Введение к работе
Актуальность работы. В настоящее время оценка качества зву-коЕоспроизводяп^й аппаратуры ведется в двух направлениях. В ос- . _г,.нову- их,легли две. диаметрально; пртт^аопо^аяшел'очки прения»-.«--.., ***,
Сторонники "объективной" точки зрения настаивает на том, что математически точные и повторяемые объективные измерения . характеристик аппаратуры необходимы и могут дать достаточно . полное представление о качестве исследуемого объекта. Расхождение объективных оценок с результатами прослушиваний приписывается недостаточной точности измерений или недостаточной полноте множества объективных параметров, описывающих систему. Приверженцы "субъективной" точки зрения не оказывают особого доверия . графикам, таблицам и уравнениям, оштсывакщим звуковоспроизводящую аппаратуру, ко пытаются использовать признаки, связанные с ощущениями, которые вызваны звуком и могут быть выражены словесно.
В настоящее время наблюдается тенденция к сближения этих направлений в оценке качестза звучания. Делаются попытки строгого математического описания субъективных признаков звучания сло:<ль-*х сигналов и заг-оноз восприятия звуковых сигналов человеком (Камеока, Курьягаза, Бисмарк). С другой стороны предлагаются описания объективных характеристик звуковоспроизводящих споте),! з особом функциональном пространстве, использующем в качеств? обобщенных координат воспринимаема» человеком параметры зву;--1 - высоту тока, спектральное распределение, громкость, ко:?со"Э".е, яркость, групповое запаздывание компонент сигнала, зфгёкг-пную временную и пространственную протяженность источников звука и другие (Яхиро, Бисмарк). Производится отбор наиболее пкфор.матизных субъективных признаков звучания (Стаффидд, Бисмарк).
Кспользозание данных и методов психологии и физиологии слуха, социологии и статистики в сочетании с широким применением средств вычислительной техники открывает новые пути к разработке методов оценки качества звучания, не уступающих по информа- , тивкости и достоверности оценок субъективным прослушиваниям, но значительна превосходящим их по простоте, производительности и доступности.
Величина нелинейных искажений, вносимых трактом в воспроиз-
- 4 -водимый сигнал, является одним иа важнейших показателей качест ва тракта. Шзтому проблеме оценки нелинейных искажений уделя лось и продолжает уделяться большое внимание. ^т~"Сл'6йібЬ"ть^бценюґ^
щих системах заключается в том, что исследователей интересуе не только объективная мера искажений, но и однозначная свяа этой меры со звучанием воспроизводимого сигнала, а достаточн четкого представления о механизмах восприятия человеком нелк нейных искажений сложных звуковых сигналов до сих пор нет.
Отсутствие информативных критериев оценки нелинейных иска жений и обоснованных норм на них в сочетании со стремлением пс выпить качество звуковоспроизводящей,аппаратуры приводит к не оправданному завышению требований к параметрам аппаратуры, чтс естественно, отражается на сложности и стоимости бытовой радис электронной аппаратура
Цель диссертационной работы - исследование возможности пс лучения интегральной оценки качества звуковоспроизведения, ос нованной на психологическом метрическом шкалировании тембралі ных характеристик звучания с использованием интегрального крі терия.
Цель достигается решением следующих конкретных задач:
-
Обоснованием адекватного поставленной цели метода психе логического измерения.
-
Обоснованием адекватного поставленной цели критерия, і которому проводится исследование.
-
Обоснованием адекватного поставленной цели стимульної материала.
-
Проведением психологического измерения тембральних х; рактернстик звучания.
-
Построением шкал восприятия по данным, полученным в пр< цессе измерения и доказательством вида полученных шкал.
-
З&гавлением устойчивых реакций испытуемых на исследуем] стимульный набор.
Предмет исследования - влияние нелинейных искажений j субъективную оценку сложного акустического сигнала по эмоци< надьному критерию.
Объект исследования - слуховой образ.
Новизна исследования заключается в использовании критер: эмоционального типа для получения интегральной оценки тембрал
- 5 -ных характеристик звукового сигнала, в отличие от обычно используемых частных критериев сенсорно-перцептивного типа.
Научно-практическое значение: результаты исследования можно
ведения, сочетающего в себе простоту и оперативность технических измерения с возможностью получения интегральной оценки,' которой обладают субъективно-статистические методы. Метрические психологические шкалы тембральних характеристик звучания, полученные в результате эксперимента, будут статистически достоверны и могут быть использованы для количественной оценки качества звучания сложных сигналов, функциональные зависимости тембральних характеристик звучания от их объективных параметров, исследуемые в работе, обеспечат возможность оценивать качество звучания сигнала аналитически, без участия экспертов-слушателей.
Апробация работы. Основные результаты работы были доложены на VIII Есесоюзном симпозиуме "Эффэктизность, качество, надежность систем "человек-техника" (Тбилиси, 1987 г.); II и III Всесоюзных конференциях "Проблемы измерений в психологии" (Москва, 1937 и 19S9 гг.); II Всесоюзной конференции по эргономике "Эргономика-88" (Москва, 1988 г.); 44 научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава ЛЭИС им. проф. 11 А. Бонч-Еруевича.
Публикации: по теме диссертации опубликовано 4 печатных работы объемом 1 авторский лист.
Диссертация состоит из введения, трех глаз и заключения; включает 24 рисунка и 7 таблиц, список литературы содержит 176 найменованій; общий объем диссертации 141 страницу.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эмоциональный критерий "приятность" отражает субъективное
качество звучания бытовой акустической аппаратуры.
-
Испытуемые обнаруживают качественно различные виды реакции на изменение тембральних характеристик звукового сигнала.
-
При оценка:;: сложного звукового сигнала по критерию "приятность" испытуемые не дифференцируют нелинейные искажения различной физической природы.