Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание профессионального образования в области игрушки Озерова Ольга Викторовна

Содержание профессионального образования в области игрушки
<
Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки Содержание профессионального образования в области игрушки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Озерова Ольга Викторовна. Содержание профессионального образования в области игрушки: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Озерова Ольга Викторовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Высшая школа народных искусств (институт)], 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы профессионального образования в области игрушки 12

1.1 Возникновение, становление и значение игрушки 12

1.2. Профессиональное образование в области игрушки: исторический опыт и современное состояние 25

1.3. Модель содержания профессионального образования в области игрушки 60

Выводы по первой главе 80

Глава 2. Реализация содержания профессионального образования в области художественного проектирования и моделирования игрушки 83

2.1. Взаимодействие содержания и процесса обучения художественному проектированию, моделированию и оформлению игрушки 82

2.2. Организация и методика экспериментальной работы 106

Выводы по второй главе 127

Заключение 129

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Игрушка – обязательный спутник детства,
которая должна отвечать потребностям ребёнка. По определению

Н.Д. Бартрама, игрушка - это радость ребенка, которая отражает жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом. С этих позиций игрушки ребенка обучают, воспитывают и развивают. Отсюда следует, что, игрушка должна обладать безопасностью, нравственностью, этичностью, эстетичностью, дидактичностью.

Виды современных игрушек разнообразны по функциональным и колористическим решениям, они демонстрируют ребенку многообразие современного мира и по сути являются «дорожной картой» познания ребенком окружающего мира. Л.Г. Оршанский отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что в игрушке есть и первое, и второе, и еще много иных сторон».

Существовавшая еще в 50-ые годы, по мнению О.Ф. Байковской, «рабочая группировка» включала игрушки: для творческих игр (куклы и их одежду); настольные игры (типа конструктора); технические (машины и т.д.): для подвижных игр; декоративно-праздничные (елочные украшения), которые, как отмечает В.П. Пряхин, отражают реальный объект с трактовкой «на игрушечный лад».

И несмотря на то, что сегодня игрушки стали более реалистичны (куклы в
современной одежде, машины с современным управлением, иной смысл игр-
конструкторов и т.д.), содержание среднего профессионального образования в
области игрушки, являющегося предельным (высшее образование в этой
области отсутствует), практически не изменилось: все профессиональные
дисциплины независимо (от создания куклы до создания автомобиля) ведутся
одним и тем же преподавателем, не имеющим профильного по отношению к
данной игрушке образования, что недопустимо, отсутствуют учебники, учебно-
методические пособия по конкретным видам игрушек. Все это является
актуальной практической проблемой, требующей решения.

Степень разработанности темы исследования. Проведенный анализ научных трудов в области игрушки показал, что вопросы сущности игрушки, ее

значения, отдельные формы классификации игрушек рассматривали

Н.С. Александрова, Е.А. Аркин, О.Ф. Байковская, Н.Д. Бартрам, Г.Л. Дайн, А.В. Игнатьева, Е.А. Катаева, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкая, Л.Г. Оршанский, Е.А. Флерина, В.П. Пряхин, С.Л. Новоселова, В.В. Онощенко, Д.В. Эльконин. Однако научных исследований по вопросам профессионального образования в области создания игрушки нами не выявлено, что является актуальной научной проблемой.

Практические и научные проблемы обусловили необходимость

разработки содержания среднего профессионального образования в области создания игрушки, обеспечивающего профильную подготовку в этой области с учетом имеющихся противоречий между:

сложившейся системой профессиональной подготовки в области создания игрушки, исключающей профильность образования в игрушке и фактически существующие профили современной игрушки, определяющие гендерность, возрастность, эстетичность, адресность игрушки;

возросшей необходимостью в формировании профессиональных знаний, умений, компетенций, востребованных современным обществом и производством игрушки и отсутствием в образовательной практике научно обоснованного взаимодействия между видами, свойствами, функциями современной игрушки, концентрирующими в себе особенности содержания и процесса профессионального образования.

Поиск решения противоречий позволил сформулировать проблему

исследования, подтверждающую актуальность данного исследования и
необходимость отбора и структурирования содержания среднего

профессионального в области игрушки и определить тему исследования -«Содержание среднего профессионального образования в области игрушки».

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

Объект исследования: профессиональное образование в области игрушки.

Предмет исследования: содержание среднего профессионального образования в области создания игрушки.

Гипотеза исследования: среднее профессиональное образование в области создания игрушки будет более эффективным, если:

изучен исторический и современный материал по вопросам сущности и значения игрушки;

проанализировано состояние профессионального образования в области игрушки, выявлены недостатки и определены принципы построения современного содержания среднего профессионального образования в области создания игрушки;

разработана модель среднего профессионального образования в области игрушки с учетом профилей подготовки;

- определены условия реализации модели среднего профессионального
образования в области создания игрушки с учетом профилей подготовки.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены

задачи исследования:

  1. На основе исторического анализа и выявления значения игрушки разработать классификацию игрушки, которая является предметной профессиологической основой и отличительным фактором профилей подготовки специалистов и содержания профессионального образования.

  2. Проанализировать современное состояние профессионального образования в области создания игрушки и разработать принципы построения современного содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

3. Разработать модель содержания среднего профессионального
образования в области игрушки с учетом конкретных профилей подготовки.

  1. Определить условия реализации модели содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

  2. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

Научная новизна диссертационного исследования:

Установлена взаимосвязь историко-художественных традиций и

художественно-технологических особенностей создания игрушки,

определяющих творческую художественно-проектную деятельность и

являющуюся основой содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

Разработана модель содержания среднего профессионального

образования в области игрушки, основанная на системном, деятельностном, компетентностном и психодидактическом подходах, комплексе специфических особенностей, как самой игрушки, так и требований к профильному содержанию профессионального образования в этой области.

Раскрыты дидактические условия реализации разработанного содержания среднего профессионального образования в области создания игрушки: методы, средства, формы обучения.

Разработан учебно-методический комплекс с учетом специфики среднего профессионального образования в области создания игрушки.

Теоретическая значимость исследования:

- определены исторические этапы формирования профессионального
образования в области создания игрушки;

- разработана классификация игрушки, соотнесенная с установленными
обязательными характеристиками игрушки и профессиональным образованием
в области их создания;

дано обоснование установленным профилям подготовки в области создания игрушки.

выявлены системный, компетентностный и психодидактический подходы, положения теории деятельности, как определяющие в построении модели содержании среднего профессионального образования, которая включает теоретические положения, этапы процесса освоения содержания образования и разработанные уточняющие компетенции, направленные на усвоение содержания дисциплин профессиональных профилей «Художественное проектирование, моделирование и оформление образной игрушки», «Художественное проектирование, моделирование и оформление

конструктивной игрушки», «Художественное проектирование, моделирование и оформление сюжетно-ролевой игрушки»;

- разработаны методы, средства, формы обучения художественному
проектированию, моделированию и оформлению игрушки по конкретным
профилям подготовки;

Практическая значимость исследования:

- внедрена модель содержания среднего профессионального образования
в области игрушки;

- разработана учебная экспериментальная рабочая программа
профессионального модуля «Творческая художественно-проектная
деятельность в художественном проектировании, моделировании и оформлении
игрушки»: «Проектирование образной игрушки»;

- разработано экспериментальное учебное пособие профессионального
модуля «Творческая художественно-проектная деятельность в художественном
проектировании, моделировании и оформлении образной игрушки»:
«Проектирование образной игрушки».

Методолого-теоретическую основу исследования составили:

концепции ученых, отражающие сущность и значимость игрушки в культурном наследии (Н.С. Александрова, Н.Д. Бартрам, О.Ф. Байковская, И.Я. Богуславская, Г.Л. Дайн, Л.Г. Оршанский, В.П. Пряхин, Н.Д. Шоломицкая); положения теории развивающего и поэтапного обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.);

теории народного искусства (М.А. Некрасова, В.Ф. Максимович);

- теории проектной культуры (Д.Н. Гвишиани, О.И. Генисаретий,
С.О. Хан-Магомедов, К.М. Кантор);

- теория и методика профессионального образования (Н.М. Александрова,
С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Л.М. Ванюшкина, И.К. Дракина, В.Ф.
Максимович, А.М. Новиков, Э.В Онищенко и др.);

- теория художественного образования (В.Ф. Зива, С.П. Ломов,
В.С. Кузин, Л.Г. Савенкова, Л.В. Школяр, Н.Н. Фомина, и др.).

Экспериментальная база исследования:

Сергиев-Посадский филиал и Художественно-педагогический музей игрушки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», игрушечное предприятие ООО «Русский стиль Подмосковья» г. Хотьково Московской области и муниципальное учреждение культуры Досугово-эстетический центр «Наследие» г. Сергиев Посад Московской области.

Общее количество студентов, задействованных в эксперименте, составляло 60 человек, 7 преподавателей и 5 специалистов предприятий.

Этапы исследования:

На первом этапе (2013-2014 гг.) научно-поисковом: проведено
исследование архивных материалов, психолого-педагогической,

искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; изучен

практический опыт; обоснована актуальность темы, сформулирована гипотеза и определены методологическая и теоретическая базы исследования, разработана методика экспериментальной работы.

На втором этапе (2014-2015 гг.) научно-экспериментальном:

разработаны методолого-теоретические положения исследования и профили
подготовки; разработана модель содержания среднего профессионального

образования в области игрушки; скорректирована методика обучения, как основа формирования продвижения обучающихся к творческой художественно-проектной деятельности в области образной, конструктивной и сюжетно-ролевой игрушки;

На третьем этапе (2015-2016 гг.) формирующем: систематизированы
результаты теоретического и экспериментального исследования; апробирована
и внедрена модель содержания среднего профессионального образования в
области игрушки; проведен анализ, обработка и оформление полученных

результатов работы.

Положения, выносимые на защиту:

1) Игрушка – элемент детской повседневности, имеет воспитательное значение и с учетом таких обязательных свойств, как безопасность, образность, адресность, дидактичность, размерность, эстетичность, нравственность,

гендерность является «дорожной картой» ребенка в постижении окружающего его мира.

Ценность игрушки определяется профессиональным художественно-

творческим уровнем специалиста, создающего игрушку, пониманием сущности игрушки как культурного феномена, имеющего кросс-культурную особенность, поскольку игрушка всегда находится на рубеже нескольких культур. Именно это должно являться основой современного профессионального образования в области игрушки.

2) Существующее среднее профессиональное образование в области
игрушки, при этом предельное (высшее образование в этой области

отсутствует), не отвечает современным требованиям, поскольку не отражает
профильность игрушки (преподавание всех видов игрушек ведется одним и тем
же преподавателем, не имеющим профильного высшего образования) и

требует пересмотра существующих образовательных и учебных программ,
создания современной модели содержания среднего профессионального

образования в области игрушки.

3) Разработанная модель содержания среднего профессионального
образования в области игрушки:

основывается на системном, деятельностном, компетентностном, психодидактическом походах;

включает разработанную профильную классификацию игрушек (образная, конструктивная, сюжетно-ролевая);

- отражает общепрофессиональные и профильные дисциплины,
формируемые компетенции данными дисциплинами, соотнесенными с каждым
разработанным профилем игрушки:

- представляет содержание профильных дипломных работ, уровень
сформированности компетенций выпускников по установленным профилям
подготовки, проявляющихся в художественном проектировании,
моделировании и оформлении игрушки в соответствии с профилем подготовки
(дифференцированно в области образной, конструктивной, сюжетно-ролевой
игрушки).

4) Определяющими условиями реализации разработанной модели

являются:

создание творческой художественно-проектной профильной среды;

разработка образовательных и учебных программ по всем дисциплинам, соотнесенных с профилем подготовки;

-последовательность обучения, включающая такие этапы, как

концептуально - поисковый, проектно-исследовательский, проектно-

художественный и материализационный, собственно выполнение игрушки в материале;

- интегративность обучения, включающая теоретические и практические
занятия, в том числе в Музее игрушки и собственно-выставочную деятельность
обучающихся, и учитывающая оценочные критерии, индивидуально
разработанные для учебных дисциплин каждого профиля подготовки.

Достоверность исследования обеспечивается применением системного, деятельностного, компетентстного, психодидактического подходом к изучению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям и задачам, изучением исторической и современной педагогической практики и организацией экспериментальной работы, реализацией комплексной методики исследования.

Апробация результатов исследования. Экспериментальные

исследования осуществлялись в Сергиево-Посадском филиале и

Художественно-педагогическом музее игрушки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)».

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на
методологических семинарах, заседаниях кафедры теории и методики
профессионального образования Высшей школы народных искусств (институт)
в 2011-2016 гг.; международной научно-практической конференции

«Традиционно-прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития». (Санкт-Петербург, 2011 г.); конференции «В мире игрушек XIX века» (Сергиев Посад, 2014 г.); Межрегиональном фестивале ремесел и фольклора «Матренина неделя» (Санкт Петербург, 2011 г.); фестивалях «Игрушка в культуре России» (Сергиев Посад, 2012 г., 2013 г., 2014 г., 2015 г.). Внедрение результатов исследования

осуществлялось в Сергиево-Посадском филиале и Художественно-

педагогическом музее игрушки ФГБОУ ВО Высшей школе народных искусств (институт).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 179 наименований и 5 приложений. Общий объем диссертации с приложениями составляет 193 страницы.

Профессиональное образование в области игрушки: исторический опыт и современное состояние

Игрушка является важнейшей составляющей человеческой культуры, и представляет огромную ценность, являясь «хранилищем информации», которую нужно уметь понять и расшифровать. В игрушке обнаруживаются ответы на многие вопросы, характеризующие культуру общества в различных ее проявлениях. Необходимо подчеркнуть, что хронологические рамки исследования игрушки охватывают более 150 летний период становления, развития и возникновения первых новых форм промышленной игрушки и создание первых мастерских по обучению изготовления игрушки.

Первый этап нашего исследования посвящен изучению возникновения и становления игрушки и охватывает период с 1850 по 1918 гг. Развитию игрушки способствовали местные промыслы – уникальные очаги народного творчества, подарившие России талантливых мастеров. По мнению Г. Л. Дайн «У нас в России – игрушка имеет свое поле сражения на культурном фронте» [41].

Исследование показало, что в этот период формируются центры кустарного производства по изготовлению игрушки из различных материалов в Архангельской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Полтавской, Рязанской, Саратовской, Тверской, Тульской, Ярославской, Черниговской губерниях. Самым крупным центром кустарно-игрушечного производства в Московской губернии являлся Сергиевский посад.

Важно подчеркнуть, что в Сергиевом Посаде производились почти все виды игрушек. «Сергиев Посад (Московской губернии) в течение многих столетий служил просветительным центром всей России. ... при Александре втором окончательно изъявляет свое направление Московская губерния, заняв первое место в игрушечном деле России» [32, c.9]. Рассматривая далее развитие русской игрушки середины XIX века, отметим, что в этот период на игрушечных предприятиях В. А. Ковыршина, Крутова в Москве, Шмидта в Санкт-Петербурге, Фиреке и Лейтке в Риге, П. Н. Талаева в Дмитровском уезде, А. Д. Анкудинова в Нижнем Новгороде происходит поиск новых сюжетов. Игрушечники исполняют новые модели игрушек.

Важное значение имеет научная позиция искусствоведов М. А. Некрасовой и С. М. Темерина, которая заложена в их фундаментальных трудах по изучению народного искусства. По их мнению, успех игрушечно-кустарной промышленности объясняется не только подъемом собственной инициативы и предприимчивости кустарей, развитием среди них кооперативных обществ и повышением самосознания, но главным образом содействием со стороны земства, правительства и частных лиц [112].

Из выше перечисленных исследований, в области игрушки нам представляется наиболее важным и значимым деятельность Н. Д. Бартрама, который сумел привлечь к игрушке внимание широкой общественности России. По его инициативе в 1909 г. и 1910 г. были организованы выставки «История игрушки» и «Как делают игрушки».

Н.Д. Бартрам определил игрушку, как «особый вид искусства и по своим целям, и по способам обработки форм, отражающим творческие порывы ребёнка и по своим достижениям, совмещающим в себе и живопись и скульптуру, декоративно–прикладное искусство и наконец, театральное искусство» [10,11,с.3].

Раскрывая проблему возникновения и становления игрушки в России, наши исследования обращены к изучению и анализу архивных документов по игрушке [6, 7, 25, 33, 42, 51, 93, 106, 121, 122, 126, 134, 137, 138, 150, 155, 157, 166]. Изучение исторической литературы показало, что развитию игрушки способствовали журналы, такие как «Мир искусства» (1898-1904), «Художественные сокровища России» (1901-1907), «Союз русских художников» (1902-1923), «Свободное воспитание» (1901-1914), «Советская игрушка» (1919 1936), «Игрушка», «Дошкольное воспитание» (1919) и др., в которых освещались проблемы развития игрушки, публиковались выступления педагогов, рассматривались вопросы культуры страны и воспитания детей. Распространению и развитию игрушки этого периода способствовали многочисленные важнейшие ярмарки: «Макарьевская» в Нижнем Новгороде, «Ирбитская» на Урале, «Тихвинская» во Владимире, ярмарки в Москве, Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде. Проходили выставки в России: в 1902г., 1913 г. «Всероссийская выставка кустарной промышленности», в 1903 году «Игрушка в жизни ребенка» [61], «Игрушки прошлого и настоящего» и «Как делают игрушки» в Москве в 1909 и1910 годах. Для нашего диссертационного исследования особенно интересно и важно то, что на Всемирной выставке в Париже в 1900 и 1904 г. Золотой медали и «Гран-при» была удостоена Матрёшка, изготовленная В. П. Звёздочкиным, ставшая национальной игрушкой России. В 1902 году, на первой всероссийской кустарной выставке показано значение игрушки «явившейся своего рода откровением для русского общества и впервые показавшей во весь рост значение, самобытность и разнообразие кустарных промыслов» [137]. В 1905 году игрушки столярной и токарной мастерской премированы на Всемирной выставке в Милане. Всероссийская кустарная выставка в 1913 году, проходившая под покровительством Императрицы Александры Федоровны, на которой «в первую голову был поставлен стиль великорусский, народный и исторический» [137].

Подводя итог, с позиции подхода исторической реконструкции отметим, что в исследуемый период с 1850 по 1918 гг. организуются производства игрушки, открываются учебные мастерские, формируются разнообразные виды игрушек: бумажные и мастичные, токарные и глиняные, резные из дерева, металлические и смешанные. Закладываются основы и принципы построения игрушечного производства, формируются школы, разделяющиеся по видам игрушки и месту их производства. Впервые игрушки вывозятся на всероссийские и международные выставки.

Модель содержания профессионального образования в области игрушки

На основе изучения и анализа научных трудов было выявлено, что научная сторона вопроса по развитию игрушки отразилась в трудах сотрудников Научно -исследовательского института игрушки: Г.Г. Локуциевской «Художественное конструирование игр для производства из различных материалов с учетом характерных особенностей каждого материала», В. Сахаровой «Художественный образ современной куклы в России и за рубежом», Е.И. Капчик «Художественное конструирование и оформление игрушек из дерева», Л. М. Эйдальс «Техническая игрушка для детей раннего возраста». Результаты этих научных исследований использовались в организации и программных документах профессионального образования в области игрушки.

В этот период в практической работе советских педагогов и детских учреждений принимается рабочая группировка игр и игрушек: игрушки для творческих сюжетных игр, игры-занятия (настольные игры, конструкторы, строительные материалы, конструкторы и др.), технические игрушки (машинки, трактора и др.), игрушки для подвижных и спортивных игр, декоративные карнавально-праздничные игрушки [8].

В 1974 году Загорский художественно-промышленный техникум игрушки продолжал подготавливать специалистов по игрушке по различным специальностям. На основе изучения и анализа архивных документов Сергиево Посадского филиала ВШНИ выявлено, что учебный план по специальности 2127 «Художественное оформление игрушки» содержит такие дисциплины профильного цикла как: «Рисунок», «Живопись», «Анатомия», «Основы скульптуры», «История игрушки», «Педагогические и санитарные требования к игрушке», «Композиция», «Технология окраски и росписи игрушки», «Материаловедение и технология производства игрушки». Практическое обучение в мастерских разделялось: конструктивное и образное. Необходимо подчеркнуть, что согласно квалификационной характеристики специальности «Проектирование и художественное оформление игрушки», специалисты

подготавливались для работы на фабриках игрушки и для проектно-конструкторских бюро. Специалист должен был уметь составлять эскиз художественного оформления и росписи игрушки, создавать проект игрушки нового образца, выполнять чертеж игрушки, изготавливать в материале новый образец по эскизу и чертежу, составлять техническую документацию на игрушку.

Установлено, что с 1981 года учебное заведение расширяет подготовку специалистов в области игрушки по специальностям: «Художник-оформитель по игрушке», «Техник-технолог по игрушке», по 4 специализациям: производство игрушек из дерева, из пластмасс, металла и производство мягких игрушек.

В рамках нашего исследования выявлено, что в 1984 году согласно нормативному документу Министерства образования №Д-8-6014 от 25.06.1984 г. разрабатывается индивидуальный учебный план для «Загорского художественно-промышленного техникума игрушки», по специальности 2127 «Художественное оформление», который предусматривал специализацию для предприятий Министерства местной промышленности РСФСР, «Конструирование и художественное оформление игрушки».

Исходя из обзора архивных документов, Сергиево Посадского филиала ВШНИ, учебный план разбивается на 3 цикла: социально-экономический, общеобразовательный и специальный, в который входят общеспециальные предметы, профилирующие предметы, практическое обучение в мастерских и дополнительная самостоятельная работа. В специальный цикл добавляются такие предметы как «История изобразительного искусства», «Основы оформительского искусства». Профилирующие предметы содержат «Историю игрушки, педагогические и санитарные требования к ней», «Материаловедение», «Экономику», «Технологию окраски и росписи игрушек», «Основы конструирования и моделирования». Вводятся дополнительные часы консультаций для специальных предметов в период технологических практик в количестве 60 часов на группу. Уделяется большое внимание производственным практикам: производственное обучение проводится на ведущих предприятиях игрушечной отрасли в таких городах, как Москва, Киев, Ярославль, Санкт 44

Петербург, Сергиев Посад. Разрабатывается и внедряется план стажировки на предприятиях для преподавателей, содержание, которого предусматривало изучение новых технологий отделки деревянных игрушек, игрушек из полиэтилена, ПВХ пластизолей, шелкотрафаретной печати. Установлено, что в результате повышения квалификации в «Московском художественном училище памяти 1905 года» Н.А. Артемовой разрабатываются методические рекомендации к дипломному проектированию, утверждается программа «Производство игрушек», вводится дополнительный курс «Фотографика».

Далее было установлено, что в 1991 году вводится экспериментальный учебный план по специальности 2815 «Производство игрушек» со специализациями: производство игрушек из дерева, производство мягких игрушек и изделий из ткани, производство игрушек и изделий из пластмасс, производство игрушек и металлоизделий, проектирование и художественное оформление игрушек. Т.А. Рудевой разрабатывается программа по композиции игрушки, подразумевавшая изучение основ композиции на плоскости, через народную объемную игрушку к собственным проектам. Единственное учебное заведение в России конца XX века «Российский художественно-технический колледж игрушки» подготавливал кадры художников и технологов по игрушке для всей страны, введя в учебный процесс экспериментальный учебный план, разрабатывая программы, развивая профессиональные знания и навыки, необходимые для разработки новых видов игрушки.

Взаимодействие содержания и процесса обучения художественному проектированию, моделированию и оформлению игрушки

В соответствии с образовательными профилями и компетенциями в ходе исследования разрабатывалось содержание общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Отметим, что при этом не затрагивались учебные дисциплины общеобразовательного цикла и дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла, содержание которых практически не изменяется под влиянием появления новых профилей и компетенций. Их содержание может быть скорректировано в соответствии с появлением того или иного образовательного профиля, что во многом зависит от набора студентов. Например, в содержании профильной учебной дисциплины «Материаловедение образной игрушки», общеобразовательного цикла, для подготовки специалистов по профилю «Художественное проектирование, моделирование и оформление образной игрушки», обязаны быть включены основные сведения о материалах, применяемые для изготовления игрушек: пенопласты, пластизоли, вспененные материалы; материалы, применяемые при изготовлении мягких игрушек, особенности изготовления игрушки из прошивного меха; материалы, применяемые для глазных механизмов; париков для кукол; материалы, применяемые для изготовления обуви и одежды для кукол, и их разновидность.

На основе изучения федерального государственного образовательного стандарта, учебных планов, программ, используемых в практике подготовки специалистов среднего профессионального образования, в области игрушки считаем, что к общепрофессиональным дисциплинам, которые изучают студенты любого профиля, относятся такие дисциплины, как: «Рисунок», «Живопись», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы композиции», «Пропедевтика изготовления игрушки», «Скульптура и пластическое моделирование», «История игрушки», «Народные художественные промыслы», «Компьютерные технологии». Общепрофессиональные дисциплины, такие как «Пропедевтика изготовления игрушки» и «Компьютерные технологии» введены в содержание профессионального образования с целью приобретения обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций в области: безопасности игрушки, ее гендерного и возрастного предназначения; компьютерных технологий, используемых в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки. Знания, умения и навыки, приобретенные на этих дисциплинах, позволяют вести профессиональную деятельность с учетом фундаментальных основ разработки игрушки, востребованных при формировании профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по разным профилям. В связи с определением профилей подготовки в художественном проектировании, моделировании и оформлении игрушки мы систематизировали процесс содержания профессионального образования с выделением следующих групп дисциплин: - дисциплины, формирующие компетенции в области образной игрушки: «Материаловедение», «Морфология и анатомия человека и животных», «Проектирование образной игрушки», «Технология изготовления образной игрушки», «Гипсовое формование»; -дисциплины, формирующие компетенции в области конструктивной игрушки: «Материаловедение», «Технический рисунок», «Черчение конструктивно игрушки», «Проектирование конструктивной игрушки», «Технология изготовления конструктивной игрушки», «Техническая механика», «Бумагопластика»; -дисциплины, формирующие компетенции в области сюжетно-ролевой игрушки: «Материаловедение», «Морфология и анатомия человека и животных», «Проектирование сюжетно-ролевых игрушек», «Технология изготовления игрушек и игровых комплексов», «Технология изготовления механизмов игрушки».

Перечисленные выше дисциплины имеют устоявшиеся и новые названия. Новые названия принадлежат дисциплинам, которых не было в учебном процессе ранее и которые раскрывают профильную специфику содержания профессионального образования в области игрушки. Содержание перечисленных выше новых дисциплин, а к ним относятся: «Материаловедение образной игрушки», «Морфология и анатомия человека и животных», «Проектирование образной игрушки», «Технология изготовления образной игрушки» (профиль «художественное проектирование, моделирование и оформление образной игрушки»), «Материаловедение конструктивной игрушки», «Черчение конструктивной игрушки», Проектирование конструктивной игрушки», «Технология изготовления конструктивной игрушки», «Техническая механика» (профиль художественное проектирование, моделирование и оформление конструктивной игрушки»), «Материаловедение сюжетно-ролевой игрушки», «Морфология и анатомия человека и животных», «Проектирование сюжетно-ролевой игрушки», «Технология изготовления игрушек и игровых комплексов», «Технология изготовления механизмов игрушки» (профиль «художественное проектирование, моделирование и оформление сюжетно-ролевой игрушки») строится на рассмотренных в данном параграфе принципах отбора содержания и соответствует логике раскрытия особенностей художественного проектирования, моделирования и оформления игрушки. Перечисленные дисциплины имеют теоретические и практические занятия, при этом практическое освоение информационного материала в учебном времени на 60% превалирует над теоретическим, что объясняется направленностью на освоение студентами творческой художественно-проектной деятельности в области игрушки.

Практическое освоение профессиональной деятельности продолжается на учебной и производственной практике в рамках профильной подготовки специалистов в области игрушки.

Важным этапом в освоении содержания образования является выпускная квалификационная работа (дипломная работа). Общее содержание выпускной квалификационной работы в соответствии со средним профессиональным образованием отвечает требованиям к формированию компетенций в соответствии с профилями специальности. Выпускная квалификационная работа не зависимо от профиля включает в себя выполнение эталонного образца игрушки в модели или в материале, пояснительной записки и художественно-графическое изображение модели игрушки.

В ходе нашего исследования были сформированы компетенции, которые студенты осваивают в процессе обучения в рамках профилей (см. рис.2). Компетенции отражают последовательность разработки содержания среднего профессионального образования в области игрушки.

Примером специфических компетенций, например, по профилю «художественное проектирование, моделирование и оформление образной игрушки» является: - умение использовать материалы и их свойства, то есть применять знания при разработке творческого замысла, моделировании игрушки. - владение знаниями морфологии и пластической анатомии человека и животных, то есть применять знания при разработке творческого замысла, моделирования образной игрушки с учетом особенностей морфологии, анатомического строения животных и человека; - владение основными приемами и методами проектирования и моделирования образной игрушки, то есть создание новых образцов образных игрушек; - применение знаний технологии в изготовлении образной игрушки, то есть при разработке творческого замысла, моделирования образной игрушки использовать технологические особенности каждого вида игрушки.

Модель содержания среднего профессионального образования в области игрушки, в основе которой заложена новая классификация игрушек, позволяет подготовить специалистов в области игрушки, обладающих глубокими знаниями, умениями и навыками необходимыми для изготовления различных видов игрушки, отвечающих требованиям критериев их создания и условием использования.

Организация и методика экспериментальной работы

Все пункты алгоритма проводятся в строгой последовательности и с учетом особенностей каждой детали проекта «кукла».

Преподаватель осуществляет педагогическую деятельность, используя индивидуальную форму обучения, различными способами. Одним из таких способов является индивидуальная работа со студентом, например помощь в составлении лекал для костюма куклы, или в консультации входе формования отдельных частей игрушки. Другим способом может стать работа со студентами спланированная на основе опыта аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, когда они выполняют индивидуальные творческие задания.

Творческая художественная среда обучения является неотъемлемым компонентом обучения студентов художественному проектированию, моделированию и оформлению игрушки. Задачей преподавателя является создание такой среды обучения, когда происходит погружение студента в творческую, художественно-проектную деятельность. При этом раскрываются индивидуальные способности студента, его заинтересованность в творческом поиске. Преподаватель при обучении студентов создает среду обучения, в которой происходит постоянное соприкосновение с игрушкой. Для этого задействованы в обучении детские театры, музеи игрушки, тематические выставки игрушки, детские образовательные учреждения.

По определению В.А. Ясвина среда обучения является частью образовательной среды, которая обладает большей мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней – от федерального, регионального до основного своего первоэлемента-среды конкретного учебного заведения [179]. Отсюда можно заключить, что обучающая среда формирует как первоэлемент образовательную среду учебного заведения, региона и федерации, поэтому отношение к ней преподавателя обязано быть профессиональным и соответствовать требованиям к формированию специалиста.

Мы полностью согласны с мнением В.В. Рубцова о том, что образовательная среда - это форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которая создает особые виды общности, между обучающимися и педагогом, а также между самими учащимися, обеспечивающая передачу необходимых для функционирования в данной общности норм жизнедеятельности, включая знания, умения, навыки учебной и коммуникативной деятельности [128].

В ходе исследования содержания среднего профессионального образования в области игрушки было определено, что под погружением студента в творческую художественно-проектную деятельность при создании игрушки можно понимать личную заинтересованность студента в создании инновационного проекта игрушки и его материализации. Среда обучения, включающая оснащенные современным оборудованием мастерские и учебные аудитории, дополненная средой музеев, детских учебных заведений и театров, позволяет ориентировать и направлять студентов в русло творческого созидания и научно исследовательской поисковой деятельности.

На основании проведенных исследований можно составить общую картину взаимосвязи содержания, методов, средств, форм и критериев оценки по всем этапам освоения дисциплин – профессиональных модулей. Ввиду того, что в рамках данного диссертационного исследования более подробно рассматривается образовательный профиль «Художественное проектирование, моделирование и оформление образной игрушки» остановимся на данном профиле. Критерии оценивания осваиваемых компетенций по профилю разрабатывали с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. В таблице 5 фигурируют критерии оценивания освоения содержания дисциплин указанного выше профиля, построенные по принципу системности.

Отличительной особенностью оценивания уровня освоения содержания является разработанная нами оценка качества подготовки студентов в ходе эксперимента, осуществляемая при введении трех показателей: - высокий показатель уровня освоения учебного материала; - средний показатель уровня освоения учебного материала; - низкий показатель уровня освоения учебного материала.

К высокому показателю уровня освоения учебного материала мы относим грамотное натурное преобразование материала в декоративную форму, анализ свойств и критериев игрушки при разработке творческого замысла и моделировании игрушки; знание законов формообразования (функция, конструкция, материал, технология); использование знаний и методов технологий производства и свойств материалов при изготовлении игрушки.

К среднему показателю уровня освоения учебного материала мы отнесли натурное преобразование материала в декоративную форму, знание свойств и критериев игрушки при разработке творческого замысла и моделировании игрушки; знание законов формообразования (функция, конструкция, материал, технология); использование знаний и методов технологий производства и свойств материалов при изготовлении игрушки.

К низкому показателю уровня освоения учебного материала мы отнесли натурное преобразование материала в декоративную форму; разработку творческого замысла и моделирование игрушки; использование знаний и методов технологий производства и свойств материалов при изготовлении игрушки. В ходе изучения содержания, методов, средств, форм организации и критериев оценивания по дисциплинам были уточнены профессиональные компетенции. Соотнесение содержания, методов, средств, форм организации и критериев оценивания с конкретным этапом освоения дисциплин профессиональных модулей по профилю «Художественное проектирование, моделирование и оформление образной игрушки» продемонстрировано в табл. 5.