Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование внеаудиторной работы студентов профессиональных учебных заведений музыкального профиля Решетников Дмитрий Викторович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Решетников Дмитрий Викторович. Совершенствование внеаудиторной работы студентов профессиональных учебных заведений музыкального профиля: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Решетников Дмитрий Викторович;[Место защиты: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»], 2017.- 178 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Внеаудиторная работа в современном вузе .14

1.1. Проблема содержания и организации внеаудиторной работы в историко-ретроспективном аспекте 14

1.2. К вопросу о дефиниции понятия «внеаудиторная работа» 27

1.3. Внеаудиторная работа как актуальный аспект подготовки специалиста в области музыкальной культуры и педагогики .44

1.4. Основные направления внеаудиторной работы в музыкальных учебных заведениях 60

Глава 2. Совершенствование внеаудиторной работы студентов в музыкальном вузе: опытно-экспериментальное исследование 88

2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента .94

2.2. Формирующий эксперимент, направленный на совершенствование внеаудиторной работы студентов 114

2.3. Контрольный эксперимент 134

Заключение .141

Список литературы 147

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время происходят серьёзные изменения в системе российского образования. Формируется новая образовательная парадигма, существенно меняются индивидуальные формы и методы обучения студентов. В контексте этих перемен заметно усиливается внимание к внеаудиторной работе. В связи с этим следует выделять ряд серьезных проблем. Среди которых внедрение в практику обучения, в первую очередь смежных, близких по смыслу научных понятий. В качестве примера можно сослаться на такие широко известные словосочетания как «внеурочная деятельность», «самостоятельная работа» и некоторые другие.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
«внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение»,
а реализация компетентностного подхода предусматривает активные

и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Максимальная нагрузка студентов в неделю составляет не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

В данном исследовании «внеаудиторная работа» определяется как самостоятельная учебная деятельность студентов, направленная на развитие их общекультурных и профессиональных компетенций с целью дальнейшей профессионализации.

Однако важно не только то, что существуют разночтения на теоретическом уровне. Еще более важен практический аспект. Если в силу сложившихся условий существенно повышаются роль и значение внеаудиторной работы, то какими должны быть подходы к рациональной организации этой работы?

Вполне очевидно, что внеаудиторная работа студентов должна соответствовать современным требованиям.

Особый, специфический ракурс проблемы – организация внеаудиторной работы в учебных заведениях музыкального профиля. Вопросы, дискуссионные в ареале общей педагогики, не теряют своей остроты и в этой специфической сфере. Более того, обретают в ней подчас еще большую дискуссионность.

Для совершенствования внеаудиторной работы студентов

профессиональных учебных заведений музыкального профиля необходимо определить ее направления и содержание, удельный вес в образовательных программах, а также степень творческой свободы и права студента на индивидуальный поиск и инициативу.

Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение вопросов, связанных с различными видами, формами организации самостоятельной учебной деятельности, относится к разным историческим этапам и стадиям мировой педагогики.

В российской педагогике убеждённо высказывались за свободу действий в учебно-образовательном процессе, за творческий характер мышления и деятельности В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский и др. и психологи В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Многие важные стороны их воззрений и установок нашли специфическое преломление в концепции внеаудиторной работы, теоретико-методические аспекты которой стали разрабатываться в России на рубеже ХХ – ХХI столетий.

Большое значение в профессионализации студентов придавалось
внеаудиторной работе в трудах педагогов–лингвистов (В.А. Вельчинская,
В.И. Попова, Е.А. Буренок и др.), что связано с необходимостью овладения
студентами-переводчиками специфическими терминами различных

профессиональных сфер. В их работах отмечается возрастающая роль

внеаудиторной работы для профессионализации лингвистов и активизации у них навыков саморазвития.

Оптимизация внеаудиторной работы студентов музыкальных учебных
заведений рассмотрена в диссертации С.И. Нищетовой (2012). В данной работе
поднимается вопрос о неприемлемости организации этого вида учебной
деятельности музыкантов в виде «домашней» работы, о необходимости
«вооружения» студентов «приёмами, способами, алгоритмами и технологиями
внеаудиторной самостоятельной работы». В диссертационном исследовании
В.И. Поповой (2003) внеаудиторная работа рассматривается как

педагогический инструмент, который направлен на самообразование, самопознание и самореализацию студентов.

Однако и по сегодняшний день в проблематике, связанной

с внеаудиторной работой, остаётся много неясного, дискуссионного, нерешённого как в плане общепедагогических подходов, так и применительно к тем или иным конкретным отраслям этого вида учебной деятельности. Сказанное относится, в частности, и к «педагогике искусства», чем и была вызвана необходимость проведения настоящего исследования.

Таким образом, было выявлено противоречие, сложившееся в теории и практике современной российской педагогики, которое выражается, с одной стороны, в повышении требовательности к качеству профессиональной подготовки музыкантов, а с другой – в недооценке ресурсов внеаудиторной работы в образовательном процессе.

Это противоречие обусловило цель исследования – концептуальное обоснование и практическую разработку системы внеаудиторной работы студентов профессиональных учебных заведений музыкального профиля.

Объект исследования – внеаудиторная работа студентов в различных формах и видах.

Предмет исследования – процесс организации внеаудиторной работы студентов профессиональных учебных заведений музыкального профиля.

Гипотеза исследования. Содержание и организация внеаудиторной работы могут быть существенно усовершенствованы, если в качестве основных ориентиров этой работы будут выступать:

  1. Направленность на универсализацию подготовки специалиста, расширение багажа его знаний и умений новыми элементами профессиональной компетенций в менеджменте, звукорежиссуре, музыкальной публицистике, а также информационно-коммуникативных технологиях в сфере музыкальной педагогики;

  2. Приобщение студентов к свободе действий в процессах познания, что стало бы своего рода опорой в когнитивной деятельности обучающихся, их творческих инициативах, а также в поисках новых, интересующих их видов и форм профессиональной практики;

  3. Актуализация форм обучения, основанных на саморегулировании студентами своих действий, способности адекватно оценивать эти действия, находя пути и способы повышения их эффективности.

Задачи исследования:

1. Определить понятие и сущность внеаудиторной работы, рассмотреть
диапазон целей и задач, наиболее существенных в контексте внеаудиторной
работы студентов;

  1. Уточнить основные параметры, характеризующие внеаудиторную работу студента музыкального вуза, являющиеся специфическими для данного вида учебной деятельности;

  2. Охарактеризовать актуальные направления учебной деятельности применительно к внеаудиторной работе, выделив в качестве приоритетных те её виды, которые связаны с менеджментом, звукорежиссурой, музыкальной публицистикой, а также информационно-коммуникативными технологиями в области музыкальной педагогики;

4. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на повышение
эффективности учебной деятельности музыканта в различных её видах

и разновидностях; проверить в ходе опытно-экспериментальных процедур влияние предложенной системы внеаудиторной работы на развитие компетенций студентов, ее целесообразность и практическую обоснованность этих рекомендаций.

Методологическую основу исследования составили: труды педагогов
и психологов, рассматривавших вопросы самостоятельной деятельности
учащихся, в частности, применительно к практике организации внеаудиторной
работы (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.У. Зеленко, П.И. Макушин,
В.Н. Сорока-Росинский, А.А. Фортунатов, С.Т. Шацкий и др.); труды
теоретиков в области педагогики искусства, связанные с аналогичной
проблематикой организации самостоятельной работы музыкантов

(Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, Д.Б. Кабалевский, Б.Л. Яворский и др.); исследования специалистов в области методологии и методики музыкального воспитания и образования в части всестороннего развития обучающихся (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, В.Н. Шацкая и др. ).

Методы исследования: а) теоретический анализ научной литературы
(педагогика, психология, музыкознание); б) обобщение передового

педагогического опыта (в аспекте организации внеаудиторной работы); в) ретроспективный анализ и обобщение личного педагогического опыта автора; г) методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, обучающий эксперимент и др.).

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования города Москвы

«Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке», Высшей школы музыки им. А. Шнитке Российского государственного социального университета и Московской Государственной академии хореографии. К опытно-экспериментальной работе за все время проведения исследования было привлечено более 200 студентов различных специальностей

(инструментальное исполнительство—баян, балалайка, гитара, фортепиано, академическое пение, народное пение и др.), более 20 квалифицированных специалистов в области педагогики и экспертов, имеющих опыт педагогической работы по тематике исследования. Научная новизна исследования:

- Рассмотрена в теоретико-методическом ракурсе проблема организации
и содержания внеаудиторной работы: проанализированы с позиций
сегодняшнего дня специфические черты и свойства данного вида учебной
деятельности;

- Определены современные подходы к проблеме совершенствования
внеаудиторной работы; выявлены условия, способствующие повышению
эффективности этой работы;

Проведён анализ недостатков и ошибочных действий основных участников внеаудиторной работы в сфере музыкального образования;

Обосновано положение, согласно которому внеаудиторная работа способствует расширению общего и профессионального кругозора студентов, инициирует у них появление новых интересов и запросов, мотивационных импульсов и устремлений.

- Показано, что предложенная система внеаудиторной работы,
ориентированная на выход музыкантов за пределы жёстко очерченной
профессиональной колеи, может иметь следствием серьёзную коррекцию
профессиональной траектории, которая рассматривалась прежде в качестве
главной и практически единственно возможной.

- В результате проведённого исследования разработаны теоретико-
методические положения, ориентированные на формирование у студентов
основных практических навыков в области менеджмента, звукорежиссуры,
музыкальной публицистики, а также информационно-коммуникативных
технологий в области музыкальной педагогики.

Теоретическая значимость исследования:

- Рассмотрен в теоретическом ракурсе комплекс вопросов, связанных
с содержанием, формой и организацией внеаудиторной работы;

- Проанализирована в теоретическом аспекте полифункциональная
природа деятельности преподавателя, которая проводится в специфических
условиях внеаудиторной работы;

- Изучен и выведен на уровень методологически-обоснованных положений
ряд установок и рекомендаций, направленных на совершенствование
образовательного процесса в рамках внеаудиторной работы;

- Рассмотрены в теоретическом ракурсе виды занятий, позитивно
влияющие на качество учебной деятельности студентов в системе
внеаудиторной работы, в частности, в сфере дисциплин менеджмента,
звукорежиссуры, музыкальной публицистики, а также информационно-
коммуникативных технологий в области музыкальной педагогики.

Практическая значимость исследования:

- Выявлен и экспериментально проверен ряд практических установок
и рекомендаций, улучшающих качество учебной деятельности обучающихся
в системе внеаудиторной работы; акцент сделан на такие виды и формы
учебной работы, которые соотносятся с практикой менеджмента,
звукорежиссуры, музыкальной публицистики, а также информационно-
коммуникативных технологий в современной педагогике;

Рассмотрены сквозь призму педагогики различные виды и формы работы, способствующие интенсификации процессов общего и профессионального развития музыкантов;

Уточнены факторы, оказывающие негативное воздействие на студентов, ведущих самостоятельную деятельность в рамках внеаудиторной работы; предложены конкретные практические рекомендации, способные нейтрализовать воздействия такого рода.

- Материалы, фигурирующие в исследовании, могут органично войти в структуру учебных дисциплин, содержащихся в учебных планах музыкальных учебных заведений высшей школы.

Личный вклад соискателя. Обоснована дефиниция понятия

«внеаудиторная работа», учитывающая требования Федеральных

образовательных стандартов высшего образования. Определён спектр учебно-
образовательных задач, ориентированных на всесторонне развитие
компетенций обучающихся в сфере музыкального воспитания и образования.
Уточнено содержание внеаудиторной работы в рамках работы творческих
секций; разработана структура учебных занятий в секциях звукорежиссуры,
музыкальной публицистики, а также информационно-коммуникативных
технологий в области «педагогики искусства». Проанализировано содержание
основных компетенций будущих специалистов, что позволило оптимизировать
информационное обеспечение образовательного процесса в вузах культуры
и искусства. В исследовании даны рекомендации по совершенствованию
самообучения и самовоспитания как сознательной деятельности, направленной
на реализацию индивидуально-личностного потенциала обучающихся.

Обоснованная достоверность результатов исследования обеспечена: а) применением методологии, отвечающей специфике, целям и задачам исследования; б) опорой на теоретический фундамент, сложенный из трудов ведущих учёных в области общей и специальной (музыкальной) педагогики, а также специалистов по части научной организации учебно-образовательной деятельности; в) апробацией основных теоретико-методических положений исследования в реальных условиях внеаудиторной работы, чем была подтверждена обоснованность этих положений.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2012-2013 гг.) Изучение специальной литературы по педагогике и психологии, научных статей по проблеме организации внеаудиторной работы в вузах, а также литературных источников, в которых

отражен исторический опыт организации внеурочной деятельности

обучающихся, уточнение терминологического аппарата исследования.

Второй этап (2013-2015 гг.) Проведены педагогические наблюдения, констатирующий и формирующий эксперименты, спроектирована система внеаудиторной работы студентов музыкальных вузов на основе творческих секций.

Третий этап (2015-2016 гг.) Анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, внедрение результатов исследование во внеаудиторную работу студентов. Оформление диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
а) в ходе публикаций материалов, отражающих основное содержание
результатов проведенного исследования; б) в процессе педагогической
деятельности автора в Московском государственном институте музыки имени
А.Г. Шнитке; в) в ходе выступлений на конференциях в Московской
Государственной академии хореографии, Московском педагогическом

университете, семинарах, а также заседаниях кафедры народных инструментов МГИМ им. А.Г. Шнитке. Результаты исследования были внедрены во внеаудиторную работу студентов Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, Высшей школы музыки им. А. Шнитке Российского государственного социального университета и Московской Государственной академии хореографии.

На защиту выносятся следующие положения:

- Внеаудиторная работа, являясь неформальным, индивидуально ориентированным видом учебной деятельности, создаёт благоприятные условия для усиления когнитивной активности обучающихся, стимулирования их творческой инициативы, расширения и обогащения круга общих и профессиональных интересов.

Важным свойством внеаудиторной работы является то, что она способствует профессиональному самоопределению человека, повышает уровень его готовности к тому или иному виду деятельности, выявляя одновременно возможности варьирования этой деятельности применительно к изменчивым условиям «рынка труда». Реальное подтверждение сказанному легко обнаруживается в видах и формах внеаудиторной работы, связанных с менеджментом в сфере музыкального образования, звукорежиссурой, музыкальной публицистикой, а также информационно-коммуникативными технологиями в современной музыкальной педагогике.

В контексте требований, предъявляемых к молодым специалистам современным «рынком труда», важную роль обретают такие индивидуально-личностные свойства человека как всесторонне развитый интеллект, мобильность, установка на самодвижение, стремление повышать свой образовательный ценз, умение находить самостояте-льные и нешаблонные решения различных производственных проблем. Указанные качества, находясь «под нагрузкой» в контексте внеаудиторной работы, получают в ней естественное и эффективное развитие.

- Внеаудиторная работа предоставляет обучающимся свободу действий
в познавательных процедурах, актуализирует процессы самообразования. Тем
самым повышается градус психической активности индивида, инициируются
его творческие побуждения и действия, обеспечивается восходящая
направленность его интеллектуальной жизнедеятельности.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (166 источников, в том числе на иностранных языках) и приложений.

К вопросу о дефиниции понятия «внеаудиторная работа»

Прообраз внеаудиторной работы можно встретить в некоторых учебных заведениях России конца ХVIII - начала XIX вв. В Шляхетском кадетском корпусе (СПб) и Царскосельском лицее не создавалось препятствий творческой деятельности, обучающихся во внеурочное время, что имело черты сходства с внеаудиторной работой. Обучающиеся объединялись в кружки по «интересам», в числе которых были литературные и некоторые другие сообщества [122].

Сухопутный кадетский корпус, основанный в 1731 году указом императрицы Анны Иоановны (открытие состоялось в 1732 году), входил в число передовых учебных заведений того времени. В нем ежегодно получали образование более 350 кадетов дворянского сословия, а также гимназисты. И если с момента начала работы учебного заведения занятия в корпусе шли в основном в форме «зазубривания», то с 1766 года с введением «Устава Сухопутного шляхетского кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества» подход к организации процесса обучения кадетов серьезно изменился. Кадетов принимали в корпус с 5-6 летнего возраста, само обучение продолжалось 15 лет и было поделено на 5 возрастных периодов. Примечательно, что обучающимся четвертого и пятого периодов стала предоставляться свобода выбора направлений подготовки «по желанию или по склонности», что имело целью учесть индивидуальные способности обучающихся.

Каждый период обучения в корпусе включал в себя занятия, способствовавшие расширению кругозора обучающихся, повышения их активности, стимулирования их творческой инициативы, расширения и обогащения круга общих и профессиональных интересов – что имело схожие черты с современным прототипом внеаудиторной работы. Среди них были музыка, танцы, театральное искусство и другие.

Социальный состав кадетского корпуса, его приближенность ко двору императрицы, а также общая творческая атмосфера учебного заведения способствовала расширению творчества обучающихся. Многие из них в процессе учебы овладевали навыками литературно-художественного творчества, которые впоследствии сыграли значительную роль в выборе их деятельности и принесли им широкую известность (А.П. Сумароков, К.Ф. Рылеев, В.А. Озеров, С.Н. Глинка и другие).

В целом, есть основания предполагать, что новые принципы воспитания дворянской молодёжи встречали одобрение со стороны просвещённой части российского общества. М.В. Ломоносов в своих известных словах «способна собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» выразил атмосферу подъёма национального самосознания, присущую эпохе правления Елизаветы Петровны.

Разносторонняя подготовка кадетов вызывала не только положительные отзывы педагогов и общественности, но и негативные—военных специалистов и политиков. Известный дипломат С.Р. Воронцов так отзывался об обучении в корпусе: «Офицеры, выходившие из старого кадетского корпуса, были хорошие военные и только; воспитанные же Бецким3, играли комедии, писали стихи, знали, словом, всё, кроме того, что должен был знать офицер» [74, с.33].

Схожим по духу со Шляхетским кадетским корпусом был Царскосельский лицей, основанный по указу императора Александра I в 1810 году. Несмотря на явный гуманитарно-юридический уклон подготовки лицеистов, общий с корпусом курс в обучении на развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение их кругозора присутствовал и здесь.

И. И. Бецкой—видный деятель русского Просвещения—возглавил Шляхетский корпус в 1766 году. Немаловажную роль в подготовке будущей интеллектуальной элиты играло разнообразие предметов, которые изучали лицеисты – логика, риторика, политическая экономия, математика и физика, танцы и многие другие. Среди выпускников лицея большое количество известных деятелей, чьи имена стали достоянием российской культуры и искусства: А.С. Пушкин, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.А. Дельвиг и другие. Рост национального самосознания россиян в середине ХVIII столетия требовал перемен в жизни общества. Прогрессивная для того времени система обучения в дворянском корпусе и лицее, основанная на свободе обучающихся в выборе своей образовательной траектории и привитии им навыков саморазвития, способствовала росту национального самосознания кадетов и лицеистов. Многие выпускники этих учебных заведений впоследствии примкнули к движению декабристов, что стало результатом не только общей патриотической атмосферы освобождения общества от засилья иностранцев—просвещенная молодежь стала способна самостоятельно критически оценивать состояние российского социума и свою роль в его развитии.

Переходя от далёкого прошлого ко второй половине XIX столетия, необходимо сделать акцент на возросшую просветительскую активность некоторых общественных организаций и отдельных граждан, озабоченных низким уровнем культуры и образования в стране.

Благодаря их инициативе и на их средства в Санкт-Петербурге, Москве и некоторых других российских городах стали создаваться разного рода образовательные курсы для взрослых (воскресные школы и т.п.), имеющие нечто общее с внешкольным, или, иными словами, внеаудиторным образованием.

Эти начинания приняли ещё большие масштабы в шестидесятые годы XIX в. на фоне демократического подъёма, характеризовавшего этот период российской истории. Возникают так называемые «воскресные школы», предназначенные для детей из социальных низов, а в последствии вечерне-воскресные школы, «народные университеты и консерватории» – для рабочих. Важно отметить, что само участие слушателей в работе курсов изначально предполагало сочетание учение с самоучением, образованием – с самообразованием.

Прогрессивные идеи видных деятелей того времени Н.Ф. Бунакова, Т.Н. Грановского, П.И. Редкина, а в последствии Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева – дали толчок создававшимся в дальнейшем теориям внеаудиторной работы студентов.

Сама идея создания таких школ была безусловно позитивной, однако практика обучения в них, судя по архивным материалам, явно оставляла желать лучшего. Н.Ф. Бунаков, вошедший в историю педагогики как прогрессивный деятель в области народного просвещения, сторонник бесплатного начального образования, писал: «Народная школа ... должна стать не только всеобщей, но и обязательной... Её задача - воспитывать детей к честной разумной жизни, не отрывая их от родного труда и родной среды. Её задача - открыть детям путь и указать средства к самоусовершенствованию...» Однако, повторим, идея народных школ и реальная практика обучения в них имели зачастую мало общего. Школы, по словам того же Н.Ф.Бунакова, «были плохи до невероятия, с учителями-невеждами и совершенно неумелыми, только забивавшими детей» [66, с.283].

Внеаудиторная работа как актуальный аспект подготовки специалиста в области музыкальной культуры и педагогики

Бизнес-планирование является общепринятым эффективным инструментом взаимодействия владельца идеи и потенциального инвестора. В рамках внеаудиторной работы студенты могут создавать бизнес-планы своих инновационных идей в творческой области, а также на практике осваивать основы предпринимательства в сфере культуры.

Понимание важности бизнес-планировния в творческой сфере особенно важно на фоне высокой изменчивости рынка, трудностей в обеспечении стабильного функционирования бизнеса в этой области, а также необходимости постоянной аккумуляции различной информации о текущем состоянии творческого проекта, его устойчивости, наличия рисков, появления конкурентов и услуг-заменителей.

Бизнес-планирование – самостоятельный вид управленческой деятельности, связанный с осуществлением функции менеджмента – планирования. Студентов музыкальны вузов, имеющих склонности к созданию собственных проектов и реорганизации существующих, необходимо привлекать в рамках внеаудиторной работы к такому виду деятельности с целью обучения их точно выявлять растущие сегменты рынка услуг для развития творческих проектов, наличие трудовых и финансовых ресурсов, эффективно находить их источники, а также анализировать текущие и определять перспективные риски с целью снижения их влияния на функциональность проекта. Все эти аспекты находят свои решения во внеаудиторной работе студентов, получающих навыки бизнес-планирования.

Управление в учреждениях культуры. В связи со структурными изменениями в сфере образования и управления подведомственных учреждений, большое значение приобретает подготовка квалифицированных кадров в сфере искусства. Поэтапный переход художественно-творческих учебных заведений на некоммерческое финансирование требует новых подходов в менеджменте и компетенций специалистов в области творческого образования.

Как показывает практическая деятельность, наибольших успехов в области управления в выбранной сфере добиваются специалисты, которые успешно осваивают не только профессиональные навыки в сфере культуры и искусства, но и получают знания, необходимые руководителю. Не последнюю роль в повышении эффективности работы учебных заведений играет усовершенствование организационных структур управления учреждений. Внеаудиторная работа, направленная на передачу студентам специальных знаний из области менеджмента (в том числе связанных с организационными структурами управления) развивает у них суждение о творческих учреждениях как о комплексах звеньев управления. Умение студентов находить эти структурные взаимосвязи и соподчиненности позволяют им делать выводы о более эффективных организационных структурах, которые лучше соответствуют требованиям времени, а их функциональные подразделения в большей степени способствуют быстрому принятий решений.

Без подобных специальных знаний и навыков, ориентированных на оптимизацию организационных структур учреждений культуры, будущим руководителям приходится набираться опыта путем личностных эмпирических накоплений. Внеаудиторная работа по данному направлению может включать ряд теоретических и практических занятий по созданию оптимальных организационных структур в учреждениях культуры и решению управленческих бизнес-кейсов – все это может способствовать развитию управленческих навыков у будущих руководителей в сфере культуры и искусства. Организационное поведение. Важное значение во внеаудиторной работе по направлению «Менеджмент в области музыкальной культуры и педагогики» занимает курс организационного поведения (англ. – «organizational behaviour»), который направлен на изучение и применение на практике профессиональных знаний, связанных с взаимодействием индивидов внутри организаций. Как отмечает Б.Н. Герасимов, «организационное поведение – это предметная область, которая исследует воздействие личностей, групп и их структур на поведение внутри организаций с целью улучшения эффективности их деятельности [52, с. 18].

В настоящее время дисциплина «Организационное поведение» входит в учебные планы специалистов в области менеджмента организации и управления персоналом. Появление в середине XX века науки об организационном поведение существенно повлияло на теорию и практику управления. В работах известных исследователей в области психологии и управления Дж. Л. Гибсона, Дж. Иванцевича, Ф. Ротлисбергера, поведение стало рассматриваться различных уровнях — индивидуальном и групповом, а также организационном. В творческой сфере особое значение принимает поведенческая эффективность на всех трех уровнях: как исполнителя, как участника коллектива, наконец, как руководителя организации. Компетенции, получаемые студентами в этой области управления, могут существенно влиять на профессиональную траекторию обучающихся. Именно поэтому необходимо включать в художественно-творческих вузах на уровне внеаудиторной работы студентов в классе менеджмента основы организационного поведения с целью подготовки специалистов сферы культуры к работе с коллективом как в роли участника, так и в качестве компетентного руководителя.

Формирующий эксперимент, направленный на совершенствование внеаудиторной работы студентов

Педагогические наблюдения. На следующем этапе констатирующего эксперимента были проведены различные педагогические наблюдения, подкрепленные опросами и экспериментальной работой, основной целью которых стало: во-первых, изучение интереса и внутренней мотивации студентов к последующей профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства; во-вторых, с целью её диагностики, выявления позитивных и негативных моментов, уточнения основных задач, направленных на оптимизацию различных видов учебной деятельности.

Тематика первоначальных наблюдений была обусловлена интересом автора к данной проблеме современного образования применительно к сфере культуры и искусства, так как в настоящее время большое количество творческой молодежи теряет интерес к художественному образованию.

В процессе проведения констатирующего эксперимента автором было сделано предположение, что данный эффект связан с когнитивным восприятием творчески одаренных студентов своего места на рынке труда, а также объективных недостатков современной образовательной модели, не учитывающей реалий современной конкурентной среды – все это мотивирует студентов к смене сферы деятельности. Наблюдения проводились в вузе, что позволило охватить значительное количество студентов различного возраста и степени профессионального мастерства, а также сделать выводы, релевантные целям исследования.

Смысл первоначальных наблюдений заключался в поиске ответов на вопросы: какое влияние на учащихся оказывают внеаудиторные занятия, ориентированные в первую очередь на расширение кругозора студентов и их способности к саморазвитию, а не на закрепление знаний, полученных во время аудиторных занятий? Как они отражаются на мотивации обучающихся к занятиям? Что в данной ситуации способствует обучению, улучшает его показатели эффективности, а что, выступая в качестве отвлекающего «внеучебного» фактора, отрицательно сказывается на учебном процессе?

Наблюдения, проводившиеся в Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке, показали, что основные недочеты в организации этого вида учебно-образовательной деятельности связаны с отсутствием индивидуального подхода в ее организации, разнообразия форм внеаудиторных занятий (кроме повторения материала и подготовки к семинарам), а также отсутствие должного внимания студентов к ее выполнению, что говорит об отсутствии системы контроля за ее реализацией. Было выявлена насущная необходимость включения в эту работу таких форм и методов, которые были бы направлены на индивидуальное творческое, всесторонне-универсальное развитие студентов.

Наблюдения проводились со студенческим коллективом МГИМ им. А.Г. Шнитке в рамках воспитательной работы вуза; за все время эксперимента в поле зрения попали более 200 обучающихся, в том числе имеющие проблемы с успеваемостью. Особенно важно отметить, что среди «отстающих» студентов значительное количество снижало свою успеваемость по причине потери интереса к основной профессии.

Как показали наблюдения, этому способствовали ряд причин, приведенных ниже. В процессе работы со студентами было отмечено, что они быстро теряют интерес к самостоятельной работе, не учитывающей их индивидуальные взгляды и предпочтения в музыкальной сфере. В результате это приводило, в большинстве случаев, к потере ими внимания к предмету или виду внеаудиторной деятельности, а сама работа не выполнялась в объеме, предусмотренном образовательной программой. Обучающиеся в беседах отмечали, что они не видят реального применения знаниям, которые они получают, в своей профессиональной деятельности.

В студенческой среде в результате наблюдений также фиксировались следующие проблемы, имеющие непосредственное отношение к профессионализации творческой молодежи. Как показали лонгитюдные наблюдения, студенты отмечали усредненный подход в вузе к формированию их внеаудиторной работы, редкое использования в этой работе информационных технологий, востребованных рынком труда. Нередко внеаудиторная работа подменялась концертной деятельностью, которая не способствовала расширению компетенций студентов.

В тоже время, среди самих студентов отмечался недостаточный интерес к внеаудиторной работе, что негативно сказывалось на их мотивации к этому виду учебно-образовательной деятельности. Было сделано предположение, что сегодня в художественно-творческих вузах необходимо сотрудничество студента и педагога для совместной выработки практикоориентированных заданий в рамках внеаудиторной работы.

Контрольный эксперимент

Суммирующие показатели студентов контрольной группы, выполнивших 1 задание, расположились в диапазоне от 13 до 27 баллов, аналогичный диапазон экспериментальной группы был представлен от 25 до 37 баллов.

Второе задание – студентам было предложено сделать самостоятельную запись своего выступления, сконвертировать файл и отправить по электронной почте. Аналогично первому заданию, суммирующие показатели студентов контрольной группы, выполнивших несколько более успешно 2 задание, расположились в диапазоне от 13 до 29 баллов, но аналогичный диапазон экспериментальной группы, занимавшихся внеаудиторной работой в секциях, был все равно предпочтительнее – от 25 до 36 баллов.

При выполнении третьего задания – написания анонса выступления для сайта – диапазоны суммирующих показателей распределились походим образом: КГ – от 12 до 29, ЭГ – от 24 до 37. Аналогичным образом при выполнения контрольной и экспериментальной группами студентов заключительного задания по разработке системы мотивации для творческого коллектива диапазоны суммирующих показателей распределились следующим образом: КГ – от 13 до 26, ЭГ – от 24 до 36.

В целом, распределение диапазонов суммирующих показателей контрольной и экспериментальной групп приведены в таблице:

Суммирующие показатели контрольной и экспериментальной групп (в баллах) Задание, № Диапазон суммирующих показателей студентов, баллов Контрольная группа Экспериментальная группа 1 13-27 25-37 2 13-29 25-36 3 12-29 24-37 4 13-26 24-36 Полученные данные позволили сделать вывод, что студенты экспериментальной группы, принимавшие участие во внеаудиторной работе в творческих секциях и показавшие самые низкие результаты в своей группе, были наравне с одними из лучших студентов в контрольной группе. Таким образом, внеаудиторная работа, построенная по предложенной системе, действительно влияла на повышение показателей студентов, задействованных в этой работе, и успешно помогала не только достичь результатов лучших студентов КГ, но и превзойти их. Естественно, испытуемые экспериментальной группы имели определённое преимущество перед испытуемыми контрольной группы, не располагавшими такого рода знаниями и умениями. Это можно было определить априори, до начала эксперимента. Смысл последнего заключался в том. что уточнить: а) насколько реальным и практически значимым было преимущество испытуемых ЭГ перед испытуемыми КГ; б) в чём конкретно выражалось это преимущество, по каким направлениям оно проявлялось.

В этой связи автором исследования был установлен коэффициент результативности КР = А\Б, где А обозначало убедительность, целесообразность решений, принятых испытуемыми в ходе эксперимента, Б - время, затраченное на предварительную работу и принятие решений.

Тем самым, проверялась эффективность внеаудиторной работы, построенных на основе системы с применением творческих секций по различным направлениям, разработанной автором диссертации – ЭГ, и КГ (с внеаудиторной работой в традиционном виде самостоятельной подготовки к занятиям).

Для этого по каждому студенту за отдельное испытание были вычислены средние оценки экспертов по всем четырем испытаниям, а суммы средних баллов экспертов каждому студенту стали искомым показателем А по каждому испытуемому (в Приложении исследования приведены таблицы с проставленными баллами и временем по каждому заданию каждому студенту, принимавшему участие в контрольном эксперименте).

Полученные результаты подтвердили предположение, что разрыв в показателях обеих групп будет весьма существенным. Это видно из нижеприведённой таблицы. Результаты обучающего эксперимента контрольной группы (в баллах) Контрольная группа (КГ),номер испытуемого Параметры Убедительность и целесообразностьрешений в ходевыполнения всехзаданий (А), суммасредних балловэкспертов за каждоезадание Суммарноевремявыполнениязаданий, мин.

Результаты обучающего эксперимента экспериментальной группы (в баллах) Эксперимента льная группа(ЭГ), номер испытуемого Параметры Убедительность и целесообразностьрешений в ходевыполнения всехзаданий (А), суммасредних балловэкспертов за каждоезадание Суммарное времявыполнениязаданий, мин. Коэффициент результативн ости КР=А\Б

Коэффициенты результативности студентов экспериментальной группы, которая принимала участие во внеаудиторной работе, построенной по принципу творческих секций, оказались значительно выше коэффициентов студентов контрольной группы, занимающихся внеаудиторной работой в ее устоявшихся формах, как подготовка к семинарам, написание рефератов, выполнение «домашних» заданий и других.

Данные приведённые в таблице, подтверждают, что предложенные в настоящем исследовании формы и методы внеаудиторной работы студентов дают в совокупности необходимые и достаточные основания для повышения эффективности внеаудиторной работы студентов современных учебных заведений музыкального профиля.