Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания процесса совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе хореографического образования 16
1.1. Современные педагогические концепции профессиональной деятельности педагога в системе хореографического образования 16
1.2. Структура профессиональной деятельности педагога в системе хореографического образования 37
1.3. Ведущие подходы к совершенствованию профессионального мастерства педагога в системе хореографического образования 60
Глава 2. Педагогическое проектирование технологий совершенствования профессионального мастерства педагогов в системе хореографического образования 83
2.1. Аксиологический подход как эффективное основание технологий совершенствования профессионального мастерства преподавателя специальных хореографических дисциплин 83
2.2. Технологическая модель процесса совершенствования профессионального мастерства преподавателей специальных хореографических дисциплин на основе аксиологического подхода 104
2.3. Опытно-экспериментальная деятельность по совершенствованию профессионального мастерства преподавателей специальных хореографических дисциплин на основе аксиологического подхода 131
Заключение
Список использованной литературы
- Структура профессиональной деятельности педагога в системе хореографического образования
- Ведущие подходы к совершенствованию профессионального мастерства педагога в системе хореографического образования
- Технологическая модель процесса совершенствования профессионального мастерства преподавателей специальных хореографических дисциплин на основе аксиологического подхода
- Опытно-экспериментальная деятельность по совершенствованию профессионального мастерства преподавателей специальных хореографических дисциплин на основе аксиологического подхода
Введение к работе
Актуальность исследования проблем разработки и применения
современных технологий совершенствования профессионального
мастерства педагога в системе хореографического образования
определяется насущными задачами повышения качества
профессионального образования как самих преподавателей, так и их
учеников, особенности профессиональной подготовки которых зависят от
профессионализма, призвания, мастерства и отношения к своему делу
педагогов. При том, что в образовательные программы хореографических
учебных заведений входит значительное разнообразие учебных
дисциплин, на формирование личности танцовщика максимальное влияние
оказывают педагоги так называемых специальных, или
профессионализирующих дисциплин – практико-ориентированных
хореографических дисциплин, большая часть которых реализуется в форме
аудиторных практических занятий по определенным видам танца,
например, классического или историко-бытового. Соответственно,
педагогическое мастерство преподавателей подобных дисциплин
становится краеугольно значимым в учебно-творческой среде
хореографического образования.
В образовательной ситуации последних двух десятилетий, когда появляются многочисленные учебные и творческие центры, готовящие танцовщиков как в соответствии с Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», так и вне связи с ним, особенно важно добиваться максимальной эффективности обучения всех кадровых звеньев художественно-педагогической традиции хореографического искусства, осуществляемой на базе профессиональных учебных заведений. В такой специализированной области образования, как хореографическое, нужно соблюдать и реализовывать все принципы и подходы, характерные для образования в сфере искусства. Однако, качество и содержание профессиональной подготовки как самих преподавателей специальных хореографических дисциплин, так и их учеников, не во всем соответствует закономерностям педагогики искусства, в связи с чем учебно-воспитательный процесс хореографических учебных заведений нуждается в совершенствовании и обновлении методических основ.
Сама сущность художественно-педагогической традиции
хореографии как единства искусства, обучения, воспитания и творческого
развития, требует применения идей ценностно-эстетического наполнения
учебного процесса. В обучении танцовщиков необходимо проявить
педагогический потенциал профессионального призвания педагогов и их
учеников, а также концертмейстеров, которых не случайно называют
«вторыми учителями». Педагоги должны овладеть мастерством
эффективного проектирования траектории творческого обучения
танцовщиков, а все педагогическое сообщество преподавателей специальных дисциплин - ликвидировать неоднородность в своем образовании и качестве сценической практики своих членов. Обучение по специальным дисциплинам необходимо осуществлять в соответствии с естественным порядком выработки хореографических умений и навыков как в собственно танцевальном, так и музыкальном аспектах. Важно применять принципы и идеи ценностно-ориентированного подхода, позволяющего максимально раскрывать призвание к творческому труду, формируя ценностно-эстетическое отношение к своей профессии.
Все вышеописанное определяет высокую значимость разработки
современных технологий совершенствования профессионального
мастерства педагога в системе хореографического образования,
учитывающих специфику творческой деятельности всех субъектов хореографического искусства и отвечающих необходимости проявления всех составляющих их одаренности и высокого нравственно-эстетического отношения к своему творчеству – художественному и педагогическому. Нравственные ценности и эстетическое содержание творческого труда – эти составляющие и признаки хореографической педагогики заставляют нас обратиться к принципам аксиологического подхода.
Аксиологический или ценностно-ориентированный подход –
методологическое основание современной педагогики, позволяющее
добиваться высокой эффективности выработки нравственных и
эстетических ценностей как базовых факторов обучения и воспитания.
Особенно значим аксиологический подход в обучении творческим
профессиям. Поэтому можно констатировать необходимость опоры на
данное методологическое основание, которое может стать фундаментом
построения системы эффективных и актуальных современных
технологий совершенствования профессионального мастерства
педагога в системе хореографического образования.
Степень разработанности проблемы. Отдельные вопросы
проектирования технологий и методов профессионального образования,
мастерства и совершенствования профессиональной подготовки педагогов
в системе хореографического образования исследовались неоднократно:
так, за последние 14 лет в России было защищено 6 диссертационных
исследований: Борисова А.И. «Психолого-педагогические аспекты
подготовки педагога-хореографа» (2001), Юрьевой М.Н.
«Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе
подготовки педагога-хореографа в вузе» (2001), Телегиной Л.А.
«Психологическая подготовка педагогов-хореографов к будущей
профессиональной деятельности» (2004), Богачевой Ю.В. «Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств» (2007), Митакович Л.А. «Подготовка бакалавров художественного образования по профилю
«хореографическое искусство» к решению профессиональных задач»
(2010) и Кившенко Ю.А. «Средства профессиональной подготовки
педагогов-хореографов в вузе» (2011). Данные исследования предлагают
пути оптимизации профессиональной подготовленности педагогов-
хореографов по таким направлениям, как развитие их психологических
компетенций, формирование профессиональной мотивации, создание
специальных организационно-педагогических условий их обучения и
воспитания, индивидуализация их обучения и дальнейшей
профессиональной деятельности. Однако они не освещают проблем, заявляемых в качестве магистральных в настоящем исследовании.
В существующем массиве источников по названной проблеме
отсутствуют профилированные исследования проектирования наиболее
эффективных методологических оснований системы технологий
совершенствования профессионального мастерства педагогов специальных дисциплин в системе хореографического образования, что позволяет сформулировать проблему настоящего исследования, заключающуюся в насущной необходимости формирования ценностно-ориентированной системы технологий совершенствования профессионального мастерства педагогов специальных дисциплин в системе хореографического образования.
Объект исследования: профессиональное мастерство педагогов специальных дисциплин в системе хореографического образования.
Предмет исследования: процесс применения современных
технологий совершенствования профессионального мастерства педагогов специальных дисциплин в системе хореографического образования.
Цель исследования – научно обосновать и сформировать систему
эффективных педагогических технологий совершенствования
профессионального мастерства педагогов специальных дисциплин в системе отечественного хореографического образования на основе принципов аксиологического подхода.
Задачи исследования:
- выявить структуру профессиональной деятельности и содержание
профессионального мастерства педагога в системе хореографического
образования;
- определить ведущие теоретико-методологические основания и
важнейшие педагогические концепции профессиональной деятельности
педагога в системе хореографического образования;
- определить ведущие подходы к профессиональному
совершенствованию педагога специальных дисциплин в системе
хореографического образования;
- разработать и экспериментально апробировать технологическую
модель процесса совершенствования профессионального мастерства
педагогов специальных хореографических дисциплин на основе аксиологического подхода;
В настоящем исследовании в качестве ведущей выдвигается гипотеза о том, что профессиональное образование и профессиональная деятельность педагогов специальных хореографических дисциплин будет более эффективным, если их профессиональное мастерство будет совершенствоваться посредством современных педагогических технологий с учетом:
- принципов педагогики искусства;
- задач нравственно-эстетического развития учащихся,
реализующихся на основе аксиологического подхода;
- технологического алгоритма развития таких важнейших качеств
учащихся хореографических учебных заведений, как музыкальность и
танцевальность.
Методологической основой исследования стали:
методологические идеи исследователей системы художественного образования в целом и хореографического и музыкального образования в частности (Г.А. Безуглая, А.А. Бойко, А.И. Буров, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Т.В. Чередниченко, Б.П. Юсов и др.);
общенаучные методологические концепции организации практико-ориентированного исследования гуманитарного предмета – принципы системного, деятельностного, структурно-функционального подходов;
- современные педагогические концепции профессиональной
деятельности педагогов системы хореографического образования (И.С.
Власова, Е.А. Горпиненко, С.А. Иванова, И.К. Измайлова, М.К. Леонова,
А. Мессерер, С.М. Оленев, П.А. Пестов, Н.В. Селиверстова и др.);
- исследования проблем профессиональных знаний, умений, навыков
и компетенций педагогов специальных дисциплин системы
хореографического образования посвящены - работы Т.Е.. Вендровой, И.С.
Власовой, Е.А. Горпиненко, С.А. Ивановой, И.К. Измайловой, С.М.
Оленева, Н.В. Селиверстовой и других, исследовавших особенности и
типичные проблемы профессионального образования педагогов системы
хореографического образования.
- исследования процесса профессиональной подготовки
танцовщиков в системе хореографического образования – труды М.К.
Леоновой, А. Мессерера, Н. Тарасова, П.А. Пестова, А.Вагановой, С.
Головкиной, В. Костровицкой, М. Фокина и многих других выдающихся
деятелей хореографического искусства;
- труды основоположников теоретического осмысления ведущих
педагогических подходов – аксиологического, компетентностного,
личностно-ориентированного и пр. (К.А. Абульханова-Славская, Б.С.
Гершунский, С.Н. Гессен, А.Д. Жарков, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.);
Цели, задачи исследования и его методологическая основа определили применяющиеся методы:
теоретический анализ опубликованных научных источников по проблемам профессиональной деятельности педагогов специальных дисциплин в хореографической педагогике, и смежным проблемам в соответствии с темой исследования;
методологический анализ современных педагогических идей в области практики преподавания специальных дисциплин в системе хореографического образования;
педагогическое моделирование учебного процесса в организациях системы хореографического образования;
методы организации и проведения педагогического эксперимента, включающие следующее: наблюдение, экспертные оценки, собеседования, метод постановки экспериментальных заданий, количественный статистический анализ полученных результатов;
- источниковедческие методы работы с опубликованными и
неопубликованными источниками.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали
Московская государственная академия хореографии, а также
образовательные организации высшего, среднего и дополнительного образования в области культуры и искусств, в том числе – ГБОУ СПО «Якутский хореографический колледж им. Аксении и Натальи Посельских», ГПОУ «Колледж искусств Республики Коми», дома творчества, детские школы искусств и пр.
В эксперименте приняло участие 186 практикующих педагогов, 48 студентов – будущих педагогов-хореографов, а также 484 учащихся российских хореографических образовательных организаций уровня среднего и высшего профессионального образования.
Этапы исследования.
На первом этапе (2008 - 2011 г.г.) была сформулирована проблема
исследования, выбраны теоретические пресуппозиции и методологические
основания исследования, осуществлялся подбор литературы по теме. В
соответствии с избранными концептуальными приоритетами
формировалась методика педагогического эксперимента.
На втором этапе (2011 - 2015 г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа с педагогами хореографических училищ образовательных организаций и их учениками, формировался текст основной части диссертационного исследования
На третьем этапе (2015 г.) осуществлялась завершающая часть работы над экспериментальным материалом, формировался текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- сформулирован принцип опережающего соответствия компетенций
педагога-хореографа особенностям профессиональной деятельности его
учеников, заключающийся в том, что преподаватель специальных
хореографических дисциплин обязан знать и уметь не только все то, что
должен уметь его ученик, но и обладать компетентностью,
обеспечивающей профессиональное развитие обучающихся;
- определена базовая педагогическая значимость развития
музыкальности учащихся системы хореографического образования, без
которой невозможно становление профессионализма танцовщика;
- сформированы аксиологическая концепция совершенствования
профессионального мастерства педагогов специальных дисциплини
хореографических образовательных учреждений;
- создана ценностно-ориентированная педагогическая модель
профессионального совершенствования педагогического мастерства
преподавателей специальных хореографических дисциплин, позволяющая,
преодолеть различия в базовой профессиональной подготовке педагогов и
их сценическом опыте и обеспечить выработку ценностного отношения
обучающихся к содержанию получаемой профессии.
Теоретическая значимость исследования:
- обобщены ведущие методологические подходы к организации
учебного процесса профессиональной подготовки обучающихся системы
хореографического образования и преподавателей специальных
хореографических дисциплин;
- теоретически доказана высокая эффективность аксиологического
подхода как методологического основания процесса профессионального
совершенствования преподавателей специальных хореографических
дисциплин и их учеников;
- сформирована дидактическая концепция последовательного
развития профессионально-личностных качеств обучающихся системы
хореографического образования, основанная на алгоритмической связи
«музыкальность – танцевальность» как естественном порядке развития
способностей к хореографическому искусству;
- концептуально обосновано содержание процесса
совершенствования профессионального мастерства преподавателей
специальных хореографических дисциплин в аспекте последовательного
развития профессионально-личностных качеств обучающихся, связанного
с оптимальным порядком освоения принципов хореопластической
интерпретации музыкального материала.
Практическая значимость исследования:
- научно обосновано и введено в практику образовательных
организаций системы хореографического образования содержание
программ повышения квалификации преподавателей специальных
хореографических дисциплин, отражающее требования к максимальному
развитию профессионально-личностных качеств обучающихся по
программам профессиональной хореографической подготовки;
- представлены и введены в практику образовательных организаций
системы хореографического образования аксиологические методы
проведения учебных занятий с обучающимися.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве
учебно-методического инструментария развития системы
профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, а также в качестве концептуального материала при осуществлении дальнейшего реформирования системы профессиональной подготовки педагогических кадров сферы культуры и искусств.
Наиболее существенные результаты, полученные лично
соискателем:
- выявлены и определены параметры и важнейшие направления
совершенствования профессионального мастерства преподавателей
специальных хореографических дисциплин системы хореографического
образования;
- научно обоснована и внедрена в образовательный процесс
учреждений системы хореографического образования система повышения
квалификации преподавателей специальных хореографических дисциплин,
основанная на принципах аксиологического подхода;
- научно обоснована структура процесса развития профессионально-
личностных качеств учащихся системы хореографического образования,
позволяющая наиболее эффективно формировать их профессионализм
начиная с развития музыкальности, производным и последующим
качеством от которой является танцевальность;
- разработано и внедрено в образовательный процесс организаций
системы хореографического образования содержание профессионального
совершенствования преподавателей специальных дисциплин,
позволяющее на базе аксиологического подхода осуществлять
эффективное музыкальное воспитание обучающихся.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
настоящего исследования обеспечивается выбором доказательной научной
базы и эффективной методологии, использованием целостного комплекса
современных методов практико-ориентированного педагогического
исследования, опорой на принципы аксиологической методологии педагогики, многократной практической проверкой, а значит -воспроизводимостью результатов исследования, массовидностью и репрезентативностью данных, полученных в результате статистической обработки материалов педагогического эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были отражены в докладах и
выступлениях на конференциях, семинарах и круглых столах по проблемам хореографического образования, в том числе:
- «Проблемы и перспективы подготовки кадров по направлениям
подготовки (специальностям) группы «Культура и искусство», Москва,
28.10 – 02.11 2011 года;
«Музыкальное сопровождение уроков классического, дуэтно-классического, народно-сценического танца, Сыктывкар, Республика Коми 11 – 12.02 2012 года;
«Методика преподавания классического танца в младших и средних классах», Якутск, 13 – 16.11 2014 года.
Автор принял участие более чем в 30 в конференциях, семинарах и
круглых столах по проблемам хореографического образования, а также
применял материалы данного исследования в собственной
преподавательской деятельности в процессе проведения курсов
повышения квалификации для педагогов системы хореографического образования.
Материалы диссертационного исследования широко используются в образовательной деятельности Московской государственной академии хореографии.
Положения, выносимые на защиту:
-
Деятельность преподавателей специальных хореографических дисциплин направлена на многоаспектное профессиональное развитие обучающихся, в связи с чем мастерство и компетентность педагога должны формироваться на основе принципа опережающего соответствия особенностям творческой и профессиональной деятельности учеников, заключающегося в том, что преподаватель обязан знать и уметь не только все то, что должен его ученик, но и обладать компетентностью, обеспечивающей непрерывное многоаспектное профессиональное совершенствование обучающихся и выпускников.
-
Профессиональное сообщество педагогов специальных дисциплин, работающих в системе хореографического образования, неоднородно по основаниям базового образования и наличию сценического опыта, в результате чего качество обучения и воспитания учеников также неодинаково. Данная проблема может быть решена широким внедрением целевых программ повышения квалификации педагогов специальных хореографических дисциплин.
-
Педагогический процесс, построенный на принципе максимального раскрытия профессионального призвания и позволяющий сформировать ценности профессионально-личностной реализации специалиста, является наиболее эффективным средством развития профессионального мастерства, что определяет высокую функциональную значимость аксиологического подхода в системе профессионального хореографического образования.
-
Профессиональное мастерство преподавателя специальных дисциплин в системе хореографического образования реализуется в контексте развития профессионально-личностных качеств обучающихся. Развитие профессионально-личностных качеств танцовщика начинается с освоения хореопластического интонирования музыки, и без глубокого понимания музыкального материала танцовщик профессионально непригоден. Поэтому педагогически выверенной последовательностью формирования профессионально-личностных качеств танцовшика является «сначала музыкальность – потом танцевальность».
-
Эффективной составляющей профессионального мастерства педагогов специальных дисциплин в системе хореографического образования является владение аксиологической методикой развития профессионально-личностных качеств танцовщика. Данная методика основывается на многоаспектном освоении музыкального материала посредством выработки профессионального ценностно-смыслового отношения к хореопластическому интонированию музыки.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Структура профессиональной деятельности педагога в системе хореографического образования
Как можно убедиться, в структуру профессиональной деятельности педагога должны входить не только действия, связанные непосредственно с проведением занятий, но и комплекс учебно-методических, организационных и научно-методических работ, которые являются обеспечивающими и вспомогательными для самого процесса проведения занятий. Применительно к практике педагога-хореографа это означает, что ядром его трудовых обязанностей является проведение занятий на высоком педагогическом уровне, решающее задачи, поставленные выше в соответствии со спецификой профессионализирующих дисциплин. Профессиональный стандарт также описывает необходимые умения и знания, определяющие структуру профессиональной деятельности педагога. Приведем их:
Необходимые умения: - Выполнять деятельность и(или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и(или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного курса, дисциплины (модуля) - Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом специфики образовательных программ, требований ФГОС ВО (для программ бакалавриата), особенностей преподаваемого учебного курса, дисциплины (модуля), задач занятия (цикла занятий), вида занятия, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей), стадии профессионального развития и возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания. - Устанавливать с обучающимися педагогически целесообразные взаимоотношения - Создавать на занятиях проблемно-ориентированную образовательную среду, обеспечивающую формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС и(или) образовательных стандартов, установленных образовательной организацией и(или) образовательной программой к компетенциям выпускников - Контролировать соблюдение обучающимися на занятиях требований охраны труда; анализировать и устранять возможные угрозы жизни и здоровью обучающихся в учебном кабинете (лаборатории, ином учебном помещении) - Соблюдать требования охраны труда - Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения учебного курса, дисциплины (модуля), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания: соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки, соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания, интерпретировать результаты контроля и оценки - Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимися профессиональной компетенции (для преподавания учебного курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции)) - Вносить коррективы в рабочую программу, план изучения учебного курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность на основании анализа процесса и результатов. Необходимые знания педагога: - Особенности организации образовательного процесса по программам бакалавриата - Преподаваемая область научного знания и(или) профессиональной деятельности - Возрастные особенности обучающихся; педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной на занятиях_ различного вида - Современные образовательные технологии профессионального образования - Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного курса, дисциплины (модуля) - Основы эффективного педагогического общения, законы риторики и требования Законодательства Российской Федерации об образовании и о персональных данных и локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса по программам бакалавриата и(или) ДПП, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные - Методика разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания - Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и(или) ДПП Современные практики, содержание, формы и методы профориентации и консультирования по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития в процессе освоения учебного курса, дисциплины (модуля), эффективные приемы общения и организации деятельности, ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся - Основы психологии труда, стадии профессионального развития - Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии (для преподавания учебного курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции)) Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации [135].
Как можно убедиться, структура профессиональной деятельности, предусмотренная Профессиональным стандартом, определяет общие контуры и кардинальные моменты педагогического труда. Применительно к своеобразному роду деятельности педагога-хореографа, готовящего к сценической практике учащихся, можно выделить несколько основных трудовых функций педагога-хореографа, аутентичных для системы хореографического образования.
Ведущие подходы к совершенствованию профессионального мастерства педагога в системе хореографического образования
Описанные в предыдущей главе особенности процесса совершенствования профессионального мастерства педагогов-хореографов определяют необходимость применения более эффективных подходов к реализации данной задачи. Высокая значимость личностных ценностно смысловых отношений в единстве профессионального развития как педагогов-хореографов, так и их учеников, определяет необходимость применения идей ценностно-ориентированного или аксиологического подхода в качестве основания технологического обеспечения совершенствования профессионального образования педагога балета. Аксиологический подход фундируется теорией ценностей или аксиологией, специальной областью философии и педагогики, которая изучает сами ценности, их место в индивидуально-психологической и социальной реальности, их природу, ценностные отношения, анализирует взаимосвязи ценностей, как они отражены в структуре личности и т.д. В аксиологическом подходе человек рассматривается как самоцель общественного развития и как высшая ценность, и именно поэтому данный подход присущ современной гуманистической педагогике.
Аксиологию можно рассматривать как основу философии образования и как методологический паттерн в педагогике, и при реализации аксиологического подхода человек не анализируется как таковой, а исключительно во взаимосвязи и взаимодействии с миром социальных смыслов, где ценностные особенности личности определяют то общее, что характеризует каждого отдельного человека и все человечество в целом.
При том, что гуманитарные теории ценностей в науке разрабатывались с XIX века, термин «аксиология» был введен в широкий научный оборот только в начале XX века. Зарубежная философия долгое время имела фору в исследовании понятия ценность, основываясь на идеях, производных от идей И. Канта. Под ценностью в подобном контексте понимается жизненная установка, духовная цель, которая выражает актуальный смысл культуры, которая отражает ее динамику в современных условиях [2].
Говоря о ценностях применительно к процессу развития профессионального мастерства педагогов-хореографов важно иметь в виду, что ценность имеет как нравственно-смысловое, так и эстетическое выражение. Таким образом, ценность становится действенным выражением духовных принципов и ориентиров общества, которые проецируются не только в социальное поведение индивида, но и в его художественно-эстетическую оценку действительности, творческую деятельность. Ценность как социальное явление имеет очень сложную и неоднородную структуру. Ценность как основа аксиологического подхода, имеет многомерную классификацию и сложную смысловую направленность. Анализ этих исследований показывает, что ценность можно рассматривать с позиций ее полезности, целесообразности, значимости, обязательности, предметности, идеальности, необходимости, духовности, оцениваемости, абстрактности, нормативности, желаемости.
Аксиологизация мирового образовательного пространства демонстрирует такую стойкую тенденцию развития современной школы как переход к ценностной парадигме образования. В ряде научных исследований делается акцент на то, что ценность не существует сама по себе, а является формой, при помощи которой проявляются те или иные отношения между объектом и субъектом. Только в этих отношениях можно зафиксировать ценность как явление общественного бытия человека. Многие ученые выделяют такие характеристики ценности, как: полезность, значимость, необходимость, целесообразность, нормативность [196].
Понятие ценности не существует вне субъекта, это - особый тип значимости явлений для индивидуальной личности. Ценность производна от взаимоотношений человека и мира, и зависит от того, что человек создал в процессе своей жизнедеятельности в истории и культуре. Каждое явление выполняет свою роль в жизни человека и общества, любое событие имеет свою значимость. Но чтобы ценность стала именно ценностью для человека и общества, она должна иметь положительное значение, быть связана с социальным или индивидуальным личностным прогрессом.
Понятие «ценность» исследовали и исследуют и в философии, и в психологии, социологии, педагогике, и не только. Рассмотрим, как подразделяются ценности в различных научных дисциплинах: А. в философии ценности делят на: - идеальные и реальные; - относительные и абсолютные; - духовные и материальные; - субъективные и объективные (последнее трудно обосновать логически, так как ценности всегда присущи именно субъектам, а объект в силу своего статуса объекта не может обладать ценностной сферой: как правило, ученые, относящие часть аспектов субъекта к объективной действительности, имеют в виду широту распространения данного явления в обществе, приравнивая массовое к объективному, или же находят основания считать нечто естественным и происходящим от независимых от сознания процессов природы).
Технологическая модель процесса совершенствования профессионального мастерства преподавателей специальных хореографических дисциплин на основе аксиологического подхода
Несмотря на все разнообразие компоновки балетных элементов на уроке классического танца, можно говорить о, в известной степени, предсказуемости хореографического материала. Каждый из разделов урока имеет свои акценты, определенный тип развития и кульминации. Обусловлена как форма урока, которая имеет четырехчастную структуру у девочек и трехчастную – у мальчиков.
Женский урок классического танца включает в себя следующие разделы: станок (экзерсис у станка), середина (экзерсис на середине зала), Allegro (прыжки) и пальцы (упражнения на пуантах). Мужской – станок (экзерсис у станка), середина (экзерсис на середине зала) и Allegro (прыжки). Первый раздел урока у девочек - экзерсис у станка – включает в себя следующие элементы в строго определенной последовательности: Plie, Battement tendu, Battement tendu jete, Rond dejambe parterre, Battement fondu, Battement frappe, Rond de jambe enlair, Adagio, Petit battement, Grand battement jete.
В мужском классе порядок движений несколько видоизменен по сравнению с женским классом: Plie, Battement tendu, Battement tendu jete, Rond de jambe parterre, Battement fondu, Battement frappe, движение Rond de jambe enlair может включать в себя несколько мелких движений, например еще Petit battement, затем следует Adagio и Grand battement jete. Движения экзерсиса на середине чаще всего повторяются в той же последовательности, но компонуются иначе, относительно станка. Добавляется Grand adagio, которое венчает середину и является эмоциональной кульминацией всего урока. Иногда в мужском классе можно наблюдать, как первое adagio на середине зала становится единственным и выполняет функции Большого адажио.
Раздел Allegro состоит из маленьких, средних и больших прыжков. В классе девушек пальцевый раздел является так же полновесной частью урока и содержит определенную последовательность хореографических элементов, которая решается каждым педагогом индивидуально, но, тем не менее, включает в себя все необходимые комбинации для освоения пальцевой техники. Если рассматривать музыкальное сопровождение урока классического танца с точки зрения музыкальной формы, можно определить ее как сюиту – последовательность танцев с ярко выраженной трех- или четырех-частной структурой. Каждая из частей, постепенно развиваясь, приходит к своей кульминационной точке. Как правило, эмоциональной кульминацией раздела является Adagio, а динамической кульминацией – Grand battement jete. Большое Адажио так же является эмоциональной кульминацией всего урока, динамическая кульминация как правило совпадает с выполнением учащимися самых сложных технических элементов в конце урока. Как сюита, форма балетного класса выстраивается по принципу контраста. Каждый технический элемент контрастен по своим выразительным средствам предыдущему и последующему. Экзерсис строится по принципу постепенного увеличения амплитуды движений.
Огромная эмоциональная, драматургическая, смысловая и техническая нагрузка ложится на большое адажио. (В мужском классе существует тенденция включения в экзаменационный урок всего одного адажио, которое исполняется первым в экзерсисе на середине зала). И в мужском, и в женском классе именно большое адажио является самой яркой и определяющей точкой государственного экзамена. Его чаще всего ставят в первую очередь, и именно отталкиваясь от стиля выбранной музыки большого адажио, выстраивается всё музыкальное оформление государственного экзамена.
Подготовка музыкального сопровождения к государственным экзаменам - процесс творческий и увлекательный, требующий много сил и времени. Эта работа направлена на раскрытие технических возможностей учащихся, их артистизма и музыкальности. В Московской государственной академии хореографии сложилась традиция составления Государственного экзамена как класс-концерта, небольшого спектакля. И как каждый спектакль он должен быть интересен зрителю, увлекать своим разнообразием, захватывать процессом развития, иногда удивлять неожиданными сюрпризами. Поэтому музыкальное сопровождение государственного экзамена несёт на себе большую смысловую нагрузку, и во многом от концертмейстера зависит яркость и разнообразие впечатлений этого спектакля.
Несмотря на прикладной характер музыки, звучащей в процессе аккомпанемента танцу, именно на государственном экзамене музыкальное сопровождение приобретает огромное значение, выходит на первый план, наполняет хореографические комбинации содержанием, и может быть приравнено к авторской музыке в балетном спектакле.
В МГАХ итоговые Государственные экзамены по классическому, народно-сценическому, дуэтно-классическому танцу и актерскому мастерству принято выстраивать как небольшие балетные спектакли. Выбор именно такой формы итогового экзамена не случаен, поскольку, в хореографическом училище готовят артистов балета, то есть, актеров балетных спектаклей. Таким образом, форма итогового экзамена предвосхищает форму балетного спектакля, который будущим выпускникам предстоит танцевать в театрах, балетных трупах, куда они попадут после окончания этого учебного заведения. Здесь можно провести параллель с балетными постановками как классического наследия, так и современной хореографии.
Опытно-экспериментальная деятельность по совершенствованию профессионального мастерства преподавателей специальных хореографических дисциплин на основе аксиологического подхода
Действительно, для того чтобы артист балета на сцене смог передать всю драматургическую насыщенность и эмоциональную наполненность музыки затем в балетном спектакле (например, в «Щелкунчике» П. И. Чайковского), он должен этому научиться в балетном классе. Большое Адажио как раз и случит этим целям. Чаще всего оно представляет собой музыкальное произведение лирического содержания объемом в среднем три минуты и не менее 32 тактов с вступлением и заключением – кодой, выбираются преимущественно произведения, написанные в трехчастной форме, крайние части которых олицетворяют созерцательную лирику, а середина содержит развитие музыкального материала по принципу симфонического сквозного развития, ведущее к кульминации в конце второй части, а третья часть чаще является репризой первой. По жанру это произведение можно определить как инструментальный романс, элегию, размышление, мелодию, ноктюрн, - то есть прототип вокальной музыки для инструмента.
Материал для Большого Адажио содержится в произведения русской и зарубежной классической музыки, например: в произведениях С. Рахманинова – «Элегия», «Мелодия», «Вокализ», «Рапсодия на тему Паганини» XVIII вариация, Ф. Листа «Грезы любви», П. Чайковского «Размышление», Ж. Массне «Размышление» из оперы «Таис», Ф. Мендельсон «Анданте» из «Анданте-каприччиозо», З. Фибих «Поэма», А. Лядов «Прелюдия Des-durop. 57».
Часто для Большого Адажио пианист делает аранжировку инструментальной или вокальной музыки, музыки, изначально написанной для фортепианного дуэта со скрипкой, виолончелью, духовых инструментов, ансамбля скрипачей, камерного ансамбля или оркестра: Ф. Лист «Как дух Лауры», И. Фролов «Романс» для скрипки и фортепиано, «Мелодия» А. Дворжака для виолончели и фортепиано, II-часть «Ноктюрн» из струнного квартета П. Бородин квартет № 2, А. Шнитке «Адажио» - саундтрек фильма «Мертвые души». Не часто, но иногда педагоги обращаются к импровизационному материалу своего концертмейстера, как к музыкальной основе Большого Адажио. Такой вариант тоже имеет право на существование, но обычно проигрывает по степени художественного воздействия против композиторской музыки по причине невысокого уровня качества музыкального материала, исключения составляют те немногие примеры, где концертмейстер выступает в роли композитора и специально сочиняет музыкальное произведение нужной формы, стилистики и объёма, но это довольно сложная задача, требующая определенной подготовки и профессиональных композиторских навыков.
Зачастую обращение к такому роду музыки для Большого Адажио бывает вызвано ситуацией изначального понимания балетного аккомпанемента как прикладного вида музыкального искусства, не несущего самостоятельной художественной ценности или опасения того обстоятельства, что учащиеся не смогут воплотить на сцене высокий художественный уровень музыкального материала.
Также выбор так называемой импровизации в качестве основы Большого Адажио может быть еще вызвано неуверенностью самого педагога-хореографа, что он справится с задачей воплотить хореографически, поставить, довольно сложный относительно каждодневного аккомпанемента в классе, музыкальный материал. Но, ради справедливости надо признать, что среди сочиненной концертмейстерами музыки для Большого Адажио встречаются произведения, представляющие собой образцы высокой музыкально-художественной ценности, составившие вместе с хореографией прекрасные музыкально-хореографические композиции в этом жанре.
Выстраивание формы экзамена происходит по тем же законам драматургии, что и в других произведениях временного искусства. Экспозиция, или завязка – разработка, развитие – кульминация – развязка – и эпилог. При этом, если например рассматривать урок классического танца, точка золотого сечения приходится приблизительно по времени на большое адажио и совпадает с кульминацией всей формы урока. Отсюда огромная эмоциональная, драматургическая, смысловая и техническая нагрузка ложится именно на большое адажио. Здесь надо оговориться, в женском классе. (В мужском классе существует тенденция включения в экзаменационный урок всего одного адажио, которое исполняется первым в экзерсисе на середине зала, т.о. кульминация смещается).
Несмотря на это, и в мужском, и в женском классе именно большое адажио является самой яркой и определяющей точкой государственного экзамена. Его чаще всего ставят в первую очередь, и именно отталкиваясь от стиля выбранной музыки большого адажио, выстраивается всё музыкальное оформление государственного экзамена.
Государственный экзамен как мини-спектакль надо уметь выстроить. При создании общей музыкальной композиции урока надо понимать и знать необходимость динамического развития и кульминации в каждом разделе урока и всего урока в целом. При составлении государственного экзамена часто используются развернутые многочастные музыкальные композиции и сложные формы, часто происходит отход от квадратной структуры. Это продиктовано непрерывностью динамического развития музыкального и хореографического материала. Так, уже сложившаяся традиция объединять несколько движений в одну композицию.