Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами Сулейманов, Рамиль Фаилович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сулейманов, Рамиль Фаилович. Психологические особенности чтения с листа музыкальных произведений музыкантами-инструменталистами : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07.- Санкт-Петербург, 1995.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. В формировании гармонически развитой личности большая роль должна принадлежать музыкальному воспитанию детей* Однако до сих пор этот процесс сдерживается рядом объективных и субъективных факторов, в том числе слабой разработанностью психолого-педагогических основ обучения музыке. Возникающие в связи с этим затруднения приводят к замедленному раскрытию музыкальных способностей детей, к низкой эффективности обучения в музыкальных школах и потерей мотивации к этому обучению. Одной из причин возникающих трудностей является неразработанность психологических основ обучения чтению с листа музыкальных произведений (чтение с листа — специфически музыкальный термин. Употребляя его, мы будем подразумевать исполнение с листа музыкальных произведений) .

Многие видные исполнители, педагоги у нас в стране и за- рубежом, говоря о первоначальном знакомстве с музыкальным произведением, придают первостепенное значение быстрому чтению с листа «ибо, — как пишет Г. М. Коган (1969), — чем искуснее читает исполнитель , с листа, тем легче и скорее формируется у него ясное представление о произведении, а стало быть, и замысел, план интерпретации».

Чтение с листа музыкальных произведений является важнейшим условием развития музыкального кругозора, ибо дает возможность непосредственного творческого знакомства с народной музыкой, произведениями классики и современных композиторов.

Традиционно привлекая внимание музыкантов-исполнителей и педагогов своей актуальностью, проблема чтения с липа музыкальных произведений решается, однако, явно недостаточно. На крайне малую разработанность ее методического аспекта справедливо указывают М. Лерман (1971), М.. Говорушко (1985) и др, Такое положение дел отчасти

объясняется бытующим даже среди крупных музыкантов мнением о том, что формирование умения чтения с листа музыкальных произведений должно осуществляться лишь эмпирическим путем.

Имеющаяся по данной, проблеме литература носит четко выраженный эмпирико-методический характер (Р. А. Верхолаз, I960; Ю. Т. Акимов, 1970; Ф. Д. Брянская, 1976; М. Говорушко, 1985; Г. Шахов, 1987 и др.)- Вместе с тем, неразработанность психологического аспекта проблемы затрудняет создание систематизированной методики формирования умения чтения с листа музыкальных произведений из-за отсутствия необходимой теоретической основы. Это и обусловило необходимость психологического исследования данного вопроса.

Целью исследования являлась психологическая характеристика процесса чтения с листа музыкальных произведений.

Достижение поставленной цели предполагало решение задач исследования.

  1. Определение методических и теоретических подходов к процессу чтения с листа.

  2. Изучение и описание структуры процесса чтения с листа музыкальных произведений.

  3. Изучение этапов и выявление типичных ошибок при чтении с листа. і

  4. Разработка и описание методов диагностики способностей, связанных с успешным процессом чтения с листа музыкальных произведений: способности к внутренним слуховым представлениям различных компонентов нотного текста — мотивов, интервалов, аккордов, ритмического рисунка, а также штриховых особенностей.

  5. Определение психологических предпосылок, путей и методов формирования умения чтения с листа музыкальных произведений.

Объект исследования. Объектом экспериментального исследования явились учащиеся музыкальной школы: 22 учащихся по классу баяна и аккордеона (3, 4 и 5 класс, мальчики), 23 учащихся 5 и 6 класса фортепьяно (девочки); преподаватели музыкальной школы г. Зеленодольска Республики Татарстан (6 человек); студенты Казанской государственной консерватории (7 человек); руководители музыкальных кружков Зеленодольского Дворца пионеров (5 человек);

учащиеся музыкальных кружков Дворца пионеров (21 человек).

В общей сложности в экспериментах приняло участие 84 испытуемых.

Из представителей фортепьянного класса в качестве испытуемых участвовали девочки, а из баянистов,аккордеонистов — мальчики. Это связано с тем, что подавляющее большинство обучающихся на фортепьяно — девочки, а на баяне, аккордеоне — мальчики. Возраст учащихся — 12-14 лет.

Методы исследования. Исследование выполнено в общем методологическом плане системного подхода к анализу психического отражения и деятельности, основы которого изложены в работах Б. Г. Ананьева (1968 и 1977), Б. Ф. Ломова (1975 и 1984) и др.

Экспериментальная часть работы выполнена с применением методик, широко апробированных отечественными психологами, а также целого ряда оригинальных методик. Широко использовались методы целенаправленного наблюдения, бесед, анализа результатов деятельности, тестирование, анкетирование, экспертных оценок, экспресс-методики изучения свойств нервной системы Е. П. Ильина. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью линейных и ранговых корреляций; критерия Стьюдента.

Надежность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечивалась: 1) перепроверкой в разных выборках испытуемых (в том числе учащихся и преподавателей детской школы искусств г. Зеленодольска, а также музыкальных студий общеобразовательных школ); 2) репрезентативной выборкой исследуемых; 3)"'результативностью прикладных разработок, применяемых в" системе начального музыкального обучения учащихся; 4) многолетней апробацией разработанных нами методов обучения чтению с листа на базе оркестра народных инструментов и специального музыкально-исполнительского класса автора в Зеленодольской музыкальной школе, а также собственной музыкально-исполнительской деятельностью.

Научная новизна работы. До настоящего времени процесс

чтения с листа не был предметом анализа с позиции психологии обучения музыкантов, не являлся предметом изучения с использованием системного подхода.

Результатом исследования является психологическая характеристика процесса чтения с'листа музыкалных произведений. В частности: 1) выделены и описаны психологические слагаемые процесса чтения с листа; 2) описан алгоритм формирования умения чтения с листа музыкальных произведений в целом и ее отдельных компонентов; 3) даны представления об иерархических структурах памяти, психомоторики, антиципации, принимающих непосредственное участие в процессе чтения с листа; 4) разработана методика обучения чтению с листа музыкальных произведений, основывающаяся на психологическом изучении этого процесса.

Настоящее исследование выполнено в русле нового научного направления психологии — психологии деятельности музыкантов, обоснованного в работах Б. М. Теплова, Ю. А. Цагарелли (1989) и др.

Практическое значение работы. Полученные результаты позволяют:

  1. Диагностировать способности, участвующие в процессе чтения с листа музыкальных произведений.

  2. Оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения чтения с листа музыкальных произведений на основе предложенных новых методов, в частности, развития быстроты и точности опознания нотных знаков, быстроты и точности двигательной реакции на нотные знаки, быстроты и точности ориентирования на клавиатуре, способности к внутренним слуховым представлениям различных компонентов нотного текста — мотивов, интервалов, аккордов, ритмического рисунка, а также штриховых и динамических особенностей, музыкальной кратковременной и долговременной памяти, музыкального мышления и воображения.

Основные положения и выводы диссертации получили внедрение:

  1. В лекциях для преподавателей музыкальных школ Республики Татарстан.

  2. В опубликованном методическом пособии (Казань, 1990).

3. В учебном процессе музыкальных школ и музыкальных
студий г. Зеленодольска

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Процесс чтения с листа в целом и его отдельные компоненты характеризуются алгоритмической последовательностью, проявляющейся в поэтапном формировании умения чтения с листа музыкальных произведений, в поэтапном формировании способностей и навыков.

  2. Процесс чтения с листа музыкальных произведений представляет структуру, построенную по двум принципам: координационному (горизонтальному) и иерархическому

(вертикальному).

  1. Восприятие нотной информации имеет иерархическое строение с участием: 1 — сенсорно-перцептивного уровня, 2 — уровня представлений и 3 — мыслительного уровня.

  2. Чтение с листа осуществляется при взаимодействии между собой зрительно-слуховых, зрительно-двигательных, зрительно.-слухо-двигательных представлений.

5. В процессе чтения с листа важную роль играет способ
ность к слуховым представлениям различных компонентов
нотного текста.

Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения диссертации докладывались на Всесоюзных научных конференциях (Пенза, 1989; Пермь, 1989), Международном научном симпозиуме (Пермь, 1991), Республиканских научно-практических конференциях (Казань, 1983, 1986, 1987, 1993).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из трех глав, введения, выводов, практических рекомендаций и приложения, изложенных па 136 страницах машинописного- текста., а также содержит 5 рисунков, 9 таблиц, список литературы, включающий 88 наименований, из них 4 на иностранном языке.