Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Беккерман Павел Борисович

Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования)
<
Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования) Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беккерман Павел Борисович. Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования): диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Беккерман Павел Борисович;[Место защиты: «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»].- Москва, 2016.- 234 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы творческого развития обучающихся в системе негуманитарного среднего профессионального образования 17

1.1. Творческое развитие учащейся молодёжи как актуальная проблема психолого-педагогической науки 17

1.2. Специфика дополнительного художественного образования в контексте профессиональной подготовки в негуманитарных колледжах 35

1.3. Анализ современных педагогических подходов к творческому развитию в контексте стандартизации образования 57

Глава 2. Современное педагогическое обеспечение творческого развития обучающихся в негуманитарных колледжах. Итоги экспериментальной работы 81

2.1. Учебно-учебно-методическое сопровождение творческого развития подростков и молодежи в студиях дополнительного художественного образования 81

2.2. Фестивально-конкурсное движение в области искусств и его значение для обучающихся негуманитарных колледжей 109

2.3. Программа, этапы и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 132

Заключение 155

Список литературы 158

Специфика дополнительного художественного образования в контексте профессиональной подготовки в негуманитарных колледжах

Творчество – это особая сторона повседневной жизни человека, которая в силу определенных характеристик лишена обыденности. Именно уникальность результата подобной деятельности незаурядна и указывает на важность творчества в жизни человека, а в особенности молодых людей, находящихся в самом начале жизненного пути и постигающих самые основы взрослого мировоззрения и профессионального мастерства. То есть, посредством творчества открывается что-то новое не только в окружающем мире, но и раскрываются психологические и интеллектуальные особенности самой личности. Творчество представляет собой свободный процесс, что является важным при его рассмотрении в контексте изучения творческого развития обучающихся негуманитарных колледжей. В этом параграфе мы остановимся на распространенных энциклопедических определениях творчества, проанализируем определения, данные видными учеными-исследователями, и рассмотрим ключевые проблемы творческого развития молодежи на современном этапе.

Толковый словарь С. И. Ожегова [93, с. 791] определяет творчество как «процесс создания новых по замыслу культурных ценностей, процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Итог данной деятельности – создание субъективно нового. Основной критерий творчества – уникальность его результата. Каждый человек уникален по своей сути, поэтому и результат, созданного им, уникален: невозможно повторение точно такого же результата даже при одинаковых условиях. Но для контраста следует остановиться на важном критерии творчества, приведенном академиком П. Л. Капицей, который сводится к свободе творческой деятельности, т. е. «действию не по инструкции». Данный аспект имеет особую важность при рассмотрении объекта настоящего исследования – системы дополнительного образования, где максимальный уход от инструкций, принуждения, диктата или формализма в сторону максимальной рекреации и неформальной атмосферы в процессе обучения является основополагающим для достижения основных педагогических целей.

Определение творчества Большой Советской Энциклопедии сочетает в себе, подобно другим энциклопедическим источникам, важность создания качественно нового в процессе творчества, а также указывает на необходимость разделения понятия «творчество» на сферы. Одна из таких сфер, особенно существенная для педагогических исследований, – психология. Именно Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко [22] заставляет усомниться в коротких и лаконичных определениях. В частности, в данном источнике творчество рассматривается в узком и широком смысле, а также приводятся некоторые пограничные точки зрения. Узкая трактовка понятия творчества заключается в констатации того факта, что занятие им есть удел немногих избранных людей. Например, Л. С. Выготский приводит эту формулу как точку зрения, отличающуюся некоторой узостью, а также одновременно подчеркивает необходимость рассмотрения творчества и с психологической точки зрения. В контексте данного диссертационного исследования особенно актуально уточнение, что даже там, где нет гениальных открытий, научных прорывов, может существовать творчество, если человек комбинирует, изменяет, создает что-то новое [28].

Интересным дополнением является выдержка из определения творчества, данного С. Л. Рубинштейном, согласно которой «творчество – это деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.» [112, c. 482]. То есть в данном случае «история развития творца» имеет прямое отношение к творческому развитию созидающей личности. Ведь человек комбинирует, оперирует уже существующими знаниями, изменяет или расширяет область их применения, что, по мнению польского ученого А. Матейко, конечно, весьма условно, можно отнести к низшему уровню творчества [80, с. 9]. Но даже в подобном, весьма своеобразном определении не отрицается факт создания чего-то нового. Поэтому следует взять за основу аспект новизны и согласиться с утверждением Я. А. Пономарева, что всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития [51].

Несмотря на некоторую элитарность творчества, подчеркиваемую в определениях С. Л. Рубинштейна, в смысле социальной значимости и оригинальности нас интересует история развития созидающей личности. Именно актуальное развитие личности и создание самой личностью чего-то нового, уникального в силу неповторимости каждой отдельной личности – и определяет, на наш взгляд, творчество. Важная особенность творчества отмечена и в развернутом определении А. К. Спиркина, где автор говорит о субъективной и объективной значимости творчества [120]. В этой связи также интересна точка зрения Г. Г. Гиргинова. Ученый определяет особенность творчества тем, что «вырабатываются формы, методы, средства субъективного переустройства наличного» [32, с. 15]. Это подкрепляется определением творчества Педагогической энциклопедии, в котором подчеркивается: «Творчество – высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека» [100, с. 41].

Анализ современных педагогических подходов к творческому развитию в контексте стандартизации образования

Рассмотрим подробнее приведенные направления. Многоуровневое взаимодействие педагогов на разных уровнях является приоритетным не только для системы дополнительного художественного образования, но и всего образования в целом. В контексте разработанного учебно-методического сопровождения предлагается рассмотреть несколько комбинаций такого взаимодействия и проанализировать его позитивные аспекты для достижения поставленных целей и задач.

Первый и основной вид взаимодействия – это непрерывный ежедневный учебно-воспитательный процесс в рамках конкретного образовательного учреждения. Его участники – педагоги и мастера базовой подготовки, педагоги дополнительного художественного образования. Как отмечалось в первой главе, сущность дополнительного образования вообще и дополнительного художественного, в частности, заключается в дополнительности, опосредованности социального воспитания и побочности, которые при определенных условиях становятся основополагающими, центральными факторами в педагогическом воздействии на учащихся. Для возникновения подобных условий необходим высокий уровень осведомленности педагогов базовой подготовки о творческой деятельности обучающихся и учебном процессе дополнительного художественного образования.

Процесс выстраивания подобных взаимоотношений начинается в начале учебного года, в момент набора обучающихся в студии дополнительного образования. На этой стадии важна первая встреча (беседа, знакомство) педагога дополнительного образования с группами обучающихся, их мастерами и классными руководителями, а также с учителями-предметниками базового образования. В силу различных организационных моментов, а также причин психологического свойства не все учащиеся попадают в соответствующие студии после знакомства с педагогами дополнительного художественного образования. Именно на этом этапе важно вмешательство в ситуацию педагогов базовой подготовки, а в особенности классных руководителей и мастеров производственного обучения.

Если личные беседы не приносят результата, представляется еще одна возможность для привлечения молодых людей в студии. Она заключается в демонстрации «ситуации успеха», когда еще не присоединившиеся к занятиям сверстники получают информацию от обучающихся, уже занимающихся в студии. Последние сами приглашают друзей понаблюдать за своими выступлениями, за самим учебным процессом. Сначала это происходит в неформальной обстановке студии, затем наступает время коллективных творческих дел (инициатив, поисков, мероприятий и др.) и общественно-значимых событий (выступлений, конкурсов, фестивалей и т. п.), где каждому участнику отведена определенная, по-своему уникальная и важная роль.

Контакт между педагогами важен также для координации времени учебных занятий. Ввиду повышенной утомляемости современных учащихся педагоги дополнительного образования стараются следить за расписанием учебных занятий и графиками проведения производственной практики для минимизации времени пребывания обучающихся в колледжах сверх базовых, обязательных учебных часов. Отметим, здесь реализуется рекреативная функция дополнительного художественного образования по части предоставления учащемуся возможности занятия любимым делом (творческой деятельностью) в часы основного учебного процесса. Кроме того, на наш взгляд, имеет место компенсация недополученного внимания и дополнительная психологическая подготовка учащихся к основному, обязательному учебному процессу. Если это происходит во временном промежутке между часами базового образования, то попадает в сферу влияния компенсаторной функции.

Согласно существующим нормативам, правилам и рекомендациям Министерства образования и науки РФ, занятия в студиях дополнительного образования следует проводить после занятий по базовым курсам. Но в дни раннего окончания производственной практики и в случаях переноса тех или иных часов принято, что именно мастер или классный руководитель извещает о том, что некоторые учащиеся будут готовы к занятиям студии в более ранние часы. Такая информация передается, как правило, либо напрямую педагогу дополнительного художественного образования, либо через воспитательный отдел или блок дополнительного образования. Именно эта непосредственная возможность взаимодействия педагогов обеспечивает систематичность и последовательность занятий, что крайне важно при организации учебного процесса в целом.

Ранее в исследовании уже говорилось о воспитательной функции дополнительного образования в контексте решения воспитательных проблем и построения доверительных отношений с обучающимися. В неформальной атмосфере студии дополнительного художественного образования возникает особая взаимосвязь, символическая цепочка для решения известных общих и частных воспитательных задач: обучающийся – педагог дополнительного образования – классный руководитель, педагог-предметник или мастер производственного обучения – воспитательный отдел. Следует отметить, что данная взаимосвязь является циклической и представляет собой важнейшее звено всего воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения.

Всесторонняя педагогическая поддержка творческих проявлений обучающихся технических колледжей представлена ниже в контексте педагогики индивидуальности и близких к ней концепций. Под определением «всесторонняя» мы понимаем внимание ко всем сторонам и аспектам педагогической поддержки. Подчеркнем, по своей сути творческое развитие и направлено на развитие индивидуальности учащегося при очевидном главенстве гуманистической педагогики [4]. Подтверждением этому являются упомянутые нами ранее особенности дополнительного художественного образования (см. параграф 1.2).

Исследователь О. С. Гребенюк останавливается на основных положениях педагогики индивидуальности. Перечислим их: – освоение самого человека, его собственного мира и развитие его сущностных сил; – сосуществование с традиционной педагогикой при обслуживании разных целей человека и общества; – развитие индивидуальности человека и интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной сфер [36[. Отсюда следуют и определенные действия, которые необходимо предпринимать для создания условий развития индивидуальности: – следовать за природой, принимая во внимание различия между детьми; – принимать меры по совершенствованию индивидуальных особенностей ученика; – сопровождать, а не вести ребенка!

Учебно-учебно-методическое сопровождение творческого развития подростков и молодежи в студиях дополнительного художественного образования

Участие в педагогическом процессе семьи особенно важно для гармоничного, творческого развития и образования. У обучающихся не возникает ощущения изолированности, так как в педагогический и творческий процесс включены их близкие, особенно значимые для них люди. В целом, говоря о специфике педагогической деятельности преподавателей системы дополнительного образования, можно особенно подчеркнуть, что его роль в образовании и воспитании молодого поколения заключается в следующем: – адаптации обучающихся к современной социокультурной среде; – активизации использования современных образовательных технологий для освоения содержания образования и общего развития не только детей, но и их родителей; – интеграции различных сфер и технологий педагогики [17], [47], психологии и культурно-досуговой деятельности, тогда как последняя приводит к появлению опыта. Подчеркнем, именно опыт «слагается из способностей, умений, дарований, опирается прежде всего на положительные стороны объекта, который активизирует способности личности, формирует социально значимые потребности, установки и ценностные ориентации» [28, с. 23].

Современный преподаватель дополнительного образования должен ставить перед собой не только тактические цели, связанные, прежде всего, с обучением определенным навыкам, но и цели стратегические. Ведь именно в системе дополнительного образования создаются условия для воспитания людей с активной жизненной позицией, способных самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределятся в меняющемся обществе. Кроме того, в учреждениях дополнительного образования учебно-воспитательный процесс должен быть целостным, направленным на создание особой культурно-образовательной среды, распространяющейся на все занятия и учебные курсы, которые включены в основные профессиональные образовательные программы.

Как уже говорилось, в силу своей специфики, дополнительное образование отличается от обязательного основного учебного процесса и априори больше тяготеет к гуманистической педагогике. Условия личностно-развивающего обучения – это базовый компонент дополнительного образования. Поэтому информационная парадигма образования не должна преобладать в секторе дополнительного образования, целью которого является творческое и личностное развитие обучающихся.

Безусловно, в области дополнительного образования существует ряд проблем, которые затормаживают его развитие и, как следствие, существенно осложняют сам процесс профессионального совершенствования педагогов и их профессиональной культуры. Назовем, на наш взгляд, основные: отсутствие средств на разработку, издание программно-методического фонда и на специализированную подготовку педагогов; недостаточная информационная база в области научных исследований по проблемам дополнительного образования; слабое влияние на средства массовой информации в области пропаганды лучших образцов детского творчества в противовес антихудожественной продукции, негативно влияющей на нравственное воспитание подрастающего поколения и др.

Среди факторов развития системы дополнительного образования отметим, прежде всего, значительное повышение интереса учащихся к его дисциплинам. Но для возникновения такого интереса нужны высококвалифицированные преподаватели, обладающие не только обширными знаниями по своему предмету, но и высокой профессиональной культурой, включая творческую активность, профессиональную мобильность и др.

В современных условиях существования дополнительного образования необходимо учитывать, что многие представители молодежи не отличаются отменным здоровьем. Значит, дополнительное учебное время может оказаться для них серьезной нагрузкой, которая отрицательно скажется на самочувствии. При создании воспитательной среды это становится отягчающим фактором, и самостоятельно разрабатываемые педагогом методики и технологии зачастую сводятся к минимизации утомляемости обучающегося. Именно поэтому эффективность работы педагога дополнительного образования во многом определяется созданием и реализацией авторской продуктивной педагогической технологии, методики, подхода к преподаванию предмета.

Все обозначенные направления – многоуровневое взаимодействие педагогов, всесторонняя педагогическая поддержка учащихся, постоянный мониторинг, профессиональное совершенствование педагогов дополнительного образования – призваны обеспечить максимально полное развитие творческих возможностей и ресурсов подростков, юношей и девушек. Здесь же необходимо обратить внимание и на такой немаловажный аспект методического сопровождения творческого развития, как учебные рабочие программы дополнительного художественного образования.

В рамках учебно-методического сопровождения творческого развития обучающихся-«негуманитариев» предполагается обязательное применение учебных рабочих программ, разработанных в соответствии с методическими рекомендациями учебно-методических центров среднего профессионального образования и с учетом принципов доступности и непосредственной заинтересованности искусством. Последний из указанных принципов подразумевает не столько интерес к искусству как средству достижения каких-либо целей, а вызываемый педагогом интерес к самому процессу творчества, постепенное и последовательное, в ряде случаев внимательное и неспешное приобщение молодых людей к различным событиям, явлениям и фактам искусства, наиболее значимым и привлекательным для них на первоначальном этапе знакомства. Это предполагает наличие у самого педагога высокой профессиональной культуры, умения создать дружелюбную и комфортную для обучающихся «атмосферу творчества» – так называемую неформальную или непринужденную атмосферу.

Напомним, что успешная реализация функций дополнительного художественного образования, рассматриваемых в данном диссертационном исследовании, зависит, в том числе, от соблюдения важных компонентов данного образовательного сектора: дополнительности и опосредованности социального воспитания. Существующий сегодня стандарт как общественный договор и инструмент реализации государственной политики в области образования оставляет вышеназванные компоненты за рамками рассмотрения, поскольку является совершенно особым нормативным документом. Поэтому именно в системе дополнительного образования имеет смысл уделить должное внимание тем пунктам учебных программ, которые не связаны напрямую с получением и освоением конкретных общих компетенций. В качестве примера рассмотрим музыкальные студии дополнительного художественного образования.

Фестивально-конкурсное движение в области искусств и его значение для обучающихся негуманитарных колледжей

Обобщающий этап (2014–2015 гг.) в целом посвящен анализу результатов экспериментальной работы и подведению итогов на основе выявленных доказательств эффективности разработанного методического сопровождения творческого развития. На этом этапе изучалась динамика творческого развития обучающихся экспериментальных и контрольных групп. Данные исследовались на основании сопоставления основных срезов уровней творческого развития. К изучению этого процесса привлекались специалисты в области дополнительного художественного образования, методисты, эксперты (искусствоведы, педагоги-музыканты, режиссёры, социальные педагоги, а также действующие мастера сцены – актеры, музыканты и т. д.), которые давали независимую оценку творческим работам обучающихся. На основании выделенных критериев проводилось обобщение полученных данных, их суммирование и расчеты в процентах.

Реализация сформулированных педагогических условий, основанных на предлагаемом учебно-методическом сопровождении, способствовала тому, что на заключительном этапе эксперимента отмечалось повышение уровня творческого развития практически по всем выделенным критериям. Особенно яркие достижения продемонстрированы по таким критериям, как «Освоение искусства», «Сформированность специальных умений и навыков», «Участие в фестивально-конкурсном движении», «Интерес к занятиям в студиях дополнительного художественного образования». По компоненту «Профессионально-творческий рост» – прежде всего, по критериям «Активность» и «Коммуникативность».

В качестве подтверждения положительных результатов опытно-экспериментального исследования приведем несколько примеров.

Пример 1. Участница вокальной группы Лера Ф., обучающаяся по профессии 210401.02 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и радиоприборов», испытывала сложности с правильным интонированием по причине плохой координации слуха и голоса, что позволяет причислить ее к четвертому типу обучающихся вокальной студии (см. параграф 2.2). Именно поэтому во время репетиций к конкурсам и смотрам она оказывалась вне активного и привычного учебного процесса. Но в определенный момент выяснилось, что девушка увлекается компьютерной анимацией и созданием слайд-шоу. Это новшество последнего десятилетия стало неотъемлемой частью любого сценического выступления, поэтому проявившиеся творческие возможности Леры Ф. оказались востребованными и необходимыми для эстрадной студии, готовящейся к конкурсным выступлениям. Наблюдая за репетиционным процессом, участвуя «со стороны», девушка имела дело с визуальными, звуковыми и поэтическими образами. В опосредованной форме у нее развивался художественный вкус, происходило творческое переосмысление различных художественных образов, усиливалась любознательность, и расширялся кругозор.

В приведенном примере опора на синтез искусств дала три видимых результата. Во-первых, обучающаяся осталась в коллективе и почувствовала причастность к творческому процессу, что повысило ее готовность к преодолению кризисов в личностном и профессиональном развитии, помогло обрести необходимые навыки в создании творческого продукта, развило мотивацию на самореализацию в творческой деятельности. Во-вторых, параллельно работе со слайд-шоу она не оставила занятия вокалом, а благодаря успеху в художественном оформлении сценического номера получила бльшую уверенность в себе для продолжения занятий в вокальной студии, что свидетельствует о росте самооценки и позитивных личностных изменениях, повышении инициативности. В-третьих, пример Леры Ф. заинтересовал других обучающихся, показал многообразие художественно-творческой деятельности, необходимое для подготовки сценического действа, и повлиял на развитие общего культурного кругозора молодежи.

Пример 2. Вадим А., обучающийся по специальности 072500.02 «Ювелир», относящийся ко второму типу обучающихся (см. параграф 2.2), с особыми музыкальными способностями. Этот молодой человек имел ограниченные возможности по состоянию здоровья (проблемы опорно-двигательного аппарата) и в самом начале экспериментальной работы был малоинициативен, свои профессиональные задания выполнял формально и без воодушевления. В ходе эксперимента стал принимать участие в художественно-творческой деятельности вокальной студии. На занятиях юноша постепенно раскрылся как способный, вдумчивый и эмоциональный вокалист, а ознакомление с классическими музыкальными произведениями и обсуждение художественных особенностей их современного эстрадного исполнения способствовали очевидному профессионально-творческому росту. Вадим А. в итоге разработал коллекцию ювелирных украшений «Свет любви».

Таким образом, обучающийся показал весьма значительный рост уровня творческого развития по всем критериям. Наиболее важным для него оказалось раскрытие в себе имеющегося вокального таланта. Это повысило его самооценку, породило мотивацию к художественно-творческой деятельности и профессиональному росту. В итоге Вадим А. дважды добился успеха на фестивале художественного творчества «Надежда», став лауреатом на окружном уровне, а также, соответственно, дипломантом и лауреатом городского этапа (см. приложение 4).

Формы занятий, на которых они использовались, были различными, например исследование, репетиция, обсуждение интерпретаций музыкальных произведений и др. Задания были направлены на то, чтобы обеспечить переход от формально-логических действий к творческим. Такие задания развивают подвижность и гибкость мышления, стимулируют процессы эмоциональной активности; учат более широко подходить к проблемам, не механически заучивать материал, а мыслить самостоятельно, не боясь оспаривать чужое мнение, но делать это аргументированно, находя собственные подходы. Кроме того, данная система педагогических ситуаций предполагает диалогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся в процессе творчества, включая такие направления педагогической работы, как наблюдение над личностными изменениями обучающихся в процессе восприятия учебной информации и художественного (в данном случае, музыкального) произведения; обсуждение с обучающимися их оценки и восприятия; развитие культуры личности обучающихся, их эстетического опыта на основе раскрытия сущности музыкального искусства, его истории, особенностей создания музыкального образа и др. Ведущей задачей педагога становится раскрытие значимости обретения собственной позиции в результате размышлений; обогащение знаний об искусстве на основе изучения биографий великих композиторов, певцов, исполнителей.