Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проявления творческих способностей в профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России Костина Екатерина Юрьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костина Екатерина Юрьевна. Проявления творческих способностей в профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.03.- Москва, 2021

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения творческих способностей и их проявлений у сотрудников оперативных подразделений МВД России

1.1. Теоретический анализ исследований творческих способностей в науке, отечественной и зарубежной психологии 19

1.2. Психологические исследования проявлений творческих способностей специалиста в профессиональной деятельности 38

1.3. Требования к творческим способностям и их проявлениям у сотрудников оперативных подразделений МВД России 56

Выводы по первой главе 76

Глава 2. Исследование творческих способностей и их проявлений у сотрудников оперативных подразделений МВД России

2.1. Организация, этапы и методы исследования творческих способностей и их проявлений у сотрудников оперативных подразделений МВД России на различных этапах профессионального становления 79

2.2. Результаты исследования проявлений творческих способностей знаменитых и известных сыщиков и оперуполномоченных 91

2.3. Исследование творческих способностей и их проявлений у сотрудников оперативных подразделений МВД России и сотрудников, находящихся на этапе профессиональной подготовки в образовательной организации 132

Выводы по второй главе 157

Глава 3. Экспериментальное исследование развития и проявления творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России

3.1. Программа психологического тренинга развития творческих способностей будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России 160

3.2. Результаты экспериментальной психологической работы посредством тренинга с целью развития творческих способностей будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России 172

3.3. Содержательно-функциональная модель развития и проявления творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России 196

Выводы по третьей главе 211

Заключение 214

Список литературы 220

Приложения 276

Теоретический анализ исследований творческих способностей в науке, отечественной и зарубежной психологии

Проблемы творчества и творческих способностей, креативности и их проявлений рассматриваются человечеством уже не менее чем 2,5 тыс. лет, и это только данные задокументированной истории. Понятие «творческие способности» несёт в себе целый спектр значений и употребляется в огромном количестве контекстов, что, несомненно, говорит о его значимости. Для того, чтобы дать наиболее исчерпывающее определение творческих способностей и связанных с ним понятий творчества и креативности, будем ориентироваться на данные крупнейших словарей, научные труды философов и психологов, учёных смежных отраслей науки, изучавших данный феномен.

Одно из определений творческих способностей, размещённое в Психологической энциклопедии, описывает его как способность или атрибут человека, некоей общности людей [137, с. 33]. В справочной литературе творческие способности это «синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида учебно-творческой личности и обусловливающих уровень её результативности» [119, с. 247]. Исходя из представлений Г. Линдсея, К.С. Халла и Р.Ф. Томпсона, творческие способности направлены на «открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи» [139, с. 231].

Наряду с творческими способностями в зарубежной и переводной литературе употребляется ещё один, близкий по значению термин «креативность», который был предложен в 1922 году исследователем творчества Д. Симпсоном и обозначал «способность человека отказываться от стереотипных способов мышления» [там же, с. 358]. Креативность определяется не столько критическим отношением к новому, сколько восприимчивостью к новым идеям. [33, С. 247-248]. Креативность – это творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. В рамках данной работы мы будем придерживаться синонимичности понятий «креативность» и «творческие способности», поскольку данный подход является традиционным во многих работах как отечественных, так и зарубежных психологов.

Большая российская энциклопедия даёт следующее толкование творчества: «созидательная деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [32, с. 735]. В свою очередь, энциклопедия культурологии обозначает творчество как вид мыслительной деятельности, высшее проявление человеческой духовности; «работа человеческого духа по отысканию идеи, необходимой для решения какой-либо проблемы, и по воплощению этой идеи сначала в слове, а затем в вещи; осуществляется путём свободного волеизъявления, а потому многими исследователями воспринимается как наиболее полное осуществление свободы» [82, с. 647]. Именно лёгкость генерирования идей и их воплощаемость являются проявлением творчества. Наиболее плодотворные идеи включают в себя (т.е. предсказывают) новые, не открытые еще явления. Следует также подчеркнуть глубокую идею, которая устанавливает отношения между объектами или их отдельными свойствами, не лежащими на поверхности, не бросающимися в глаза, не явными, а требующими для своего обнаружения проницательности и проникновения в сущность явления. Подобные идеи, как правило, оказываются и фундаментальными, т.е. служат основой для теорий, исследований, генерирования других идей [95, с. 32].

В психологии творческие способности изучаются под углом зрения анализа процессов творческой деятельности, а также особенностей личности, делающих её творческой. Большой психологический словарь определяет понятие творчества следующим образом: 1) человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, имеющее общественно историческую ценность; 2) всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты); 3) феномен человеческой деятельности и поведения животных, и даже атрибут материи (Я.А. Пономарёв) [33, с. 536]. Первое и второе определение творчества более всего соответствуют проводимому научному исследованию, поскольку оперативно-розыскная деятельность является видом государственной правоохранительной деятельности, и, по своей сущности, коллективной интеллектуальной деятельностью, а также практической и теоретической одновременно. Новым результатом (ранее неизвестным!) оперативно-розыскной, интеллектуальной и коллективной деятельности и общественно ценным служат знания о том, где и каким образом совершалось преступление, кто и почему это сделал. Социально ценным является не только раскрытие сотрудниками преступлений, но и отраженное в Федеральном законе «О полиции» предназначение полиции: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности.

В ходе развития человечества научные взгляды о том, что такое творческие способности и как они возникают, претерпели ряд существенных изменений. Обратимся к трудам учёных, изучавших данный психологический феномен.

Впервые о творческих способностях человека и творчестве задумались философы Древней Греции. Так, представитель милетской школы Гераклит полагал, что во время творческого акта разум человека сближается с разумом божественным и тем самым узнаёт тайны, лежащие за пределами знакомого нам мира. В свою очередь, один из основателей материальной философии Демокрит отмечал, что поэтическое творчество проистекает от «божественного вдохновения» и самой натуры поэта. Эта же сила, берущая начало извне, по мнению философа, приводила в действие «элементы души», которые и были ответственны за исступленное состояние под названием вдохновение [191, с. 41]. Схожей – мистической – точки зрения на акт творчества придерживался и Платон. На его взгляд, творчество – вид одержимости, насылаемой свыше, который нельзя ни вызвать самостоятельно, ни контролировать. В одном из своих ранних диалогов под названием «Ион» Платон отмечает: «Говорят же поэты, что они летают, как пчёлы, и приносят нам свои песни, собранные у медоносных источников в садах и рощах Муз. И они говорят правду: поэт – это существо лёгкое, крылатое и священное; он может творить не ранее, чем сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка; а пока у человека есть это достояние, никто не способен творить и вещать» [18, с. 36]. Носителями идеи того, что творчество является нематериальным, являются религиозные школы. В частности, восточное учение Агни Йоги рассматривает саму мысль как форму материализующегося в тонком мире сознания, а творчество, выраженное через одну из знаковых систем (цвет, буквы, ноты) носит в себе оттиск «небесного иероглифа», и именно поэтому может волновать человеческую душу.

Продолжали мистическую традицию по отношению к творческим способностям и философы Востока. В XII-XIII веке впервые появилось упоминание интенциональности как свойства сознания человека быть направленным на какой-либо предмет. Интересно то, что т.н. интенциональное поле, существующее на стыке философии и квантово-волновой функции, изучается до сих пор и трактуется как «созидающая творческая сила, которая всегда присутствует внутри и вне нас, и которую мы можем переживать, осознавая малейшие тенденции внутри и вокруг себя в данный момент» [104, с. 15]. Другими словами, в это историческое время творческие способности рассматривались как внутренние творческие силы, которые проявляются во внешней форме. В философии XX века продолжается развитие мысли о том, что творческие способности и талант даются свыше, как Божий дар. Русский религиозный философ Н.А. Бердяев представил подобные идеи следующим образом: «Творческий акт творит не из природы творящего, через убывание сил творящего, переходящих в иное состояние, а из ничего», и далее: «…творчество есть создание новой мощи из небывшей, до того не сущей» [23, с.155].

Термин «творчество» возник в XVI веке и касался процессов создания чего-либо людьми [114, с. 19]: таким образом подчёркивалась связь творческих способностей с успешностью в какой-либо области искусства. Главным Творцом в европейской культуре выступал Бог: сверхъестественное объяснение творческих способностей осталось ключевым даже спустя тысячелетия [111, с. 403]. При некоторой близости к религии в творчестве прослеживались и отличительные черты. Философ-материалист Л. Фейербах отмечал, что обладающие творческими способностями люди использует образы из мифов и сказаний только для того, чтобы сделать их особыми средствами и приёмами более глубокого понимания реальных человеческих характеров и судеб [там же, с. 406-407].

Требования к творческим способностям и их проявлениям у сотрудников оперативных подразделений МВД России

Государственный уровень правоохранительной, юридической деятельности предполагает проявление сотрудниками высокой степени ответственности и профессионализма, противостояния преступному поведению и противодействию со стороны заинтересованных лиц в раскрытии преступлений. На творческом аспекте труда и многогранности как характерных особенностях всех юридических профессий акцентировали внимание юридические психологи и юристы: В.В. Аврамцев, В.Л. Васильев, А.В. Дулов, М.И. Еникеев, А.Р. Ратинов, Е.Г. Самовичев, А.М. Столяренко, О.Г. Ковалев, Ю.В. Чуфаровский и др. Исходя из этого, юридическая деятельность, прежде всего, требует широко развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Приведём некоторые параллели как дополнительное доказательство творческости оперативно-розыскной деятельности. Сотрудник оперативных подразделений не сочиняет музыку и не пишет романов, зато точно так же, как и профессиональный писатель, изучает людские характеры; точно так же, как профессиональный актёр, примеряет на себя образы различных персонажей, в том числе, и из криминальной среды; точно так же, как и профессиональный скульптор, отсекает всё лишнее и незначительное, всё ложное из исследуемого дела, чтобы добраться до своей заветной «статуи» – сути дела. Вполне возможно, что на рабочих местах к сотрудникам не предъявляют требований «быть креативными», однако в любом случае подразумевают это. В пользу данного утверждения говорит и тот факт, что ещё в 1916 году Министр внутренних дел России А.Д. Протопопов, недавно занявший пост, заявлял, что полиции нужны люди умные и толковые, «обученные видеть своего противника насквозь, знать, как с ним разбираться». Те же, кто занимается исключительно армейской шагистикой, а не гимнастикой ума, просто не в состоянии раскрывать общеопасные преступления [397].

Деятельность сотрудников оперативных подразделений МВД России как вид юридической деятельности, относящаяся к умственному (исследовательскому) и творческому виду деятельности, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами и в экстремальных условиях, сочетая коллективные и индивидуальные формы организации деятельности. При этом стоит подчеркнуть некоторую парадоксальность оперативно-розыскной деятельности. С одной стороны эта деятельность нормативно регламентирована, а с другой – в силу нестандартных преступлений, ситуаций неочевидности – требует проявления гибкости и креативности, которая, как известно, не следует установленным правилам, а сводит воедино разрозненные идеи. Оперативно-розыскная деятельность основана на большой напряженности познавательных процессов и творческих способностей, проявлении волевых и других профессионально важных качеств.

Наиболее эффективным средством обеспечения правопорядка является оперативно-розыскная деятельность [266, с. 12]. Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (статья 1) под оперативно-розыскной деятельностью понимается «…вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов… в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [3]. Обязанности сотрудников оперативных подразделений указаны в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О полиции» (статья 12): осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом; осуществлять розыск: лиц, совершивших преступления, подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; несовершеннолетних, самовольно оставивших семью, специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо специальное учебно-воспитательное учреждение; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского или воспитательного характера; без вести пропавших; похищенного имущества [2].

С учётом социальной значимости оперативно-розыскной деятельности и благодаря научным основам развития этого вида деятельности возникла особая отрасль научного знания – сыскология: межотраслевая система научных взглядов, идей и представлений (совокупности знаний и концепций) о российской профессиональной сыскной деятельности, её принципах и практике применения, ее возникновении, современном состоянии, сущности и содержании, тенденциях и перспективах развития, соотношении со смежными объектами научного изучения, а также об аналогах за рубежом [249, с. 10].

Осуществление оперативно-розыскной деятельности сводится к оперативно-розыскным мероприятиям, перечень которых закреплён законодательно: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; получение компьютерной информации [3]. Обращение к указанным оперативно-розыскным мероприятиям позволяет утверждать, что в их названии и специфике осуществления заложен глубокий психолого-правовой смысл, как и в мотивации этой деятельности – обнаружение скрытых и намеренно скрываемых фактов и установлению истинных источников криминальных событий. Цель оперативно розыскной деятельности – не «борьба с преступностью», а «защита прав», т.е. «защита правоохраняемых ценностей от преступных посягательств» присущими ей способами и средствами имеет психологическое значение как для тех членов общества, чьи права нарушаются, так и для субъектов оперативно-розыскной деятельности, эти права защищающих [152]. Согласно теоретико-прикладным основам разработки системы психологических действий, приёмов и правил, заложенных А.М. Столяренко, каждое оперативно-розыскное мероприятие сотрудник осуществляет с помощью соответствующих профессионально психологических действий. Несмотря на вспомогательный характер, эти действия направлены «на решение психологических задач и осуществляются психологическими средствами и приёмами» [160; 220, с. 81]. Продолжая идеи о второстепенности психологических действий, А.М. Столяренко приводит в качестве примера нестандартные психологические приёмы в разведывательном опросе. Так, оперативник «… может эмоционально воскликнуть, когда при каком 60 то вопросе получит необходимую информацию, а может сделать вид, что гражданин ничего ценного в данный момент не сообщил, не проговорился, продолжить опрос и оставить собеседника в недоумении, что же было надо оперативнику узнать, и узнал он или нет [134]. На творческое применение сотрудниками оперативных подразделений психологических знаний обращал внимание О.Г. Ковалёв, приводя в качестве примера подбор негласного сотрудника, который имеет индивидуально-психологические особенности [220, с. 82]. В современном акмеологическом исследовании И.В. Бабичева установлено, что для оперативных сотрудников, отличающихся высоким (творческим) уровнем развития профессионально важных качеств характерны: способность адаптироваться в незнакомой среде, способности к социоролевому перевоплощению; интеллектуальные способности, которые выражаются в быстроте и гибкости мышления, умении выделить в информации наиболее существенное, способности к анализу и прогнозу; увлеченность поиском решения сложных задач. Кроме того, творческий уровень развития профессионально важных качеств отличает развитая и высокая активность в профессиональной деятельности [252].

Согласимся с мнением учёных и о том, что в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскные и психологические задачи разрешимы «… главным образом, в системе психологического знания, психологических законов, управляющих поведением действующих лиц и формированием соответствующих условий» [152, с. 16-17]. Осуществление сотрудником оперативно-розыскных мероприятий имеет высокую психологическую нагрузку, сопряжённую с преднамеренным и качественным выполнением профессионально психологических действий [134, с. 45].

Оперативно-розыскная деятельность относится к разряду «сложных» профессий, а её специфические признаки – повышенная динамичность, оперативность решения большого количества проблем и задач, высокая ответственность за принимаемые решения и действия, экстремальный характер, повышенный риск в условиях психологического и силового противоборства (включая элементы вооруженной борьбы), конспиративность и др., определяют её неповторимый психологический контекст, а также предъявляют ряд особых и высоких требований к сотрудникам оперативных подразделений и предполагают специфическую структуру психического склада их личности [152, С. 44]. Учитывая проблемный, нестандартный характер психологических, оперативно розыскных и тактических задач, а также двухполюсную теорию креативности Я.А. Пономарёва, творческие способности сотрудника оперативных подразделений могут быть представлены как сочетание логического и интуитивного полюсов, когда реальное состояние сотрудника всегда находится где-то между ними.

Исследование творческих способностей и их проявлений у сотрудников оперативных подразделений МВД России и сотрудников, находящихся на этапе профессиональной подготовки в образовательной организации

В эмпирическом исследовании приняло участие 100 сотрудников оперативных подразделений МВД России, которые оценены руководителями как успешные (оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные управления, отделов и отделений уголовного розыска УМВД России по Орловской области и ОМВД России по Кромскому району Орловской области; оперуполномоченные отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Тамбову) со стажем работы от 5 до 10 лет, 139 сотрудников на этапе профессиональной подготовки в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация – оперативно-розыскная деятельность).

Гипотетически мы предполагаем, что творческие способности у сотрудников оперативных подразделений МВД России интегрированы, и проявления творческих способностей приобретают системный и индивидуальный характер. У сотрудников, обучающихся в образовательной организации МВД России по указанным специальности и специализации, творческие способности дифференцированы и ограничены в своём проявлении.

Представим результаты эмпирического исследования. Руководители оперативных подразделений МВД России и опытные сотрудники (со стажем более 10 лет) при помощи дихотомической шкалы оценили степень проявления творческих способностей у своих коллег-оперуполномоченных. Результаты экспертной оценки, показали, что респонденты проявляют все виды творческих способностей (рисунок 1, приложение 13). Это ещё раз подтверждает выдвинутое предположение о том, что успешные сотрудники оперативных подразделений МВД России проявляют все виды творческих способностей независимо от исторического этапа, знаменитости или народной известности. Благодаря проявлению творческих способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, социальных, в составе служебного коллектива или опергруппы) принявшие в исследовании сотрудники не только решают сложные и нестандартные оперативно-розыскные задачи, их результаты оперативно-розыскной деятельности оценены руководителями оперативных подразделений МВД России как успешные.

Более высоким средним баллом (0,72) руководители и опытные сотрудники оценили проявления творческих коммуникативных способностей и способностей в составе коллектива (0,68). Тем самым подтверждается необходимость выделения отдельного вида творческих способностей, которые развиваются у оперуполномоченных в процессе совместной деятельности и профессионального общения в служебном коллективе/опергруппе. Такое сотворчество повышает вероятность создания интуитивных, оперативно-информационных моделей, необходимых для решения сложных задач и повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности и раскрытия запутанных преступлений. Самыми низкими баллами были оценены такие проявления творческих способностей как: инновационная организация и осуществление работы при наведении порядка в документации, создании архивов, картотек и др. (0,4); обобщение профессионального и инновационного опыта в формате учебников, пособий для оперативников и книг про них, ведение дневника (0,3). Полагаем, что это связано с исключительной редкостью подобных проявлений личности, что согласуется с данными, полученными в результате контент- и психологического анализа профессиональной деятельности известных и знаменитых сыщиков.

В таблице 5 и приложении 14 представлены обобщённые результаты исследования сотрудников оперативных подразделений МВД России и сотрудников, находящихся на этапе профессиональной подготовки в образовательной организации МВД России при помощи комплекса методик.

Представим результаты сравнительного анализа данных, полученных по отдельным методикам исследования сотрудников оперативных подразделений МВД России и сотрудников, находящихся на этапе профессиональной подготовки в образовательной организации МВД России.

1. Судя по таблице 6, где отражены показатели по методике КИТ (имплицитных теорий креативности; Е.М. Павлова), принявшие участие в диагностике оперуполномоченные и сотрудники понимают содержание феномена «креативность» и высоко оценивают характеристики, которые необходимы творческому человеку: 1) «оригинальность» как проявление творческого потенциала в виде направленности на поиск оригинальных решений в привычных условиях; 2) «креативный потенциал», т.е. представление о творческом человеке, реализующем все составляющие интеллектуально-личностного потенциала (обладающем развитым интеллектом, готовом к критике, стремящимся учиться и пр.); 3) «новизну» как стремление к новизне и принятию неопределённых ситуаций; 3) «активность» – креативность как способность, проявляющуюся в определённых видах деятельности и межличностном взаимодействии.

Сравнительный анализ показал, что сотрудники на этапе подготовке значимо выше оценили три их четырёх характеристик творческого человека: креативный потенциал, новизну, активность. По нашему предположению, тенденция сотрудников высоко оценивать характеристики творческого человека связана с тем, что они, обучаясь в образовательной организации МВД России, представляют творческого человека в интегративной форме – как способного, «мастера на все руки». Подобные результаты получены и в других исследованиях, проведенных среди студентов [279; 62].

2. Результаты обработки данных по опроснику «Шкала экзистенции» (А. Лэнгле, К. Орглер) представлены в таблице 7. Статистически более высокие показатели сотрудников, обучающихся в образовательной организации, по сравнению с сотрудниками оперативных подразделений МВД России по всем шкалам опросника «Шкала экзистенции» указывают на более высокую субъективную оценку собственной жизни.

Содержательно-функциональная модель развития и проявления творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России

Результаты диссертационного исследования позволяют утверждать, что существует необходимость создания модели развития и проявления творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России для более точного понимания условий и особенностей непрерывного развития этих способностей в процессе профессионального становления: на этапе профессиональной подготовки сотрудников в образовательной организации МВД России (по специализации – оперативно-розыскная деятельность), а затем и в непосредственной оперативно-розыскной деятельности, на этапе профессионализации. Более того, создание такой модели возможно на основе проведённого теоретического и эмпирического исследования, экспериментального внедрения авторской Программы психологического тренинга развития творческих способностей будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России.

Основные результаты исследования, которые легли в основу разработки содержательно-функциональной модели развития творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России:

- государственный уровень оперативно-розыскной деятельности, её интеллектуальный и коллективный характер, а также отнесение специалистами в области психологии юридического труда к разряду «сложных», творческих и многогранных, необходимость решения задач в сложных оперативных условиях и ситуациях неопределённости ориентиров поиска от сотрудников требуется обладание творческими способностями и целенаправленного психологического обеспечения развития этих способностей;

- виды творческих способностей (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, социальные, в составе коллектива - подразделения/опергруппы) к созданию оперативно-информационных моделей в сложных оперативных условиях сотрудники оперативных подразделений МВД России проявляют на личностном уровне, в индивидуальной и коллективной оперативно-розыскной деятельности, профессиональном общении и переговорной деятельности;

- проявлению и развитию творческих способностей и сотворчества оперуполномоченных способствуют: создание и поддержание в служебном коллективе/оперативной группе творческой атмосферы, передача профессионального и инновационного опыта; личный пример и личное участие руководителя в оперативно-розыскных мероприятиях; конструктивное и гибкое распределение ролей между сотрудниками в коллективе и в зависимости от складывающейся оперативной ситуации;

- творческие способности сотрудников на этапе профессиональной подготовки в образовательной организации МВД России дифференцированы; выделены следующие типы личности: стратегический, тактический и сенситивный. Нахождение слушателей-выпускников на этапе профессиональной подготовки в образовательной организации и ограниченность профессионального опыта создаёт условия для дифференциации и некоторой ограниченности творческих способностей;

- сотрудники оперативных подразделений МВД России отличаются выраженной творческой направленностью и креативным потенциалом, осознают противоречие между нормативной регламентированностью оперативно розыскной деятельности и необходимостью проявления гибкости и креативности, рефлексируют и передают профессиональный опыт. Творческие способности сотрудников оперативных подразделений МВД России на этапе профессионализации интегрируются и индивидуализируются;

- целенаправленная работа по авторской Программе психологического тренинга, в которой применялся комплекс методов (игровых и проблемных, моделирования ситуаций деятельности и профессионального общения оперуполномоченных, практического обучения универсальным и специальным творческим приёмам нестандартного мышления и стратегий поведения), индивидуальные и групповые формы в сочетании с рефлексивными практиками оказывает развивающий эффект на творческие способности будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России. Содержательно-функциональная модель развития и проявления творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России представлена на рисунке 5.

Раскроем более подробно содержательно-функциональную модель через отдельные характеристики: 1) цели и задачи; 2) особенности и этапы реализации; 3) субъекты воздействия и их функции; 4) особенности психологической работы; 5) результат реализации модели; методические и психологические рекомендации.

1. Цели содержательно-функциональной модели: обеспечение целенаправленного, непрерывного и комплексного развития у сотрудников творческих способностей и проявлений этих способностей для повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности.

Задачи содержательно-функциональной модели:

- психодиагностическое исследование и изучение творческих способностей сотрудников на этапе профессиональной подготовки в образовательной организации МВД России и этапе профессионализации;

- объединение усилий и функций всех субъектов воздействия, направленных на развитие у сотрудников творческих способностей, оказание соответствующей помощи в интегративном проявлении этих способностей в решении сложных оперативно-розыскных задач и обеспечении «…высокой психологической готовности и профессиональной работоспособности сотрудников в повседневных и особых условиях служебной деятельности» [1];

- осуществление мониторинга уровня развития и проявления творческих способностей сотрудников, сопоставление полученных результатов с эффективностью их деятельности (учебно-профессиональной, служебной, оперативно-розыскной, переговорной, профессионального общения);

- создание и поддержание комфортных условий и конструктивных межличностных отношений, творческой атмосферы в служебном коллективе для развития и проявления творческих способностей, рефлексии профессионального и инновационного опыта, перехода сотрудников на уровень самоуправления развитием этих способностей.

2. Особенности и этапы реализации. Содержательно-функциональная модель в виде обобщенного обоснования непрерывного развития и проявлений творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России может быть реализована на следующих этапах профессионального развития:

На этапе подготовки кадров для замещения должностей в оперативных подразделениях МВД России сотрудники обучаются в образовательной организации высшего образования МВД России по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация – оперативно-розыскная деятельность), осваивают основную профессиональную образовательную программу [5]. На данном этапе кроме образовательной деятельности с применением практико-ориентированного подхода в проведении занятий в специализированных классах и полигонах, прохождения производственной и преддипломной практик в оперативных подразделениях МВД России, сотрудники осуществляют служебную деятельность (в составе нарядов, охраны общественного порядка). Поэтому роль профессорско-преподавательского состава, сотрудников факультета (курсов), руководителей и наставников оперативных подразделений МВД России, служебных коллективов заключается в создании и поддержании таких условий, в которых сотрудники могли развивать и проявлять творческие способности. Кроме этого осуществляется психологическая работа с сотрудниками, находящимися на этапе профессиональной подготовки в образовательной организации МВД России [4]. Учитывая эффективность экспериментального использования авторской Программы психологического тренинга развития творческих способностей будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России, считаем очевидным необходимость внедрения её в психологическую работу образовательных организаций МВД России, где осуществляется подготовка по специальности 40.02.05 Правоохранительная деятельность, специализация – оперативно-розыскная деятельность, а в случае необходимости (ограниченности отдельных творческих способностей у обучающихся) – проведение дополнительных индивидуальных занятий.