Введение к работе
Актуальность настоящего исследования обусловлена как требованиями практики, так л недостаточной разработанностью некоторых проблем в психологии творчества.
В настоящее время "меняется медленно, но необходимо смысл образования - от человека образованного к человеку творческому" /^.С.Библер/, Доказательством поворота образования к идее творческого человека как цели воспитания слунит появление различных школ с ориентацией на творческое развитие, центров творческого развития; "Школы диалога культур".
Требования школьной практики обуславливают особый интерес к когнитивному аспекту творчества - творческому познанию. С точки зрения педагогической психологии важно знать, какое познание можно назвать творческим, каковы характеристики творческого познания. В большой числе исследований, касащихся этой стороны творчества, внимание концентрируется на относительном успехе испытуемого при выполнения ям заданий, на требуемой способности, на отдельных качествах и свойствах мышления, в той или иной мере связанных с творческими проявлениями. В последнее время учение /К.М.Гуревич, Г.А.Берулава и др./ все чаще подчеркивают необходимость учета особенностей содержания творческого познания.
Некоторые исследователи отчетливо связывают сущность и источник творчества с личностью творящего /Роджерс Н., рош Э. и др./. Они говорят о принципиальной близости корней феноменов творчества и развития личности. В этой связи возникает необходимость изучения связи личностных структур с наиболее важными характеристикам творческого познания.
Актуальность этой проблемы подчеркивается и тем, что соотнесение личностного и когнитивного аспектов творчества лишь в последнее время начинает активно разрабатываться в психологии Д.Б. Богоявленская, И.Н.Семенов, Л.Л.Гурова и др./
Наша работа осуществляется в контексте целостного исследования личности, разрабатываемого Н. й.Непомнящей.
В работах Н. И.Непомнящей было показано, что психологической формой воплощения сущностных сеойсте личности являются так называемые базовые основания личности. Эти базовые основания, когда они рте сформировались и в процессе своего формирования, стано-
вятся определяющими, ведущими по отношению к разлачньм конкретным свойствам психики, личности.
Б качестве грех ведущих базовых основание личности выделяются: I/личностная направленность - ценяостность; 2/отношение "Я-другой", которое определяет особенности сферы взаимоотношений и 3/способносгь к преодолению ограниченных представлений о вдрз и о себе.
Мы в своей работе рассмагргваем связь особенностей творческого познания с направленностью личности /ценкосгкостьк/ я особенностями отношений с другими людьми /отношение "Е-другой"/. Третья характеристика - способность к преодолению ограниченных представлений, выход за пределы прявычяых, конечных знашй - довольно широко исследуется в психологии творчества Д.М.Матюшкин, З.Ж.Калмыкова, Д.Б .Богоявленская/.
Долью нашей работы стало выявление связи центральных личностных структур с творческим познанием.
Объектом исследования явилась связь личностных характеристик и когнитивной стороны творчества. .
Предметом исследования стала связь направленности личности и типа ее отношений с другими людьми с особенностями творческого познания.
Б качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что особенности творческого познания объекта связаны с такими базовыми основаниями личности как направленность /ценяостность/ и тип отношений с другими людьми /отношение "а-другой"/.
Б соответствии с этой гипотезой в процессе эмшряческого исследования мы выявляли связь уровней успешности творческого познания с особенностями цеяностности и типом отношений с другими людьми
Для осуществления поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи;
-
Теоретически обосновать основные критерии творческого познания.
-
Провести экспериментальное исследование с целью выявления связи этих критериев с успешностью в творчестве.
-
Осуществить экспериментальное исследование связи критериев, обуславливающих успешность творческого познания и базовых оснований личности /ценносгности и отношения "Я-другой"/.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
в работе исследуются критерии успешности познания и их связь с успешностью в творчестве;
выявлены и апробированы в конкретном исследовании характеристики творческого познания объекта;
на основе целостного подхода, разрабатываемого Н.И.Непомнящей, осуществлен личностный подход к изучению проблемы творчества;
на основании эмпирического исследования выявлена связь характеристик творческого познания с особенностями личности.
Практическая значимость работы заключается в том,, что применение полученных в исследовании данных в педагогическом процессе повышает возможности формирования творческой личности через развитие ее ведущих базовых оснований. Выявленные в процессе исследования характеристики творческого познания объекта могут служить критериями при оценке знаний учащихся.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, применением математической обработки экспериментального материала.
Апробация работы,: результаты экспериментальных исследований докладывались на Апрельских чтениях /МПГ7 им.В.й.1енина/, конференции "Человек в культуре России" /Ульяновск. 1995/, конференции "Актуальные проблемы развития личности" /Юосква, 1S95/, ежегодных научно-практических конференциях в Бийском госпединституте /1993,1934/, а такае на заседаниях кафедры педагогической психологии ШГУ им.3. {{.Ленина,
Положения» выносимые на зашиту:
-
Базовые основания личности создают предпосылки .для формирования определенных особенностей творческого познания.
-
Особенности творческого познания объекта определяют успешность творческой деятельности.
-
Одним из критериев, определяющих особенности познания объекта, является целостность познания, которая раскрывается в следующих характеристиках творческого познания объекта: включенность в разные по уровню система связей; разносторонность познания; его синтетичность.
4. Характеристики творческого познания связаны с базовыми основаниями личности: а/ уровни целостности и разносторонность творческого познания
связаны с направленностью личности;, б/ разносторонность и синтетичность познания связаны с типом
отношений с другими людьми.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глаї выводов, заключения, библиографии.