творческой самоактуализа ции, в форме предпочтений типов изобразительного пространства картин и психологических особенностей личности студентов 124
3.4 Рекомендации по внедрению результатов исследования в процесс высшего художественного образования 141
Выводы по III главе .160
Заключение 165
Список литературы
- Процесс самоактуализации студентов в период обучения в вузе
- Предпочтение изобразительного пространства картины как форма художественно-творческой самоактуализации студентов
- Исследование психологических особенностей студентов и предпочтений типов изобразительного пространства картины на разных курсах обучения в вузе
- Анализ корреляционных связей художественно-творческой самоактуализа ции, в форме предпочтений типов изобразительного пространства картин и психологических особенностей личности студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Модернизация высшего образования направлена на создание условий для формирования активной, саморазвивающейся личности, способной к самостоятельности суждений, готовой к творческому поиску и личностному росту, ориентирующейся в условиях современной жизни. Важной задачей подготовки педагогов-художников как одного из уровней в многоступенчатой системе подготовки профессиональных кадров в сфере искусства и культуры (школа искусств/художественная школа – училище – вуз) является развитие способности к художественно-творческой самоактуализации.
В психолого-педагогической науке самоактуализация исследуется отечественными (Л.И. Анциферова, Л.Я. Гозман, Т.Д. Дубовицкая, A.B. Запорожец, И.С. Кон, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев, И.В. Лопаткова, К.К. Платонов, Е.Ф.Ященко и др.) и зарубежными учеными (А. Адлер, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Шостром и др.).
Отечественные психологи осмысляют данное явление в рамках личностного саморазвития в условиях определенной деятельности как целенаправленной (осознанной) активности. Самоактуализация рассматривается как механизм, стимулирующий саморазвитие, превращающий его в потребность, цель и жизненную стратегию (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Акиндинова, Т.И. Артемьева, Е.И. Головаха), связывается с процессом развития личности как субъекта интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская), с креативностью (М.В.Балева, Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева, А.Н. Колпакова и др.).
А. Маслоу и его последователи рассматривают самоактуализацию личности как потребность, процесс и результат актуализации личностных потенций, как полное и свободное самоосуществление; В. Франкл определяет это явление как смысл жизни.
Внимание ученых привлекают также частные аспекты проблемы. Так,
ряд авторов исследует гендерные и возрастные особенности самоактуализации
(Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, А.А. Реан). На основе анализа личностных черт са
моактуализированных людей разработана методика измерения уровня лич
ностной самоактуализации (Э. Шостром); отечественными учеными
(Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, Н.Ф. Калина, М.В. Кроз, Е.Б. Ли-
совская, А.А. Рукавишников и др.) были созданы ее русскоязычные версии.
Изучению самоактуализации в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности посвящены труды О.В. Гудименко, рассматривающего самоактуализацию как фактор преодоления психологических барьеров; А.Н. Колпаковой, исследующей взаимосвязь между креативностью, самоактуализацией, академической успеваемостью и формированием профессионально важных качеств студентов в процессе обучения; Л.А. Овчинниковой, показавшей взаимосвязь самоактуализации с особенностями структур интегральной индивидуальности студентов; Е.В. Самаль, изучающей психологическое содержание самоактуализации личности (структура и способы) в процессе обу-
чения студентов-психологов в вузе; Д.А. Стебаковой, описавшей структуру самоактуализации студентов и ее компоненты; А.А. Тимошиной, выявившей взаимосвязь эмоциональной напряженности, психологической защиты и самоактуализации личности студентов; А.В. Шилакиной, выделившей такие компоненты (базовые конструкты) самоактуализации, как «ориентация во времени», «опора на себя», «самоуважение», «самопринятие», «ценностные ориентации», а также дополнительные конструкты («принятие агрессии в себе», «взгляд на природу человека», «сензитивность», «спонтанность», «синергич-ность», «контактность», «гибкость поведения», «познавательные и креативные способности») и психологические характеристики, тесно связанные с профессиональной самоактуализацией: «смысло-жизненные ориентации», «личностный уровень контроля», «самооценка»; М.В. Курц, указавшей на барьеры в развитии способности к самоактуализации студентов в учебной деятельности: внутренние личностные барьеры студентов, внешние педагогические барьеры, внешние социальные барьеры.
Исследованием самоактуализации студентов творческих специальностей занимались А.Ф. Шаймуратова, выявившая взаимосвязь профессионально важных качеств студентов творческой специальности «Актерское искусство» и самоактуализации личности студентов; Н.И. Петрова, осуществившая анализ взаимосвязи креативности и самоактуализации личности, изучившая основные личностные свойства самоактуализации студентов, рассмотревшая структуру, динамические характеристики самоактуализации личности в процессе творческой деятельности. Изучению художественно-творческой самоактуализации учителей музыки в профессиональной деятельности посвящено исследование Н.А. Рыбаковой, охарактеризовавшей деятельностную сущность художественно-творческой самоактуализации педагога-музыканта, ее функции (самопреобразование личности учителя, преобразование профессиональной деятельности, преобразование личности ученика), ее компоненты: содержательный (цели, предмет), процессуальный (виды, типы, организационные формы, внешние связи), технологический (нормативные технологии и индивидуальные способы реализации), личностный (позиционная готовность к самоактуализации), внешне-активизирующий (специально организованная подготовка к самоактуализации и стимулирующая профессиональная среда) – и разработавшей модель и технологию художественно-творческой самоактуализации.
В отдельных работах были затронуты вопросы самоактуализации художников (Е.Я. Басин, Д.Б. Богоявленская, О.А. Кривцун, О.В. Морозова, Е.В. Чиханова и др.), влияния личностных особенностей на продукт творческой деятельности (М.Я. Разногорская), однако специальных работ, посвященных осуществлению художественно-творческой самоактуализации в учебно-профессиональной деятельности по созданию скульптуры (круглой или рельефа) или картины (станковой или монументальной, графической или живописной), нет. Не изучено, каким образом в ходе учебно-профессиональной деятельности по созданию картины художественно-творческая самоактуализация реализуется в выборе художественных форм: стиля (классицизм, реализм, им-
прессионизм, сюрреализм, кубизм и т.д.), жанра (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетная картина и т.д.), типа изобразительного пространства картины (открытое, камерное, направленное и т.д.).
Термин «изобразительное пространство картины» и родственные ему термины - «художественное пространство», «пространство художественного произведения» используются в различных областях знаний: в философии – в трудах В. Бранского, М. Мерло-Понти, Л.В. Мочалова, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Панофского, П.А. Флоренского, М. Хайдеггера, О. Шпенглера; в психологии – в работах Р. Арнхейма, В.М. Петрова; в искусствознании – в исследованиях А. Ригля, А.Г. Габричевского и др. Специфику построения пространства картины в связи с вопросами методики преподавания таких дисциплин как рисунок, живопись, композиция рассматривали Н.Н. Волков, В.С. Кузин, Б.В. Раушенбах, Ю.И. Филиппов, Е.В. Шорохов; формированию навыков построения пространства в рисунке и живописи посвящены работы М.В. Одаряева и других авторов.
Признавая глубину и плодотворность обозначенных исследований, следует отметить, что взаимосвязь художественно-творческой самоактуализации в форме построения изобразительного пространства картины и психологических особенностей личности студентов не была предметом специального изучения в педагогической психологии. Актуальность данной проблемы обусловлена противоречием между необходимостью повышения качества художественного образования посредством личностного включения студентов в образовательный процесс через активизацию процесса художественно-творческой самоактуализации и неразработанностью научной базы для создания соответствующих образовательных программ. Одним из таких направлений может стать изучение связи содержания художественно-творческой самоактуализации, реализуемой через освоение и отбор тех или иных форм изобразительного пространства картины, с психологическими особенностями личности студентов-педагогов-художников. Учитывая, что в основе композиции картины любого стиля и жанра лежит комплекс не только эстетических, но и психологических факторов, исследование возможностей выбора и использования изобразительного пространства картины как формы реализации художественно-творческой самоактуализации студентов- педагогов-художников является актуальным и перспективным.
Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования. В теоретическом плане это выявление взаимосвязи художественно-творческой самоактуализации, реализуемой в выборе и построении типов изобразительного пространства картины, и психологических особенностей личности студентов. В практическом плане – разработка программы развития художественно-творческой самоактуализации студентов в ходе освоения способов построения изобразительного пространства картины.
Объект исследования – художественно-творческая самоактуализация студентов.
Предмет исследования – взаимосвязь художественно-творческой самоактуализации, реализуемой в выборе и построении изобразительного про-
странства картины, с психологическими особенностями личности студентов в процессе высшего профессионального художественного образования.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически подтвердить взаимосвязь художественно-творческой самоактуализации в форме предпочтений определенных типов изобразительного пространства картины и психологических особенностей личности студентов для реализации в учебных программах высшего профессионального художественного образования.
Гипотеза исследования. Развитие художественно-творческой самоактуализации как компонента личностной самоактуализации осуществляется во взаимосвязи с личностными особенностями студентов и реализуется в становлении индивидуальных предпочтений в выборе определенных типов изобразительного пространства картины в процессе художественного образования в вузе.
Задачи исследования:
-
Уточнить научное представление о содержании понятия «художественно-творческая самоактуализация» в контексте проблемы исследования.
-
Определить различия в предпочтении студентами определенных типов изобразительного пространства картины на разных этапах обучения.
-
Выявить взаимосвязь между предпочтениями определенных типов изобразительного пространства картины и составляющими личностной самоактуализации студентов.
-
Выявить взаимосвязь между предпочтениями определенных типов изобразительного пространства картины и психологическими характеристиками (чертами) студентов.
-
Выявить особенности взаимосвязи художественно-творческой самоактуализации, реализуемой в форме предпочтения типов изобразительного пространства, с психологическими особенностями личности студентов на разных этапах обучения в вузе.
-
Разработать программу развития художественно-творческой самоактуализации студентов на учебном материале пространственного построения картины.
Положения, выносимые на защиту:
1. Одной из главных задач современного высшего образования является
создание условий для общего и профессионального развития личности студен
тов. Проектирование личностно-ориентированного, развивающего образова
ния в аспекте создания условий для реализации личностного потенциала и
развития художественно-творческой самоактуализации студента является
важным направлением высшего образования. Развитие художественно-твор
ческой самоактуализации студента становится возможным в комплексе усло
вий внешнего построения учебной деятельности и субъектного (личностного)
включения студентов в процессе художественно-педагогического образования.
2. Художественно-творческая самоактуализация, являясь компонентом
личностной самоактуализации, формируется в учебно-профессиональной дея
тельности и может осуществляться в процессе построения композиции карти
ны, образную основу которой создает изобразительное пространство. Воспри-
6
ятие и оценка того или иного типа изобразительного пространства, имеющего специфические психологические (психосемантические) характеристики, обусловлены личностными особенностями студентов.
-
Художественно-творческая самоактуализация реализуется в предпочтениях изобразительного пространства картины и реципрокно связана с овладением художественными навыками в процессе профессионального обучения.
-
Существует взаимосвязь между художественно-творческой самоактуализацией в форме предпочтения тех или иных типов изобразительного пространства картины и психологическими особенностями студентов.
-
Разработанная программа «Развитие художественно-творческой самоактуализации студентов в ходе освоения различных способов пространственного построения картины», включающая совокупность теоретических знаний о явлении художественно-творческой самоактуализации, о специфике и проявлении в предпочтениях тех или иных типов изобразительного пространства, а также связи предпочтений с психологическими особенностями личности студентов, о психосемантическом наполнении типов изобразительного пространства картины определяет возможность целенаправленного развития художественно-творческой самоактуализации студентов.
Результаты, полученные соискателем, и их научная новизна:
– уточнено научное представление о содержании понятия «художественно-творческая самоактуализация» в контексте проблемы исследования («Художественно-творческая самоактуализация» – это компонент личностной самоактуализации, а также деятельность по актуализации художественно-творческого потенциала личности в условиях высшего профессионального образования, результат которой выражен в продукте творческой деятельности в форме выбора и художественного воплощения стиля, жанра и изобразительного пространства картины);
– определены различия предпочтений типов изобразительного пространства картины на разных этапах обучения (Студенты на этапе адаптации предпочитают открытый, камерный, кулисный и лабиринтный типы изобразительного пространства. На этапе субъектного интереса к профессии предпочитают открытый, лабиринтный, хаотичный и абстрактный типы пространства. На этапе субъектно-личностно-креативной активности студенты предпочитают открытый, камерный, кулисный, лабиринтный и абстрактный типы изобразительного пространства);
– выявлена взаимосвязь предпочтений студентами-педагогами-художниками определенных типов изобразительного пространства и составляющих личностной самоактуализации (Предпочтение абстрактного пространства имеет прямую связь с такими составляющими самоактуализации, как «компетентность во времени», «самоподдержка», «гибкость поведения», «сензитивность», «креативность»; предпочтение хаотичного пространства имеет прямую связь с такими составляющими самоактуализации, как «принятие природы человека», «синергия»; предпочтение лабиринтного пространства имеет прямую связь с такой составляющей самоактуализации, как «ценностные ориентации»; предпо-7
чтение камерного пространства имеет прямую связь с такой составляющей самоактуализации, как «познавательные потребности», и обратную связь с такой ее составляющей, как «синергия»; предпочтение открытого пространства имеет прямую связь с такой составляющей самоактуализации, как «креативность», и обратную связь с такой составляющей, как «познавательные потребности»);
– установлена взаимосвязь между предпочтением типов изобразительного пространства и психологическими характеристиками (чертами) студентов (Предпочтение абстрактного пространства имеет связь с такими чертами личности, как «открытость», «высокая нормативность поведения», «чувствительность», «смелость», «экстраверсия», «чувствительность к тонкостям жизни». Предпочтение хаотичного пространства имеет прямую связь с такими чертами личности, как «мечтательность», «нонконформизм», «замкнутость»; предпочтение камерного пространства связь с такими чертами личности, как «дипломатичность», «стабильность», «замкнутость», «расслабленность»; предпочтение открытого пространство имеет связь с такими чертами личности, как «общительность», «смелость», «экстраверсия», «прямолинейность», «консерватизм», «чувствительность»; предпочтение направленного пространства имеет прямую связь с такой чертой личности, как «чувствительность к тонкостям
жизни», «замкнутость», «жесткость», «практичность»);
– выявлены взаимосвязи художественно-творческой самоактуализации в форме предпочтения типов изобразительного пространства картины и психологических особенностей личности студентов-педагогов-художников на разных этапах обучения в вузе (На этапе адаптации (1-2 курс обучения) предпочтение открытого пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «поддержка», «ценностные ориентации», «сензитивность к себе», «спонтанность», «самоуважение», «самопринятие», «принятие агрессии», «контактность», «доверчивость»; предпочтение камерного пространство с такими психологическими особенностями личности, как «жёсткость», «прямолинейность»; предпочтение кулисного пространства связано с такой психологической особенностью личности, как «подчиненность»; предпочтение лабиринтного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «поддержка», «контактность», «креативность»; предпочтения направленного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «ценностные ориентации», «сензитивность к себе», «контактность»; предпочтение хаотичного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «спонтанность», «доминантность», «радикализм»; предпочтение абстрактного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «компетентность во времени», «поддержка» , «гибкость поведения», «сензитивность к себе», «спонтанность», «самопринятие», « контактность», «креативность», «чувствительность», «дипломатичность». На этапе субъектного интереса к профессии (3 курс обучения) предпочтение открытого пространства связано с такой психологической особенностью личности, как «представления о природе человека»; предпочтение кулисного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «ценностные ориентации», «спонтанность» и
«креативность»; предпочтение камерного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «поддержка», «сензитивность к
себе», «спонтанность», «контактность». На этапе субъектно-личностно-креативной активности (4-5 курс обучения) предпочтение открытого пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «креативность», «экспрессивность», «нормативность поведения», «чувствительность», «экстраверсия»; предпочтение камерного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «сдержанность» и «тревожность»; предпочтение кулисного пространства связано с такой психологической особенностью личности, как «креативность»; предпочтение лабиринтного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «низкая нормативность поведения», «интроверсия»; предпочтение направленного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «креативность», «низкая нормативность поведения», «жёсткость»; предпочтение абстрактного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «креативность», «экспрессивность», «высокая нормативность поведения», «чувствительность», «экстраверсия» и «нонконформизм»);
– обозначены приоритетные психосемантические оценки различных типов изобразительного пространства студентами (Открытое пространство – светлое, медленное, длительное, неограниченное, нюансное, безопасное, редкое. Камерное пространство – теплое, плавное, упорядоченное, замкнутое, сильное, уютное, обычное. Направленное пространство – оптимистичное, плавное, длительное, структурированное, сильное, уютное, обычное. Кулисное пространство – красивое, пассивное, упорядоченное, структурированное, твердое, безопасное, редкое. Лабиринтное пространство – пессимистичное, пассивное, беспорядочное, сложное, контрастное, опасное, редкое. Хаотичное пространство – неприятное, возбужденное, беспорядочное, сложное, сильное, дискомфортное, обычное. Абстрактное пространство – безжизненное, активное, беспорядочное, отвлеченное, твердое, дискомфортное, редкое);
– разработана программа развития художественно-творческой самоактуализации студентов-педагогов-художников (Программа состоит из теоретического и практического разделов. Теоретический раздел обеспечивает овладение студентами знаниями об особенностях самоактуализации посредством творчества, о взаимосвязи художественно-творческой самоактуализации в форме предпочтений изобразительного пространства и психологических особенностей личности в индивидуальном творчестве, о психосемантических характеристиках изобразительного пространства. Содержание практического раздела ориентировано на развитие умений построения определенного типа изобразительного пространства, сознательного управления своей творческой деятельностью; на обеспечение внешней и внутренней локализации контроля студента в процессе получения результата учебно-творческой деятельности и выбора оптимальной стратегии поведения при обсуждении и оценивании собственного творчества; на становление отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности). Цель программы – развитие художественно-9
творческой самоактуализации, способствующей повышению общего уровня самоактуализации личности. Достижение данной цели происходит посредством решения следующих задач: расширение знаний студентов об особенностях своей личности с помощью диагностики (тестирования), знаний о механизмах актуализации личности, о художественно-творческой самоактуализации, реализуемой через предпочтения в выборе изобразительного пространства картины; обеспечение осознания студентами собственных предпочтений в выборе типов изобразительного пространства картины (использование методик: опрос-анкета, психосемантический дифференциал)).
Теоретическая значимость исследования заключается в решении научной задачи по выявлению взаимосвязи художественно-творческой самоактуализации студентов, проявляющейся в выборе определенного типа изобразительного пространства картины, с психологическими особенностями их личности. Раскрытие содержания понятия «художественно-творческая самоактуализация», определение психосемантических характеристик различных типов изобразительного пространства, в предпочтении которых осуществляется художественно-творческая самоактуализация студентов, составляют основу для научных представлений о явлении «художественно-творческая самоактуализация» студента-педагога-художника. Разработанная программа, основанная на выявленных взаимосвязях художественно-творческой самоактуализации студентов и психологических особенностей их личности, расширяет научные представления о психолого-педагогических приемах и методах обучения и воспитания в вузе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование деятельности преподавателя педагогического вуза в аспекте развития художественно-творческой самоактуализации студентов; в выявлении возможностей дисциплин «Композиция», «Методика работы над картиной», «Теория пространственного построения» для развития художественно-творческой самоактуализации; в разработке рекомендаций по внедрению результатов исследования и программы «Развитие художественно-творческой самоактуализации студентов в ходе освоения различных способов пространственного построения картины».
Методологической базой исследования являются принципы субъектно-деятельностного подхода, отечественные и зарубежные теории самоактуализации, теории личности, учебной деятельности, постулаты личностно-ориентированного обучения, теории изобразительного (художественного) пространства картины.
Источниками исследования являются:
– теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко и др.);
– теории личности (Л.С. Выгодский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев,
В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.);
– теории и концепции самоактуализации (А.Адлер, К. Гольд-
штейн, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Е.Ф.Самаль Е.Ф. Ященко и др.);
– теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
– постулаты личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская,
В.В. Сериков, И.С. Якиманская);
– теории и концепции высшего профессионального образования (Г.В. Акопов, А.А. Вербицкий, А.И. Смоляр, А.И. Щебетенко и др.);
– исследования различных факторов, влияющих на самоактализацию личности в процессе профессиональной подготовки в вузе (эмоциональная напряженность, психологическая защита, психологические барьеры, креативность) (О.В. Гудименко, А.Н. Колпакова, Д.А. Стебакова, А.А. Тимошина, А.Ф. Шай-муратова);
– теории способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков);
– исследования способов развития самоактуализации личности студентов в процессе профессиональной подготовки (педагогические условия, активные формы обучения – мастер-классы, проблемные лекции, программированное обучение, тренинги, психологические игры, консультирование и т.д.) (Е.А. Лопатин, Л.А. Овчинникова, А.В. Шилакина и др.);
– исследования самоактуализации личности в процессе художественной деятельности (Н.И. Петрова), художественно-творческой самоактуализации в процессе профессионального труда (Н.А. Рыбакова);
– исследования черт личности (Р. Кэттел, Г. Олпорт);
– исследования особенностей творческой личности и творчества как средства актуализации личности автора (В.М. Аллахвердов, Р. Арнхейм, М.В. Ба-лева, В.П. Бранский, Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, О. Кривцун, И.В. Лопаткова, А.А. Мелик-Пашаев, В.Ф.Петренко, В.М. Петров, Р. Солсо и др.);
– теории и концепции художественного пространства (В. Бранский, А.Г. Габричевский, М. Мерло-Понти, Л.В. Мочалов, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Панофский, А. Ригль, П.А. Флоренский, М. Хайдеггер, О. Шпенглер);
– исследования пространства картины (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, В.С. Кузин, Б.В. Раушенбах, Ю.И. Филиппов, Е.В. Шорохов).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ философской, культурологической, психологической, педагогической литературы; беседа; педагогическое наблюдение; констатирующий эксперимент; тест «САТ» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз), «16-ти факторный личностный опросник» (Р.Б. Кеттел); анализ и интерпретация продуктов деятельности студентов; математико-статистические методы (ранжирование, критерий Спирмена, критерий Манна – Уитни).
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» и ФГБОУ ВПО «Самарская государственная академия культуры и искусств». В экспериментальной работе участвовало 118 студентов отделения изобразительного и декоративно-прикладного искусства ПГСГА и студентов отделения декоративно-прикладного творчества СГАКИ.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2010–2011 гг.) – изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме самоактуализации личности, философской, психологической, методической и искусствоведческой литературы по проблемам построения и типологии изобразительного пространства картины; осмысление изобразительного пространства картины как формы проявления художественно-творческой самоактуализации; составление таблицы сравнения типов изобразительного пространства картины; определение методологического аппарата исследования.
Второй этап (2011–2014 гг.) – подбор картин отечественных и зарубежных художников различной степени известности (42 картины) для определения предпочтения типов изобразительного пространства; составление и реализация программы эксперимента, разработка и внедрение программы «Развитие художественно-творческой самоактуализации студентов в ходе освоения различных способов пространственного построения картины».
Третий этап (2014–2015 гг.) качественный и количественный анализ эмпирических фактов, полученных в результате эксперимента; оформление результатов исследования.
Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены обоснованностью методологии и ее соответствием поставленной проблеме; комплексным использованием методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования: анализ научной литературы, программной документации, констатирующий эксперимент, анкетирование, беседа, изучение продуктов учебной деятельности студентов, математико-статистические методы исследования (ранжирование, средние значения, корреляционный анализ).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования нашли свое отражение в публикациях, помещенных в следующих ведущих научных журналах: «Известия Самарского научного центра РАН» (Самара, 2012), «Образование и саморазвитие» (Казань, 2013), «Казанский педагогический журнал» (Казань, 2014), «Высшее образование сегодня» (Москва, 2014), «Поволжский педагогический вестник» (Самара, 2013), «Молодой ученый» (Чита, 2011); а также в сборнике научных трудов «Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии» (Самара, 2011, 2013) и научном альманахе «Телескоп» (Самара, 2012); докладывались и обсуждались на международных (Смоленск, 2010; Москва, 2011, 2012; Самара, 2013) научно-практических конференциях. Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», ГБОУ СПО Т «Самарское областное училище культуры и искусств», МБОУ ДОД ДШИ № 3 «Младость».
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Текст иллюстрирован графиками и таблицами.
Процесс самоактуализации студентов в период обучения в вузе
Самоактуализация личности является многогранным объектом исследования таких наук, как психология и педагогика. Трудность изучения заключается, в первую очередь, в определении данного феномена. Достаточно близким значением обладает понятие саморазвитие. Самоактуализация связана со способностью личности актуализироваться, переходить из возможного в реальное состояние в процессе как раз-таки саморазвития.
Основоположником теории самоактуализации личности считается А. Маслоу. Ученый дал несколько понятий самоактуализации, описал способы самоактуализации и особенности (черты) самоактуализирущихся людей. В зарубежной психологии самоактуализация рассматривается в русле экзистенциальных, гуманистических, феноменологических концепций личности, представляя собой основу гуманистической психологии (А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл) [5, с.7-23], [103, с. 60 - 80], [125, с.230 - 237], [147, с. 21 - 40], [166, с. 120 - 134].
Теория самоактуализации А.Маслоу разрабатывалась и корректировалась ученым в течении нескольких десятилетий. Его последователи выделяют три базовых контекста, в которых А.Маслоу разрабатывал свою идею: «самоактуализирующиеся личности; предельные переживания трансцендентных ценностей; самоактуализация как процесс развития» [Цит. по 93, с.150]. Изучение са-моактуализаци А.Маслоу включало следующие аспекты: «исследование самоактуализирующихся личностей; теория человеческой мотивации; самоактуализация как механизм и процесс развития личности; предельные переживания как эпизоды самоактуализации; по ту сторону самоактуализации: теория метамоти-вации и ценностей Бытия» [Цит. по 93,с.150]. По мере изучения данных аспектов ученый корректировал и насыщал само понятие самоатуализации. Самоактуализация – это «стремление человека к самоосуществлению, к возможно более полному развитию своих потенций» [103, с.57]. Истинное психическое здоровье, по мнению А.Маслоу, заключается в максимальной творческой реализации, что одновременно является процессом становления личности в целом. Автор предполагал, что «…у человечества есть единственная конечная цель… к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, - но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слов, становления тем, кем он может стать» [Цит.по 93, с. 151] В широком смысле самоактуализация представляет собой потребность быть тем, кто ты есть, кем ты должен быть и делать то, что является твоим предназначением, например, художник должен творить, поэт – сочинять и т.д. Под словом «самоактуализация» А. Маслоу понимал процесс роста и развития личности, способ и результат этого роста.
Если рассматривать самоактуализацию как путь и способ жизни, то достижение счастья, успеха может происходить как быстро, за короткие сроки, так и в течение всей жизни. При этом построение жизненного пути по способу самоактуализации не гарантирует того, что человек станет «лучше». Также нужно учитывать, что применяемый в разных возрастах и в различных культурах путь самоактуализации оказывается спорным и создает не гармоничную, а проблемную личность.
А. Маслоу описывает путь, ведущий к самоактуализации – это построение жизни по принципу принятия решений, в результате которых происходит развитие личности и осознание своего отношения к миру и окружающим «… раскрытие индивидом своих собственных психопатологий. Это означает выявление психологических защит и — когда они идентифицированы — предполагает достаточно мужества, чтобы отказаться от них» [103, с. 70]. Самоактуализация по А. Маслоу представляет собой проживания полноценной жизни, с беззаветными переживаниями с полной концентрацией и полным впитыванием [103, c. 58]. Если рассматривать жизнь как процесс принятия решений, то самоактуализация является процессом принятия выбора в сторону психологического развития личности, что не имеет прямой зависимости с удовлетворением базовых потребностей, как первоначально считал А. Маслоу [104, с. 109 - 110]. Самоактуализация это не только конечный этап развития личности у ограниченного количества людей в пожилом возрасте, но и способность самоактуализироваться у большинства людей разного возраста. Однако многим людям не удается осуществить самоактуализацию по причине регрессивных тенденций на основе – страха, враждебности и праздности [93, с. 153].
Понятие самоактуализация тесно связано с термином актуализация. Актуализироваться – значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности. В теории А. Маслоу объединены понятия «самость» и «Я», что является ядром личности, состоящим из темперамента, набора уникальных вкусов и ценностей. Из этого следует, что самоактуализация – это постоянное осознание человеком своих истинных вкусов, потребностей, ценностей и работа над собой ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать [103, с. 62].
А. Маслоу не рассматривает самоактуализацию как конечный результат, скорее, как способ жизни, работы и взаимоотношения с миром. Однако, существуют «пиковые переживания» – переходные моменты самоактуализации, моменты в которых люди больше осознают мир, себя, свои чувства и действия» [103, с.68].
Человеку свойственно искажать восприятие себя, окружающих и действительность, прячась с помощью «психологических защит» (подавление, проекция и другие механизмы). Важным шагом самоактуализации является выявление подобных защит и освобождение от них.
Преодоление механизмов защиты возможно за счет «примеривания» и смены социальных ролей. Применение тех или иных ролей объясняется следующими функциями – использование роли для выбора линии поведения в определенной жизненной ситуации, смена ролей для изучения действительности и ломки стереотипов, преодоление эгоцентризма, возможность для саморефлексии и анализа отношения к самому себе и окружающим как к индивидуальностям [16, с. 403-404].
А. Маслоу утверждал, что самоактуализирующиеся люди отличаются от других и возможно выделение определенных черт их объединяющих, это: «адекватная реакция на действительность; принятие себя и окружающих людей такими, какие они есть, отказ от агрессивных форм поведения и неприятие подобного от других; проявляют сознательную активность личности, как реакцию на групповое давление на уровне внешнего поведения; деловая направленность; склонность к одиночеству; независимость от окружающих; нестандартность восприятия уже знакомых вещей; предельные переживания, сопровождающиеся ощущением исчезновения собственного «Я»; ощущения себя частью человечества; выделение узкого круга близких друзей; равноправие в отношениях; устойчивость моральных норм, первостепенность целей, а не средств; «философское» чувство юмора; креативный подход ко всякого рода деятельности; не принимают на веру особенности культуры, к которой они принадлежат; не принимают социальные нормы, но и не склонны к бездумному бунтарству» [Цит. по 16, с. 405–406].
Предпочтение изобразительного пространства картины как форма художественно-творческой самоактуализации студентов
Идеи произведения искусства, или содержание, и форма для выражения этого содержания всегда субъективны и идут от автора картины. Каждый художник, в нашем случае студент-педагог-художник, использует определенные средства выразительности (или их искажение) и набор факторов для выражения собственных идей или чувств. Подтверждением нашего предположения может служить и исследования Р. Арнхейма [14, с. 214 – 285], утверждавшего, к примеру, что чувство «правильного» перспективного эффекта возникает только тогда, когда предполагается дублирование повседневного восприятия физического постоянства. Однако, в практической творческой деятельности художников нужная степень конвергенции (перспективного искажения) целиком и полностью зависит от выразительности и значения, которые должны быть переданы [14, с. 283 – 284].
Следует отметить, что «объектом изображения (и восприятия, соответственно) выступают объектные свойства окружающей действительности, религиозные, семейные, социальные) и субъектные свойства самого художника (эмоциональное, эстетическое, духовно-нравственное отношение)» [127, с.77].
Предпочтение изобразительного пространства также зависит от способов или уровней восприятия картины. В исследованиях Е.П. Крупник [83, с. 150 -154] выделяет, что восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов: художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «концепцию восприятия»; способствующего «раскодированию» художественно-образного языка произведения искусства; эмоционально-эмпатического «вхождения» в произведение искусства, сопереживания, соучастия; ощущения художественной формы и чувства эстетического наслаждения. Выделяют четыре уровня выраженности художественного восприятия произведения искусства:
Поверхностно-ориентационный: ориентация при оценивании воспринятого произведения на эстетические и художественные шаблоны («похоже – непохоже»); концентрация оценки изображения и его общем содержании, а не на выразительности, отображение внутреннего через внешнее, стремление к рациональной интерпретации.
Эстетически чувственный: концентрация на средствах выражения, общей эстетике произведения и своих ответных эмоциях, чувствах.
Квазихудожественный, особенностью которого является развитие сти-мульного образа, его частичная трансформация, переконструирование.
Художественно-творческий, предполагающий интеграцию эмоций, смыслов и отношений автора и реципиента, который по отношению к стимулирующему произведению внутренне занимает активную творческую позицию, предполагающую восприятие произведения искусства, как выраженное в эстетических художественных средствах значимое личностно-коллективное, на базе которого развивается новое личностно-значимые видение, понимание и отношение. Образ воспринимается, как цельность, не имеющая отдельно оцениваемых формы и содержания [Цит. по 95, с. 25].
Последний уровень восприятия позволяет более глубоко понять и прочувствовать произведения искусства различных стилей и направлений, в том числе современное концептуальное искусство.
Таким образом, «о символическом бытии объекта восприятия и художественного изображения можно говорить лишь тогда, когда символическое значение окружающего мира не только воспринято субъектом на перцептивном, эмоциональном, интеллектуальном уровнях сознания, но и антицилирует (предвосхищает, предопределяет) интеграцию этих уровней в единое психическое состояние, трансцендентное по характеру, а потому обеспечивающее преобразование структур индивидуального сознания (включая личностные ценности) в направлении их приближения к общечеловеческим ценностям)» [127, с.81].
Предпочтение типа изобразительного пространства зависит от индивидуальной особенности восприятия каждого из факторов, создающих пространство, на что оказывает влияние личный опыт реципиента (в нашем случае студента-педагога-художника) и особенности личности.
Стоит обратить внимание, что способности целостного и синтетического видения, способность остро чувствовать вертикальные и горизонтальные направления и оценивать «светлотных» отношений, перспективных сокращений, а также способность к цвету, необходимы и для различения типов изобразительного пространства, так как именно форма, цвет, освещенность, перспектива являются факторами, формирующими типы изобразительного пространства картины. Студенты, не обладающие данными способностями, не могут выбирать для использования в собственном творчестве типы пространства, и не способны оценить эмоциональную нагрузку, которую несут в себе различные типы пространственного построения, а значит, не могут создать полноценную образную картину, «высказать свое мнение», т.е. самореализоваться в собственном творчестве и осуществить художественно-творческую самоактуализацию. Следовательно, процесс самоактуализации будет активно протекать тогда, когда будут достаточно развиты способностей (в нашем предположении, способности студентов должным образом развиваются и формируются к 3 курсу обучения).
Используя способности нестандартного, образного или, как еще говорят, «собственного» видения, студент-педагог-художник ищет вдохновение во всем, что его окружает: людях, природе, жизненных ситуациях, эмоциях, – все это составляет его индивидуальное реальное пространство, или «жизненное пространство личности», на которое он смотрит и воспринимает абсолютно по-другому, не так как окружающие его люди. Индивидуальная переработка реального пространства в изобразительное создает образ. «В рамках субъективно-эмпирической психологии искусства (среди них и теория чувствования) художественные образы рассматриваются как психологический продукт деятельности воображения» [21, с.170]. «Художественные образы в качестве идеальных объективных значений произведения искусства продуцируются, творятся автором по им же созданной программе» [21, с.172].
Однако, художественный образ не может возникнуть из любого реального пространства. Художник (студент-педагог-художник) из окружающей его реальности выбирает только то, что ему близко, понятно, что вызывает у него определенные чувства, создает образ на основе своего жизненного пространства личности. Понятие «жизненное пространство личности» формируется на основе и при анализе понятий «жизненное пространство» (К. Левин) [88, с. 239-320] и «проприум» (Г. Олпорт) [125, с. 187 - 190]» [Цит. по 74, с.20–21]. Г.Олпорт, на основе идеи У. Джемса о неотделимости друг от друга личности и окружающей его среды, выделил в структуре личности «проприум – нечто теплое и важное – те области жизни, которые мы рассматриваем как свойственные нам. Проприум включает все аспекты личности, образующие ее внутреннее единство» [125, с.186].
Жизненное пространство личности является той частью реального пространства, где индивид проявляет самостоятельную активность, а не выступает в роли объекта чьих-то влияний. В этом понятии заключается все то, что наиболее интересно, значимо для индивида и является его собственным, контролируемый им самим миром. «Оно возникает и формируется в жизненном пространстве индивида как результат реализации «собственного (проприатив-ного) стремления [125, с.189], а его объекты образуют сферу расширения его Я. Это пространство включает в себя определенные территории, искусственные и природные объекты материального мира, людей и их сообщества, связанные с ними информационные пространства, мир людей, культурных и религиозных ценностей.
Жизненное пространство личности – это результат определенного структурирования мира, выделение в нем некоторой особо значимой и тесно связанной с собственными интересами и стремлениями области, воспринимаемой и переживаемой субъектом как «свой» мир» [74, с.20–21].
Исследование психологических особенностей студентов и предпочтений типов изобразительного пространства картины на разных курсах обучения в вузе
На первом этапе (адаптации) были выявлены взаимосвязи: предпочтения открытого пространства с такими составляющими самоактуализации как I поддержки (г =0,424 при р=0,001), SAV ценностные ориентации (г =0, 486 при р=0,000), Fr сензитивность к себе (г =0, 462 при р=0,000), S спонтанность (г =0,470 при р=0,000), Sr самоуважение (г =0,497 при р=0,000), SA самопринятие (г =0,552 при р=0,000), А принятие агрессии (г =0,417 при р=0,001), С контактность (г =0,393 при р=0,003) и с фактором - L доверчивость - подозрительность (г =-0,392 при р=0,003). Наличие данных взаимосвязей позволяет говорить о том, что студенты в период адаптации к условиям обучения в вузе и профессии в целом, предпочитающие открытое пространство для создания картины, характеризуются ориентацией на себя и на других, до определенной степени их личность чувствительна к одобрению, привязанности и хорошему отношению людей, но гораздо меньше, чем личность, направленная только на других. Студенты в достаточной степени разделяют и руководствуются ценностями самоактуализирующихся людей. Отдают себе отчёт в своих потребностях и чувствах. Обладают высоким уровнем спонтанности, то есть способностью осознавать насколько их чувства проявляются в поведении, способны принимать себя такими, какие они есть, характеризуются промежуточной степенью актуализации собственной личности вне зависимости от своих достоинств и недостатков, склонны к сокрытию, отказу и подавлению агрессии в себе, усреднённым уровнем способности человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, но при этом они подозрительны, гиперболизируют собственное мнение и стремятся к независимости поведения. предпочтения камерного пространство с такими факторами как I жёсткость - чувствительность (г =-0,423 при р=0,001) и N прямолинейность - дипломатичность (г =-0,424 при р=0,001). Данные взаимосвязи позволяют харак 135 теризовать студентов, предпочитающих камерное пространство как обладающих низкой сензитивностью к реальности. Студенты на данном этапе более прямолинейные, что свидетельствует об отсутствии склонности к простоте, утончённости и спонтанности, они бесхитростны и сентиментальны. предпочтения кулисного пространства с фактором Е/ подчинен - доминантен/ (г =-0,416 при р=0,001). Студенты, предпочитающие кулисное пространство характеризуются мягкостью, уступчивостью, зависимостью, экспрессивностью, склонностью легко выходить из равновесия. предпочтения лабиринтного пространства с такими составляющими самоактуализации как I поддержки (г =-0,375 при р=0,004),С контактность (г =-0,426 при р=0,001), Сг креативность (г =-0,402 при р=0,002). Студенты, предпочитающие лабиринтный тип пространственного построения в данный период, характеризуются как ориентирующимися на себя и на других, имеющих усреднённый уровень способности к субъект-субъектному общению и средний уровень креативности как творческой направленности личности. предпочтения направленного пространства с такими составляющими самоактуализации как SAV ценностные ориентации (г =-0,360 при р=0,006), Fr сензитивность к себе (г =-0,388 при р=0,003), С контактность (г =-0,362 при р=0,006). Основываясь на данных взаимосвязях, мы можем характеризовать студентов, предпочитающих направленное пространство, как способных руководствоваться ценностями, присущими самоактуализирующейся личности, слабо отдающих себе отчёт в своих потребностях и чувствах, имеющих усреднённый уровень способности человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми. предпочтения хаотичного пространства с такой составляющей самоактуализации как S спонтанность (г =-0,347 при р=0,009) и Е подчиненность - доминантность /(г =0,364 при р=0,006), ( консерватизм - радикализм (г =0,374 при р=0,005). Выявленные взаимосвязи позволяют характеризовать студентов, предпочитающих хаотичное пространство для создания образа картины, как имеющих средний уровень способности спонтанно и непосредственно выражать свои чувства или быть самим собой, мягких, экспрессивных, склонных легко выходить из равновесия. Данные студенты терпимы к традиционным трудностям, однако им свойственна независимость суждений и поведения. предпочтения абстрактного пространства с такими составляющими само актуализации как TC компетентность во времени (0,356 при р=0,007), I под держки (0,673 при р=0,000), EX гибкость поведения (0,351 при 0,008), Fr сензи тивность к себе (0,560 при р=0,000), S спонтанность (0,464 при р=0,000), SA са мопринятие (0,416 при р=0,001), C контактность (0,431 при р=0,001), Cr креа тивность (0,413 при р=0,002) и факторов I жсткость - чувствительность/ =0,393 при р=0,003), N прямолинейность - дипломатичность (r =0,378 при р=0,004). Учитывая данные взаимосвязи, мы можем характеризовать студентов, предпочитающих абстрактное пространство в данный период, как правильно ориентирующихся во времени, рассматривающих его в единстве прошлого, настоящего и будущего, ориентирующихся в принятии решений и на себя, и на других. Студенты способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, однако чуть ниже среднего уровня отдают себе отчт в своих по требностях и чувствах. Также на среднем уровне у них проявилась способность спонтанно и непосредственно выражать свои чувства или быть самим собой. Студенты на данном этапе обладают промежуточной степенью актуализации собственной личности вне зависимости от своих достоинств и недостатков, усредннным уровнем способности к субъект-субъектному общению, повы шенным уровнем креативности как творческой направленности личности, при этом низкой сензитивностью к реальности. Также они прямолинейны, бесхит ростны и сентиментальны.
Анализ корреляционных связей художественно-творческой самоактуализа ции, в форме предпочтений типов изобразительного пространства картин и психологических особенностей личности студентов
Кулисное пространство – красивое, пассивное, упорядоченное, структурированное, твердое, безопасное, редкое. Лабиринтное пространство – пессимистичное, пассивное, беспорядочное, сложное, контрастное, опасное, редкое. Хаотичное пространство – неприятное, возбужденное, беспорядочное, сложное, сильное, дискомфортное, обычное. Абстрактное пространство – безжизненное, активное, беспорядочное, отвлеченное, твердое, дискомфортное, редкое. Предпочтения в выборе типа пространства закономерно обусловлены психологическими особенностями студента.
Логика нашей исследовательской работы определила необходимость выявления предпочтений студентов типов изобразительного пространства картины. Теоретические концепты типов изобразительного пространства картины положены в основу разработки авторской диагностической процедуры «Анализ предпочтений изобразительного пространства картины». С помощью данной методики определены различия предпочтений типов изобразительного пространства картины на разных этапах обучения (Студенты на этапе адаптации предпочитают открытый, камерный, кулисный и лабиринтный тип изобразительного пространства. Студенты на этапе субъектного интереса к профессии предпочитают открытый, лабиринтный, хаотичный и абстрактный типы пространства. На этапе субъектно-личностно-креативной активности студенты предпочитают открытый, камерный, кулисный, лабиринтный и абстрактный типы изобразительного пространства). Следовательно, развитие художественно-творческой самоактуализации личности, происходящее от младших к старшим курсам, обусловливается расширением предпочтений типов изобразительного пространства картины.
Художественно-творческая самоактуализация, в форме предпочтений типов изобразительного пространства картины, студента-педагога-художника изучена посредством анализа взаимосвязей с психологическими особенностями личности. На основе использования методов математической статистики проверена и доказана данная взаимосвязь: – обнаружена взаимосвязь предпочтений студентами-педагогами-художниками определенных типов изобразительного пространства и составляющих личностной самоактуализации (Предпочтение абстрактного пространства имеет прямую связь с такими составляющими самоактуализации, как «компетентность во времени», «самоподдержка», «гибкость поведения», «сензитивность», «креативность»; предпочтение хаотичного пространства имеет прямую связь с такими составляющими самоактуализации, как «принятие природы человека», «синергия»; предпочтение лабиринтного пространства имеет прямую связь с такой составляющей самоактуализации, как «ценностные ориентации»; предпочтение камерного пространства имеет прямую связь с такой составляющей самоактуализации, как «познавательные потребности», и обратную связь с такой ее составляющей, как «синергия»; предпочтение открытого пространства имеет прямую связь с такой составляющей самоактуализации, как «креативность», и обратную связь с такой составляющей, как «познавательные потребности»); – установлена взаимосвязь между предпочтением типов изобразительного пространства студентами и психологическими чертами их личности (Предпочтение абстрактного пространства имеет связь с такими чертами личности, как «открытость», «высокая нормативность поведения», «чувствительность», «смелость», «экстраверсия», «чувствительность к тонкостям жизни». Предпочтение хаотичного пространства имеет прямую связь с такими чертами личности, как «мечтательность», «нонконформизм», «замкнутость»; предпочтение камерного пространства связь с такими чертами личности, как «дипломатичность», «стабильность», «замкнутость», «расслабленность»; предпочтение открытого пространство имеет связь с такими чертами личности, как «общительность», «смелость», «экстраверсия», «прямолинейность», «консерватизм», «чувствительность»; предпочтение направленного пространства имеет прямую связь с такой чертой личности, как «чувствительность к тонкостям жизни», «замкнутость», «жесткость», «практичность»]; – выявлены взаимосвязи художественно-творческой самоактуализации в форме предпочтения типов изобразительного пространства картины и психоло гических особенностей личности студентов-педагогов-художников на разных этапах обучения в вузе (На этапе адаптации (1-2 курс обучения) предпочтение открытого пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «поддержка», «ценностные ориентации», «сензитивность к себе», «спонтанность», «самоуважение», «самопринятие», «принятие агрессии», «контактность», «доверчивость»; предпочтение камерного пространство с такими психологическими особенностями личности, как «жсткость», «прямолинейность»; предпочтение кулисного пространства связано с такой психологической особенностью личности, как «подчиненность»; предпочтение лабиринтного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «поддержка», «контактность», «креативность»; предпочтения направленного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «ценностные ориентации», «сензитивность к себе», «контактность»; предпочтение хаотичного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «спонтанность», «доминантность», «радикализм»; предпочтение абстрактного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «компетентность во времени», «поддержка», «гибкость поведения», «сензитивность к себе», «спонтанность», «самопринятие», « контактность», «креативность», «чувствительность», «дипломатичность». На этапе субъектного интереса к профессии (3 курс обучения) предпочтение открытого пространства связано с такой психологической особенностью личности, как «представления о природе человека»; предпочтение кулисного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «ценностные ориентации», «спонтанность» и «креативность»; предпочтение камерного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «поддержка», «сензитивность к себе», «спонтанность», «контактность». На этапе субъектно-личностно-креативной активности (4-5 курс обучения) предпочтение открытого пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «креативность», «экспрессивность», «нормативность поведения», «чувствительность», «экстраверсия»; предпочтение камерного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «сдержанность» и «тревожность»; предпочтение кулисного пространства связано с такой психологической особенностью личности, как «креативность»; предпочтение лабиринтного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «низкая нормативность поведения», «интроверсия»; предпочтение направленного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «креативность», «низкая нормативность поведения», «жсткость»; предпочтение абстрактного пространства связано с такими психологическими особенностями личности, как «креативность», «экспрессивность», «высокая нормативность поведения», «чувствительность», «экстраверсия» и «нонконформизм»);