Введение к работе
;' Для построения коммунистического общества необходимо всестороннее и гармоническое развитие личности. В решэниях ХХУТ и ПУП съездов КПСС подчеркивается, что формирование нового человека -важнейшее условие и одна из главных задач социализма на современном этане его развития. Принципом совершенствования личности является сознательное воздействие на потребности человека и их гар-> ионизация. Одним из главных факторов гармонизации потребностей человека является эстетическая целостность духовного и ідатериаль-ного бытия личности. Основнім средством создания и развития эстетической целостности является искусство и в частности музыкальное искусство, постигаемое совершенствующейся личностью на достаточно высоком содержательном и техническом уровне. Компонент искусства, так или иначе проникающий во все сферы нашей жизни, проявляясь в мыслях, чувствах, труде и его результатах, становится одним из главных составляющя;;- направленности нашего сознания в творческой, созидательной деятельности. Развивая и поднимая эту направленность до высокого уровня эстетической целостности, мы можем создать наилучшие условия для единства нравственного, идейного и трудового воспитания человека.
В постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" от 10 апреля 1984 г. говорится, что повышение качества учебно-воспитательного процесса - важнейшая непреходйцая задача советской школы, требующая не формального, а содержательного подхода к ее решению. Очевидно, что развитие эстетических Чувств, эстетического понимания, техники исполнения в систему эстетической целостности мироощущения и поведения невозможно без создания высокой психологической организации учащихся на музыкально-теоретических занятиях, где бы они ии проводились, а также без высококачественного и производительного процесса обучения, в котором указанная организация играет основную роль. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения психологических условий проявления и развития целостного музыкального внимания у учащихся с различными музыкальными и интеллектуальными данными, поскольку,именно око способно обеспечить всем детям достаточно высокий качественный уровень музыкального восприятия, переживания, представления и воспроизведения.
Практика и предварительные эксперименты показали, что у
- г -
большинства детей для успешного обучения недостаточны музыкальные способности. Это выражается, главным образом, либо в неразвитости собственно самого слухового внимания и восприятия, либо в отсутствии возможности для ребенка и подростка в связи с Другими недостатками, неразвитостью практического мышления, интеллектуальной пассивностью (даже при наличии известных музыкальных качеств), организовывать и проявлять необходимое целостное внимание на уровне какой-либо музыкальной учебной деятельности, где слуховой компонент и слуховая информация являются ведущими, -управляющими.
Актуальность исследования и постановка проблемы определяются вышеуказанными задачами и тем, что в настоящее время психологические условия, обеспечивающие организацию внимания как системы и последукхцее сбалансированное развитие вз компонентов в процессе усложняющейся музыкальной учебной деятельности, куда входят элементы анализа, теоретического мышления и соответствующая практика, недостаточно выяснены.
Поскольку в отношении собственно музыкального внимания экспериментально-психологических исследований не проводилось, в работе рассматривались и были взяты за основу общетеоретические положения и некоторые экспериментально-методические принципы, представленные в трудах по вниманию и восприятию ряда отечественных и зарубежных авторов: Н.Ф.Добрынина, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, Д.Н.Узнадзе, П.Я.Гальперина, Б.МіВеличковского, Ю.Б.Гипленрейтер, И.Л.Баскаковой, Б.И. Страхова, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнова, Е.Б.Пироговой, Е.М.Никирее-ва, Д.Е.Бродбекта, Дж.Брунера, П.Диндоея и Д.Нормана, У.НаЙссера и др.
По музыкальному восприятию и музыкальным способностям использовались работы: Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Н.С. Беляевой-Экземплярской и Б.Л.Яворского, Ю.Н.Рагса, Е.В.НазайкйН-ского.
В качестве музыкально-теоретической основы были взяты работы Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, Б.В.Асафьева, А.Ф.Мутли, І.А.Мазеля, В.М.Цендровского, Т.Ш.Орджоникидзе, Ю.Н.Тюлина, Ж.Ком-барьё, Э.Курта и др.
Элементы системного подхода применялись согласно теоретическим положениям, имеющимся в работах С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, К.К.Платонова, В.С.Тюхтина, А.П.Леонтьева, А.Д.Урсула, А.В. Славина, В.Н.Садовского, Л.Б.Первверзева, А.Моля, Б.Ф.Ломова, Ю.М.Забродина, Б.С.Украинцева, Н.И.Губанова.
Цель исследования. - определить совокупность (систему) психологических условий, близкую к оптимальной для успешной организации как слухового звуковысотного внимания в процессе восприятия музыкальных звуков, так и целостного музыкального внимания в сложной учебной деятельности на уроках теории музыки; создать экспериментальную учебную методику для эффективного развития музыкального целостного внимания у учащихся с различными музыкальными и интеллектуальными способностями при групповом обучении.
Гипотеза исслвдованият
1. Внимание учащихся на музыкально-теоретических занятиях
при разнородном составе групп, обусловленном различными варианта
ми соотношений задаткол и способностей и их общим низким уровнем,
требует специальной интеллектуально-чувственной и операциональной
целостной организации, основными психологическими компонентами
которой являются:
организация удобной формально-содержательной учебной модели объекта внимания и восприятия в единстве его количественной и качественной информации с вычленением и вынесением в установку ев прагматического компонента;
организация операциональной структуры в единстве с функциями первой и второй сигнальных систем, реализуемой в конкретных специальных и доступных исполнительных действиях;
организация процесса формирования и развития установки в единстве актуализации и объективации, реализуемых в системе орга-
. яичного, рационально сбалансированного взаимодействия стереотипа и вариатипа;
- организация перцептивно-аналитического процесса в единст
ве внешней и внутренней направленности, перцепции и апперцепции,
произвольности и непроизвольности.
-
Предполагается, что наилучшую функциональную динамику внимания, его распределение, переключение, объем и устойчивость обусловит специальная пространственная и временная организация операциональных циклов, реализуемых йофазно в определенной ритмо-темповой структуре при строгом учете оперативной и познавательной информации.
-
Наиболее эффективным музыкально-психологическим критерием организации музыкального перцептивно-аналитического внимания является целостность, осмысленность и дафференцированность слухового восприятия музикального объекта. В связи с этим предполагается, что главным существенным внешним стимулом такой организация
будет не отдельный музыкальный звук или ряд звуков, а музыкальные звуковысотные,изменения, выделяемые пофазно из состава звуковой серии как различные по музыкальной форме и функции звуковысотные переходы, воспринимаемые в контексте всего процесса развертки музыкальной конструкции. Задачи исследования.
-
Изучить имеющиеся в научной литературе данные о факторах и условиях, способствующих проявлению и развитию внимания и выделить предварительно компоненты его целостной организации.
-
Определить уровни проявления и развития внимания учащихся при: восприятии и воспроизведении ритма; вокальном интонировании; ориентировке в системе музыкального звукоряда по представлению на основе схемы расположения его ступеней; определении на слух звуков в системе музыкальной гаммы; звуковысотном различении; регламентированном нотном письме; ритмизованном, синхронном поэлементном восприятии, определении и записи звуков простейшего мелодического построения. Создать комплекс соответствующих экспериментальных учебных методик.
-
Определить типы учащихся по уровню и характеру проявляемого ими внимания; выявить причины, препятствующие его организации в указанных видах деятельности.
-
Проанализировать и описать функционирование и структуру внимания в рассматриваемых видах учебной деятельности в связи с их психологическим содержанием и операциональным составом.
-
Определить системнозначимые по своим свойствам для целостного развития музыкального внимания компоненты. Создать на их основе управляющую модель организации внимания в сложной деятельности для последовательного, его развития с учетом критерия максимальной индивидуальной инициативы в условиях группового проведения занятий.
Объект исследования. В исследовании принимали участие 70 человек, младших школьников и подростков - учащихся начальных классов детской и вечерней музыкальных школ поселка Томилино Московской области.
Предмет исследования - целостное внимание, его особенности в процессе восприятия, кодирования и воспроизведения музыкальных звуков, его роль и психологические условия целостной организации' и развития в связи с индивидуальными особенностями учащихся.
Научная новизна исследования заключается в целостном рассмотрении психологических условий функционирования и развития му-
зыкального внимания школьников с различным уровнем способностей на основе личностных подструктур с применением экспериментальной модели сложном деятельности с задаваемыми и контролируемыми пространственно-временными параметрами целостного процесса организации.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке метода нахождения системно-значимых компонентов психологических условий развития внимания и объединения юс в функционально-определенный комплекс на основе создания экспериментальной оптимизированной базовой модели целостной организации. Теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены: взаимосвязь и единство ин-тенцаональной, когнитивной и операциональной подструктур личности учащегося в процессе становления и развития целостного музыкального операционального и интеллектуального внимания: генеральная организующая и оптимизирующая роль целостного внимания в сложном процессе дифференцированного, осмысленного и адекватного музыкального восприятия и воспроизведения; постоянная двусторонняя положительная связь и взаимовлияние уровней внимания и восприятия на их целостное развитие, посредствующим и управляющим звеном которой служит развивающаяся, совершенствующаяся установка и система практических действий.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основании исследования был создан комплексный метод организации и развития музыкального целостного слухового внимания учащихся в отношении восприятия (кодирования и декодирования) организованных музыкальных звуков. Данный метод позволил значительно поднять уровень всей музыкально-теоретической работы, создать благоприятные условия для развития необходимых музыкально-слуховых и интеллектуальных качеств учащихся с различными способностями.
Положения, выносимые на запшту.
I. Целостное, системное рассмотрение внимания в отношении его свойств, уровней и принципов динамики, определяемое, как в процессе становления, так и в процессе развития, всей динамической функциональной структурой личности и психологическими категориями процессуальности и взаимодействия необходимо для усьзщ-ного изучения особенностей внимания школьников, организации его правильного функционирования и развития на музыкально-теоретических занятиях.
П. Организация и развитие системи внимания может быть обеспечено: а) подчинением управляемости и сбалансированности дяна-
мики системы внимания ее слуховому аналитическому компоненту;
б) реализацией системы в конкретной деятельности на основе специ
альной организация формы объекта и информационного процесса в
системе "объект-субъект" с применением детально разработанного в
отношении операциональной структуры метода оптимального кодирова
ния и декодирования музыкального материала при рациональном режи
ме взаимодействия во времени первой и второй сигнальных систем;
в) достижением необходимого уровня дифференцпрованности, осмыслен
ности и адекватности восприятия элементов музыкального объекта в
звуковысотном и метроритмическом контексте его конструктивной це
лостности вне жесткой зависимости от внешнего моторного уровня
акта интонирования.
Ш. Развернутый экспериментальный диагностирующий учебно-формирующий комплекс, включающий в себя следующие деятельностше и операциональные компоненты организации целостного внимания:
-
ритмическую транспозицию в управляемом темпе;
-
стенографическое ритмизованное нотное письмо и ориентировку по представлению в расположении элементов музыкального звукоряда;
-
звуковысотный различительный тест-комплекс на основе кодирования внетональных интонаций;
-
оптимизированную синтотииескую базовую модель организации целостного внимания - синхронную поэлементную запись варьируемых мелодических построений различного уровня звуковысотной сложности в режиме контролируемого вероятностного процесса с дискретными задаваемыми пространством музыкально-звуковых состояний и временными параметрами с применением информационно-динамических функционально-ладовых схем и синхронной индивидуально-групповой вербальной и вокальной коррекцией.
Надежность и достоверность результатов, полученных в работе, достигались применением марксистско-ленинской методологии, использованием системы экспериментальных методов исследования, применением элементов теории информации, математической статистики и моделирования.
Апробация работы. Вывода и результаты исследования докладывались иобсуждались на аспирантских объединениях кафедры психологии МГПИ им. В.И.Ленина в 1976 и 1986 гг. Созданный нами комплексный метод организации музыкального внимания прошел многолетнюю проверку практикой и зарекомендовал себя положительно. О результатах работы и эффекте применения данного метода но рекомен-
дацші методкабинета Главного управления.культуры Мособлисполкома били прочитаны лекции и проведены практические занятия с заведующими теоретических отделений и педагогами-теоретиками детских музыкальных школ в Центральном методическом объединении и кустовых объединениях Люберецкого, Красногорского и Раменского районов Московской области (1982 г.) Мотод был одобрен. В настоящее время основные элементы его применяются в работе многими педагогами музыкальных школ указанных районов. В 19Ь7 г. результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре психологии МШИ им. В.И.Ленина.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем' диссертационной работы 181 страница машинописного текста, 10 таб>-лиц, 8 рисунков, 4 диаграммы, список использованной литературы' насчитывает 166 наименований, из них 10 на иностранном языке.