Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности ментальной репрезентации образа волонтера в представлениях студенческой молодежи Звездина Екатерина Юрьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Звездина Екатерина Юрьевна. Особенности ментальной репрезентации образа волонтера в представлениях студенческой молодежи: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.13 / Звездина Екатерина Юрьевна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы социализации молодежи в условиях транзитивного общества . 14

1.1. Особенности социализации молодежи в условиях транзитивного общества 14

1.2. Волонтерство как институт социализации молодежи . 25

1.3. Позитивный образ волонтера как фактор гражданской социализации молодежи . 32

Выводы по Главе 1 . 41

Глава 2. Теоретические подходы к исследованию и интерпретации понятия «образ» и «ментальная репрезентация образа» в психологии 43

2.1. Теоретические подходы к изучению проблемы образа в психологической науке 43

2.2. Понятие о ментальной репрезентации образа. Модели ментальной репрезентации 52

2.3. Психосемантический подход к исследованию образа . 60

Выводы по Главе 2 . 66

Глава 3. Эмпирическое исследование психосемантических особенностей ментальной репрезентации образа волонтера (добровольца) молодежью 68

3.1. Организация и методы исследования . 68

3.2. Анализ результатов ассоциативного эксперимента 73

3.3. Анализ результатов психосемантического исследования 110

Выводы по Главе 3 . 113

Заключение 114

Литература . 117

Приложения 140

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема социализации молодежи в современном транзитивном обществе приобретают особую актуальность. На передний план выходят вопросы развития гражданской позиции молодежи. Значительная роль в этом процессе отводится сегодня волонтерству, как социальной практике и технологии становления гражданина.

В качестве стратегических ориентиров в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выдвинуты такие направления, как: «содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства); развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций» (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год).

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется: во-первых, возрастающей ролью волонтерства как социальной технологии развития гражданской позиции и просоциальной активности молодежи; во-вторых, необходимостью изучения в рамках психологии, особенностей реконструкции образа волонтера с помощью психосемантических методов; в-третьих, актуальностью изучения механизмов конструирования позитивного образа волонтера (добровольца) у молодежи с помощью СМИ; в-четвертых, необходимостью понимания различий в ментальной репрезентации представлений о волонтере у разных поколений молодежи (рубежа 20-21 века), в условиях трансформирующегося общества.

В юношеском возрасте активно идет поиск личностной и гражданской идентичности, источником формирования которой может стать образ просоци-альных героев, привлекательных для подражания, в качестве которых могут выступить волонтеры.

Актуальность исследования психосемантических особенностей ментальной репрезентации и транслирования образа волонтера, обусловлена возрастающим значением волонтерской деятельности для российского общества и потребностью в культурных образцах поведения.

Степень разработанности проблемы исследования. Многосторонность подходов к определению понятия «волонтер (доброволец)» обусловлена его междисциплинарной природой. Феномен волонтерства исследуется современной наукой в рамках философского, социологического, культурологического, психологического, педагогического подходов. Различные аспекты волонтерства в разное время становились объектом внимания отечественных и зарубежных исследователей.

Отечественные исследования изучаемой проблемы характеризуются широтой представленности междисциплинарного подхода.

Наибольшее распространение получили исследования, посвященные социологическим аспектам волонтерства (Л.А. Кудринская, А.А. Кузьминчук,

М.В. Певная), социально-педагогическим вопросам волонтерской деятельности (Г.П. Бодренкова, Е.В. Крутицкая, А.А. Лаврентьев, А.О. Лагутин, Е.В. Мартынова, А.В. Моров, Л.Е. Сикорская, Н.В. Тарасова). Проблемам волонтерства в молодежной среде посвящены исследования Е.В. Богдановой, В.Д. Герасимовой, С.Г. Екимовой, Л.Ф. Козадаевой, Н.Н. Колмогорцевой, И.В. Кузьменко, С.Г. Чухина. Волонтерство как практику социализации изучали Н.В. Васильева, С.Б. Дворко, Н.В. Черепанова.

Роль культурных образцов и образов достойного будущего в позитивной социализации современных детей и подростков представлена в исследованиях М.С. Гусельцевой, Е.Д. Дубовской, Т.Д. Марцинковской.

Психологический аспект волонтерства затрагивается в разных отраслях психологической науки: социально-психологический (А.Б. Бархаев, У.П. Кре-това, А.А. Шагурова), психологии мотивации волонтерской деятельности (Е.С. Азарова, А.М. Капустина, У.П. Косова, Е.В. Молчанова, О.Н. Яницкий).

Психология образа широко представлена в отечественной теории образа и отражения (Т.Н. Березина, А.А. Гостев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), в теории деятельности и психосемантики (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, В.П. Серкин, А.Г. Шмелев), в теории ментальности и социальных представлений (С. Московичи, В.Н. Топоров, Н.А. Хренов, В.А. Шкуратов).

Вопросы ментальной репрезентации рассматривались в трудах зарубежных (К. Квиллиан, Р. Клацки, А. Коллинз, А. Пайвио, А. Тверски) и отечественных исследователей (А.В. Брушлинский, Л.В. Лаенко, А.О. Прохоров, Т.А. Ребеко, Е.А. Сергиенко, М.А. Холодная).

Различные аспекты ментальной репрезентации представлены в современных психологических исследованиях, отражающих: ментальные репрезентации психических состояний (А.О. Прохоров, А.В. Чернов), ментальную репрезентацию мотивации (Т.А. Втюрина), ментальные репрезентации «образа другого» (С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, С.А. Семьянов).

Психосемантическая структура образа мира изучалась Д.А. Медведевым, психосемантические особенности системогенеза образа мира студентов рассматривались М.А. Ситниковой. Особенности структурно-содержательных характеристик образа жизни современной молодежи рассматривались Д.Р. Базаровой, психосемантический подход к исследованию образа интегрированной личности реализовала Ю.А. Абросимова.

В целом в современной психологии осуществляется разностороннее изучение феномена молодежного волонтерства, психологических детерминант и мотивации волонтерской деятельности, но при этом, практически, отсутствуют исследования, в которых бы, нашли отражение особенности ментальной репрезентации образа волонтера в представлениях современной молодежи.

Таким образом, в результате теоретического анализа исследований, посвященных изучению обозначенной проблемы, мы обнаружили ряд противоречий:

– между имеющимся опытом включения молодежи в волонтерскую деятельность и недостаточным осознанием роли волонтерства в гражданской со-

циализации студенческой молодежи на данном социокультурном этапе развития общества;

– между имеющимся описательным характером образа волонтера и отсутствием глубинного понимания данного феномена, который можно реконструировать с помощью психосемантических методов;

– между необходимостью формирования положительного образа волонтера у современного студенчества и степенью изученности данной технологии;

Цель исследования – изучение особенностей ментальной репрезентации образа волонтера (добровольца) в представлениях студенческой молодежи.

Объект исследования – студенческая молодежь.

Предмет исследования – психосемантические особенности репрезентации образа волонтера (добровольца) в представлениях студенческой молодежи.

Гипотезы исследования.

  1. Ментальная репрезентация образа волонтера студенческой молодежью может включать представления о структуре волонтерской деятельности, личностных особенностях волонтера и маркерах волонтерства.

  2. Репрезентация визуально-графических и вербально-лексических образов волонтеров студенческой молодежью будет семантически совпадать и характеризоваться позитивными коннотациями.

  3. Ментальная репрезентация образа добровольца (волонтера) у молодежи разных поколений рубежа 20 и 21 веков будет различаться и отражать социокультурный контекст эпохи, ровесниками которой они являются.

4. Образ волонтера, транслируемый в Интернет-СМИ специализирован
ными изданиями и новостными лентами будет различаться.

Исходя из цели и гипотез, определены задачи исследования: Теорет ические

  1. Осуществить теоретический анализ проблемы социализации современной молодежи в условиях транзитивного общества.

  2. Рассмотреть возможности волонтерства в гражданской социализации молодежи.

3. Раскрыть особенности формирования позитивного образа волонтера
как фактора гражданской социализации студенческой молодежи.

  1. Изучить основные теоретико-методологические подходы к исследованию и интерпретации понятия «образ» и «ментальная репрезентация образа» в психологии.

  2. Провести обзор современных исследований в области психосемантики и экспериментальных методов психосемантики.

Методические

  1. Разработать схему исследования, подобрать адекватные цели психодиагностические методики.

  2. Подобрать стимульные изображения волонтеров в виде визуально-графических образов (картинки) и фото с образами волонтеров, презентируе-мых в электронных СМИ.

8. Провести пилотажное исследование на группе студентов для оценки
рейтинга изображений по группам (картинки и фото) по шкале «привлекатель
ность-непривлекательность».

Эмпирические

  1. Выявить содержание представлений молодежи о гражданской активности и благотворительности.

  2. Осуществить ассоциативный эксперимент с целью определения ассоциативно-вербального поля Волонтер и провести сравнительный анализ с результатами массового российского ассоциативного эксперимента по материалам РАС.

  3. Реконструировать образ волонтера в представлениях студенческой молодежи с помощью психосемантических методов (визуально-графических и фотографических изображений).

  4. Провести кластерный анализ, с целью установления меры близости между предикторами.

13. Провести контент-анализ информации, транслируемой специализи
рованными и новостными лентами электронных СМИ о волонтерстве и волон
терах.

Теоретико-методологическими предпосылками исследования выступили: системно-структурный подход к изучению психики и сознания (Е.Ю. Артемьева, В.А. Ганзен, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Н. Ломов), принципы культурно-исторической детерминации психики (Л.С. Выготский) и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), теоретические подходы к ценностно-смысловой сфере личности (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев), психосемантический подход к исследованию образной сферы человека (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.О. Прохоров, В.П. Серкин, В.В. Столин, А.А. Нистратов, В.И. Похилько, О.В. Митина, М.А. Холодная, А.Г. Шмелев).

Для выполнения цели исследования использовался комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования: анализ научных источников, отражающих состояние изученности поставленной проблемы; анкетирование; психосемантические методы; психолингвистический анализ реакций на слово-стимул «доброволец» (волонтер) по материалам РАС; контент-анализ; методы качественной и количественной обработки полученных данных, их анализ, обобщение и интерпретация; методы статистического анализа, частотный анализ; метод кластерного анализа (метод ближайшего сходства). Расчет производился при помощи программы SPSS версии 23.

Методики исследования: авторская анкета «Гражданская активность»; методика группового ассоциативного эксперимента, методика «Частный семантический дифференциал» Ч. Осгуда.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена: общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; использование

комплекса проверенных стандартизированных диагностических методик; статистическими методами обработки полученных данных.

Эмпирический объект исследования: студенты гуманитарных факультетов 1-3 курсов Южного федерального университета и Донского государственного технического университета в возрасте от 18 до 23 лет. Общее количество испытуемых составило 124 человека.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Впервые на теоретическом и эмпирическом уровнях осуществлено комплексное исследование по реконструкции образа волонтера в семантическом пространстве студенческой молодежи. Определено содержание ассоциативно-вербального поля категории «волонтер», выделены и описаны ядро и периферия ассоциативного поля волонтер у студенческой молодежи. Выделены основные тематические группы ассоциаций, представляющие структуру ассоциативно-вербального поля волонтер. Описаны маркеры волонтера, которые репрезентируют внешний образ волонтера и делают его узнаваемым.

Впервые изучены и установлены различия в ментальной репрезентации образа добровольца (волонтера) у представителей молодежи разных поколений рубежа 20-21 веков. Доказано сходство в ментальной репрезентации визуально-графических и фотографических образов путем построения семантических универсалий. Впервые выявлены особенности вербальной и визуальной репрезентации образа волонтера в представлениях студенческой молодежи.

Установлены различия в освещении информации о волонтерах, презенти-руемых в специализированных изданиях и новостных публикациях электронных СМИ.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии пси-хосементического и психолингвистического направлений психологии, применительно к возрастной психологии и психологии развития; в привлечении к осмыслению ментальной репрезентации образа волонтера феноменов оценивания образа разными средствами – вербальными, визуальными, отраженного в средствах массовой информации; в формировании теоретических положений о взаимовлиянии концептуальных, образных и социальных ментальных репрезентаций образа волонтера; в расширении теоретических представлений о ментальной репрезентации социально-значимых образов представителями разных поколений на рубеже 20-21 веков.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов диссертационного исследования для разработки технологий включения молодежи в волонтерскую деятельность, с целью создания условий для позитивной социализации молодежи в образовательном пространстве Вуза. Полученные результаты могут использоваться при разработке рекомендаций по оптимизации процесса трансляции идеологии волонтерства в СМИ и проведении рекламных компаний по привлечению молодежи в волонтерскую деятельность, на основе конструирования позитивного образа волонтера, выступающего в качестве культурного образца для молодежи.

Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов, педагогов и других

специалистов, работающих со студенческой молодежью. Теоретические выводы и полученные эмпирические данные могут быть включены в курсы лекций по возрастной, социальной, педагогической психологии, в спецкурсы по психосемантике и психолингвистике.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ментальная репрезентация образа волонтера студенческой молодежью
определяется семантическим содержанием ядра и периферии ассоциативного
поля волонтер, наличием определенной структуры, представленной тематиче
скими компонентами: адресат, на который направлены действия; формы реали
зации; действия; направленность действий; результат волонтерской деятельно
сти; качества личности; получаемые блага; маркеры волонтера.

2. Вербально-ассоциативное поле образа волонтера, репрезентируемое
современными студентами, характеризуется позитивными коннотациями и
совпадает со словарным значением категории «волонтер», отраженным в тол
ковых словарях; ядро ассоциативного поля волонтер составили слова: помощь,
доброта, отзывчивость, бескорыстие, что может свидетельствовать о сложив
шемся образе волонтера как о человеке активном, целенаправленном, готовом
бескорыстно оказывать помощь и поддержку.

3. Сравнительный анализ ментальных репрезентаций образа «доброво
лец» (волонтер) у молодежи разных поколений показал, что они значительно
различаются: в ядре ассоциативного поля «доброволец» молодежи перестроеч
ного поколения, содержатся слова-реакции, отражающие военно-
политическую тематику и слова, имеющие негативную коннотацию. Ассо
циативный ряд перестроечного поколения молодежи отражает, в большей сте
пени, культуру советской эпохи. Ядро ассоциативного поля волонтер (доброво
лец) современного поколения студенческой молодежи содержит позитивные
коннотации, отражающие, направленность действий и качества добровольца.
Образ добровольца в репрезентации современного поколения не содержит во
енной тематики и в большей степени ассоциируется с созидательной деятель
ностью и помощью.

  1. Особенности репрезентации образа волонтера в визуально-графических и фотографических изображениях волонтеров, с учетом привлекательности-непривлекательности определяются дескрипторами, описывающими личностные качества волонтера, оценку деятельности и поведения.

  2. Публикации, освещающие информацию о волонтерах в специализированных и новостных изданиях, различаются. В специализированных изданиях в большей степени репрезентируется направленность действий, мотивацион-ные факторы и результаты волонтерской деятельности – дружная команда, вместе, полезно, активист. Обзор разнонаправленных статей в новостной ленте Yandex.ru больший акцент ставит на системность в работе и ценностный аспект, наиболее упоминаемыми являются слова: проект, благотворительные акции, работа, сообщество.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет и состояло из трех этапов:

Первый этап (2014-2015 гг.) – предварительный, в ходе которого осуществлялась систематизация и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социализации молодежи в условиях транзитивного общества, изучение механизмов формирования позитивного образа как культурного образца для молодежи; обобщение методологических и теоретических положений исследования; определение объекта, предмета, формулирование цели, задач и гипотез исследования; разработка программы и отбор методов, разработка исследовательского инструментария, проведение пилотажного исследования.

Второй этап (2015-2016 гг.) – исследовательский, в ходе которого осуществлялось эмпирическое изучение особенностей ментальной репрезентации образа волонтера (добровольца), сбор эмпирического материала по теме диссертационного исследования, компьютерно-статистическая обработка полученных результатов.

Третий этап (2016-2017 гг.) – обобщающий, в ходе которого были осуществлены анализ, обобщение и систематизация полученных результатов; оформление диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2015-2017) и были представлены на: Международном научном форуме «Когнитивный стиль как детерминанта принятия решений» IFCM-2013 (Милано-Марриттима, Италия, 2013); XV Международной научной конференции «Когнитивное моделирование в лингвистике (CLM-2014) (Изола, Словения, 2014); 28 Международном конгрессе прикладной психологии ICAP (Париж, Франция, 2014); Международном молодежном научном форуме «ЛОМОНОСОВ-2015» (Москва, 2015); 6-th. World Congress on Psychology and Behavioral Sciences (WCPBS 2016) (Barselona, 2016); Всероссийской психологической конференции c международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 2014); XXXXII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов факультета психологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2014).

Материалы диссертационной работы используются в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону), Донском государственном техническом университете (Ростов-на-Дону), волонтерском центре «Прорыв» (Волгоград).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ общим авторским объемом 4,5 п.л., в том числе 3 работы – в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего изучения проблемы исследования; списка цитируемой литературы, состоящей из 222 источника, из которых – 15 на иностранных языках, 7 Приложений. Работа иллюстрирована 9 Таблицами и 20 Рисунками. Объем основного текста составляет 116 страниц.

Волонтерство как институт социализации молодежи

В настоящее время, в условиях становления демократического общества, особенно актуальной становится гражданская активность людей, которая находит отражение в социально-ориентированных практиках. Необходимость вовлечения молодежи в процессы становления и развития гражданского общества не вызывает сомнения. Способом вовлечения современной российской молодежи в общественные процессы может выступать волонтерская деятельность (добровольчество) и социальное проектирование.

Волонтерство является эффективным методом развития знаний и навыков, воспитания современного поколения. Именно такая форма активности обеспечивает возможность включения молодежи в общественную жизнь.

История волонтерского движения формировалась в тесной взаимосвязи с историей развития общества. Упоминания о добровольческой деятельности относятся еще к древности. Оказание бескорыстной и безвозмездной помощи практиковалось в обществе, как на индивидуальном, так и на групповом уровне и имеет тесную связь с моралью и нравственностью.

Мораль, как отмечает целый ряд исследователей, составляет основу про-социальных поступков людей. Это связано с тем, что в морали заключена адаптивная ценность, она способствует выживанию вида, а в основе человека лежит способность к сопереживанию.

В России с принятием христианства активно распространяются христианские добродетели, в том числе и «работа во славу Божию». В зависимости от исторической эпохи волонтерство в России принимает различные формы и виды практической реализации, охватывает разные сферы жизни общества. В советское время активно культивировался альтруизм и бескорыстная помощь, волонтерство проявлялось в общественно-полезной деятельности и имело централизованный орган.

Актуальность добровольчества в современных условиях отмечается и государством, и обществом и отдельными людьми. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» указывается, что развитие добровольчества является одним из приоритетных направлений государственной политики России. В современном обществе волонтерство рассматривается как технология социального преобразования, усовершенствования мира [75].

ООН считает, что важным компонентом любой стратегии, нацеленной на решение социальных проблем современного общества должна стать работа на добровольных началах.

Рассмотрим определения понятия Волонтер, раскрывающих его словарное значение. Термин «волонтер» произошел от латинского слова «voluntaries», что переводится как «доброволец, желающий». В XVIII–XIX веках волонтерами считались люди, поступившие на военную службу по собственному желанию [66].

В словарях: «Словарь Ушаков», «Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков», «Словарь Ожегова» данное понятие рассматривается как производное от французского волонтер, волонтера, муж. (от франц.volontaire) – поступивший на военную службу по своему желанию, доброволец.

Новый большой англо-русский словарь под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна дает три определения данному понятию, которые отражают: первое – действия человека по его доброй воле; второе – добровольный безвозмездный характер работы, которую человек выполняет, иначе еще его называют общественник; и наконец, третье определение связано с военной службой и добровольческой армией [130]. Понимание волонтерства в современном контексте берет свое начало в прошлом столетии, когда волонтерство получило распространение при восстановление разрушений, происшедших в результате Первой мировой войны.

Данный факт задал новый вектор в развитии волонтерства. Наметилось смещению акцента в понимании волонтерства с милитаристского понимания к мирному, проявляющемуся в добровольном и безвозмездном служении обществу.

В современном научном тезаурусе понятия «волонтерство» и «добровольчество» на этимологическом уровне рассматриваются как синонимы. «В содержательном толковании словарных определений существует структурное единство их интерпретации. Они включают в себя обозначение общности добровольцев или волонтеров, реализующих определенный вид деятельности, направленной на достижение конкретных целей и задач. Так или иначе, речь идет о равнозначности употребления понятий "волонтерство” и “добровольчество”» [136].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что волонтеры это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они сами способны выбирать как осуществлять добровольческую деятельность: неформально или формально в частных организациях различных сфер.

Вопросы, связанные с изучением волонтерства достаточно широко представлены в современных исследованиях зарубежных ученых. Изучение мотивов и стимулов волонтерской деятельности репрезентировано в междисциплинарном прикладном аспекте: экономическом (Ф. Вольф, Р. Девлин, С. Зиемек, Дж. Карпентер, Е. Кац, М. Мюллер, Л. Прути, А. Томпсон, Р. Фримен), социально-демографическом (Д. Бернс, Дж. Вилсон, Д. Гиллеспи, Т. Жаноски, М. Мусик, Дж. Рейд, Л. психологическом (Э. Брунелл, Дж. Гринслэйд, С. Долни-кар, Дж. Клэри, М. Окун, К. Уайт, Д. Харрисон).

Кросс-культурный анализ феномена волонтерства выявил наличие, как общих оснований, так и особый взгляд на природу данного феномена.

Отечественная система волонтерской деятельности имеет давнюю историю и свою специфику развития. Добровольчество связывалось в России, прежде всего, с социальным служением. «Социальное служение всегда отражало самый высокий уровень социальной ответственности членов общества. Осознание социальной ответственности, своего общественного долга в разные времена человеческой истории обуславливалось религиозным сознанием, нравственной силой личности и обязывающим положением в социуме» [161].

Новый этап развития волонтерства приходится на 90-е годы, когда наблюдается всплеск активности добровольческих организаций. В отечественной современной науке феномен волонтерства активно исследуется с точки зрения разных дисциплинарных подходов. Данная проблема нашла отражение в рамках социологического (А.А. Кузьминчук, Л. А. Кудринская, О. В. Решетников, М.В. Певная, О.И. Холина, П.В, Шевченко, О.Н. Яницкий), политического (Д.А. Волков, И.В. Мерсиянова, Е.С. Петренко, Л.И. Якобсон), правового (Н.Г. Бодренкова, Р.Н. Жаворонков, Е.А. Исаева, А.Г. Синеглазова), педагогического (Л.Е. Сикорская, Н.В. Тарасова, Н.В. Черепанова) подходов.

Наибольшее распространение среди современных исследований получило социально-педагогическое направление в изучении волонтерства: Е.В. Богдановой волонтерство рассматривается, как средство формирования субъектности.

Л.К. Ивановой, А.В. Моровой, Н.В. Дементьевым и другими исследователями доказано, что в волонтерстве заключен значительный воспитательный потенциал.

В трудах Г.В. Олениной, Л.В. Болотовой, Н.В. Маковей, В. Митрофаненко, О.В. Митрохиной и др. подчеркивается, что добровольческая деятельность является эффективной формой социализации, воспитания и формирования гражданской идентичности молодого поколения. Авторы видят в этом значительные перспективы в деле продвижения волонтерства.

Добровольчество – есть общественно-полезная деятельность граждан, основой которой является добровольный выбор, отсутствие принуждения. Выбор совершенный гражднином в пользу той или иной деятельности выражает его позицию и личные взгляды. Сущность добровольчества составляют гуманность и милосердие, которые сами по себе являются эффективным средством воспитания и социализации молодых людей.

Ядром всех определений волонтерства выдвигается существенность, значимость деятельности волонтеров. В качестве характеристик волонтерства выступают разные аспекты жизнедеятельности человека: аспект занятости по времени волонтера (полный/неполный рабочий день); социальный аспект (индивидуальная или коллективная работа волонтера); экономический аспект (материальное вознаграждение волонтера или безвозмездная помощь).

Организуется добровольчество как организациями и общественными институтами, так и инициативными группами населения. Это могут быть общественные фонды, благотворительные фонды; религиозные организации; политические движения и др. В зависимости от организатора волонтерская деятельность приобретает те или иные специфические черты, те или иные особенности.

Поскольку волонтерская деятельность отличается гуманистическим содержанием, эмоционально-чувственным и ценностно-мотивационным аспектами, то к основным принципам добровольчества можно причислить следующие [119].

Понятие о ментальной репрезентации образа. Модели ментальной репрезентации

Понятие ментальной репрезентации является одним из сложных и неоднозначных понятий в междисциплинарных дискурсах: психологическом, психолингвистическом и лингвокогнитивном.

Чтобы определиться с ментальной репрезентацией определимся сначала с понятием ментальность. Определение, данное в новой философской энциклопедии, акцентирует внимание на том, что ментальность – это «глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположен-ностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики» [128].

А.А. Леонтьев определяет менталитет, как некую интегральную характеристику людей, которые живут в конкретной культуре. Данная интегральная характеристика позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира. С ее помощью можно объяснить особенности реагирования людей на окружающий их мир [99].

В рамках общих задач психологической науки важной становится проблема понимания восприятия, переработки и отражения явлений окружающего мира, с учетом той культуры, в которой люди проживают.

Ментальная репрезентация в психологической науке рассматривается с разных подходов. С точки зрения экологического подхода ментальная репрезентация понимается как отражение внутренним миром отдельных качеств внешнего. С позиции информационного подхода центральными объяснительными принципами являются процессы кодирования – декодирования, и здесь ментальная репрезентациия есть результат декодирования или содержание декодирования. В рамках когнитивного подхода ментальная репрезентация рассматривается через объяснительные схемы, в которые вводится предположение о том, что знания, которые хранятся в памяти людей, оказывают влияние на процессы когнитивной переработки информации. Неокогнитивистский подход указывает на необходимость учета (при исследовании содержания психического отражения) не только багажа имеющихся предварительных знаний, но и тех целей, на выполнение, которых направлен процесс познания. Автор теории ментальных пространств, известный американский когни-тивист Ж. Фоконье, отмечает, что все, описываемое языком, является лишь системами, построенными на основе когнитивных моделей. «В содержательном аспекте ментальные пространства представляют собой модели ситуаций (реальных гипотетических) в том виде, как они концептуализируются человеком» [170, с. 138].

Существующие подходы к ментальной репрезентации делят на два класса: первый, где предполагается только один формат и второй, где предполагается несколько таких, множественных форматов.

С точки зрения сторонников первого подхода любая, самая разная информация кодируется с помощью единых ментальных единиц. С точки зрения сторонников множественного формата – имеется ряд принципиально различных форматов ментальной репрезентации. Именно наличие ряда различных форматов объясняет вариативность функционирования когнитивной системы. Рассмотрим выделяемые модели ментальной репрезентации в зависимости от формата психического отражения [Таблица 3].

Таким образом, каждая из представленных моделей репрезентации предлагает свой взгляд на понимание сущности и структуры ментальной репрезентации, однако их объединяет то, что актуальный образ произошедшего события предстает как субъективная форма представления происходящего.

На современном этапе развития психологической науки вопрос форм и гибкости репрезентации информации рассматривается с учетом того, на каких конфигурациях ментальных репрезентаций и в каких условиях останавливать свой выбор носители языка, использующие их в разнообразной деятельности, которые приводят к созданию ментального образа, понятию об объекте внешней среды.

Рассмотрим более подробно формы репрезентации. Выделяют 4 формы репрезентации: образные, концептуальные, презентации действий и социальные репрезентации.

Роль образных репрезентаций, основанных на восприятии, заключается в фиксировании и отражении модальных и пространственных характеристик – размера, формы, расположения, ориентации объектов и процессов окружающего мира.

Категориальные/концептуальные репрезентации, зиждятся на значении. Они регистрируют и проявляют наши знания о мире, о внешней среде используя предикативные структуры языка, выраженные в виде концепта. Концепты представляют собой естественные категории, которые называютмя словами бытового языка. Вербализация концепта осуществляется с помощью лексем, текстов, синтаксических конструкций и других форм. Выделяют репрезентацию действий, которая основывается на неосознаваемых и сознаваемых знаниях о действиях. Репрезентация действий содержит два аспекта:

– семантический аспект, под которым подразумевается значение действия, потенциально выражаемое посредством языка (что?);

– аспект способов, средств и последовательности исполнения действия, потенциально выражаемый посредством языка (как?).

Функциональные репрезентации – это репрезентации, связанные с действием. Они также считаются организованными в таксономическую сеть. Е.Ю. Артемьева считает, что структура функциональных репрезентаций составляют два компонента, а именно цель действия и способ реализации цели. Функциональные и образные репрезентации находятся в тесном взаимодействии.

Е.Ю. Артемьева включает так называемые «семантические корреляты активности». Данные корреляты обусловливают способ «оперирования» с объектом [9, с. 214].

- Социальные репрезентации имеют тесную связь с обеспечением социальных контактов, с адаптивным планированием, исполнением различных сценариев, с предвосхищением. Кроме того, они участвуют в формировании «образа Я», в его поддержании. Социальные репрезентации несут ответственность за применение приемлемых способов социального поведения и за толкование поведения других людей.

Ментальные репрезентации, будучи оперативной конфигурацией ментального опыта, могут изменяться в зависимости от ситуации и уровня интеллектуальных усилий.

По утверждению Л.В. Лаенко ментальное пространство является субъективным диапазоном отражения. В его рамках могут осуществляться различные мысленные перемещения. Ментальное пространство – это динамическая форма ментального опыта.

Анализ результатов ассоциативного эксперимента

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На предварительном этапе исследования был осуществлено изучение представлений студенческой молодежи о гражданской активности.

Содержанием работы на данном этапе эмпирического исследования явилось изучение представлений студенческой молодежи о гражданской активности и определение готовности молодежи к участию в социально-активной деятельности. Результаты анкетирования показали некоторые различия в пред По результатам диагностики было установлено, что гражданская активность понимается респондентами по-разному. Треть девушек рассматривают гражданскую активность как участие в жизни общества, 14% как активную жизненную позицию, равные баллы (9%) набрали такие показатели как, участие в выборах, социальных проектах, помощь нуждающимся.

Сравнительный анализ результатов ответов девушек и юношей показал, что имеются некоторые различия. У юношей более представлена активная жизненная позиция, которая составляет 18% ответов, участие в выборах и помощь нуждающимся набрали по 14%. Если у 10% девушек понимание гражданской активности рассматривается как действия в пользу государства, то у юношей такое понимание наблюдается только у 4% респондентов [Рисунок 5].

Девушки рассматривают гражданскую активность как сознательную гражданскую позицию и личную ответственность, в группе юношей такое понимание отсутствует.

Изучение ассоциаций респондентов, связанных с понятиями: «гражданская активность» и «благотворительность» показало, что респонденты обоего пола не видят больших различий между данными понятиями. Так большинство респондентов обеих групп отмечают, что гражданская активность и благотворительность это, прежде всего помощь нуждающимся, отклик на потребности населения [Рисунок 6].

У девушек большая представленность вариантов ответов, чем у юношей. У девушек есть такие ассоциации как «волонтерство» и «добропорядочность» у юношей нет подобных ответов. При этом наблюдаются качественные различия в понимании благотворительности, около 56% юношей ассоциируют благотворительность с бескорыстием, альтруизмом тогда как у девушек это отмечают только 10%. Девушки определяют благотворительность как добропорядочность, заботу, добро.

В обеих группах имеются респонденты, которые связывают благотворительность с вложением денег, они видят свое участие в жизни общества таким способом.

При анализе ассоциаций к понятию «гражданская активность» было установлено, что приоритетное место среди ассоциаций занимает «помощь», причем у юношей это имеет более выраженный характер 44% против 30% у девушек. Участию в общественно-политических мероприятиях, например в митингах и выборах отдают предпочтение 22,2% юношей и только 5% девушек. Примерно равные позиции занимает материальная помощь, вложение средств в решении жизненно важных проблем общества [Рисунок 6].

У девушек еще присутствуют такие ассоциации как «борьба за справедливость» и «отстаивание гражданской позиции», в то время как у юношей таковые отсутствуют.

Интересные ответы дали некоторые юноши: «это когда тебе больше всех надо», «жертвование», «фанатство», «досуг для богатых».

Таким образом, можно сделать выводы о том, что представления молодого поколения (18-25 лет) характеризуются нечеткостью понимания гражданской активности и слабой дифференцированностью в отношении понятий «гражданская активность» и «благотворительность». Ядром гражданской активности является социальная зрелость и просоциальная направленность. В ответах же респондентов большое место занимает материальный фактор, как-будто молодые люди хотят заплатить деньги, внести средства и тем самым считать, что гражданский долг они исполнили.

Изучение уровня готовности молодежи к проявлению своей гражданской позиции и благотворительности показало, что наиболее популярной формой проявления социальной активности является материальная помощь, у юношей она является преобладающей. Социальную апатию и пассивность продемонстрировали 22,2% юношей и 11% девушек, они высказали, что не желают участвовать ни в каких формах благотворительности. Согласно данным 10% юношей отметили, что они не знают в какой форме они могли бы поучаствовать в благотворительности [Рисунок 7].

Желание участвовать в волонтерской деятельности в большей степени высказывают девушки 15%, против 5% у юношей. Относительно проявления активности в форме гуманитарной помощи у юношей и девушек практически не наблюдается различий. Однако есть формы благотворительности, которые характерны только для юношей, так 11% выборов у них связано с подачей милостыни, 5% молодых людей высказали желание оказать помощь по дому. У девушек отмечается желание оказать профессиональную помощь нуждающимся (5%) и участие в благотворительных акциях. То, что касается благотворительных фондов, то здесь выборов юношей в 2 раза больше, чем у девушек.

Согласно научным исследованиям, молодежная гражданская активность тесно связана с включенностью молодых в различные молодежные сообщества как формального, так и неформального плана. Наличие общих разделяемых практик – это обязательное условие для реализации молодежью ее гражданской активности. И здесь активность ассоциируется с возможностью индивидуальной самореализации, наиболее значимой оказывается оценка сверстников, а чувство общности, формируемое как коллективная идентичность, является реальной направляющей молодежной гражданской активности. Ее консолидирующим фактором может быть практически любая идея, соотносимая с приоритетными ценностями, потребностями, интересами молодежи.

Таким образом, анализ готовности к проявлению благотворительности у молодых людей показал, что в качестве приоритетных форм определены: материальная помощь, оказание профессиональной и бытовой помощи. Однако в меньшей степени выражены формы проявления благотворительности, основанные на личной активности респондентов, с возможностью индивидуальной самореализации и достаточно высокий процент занимает проявление социальной пассивности.

При изучении препятствий, стоящих на пути осуществления благотворительной деятельности было установлено, что в качестве главного препятствия выступает безразличие, у девушек 85% выборов, у юношей – 61% [Рисунок 8].

На втором месте стоит – индивидуализм, 61% юношей и 55% девушек называют этот фактор в качестве барьера для проявления гражданской активности.

Третью позицию занимает фактор «отсутствие организации», 40% девушек и 44% юношей считают, что необходимо проводить определенные организационные мероприятия по включению молодежи в активную жизнь общества. Около трети респондентов обоего пола высказали неверие в возможность оказывать влияние на принимаемые решения.

При оценке степени готовности проявления активной гражданской позиции респонденты обозначили как 3,5 баллов из 10 возможных, что свидетельствует о низком уровне проявления социальной активности.

Таким образом, почти половина респондентов продемонстрировала пассивную позицию, отсутствие готовности к самостоятельным активным действиям.

На первом этапе были проанализированы определения понятия Доброволец, нашедшие отражение в разных толковых словарях с целью изучения семантического значения слова.

В словарях: «Словарь Ушакова», «Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков», «Словарь Ожегова» данное понятие рассматривается как производное от французского волонтер, волонтера, муж. (от франц.volontaire). Поступивший на военную службу по своему желанию, доброволец.

Проанализировав словарные определения категории волонтер было установлено, что существуют устаревшие и современные определения. Современный толковый словарь дает следующие определения:

Волонтер (франц. volontaire) (устар.), добровольно поступивший на военную службу.

Доброволец, существительное. Человек, вступающий в армию по собственному желанию, добровольно.

Доброволец, существительное. Тот, кто по собственному желанию, добровольно берёт на себя какие-либо обязанности, выполняет какую-либо работу.

Новый большой англо-русский словарь под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна дает следующие определения данному понятию.

Анализ результатов психосемантического исследования

На втором этапе эмпирического исследования нами была проведена исследовательская работа, которая включала в себя несколько подэтапов:

1. Отбор наиболее рейтинговых образов волонтеров (фото, рисунки или плакатные изображения), представленные в российских и зарубежных СМИ (по количеству просмотров или использования в СМИ). Были выбраны наиболее часто встречающие изображения в Интернет-СМИ (10 – фото, 10 – рисунков, в виде символических изображений).

2. Выбранные визуальные образы были предложены студентам для оценивания и выстраивания рейтинга: от самых привлекательных до менее привлекательных.

Испытуемым предлагалась следующая инструкция: Проранжируйте (выстройте по степени предпочтения), предлагаемы образы от более привлекательных, отражающих, на ваш взгляд суть волонтерской деятельности, к менее привлекательным, отдаленно связанными с волонтерами.

3. На данном этапе осуществлялось построение семантического дифференциала на базе оценок рисунков и фото, изображающих волонтеров, вошедших в группы «привлекательные» и «непривлекательные», согласно результатам рейтинга. Испытуемые прошкалировали стимульный материал (рисунки и фото) по семизначным шкалам СД.

Инструкция испытуемым: «Просим Вас оценить перечисленные рисунки и фото, изображающие волонтеров по 30 антонимам с учетом семибалльной шкалы (-3 -2 -1 0 +1 +2 +3), где – 3 – наибольшая степень выраженности левого определения, +3 – наибольшая степень выраженности правого определения, промежуточные позиции (-2,-1 и +1,+2) означают меньшую степень выраженности данных качеств в том (+1,+2) и в другом (-1, -2) проявлении, 0 – если Вы затрудняетесь отнести какое-либо понятие к правому или левому полюсу».

С помощью метода частного семантического дифференциала респондентами были оценены фото и рисунки с изображением волонтеров по семизначным шкалам. На основе анализа полученных данных были определены семантические универсалии групповой оценки в диапазоне – 90%, 80%, 75% – критериям частоты выборки.

Так был выделен диапазон размаха средних по всем шкалам для группы испытуемых по рисунку с изображением волонтера, занявшей первый рейтинг по степени привлекательности от 2,6 до -2,71, равный 5,3.

Универсалия групповой оценки студентами изображений волонтеров самого привлекательного рисунка по 90%-му критерию частоты выбора (диапазон размаха средних- 0,53) состоит из признаков: дружелюбный (2,61), отзывчивый (2,42), уверенный (-2,42), полезный (2,38), ответственный (-2,33), искрений (-2,33), общительный (2,28), решительный (-2,19), хороший (2,19), справедливый (2,10) [Рисунок 9].

Универсалия групповой оценки студентами изображений волонтеров самого непривлекательного рисунка по 90%-му критерию частоты выбора (диапазон размаха средних- 0,4) состоит из признаков: светлый (-1,61), добровольный (-1,90), уверенный (-1,54), полезный (-1,80), человечный (-1,95), искренний (-1,71), ответственный (-1,90), решительный (-1,60), дружелюбный (2,14) [Рисунок 10].

Сравнительный анализ полученных универсалий привлекательных и непривлекательных рисунков свидетельствует о том, что большинство признаков совпадает: дружелюбный (2,61) и (2,14); уверенный (2,42) и (1,54); полезный (2,38) и (1,80); ответственный (2,33) и (1,90); искренний (2,33) и (1,71); решительный (2,19) и (1,60). Ряд дескрипторов входят только в группу «привлекательный» рисунок такие как: отзывчивый (2,42), общительный (2,28), хороший (2,19), справедливый (2,10) и «непривлекательных»: светлый (1,61), добровольный (1,90), человечный (1,95).

Таким образом, сопоставительный анализ групповых универсалий, составленных на основе выделенных дескрипторов и веса шкалы, показал, что привлекательный образ волонтера содержит в себе в большей степени отражение личностных качеств волонтера – дружелюбный, отзывчивый, уверенный, ответственный, искренний, общительный, решительный, справедливый и две оценочных категории – полезный и хороший.

Групповая семантическая универсалия оценки образа волонтера при 20% - м интервале отступа (диапазон размаха средних- 1,06) включает следующий список дескрипторов: оптимистичный (2,04), осмысленный (-1,85), привлекательный (-1,76), сильный (-1,76), светлый (-1,72), веселый (1,71), умный (1,66), легкий (1,52).

Семантическая универсалия непривлекательной картинки с изображением волонтера по 80%-му критерию частоты выбора представлена следующими дескрипторами: хороший (1,71), легкий (1,61), расслабленный (1,47), оптимистичный (1,61), веселый (1,33), общительный (1,90), отзывчивый (1,95) [Таблица 8].

Анализируя список признаков по 75%-му критерию частоты выбора можно отметить, что количество признаков, описывающих привлекательные и непривлекательные рисунки гораздо меньше, чем в предыдущих группах. В характеристику портрета волонтера в привлекательных рисунках входят пять дескрипторов, против трех в непривлекательном рисунке. Признак «важный» встречается в обеих группах, однако мера веса выше в группе «привлекательный» рисунок (1,52), по сравнению с группой «непривлекательный» (1,28), признак» захватывающий» присутствует только в первой группе. Наименее популярными при описании непривлекательного рисунка являются дескрипторы относящиеся к 75%-му критерию частоты выбора, они представлены только тремя дескрипторами: важный (-1,28), действующий (1,19), красивый (- 0,95).

Анализ признаков по 80 и 75%-му критерию частоты выбора показал, что дескрипторы, характеризующие образ волонтера в привлекательном рисунке, представлены в большей степени оценочными характеристиками, не вошедшими в описание непривлекательного рисунка: естественный (1,57), захватывающий (1,47), осмысленный (1,85), привлекательный (1,76), сильный (1,76), умный (1,66).

Универсалия групповой оценки студентами привлекательного фото, отображающего образ волонтера по 90%-му критерию частоты выбора состоит из признаков: захватывающий (-2,04), светлый (2,09), добровольный 2,0), естественный (-1,90), человечный (-2,28), отзывчивый (1,95), общительный (2,0), дружелюбный (1,85), веселый (1,90), злободневный (1,95), легкий (1,90), умный (1,76), хороший (2,14) [Рисунок 11].

Количество дескрипторов, характеризующих образа волонтера, в привлекательном фото больше (13), чем в привлекательном рисунке (10). В данной групповой универсалии примерно поровну представлено оценочных характеристик: захватывающий (-2,04), светлый (2,09), добровольный (2,0), естественный (-1,90), человечный (2,28), хороший (2,14) и личностных характеристик: отзывчивый (1,95), общительный (2,0), дружелюбный (1,85), веселый (1,90), умный (1,76).

Для оценки «непривлекательного» фото был выделен диапазон размаха средних по всем шкалам для группы испытуемых, который находится в пределах от 2,09 до -2,04, равный 4,13 [Рисунок 12].

Универсалия групповой оценки студентами изображений волонтеров самого «непривлекательного» фото по 90%-му критерию частоты выбора (диапазон размаха средних (-0,413) состоит из признаков: общительный (2,09), полезный (2,04), человечный (-2,0), дружелюбный (1,95), естественный (1,95), ответственный (-1,90), отзывчивый (1,85), добровольный (-1,71). Количество дескрипторов, описывающих обобщенный образ волонтера данного фото, почти в 2 раза меньше, чем при описании признаков «привлекательного» фото [Таблица 9].

Сравнительный анализ полученных универсалий привлекательных и непривлекательных фотографий свидетельствует о том, что большинство признаков, описывающих образ волонтера совпадает: сильный (-1,80) и (-1,28), справедливый (-1,80) и (-1,61), важный (-1,76) и (-1,28), искренний (-1,61) и (-1,28), решительный (-1,61) и (-1,61), оптимистичный (1,52) и (1,66). Отличаются они только мерой веса. Указанные признаки в большей степени относятся к образу волонтера на привлекательном фото, так как абсолютная величина у них выше, что и подтверждает их большую значимость при оценке представленных визуальных образов.