Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано : (Муз.-пед. факультет) Никешичев, Михаил Валерьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никешичев, Михаил Валерьевич. Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано : (Муз.-пед. факультет) : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / АПН СССР. НИИ общей и пед. психологии.- Москва, 1990.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-6/913-1

Введение к работе

'Постановка проблеми. Значение понимания индивидуальности іащегсся как системного образования, являщегося центром художе-гаенно-педагогического процесса, подчеркивается все чаще. Имон-э раскрытие индивидуальных возможностей было одним из важных ме-здичаских принципов создателей крупнейших отечественных пианио-гоеских школ - Н.Г.Рубинштейна, К.Н.Игумнова, Л.В.Николаева, .Г.Нейгауза. Но то, как конкретно осуществлялась эта творческая ставшая выдающимся достижением искусства - работа, трудно вос-роизводимо но только в силу неповторимости личностей создателей азванных школ, но и из-за того, что в музыкальной педагогике ма-о внимания уделялось собственно психологическим методам анализа ндивидуальннх особенностей.

Проблемы индивидуализации и дифференциации разрабатывались , ряде научных педагогических и психологических исследовании, лавпым образом, на качественном уровне. Они относились к иопол-ительской, педагогической и музыкально-педагогической деятельно-іти музыканта-педагога как с точки зрения структуры составляющих із компонентов, так и поиска методов усовершенствования учебного [роцесса. Одно из направлений этих исследований - построение (боСщэнных моделей учителя музыки, интегрирующих, типизирующих профессиональные и человеческие качества, необходимые для этого ода деятельности (Г.М.Цышш, 1975; Д.Г.Арчажникова, 1985 и др.). фи этом подчеркивается многосоставность, синтетичность профессии учителя музыки.

Второе направление - это изучение музыкальных способностей. Эно ассимилирует знания, полученные при исследовании музыкальных зпособностей, как специальных, так и в их единстве с общими -познавательными и творческими (Б.М.Теплов, 1985; Н.А.Ветлугина, 1968; О.Апраксина, 1976; С.И.Науменко, 1982; Л.Л.Бочкарев, 1983; Л.Л.Радомская, 1984; Д.Р.Кабалевский, 1986; К.В.Тарасова, 1988; Н.М.Зелинская, 1988 и др.).

Большое внимание в последние годы уделяется экспериментальному изучению педагогических способностей (Л.А.Лэпихова с соавторами, 1981; А.И.Шебетенко, 1984; Н.В.Кузьмина, 1985; Н.А.Аминов,

- 4.

1988 и др.).

Наконец, проведены исследования, относящиеся к музыкально педагогическим способностям (Т.Ф.Цыгульокая, 1983; А.И.медянни ков, 1988; И.В.Тихомирова, 1988 и др.). Существенно, что в вти: работах на только широко применяются измерительные методы псахі логии и критерии успешнооти деятельности, но и используются U3' тодики определения природных предпосылок способностей (типолоп ческих свойств нервной системы), в частности, музикальних (Ю.А.Цагарелли с соавторами, 1981, 1989; И.С.Букреев, Z983; И.А.Левочкина, 1988; И.В.Тихомирова, 1988 в др.). Вггимянто исследователей этого направления в большей ыере сосредоточено т результативной стороне деятельности. Между тем, крупнейший теоретик психологической науки О.Л.Рубинштейн (1973) подчеркивал необходимость изучения способностей не только как результата, но и как ггоопесоа. который к отому результату приводит. Это в полной мере было подтверждено Б.Ы.Тепловыы при анализе музыкалз ных способностей (1985). Под руководством Б.М.Тешюва был впервые предпринят и качественный - опирающийся на метод беседы -психологический анализ процесса работы видающихся пианистов-исполнителей над музыкальным произведением (А.В.Вицинский, 1950).

Психологическое понимание учения как процесса содержится і поихолого-педагогичеоких концепциях Н.А.Менчинской, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и их последователей. Однако, хотя в етих направлениях исследований и был выделан субъект деятельности "кш носитель отражения и как исполнитель преобразований предмета в продукт" (И.И.Ильясов, 1988), конкретное разнообразие обучают ся, их* индивидуальных и личностных особенностей специально не изучалось.

При изучении этой проблемы лишь формализованными методами конкретный многообразный материал, который дает повседневная ш дивидуальная работа, оказывается за пределами научного анализа. В учебном процессе "связь между изучающим и изучаемым из ограш чивается, как в методе тестов, кратким контактом в более sum ш нее искусственной ситуации испытания. Они оба находятся в естественной, длительной по времени и педагогически активной и жизненной ситуации" (Пауль Михедь, пит. по О.Апраксиной, 1976,

О.121). С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ТеСТВ ОбеСПеЧИВаЮТ Объективную SCHXO-

логическую и педагогическую диагностику (А.Апастази, 1982), способствуя поиску "природосообразных" (термин К.Д.Ушинского) методов обучения.

Поэтому оптимальным представляется объединение количественного и качественного подходов к проблеме изучения шздиввдуально-тшшческих особенностей будущих учителей музыки, реализующееся как в привлечении методов более точной и объективной диагностики этих особенностей (о использованием накопленного в психологии инструментария для их измерения), так и приемов, возникших и утвердившихся в искусстве музыкальной педагогики,

Актуальность исследования обусловлена требованиями к педагогической и психологической науке, содержащимися в проектах и ко5~:епциях перестройка образования, - необходимостью еще большего внимания к человеческой личности, развитию индивидуальности, для чего сам педагогичеокий процесс должен строиться на основе учета реальных психологических и психофизиологических возможностей учащихся. В контексте этой общей задачи актуальной является а оптимизация тех конкретних видов деятельности, в которых большое значение имеет индивидуальная работа преподавателя вуза с каждым студентом. К таким видам обучения относится совершенствование игры на музыкальных инструментах, в частности, занятия в классо специального фортепиано, которые, в силу своей природы, являются сугубо швдивидуализированными и имеют конечной целью воспитание творческой личности. Педагогика как искусство в этих условиях может быть более эффективной, если при изучении индивидуальных особенностей студентов будут использованы методы, разработанные в педагогической и общей психологии, а также психофизиологии, применительно к решению проблем музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.

Объект исследования - процесс обучения и воспитания студентов музыкально-педагогического факультета в классе специального инструмента - фортепиано.

Предмет исследовал я - индивидуальные психологические и психофизиологические особенности студентов музыкально-педагогического факультета и их проявление на разных стадиях учебного процесса в классе фортепиано.

Цель исследования состоит в том, чтобы, измерив индивидуа-

_ 6 -

лыше особенности студентов, выделив то из них, которые имеют значение на разных стадиях процесса обучения и воспитания в классе фортепиано, найти пути адекватного педагогического воздействия на каждого учащегося, а в необходимых случаях и способы компенсации тех качеств, которые могут препятствовать будущей успешной профессиональной деятельности.

При проведении исследования ставились следующие задачи:

  1. С привлечением психофизиологических, психологических и педагогических методов изучить выборку студентов музыкально-педагогического факультета с тем, чтобы установить конкретныестатистические взаимозависимости исследуемых показателои, характер-: ныв для етого контингента.

  2. Сопоставить с успешностью обучения по предметам специального и психолого-педагогического циклов данные измерении инда-видуально-типичеоких особенностей.

  3. Рассмотреть различные стадии учебного процесса в классе фортепиано и роль тех или иных индивидуальных характеристик учащихся с точки зрения конкретизации способов работы на каждой из этих стадий.

Основная гипотеза исследования

На разных этапах индивидуальных занятий в классе фортепиано, а также в учебной работе по предметам специального в пскхолого-педагогического циклов, могут проявляться различные взаимоотношения динамических и содержательных сторон психичеокой деятельности отудентов. Так, при овладении музыкальным материалом, при решении "технологических" задач исполнения, по-видимому, могут оказаться более значимыми нейродинамичзскиз характеристики студентов, а применительно к содержательной' стороне музыки, в частности, к музыкальным стилям, ярче проявятся психологические особенности. Знание о динамических и содержательных сторонах,'характер них для выборки в целом, а также их неповторимости у каждого уча щегооя, будет способствовать как уточнению тех стадий, которые составляют учебный процесс в классе фортепиано, так и конкретиза цші методов индивидуальной работы со студентами.

Положения, выносимые на зашиту:

I. Особенно выраженными чертами студентов музыкально-педагс гического факультета как выборки в целом являются окдошшоть к

художественной деятельности и высокая самооценка. Но значение этих факторов ври обучении разным учебным дисциплинам различно: положительна роль высокой самооценки в успешности обучения фортепиано и успеваемости по психологии и незначима - в успеваемости по хоровому дирижированию и педагогике.

  1. В предпочтении музыкального стиля (барокко, классицизм, романтизм, современные музыкалыше стили), а также способов овладения музыкальным материалом, оказываются существенными измеряемые експериментально индивидуальные особенности студептов.

  2. Каждая из стадий учебного процесса в классе фортепиано -выбор произведения, работа по овладению музыкальным материалом, исполнение - предъявляет несколько различные требования к совокупности тех или других нейродинамических и психологических индивидуальных особенностей.

  3. Учет измеряемых нейродинамических и психологических особенностей в соотнесении со стадиями учебного процесса - важный фактор конкретизации педагогического воздействия и оптимизации индивидуализированного обучения и воспитания.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе объединены метода педагогического воздействия, основанные на знании музыкальных черт студентов, полученном с помощью анализа работы в классе фортепиано и с помощью специально созданного музыкального вопросника, и экспериментальные измерения индивидуально-типических характеристик учащихся. При этом рассмотрена процессуальная сторона обучения и воспитания будущего учителя музыки в классе фортепиано, выделены стадии этого процесса и нейродинамн-ческие и психологические особенности студентов, значимые на каждой из стадий.

Проблема музыкальных стилей, актуальность и значимость которой подчеркивается в искусствоведении, получает определенное психологически обоснованное содержательное уточнение, поскольку тяготение к тому или иному художественному стилю (барокко, классицизму, романтизму, современным музыкальным стилям) оказывается, в известной степени, обусловленным особенностями психического склада человека.

Теоретическое значение диссертации состоит в определении принципов комплексного изучения студентов, основанного на синте-

зе длительного педагогического воздействия и психологического исследования индивидуальных особенностей учащихся как фактора оптимизации учебного процесса на разных его стадиях. Установленные зависимости могут шзоть значение не только для фортепианной педагогики, по и для тех направлений подагогичеокой психологии, в которых разрабатываются проблемы индивидуализированного обучения,

Практическое значение диссертации,

Предложены пути конкретизации педагогического воздействия в классе фортепиано при работе над произведениями различных стилей с учетом индивидуальных нейродинамических а психологических особенностей студентов. Выделены факторы, важные.для исполнительское и педагогической сторон деятельности будущих учителей музыки. Этс дает возможность определить способы компенсации черт, препятствующих успешному осуществлению музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.

Адробапия работы осуществлялась:

а) в процессе педагогической практики в классе фортепиано
музыкально-педагогического факультета МГЗШ;

б) в процессе обсуждения материалов исследования на заседа
ниях кафедры пения и методики музыкального воспитания МГЗПИ; за
седании кафедры психологии МГЗШ; заседании лаборатории научных
основ детской практической психологии НИИ ОЇЇП АПН СССР;

в) в ходе выступления автора на научно-практической конфе
ренции МГЗПИ 12-15 декабря 1988 года;

г) при обсуждении печатных работ автора.