Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Грачева Надежда Михайловна

Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп
<
Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Грачева Надежда Михайловна. Психологические особенности позитивного миропонимания у представителей разных возрастных групп: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.13 / Грачева Надежда Михайловна;[Место защиты: ФГАОУВО Южный федеральный университет], 2017.- 195 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Анализ теоретических предпосылок изучения особенностей позитивного миропонимания 16

1.1. Различные подходы к изучению «картины мира» и миропонимания 16

1.2. Современные трактовки понятий, связанных с миропониманием 31

1.3. Ценностно-смысловое значение позитивного миропонима ния 38

1.4. Развитие субъективных представлений о себе и мире в процес се онтогенеза 49

Выводы по Главе 1 67

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей позитивного миропонимания 70

2.1. Организация исследования, его цели, задачи, гипотезы 70

2.2. Описание методов исследования и выборки 73

2.3. Анализ, полученных результатов по группам 80

2.3.1. Исследование особенностей стратегии миропонимания школьников (15-17 лет) 80

2.3.2. Исследование особенностей стратегии миропонимания студентов (19-20 лет) 105

2.3.3. Исследование особенностей стратегии миропонимания взрослых (25-60 лет) 117

2.3.4. Сравнительный анализ, полученных результатов в разных возрастных группах 138

2.3.5. Сравнение, полученных результатов среди всех мужчин и женщин 142

Выводы по Главе 2 143

Заключение 145

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Необходимость современного человека решать не столько социально-экономические задачи (так как уровень жизни выровнялся в экономически развитых странах), сколько морально-нравственные обусловливает интерес к особенностям субъективных представлений о себе и мире, лежащих в основе социального взаимодействия и самореализации человека. Особенности представлений о себе и мире, смысложизнен-ных ориентаций отражают существующие социальные настроения и перспективы их динамики.

Развитие гуманистического мышления, реализующееся сейчас во всех сферах науки, основывается на том, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и к самому себе. Исходным пунктом рассмотрения любых исторических, социальных, экзистенциональных явлений должен быть человек, его специфическое представление о мире и соответствующая самореализация (Э. Фромм). В нашем понимании, речь идет о субъективной картине мира, которая выступает как своеобразный фильтр, прослойка между внутренним миром, внутренней реальностью истинного «Я» и внешним миром, с которым оно взаимодействует. Позитивная либо негативная тенденция в восприятии мира и себя в нем непосредственно определяет качество жизни и возможности человека. Концентрация на негативных аспектах реальности приводит к отсутствию широкого диалога, ограниченности видения вариантов развития ситуации и соответствующей непродуктивности. Следствием могут быть не только соматические заболевания, тяжелая обстановка в отдельно взятой семье, коллективе, но и общеупаднические настроения, развал общества, потеря ценности жизни. Необходимо умение в самых разных жизненных ситуациях на разных этапах жизненного пути иметь стратегию позитивной оценки реальности и способность в любых жизненных обстоятельствах видеть ресурсы, видеть что-то хорошее, то есть иметь позитивную стратегию миропонимания.

Актуальность исследования определяется значимостью понимания роли различных составляющих стратегии миропонимания для самореализации в современных условиях и возможностью корректировки искажений; необходимостью осознавать направленность в интерпретации происходящего на фоне ускоренного темпа изменений, социально-экономических и демографических сложностей (конфликтов) представителями разных поколений.

В связи с вышесказанным, сферой нашего интереса в реализации данной работы является такой аспект субъективной картины мира, как стратегия миропонимания. Изучение различных аспектов субъектного развития, в том числе трансформация субъективных представлений о себе и мире в процессе развития человека, на наш взгляд, имеет значение для построения целостной картины развития на протяжении всего жизненного пути.

Несмотря на большое количество исследований, так или иначе делающих предметом своего изучения аспекты картины мира (К.А. Абульханова-

Славская, Т.П. Авдулова, Г.М. Андреева, Е.В. Базарова, И.С. Бурикова,
И.А.Буровихина, Ф.Е. Василюк, Н.Л. Васильева, Е.В. Воронкова, Ю.А. Герас,
Л.Ю. Давидян, И.Г. Дубов, М.А. Егорова, В.Ю. Закиров, Н.В. Инина,

Е.И. Исаев, М.А. Коновалова, А.В. Котельникова, А.А. Кулик, Е.Д. Маленова,

A. Маслоу, О.В. Митина, А.Г. Молин, Л.А. Мотылева О.А. Овсяник,
М.А. Падун, В.А. Петровский, М.В. Пименова, С.Э. Поляков, М.А. Пушкина,
В.П. Серкин, А.В. Серый, В.И. Слободчиков, В.М. Смирнов, С.Д. Смирнов,
С.А. Тебиева, Р.М. Шамионов, Л.В. Шелестова, С.Л. Шелина, Е.В. Фоминова,
М.А. Харламова, А.И. Юрьев, R. Carston, D. Elkind, E. Fromm и др.), по нашему
мнению, недооценивается роль этого феномена психической жизни во взаимо
отношениях субъекта с внешним миром и его стратегическим потенциалом.
Изучение этого вопроса позволило бы современному человеку своевременно
улавливать несоответствие своих представлений о мире реальности и уметь, с
одной стороны их корректировать при необходимости, с другой иметь пред
ставление и ориентироваться в том, каким образом специфика восприятия и
трактовки событий влияет на самореализацию и трансформацию внешней ре
альности.

Таким образом, изучение особенностей субъективного познания реальности является одной из значимых научных проблем современности.

Степень разработанности проблемы. Позитивная оценка реальности в самых разных исследованиях – это определенный компонент и в картине мира и в модели мира, понимании смысла жизни и деятельности (Н.В. Инина, В.М. Пивоев). Тема эта актуальна в современной ситуации развития антропоцентрической парадигмы и в ряде исследований изучается с разных сторон и на разных уровнях (К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Акопов, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Е.В. Бакшутова, И.Я. Березная, Г.Н. Васильев, Ф.Е. Василюк, В.А. Ганзен, Е.С. Гобова, P.M. Грановская, Г.Г. Дилигенский, С.А. Дружилов, Е.В. Егорова, В.В. Знаков, А.Л. Леонтьев, Р.Д. Лэйнг, А. Маслоу, С. Москови-чи, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, В.И. Пищик, К. Роджерс, Т.И. Ронгинская, З.И. Рябикина, С.Д. Смирнов, В.В. Столин, Е.А. Суроедова, К. Томпсон,

B. Франкл, Е.Б. Шестопал и другие).

Активно изучается влияние различных факторов на картину мира личности (Ю.А. Аксенова, Е.Ю. Артемьева, Е.Б. Быкова, Г.Д. Гачев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.В. Разумова, В.П. Серкин, Ю.К. Стрелков, С.В. Тарасов и др.).

Актуальными являются работы, посвященные изучению личностного смысла, проявляющегося в субъективных представлениях, общей теории смысла и психологических концепций смыслообразования и смыслопередачи, проводимые такими учеными, как И.В. Абакумова, А.Ю. Агафонов, Е.М. Азарен-ко, Е.Ю. Артемьева, Т.Н. Березина, Б.С. Братусь, П.Н. Ермаков, Л.Ц. Кагерма-зова, Л.Ю. Крутелева, Д.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, И.В. Рудакова, Е.А. Су-роедова, В.Э. Чудновский, А.Г. Шмелев.

Субъектность, субъективность и субъективные особенности взаимодействия с миром в разных направлениях изучались Е.Ю. Артемьевой, А.Г. Асмоло-

вым, Н.Я. Большуновой, В.К. Вилюнас, В.В. Знаковым, М.К. Мамардашвили, Е.Е. Насиновской, В.В. Столиным и другими.

В настоящее время активно исследуется психотравмирующее влияние экстремальных ситуаций на эмоциональное благополучие и последующие трансформации субъективных концепций о мире (В.В. Вахнина, А.В. Котель-никова, А.А. Кулик, И.Г. Мосягин, М.А. Падун, В.П. Серкин, П.И. Сидоров, Г.Ю. Фоменко, М.С. Яницкий и др.).

И вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно изучена роль стратегии миропонимания, которая как продукт когнитивного и психического пространства может служить объяснительным инструментом для поведенческих и аффективных феноменов.

Цель исследования – изучить психологические особенности позитивного миропонимания в разных возрастных группах.

Объект исследования – представители разных возрастных групп с разными стратегиями миропонимания.

Предмет исследования – миропонимание как компонент ценностно-смысловой сферы личности.

Гипотезы исследования.

  1. Наличие позитивных характеристик в описании мира и самоидентификации может говорить о существовании соответствующей стратегии миропонимания, отражающейся в смысложизненных ориентациях и удовлетворенности системой отношений, реализующихся в процессе жизнедеятельности.

  2. У представителей разных возрастных групп могут быть различия в индивидуальной стратегии миропонимания в зависимости от когнитивно-эмоциональной (позитивной, нейтральной, негативной), ценностно-смысловой (приоритетность) оценок окружающего мира и себя в нем.

  3. Могут существовать релевантные и нерелевантные аспекты взаимодействия с миром для позитивного миропонимания в зависимости от возраста и пола.

  4. Могут существовать различия взаимосвязи смысложизненных ориен-таций, модальности миропонимания с системой отношений и уровнем удовлетворенности, а также внутри системы отношений в разных возрастных группах.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезами диссертационного исследования, сформулированы следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ понятия «картина мира», «миропонимание» и смежных понятий, как результата формирования концепции о реальности.

  2. Рассмотреть основные отечественные и зарубежные представления о ценностно-смысловой роли особенностей субъективной картины мира, направленности миропонимания в жизнедеятельности.

  3. На основе анализа имеющихся теорий представить структурную модель миропонимания как результата многопланового взаимодействия субъекта с разными аспектами мира.

4. Описать основные трансформации представлений о себе и мире, фор
мирующие особенности индивидуального миропонимания в процессе онтогене
за.

  1. Подобрать диагностический пакет методик для исследования представлений о себе и мире, отражающих миропонимание респондентов.

  2. Проанализировать особенности представлений респондентов по основным аспектам жизнедеятельности, взаимоотношений и уровню удовлетворенности жизнью.

  3. Выявить и сравнить особенности, присущие позитивному и негативному миропониманию у представителей разных возрастных групп.

Теоретико-методологические основы исследования составляют: теории, интерпретирующие концептуальное содержание образа мира в качестве психологической картины мира и миропонимания (К.А. Абульханова-Славская, Ф.Е. Василюк, А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов и др.); концепции смысловой структуры сознания и смысложизненных ориента-ций (И.В. Абакумова, А.Ю. Агафонов, А.Г. Асмолов, П.Н. Ермаков, В.П. Зин-ченко, Д.А. Леонтьев, B.Ф. Петренко, В.В. Столин, и др.); теории, раскрывающие когнитивно-эмоциональный и ценностно-смысловой аспекты в формировании позитивной стратегии миропонимания (И.А. Джидарьян, В. Дильтей, Э. Фром, М. Хайдеггер); психосемантический подход к изучению представлений человека о себе и мире, индивидуальной системы значений (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, М.В. Пименова, А.Г. Шмелев и др.); периодизации развития представлений о себе и мире (Л.С. Выготский, М.В. Ермолаева, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Д. Холлис).

Методы и методики исследования. В исследовании была использована совокупность теоретических и эмпирических методов.

Теоретические: анализ психологической литературы, направленный на детальное изучение особенностей индивидуального миропонимания; анализ различных теорий образа мира, картины мира, миропонимания; анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме направленности миропонимания, стратегий интерпретации человеком окружающей действительности.

Эмпирические: опрос, тестирование, метод экспертных оценок, контент-анализ высказываний респондентов, сравнительный анализ результатов выделенных подгрупп.

Для решения эмпирических задач были использованы следующие методики:

1) тест «Кто я?» М.Куна, Т. Макпартленда, модификация Т.В. Румянце
вой;

  1. самоотчет «Мой мир: 20 из 80»;

  2. «Шкала удовлетворенности жизнью», адаптированная Д.А. Леонтьевым, Е.Н. Осиным;

  1. методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса;

  2. тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева;

6) тест-опросник «СПАИММ» (Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира) Г.Н. Малюченко, В.М. Смирнова.

Для обработки результатов опроса использовался критерий Манна-Уитни для выявления значимости различий в группах, коэффициент корреляции Спирмена для поиска взаимосвязи характеристик, программа Statistica 6.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью, надежностью, репрезентативным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования, содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных в результате диагностики.

Эмпирический объект исследования. В исследовании приняли участие 345 человек, из которых 143 школьника (9-11 кл.); 76 студентов Южного федерального университета; 126 взрослых людей в возрасте от 25 до 60 лет (3 подгруппы).

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна.

Дополнена категория «миропонимание» как содержащее стратегическую направленность интерпретации событий окружающей действительности. Стратегия миропонимания выстраивается в соответствии с когнитивно-эмоциональной оценкой личностью окружающего мира и себя в нем.

Разработана модель индивидуального миропонимания, включающая в себя сочетание источников информации, соотношение материальных, социальных и духовных ценностей и объектов осмысления («Я», «Мир», взаимоотношения «Я-Мир»).

Проанализированы актуализировавшиеся связи и оценки, проявившиеся в процессе саморефлексии и репрезентации респондентами своих представлений о себе и мире в их взаимосвязи со смысложизненными ориентациями, удовлетворенностью жизнью и модальностью миропонимания.

Выявлено, что людям с позитивной стратегией миропонимания независимо от возраста характерны удовлетворенность жизнью и восприятие мира как целостной гармоничной системы, а также более высокий уровень смысложиз-ненных ориентаций.

Впервые проводился сравнительный анализ аспектов позитивной стратегии миропонимания мужчин и женщин в разные возрастные периоды.

Показано, что для юношей и девушек выпускных классов, взаимосвязанным с позитивным миропониманием, одинаково являются все смысложизнен-ные ориентации и наличие взглядов о мире как целостной гармоничной системе.

Для группы студентов позитивное миропонимание подкреплено позитивным отношением к себе, отцу и матери, семье в общем, лицам мужского пола; подкреплено позитивными представлениями о мире, удовлетворенностью процессом жизни и ее результативностью, более высокими показателями по шка-

лам «локус контроля я», «локус контроля жизнь» и меньшим количеством страхов, чем у тех, кому свойственна негативная стратегия миропонимания.

В структуре взаимосвязи позитивного миропонимания, системы отношений и смысложизненных ориентаций взрослых мужчин и женщин есть различия. Общими для них являются такие аспекты, как отношение к себе, удовлетворенность процессом и результатом жизни, общий уровень осмысленности жизни. Отличительными факторами у женщин являются: представление о своих возможностях, отношение к мужскому полу, уровень удовлетворенности жизнью, отрицательная взаимосвязь с представлениями, свойственными хаотической и антагонистической модальностями миропонимания. У мужчин позитивное миропонимание подкрепляется отношением к друзьям, позитивными представлениями о мире, наличием цели в жизни, представлениями о мире как целостной гармоничной системе.

Проанализирована взаимосвязь представлений о себе как душе со смыс-ложизненными ориентациями, модальностью миропонимания и системой отношений респондентов. Разница между условными атеистами (респондентами, не давшими подобного рода ответов) и верующими заключается в восприятии мира хаотичным, механистичным, либо гармонично организованным, в наличии чувства вины и восприятии будущего у взрослых мужчин. У взрослых женщин различия выявлены в восприятии мира как хаоса, места противостояния и механизма либо как целостной гармоничной системы и по всем шкалам теста СЖО, удовлетворенностью жизнью и представлениями о своих возможностях.

В группе девушек представления о себе как о душе соотносятся со значимо больше выраженными представлениями о мире как о целостной гармоничной системе по сравнению с остальными. У юношей представления о себе как о душе соотносятся со значимо более высоким уровнем осмысленности жизни и более позитивным представлением о своих возможностях, для них менее свойственна механистическая модель миропонимания.

Проанализирована ситуация отрицания той или иной модальности миропонимания с точки зрения причин и возможных последствий у взрослых мужчин и женщин. У мужчин и женщин, отрицающих взгляды, свойственные хаотической модальности миропонимания, более низкие показатели по шкале «результат» теста СЖО, более пессимистичные взгляды относительно своих возможностей в жизни, менее позитивное восприятие будущего, более негативные общие представления о мире, лицах мужского пола, больше страхов и опасений. У отрицающих антагонистическую модальность миропонимания, по сравнению с анкетами со средними баллами по этой модальности, лучше представления о своих возможностях, более позитивная ситуация в отношении страхов и опасений, меньше чувство вины и более позитивны общие представления о мире. При этом те, у кого проявился низкий уровень антагонистических представлений, более целеустремленные и рассчитывают на свои силы и способности в отличие от тех, кто отрицает эту модальность. У отрицающих механистическую модальность миропонимания более позитивные представления о своих

возможностях и лучше отношение к лицам противоположного пола по сравнению с теми, кто показал средние баллы, лучше отношение к отцу и отношение к прошлому, но хуже отношение к миру по сравнению с теми, кто показал низкие баллы по этой модальности.

Теоретическая значимость исследования. Проанализированы и уточнены понятия «картина мира», «образ мира» и «субъективная картина мира», по которым можно судить о специфике и значимости индивидуального миропонимания. Обоснована ценностно-смысловая роль направленности миропонимания, проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности субъекта.

В исследовании реализован половозрастной подход к изучению особенностей когнитивно-эмоциональной оценки личностью себя и окружающего мира, на основании которого дана характеристика возрастных групп. Полученные данные могут быть использованы для коррекции представлений об онтогенетическом развитии личности в современном мире.

Проанализированы различные модели миропонимания у людей разного возраста.

Практическая значимость исследования. Доказана значимость и взаимосвязь аспектов самоидентификации с представлениями о мире. Проанализирована структура взаимоотношений различных аспектов миропонимания, исходя из которой, можно выделить наиболее значимые аспекты, работа с которыми поможет производить направленные трансформации в процессе консультирования, что может быть использовано в практической работе психологов в консультативной практике.

Предложенный методический инструментарий позволяет выделить группу риска, имеющую те или иные искажения в системе представлений о себе и мире, констатирующие соответствующие сложности во взаимоотношениях с миром и лежащие в основе дезадаптивных форм поведения.

Полученный аналитический материал может быть использован при подготовке лекций по возрастной психологии, психологии развития, социальной психологии, спецкурсов по психологии консультирования.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Наличие позитивных характеристик в описании мира и самоидентификации определяется наличием позитивного миропонимания. При этом, формирование позитивной стратегии миропонимания, реализующейся в процессе жизнедеятельности человека, обуславливается взаимосвязью позитивного миропонимания со сформированностью смысложизненных ориентаций и удовлетворенностью реализации системы отношений.

  2. Существуют различия в индивидуальной стратегии миропонимания у представителей разных возрастных групп в зависимости от когнитивно-эмоциональной (позитивной, нейтральной, негативной), ценностно-смысловой (приоритетность) оценки окружающего мира и себя в нем.

  3. Существуют нерелевантные для позитивного миропонимания характеристики и смысложизненные ориентации в зависимости от возраста и пола – отношение к себе у юношей школьников; наличие цели и осмысленность жизни

у студентов; наличие цели и «локус контроля я» у взрослых женщин. К характеристикам, взаимосвязанным с позитивным миропониманием независимо от возраста и пола относятся: удовлетворенность процессом жизни и результативность жизни.

4. Существуют различия взаимосвязи смысложизненных ориентаций, модальности миропонимания с системой отношений и уровнем удовлетворенности, а также внутри системы отношений в разных возрастных группах, характеризующие специфические особенности этой возрастной группы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2013-2016), и были представлены на: Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» (Москва, 2013); XVII Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения» (Москва, 2013); Всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 2014); Втором Южно-Российском форуме практической психологии, психотерапии и консультирования (Ростов-на-Дону, 2016); на научных конференциях сотрудников, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2013-2016); Третьем Южно-Российском форуме практической психологии, психотерапии и консультирования (Ростов-на-Дону, 2017).

Материалы диссертации используются в учебном процессе Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), Шахтинского института (филиала) Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова (Шахты), в работе с подростками и взрослыми в учебном центре ГК «Гэндальф» (Ростов-на-Дону, Шахты, Каменск-Шахтинский).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ общим объемом 3,75 усл.п.л., из них 3 работы – в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав; заключения, содержащего основные выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка использованных источников, включающего 212 источников, из них 24 – на английском языке; 6 Приложений. Основной объем работы составляет 172 страницы. Работа содержит 62 Рисунка и 5 Таблиц.

Современные трактовки понятий, связанных с миропониманием

Е.Ю. Артемьева анализируя структуру субъективного опыта человека, так же обращается к понятию «образ мира» [20, С. 23]. Она предлагает структурное рассмотрение опыта человека в осмыслении мира. Структура состоит из трех уровней: «перцептивный мир», «картина мира» и «образ мира». «Перцептивный мир представляет собой поверхностный слой субъективного опыта, состоит из множества упорядоченных объектов, которые образуют пространство субъекта, и включает в себя четыре координаты пространства – времени. Данные координаты имеют изменчивый, неустойчивый статус, и трансформируются под влиянием эмоций в зависимости от ситуации и особенностей работы органов чувств» [20, С. 23].

Собственно образ мира (в узком смысле) – самый глубокий слой субъективного опыта, состоящий из амодальных структур, образующихся в результате обработки семантического слоя. У данных структур нет собственного языка, для структурирования его личность использует значимые для адаптации координаты: опасный – неопасный и др.» [20, С. 23].

Как становится понятно, миропонимание определяет не только ментальное представление о мире и о себе в нем, но и определенный стиль взаимодействия с миром, собственной реализации человека. В этом мы разделяем точку зрения С.Д. Смирнова, который говорит о том, что необходимо понять, что «не мир образов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека» [154, С. 19]. Приведенные им примеры доказывают, что собственная установка, собственная картина мира индивида имеет большее значение для восприятия окружающих объектов и явлений, нежели их непосредственные объективные характеристики. О существовании внутренней реальности мы узнаем через общение и наблюдение за деятельностью человека, в которой он проявляет свое индивидуальное миропонимание.

В свое время А.Н. Леонтьев выделил три образующих сознания, участвующих в формировании представлений о мире: чувственная ткань, значение и личностный смысл. Ф.Е. Василюк, дополнив эту модель предметным содержанием образа и словом-знаком, предлагает модель психосемиотического тетраэдра. «В ней чувственная ткань, объединяет и опосредует другие образующие, выполняет функцию переведения реальности в субъективную картину мира. Внешний мир представлен предметным содержанием, мир культуры – значением, представителем языка является слово, а внутреннего мира – личностный смысл. Каждый из этих узлов образа – пограничная сущность, одной стороной обращенная к объективно существующей реальности, а другой – к непосредственной субъективности, все же вместе узлы задают объем, в котором пульсирует и переливается живой образ» [37, С.8].

В общенаучном понимании принято выделять два основных структурных компонента картины мира: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный (обыденно-практический). Первый, концептуальный компонент отражает знания, понятия и категории которыми оперирует, законы и принципы, которые знает, на которые опирается человек в практике жизни. Чувственный – это совокупность обыденных знаний, наглядных представлений о мире, опыт. На первый взгляд эти два компонента сложно разделить, так как и имеющаяся у человека понятийная концепция и чувства влияют на качество взаимодействия с миром. В этом ключе, с точки зрения миропонимания, мы склонны соотнести понятийный компонент с убеждениями и представлениями, сформированными с учетом индивидуальных знаний и личного опыта субъекта. А чувственно-образный компонент с той смысловой, эмоциональной связью, которая обеспечивает целостность картины мира субъекта и задает стратегическую направленность миропонимания.

Представления образуют смысловое поле, которое в свою очередь можно анализировать по четырем компонентам. В коллективной монографии «Мен-тальность россиян» содержится подробное описание этого подхода [110]. Вкратце перечислим выделяемые ими компоненты: логико-понятийный (знания, основанные на понятийной обработке чувственных данных), телесно-перцептивный (знания, опирающиеся непосредственно на представления чувственно-телесной деятельности), ценностно-смысловой (знания, связанные с духовными идеалами) и эмоционально-аффективный (знания, возникшие на основе субъективных переживаний).

К понятийным элементам субъективной картины мира относятся: убеждения, стереотипы. Стереотипы, определяют понимание и интерпретацию тех или иных явлений действительности. Впервые термин «социальный стереотип» ввел У. Липпман. Он определял социальные стереотипы как картинки мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [111].

Развитие субъективных представлений о себе и мире в процес се онтогенеза

«Негативные аффективные формы социального поведения – враждебность, агрессивность, тревожность, «уход в себя» – наиболее частые причины обращения за психологической помощью подростков и/или их родителей» [112, С. 7]. Довольно часто приходится сталкиваться с агрессивно – депрессивным или тревожно – депрессивным состоянием подростков. В основе формирования данных состояний лежат представления в сочетании с переживанием подростков о самих себе и о мире, в котором они живут. Именно эти представления определяют систему ценностей, ложатся в основу неосознанного выбора социального поведения и проектирования собственного будущего [57].

Одной из главных ценностей является ценность человеческой жизни. Если человеческое существо считать механизмом – пусть и очень сложным, но механизмом, это порождает соответствующее отношение к ценности человеческой жизни. Если же человеческое существо, наряду с материальным уровнем реализации имеет духовную природу, и дух человека обладает способностью общения с Творцом, то это порождает совершенно иное отношение к человеческой жизни [36, С. 8].

В этом плане более уязвима молодежь. В связи с известными социально-экономическими катаклизмами «девяностых», многие исследователи отмечают нарушение преемственности между поколениями. Цели и ценности предыдущего строя не приемлемы новым поколением, для которого внутренняя мотивация выше ценится, чем внешняя. Постепенно происходит трансформация ментальности коллективного субъекта в соответствии с изменениями ценностно-смысловых составляющих в текущий момент развития общества [106].

«Логика смысла подчиняет себе и знаниевую, и все другие логики, не отрицая их в то же время, а трансформируя, преломляя в соответствии со смысловой спецификой личности» [3, С. 201]. Процесс смыслопередачи, передачи того или иного миропонимания более детально изучается пока только в рамках организованного учебного процесса (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, А.Д. Алферов, А.И. Донцов, П.Н. Ермаков, В.П. Зинченко, В.А. Лабунская, А.Б. Орлов, Т.П. Скрипкина, В.Т. Фоменко, И.П. Шкуратов, В.А. Шкуратов, И.С. Якиманская). Авторами подчеркивается значимость не только образования как процесса передачи накопленного человечеством опыта, но и качество процесса передачи. Личность учителя и само устройство общества являются носителями и трансляторами этой информации и от них зависит качество передаваемой информации. Авторы констатирую «общее невнимание педагогического персонала школ и школьных психологов к смыслообразованию учащихся». Учебный процесс, как смысловая реальность, должен иметь своей задачей не только передачу знаний, но и развитие личности учащегося, развитие его стремления к жизни и самореализации. Учебный процесс должен «быть более открытым – открытым, прежде всего, миру детства самих учащихся, а так же большому миру, миру в целом». Явленные в ходе обучения и воспитания смыслы – это «ячейки» сознания, в совокупности образующие матрицу жизненных ориента-ций учащихся. Сущность процесса смыслопередачи заставляет обратить внимание на то, какой смысл передается и кем. Каковы особенности субъективных представлений о мире того, кто становится источником знаний для следующих поколений?

Есть теории, согласно которым представления человека о мире, хотя и являются неким отражением его собственной реальности, определяются формами социальной и экономической жизни. С другой стороны, не только экономический базис создает определенный социальный характер взаимодействия, отражающийся в идеях и представлениях. Однажды созданные идеи тоже влияют на социальный характер и опосредованно на социально-экономическую структуру общества.

В этом разделе мы собственно поднимем основную проблематику, из-за которой было решено провести это исследование. Наше видение ситуации оказалось продолжением концепции предложенной А.Н. Леонтьевым. Проблема восприятия, по его мнению, «должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира». Речь идет о том, что восприятие человеком реальности, обусловлено имеющимся образом этой самой реальности. Ученые неоднократно сталкивались с тем, что сама личность ученого, его взгляды и представления, даже само его присутствие оказывает влияние на исход эксперимента, исследования. Субъективная составляющая, о которой мы говорили в предыдущем разделе, является неотъемлемой частью процесса взаимодействия с миром, независимо от уровня развития личности. Уровень развития и осмысленности помогает быть более беспристрастным, но не исключает влияния субъекта. Так как даже сама тема исследования, направление в котором работает исследователь чаще всего обусловлено его личностью, его интересами, желанием развиваться в определенном специфическом направлении, что сказывается на всем процессе.

С одной стороны есть объективно существующая реальность, с другой, человек, переживая понимающий (осознающий) ее под влиянием личностного смыслового поля, поля значений, которое А.Н. Леонтьев назвал пятым квазиизмерением. Через него человеку открывается объективный мир. Частью субъективной картины мира становится не столько сам предмет или явление (конечно если нет такой узконаправленной задачи, как, например, использование конкретных физических параметров объекта восприятия), сколько его значение для человека, через смысловую связь с другими элементами «картины». Личностный смысл, являющийся связующим субъективной картины мира, часто обусловливает разницу в восприятии одних и тех же объектов разными людьми [38].

Описание методов исследования и выборки

То есть, респонденты этой возрастной категории, не обозначившие свою половую принадлежность, более целеустремленные. Мы, исходя из наблюдений в процессе организации и прохождения опроса, отзывов преподавателей, можем предположить, что позиционирование в этом возрасте себя как представителя своего пола у юношей сильно связано с ориентацией на общение с противоположным полом, то есть внимание направлено на решение ситуативных задач. При том, что в тесте СЖО речь идет о дальнейших планах и намерениях относительно всей жизни, а под целеустремленностью подразумевается направленность на обучение и самоопределение в дальнейшей жизнедеятельности.

У девушек обозначивших свою половую принадлежность более позитивно представление о своих возможностях (р=0,02), но при этом больше поводов для чувства вины (р=0,03). Отношение к отцу лучше у тех, кто не назвал свою половую принадлежность (р=0,02). Те, девушки, что обозначили свой пол напрямую, называли значимо большее количество социальных ролей (р=0,00), но давали значимо меньшее количество ответов содержащих материальные пристрастия (р=0,00) и характеристики себя как субъекта деятельности (р=0,05), что согласуется с тем, что не обозначившим свою половую принадлежность девушкам более свойственна механистическая модель миропонимания (значение коэффициента близко к значимому р=0,06). То есть, можно сказать, что подтверждается представление о том, что девушкам и женщинам (в данном случае личностям, отождествляющим себя со своим полом) более свойственно интересоваться и реализовываться в сфере отношений, нежели материальных достижений. Негативное отношение к отцу мы связываем с тем, что судя, по анкетам, большинство как девушек, так и юношей не удовлетворены тем количеством внимания, которое уделяется им со стороны родителя, в силу личностных качеств, занятости либо отсутствия как такового. В зависимости от качественных характеристик, данных в тесте «Кто Я?», мы разделили анкеты на три группы: положительные («симпатичная», «счастливая», «добрая», «опора», «хочу создать что-то нужное», «целеустремленный»…), нейтральные («некто», «частичка мира», «ученик», «подросток», «много двигаюсь»…) и негативные («боюсь себя», «пофигистка», «безразличная», «безликий», «ничтожная часть этого мира», «человек «косяк», «завистливая»…) по качеству самовосприятия и самоотношения.

Сравнение «положительной» и «негативной» подгрупп юношей выявило значимые различия по шкалам СЖО: «процесс жизни» (р=0,04), «результат» (р=0,02), «локус контроля я» (р=0,03) и по общему уровню осмысленности жизни (р=0,01). Положительно описавшим себя более свойственна организми-ческая модель миропонимания (р=0,03) по сравнению с негативно настроенными, а также свойственно более позитивное отношение к себе (р=0,00) в соответствии с ответами по методике «Незаконченные предложения», более позитивное отношение к своему будущему (р=0,02), лицам женского пола (р=0,02), семье (р=0,02) и матери (р=0,00) и более оптимистичные взгляды на мир (шкала «представления о мире» р=0,01). То есть позитивное восприятие юношами себя затрагивает довольно много аспектов взаимоотношений с миром, складывается на фоне благоприятных отношений в семье, в частности с матерью, и другими представительницами женского пола.

Сравнение «положительной» и «нейтральной» подгрупп юношей выявило значимые различия в отношении к матери (р=0,01) и своему прошлому (р=0,05), где более позитивное восприятие этих аспектов свойственно положительной подгруппе. Хаотическая модель миропонимания более свойственна «нейтральной» подгруппе (р=0,05). Между «нейтральной» и «негативной» обнаружены значимые различия по шкале «локус контроля Я» (р=0,04). То есть качественное описание себя, концентрация на определенных характеристиках взаимосвязана с восприятием мира в целом и ориентацией в нем. Положительно оценивающим себя девушкам более свойственно позитивное восприятие образа матери, соответствующее отношение к ней (р=0,00), более высокие баллы по шкале «процесс жизни» теста СЖО (р=0,02) и более положительное отношение к своему прошлому (р=0,05) по сравнению с теми, кто дал нейтральные характеристики. Эта самооценка подтвердилась и в методике «Незаконченные предложения», где у позитивно описавших себя выше уровень отношения к себе (р=0,03), меньше страхов и опасений (р=0,01) и ниже чувство вины (р=0,02) по сравнению с теми, кто дал негативные самоописания. По сравнению с негативно оценивающими себя девушками «положительной» группе свойственны более высокие баллы по шкалам «процесс жизни» (р=0,00), «локус контроля я» (р=0,05) и общий уровень осмысленности жизни (р=0,01). То есть можно предположить, что на негативную самооценку влияют какие-то конкретные события прошлого, концентрирующие на себе внимание и трансформирующие представления о себе как субъекте взаимодействия с миром.

Вопросы «Кто я? Откуда? Куда уйду?» – являются важными экзистенциальными вопросами, лежащими в основе миропонимания [187]. В ряде анкет респонденты отразили наличие в своих представлениях такого аспекта мира как божественное происхождение жизни, самоотождествив себя с душой (13%). Эта тема актуализирована для них и занимает важное место в восприятии происходящего.

В группе девушек представления о себе как о душе соотносятся со значимо больше выраженной у них организмической модели миропонимания (р=0,01) по сравнению с остальными.

У юношей представления о себе как о душе соотносятся с значимо более высоким уровнем осмысленности жизни (р=0,04) и более позитивным представлением о своих возможностях (р=0,05), для них менее свойственна механистическая модель миропонимания (коэффициент близок к значимому р=0,07).

Исследование особенностей стратегии миропонимания взрослых (25-60 лет)

Среди наших взрослых респондентов 27 % женщин и 50% мужчин не отметили свою половую принадлежность напрямую, а только косвенно, через окончания и обозначение ролей. При этом, среди мужчин, те кто обозначили свой пол так же давали значимо большее количество характеристик себя как субъекта социального взаимодействия (р=0,00). Но те, кто его не обозначили напрямую имеют значимо более позитивные представления о своих возможностях (р=0,01), о своем прошлом (р=0,04), лучше относятся к лицам мужского пола (р=0,02) и матери (р=0,02). Это перекликается с результатами школьником, когда не обозначившие свой пол юноши проявили большую целеустремленность.

У женщин так же, те кто обозначили свой пол напрямую называли значимо большее количество социальных ролей (р=0,00), но при этом значимо меньше как субъектов коммуникации (р=0,00). Женщинам не обозначившим свою половую принадлежность напрямую значимо более свойственны хаотическая (р=0,00), антагонистическая (р=0,00) и механистическая (р=0,01) модели миропонимания, у них выше показатель удовлетворенности жизнью (р=0,02). Но у обозначивших более позитивные представления о мире (р=0,00), о своих возможностях (р=0,00), лучше отношение к будущему (р=0,04), лицам женского пола (р=0,00), меньше страхов и опасений (р=0,00).

Таким образом, такая, казалось бы, незначительная вещь, как упоминание о своей роли мужчины или женщины говорит о довольно значимых концептуальных аспектах миропонимания в целом, взаимосвязано со многими сферами жизнедеятельности. В этом аспекте находит подтверждение наша первая гипотеза.

Анализ психолингвистического аспекта идентичности анкет респондентов подтвердил вывод разработчиков методики о том, что преобладание в самоописаниях испытуемых существительных говорит о потребности в определенности и постоянстве. Среди наших респондентов выявилось значимое различие между теми, кто использовал только существительные и теми, кто использовал как существительные, так прилагательные и глаголы по шкалам антагонистическая, механистическая модели миропонимания, но не по хаотической, подразумевающей непостоянство и непредсказуемость мира, и не по ор-ганизмической, предполагающей изменения и развитие. Кроме того значимые различия обнаружены и по другим шкалам: «общие представления о мире» (р=0,00), «отношение к будущему» (р=0,00), «отношение к отцу» (р=0,05) и отрицательная корреляция по шкалам «отношение к матери» (р=0,01) и «чувство вины» (р=0,01). Меняющийся современный мир для склонных к постоянству – источник дискомфорта. Как мы знаем, образ мужчины связывается с динамикой, целеустремленностью, естественно, что склонным к постоянству это будет причинять дискомфорт.

Более позитивное отношение к матери, меньшее чувство вины можно объяснить тем, что образ матери – тихая гавань, спокойствие – им более понятен, с другой стороны это говорит о том, что их матери соответствуют в их представлениях именно этой роли.

По наличию эмоционально окрашенных и качественных характеристик в тесте «Кто Я?» мы разделили анкеты испытуемых на три группы по тому, какого качества они давали себе характеристики: положительные, оптимистичные («добрый», «заботливый», «веселый», «специалист своего дела», «любящий жизнь», «счастливая женщина»…), нейтральные (перечисление ролей, «пустота», «познающая», «друг и недруг»…) и негативные («тиран», «мусорник для различной информации», «серая мышка», «человек-невидимка», «грубиянка», «дармоедка»…).

В мужской группе тем, кто дал негативные самоописания более свойственна хаотическая модель миропонимания (р=0,02). Значимые различия обнаружены по всем шкалам СЖО и шкале «отношение к будущему» (р=0,03) между первой (положительные) и третьей (негативные) подгруппами. То есть, уже сама по себе характеристика, полученная с помощью теста «Кто я?» в довольно информативна в плане понимания осмысленности жизни респондентов и их уверенности в себе, своем будущем.

В результате сравнения «положительной» подгруппы и «нейтральной», выявлены значимые различия по антагонистической (р=0,03) и механистической (р=0,04) моделям миропонимания, а так же по шкале общей осмысленности жизни (р=0,03). Таким образом, можно сделать вывод, что мужчины воспринимающие мир как место для борьбы и механизм будут позиционировать себя более позитивно, уверенно относительно своего будущего.

При этом те, кто при ответе на тест «Кто я?» был сдержан в формулировках и характеристиках себя, в тесте «незаконченные предложения» проявили более позитивное отношение к себе, на что указывает значимо более высокие баллы по шкале «отношение к себе» (р=0,01) у представителей нейтральной подгруппы. Они же более положительно относятся к лицам противоположного пола (р=0,01), и меньше испытывают чувство вины (р=0,00).

Группе женщин негативно, критически оценивающих себя более свойственны хаотическая (р=0,04) и организмическая (р=0,02) модели миропонимания. А у положительно настроенных выше показатели почти по всем шкалам теста СЖО: «цели» (р=0,02), «процесс жизни» (р=0,00), «результат» (р=0,00), «локус контроля я» (р=0,00), общий уровень осмысленности жизни (р=0,00), выше показатель по шкале удовлетворенности (р=0,04), лучше отношение к отцу (р=0,02) и к себе (р=0,00), отношение к своему прошлому (р=0,03), отношение к семье (р=0,00) и матери (р=0,00) и общие представления о мире (р=0,00).