Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологическая дистанция в браке Курбаткина Юлия Викторовна

Психологическая дистанция в браке
<
Психологическая дистанция в браке Психологическая дистанция в браке Психологическая дистанция в браке Психологическая дистанция в браке Психологическая дистанция в браке Психологическая дистанция в браке Психологическая дистанция в браке Психологическая дистанция в браке Психологическая дистанция в браке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курбаткина Юлия Викторовна. Психологическая дистанция в браке : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13.- Москва, 2006.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/226

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки изучения психологической дистанции в зарубежной и отечественной психологии

1.1. Идентификация и обособление как механизмы установления психологической дистанции в психоанализе и неопсихоанализе 14

1.2. Соотношение механизмов идентификации и обособления в экзистенциальной психологии 21

1.3. Механизмы идентификации и обособления в исследованиях классиков отечественной психологии 26

1.4. Идентификация и обособление как основа формирования личностной субъектности в работах современных отечественных психологов

Глава 2. Понятие «Психологическая дистанция» как феномен психологического пространства личности

2.1. Категория «Психологическое пространство личности» как порождающая по отношению к понятию «Психологическая дистанция»

2.1.1. Телесный компонент психологического пространства и дистанции личности 44

2.1.2. Окружающая среда и социально-предметные компоненты психологического пространства и дистанции личности

2.1.3. Символический компонент психологического пространства и дистанции личности 62

2.1.4. Роль пространственных и символических границ в формировании психологического пространства и дистанции личности

2.2. Изучение психологической дистанции в современной психологии 73

2.2.1. Психологическая дистанция в супружеских отношениях 80

Глава 3. Эмпирическое исследование динамики, коррелятов и типов установления психологической дистанции в браке

3.1. Предварительные данные об установлении и личностных коррелятах психологической дистанции к в браке

3.2. Конструирование и апробация опросника «Психологическая дистанция в браке» 105

3.3. Процедура и методики основного исследования 115

3.4. Полученные результаты и их интерпретация

3.4.1. Психологическая дистанция в супружеских отношениях и удовлетворенность браком 119

3.4.2. Психологическая дистанция в браке и продолжительность супружеской жизни 123

3.4.3. Психологическая дистанция в браке и типы самоактуализации супругов 128

3.4.4. Психологическая дистанция в браке и тендерная принадлежность супругов 134

3.4.5. Психологическая дистанция в браке и наличие детей 138

3.4.6. Психологический портрет «дистанцированного» и «стремящегося к сближению» супругов 141

Заключение 143

Библиографический список 146

Приложение 166

Введение к работе

Проблема исследования обладает высокой социальной и научной актуальностью. В настоящее время оборотной стороной повышения социальной и экономической активности населения оказывается нестабильность семейных связей и супружеских отношений, ослабление традиционных семейных ценностей. В то же время, следуя тенденциям современности, необходимо критически переосмыслить существующие в обществе стереотипы, определяющие счастливый брак как жесткую альтернативу социальному и профессиональному развитию личности. Обретение и сохранение баланса между внешней социальной самореализацией и включенностью в семейную жизнь со всеми ее ограничениями представляет серьезную задачу для супругов в условиях современной России. Изучение проявлений и динамики психологической дистанции как меры сближения супругов представляется конструктивным шагом на пути к использованию ресурсов взаимного обогащения каждого члена супружеской диады. Осознание возможности произвольного установления и регуляции психологической дистанции в супружестве способно скорректировать неблагоприятные межгенерационные программы и семейные сценарии, укрепляя позитивные установки на создание семьи и готовность к браку.

Научная актуальность заявленной проблемы вызвана тем, что вопросы психологической дистанции, играющие важную роль в понимании диалогической природы повседневного общения супругов, до сих пор никогда не были предметом самостоятельного научного анализа, а весомые, но разрозненные факты были получены как побочный результат исследований, посвященных содержательно близким проблемам (нормативные кризисы сближения-отдаления супругов, кризисы сепарации детей и другие формы внутрисемейной динамики) и смежным понятиям (обособление, психологическая близость, психологический симбиоз, слияние и контакт, изоляция и самоизоляция, самосознание, самоутверждение, приватность,

5 территориальность и персонализация среды, личностная суверенность, психологическое пространство, метаиндивидуальный мир, бытийное пространство) (Э. Эриксон, Э. Фромм, Ф. Перлз, И. и М. Полстеры, К. Витакер, Н. Пезешкиан, А.А. и Е.А. Кроники, Б.Ф. Поршнев, В.С.Мухина, Н.Е. Харламенкова, И. Алтман, М.Хейдметс, С.К. Нартова-Бочавер, Л.Я. Дорфман, З.И. Рябикина, А.В. Бурмистрова). Таким образом, в центре нашего внимания оказывается человек в контексте его взаимоотношений, заданных супружеской ролью, важнейшим моментом в которых является психологическая дистанция. Мы основываемся на понимании брака как целостной системы, задачами которой являются поддержание индивидуальности и в то же время создание ощущения принадлежности к целому.

Оптимальная дистанция в условиях естественной взаимозависимости в браке представляется той ключевой психологической переменной, которая позволяет поддерживать равновесие между стремлением к слиянию с супругом и отчуждением от него.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен психологической дистанции (далее - ПД) в разных контекстах отмечается практически во всех психологических школах, но в большинстве исследований ПД рассматривается лишь как вспомогательное понятие, у которого отсутствует четкое определение, методика изучения и база эмпирических или клинических данных, что необоснованно, поскольку мера сепарированности и автономии личности, её психологическая дистанция по отношению к окружающему миру во многом являются показателями личностной зрелости (К.Г. Юнг, Э. Эриксон, М.Малер, Ф. Перлз, И. Ялом, Р. Ленг, Р. Мэй, Н. Пезешкиан, Э. Шостром и др.). Отмечаются попытки изучения крайних проявлений ПД (симбиоза или отчуждения) преимущественно в исследованиях характерологической направленности или в контексте системной семейной психологии (С. Минухин, К.Витакер, К.Маданес, А.Я. Варга, А.В. Черников), но никогда ранее не предпринималось попыток изучить дистанцию как континуальную переменную, на шкале которой может быть подобрано

оптимальное значение для каждой супружеской пары. Анализ этой категории, применяемый к межличностным и внутриличностным конфликтам, помогает иначе понять их и разработать алгоритм эффективного психотерапевтического вмешательства. Наша работа является первым систематическим исследованием явления ПД в браке.

Объект исследования - супружеские отношения.

Предмет исследования - психологическая дистанция в браке.

Объект и предмет определили цель работы, которая состоит в систематическом изучении феномена психологической дистанции в супружеских отношениях.

Реализация основной цели исследования потребует решения следующих задач:

  1. Уточнение концептуального аппарата исследования

  2. Разработка методического обеспечения работы

  3. Изучение психологической дистанции в зависимости от стажа брака, удовлетворенности браком, самоактуализации супругов, детности и тендерной принадлежности

  4. Разработка практических рекомендаций семейным психологам-практикам.

Новизна исследования заключается в системном теоретико-эмпирическом изучении феномена ПД в браке, разработке соответствующего концептуального аппарата и создании оригинального исследовательского инструмента для ее измерения, прошедшего психометрическую экспертизу.

Психологическая дистанция (ПД) понимается нами как базовое системное качество супружеских отношений, мера добровольного приближения одного супруга к другому, определяющая готовность принять («допустить») другого в собственное психологическое пространство и регулирующая степень общности психологического пространства в единстве его шести измерений (телесного, территориального, вещного, временных привычек, социальных связей, ценностей). Впервые предпринято описание феноменов психологической

7 дистанции при опоре на семиотику повседневного средового общения. ПД -доступное измерению качество, континуум которого расположен между полюсами слияния, неразличимости, симбиоза, с одной стороны, и отчужденности, изолированности, с другой. У каждого существует субъективно комфортный диапазон психологического сближения с супругом, при нарушении которого общение становится дисфункциональным. Среди психологических коррелятов ПД выделены субъективные (психотип личности, стереотипы родительской семьи и т.д.) и объективные (пол, возраст, стаж брака, наличие детей и т.д.) факторы.

Показано, что развитие ПД, уподобляясь онтогенезу личности, в развитии супружеских отношений отвечает периодам симбиоза, кризиса и возвращения к близости. Нами установлена также система следующих коррелятов ПД: уровень удовлетворенности браком, пол супругов, наличие детей. Обнаружены две альтернативные стратегии самоактуализации для стремящихся к сближению и дистанцированных супругов: «семейная» и «внесемейная». Все эти факты в ходе проведенного нами исследования были получены впервые.

Теоретическая гипотеза: Психологическая дистанция в браке является базовой системной характеристикой супружеских отношений.

Для подтверждения теоретической гипотезы были выдвинуты следующие частные предположения:

1) Чем ближе психологическая дистанция между супругами, тем выше
уровень их удовлетворенности браком.

2) Психологическая дистанция нелинейно зависит от стажа брака,
проходя нормативные этапы симбиотической близости, отдаления и повторного
сближения.

  1. Чем дальше дистанция, тем выше уровень самоактуализированности супругов.

  2. Находящиеся в браке женщины склонны к более близкой дистанции по сравнению с находящимися в браке мужчинами.

8 5) Психологическая дистанция между супругами, имеющими детей, больше, чем между бездетными супругами. Положения, выносимые на защиту:

  1. ПД в браке значимо связана с уровнем удовлетворенности браком у обоих супругов: чем выше уровень удовлетворенности, тем ближе ПД между супругами. Удовлетворенные браком демонстрируют выраженное статистически значимое сближение по всем рассматриваемым аспектам ПД (физического тела, территории, личных вещей, временных привычек, социальных связей и ценностей).

  2. ПД в браке - динамическое явление, генезис которого определяется стажем брака. Максимальное значение близости достигается в течение первых 3-х лет совместной жизни (период симбиотического слияния супругов). Этот период закономерно заканчивается, переходя в стадию кризиса, характеризующуюся отдалением супругов и снижением удовлетворенности браком. Выход из кризиса на новый уровень отношений вновь отмечен повышением удовлетворенности и близости, но уже без симбиоза.

  3. Существует нелинейная связь между ПД и уровнем самоактуализации супругов. Выделены две стратегии их самоактуализации: «семейная» и «внесемейная». Для стремящегося к сближению человека характерны такие признаки самоактуализации как принятие себя, самоуважение, жизнь в настоящем времени, целостное восприятие своего жизненного пути, позитивные представления о природе человека, терпимость к противоречиям, что отвечает ценностям семейной жизни («семейная» стратегия самоактуализации). Самоактуализация дистанцированного отличается большей контактностью, креативностью, спонтанностью, гибкостью поведения, чувствительностью к себе, принятием себя во всех своих проявлениях, в том числе в агрессии, способностью к самоподдержке («внесемейная» стратегия самоактуализации).

  4. ПД супругов характеризуется существенными тендерными различиями. Мужчины в отличие от женщин стремятся к сближению в таких аспектах

9 взаимодействия как социальные контакты, временная организация жизни, физическая близость, территория, вещи (собственность). В аспекте разделяемых парой ценностей тендерных различий не выявлено.

5. Супруги, имеющие детей, психологически более отдалены друг от друга по сравнению с бездетными супругами по таким измерениям дистанции как территория, вещи, временные привычки, социальные связи.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные принципы развития, системности, детерминизма, субъекта. Следуя этим принципам, мы рассматриваем каждого из супругов как часть общей семейной системы. В силу малой разработанности проблемы работа выполнена на полипарадигмальной основе. Теоретическую базу составили некоторые положения психоанализа (З.Фрейд), аналитической психологии (К.Г.Юнг), эпигенетической теории (Э.Эриксон), индивидуальной психологии (А.Адлер), исследований в рамках сэлф-психологии (Х.Кохут), психологии объектных отношений (М.Малер, М.Кляйн), экзистенциального анализа (И. Ялом, Р. Ленг, Р. Мэй), учения об эмпирической личности (У.Джемс), теории поля (К.Левин), гештальтерапии (Ф.Перлз), теории приватности (И.Альтман), теории персонализации среды (М. Хэйдметс), позитивной психотерапии (Н.Пезешкиана), структурной школы семейной психотерапии (С. Минухин), семейной терапии в рамках гештальтподхода (Дж. Зинкер) и др.

Весомый вклад в оформление нашего исследования внесли работы классиков отечественной философии и психологии, изучавшие механизмы обособления как отделения частного из общего (Б.Ф.Поршнева, В.С.Мухиной, Ф.Т. Михайлова, Э.В.Ильенкова, Б.Ф.Ломова, А.В. Петровского, Л.И.Божович, В.В.Давыдова, А.Б. Орлова, В.А. Лабунской, Е.А. Петровой). В отечественной психологии проблема дистанционных отношений косвенно затрагивалась при обсуждении соотношения внешнего и внутреннего (учение о высших психических функциях Л.С.Выготского, теория деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, психология субъекта А.В. Брушлинского).

10 Важное значение для разработки нашего собственного исследования имели также концепция метаиндивидуальных миров (Л.Я.Дорфман), бытийных пространств (З.И. Рябикина, А.В.Бурмистрова).

При операционализации категории психологической дистанции мы опирались на субъектно-средовой подход и теорию психологического пространства личности, разработанную С.К.Нартовой-Бочавер.

Методы исследования и эмпирическая база При проведении исследования использовались методы историко-теоретического анализа, письменного и устного опроса, сравнительный и типологический методы, качественный и количественный анализ, интерпретация.

В пилотажном исследовании нами применялись:

  1. Опросник «Гармоничные отношения в семье» Т. Васильевой;

  2. Графический тест А.А. и Е.А. Кроников;

3) Предварительная версия авторского опросника «Психологическая
дистанция в браке».

Для подтверждения выдвинутых гипотез нами было проведено эмпирическое исследование с использованием батареи следующих диагностических методик:

  1. Авторский опросник «Психологическая дистанция в браке»;

  2. «Самоактуализационный тест» Л.Я.Гозмана, М.В.Латинской;

  3. «Тест на удовлетворенность браком» Ю.А.Алешиной, Л.Я. Гозмана. Для обработки результатов применялись статистические методы:

группировка данных, вычисление коэффициентов линейной корреляции и непараметрических мер связи. Для сравнения показателей суммарной психологической близости подгрупп удовлетворенных и неудовлетворенных браком респондентов мы использовали непараметрический критерий Манна-Уитни, для вычисления которого применяли метод ранжирования и z-статистику. Для сравнения контрастных групп использовался критерий Знаков, уточненный с помощью критерия Вилкоксона. Для оценки внутренней самосогласованности теста мы провели подсчет коэффициентов

одномоментной надежности (согласованности) а - Кронбаха и Q - критерий Кокрена.

Эмпирическая часть исследования осуществлялась в период с 1999 по 2005 гг. на базе Московского Открытого Социального Университета, АНОДО «Психологическая консультация «Институт Детства»», ЦСО «Бибирево», НОУ ЧГЭШ «Самсон», ООО «Инвестпроект». В пилотажном исследовании, результаты которого легли в основу опросника «Психологическая дистанция в браке» и позволили сформулировать основные гипотезы, участвовало 30 респондентов (18 женщин, 12 мужчин) до 30 лет со стажем брака до 10 лет. Определение психометрических характеристик теста осуществлялось по квазиэкспериментальному плану и включало обследование 107 респондентов в возрасте от 18 до 40 лет. В основном исследовании, направленном на проверку выдвинутых гипотез, приняло участие 104 разновозрастных респондента (52 супружеские пары со стажем брака от нескольких месяцев до нескольких десятков лет). Для повышения объективности полученных данных в эту выборку были включены члены одной естественной социальной группы (сотрудники ООО «Инвестпроект»), все состоящие в зарегистрированном браке, обладающие разным стажем семейной жизни, по предварительным данным, разной степенью удовлетворенности браком и разной степенью мотивированности к исследованию. Мотивацией для привлечения группы полностью служила возможность личной консультации психолога, которой впоследствии воспользовалось большинство задействованных лиц. Таким образом, общая выборка участников эмпирического исследования на разных этапах составила 241 человек.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена планированием исследования, обоснованным отбором методик, адекватностью применения матметодов, сопоставлением полученных данных с теоретической моделью исследования и эмпирическими данными других исследователей.

Теоретическое значение работы состоит в разработке нового взгляда на супружеское взаимодействие как основанного на создании общего

12 психологического пространства и сохранении безопасного личного пространства с комфортной для каждого супруга психологической дистанцией. Выделены единицы увеличения-уменьшения дистанции, представляющие собой ситуации повседневного взаимодействия супругов. В работе продуктивно использованы основные положения относительно нового субъектно-средового подхода и конкретизированы применительно к реальности супружеского взаимодействия.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов в семейном консультировании, что позволяет осуществлять комплексную психологическую диагностику супружеских отношений с точки зрения ПД, определяя общий показатель близости-отчужденности и конфликтные области взаимодействия. Данные могут использоваться в процессе психологического просвещения в разных формах, в тренинговых программах, направленных на оптимизацию ПД между супругами.

Кроме того, разработанный авторский исследовательский опросник «Психологическая дистанция в браке» при условии проведения стандартизации может быть рекомендован практическим психологам, способствуя повышению объективности и эффективности консультирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения диссертации докладывались на Конференции МПГУ (Москва, 2000). Диссертация обсуждалась на заседании лаборатории Исторической психологии личности ПИ РАО (Москва, июнь, 2006). Полученные результаты активно использовались в период с 2001 по 2006 г.г. в ходе первичной диагностики, консультирования супружеских пар и в процессе практической работы с родителями проблемных детей и подростков, а также в процессе составления и проведения программ лекционных и тренинговых занятий для взрослых на базе АНОДО «Психологическая консультация «Институт Детства»», ЦППР «Мытищи». Также, полученные нами результаты послужили основой для составления и

13 проведения курсов лекционных и семинарских занятий на базе Института Практической психологии личности ИППЛ «Генезис». По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Содержание и структура диссертации. Объем работы составляет 174 страницы и включает введение, 3 главы, заключение, библиографию (260 источников, втом числе 10 иностранных), 1 приложение.

Идентификация и обособление как механизмы установления психологической дистанции в психоанализе и неопсихоанализе

В зарубежной психологии проблема соотношения идентификации и обособления (сепарации) как механизмов установления психологической дистанции в процессе становления личности наиболее ярко представлена и легла в методологическую основу психоанализа (начиная классической теорией драйвов З.Фрейда и заканчивая современными концепциями неопсихоанализа) и экзистенциальной психологии.

Основным механизмом, определяющим развитие в теориях психоанализа, является идентификация. В теории 3. Фрейда идентификация рассматривалась в качестве основополагающего принципа онтогенетического развития человека, который затем использовался в психологических теориях различной направленности (социальная психология, генетическая психология, необихевиоризм и т.д.) [28,108,195,203,211,212,213,214].

Согласно классической теории З.Фрейда развитие личности ребенка осуществляется через идентификацию с родителем того же пола. Идентификация отражается в трех аспектах, соответствующих трем уровням личностной структуры - через биологическую сферу влечений (Id), уровень социальных установок и ограничений (Супер-Эго) к сознательному поведению (Эго). При этом идентификация сопровождается переживанием смешанного чувства любви и ненависти, восхищения и зависти, нежности и агрессии. Так, зависть, соперничество, которые сопровождают процесс идентификации с родителем того же пола, есть ни что иное, как агрессия, которая в последующих работах единомышленников З.Фрейда определялась как отчуждение (сепарация). Таким образом, процесс психического развития при более внимательном рассмотрении оказывается сложным взаимодействием механизмов идентификации и обособления. На этом этапе уже появляется возможность обнаружения теоретических предпосылок определения сущности феномена психологической дистанции и ее роли в развитии личности. Более отчетливо предпосылки рассмотрения психологической дистанции, как феномена возникающего в рамках диалектического взаимодействия процессов идентификации и обособления, мы находим в исследованиях представителей неопсихоанализа, которые обогатили и модифицировали ортодоксальные представления З.Фрейда.

Прежде всего, следует обратиться к работам Э.Эриксона, который переформулировал стадии психосексуального развития, предложенные Фрейдом в соответствии с межличностными и внутрипсихическими задачами каждого периода [28,203,240,241]. Кроме того, он ввел и обосновал понятие самоидентичности, которая является показателем личностной зрелости и обретается индивидом в процессе прохождения ряда этапов возрастного развития и решения задач, соответствующих каждому возрасту. В основе развития личной идентичности, прежде всего, лежит необходимость решения вопросов о соотношении обособленности, ответственности за себя и свою жизнь, личной свободы, самостоятельности и способности развивать близкие отношения с окружающими. И здесь мы уже непосредственно подходим к идее рассмотрения феномена психологической дистанции как психического образования регулирующего меру включенности личности во взаимодействие и взаимообмен с окружающим миром во всех его проявлениях. Взаимопроникновение и взаимопорождение феноменов внешней среды или объективной реальности и субъективного мира личности могут быть наиболее полно рассмотрены в работах Э.Эриксона на примере динамики личной и групповой идентичности. Именно в процессе формирования личной идентичности переплетаются социальные, культурно-исторические, символико-семантические и пространственные аспекты существования человека. Э.Эриксон рассматривал историческое движение с точки зрения индивидуума и через призму индивидуальной истории, поскольку индивидуальная и социальная истории являются взаимопроникающими и взаимоопределяющими. В то же время структура социальной системы и групповой истории «опрокидывается» на личность, давая ей определенную систему координат. Коллективное чувство идентичности выступает плодотворной основой для индивидуальной идентичности, именно поэтому она определяется как психосоциальная.

Структура Эго представляет собой не замкнутую непроницаемую систему - то, что Э.Эриксон называл «тотальностью», но «целостность», находящуюся в динамическом контакте с окружающим миром. Эго-идентичность синтезируется на границе Эго и социальной реальности. В этой связи мы предполагаем, что феномен психологической дистанции может быть локализован в пространстве взаимодействия личности и окружающего мира как находящийся непосредственно за границей Эго и представляющий собой потенциально гибкое динамическое образование, определяющее степень доступности Эго в контакте с миром.

Э.Фромм описал сущность и причины возникновения механизма отчуждения, который возникает как следствие нарушения гармонического равновесия между личностной идентификацией и обособленностью [28,216,217,218].

А.Адлер в рамках индивидуальной психологии предпринял попытку найти пути к сохранению равновесия между чувством личной значимости человека и его принадлежностью к обществу [7,28,108].

По нашему мнению, именно психологическая дистанция является тем феноменом психической жизни личности, задачей развития которого является уравновешивание, гармонизация таких базовых тенденций развития как включенность и изолированность.

К.Г. Юнг рассматривал механизм индивидуации как процесс развития личностного сознания, который предполагает, что его носитель прошел некоторый путь духовного развития, хотя бы частично освободившись из объятий бессознательного (в том числе коллективного) и обрел Я-сознание как возможность отличать себя от других [242,243,244,245,246]. Именно там, где возникло осознание этого отличия, возможно возникновение собственно психологического отношения. Это сложный и долгий путь личностного пробуждения, который порой занимает целую жизнь. Таким образом, по Юнгу, процесс индивидуации, базирующийся на обособлении, составляет основу не только детского развития, но и всей сознательной взрослой жизни человека. В связи с этим можно предположить, что и психологическая дистанция личности не является чем-то изначально заданным. Более того, степень гибкости и изменяемости психологической дистанции в процессе жизнедеятельности является показателем гармоничности личности в целом.

Соотношение механизмов идентификации и обособления в экзистенциальной психологии

Исходным базовым положением экзистенциальной психологии является представление о том, что внутренняя сущность («экзистенция») человека изначально задана и почти недосягаема для внешних воздействий. Поэтому роль внешних факторов и условий развития, в том числе самого процесса воспитания и личностей воспитателей является весьма ограниченной и спорной. Таким образом, выдвигая тезис о самодетерминации как основе человеческого бытия, экзистенциалисты тем самым признавали эффективным лишь самовоспитание. В экзистенциальных концепциях личность (стремление быть личностью) выступает как самоцель индивида. Социальное окружение понимается скорее как условие, обеспечивающее существование личности [203,113,114,140,141,155,249,250].

В этом контексте феномен психологической дистанции может быть рассмотрен в первую очередь его разделяющем аспекте. Психологическая дистанция представляется здесь своего рода защитным механизмом, обеспечивающим неприкосновенность личного пространства. В тоже время в экзистенциальной психологии признается значимость механизма идентификации в развитии личности, который неизбежно вступает в противоречие с процессом самоутверждения. Самоутверждение проявляется в потребности сохранить ядро личности, ее центричность. Идентификация здесь представляет собой потребность выйти из центричности и участвовать в других людях. Самосознание означает готовность быть ответственным за свою экзистенцию и способность (мужество) осознавать себя, свое бытие как отличное от бытия других существ. Признается, что для гармоничного развития личности, человек должен сбалансировать «автономную идентичность» и «соотнесенность с другими». Пространство существования «Я и другие» включает в себя одновременную отделенность и связанность человека с миром. В этом контексте запрашивается связующий аспект психологической дистанции. Личностная связь, которую обеспечивает психологическая дистанция, может существовать между бытиями, «которые, разделены, но не изолированы друг от друга» (Р. Ленг) [ИЗ].

Сущность процесса развития личности с точки зрения экзистенциализма составляет гармонизация переживания «бытия-для-себя» и «бытия-для-других», которая лежит в основе становления психологической дистанции. Первыми шагами на пути развития оказываются шаги к отделению от матери. К. Кенистон отмечал, что уже сам факт физического взросления вынуждает ребенка двигаться дальше от «немыслимой» зависимости от матери [203]. Таким образом, первоначально в онтогенезе происходит установление дистанции на языке тела. Это отделение начинается практически с самого рождения ребенка и усиливается пропорционально развитию его сил и возможностей. Первое, что способствует отделению человека из тотальности окружающего мира - это перцептивные функции. Р.Ленг подчеркивал важность того, чтобы мать и ребенок воспринимали друг друга как отдельные личности уже на ранних стадиях развития ребенка. Эдвард Дрейфуз и Бернард Макклер утверждали, что ребенок уже в младенческом возрасте начинает наслаждаться бытием с самим собой и с другими и различать эти состояния [203]. Они доказывали свое утверждение тем, что ребенок воркует и улыбается, оставаясь совершенно один. Исследователи утверждали, что самоуважение и способность к самоутверждению о возникновении которых можно говорить уже с трех лет рождается из простого удовольствия от бытия-с-самим собой, которое в младенчестве проявляется как «самолюбовь» и «самоудобство». С этого, по Г.Олпорту, начинает формироваться определенная концепция о себе как о независимой личности, которая в дальнейшем помогает определить свое отношение к окружающему миру [155].

Однако уже к раннему возрасту наряду с развитием ребенка как отдельного индивида более отчетливо заявляет о себе процесс социализации. Чтобы поддержать свою собственную идентичность индивид должен действовать в направлении другого, полагал Р.Ленг. Д.Рафки отмечал, что цель социализации - индивид, который способен идентифицироваться с другими людьми или ситуациями, он подчеркивал, что социализация представляет собой результат присвоения или «впитывания» ребенком окружающего мира, характеров других людей и превращения их в свою собственную психику. Однако, по мнению Д.Рафки, процесс социализации не исчерпывается лишь сознательным подражанием. По мере того, как самость вступает в субъективные отношения с другими, она дифференцируется от них. Самость охраняет свою идентичность от другого в процессе взаимодействия [203]. В этом контексте можно обозначить, с одной стороны, связующую, а с другой, селектирующую внешние воздействия, роли психологической дистанции. В экзистенциальной концепции развития подчеркивается также значимость формирования у ребенка дошкольного возраста способности к рефлексии и преодолению эгоцентризма. Именно эти способности позволяют ребенку взаимодействовать и устанавливать отношения со значимыми другими. И не смотря на то, что по Г.Шрадору, человек есть рефлексивное и диалектическое существо, которое имеет отношение к самому себе и к другим, все же без преднамеренных стараний к самоотделению с большим трудом он достигнет самоидентичности. Таким образом, развитие самоидентичности невозможно без усилий по децентрации, в основе, которой лежит простаивание адекватных границ и дистанции в отношениях с окружающим миром. Психологическая дистанция и границы личности играют тут защитную роль, так как помогают определить меру личной ответственности, преодолеть разрушительное эгоцентрическое представление о том, что «все хорошее происходит благодаря мне, а все плохое из-за меня». Начиная с шести лет, и далее, вплоть до юности, подросток решает для себя важнейший вопрос, который определит всю его дальнейшую жизнь -это вопрос о том насколько он сможет остаться собой, или раствориться в обезличивающих социальных требованиях. Особенно остро этот вопрос встает в среднем подростковом возрасте, когда взрослеющий человек готов отказаться от себя ради снимающей ответственность принадлежности к группе. Р. Леинг писал о том, что насилие, именуемое любовью, к 15-ти годам разрушает большую часть индивидуальных способностей подрастающего поколения. В результате чувство самости зачастую становится диффузным, фрагментарным, человек чувствует себя аморфным, смутным и дезорганизованным. Затрагивая проблему идентификации, К.Кенистон подчеркивал, что сильным бессознательным мотивом молодых людей является их стремление соединиться, слиться с избранным ими человеком, потерять самих себя в другом человеке или в группе. Эта фантазия мистического слияния предполагает бессознательное стремление потерять свою самость, соединяясь с другим или с природой, желая быть абсолютно охваченным и охватывать абсолютно все [203,140,141]. Следствием такой ситуаций оказывается и то, что, не имея возможности осознать самого себя, обнаружить собственный личностный ресурс, человек не сможет увидеть и партнера, а значить сформировать собственно психологическое отношение к другому. И в этой связи вновь акцентируется значимость психологической дистанции как структурирующего начала, важнейшей функцией которой является формирование активной субъектности. В рамках философии экзистенциализма родилась мысль о том, что взрослый человек по определению одинок, он является собственно взрослым и зрелым на столько насколько способен переносить одиночество, брать на себя ответственность, совершать осознанный выбор и создавать отношения. В этой связи, можно говорить о том, что психологическая дистанция, разделяющая человека и окружающий мир, никогда не стирается полностью, определяя степень зрелости личности и ее отношений с миром.

Категория «Психологическое пространство личности» как порождающая по отношению к понятию «Психологическая дистанция»

В качестве теоретической базы рассмотрения понятия психологического пространства личности как порождающего по отношению к исследуемому нами понятию «психологическая дистанция» был обнаружен значительный объем работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, посвященный вопросам диалектического взаимодействия внешнего и внутреннего в формировании личности. В этих работах так или иначе решались глубинные методологические проблемы взаимодействия внешней и внутренней детерминации, активности, диалогичности сознания, а также онто- и филогенетичеких предпосылок в становлении личности. Данное диалектическое взаимодействие описывалось и рассматривалось с использованием различных дихотомических терминов, на одном полюсе которых оказывалась, по сути, внутренняя детерминация, определяемая как обособление, индивидуация, сепарация, индивидуализация, субъективизация и т.д., а на другом - внешняя - социализация, идентификация, и т.д.

Диалектика обособления и идентификации как ведущих механизмов развития личности отразилась в попытках описания внутреннего мира человека посредством «внешних», пространственных категорий. Данные этологии, проксемики, социологии, психологии позволяют научно обосновать проводимые параллели - учение о территориальном поведении животных К. Лоренца [121], понятие «личное пространство», предложенное социологом Э. Зиммелем [208], учение об эмпирическом «Я» У. Джемса [64], теория поля К.Левина; учение о социальном диалоге М. Бубера [35]; концепция Э.Эриксона о соматическом, личностном и социальном порядках существования индивида [203,240], понятие «индивидуальное жизненное пространство» А. Адлера [7]; идея диалектической связи внешнего и внутреннего, развиваемая в работах отечественных психологов С.Л.Рубинштейна [178,179], Э.В.Ильенкова [74], А.Н.Леонтьева [115,116], представления о внутреннем мире человека (Е.С.Калмыкова) [79], о жизненном мире (Ф.Е.Василюк) [40], о факторе места и обособлении личности (В.С.Мухина) [138,139], о метаиндивидуальном мире (Л.Я. Дорфман) [67,68].

Одним из первых на смешанную природу личности указал У. Джеймс, понимавший «Я» как синтезирующее начало всех психических функций, общую сумму всего того, что он может назвать своим: в нее должны быть включены не только физические и душевные качества человека, но и некоторые предметы, принадлежащие ему, и люди, имеющие к нему определенное отношение, привычки и вкусы [64]. Рассматривая составные элементы личности, У. Джеймс разделил их на три класса: физическую личность, социальную личность, духовную личность. Телесная организация представляет существенный компонент физической личности. За телесной организацией следует одежда. Далее, ближайшей частью личности является семейство человека - отец и мать, супруги и дети, а затем следует домашний очаг. Признание со стороны других представителей человеческого рода делает из человека общественную личность. У человека столько социальных ипостасей, сколько индивидов признают в нем личность и формируют о ней собственное представление. Принимая во внимание, что лица, имеющие представление о данном человеке, объединяются в классы, можно говорить, что на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется разных групп людей (референтных групп) мнением которых он дорожит.

Под духовной личностью У.Джеймс подразумевал полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. У.Джеймс отмечал, что человек осуществляет заботу о составных элементах личности, представляющую собой самосохранение. Актами телесного самосохранения являются все целесообразно-рефлекторные действия и движения питания и защиты. Заботы о социальной личности выражаются непосредственно в чувстве любви и дружбы, в желании обращать на себя внимание и вызывать в других изумление. Попечение о духовной личности -это вся совокупность стремлений к духовному, умственному и нравственному прогрессу. Позиция У.Джеймса остается актуальной и в настоящее время, заложив основы комплексного рассмотрения феномена личности многими современными исследователями.

В работах Э.Эриксона также присутствует выделение трех порядков существования индивида: соматический, с помощью которого организм старается поддержать свою интегрированность в продолжающейся взаимной адаптации внешней среды и других организмов; личностный, представляющий собой уравновешивание внутреннего и внешнего мира в индивидуальном опыте и поведении; социальный, понимаемый как объединение создаваемое личностными организмами, разделяющими географо - исторический контекст. В становлении идентичности, по Э.Эриксону, очень важно существование «опорных точек», которые служат человеку внешними доказательствами его существования - это качества его тела, личное пространство, социальное окружение [203,240,241].

Взаимопроницаемость внешнего и внутреннего в человеческой жизнедеятельности принималась психологами различных направлений. Сосуществование явлений личности, имеющих различную природу, отмечалось также А. Адлером, использовавшим понятие «индивидуальное жизненное пространство» и К. Левином, разработавшим этот конструкт в рамках теории поля. В индивидуальной психологии в жизненное пространство включаются не только окружающая человека среда, но и его бессознательное. А К. Левин, отмечая контекстуальность и подвижность всех явлений внутреннего мира человека, стремился определить жизненное пространство так, чтобы оно включало все факты, обладающие существованием для человека [112]. В жизненное пространство по К.Левину включаются как чисто психологические явления, подобные мотивам, когнитивным схемам, целям, так и физические и социальные события, не оказывающие на человека прямого воздействия.

В концепции З.И. Рябикиной личность рассматривается как полисистемное образование, объединяющее в себе как собственно психические, субъективные явления (структура личностных смыслов, бытийный слой психики), так и объективные пространства личностной бытийности (организм, события среды, деятельность). Пространства объективной реальности существуют помимо личности и предваряют ее, но в процессе становления личности реорганизуются ею в соответствии со структурой личностных смыслов и таким образом преобразуются в бытийное пространство личности [73,180].

А.В. Бурмистрова, развивая данные представления, пришла к заключению, что объективные пространства среды, предшествующие личности, но «освоенные» ею, реорганизуемые в соответствии с личностными смыслам и переживаемые как «мое», составляют единое бытийное пространство личности. Бытийное пространство личности в обыденном сознании представлено понятием «личная жизнь», которое наполняется рядом структурных компонентов, среди них: занятия и профессиональная сфера, семейная сфера, значимые другие, домашние животные, географические пространства, образовательное пространство, бытие, природа, мир вещей, время жизни, Я-концепция, телесно-организмическая среда, общечеловеческие ценности, внутренний мир [37]. А.В.Бурмистровой было экспериментально доказано, что содержательное наполнение выделенных структурных компонентов бытийного пространства личности характеризуется индивидуальным своеобразием и различается по объему и классам включаемых объектов у лиц разной профессиональной направленности.

Предварительные данные об установлении и личностных коррелятах психологической дистанции к в браке

Предварительное исследование проводилось с целью обнаружения экспериментального подтверждения наших предположений о том, что: 1) наличие психологической дистанции между супругами, степень близости которой удовлетворяет их обоих, является одним из необходимых условий гармонии в семейных отношениях; 2) удовлетворённость браком зависит от того, насколько идеальные представления супругов о необходимой психологической дистанции совпадают с реальной ситуацией в браке.

Для подтверждения данных предположений нам была необходима методика, диагностирующая психологическую дистанцию в браке, которая на тот момент отсутствовала. Разработки, обнаруженные нами по этому вопросу, носили скорее общетеоретический характер и не содержали прикладных материалов. Таким образом, нам предстояло создать авторскую методику, которая бы диагностировала интересующий нас аспект семейных отношений. Для выявления психологической дистанции была создана первая версия опросника «Психологическая дистанция в браке», конструкты которого были теоретически и эмпирически обоснованы.

Теоретическое обоснование опросника базировалось на анализе и систематизации литературы по данному вопросу, а также на данных, полученных в результате проведённого нами письменного опроса, выявлявшего существующие в обществе представления о психологической сущности понятия "близкий человек", то есть содержание первой версии опросника носило теоретико-эмпирический характер. Выделенные конструкты были затем отредактированы с учётом полученных экспертных оценок. Эмпирическое обоснование основывалось на проверке этих конструктов на разброс с выявлением их дискриминативной силы, а также на определении содержательной валидности опросника посредством его сравнения с авторской методикой "Гармоничные отношения в семье", разработанной Т.Л. Васильевой, которая была любезно передана нам автором на стадии подготовки к публикации. Графический тест А.А. и Е.А. Кроников дал нам возможность увидеть и проанализировать существующие представления о психологической дистанции в браке у испытуемых с разной степенью удовлетворённости отношениями. В пилотажном исследовании нами применялись: 1) Опросник «Гармоничные отношения в семье» Т.Л.Васильевой; 2) Графический тест А.А. и Е.А. Кроников; 3) Предварительная версия авторского опросника «Психологическая дистанция в браке». Ход исследования включал 6 этапов. 1. Первоначальные утверждения теста были сформулированы нами на основе систематизации и анализа теоретического материала, а также с учётом данных, полученных в результате проведения письменного опроса, в ходе которого респондентам предлагалось ответить на два вопроса: "Какого человека Вы могли бы назвать близким?" и "Какого человека Вы не назовёте близким?". Вопросы предполагали свободную форму рассуждения участников эксперимента. Мы объединили полученные данные, в результате чего получился собирательный образ близкого человека как обладающего следующими свойствами: - принимает тебя таким, какой ты есть; - понимает, поддерживает, оберегает; - любит, не подавляя, не пытаясь переделать; - человек, которому можно доверить самое сокровенное; - человек, в чувствах которого ты уверен; - человек, способный идти на компромисс; - имеет чувство юмора; - отношения с таким человеком характеризуются взаимоуважением, взаимовосхищением; - взаимное ощущение ценности отношений; - разрешенность личного пространства в отношениях, как следствие взаимного доверия; - раскованность в сексуальных отношениях; - с таким человеком переживается уверенность, защищённость, возможность говорить и делать всё, что хочется; - человек, разделяющий взгляды, близкий по духу; - человек, дающий чувство психологического комфорта, доброты, заботы; - искренний человек; - человек, с которым легко можно найти общие увлечения, с которым возможен совместный досуг, приятно долгое пребывание вместе;

Характеристики отношений с человеком, которого трудно назвать близким (отчужденные) были следующими: - формальные, холодные, деловые; - отношения в рамках обязанности; - избегание ситуаций, провоцирующих сближение; - корректность с неблизким человеком, как недопущение фамильярности, обмена личным опытом, недоверие; - невозможность отказаться от социально регламентированного поведения; - невозможность предсказать реакцию такого человека; - отсутствие игры, спонтанности в отношениях; - отсутствие чувства общности; - непонимание, разговор на "разных языках"; - такой человек не заинтересован в тебе, с ним невозможно поделиться интимным; - закрытый, недоверчивый человек, имеющий другой взгляд на мир и не желающий идти на встречу.