Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретическая основа исследования воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов 16
1.1 Необходимость воспитания профессиональных ценностей у курсантов в изменившихся социокультурных условиях 16
1.2 Сущность профессиональных ценностей и их проявление в деятельности военнослужащих 27
1.3 Взаимосвязь профессионального воспитания и воспитания профессиональных ценностей у курсантов в социокультурной среде военных институтов 37
Выводы по первой главе 48
Глава 2. Функциональные возможности педагогической системы в воспитании профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии 51
2.1 Педагогическая система воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии: структура и воспитательные функции 51
2.2 Технология воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии 71
2.3 Факторы, негативно влияющие на воспитание профессиональных ценностей у курсантов Новосибирского военного института войск национальной гвардии 85
Выводы по второй главе 93
Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка технологии воспитания профессиональных ценностей у курсантов новосибирского военного института войск национальной гвардии 95
3.1 Критерии и показатели воспитанности профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии 95
3.2 Организация экспериментальной проверки технологии воспитания профессиональных ценностей у курсантов в педагогической системе Новосибирского военного института войск национальной гвардии 106
3.3 Реализация технологии и динамика воспитания профессиональных ценностей у курсантов Новосибирского военного института войск национальной гвардии 154
Выводы по третьей главе 162
Заключение 164
Список литературы 168
Приложение № 1 189
Приложение № 2 191
Приложение № 3 193
Приложение № 4 199
Приложение № 5 202
Приложение № 6 205
Приложение № 7 208
- Необходимость воспитания профессиональных ценностей у курсантов в изменившихся социокультурных условиях
- Педагогическая система воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии: структура и воспитательные функции
- Критерии и показатели воспитанности профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии
- Реализация технологии и динамика воспитания профессиональных ценностей у курсантов Новосибирского военного института войск национальной гвардии
Необходимость воспитания профессиональных ценностей у курсантов в изменившихся социокультурных условиях
В г. Краснодаре В.В. Путиным на форуме с молодёжью были подняты вопросы духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. В основе форума лежали нравственные ценности, которые должны стать «духовными скрепами» в развитии общества, укрепления и процветания государства. Президент РФ напомнил нам про «собственный исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды», разъяснив, что «это сфера жёсткой конкуренции, и объект открытого информационного противоборства, и хорошо с режиссированной пропагандистской атаки. Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, также как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам» [45].
Решение задач обеспечения эффективной и надежной защиты страны от угроз ее безопасности невозможно без воспитания ценностей офицерского корпуса. Об этом в своих выступлениях неоднократно подчеркивал Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации генерал армии В.В. Золотов.
На одной из встреч Путина В.В. с победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России» в г. Сочи, на вопрос о нравственном ориентире для подростков в нашей стране, – он ответил: «Нравственным ориентиром для подростков в России должен быть патриотизм… в самом хорошем, здоровом смысле этого слова. Ничего другого придумать нельзя. Любовь к Родине надо развивать». Владимир Владимирович делает вывод, что любовь к Отчизне и есть главная миссия гуманитариев [112]. На Руси нравственные ценности всегда являлись внутренним регулятором жизнедеятельности человека, лежали в основе его воспитания.
Для русского человека воспитание всегда находилось в неразрывной связи со смыслами, ценностями духовной культуры, которые порождались всем ходом исторического развития общества, бережно сохранялись и передавались от одного поколения к другому. Что подтверждает высказывания известных людей всего мира: «Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель» – Фридрих Гегель, немецкий философ; «Концепция добронравия – жить по-совести – это по-русски» – Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании; «Русскость – это мировоззрение справедливого жизнестроя» – Станислав Лем, польский писатель[182].
Вопросам воспитания ценностей посвящены литературные шедевры русской культуры: руководство по правилам этикета «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»; «Истинное понятие о чести» (протоиерей А.М. Иванцов (Платонов)); «Наставления сыну» (Г. Теплов); «Духовная моему сыну» (В.Н. Татищев); «Младшему сыну Андрею – в день его рождения» (Н.М. Карамзин) и др.
Так, И.Т. Посошков пишет: «Так, сын мой, осмотрительно живи, чтобы не только человекам, но и скотам мил ты был. Никогда праздно, сын мой, не сиди… Работай всею правдою, без лености и лукавства… Не золотом, не серебром подобает нам себя украшать, но в воинском деле – храбростью, в судейском – правосудием, в купечестве – праведным и твердым словом и товаром не обманным, мастеровым же людям – в тщательном художестве…» (из «Завещания Отеческого» 1705 г.) [133]. В работе «Наставления сыну Г.Н. Теплов обращается к нравственным качествам подрастающего поколения, он пишет: «Будь добросердечен. Первое и главное для всей жизни человеческой – счастие – сердце праводушное… Опасайся быть корыстным на вред ближнему… Будь храбр, а не забиячлив… Служба добродетельная Отечеству, верность Государю и благотворение ближнему – те одни юности и старости до гроба сопутствуют…» [162].
Потребность настоящего времени в воспитании нового поколения офицеров, подводит нас к анализу системы кадетского образования XVIII в. Здесь вектор воспитания был направлен, прежде всего, на подготовку человека к жизни в обществе, в такой системе ценностей, которая побуждает к поведению, демонстрируя не только некий внешний фон, но и охватывая внутреннюю структуру личности.
Создавая систему воспитания в кадетском корпусе, И.И. Бецкой ориентирует воспитанников на добродетелей, как ориентиры в своем поведении: «утверждать сердце в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию и чтоб страшились праздности как источника всякого зла и заблуждения; научить пристойному в делах и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от всяких предерзостей» [99].
В системе подготовки офицерского корпуса И.И. Бецкой мечтает о людях «свободных от пороков современного общества», с улучшенными нравами. При этом нравственное воспитание, по его мнению, должно доминировать над умственным «…не делай другим того, чего себе не желаешь; поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали; не делай зла и не досаждай никому; не лги; никогда не будь празден». [99].
Таким образом, в системе воспитания кадетов и офицеров Бецкой И.И. закладывал нравственную основу, отражающуюся в многосторонности бытия России, проявляясь в принципах жизнедеятельности русского человека.
Обучение в кадетском корпусе было распределено на 5 возрастных групп (1-й – от 6 до 9 лет; 2-й – от 9 до 12 лет; 3-й – от 12 до 15 лет; 4-й – от 15 до 18 лет; 5-й – от 18 до 21 года). Первые три – изучали гражданские науки. В четвертом возрасте происходило распределение кадет на воинское и гражданское звание. Пятый возраст служил для повторения и закрепления последних и самых важных частей наук: «Сей возраст долженствует быть жатвой посеянного в предыдущие четыре года» [99]. Кадет сам должен был понимать, что его будущее напрямую зависит от его личного познания наук, поведения и нравов.
Несмотря на многие несовершенства, Кадетский корпус пользовался большой популярностью. Из его стен вышли: выдающиеся государственные деятели России – А.А. Аракчеев, Н.Н. Новосильцев, В.А. Сухомлинов и др.; герои Отечественной войны 1812 года – М.И. Кутузов, А.А. Писарев, М.Е. Храповицкий и др.; военачальники – А.А. Брусилов, В.А. Корнилов, Ф.Ф. Ушаков, П.Н. Краснов, П.С. Нахимов и др.; военные, политические и общественные деятели, воспитатели – М.И. Драгомиров, В.В. Баланцев, Н.А. Бердяев и др.; известные русские писатели А.И. Сумароков, М.М. Херасков и др. [44].
Наряду с положительным наработанным не одним поколением опытом воспитания будущих офицеров, сегодня обозначилась тенденция к забвению традиций по передаче знаний, умений и навыков в работе с личным составом. Нужно понимать, без традиций каждому поколению пришлось бы начинать все с начала. Накопленный же опыт, выводит общество на новый уровень отношений, оптимизирует деятельность, объединяет его, наполняясь духовностью, помогая проявлять такие ценности как: товарищество, взаимная выручка, взаимное уважение, коллективизм.
В зависимости от того, насколько сильны традиции, зависит воспитание ценностей курсанта. В.В. Бычков по этому поводу пишет: «Проблема традиции актуальна на любом этапе истории культуры, в любой сфере духовной деятельности, но особенно остро и болезненно она переживается в переходные периоды, когда один культурно-исторический этап сменяется другим…». К вопросу о роли традиции в воспитании личности обращались и полководцы (М.И. Драгомиров, А.В. Суворов, М.В. Фрунзе и др.,) [54, 159, 179], и философы (Н.Я. Данилевский, А.Ф. Лосев, В.О. Ключевский, и др.,) [50, 4, 114], и военные педагоги (Ю.В. Аманацкий, В.Ю. Новожилов, А.П. Шарухин и др.) [6, 118, 186].
Традиция (от лат. tradition – передача, придание) – «универсальная форма фиксации, закрепления, сохранения элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах» [154].
И что самое важное в традиции, так это когда мы обращаемся к ней, она выступает обычным способом аргументации в морали. Добавим, что наши моральные установки и поступки в значительной степени определяются традицией [175].
Под определением боевых традиций будем понимать соблюдение исторически сложившихся в армии и на флоте и передающихся из поколения в поколение правил, обычаев и норм поведения военнослужащих, связанных с образцовым выполнением боевых задач, несением воинской службы [154].
Педагогическая система воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии: структура и воспитательные функции
Президент России Владимир Путин в мае 2018 года подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где в сфере образования поручил правительству до 2024 года обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [167].
Для выполнения поручения Президента России по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности и воспитанию профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии необходима педагогическая система, в условиях которой создаётся определённая благоприятная для этого образовательная среда.
В педагогической науке употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, методов, средств и т.п.), которая представляет собой – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Система в широком смысле может быть представлена как: порядок, метод действий, совокупность мыслей и положений, устройство, структура, форма общественного устройства, конструкция, техническое устройство, совокупность хозяйственных единиц, учреждений, организационно объединенных в единое целое [164, 165, 170, 176].
Педагогическая система также может выступить как целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития воспитанников [19].
Педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на воспитание личности с заданными качествами [84].
В педагогической системе А.С. Макаренко отчетливо проявилось социально ориентированное направление в педагогике [104].
По Л.Ф. Спирину, любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему [156].
По мнению В.П. Беспалько, «система – это любой процесс, происходящий в определённых условиях, в совокупности с этими условиями.
Системы, в которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические системы, обладающие определёнными элементами или объектами и их взаимосвязями или структурами и функциями. Имея структуру, педагогическая система в качестве социальной системы оказывает влияние не только на такой структурный компонент системы, как цели, но и на другие структурные компоненты. Причём В.П. Беспалько считает, что педагогическая система, являясь системой замкнутой, перестраивает деятельность остальных компонентов в зависимости от требований социальной системы, предъявляемых хотя бы одному из её элементов, который в данный момент и будет системообразующим [25]. Н.В. Кузьмина определила педагогическую систему как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [95].
В своём диссертационном исследовании мы используем педагогическую систему Кузьминой Н.В., которая, по нашему мнению максимально, подходит под воспитание профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации.
Взяв за основу пятиконечную схему Кузьминой Н.В., мы для эффективности её функционирования выстроили взаимосвязь структурных и функциональных компонентов педагогической системы с учётом воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии (см. рисунок 1).
Основными признаками представленной педагогической системы являются: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей идей, выполняющих системообразующую функцию; появление целостных качеств у субъекта созданной системы.
Учитывая специфику темы исследования, под педагогической системой военного института войск национальной гвардии понимаем взаимодействие структурных и функциональных элементов, подчинённых целям воспитания личности будущего офицера, готовности к самостоятельному, ответственному и эффективному выполнению служебных обязанностей по должности в войсках.
Под структурными компонентами понимаем основные базовые характеристики педагогических систем, которые образуют эти системы и отличает от всех других систем, в том числе и не педагогических. В рамках диссертационного исследования структурными компонентами являются: цель – воспитание профессиональных ценностей, профессиональное воспитание, офицер (преподаватель) как воспитатель, курсант как будущий офицер-воспитатель, средства воспитательных функций (самовоспитание, традиции, личный пример, общественный факультет «Русь Державная»).
Функциональными компонентами выступают устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, которые возникают в процессе деятельности руководителей, педагогов, обучающихся, определяют движение, развитие, совершенствование педагогических систем, и как следствие устойчивость, их жизнестойкость, выживаемость [98]. В контексте нашей работы функциональными компонентами педагогической системы выступают: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и воспитательный.
Гностический – деятельность, отражающая уровень познавательной активности офицера (преподавателя). При низкой познавательной активности офицера (преподавателя) не будут созданы необходимые условия для воспитания профессиональных ценностей у курсантов.
Проектировочный – определяет постановку целей, с помощью которых происходит воспитание у курсантов необходимых качеств, а также профессиональных ценностей.
Конструктивный – планирование деятельности офицера (преподавателя) и курсанта в военном институте, направленное на постоянное воспитание у военнослужащего профессиональных ценностей, способствующих выполнению возложенных на него задач и реализации его как гражданина своего Отечества.
Организаторский – организация деятельности офицера (преподавателя) и курсанта в военном институте по воспитанию профессиональных ценностей, способствующих выполнению возложенных на военнослужащих задач.
Воспитательный – важнейшая составляющая повседневной деятельности всех категорий, в рамках которой происходит мотивирование, осознание и проявление активности в деятельности по воспитанию профессиональных ценностей. Для нас данный компонент является ключевым и рассматривается как особый вид деятельности военнослужащего, направленный на реализацию функций воспитания определенных качеств личности, перевоспитания, внутренней мобилизации, психологической подготовки к будущей деятельности в войсках, побуждения к самосовершенствованию.
Основными структурными компонентами педагогической системы выступают: цель – воспитание профессиональных ценностей, профессиональное воспитание, офицер (преподаватель) как воспитатель, курсант как будущий офицер-воспитатель, средства воспитательных функций. Содержание компонентов будет раскрыто в следующем параграфе.
Критерии и показатели воспитанности профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии
В результате анализа педагогической и психологической литературы по данной теме выявилась недостаточная проработанность, с теоретической и эмпирической точек зрения проблема воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии.
Теоретический анализ изучаемых педагогических феноменов и сформулированная гипотеза позволили выстроить логику эмпирического исследования.
Цель исследования: разработать технологию процесса воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии и экспериментально проверить ее реализацию.
Также были определены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Сформировать банк диагностических методик по изучению воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии;
2. Выбрать группу испытуемых, определить базу и выборку исследования;
3. Провести исследование, собрать фактические эмпирические данные;
4. Провести формирующий эксперимент воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных институтов войск национальной гвардии;
5. Осуществить обработку и анализ полученных данных с использованием методов математической статистики (описательная статистика, непараметрический критерий Фридмана и критерий Уилкоксона);
6. Провести интерпретацию результатов исследования и сформулировать выводы.
Эмпирическое исследование проводилось в течение 2015-2019 гг. и включало в себя три этапа:
Констатирующий – включающий диагностику состояния уровня профессиональных ценностей у курсантов, диагностику процесса профессиональной подготовки в военных образовательных организациях высшего образования в объективных условиях, подбор педагогических работников, обоснование контрольной и экспериментальной групп и эффективной технологии воспитания исследуемого явления у курсантов в процессе профессиональной подготовки.
Формирующий – заключался в реализации технологии воспитания профессиональных ценностей у курсантов военных образовательных организаций высшего образования в процессе профессиональной подготовки и основных путей повышения эффективности этого процесса.
Контрольно-оценочный – целью которого являлось определение уровня воспитанности профессиональных ценностей у курсантов в процессе профессиональной подготовки экспериментальной и контрольной групп и оценка эффективности реализации технологии воспитания в процессе профессиональной подготовки.
Результаты диагностических исследований подвергались статистической компьютерной обработке с использованием компьютерной программы для статистической обработки данных STATISTICA 10.
Базой исследования являлся Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, репрезентативная выборка составила 150 курсантов и 25 преподавателей военного института. Тестирования проводились на 2-ом, 3-ем и 4-ом годах обучения курсантов.
Отметим, что методы исследования условно были разделены на: теоретические: анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы; анализ информационных ресурсов сети Интернет по теме исследования; аналогия и сравнение; моделирование; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта; методы опроса (беседа, анкетирование); педагогическое наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных: непараметрический критерий Фридмана и критерий Уилкоксона.
Исходя из цели и задач исследования были сформированы диагностические методики (см. таблицу 1), которые содержат шкалы, необходимые для диагностики проверки сформулированной гипотезы. При отборе методик учитывались: надежность и достоверность методик; доступность методик для испытуемых; возможность математической обработки полученных данных.
Рассмотрим каждую из методик в отдельности:
1. Методика «Исследование ценностных ориентаций М. Рокича» – позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основы «философии жизни».
Согласно теории М. Рокича существуют два класса ценностей – терминальные и инструментальные [141]. Терминальные ценности М. Рокич (см. рисунок 3) определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности (см. рисунок 4) – как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Ключ, обработка результатов, интерпретация.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д.
Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить невоспитанность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.
Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование [38].
Достоинствами методики являются универсальность и удобство в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Реализация технологии и динамика воспитания профессиональных ценностей у курсантов Новосибирского военного института войск национальной гвардии
В ходе поиска и анализа воспитанности профессиональных ценностей у курсантов Новосибирского военного института войск национальной гвардии, необходимым явилось определение их критериев и показателей, начиная с их уточнения.
Исходя из анализа категории «Критерии» – это «мерило признак для оценки, классификации профессиональных ценностей», «определенные нормы и правила», «средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления профессиональных ценностей», «мера оценки, определения, сопоставления», «найти правильный критерий оценки».
Таким образом, критерии воспитанности профессиональных ценностей у курсантов НВИ войск национальной гвардии составляют основу её оценочной деятельности, служат её нравственным ориентиром.
При обосновании критериев и показателей, необходимых для комплексной оценки эффективности функционирования воспитательной системы военного института, исходим из трактовки понятий «критерий» и «показатель» в энциклопедической, а также специальной литературе. Так, «критерий может быть интерпретирован как показатель, на основании которого можно судить об эффективности какого-либо процесса. При этом подходе критерий есть совокупность основных показателей, раскрывающих определенный уровень какого-либо явления. Данный подход характеризуется тем, что степень воспитанности показателя определяется путем фиксации его критериев на различных уровнях.
Таким образом, понятие «критерий» в научной литературе трактуется неоднозначно, особенно при соотношении понятий «критерий» и «показатель» допускается смешение этих неоднозначных категорий.
Критерий – это мерило, с помощью которого осуществляется оценка явлений, процессов, состояний, в том числе, воспитания духовных и нравственных качеств личности. Связь понятий «критерий» и «мера» важна, так как выражает качественно-количественную определенность. Критерий шире показателя, который является составным элементом критерия и характеризует его содержание.
Показателем Г.П. Иванова считает основание, позволяющее судить о наличии того или иного признака. Причем число показателей, должно быть сведено до минимума, чтобы процедура оценивания была простой.
Каждый критерий включает в себя группу показателей, качественно и количественно характеризующих его. Среди требований к критериям выделяют высокую надежность, адекватность объективных и субъективных оценок, конкретность, точность, а также интегративность.
Кроме того, критерий – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере).
Критерий эффективности – это условия, при которых функционирование системы может быть признано эффективным.
Критерии истинности знания. Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности.
Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.
Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным, например: «критерий пригодности объекта», «критерий превосходства объекта», «критерий достоверности результатов», «критерий достаточности испытаний».
Показатель – количественная оценка, обобщенная характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств, обычно, выраженная в численной форме.
Учитывая специфику диссертационного исследования, выделим следующие критерии: мотивационно-регулятивный; когнитивный; деятельностный; рефлексивный.
Показателями выделенных критериев и содержанием у курсантов НВИ войск национальной гвардии будут являться (см. таблицу 18).
С позиций методологии системного подхода отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное – к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство – воспитанность личности. Воспитанность представляет собой интегративное свойство личности, как совокупность достаточно воспитанных личностных качеств, среди которых базовыми являются нравственные деятельно-волевые черты характера, формируемые на основе процесса самовоспитания.
Изучение командиром (начальником) и побуждение курсантов к самоанализу, самоопределению и самовоспитанию воли и характера способствуют обеспечению курсантам реальной педагогической поддержки.
Изучение человека в условиях образовательного учреждения осуществляется с помощью психологической диагностики, определяемой как обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей его психики: способностей, личностных черт, мотивов, отклонений от психической нормы и т. д.
Процедура психолого-педагогической диагностики состоит из двух этапов: 1) сбора информации; 2) постановки «диагноза» и формулировки рекомендаций» [34].
Объектом педагогической диагностики является педагогический процесс, его основные компоненты – преподаватель и курсант, военный коллектив взвода, содержание, методы, средства и результат педагогической деятельности, ее качество.
Для того чтобы управлять процессом воспитания и самовоспитания, необходимо иметь возможность анализировать продвижение курсантов в их нравственно-волевом развитии, что требует создания соответствующих диагностических программ (методик).
В зависимости от внешней регуляции и внутренней саморегуляции выделяем несколько уровней проявления воспитанности нравственных деятельно-волевых черт характера.
Низкий уровень характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, самоорганизация и саморегуляция не развиты. Для пограничной части этого уровня характерно слабое проявление положительного, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.
Показателем высокого уровня является наличие устойчивого положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции.
Критерием продвижения курсантов НВИ войск национальной гвардии в самовоспитании нравственно-ценностных черт характера является создание, развитие и обогащение потребности в самовоспитании, умение ставить цель, владение методами самовоспитания.
Оценка уровня воспитанности качеств осуществлялась баллами 1, 2, 3. Низкий (1): признает необходимость, но не ставит задачу самовоспитания данной черты характера. Средний (2): признает необходимость, ставит задачу, пытается воспитать данную черту характера. Высокий (3): признает необходимость, ставит задачу, владеет навыками самовоспитания данных черт характера (см. таблицу 19).
В основу положены идеи Н.Ф. Яковлевой на варианты диагностики [198].