Введение к работе
Актуальность темы. В системе совершенствования процесса воспитания школьников проблема подготовки учителя всегда занимала вавное место, так как именно учитель является главны;.! проводником и организатором контакта взрослого мира и детства, призванчым не только давать ребенку знания, но и вводить его в систеїлу общественных отношений. В современных условиях положение педагога услом-няется в связи с изменениями общеисторического (глобальные проблемы экологии, давление информационных потоков, новый уровень знаний и т.д.), общесоциального (усложнение социальной структуоы и развертывание различного рода связей, межчеловеческих отношений) планов. В навей стране эта ситуация обостряется - С одной сторони наблюдается тенденция гуманизации, демократизации общества; с другой - не только углубляются социально-экономические, идеологические, межнациональные конфликты, но и растет агрессивность, жестокость людей, в том число детей, ломаются стереотипы поведения, нория» морали. Именно поэтому актуализируется задача совершенствования воспитательной деятельности педагога, развития его готовности и способности передачи растущим людям духовного богатства, в том числе через приобщение их к нудоиественному творчеству - музыке, живописи.
Известно, что формирбванию готовности будущих педагогов-студентов педвуза к деятельности.по обучению и воспитанию детей посвящены многие психолого-педагогические исследования (Ю.П.Агаров, О.А.Абдуллина, Ю.К.БабанскиЙ, А.А.Бодалев, Ф.Н.Гоноболин, X.В.Иванова, С.Б.Елканов, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, В.А.Сластешш, А.И.Щербаков и др.).При этом четко выделяется как специальная проблема подготовка студентов к эстетическому воспитанию школьников, в частности, к музыкально-эстетическому (В.В.Бабаева, В,И.Король,. Г.К.Овакиыова, А.Н.Овсиюк, Е.И.Полянчикова, Т.С.Рудомеїигая, В.Т.Сергеев, Т.Д.Суслова, З.П.Яропуд и др.). В работах єтиг.'азто-ров определяется содержание и методы формирования готовности будущих учителей к внеклассной воспитательной работе, выявляются Функции и характер отдельных компонентов подготовки (циклы психолого-педагогических и музыкально-эстетических дисциплин, педагогической практики и пр.). В то ке время основное внимание з них уделяется, во-первых, программному содержанию; во-вторых, методике гтрепо/сга-.-ния.Значительно слабее раскрываются особенности социально-псяхолс-гичесяого развития детей разных возрастов, характер .меклкшмсп:;х
отноісєни?. с aw/, педагога, возможности его собственно воспитательного ісозде/.сть.-..:» і.;?7іду теи в условиях сегодняшнего вакуума духовности молодых людей проблемы эстетического отношения к действительности, воспитания через тєорчестзо, через художественную самодеятельность приобретают особую значимость.
Специфические сложности и неиспользованные возможности имеются у педагога, работающего с детьми младшего шсольного возраста., где _ок выступает и как учитель, несущий знания,,и, одновременно, как воспитатель., способствующий личностному становлению ребенка, в том числе развивающий его -эмоционально-нравственную сферу.
В этом отношении исключительно благоприятные условия создаются иузыкально-зстетическим воспитанием. Музыка оказывает на ребенка глубокое психологическое воздействие, приобщая к культуре, раз- . ,вивая чувства, способствуя самовыражению личности. Однако струк-турныз нагрузки музыкального воспитания в системе общеобразовательной школы разработаны слабо, студенты педвуза недостаточно це--' ленаправленно готовятся к. музыкально-эстетической работе с детьми,
.Не определены, в частности, условия подготовки будущего учителя начальных классов с дополнительной специальностью "Музыка" к музы-
: кадьно-эстетическому воспитанию детей. Остается нерешённым ряд задач, связанных с совершенствованием содераания учебного процесса, 'необходимым соотношением учебных предметов, включая музыку, играю-
; цул особую роль s развитии духовной сферы ребенка. Данное положение и определило актуальиостї темы настоящего исследования.
Объектом настоящего исследования явилась система психолого-
педагогической подготовки студентов педагогического института ,к
музыкально-эстетическому воспитанию детей младшего школьного воз
раста „ ' ' '
Предметом исследования стали процесс 'и особенности развития готовности будущего учителя к работе но личностному развитию школьников б условиях актуализации их музыкально-эстетического воспитания.
'' Цель, исследования заключалась в выявлении условий и факторов,
определяіоці..: становление к развитие психоло-педагогической подго-
товки студентов педвуза к -работе по музыкально-эстетическому вос
питаний юіадйг.іх зкольнихор. '
' !>поте?ой лосяукило предположение о той, что оптимальные воа-излності: пскхолого-педагогичзской подготовки будущего учителя к.
музыкально-эстетическому воспитанию детей определяются не столько объемом, сколько характером организации его учебно-профессиональной деятельности, целенаправленной иа духовное воспроизводство личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы через развертывание системы межличностных отношений» Диссертант исходил при stom из того, что студенты готовятся к педагогическому воздействию на ребенка определенного возраста - младшего школьного, который наиболее сензитивен к познавательной стороне деятельности. Вместе с тем музыкально-эстетическое воспитание предполагает активизацию другой - мотивационной (Д.Б.Эльконин) ее стороны. Поэтому особое значение приобретает система подготовки учителя начальных классов к целенаправленному сочетанию в музыкально-эстетическом воспитании детей - предметно-познавательной деятельности (операциональной) ;г деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений (мотивационной)1
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
-
Выявить степень реальной готовности выпускников педвуза к работе по ыузнкально-эстетическому воспитанию детей.
-
Изучить состояние музыкально-эстетического воспитания иладших школьников, его характерные недостатки как в воздействии на познавательную, так и на эыоциональко-нравственнув сферу юс личности.
-
Раскрыть психологические условия оптимизации педагогических воздействий музыкально-эстетического воспитания на духовное развитие ребенка.
-
Определить необходимый объем знаний и средств - предметных и психологических, которыми доланы владеть будущие учителя' начальных классов для осуществления музыкально-эстетического воспитания детей.
-
Разработать предложения по совериенствованию психологс-пе-дагогичёской подготовки студентов педвуза к музыкально-эстетическому воспитанию школьников.
. Методологическую основу исследования составляют полояения cq-
ветской психолого-педагогической науки о деятельностнск опссредо-
, ' I
Ї. См.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в антогенезё.: М., 1989.
вании формирования личности, закономерностях ее развития (А.А.Бо-далаз, Л.И.Боновим, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский» Д.И.іельдштєйк, Д.Б.Зльконин), специфике художественного творчества имузыкального восприятия (Б.З.Асафьев, Л.С.Выготский, Б.М.Теп-лов),
В ргботе был применен комплекс методов исследования. На констатирующем этапе - анализ литературных источников„анкетирование, интервыоирсваниз, беседы со -студентами, школьники педагогами и преподавателями вузов, включенное наблюдение за студентами во время лаборгторно-практических занятий, лекций, педагогической практики, методы экспертных оценок, обобщение независимых характерними и др.; на формирующем - эксперимент по формированию у будущих учителей необходимых знаний, при создании услозий взаимодействия содерїательного, «отивационного. к операционного компонентов.
Научная новизна и теоретическое значение исследования опредег , ляется раскрытием психолого-педагогических оснований "функционирования" музыкально-эстетического воспитания в систеие учебно-воспитательного процесса начальной школы и структурирования его воздействия на становление личности ребенка. 3 диссертация предложена недель построения системы подготовки студента педвуза к эстетическому воспиташао младших школьников» при етрм определен обьеіі музы-.кально-педагогаческюс знаний.а умений, необходимых будущему учителю' начальных классов; показаны психолого-педагошческие возмоинос-та,условия и механизмы оптимизации процесса формирования готовности студентов к работе по музыкально-эстетическому развитию детей.
Прак-гичйскав значимость исследования заключается в том, ч:о разработанная система конкретных форм организации учебно-воспита-телгкогс процесса в педвузе (включая проведение непрерывной педагогической практики),целенаправленная на личностное развитие младших икольникоь, способствует существенному совершенствованию пси--холого-педвгогнчаскои подготовка будущего учителя к музккально-эс-.готическому воспитанию детей.
На защиту выкосятся следующие положения:,
Ї. 3 'построении учебно-мслитатзльного процесса особое значение приобретает дифференцированный подход к Функциональным нагрузкам ;.'чибт;х предметов в' психическом рззвитии ребзнка. ііузккально-рстєт'.ічоскоє воспитание а оїом отношении играет важную рель не
только в плане познавательном,но и а развитии мотивациокно-потреб-ностной сферы личности растущего человека. Поэтому око мэгот v должно осуиествляться в целенаправленном сочетании познавательной деятельности и деятельности по развертыванию взаимоотношений через многоплановое общение педагога с детьми, в рамках которого происходит наиболее активное присвоение ими нравстзенно-астетических норм и духовных ценностей.
-
Ваинейшпм условием подготочки студентов педвуза к музыкально-эстетическому зоспитанию детей является приобретете но только необходимых музыкальных знаний и умений,но и реального опита специфического общения с младшими школьниками,
-
Опыт творческого обцения учителя и детей в процессе учебно-познавательных занятий обеспечивает их сопричастность о освоении музыкально-эстетического богатства, интенсивно воздействуя на личностное развитие младших школьников.
-
Оптимизация музыкально-эстетического воспитания младох школьников может быть осуществлена путем целенаправленного структурирования процесса подготовки будущих учителей начальных классов, предполагающего сочетание содержательного, мотирацмонного и операционального уровней, при акценте на иотиваиионныК урезок*., который обеспечивает реальные возможности воздействия на духовную сферу личности ребенка. <
Базой для опытно-экспериментальной работы, которая включала подготовительный, поисковый этапы исследования и проведение формирующего эксперимента, явился Тернопольскнй государственный педагогический институт, а также Ровенский и Каменец-Подольсдчй педагогический институты, где с 1985 по 1990 год было изучено 250 студентов, а также 20-1 учителя начальных классов Тернопальопс.й.Ронеп-ской, Хмельницкой и Закарпатской областей.
Апробация результатов исследования осуществлялась ч і;ссцз> се экспериментальной работы, проводимой диссертант";.; s Терног.сль-ском педагогическом институте. Основные положения диссертация докладывались автором на межвузовских научно-практических ^спф<;рен-, циях "Актуальные проблемы учащейся молодежи", "Содержание, .},r,i-vi, :-.' методы самостоятельной работы студентов" (Тернспо.чь 1989-19лОгг.).{ "Пути улучшения подготовки студентов к воспитательной рао'окэ і .та--чальных классах в процессе преподавания учебных дксцлі'.лин'' (Д'.гс-
быч 1990 г,), на курсах повышения квалификации учителей начальных классов (1985-1990 гг.), заседаниях лаборатории эстетического воспитания НИИ педагогики УССР (I989-I99I гг.), на Всесоюзной научной сессии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (апрель 1991). Материалы исследования нашли отражение в 8 публикациях автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих иесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Текст диссертации иллюстрирован 15 таблицами, 5 схемами и 5 рисунками.