Введение к работе
Актуальность проблемы. Исследование, осуществленное а рамках общей психолого-педагогической проблемы оптимизации учебной деятельности, направлено на формирование у студентов умений выделять общие основания выполняемой учебной деятельности, содержательно анализировать средства ее организации при решении разнообразных профессиональных задач, осуществлять поиск путем ее совершенствования, что во многом связано с осознанием ориентировочных основ деятельности в ее развитии как учебной, затем учебно-профессиональной и, наконец, собственно профессиональной деятельности.
В психологических исследованиях представлены различные подходы к выделению ориентиров в предметном содержании изучаемого материала с целью его анализа — как определенных умственных приемов /С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, Е. Н. Кабанова-Меллер, 3. И. Калмыкова и др./, как действий по моделированию условий учебной задачи /Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина, Л. М. Фридман, Г. П. Щедровицкий и др./, как умственных действий /П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. Ф. Обухова и др./.
Выделение ориентиров анализа не ограничивается только требованиями их адекватности усваиваемому материалу и характеру формируемых действий, вместе с тем предполагает определенные изменения субъективной позиции студента, связанной с осознанным, направленным и последовательным осуществлением деятельности. Такая перестройка в ориентировочной части деятельности объективируется в новых познавательных возможностях студента.
Выделенный комплекс условий организации ориентировочного этапа усвоения материала определил выбор объекта исследования, в качестве которого выступила оптимизация
1.
учебной деятельности студентов в работе с текстовым материалом.
Для студентов языкового вуза рационализация аналитической работы в предмете усвоения — художественном тексте на иностранном языке является актуальной и значимой в плане развития их профессиональной компетентности, связанной в первую очередь с обогащением их речевой деятельности. Активизация интеллектуальной деятельности студента в ходе его аналитической работы над художественными текстами определенным образом обуславливает характер протекания и мнемической деятельности. В частности, усвоение и сохранение изучаемого материала необходимой полноты и точности, заданное ориентирами анализа, детерминирует функционирование мнемической деятельности. Изучение развития мнемической деятельности студентов в зависимости от анализа на основе обобщенной ориентировки выступило предметом данного исследования.
Цель работы заключалась в определении роли обобщенной ориентировки метода анализа художественного текста в развитии мнемической деятельности студентов.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что формирование обобщенной ориентировки метода анализа обеспечивает понимание текстов и является эффективным средством развития мнемической деятельности студентов.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач.
-
На основе теоретического анализа определить специфику обобщенной ориентировки как инструмента анализа художественного текста.
-
Построить обобщенную ориентировку в предметных отношениях текстов художественного жанра на основе анализа их образно-смысловой и языковой структур.
-
Исследовать связь обобщенной ориентировки с особенностями содержания запоминания анализируемого текстового материала.
-
Выявить продуктивность запоминания текстов в зависимости от специфики познавательных процессов, обусловленных характером обобщенной ориентировки.
-
Раскрыть особенности структурных изменений мнемической деятельности студентов в ходе формирования , обоб-2
щенной ориентировки метода анализа художественного текста.
В ходе исследования были использованы следующие методы: эксперимент /констатирующий, формирующий, контрольный/, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности, самоотчеты студентов, а также анализ и теоретическое обобщение полученных в теоретико-экспериментальном исследовании результатов, их статистическая обработка и оценка.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые обобщенная ориентировка рассматривается в качестве основы анализа художественного текста; показано, что формирование ориентиров в образно-смысловой и языковой структурах текста имеет своим результатом повышение продуктивности запоминания и совершенствование мнемическои деятельности студентов.
Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные результаты расширяют общепсихологическое представление об обобщенной ориентировке как инструментальной основе анализа художественного текста, показывают ее развивающие возможности в становлении мнемическои деятельности, а также решают задачи педагогической психологии, связанные с возможностями управления психическим развитием учащихся.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный в исследовании метод анализа может быть использован в процессе обучения в формирующей и коррекционной целях для повышения эффективности работы при усвоении различного текстового материала.
На защиту выносятся следующие положения.
-
Целенаправленное использование метода анализа текстов на основе обобщенной ориентировки является эффективным средством управления психическим развитием и оптимизации учебной деятельности студентов.
-
Овладение студентами обобщенной ориентировкой метода анализа повышает основные показатели продуктивности запоминания, при этом наиболее значимыми в этом отношении являются полнота и точность.
-
Обобщенная ориентировка в предметных отношениях художественного текста обеспечивает продуктивность запоминания и развитие структуры мнемическои деятельности студентов.
Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского государственного лингвистического университета /1988, 1989/, на всесоюзной научной конференции по новым педагогическим технологиям в г. Волгограде /сентябрь, 1990/, на заседании кафедры Волгоградского педагогического института /октябрь, 1991/, на конференции по педагогике и психологии чтения в МГУ /май, 1992/.
Основное содержание работы отражено в публикациях, указанных в конце реферата.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.