Введение к работе
Традиционная для психологической науки проблема восприятия пространства неизбежно находится в центре внимания таких ее разделов как общая, когнитивная, инженерная психология, а также психофизиология. Весьма заметное место отводится этой проблеме в философии, кибернетике, теории живописи и т.д., что указывает на ее междисциплинарный характер и значение для современной культуры в целом. Одной из главных характеристик предметного полимодального пространственного образа является его целостность, за которой скрывается чрезвычайно сложная картина протекающих в перцептивной системе человека психофизиологических процессов интеграции и координации сенсорной пространственной информации, поступающей от различных органов чувств: зрения, осязания, слуха.
В связи с этим должна быть понятна актуальность проблемы координации таких основных форм пространственного восприятия, каковыми являются зрение и базирующееся на проприоцептивном восприятии человеком места и взаимоположения частей (поз) собственного тела в пространстве осязание.
Несмотря на очевидную значимость этой проблемы для понимания процесса порождения целостного полимодального пространственного образа, последнюю нельзя отнести к разряду достаточно разработанных, что особенно заметно на фоне прогресса в изучении механизмов зрительного и тактильно-проприоцептивного восприятия пространства. Как недоразумение можно рассматривать тот факт, что наиболее распространенное в настоящее время представление о механизме координации этих двух модальностей опирается практически исключительно на результаты исследований адаптации к оптическим трансформациям поля зрения, проводившихся в 60-70-е годы XX столетия. Согласно этому, по существу никем не оспариваемому представлению, функционирование такого координационного механизма подчиняется принципам доминирования зрения над проприоцепцией (C.S.Harris, 1963,1965; R.B.Welch, 1971,1974; И.Рок и Ч.Харрис,1974; И.Рок,1980,А.АЛогвиненко,1981).
Внимательный анализ литературных данных не только убеждает в недостаточной обоснованности данного принципа, но и в прямом противоречии его известным фактам. Таким, например, как пожизненная неустранимость проприоцептивных фантомов ампутированных конечностей (Р.И.Меерович,1948; Б.М.Величковский и др.,1973).
Все это сделало необходимым проведение собственных
экспериментальных исследований чрезвычайно сложной и многоплановой проблемы интермодальной координации.
ЦЕЛЬЮ настоящего исследования является установление психологических механизмов координации зрения и проприоцепции.
Для достижения поставленной цели потребовалось:
-
Провести критический анализ данных литературы, посвященной исследованиям перцептивной адаптации к оптическим трансформациям поля зрения, оказавшим решающие влияние на формирование современных представлений о характере взаимоотношений между зрением и проприоцепцией и механизме координации этих модальностей.
-
Провести экспериментальные исследования взаимодействия зрения и проприоцепции в ситуации интермодального конфликта индуцированного: - проприоцепцией, включавшие в себя исследования конкретной формы и механизма возникновения проприоцептивных иллюзий, с помощью которых этот конфликт вызывался - иллюзий, лежащих в основе: а) тактильной иллюзии Аристотеля, б) феномена зрительно-двигательной дискоординации, известного как феномен "японской руки";
зрением, представлявшие собой исследования перцептивной адаптации к оптической реверсии поля зрения (с помощью которой вызывался интермодальный конфликт) и включавшие в себя: а) исследование феноменов интермодальной координации, наблюдавшихся в ходе этой адаптации (феномен "зрительного плена"); б) разработку специальной методики формирования устойчивых проприоцептивных послеээфектов адаптации; в) исследование этих послеэффектов - постадаптационных феноменов произвольной реверсии проприоцептивного восприятия;
зрением и проприоцепцией одновременно. Технически такая ситуация создавалась с помощью обычного зеркала, позволявшего сближать в феноменальном поле испытуемого "зеркальный" зрительный образ его правой руки с проприоцептивным образом левой.
Открыта новая проприоцептивная иллюзия, лежащая в основе феномена зрительно-двигательной дискоординации - "японская рука"; описана конкретная форма этой иллюзии; показано, что последняя не может считаться производной от неверного зрительного восприятия позы экзотически перекрещенных рук.
Установлено родственное происхождение проприоцептивных иллюзий, лежащих в основе иллюзии Аристотеля и феномена "японской руки"; показано, что действительная причина происхождения этих иллюзий кроется в неестественном состоянии тангорецепторов соответствующих суставов, вызванном принудительным характером позы пальцев и кистей
рук.
Экспериментально показано, что как адекватное, так и иллюзорное проприоцептивное восприятие позы конечностей не поддается коррекции под влиянием противоречащего ему зрительного восприятия этой позы.
Установлен и описан феномен "симметричного зрительного плена", заключающийся в "захвате" проприоцептивного образа левой руки сходным с ним по своему позному содержанию зрительным образом видимой через зеркало правой руки.
Разработана оригинальная методика формирования устойчивых послеэффектов проприоцептивной адаптации к оптической реверсии поля зрения, а также методика их объективной регистрации.
Открыты и впервые описаны следующие частные феномены адаптации к оптической реверсии: а) произвольной реверсии проприоцептивного восприятия адаптированной части тела; б) ревертированной формы тактильно-проприоцептивной иллюзии Аристотеля; в) произвольной реверсии проприоцептивного восприятия неадаптированных, унилатеральных адаптированной руке, частей тела; г) произвольной реверсии фрагмента проприоцептивного образа целостного тела.
Впервые выдвинута и обоснована концепция четырехмерности интермодального пространства, которая рассматривает последнее как пространство трехмерных модальных (зрительных, проприоцептивных и др.) пространственных образов и исходит из его нетождественности образу "пустого" физического пространства. В отличие от традиционной концепции интермодального пространства, предлагаемая дает единообразное и непротиворечивое объяснение всем установленным в ходе настоящего исследования феноменам. Главное достоинство концепции четырехмерности заключается в том, что она позволяет рассматривать реверсию фрагмента проприоцептивного образа как простое изменение локализации этого неизменного в своем содержании фрагмента в интермодальном пространстве. Последнее по существу означает открытие новой формы перцептивной константности.
Сформулирована принципиально новая, вытекающая из концепции четырехмерности интермодального пространства, точка зрения на взаимоотношения зрения и проприоцепции, согласно которой в основе механизма координации упомянутых модальностей лежит принцип их равноправного партнерства. Что находит свое проявление в феномене интермодальной фузии (феномен "зрительного плена"). Одновременно новый взгляд на механизм координации зрения и проприоцепции включает в себя также представление о том, что при осуществлении такой координации в качестве независимых и равноправных партнеров зрительному образу
противостоят проприоцептивные образы правой и левой, симметричных относительно сагиттальной плоскости, половин тела.
- Впервые установлено, что в полном соответствии с принципом зрительно-проприоцептивной координации зрительная координация движений, производимых двигательными аппаратами каждой из симметричных относительно сагиттальной плоскости тела правой и левой его половин, также осуществляется раздельно.
РАБОТЫ
Установленные в ходе экспериментального исследования новые перцептивные феномены делают очевидной необходимость пересмотра и дальнейшего развития традиционных взглядов на процесс формирования целостного предметного полимодального пространственного образа. Выдвинутая концепция четырехмерности интермодального пространства не только позволяет гармонизировать весьма пеструю картину проприцептивных иллюзий и феноменов перцептивной адаптации к оптическим трансформациям поля зрения, но и по новому освещает механизмы интра- и интермодальных отношений и координации, а также базирующийся на них механизм перцептивно-двигательной координации; позволяет преодолеть распространенное убеждение в трехмерной предельности перцептивного мира человека.
Раскрытые механизмы зрительно-проприоцептивной и опирающейся на нее зрительно-двигательной координации следует учитывать при создании методик подготовки операторов (космонавтов, летчиков, операторов манипуляторов), в основную задачу которых входит дистанционное управление объектами, осуществляемое на основе трансформированной различными оптическими и телекомутационными средствами зрительной информации об этих объектах. Сложная сенсомоторная подготовка указанных операторов должна производиться с учетом того обстоятельства, что зрительная координация и, соответственно, формирование навыков точностных целенаправленных движений, производимых двигательными аппаратами каждой из симметричных (относительно сагиттальной плоскости тела) правой и левой его половин осуществляется раздельно.
В свою очередь, установленный феномен ассимметричного восстановления нарушенных оптической реверсией поля зрения зрительно-проприоцептивной и зрительно-двигательной координации может быть эффективно использован для разработки новых перспективных методов
нейропсихической диагностики локальных поражений мозга.
1. Проприоцептивные образы поддаются произвольной реверсии, что объективно выражается в зеркальном исполнении графических заданий (написания слов, рисунков). Формируемая в процессе адаптации к оптической реверсии эта способность распространяется на неподвергавшиеся адаптации унилатеральные адаптированной руке части тела (ступня и т.п.). Контралатеральный перенос отсутствует.
Z Интермодальное перцептивное пространство не является образом "пустого" физического пространства и, как минимум, четырехмерно.
3. Суть феномена реверсии фрагмента проприоцептивного образа
заключается в незатрагивающем его содержания изменении локализации
этого фрагмента в четырехмерном интермодальном пространстве. Этот
феномен представляет собой пример новой, до сих пор не известной,
формы перцептивной константности.
-
Возникающий в условиях реверсии поля зрения феномен "зрительного плена" представляет собой явление интермодальной фузии и заключается в совмещении в интермодальном пространстве остающегося константным по своему содержанию фрагмента проприоцептивного образа тела с соответствующим ему фрагментом зрительного образа этого тела.
-
Зрительно-проприоцептивная координация подчиняется принципу равноправия этих модальностей. Проприоцептивные образы правой и левой половин тела координируются со зрительными образами независимо друг от друга. Зрительная координация движений, производимых двигательным аппаратом этих половин тела, осуществляется раздельно.
-
Зрительно-двигательная дискоординация известная как феномен "японской руки" вызывается проприоцептивной иллюзией расцепленных рук, которая не является производной от неверного зрительного восприятия экзотической позы, а обусловлена неестественным состоянием рецепторов суставов кистей и пальцев.
Основное содержание и результаты исследования докладывались и обсуждались на V Всесоюзном съезде психологов СССР (Москва, 1977), на II Школе молодых психологов с международным участием ("Елените", Болгария, 1989) и на расширенном заседании лаборатории психофизиологии Института психологии РАН (Москва, 1993).
Диссертция состоит из введения, трех глав, включающих обзор
литературы, собственные исследования и обсуждение результатов исследования, заключения и выводов.